г.Калуга |
|
21 января 2020 г. |
Дело N А83-15024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
cудей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Алупка" МВД России: Горгула Д.А. - приказ от 24.05.2019 N 1362л/с; Перетятько М.М. - от 04.12.2019 N 02-11/816; Дишко А.К. - от 23.08.2019 N 02-11/559; Братухина Ю.А. - от 09.01.2020 N 20-11/14; Еригина М.Ю. - от 09.01.2020 N 02-11/13;
от Совету Министров Республики Крым: Еланский М.М. - от 22.11.2019 N 1/01-57/7970/40/1;
от Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым: Шельтик Е.В. от 30.12.2019 N 961-03 до 21.12.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД РФ на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А83-15024/2018,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - заявитель, Учреждение, ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к Совету министров Республики Крым (далее - Совмин), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество) с заявлением, (с учетом уточнений, принятых к рассмотрению, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), о признании незаконным решения Главы Республики Крым от 03.09.2018 N 1/38457/01-37/1 "Об отказе в передаче земельного участка"; об обязании Совет министров Республики Крым издать в пределах своих полномочий распоряжение о передаче земельного участка с кадастровым номером 90:25:070401:3334, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Парковое, ул.Петровского, д.2, из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым подготовить проект распоряжения Совета Министров Республики Крым о передаче земельного участка с кадастровым номером 90:25:070401:3334, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Парковое, ул.Петровского, д.2, из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность и обеспечить его исполнение.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019 в удовлетворении заявления ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019 оставлено без изменения, суд возвратил Учреждению из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
Не согласившись с решением и постановлением ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД РФ обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, приняв новый судебный акт, ссылаясь на Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в обоснование размера испрашиваемого земельного участка, необходимого для осуществления своей деятельности и обеспечения антитеррористической защищенности объектов системы МВД, предполагающей соблюдение требований к ограждению, установлению линии охраны, запретной зоны, контрольно-пропускного пункта. Помимо этого податель жалобы указывает на отсутствие у Совета министров Республики Крым оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), для отказа в предоставлении земельного участка, о предварительном согласовании предоставления которого ранее было принято соответствующее решение, являющееся в силу пункта 16 статьи 39.15 ЗК РФ основанием для предоставления земельного участка.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы по прежнему указывая, что доводы об особом статусе учреждения и необходимости в этой связи предоставления дополнительного земельного участка с целью соблюдения требований антитеррористической защищенности являются новыми, данные доводы в нарушение части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ не были заявлены в суде первой инстанции, а поэтому не могут быть заявлены на стадии апелляционного обжалования.
Совет Министров Республики Крым в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылаясь на отсутствие обоснования необходимости передачи в федеральную собственность из собственности Республики Крым земельного участка площадью более чем в 200 раз превышающего площадь объекта недвижимости, находящегося в пользовании учреждения.
Представители ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы в полном объёме.
Представители Совета Министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым просили отказать в удовлетворении требований.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 1298-р и является медицинской (санаторно-курортной) организацией системы МВД России, входящей в состав органов внутренних дел Российской Федерации.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 01.02.2017 N 87-р "О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" недвижимое имущество, транспортные средства и движимое имущество санатория были переданы согласно приложению в федеральную собственность и закреплены на праве оперативного управления за ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России".
Переданное имущество санатория расположено на земельном участке с кадастровым номером 90:25:070401:527 по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Парковое, ул.Петровского, д.2, который принадлежит учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании приказа Минимущества от 19.01.2018 N 49, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.02.2018 (т.1 л.д.132-134).
В числе объектов недвижимого имущества был передан объект недвижимости ТП (лит. К), площадью 123,40 м, кадастровый номер 90:25:070401:536, который располагается на спорном смежном земельном участке, находящемся в государственной собственности Республики Крым.
ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" 12.12.2017 обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Парковое, ул.Петровская, д.2, общей площадью 27 800 м, обосновывая необходимость образования земельного участка испрашиваемой площадью и предоставления участка без проведения торгов на праве бессрочного пользования наличием на этом участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего учреждению на праве оперативного управления (т.2 л.д.113-116).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 26.04.2018 N 921 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 27 800 м?, местоположение: Республика Крым, г.Ялта, пгт.Парковое, ул.Петровская, 2; земельный участок отнесен к категории земли - "земли населенных пунктов", установлен вид разрешенного использования -"стационарно-медицинское обслуживание"; дано предварительное согласование предоставления в постоянное (бессрочное) пользование учреждению указанного земельного участка (т.1 л.д.60-63).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет под номером 90:25:070401:3334 и на него зарегистрировано право собственности Республики Крым (выписка из ЕГРН N 90:25:070401:3334-90/090/2018-1 от 21.06.2018), земельный участок включен в состав казны Республики Крым.
