г.Калуга |
|
12 февраля 2020 г. |
Дело N А36-769/2018 |
Резолютивная часть постановления опубликована 5 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе судьи Смирнова В.И.,
рассмотрев кассационную жалобу Управления лесного хозяйства Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А36-769/2018,
УСТАНОВИЛ:
ООО "База отдыха "Кооператор" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Управлению лесного хозяйства Липецкой области (далее - Управление, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 32 от 17.01.2018 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2019 постановление Управления Лесного хозяйства Липецкой области по делу об административном правонарушении N 32 от 17.01.2018 признано незаконным и отменено полностью.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2019 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением Управление лесного хозяйства Липецкой области обратилось с кассационной жалобой в которой просит отменить решение и постановление, приняв новый судебный акт указав, что экспертное исследование N 11964/9 проведено до начала производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем статьи 26.4 КоАП РФ не распространяет своего действия на требования к её проведению, ссылка суда на несоответствие исследования нормам КоАП РФ незаконна. Кроме того, возможность проведения такой экспертизы установлена нормами федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 N 233 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)", а проводивший исследование эксперт А.С.Максимов имеет необходимое образование, знание и навыки, что подтверждается Дипломом о профессиональной переподготовке от 15.08.2017 и свидетельством N 902 о праве проводить строительно-техническую экспертизу.
ООО "База отдыха "Кооператор" в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы указав, что заключение не является достоверным доказательством.
Кассационная жалоба рассматривается судьей единолично в виду следующего.
Согласно части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
В силу положений части 2 статьи 288.2 АПК РФ, пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Таким образом, с учётом того, что оспариваемым постановлением, вынесенным Управлением лесного хозяйства Липецкой области, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей, ответственность по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена только в виде штрафа (в редакции, действующей на момент привлечения к административной ответственности), кассационная жалоба подлежит рассмотрению судьей единолично, без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов судом округа проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы указанные в жалобе и отзыве на неё, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, установлено судами, на основании договора аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности N 13 от 30.05.2008 лесной участок площадью 16 га, местоположение: Липецкая область, Грязинский район, Грязинское лесничество, Балашовское участковое лесничество, квартал 46, кадастровый номер 48:02:1000401:32, целевое назначение лесов - защитные леса, передан ООО "База отдыха "Кооператор" в аренду сроком на 25 лет.
Постановлением администрации Липецкой области от 07.08.2012 N 316 "Об установлении границ и площади лесопарковых зон в лесах, расположенных на территории Грязинского лесничества Липецкой области" лесные земли в пределах квартала 46 Балашовского участкового лесничества Грязинского лесничества Липецкой области включены в лесопарковую зону.
Из пункта 4.1 Проекта освоения лесов и тематической лесной карты N 1 на лесном участке с кадастровым номером 48:02:1000401:32 по координатам расположения указанных зданий предусмотрено расположение некапитальных нестационарных сборно-разборных сооружений.
На основании распоряжения заместителя начальника Управления Лесного хозяйства Липецкой области N 58 от 14.12.2017, вынесенного по мотивированному представлению директора ОКУ "Грязинское Лесничество", Управлением в период с 14.12.2017 по 16.2.2017 проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "База отдыха "Кооператор".
Предметом указанной проверки являлось соблюдение требований законодательства в области использования лесных участков с кадастровыми номерами 48:02:1000401:32, 48:02:1000401:33 в границах квадрата 46 выдел 4, 5, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 Балашовского участкового лесничества Грязинского лесничества Липецкой области.
Пунктом 4 Распоряжения предусмотрено привлечение к проведению проверочных мероприятий в качестве специалиста Максимова А.С. - эксперта ФБУ ВРЦСЭ Министерства юстиции Российской Федерации.
Пунктом 12 предусмотрено проведение строительно-технической экспертизы.
В ходе проверки 18.12.2017 в присутствии руководителя общества, с применением средств фотофиксации (т.3 л.д.30-65) произведен осмотр места фактического осуществления деятельности ООО "База отдыха "Кооператор", в том числе, лесного участка с кадастровым номером 48:02:1000401:32, где по мнению должностных лиц незаконно возведены объекты капитального строительства: здание размером 36,8 м на 12-м (441,6 кв.м.) со стенами из газобетонных блоков, обшитых необрезанной доской, с двускатной кровлей, покрытой металлопрофилем, с мансардой с окнами. К зданию подведен газопровод, электричество, водопровод; здание размером 9,3 м на 7 м (65,1 кв.м.) со стенами, обшитыми снаружи блок-хаусом, двускатной кровлей, покрытой металлопрофилем, с мансардой с окнами. К зданию подведены газопровод, электричество, водопровод, канализация. Здание стоит на бетонных тумбах; здание размером 11-м на 13-м (143 кв.м.) со стенами, облицованными гипсокартонном и покрашенными, с двускатной кровлей, покрытой металлочерепицей, с мансардой с окнами. К зданию подведен газопровод, электричество, водопровод, канализация; здание размером 12,5-м на 13,5-м (158,7 кв.м.) со стенами, обшитыми евровагонкой, с двускатной кровлей, покрытой металлочерепицей, с мансардой с окнами. К зданию подведен газопровод, электричество, водопровод, канализация.