01.08.2018 Учреждение обратилось в Совет министров Республики Крым с заявлением N 02-02/504 о безвозмездной передаче из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность сформированного земельного участка площадью 27 800 м? с кадастровым номером 90:25:070401:3334, с последующим его закреплением за ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России", мотивируя необходимость такой передачи тем, что на земельном участке размещено учреждение федеральной собственности.
Решением Главы Республики Крым от 03.09.2018 N 2/38457/01-37/1 Учреждению отказано в передаче земельного участка из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность по мотивам того, что земельный участок с кадастровым номером 90:25:070401:3334 многократно превышает площадь расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости, что при отсутствии доказательств использования учреждением всей территории участка и регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок влечет невозможность осуществления мероприятий по безвозмездной передаче земельного участка в федеральную собственность в порядке положений статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ.
Полагая, что такое решение является незаконным и нарушает права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности, ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Таким образом, в настоящем деле имеет место спор относительно передачи вновь образованного земельного участка площадью 27 800 м из государственной собственности субъекта в федеральную собственность для целей размещения на нем федерального санаторного учреждения.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019, в удовлетворении заявления ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России отказано.
Не согласившись с решением и постановлением ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД РФ обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы с учётом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для принятия решения о признании недействительным ненормативного акта, решения органа, действия (бездействия) необходимы оба условия, предусмотренных названными статьями.
Из заявления учреждения в адрес Министерства от 12.12.2017 N 834 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 27 800 мI, находящегося в государственной собственности Республики Крым, в постоянное (бессрочное) пользование, как установлено судами следовало, что в качестве правового основания предоставления земельного участка без торгов учреждение ссылалось на положения статей 39.9, 39.14, 39.15 ЗК РФ, приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", обосновывая при этом фактическую необходимость предоставления земельного участка, целью использования земельного участка для размещения зданий, наличия на земельном участке здания ТП (литер К) с кадастровым номером 90:25:070401:536, площадью 123,40 мI, принадлежащего федеральному учреждению на праве оперативного управления.
Статьей 39.9 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Земельный участок может быть предоставлен на таком праве исключительному кругу лиц, в частности, государственным учреждениям в целях осуществления деятельности такого учреждения. Иными словами земельный участок должен быть необходим учреждению для осуществления своей деятельности и такая необходимость должна быть обоснована.
Статьи 39.14 и 39.15 ЗК РФ соответственно устанавливают порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, а так же процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка.
Так, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как установлено судами ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" осуществляет свою деятельность и располагается на ином земельном участке, который является смежным по отношению к испрашиваемому.
На спорном земельном участке расположен один объект недвижимого имущества, находящийся в пользовании учреждения, площадь которого составляет 123,40 кв.м. при том, что площадь самого земельного участка, который необходим учреждению составляет 27 800 мI, что более чем в 200 раз превышает площадь объекта недвижимости.
Судами первой и апелляционной инстанции правомерно отмечено, что исходя из информации, содержащейся в заявлении и приложенном к нему пакете документов, размер испрашиваемого земельного участка не обоснован. Вопреки доводам жалобы земельный участок подлежит формированию с учётом целей его использования.
Установленный подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
В абзацах 2 и 3 пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования. В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
При этом формирование вновь образуемых участков, в том числе определение их границ и площади, должно осуществляться с учетом требований градостроительного регулирования в пределах существующих норм отвода. Дальнейшее использование таких образуемых участков не может противоречить целевому назначению участка и разрешенному использованию расположенных на них объектов недвижимости.
Таким образом, площадь подлежащего предоставлению в порядке статьи 39.9 ЗК РФ земельного участка для обозначенных целей (испрашивался как участок, на котором расположен принадлежащий учреждению объект недвижимого имущества необходимый для осуществления его деятельности) подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Кроме того суд округа поддерживает выводы судебных актов о том, что бремя доказывания необходимого размера земельного участка подлежащего предоставлению на праве постоянного (бессрочного) пользования возлагается на лицо, желающее его получить на таком праве.
Однако, доказательства обоснованности испрашиваемой площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости, учреждением уполномоченному органу не представлялось. Иных обоснований необходимости предоставления учреждению земельного участка в таком размере, в том числе в связи с необходимостью проведения антитеррористических мероприятий, заявление учреждения не содержало.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу положений статьи 39.17 ЗК РФ не является безусловным основанием для принятия решения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, поскольку основания, препятствующие в силу закона предоставлению земельного участка, подлежат установлению уполномоченным органом на момент принятия решения о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
При таких обстоятельствах ссылки подателя кассационной жалобы на наличие не отменённого приказа от 26.04.2018 N 921 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка" в постоянное (бессрочное) пользование и положения статьи 39.16 ЗК РФ, не свидетельствуют о праве учреждения требовать безвозмездной передачи всего спорного земельного участка из собственности Республики Крым в федеральную собственность и защиты такого права в судебном порядке.
Предметом спора по настоящему делу является отказ Главы Республики Крым от 03.09.2018 N 2/38457/01-37/1 в передаче спорного земельного участка по заявлению начальника учреждения от 03.08.2018 о безвозмездной передаче земельного участка из государственной собственности Республики Крым в собственность Российской Федерации.
В силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, может находится в федеральной собственности.
Находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 8-П имущество, находящееся в федеральной собственности, может быть безвозмездно передано в собственность субъектов Российской Федерации; в свою очередь, имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, может быть безвозмездно передано в федеральную собственность, причем такая передача не является допускаемым на основании статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации принудительным отчуждением имущества для федеральных нужд, предполагающим предварительное и равноценное возмещение. В то же время имущество, передаваемое в процессе разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами, остается государственной собственностью и должно использоваться органами государственной власти не иначе как для осуществления ими своих полномочий в конституционно установленных целях. Таким образом, разграничение государственной собственности и передача имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляемая в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не должны быть произвольными.
Однако судами не установлено фактических обстоятельств, которые бы позволяли считать, что Федеральному казённому учреждению здравоохранения "Санаторий "Алупка" был когда-либо ранее предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 27 800 мI, который находится в государственной собственности Республики Крым и данный земельный участок используется учреждением. При этом судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что заявление учреждения подано не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, а в порядке предоставления земельного участка. Кроме того, заявитель фактически отождествляет две разные процедуры - предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, и передача в федеральную собственность имущества федерального учреждения. Вместе с тем, положениями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрен порядок (процедура) безвозмездной передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, которая осуществляется на основании заявления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также прилагаемых к нему документов, то есть в силу специальных полномочий, переданных данному органу исполнительной власти собственником.
Помимо этого в целях реализации положений Федерального закона N 122-ФЗ Советом министров Республики Крым принято постановление 01.12.2014 N 492 "Об утверждении требований к описанию имущества и составу документов, прилагаемых к заявлению уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о безвозмездной передаче имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, в федеральную собственность", которым установлены требования к перечню документов для принятия решения о передаче имущества, в том числе должны быть представлены документы, подтверждающие фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, - в случае, если указанное имущество необходимо для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных служащих, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Между тем на момент принятия оспоренного решения от 03.09.2018 земельный участок ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" в постоянное пользование не предоставлен, начатая процедура предоставления земельного участка не завершена, земельный участок учреждением для осуществления своей деятельности не используется, в связи с чем у заявителя отсутствуют основания утверждать, что этот вновь образованный земельный участок является имуществом федерального учреждения, подлежащим передаче в федеральную собственность.
Доводы кассационной жалобы данный вывод судебных актов не опровергают и основаны на ошибочном толковании положений Закона N 122-ФЗ.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Совета министров Республики Крым, подписанное Главой республики, об отказе в передаче земельного участка не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как они не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных ими обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК ФР основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.03.2019 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2019 по делу N А83-15024/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 8-П имущество, находящееся в федеральной собственности, может быть безвозмездно передано в собственность субъектов Российской Федерации; в свою очередь, имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, может быть безвозмездно передано в федеральную собственность, причем такая передача не является допускаемым на основании статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации принудительным отчуждением имущества для федеральных нужд, предполагающим предварительное и равноценное возмещение. В то же время имущество, передаваемое в процессе разграничения собственности между Российской Федерацией и ее субъектами, остается государственной собственностью и должно использоваться органами государственной власти не иначе как для осуществления ими своих полномочий в конституционно установленных целях. Таким образом, разграничение государственной собственности и передача имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляемая в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не должны быть произвольными.
Однако судами не установлено фактических обстоятельств, которые бы позволяли считать, что Федеральному казённому учреждению здравоохранения "Санаторий "Алупка" был когда-либо ранее предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 27 800 мI, который находится в государственной собственности Республики Крым и данный земельный участок используется учреждением. При этом судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что заявление учреждения подано не в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, а в порядке предоставления земельного участка. Кроме того, заявитель фактически отождествляет две разные процедуры - предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности, и передача в федеральную собственность имущества федерального учреждения. Вместе с тем, положениями части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ предусмотрен порядок (процедура) безвозмездной передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, которая осуществляется на основании заявления уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также прилагаемых к нему документов, то есть в силу специальных полномочий, переданных данному органу исполнительной власти собственником.
...
Доводы кассационной жалобы данный вывод судебных актов не опровергают и основаны на ошибочном толковании положений Закона N 122-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 января 2020 г. N Ф10-5912/19 по делу N А83-15024/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5912/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5912/19
01.10.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1475/19
19.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-15024/18
02.10.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-15024/18