По вышеуказанным фактам составлен акт осмотра от 18.12.2017.
21.12.2017 Максимовым А.С. выдано экспертное заключение N 11964/9, в котором содержится вывод о том, что спорные объекты являются стационарными конструкциями, капитальными строениями не обеспечивающими возможность из передислокации.
По результатам проверки со ссылкой на указанное заключение эксперта составлен акт от 26.12.2017 N 56.
27.12.2017 в присутствии защитника общества по доверенности от 11.04.2016 N 48АА0890950 Богомолова А.Н. был составлен протокол N 40 об административном правонарушении.
Нарушения подпункта "а" пункта 11 раздела III договора аренды лесного участка от 02.09.2008 N 13, выразившееся в возведении на участке объектов капитального строительства, не предусмотренных договором, Проектом освоения лесов и тематической лесной картой N 1 квалифицированы по признакам правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Общество вину в совершении вменяемого правонарушения не признало.
Постановлением от 17.01.2018 N 32 ООО "База отдыха "Кооператор" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 40 000 рублей. Копия постановления вручена представителю общества в день его вынесения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с соответствующим заявлением, где решением от 09.08.2019 оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено полностью.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 оставил в силе решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2019.
Удовлетворяя заявленные требования суды указали, что экспертное исследование не соответствует требованиям Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Эксперт не участвовал в проведении осмотра, экспертом не приведены мотивы, по которым эксперт пришел к выводу о возведении на участке капитальных строений, не указано, какие методы применялись экспертом в процессе исследования, что исключает возможность проверки хода экспертного исследования, обоснованности и достоверности его выводов. Дополнительно сослались на противоположные выводы экспертизы, представленной обществом.
Не согласившись с решением и постановлением Управление лесного хозяйства Липецкой области обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа отказывает в удовлетворении кассационной жалобы с учётом следующего.
Положения части 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусматривали ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (в редакции до 17.06.2019, действующей на момент привлечения общества к ответственности).
Суды верно указали, что согласно части 1 статьи 72, части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, а виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, привлекая общество к ответственности, Управление должно было доказать, что лесной участок используется обществом с нарушением условий договора аренды, который не предусматривает возможность возведения капитальных строений.
Вместе с тем, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленное административным органом экспертное исследование, суды пришли к выводу, что указанное исследование не является безусловным доказательством возведения на спорном участке капитальных строений.
Поэтому, надлежащих и достаточных доказательств совершения обществом правонарушения административным органом в ходе административного преследования не получено.
Фактически доводы Управления в кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судебных актов в отношении имеющегося в материалах дела экспертного исследования N 11964/9 и возможности его использования как доказательства при доказывании административного правонарушения.
В данном случае недостатки экспертного исследования, на которое ссылается административный орган, получили оценку судов первой, апелляционной инстанции. Данная оценка судов соответствует доказательствам, представленным в материалы дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
В рамках дела об административном правонарушении экспертиза в порядке предусмотренном статьёй 26.4 КоАП РФ, не проводилась.
Кроме того, из материалов настоящего дела следует, что обществом представлено иное экспертное заключение от 23.03.2018 N 148/03, из которого следует, что здания классифицируются как временные объекты и не являются капитальными, конструктивные особенности исследуемых объектов позволяют беспрепятственно перенести их на другое месторасположение без нанесения ущерба конструкции.
Помимо этого, ответственность за совершение административного правонарушения по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ была исключена пунктом 4 Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которые вступили в силу с 17.06.2019.
В силу части 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность. При наличии соответствующих оснований на административном органе лежит обязанность по прекращению исполнения постановления об административном правонарушении.
Таким образом, доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судов, что не свидетельствует о допущенных ими нарушениях норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного органа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 09.08.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2019 по делу N А36-769/2018, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рамках дела об административном правонарушении экспертиза в порядке предусмотренном статьёй 26.4 КоАП РФ, не проводилась.
...
Помимо этого, ответственность за совершение административного правонарушения по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ была исключена пунктом 4 Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которые вступили в силу с 17.06.2019.
В силу части 2 статьи 31.7 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность. При наличии соответствующих оснований на административном органе лежит обязанность по прекращению исполнения постановления об административном правонарушении."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 февраля 2020 г. N Ф10-6658/19 по делу N А36-769/2018