г. Калуга |
|
11 февраля 2020 г. |
Дело N А64-8602/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Сладкопевцевой Н.Г.
судей Козелкина И.И. Серокуровой У.В.
при участии в судебном заседании от:
от истца: ОАО "Российские железные дороги" |
Кобзевой С.В. (дов. от 19.06.2018 N ЮВОСТ-99/Д); |
от ответчика: АО "Тамбовнефтепродукт" от третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области |
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.08.2019 по делу N А64-8602/2018,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Акционерному обществу "Тамбовнефтепродукт" (АО "Тамбовнефтепродукт", ответчик) о принятии положений договора N 5/119 от 13.03.2018 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования АО "Тамбовнефтепродукт", примыкающий к станции Цна ЮгоВосточной железной дороги (спорный договор), в редакции истца, а именно:
- подп. "б" п. 14: "Ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 1,283 км, согласно протоколу согласования договорной цены, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (протокол согласования договорной цены - Приложение N 1 к настоящему договору). При изменении платы перевозчик направляет пользователю письменное уведомление. Новая плата применяется с даты, указанной в уведомлении";
- подп. "б" п. 15: "Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования - ежемесячно с предоплатой до 5 числа текущего месяца";
- Приложение N 1 "Протокол согласования договорной цены": "Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", именуемое в дальнейшем перевозчик, в лице начальника Юго-Восточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" Трегубова А.Н., действующего на основании доверенности N 191Д от 12.02.2016, с одной стороны, и Акционерное общество "Тамбовнефтепродукт", именуемое в дальнейшем пользователь, в лице генерального директора Перелыгина И.Ф., действующего на основании Устава, с другой стороны, удостоверяем, что сторонами достигнуто соглашение о величине ежесуточной платы на использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, протяженностью 1,283 км, в размере 4 144 руб. 10 коп. (четыре тысячи сто сорок четыре рубля десять копеек) из расчёта ставки 3 230 руб. 00 коп. на 1 км пути в сутки. Ставка без НДС" (том 1, л.д. 5-10).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 20.08. 2019 положения договора N 5/119 от 13.03.2018 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Акционерного общества "Тамбовнефтепродукт", примыкающий к станции Цна Юго-Восточной железной дороги принято в следующей редакции:
подп. "б" п. 14: "Плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", протяженностью 1,283 км, согласно протоколу согласования договорной цены, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (протокол согласования договорной цены - Приложение N 1 к настоящему договору)";
- Приложение N 1 "Протокол согласования договорной цены": "Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", именуемое в дальнейшем перевозчик, в лице начальника Юго-Восточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" Трегубова А.Н., действующего на основании доверенности, с одной стороны, и Акционерное общество "Тамбовнефтепродукт", именуемое в дальнейшем пользователь, в лице генерального директора Перелыгина И.Ф., действующего на основании Устава, с другой стороны, удостоверяем, что сторонами достигнуто соглашение о величине ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, протяженностью 1,283 км, в размере:
- в 2019 году - 3 419 руб. 46 коп. в сутки;
- в 2020 году - 3 542 руб. 76 коп. в сутки;
- в 2021 году - 3 681 руб. 22 коп. в сутки;
- в 2022 году - 3 821 руб. 11 коп. в сутки;
- в 2023 году - 3 970 руб. 37 коп. в сутки.
Ставка без НДС".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части изложения "Приложения N 1" к спорному договору, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение в указанной части отменить, и не передавая дело на новое рассмотрение принять новый судебный акт, определив условие о ежесуточной плате за использование пути необщего пользования в редакции, предложенной истцом.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что при разрешении спора о размере ежесуточной платы за пользование путем суд необоснованно применил ставку таблицы N 11 Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15, поскольку данная таблица признана недействующей решением ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-5095/11. Считает, что в данном случае подлежит применению статья 58 УЖТ РФ, в соответствии с которой плата устанавливается соглашением сторон.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал. Иные участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая, что возражения от лиц, участвующих в деле, по поводу проверки законности и обоснованности судебного акта в обжалуемой части не поступили, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в указанной части.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" является собственником железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 22 к пути N 6 железнодорожной станции Цна Юго-Восточной железной дороги, на что указывают свидетельство о государственной регистрации 68АА299746 от 13.05.2004, техническая документация.
Между сторонами 29.03.2013 был заключён договор N 5/119 на подачу и уборку вагонов на упомянутый железнодорожный путь.
В связи с истечением срока действия этого договора, руководствуясь п. 2.7. утверждённых Приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (Правила N 26) истцом письмом N 108 ТЦФТО/171 от 13.03.2018 в адрес ответчика был направлен проект спорного договора, подписанный АО "Тамбовнефтепродукт" с протоколом разногласий от 28.04.2018, из которого следует, что подп. "б" п. 14, подп. "б" п. 15 и Приложение N 1 подлежат исключению из договора.
ОАО "РЖД", в свою очередь, направило в адрес АО "Тамбовнефтепродукт" протокол урегулирования разногласий от 01.08.2018.
В процессе проведённых в порядке п. 2.12. Правил N 26 преддоговорных согласований стороны не пришли к соглашению относительно положений подп. "б" п. 14 и Приложения N 1 спорного договора, письмом АО "Тамбовнефтепродукт" N 1826 от 21.08.2018 претензия ОАО "РЖД" N 551/ЮВТЦФТОмд от 10.08.2018 оставлена без удовлетворения, в связи с чем заявлен настоящий иск.
При рассмотрении данного дела по существу суд первой инстанции учел, что преддоговорный спор возник в связи с эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" на праве собственности, и к нему применимы положения статей 2, 3, 56, 58, 60, 64 УЖД РФ и пунктов 1.3, 2.7, 2.12 Правил N 26.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не пересматривалось в связи с возвращением апелляционной жалобы.
Кассационная коллегия считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области подлежит оставлению в силе по следующим основаниям.
В соответствии с частях 1 и 2 статьи 432 Гражданского кодекса РФ (Гражданский кодекс) договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной.
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38 - 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статей 55, 56, 60 Устава железнодорожного транспорта отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь.
Согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Как указано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2019 N 305-ЭС19-1465 по делу N А40-249218/2016 размер названной платы подлежит определению с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе подтверждающих экономическую обоснованность размера платы и ее составляющих, ее соответствие встречному характеру обязательств, возникающих из договора, принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой, и доказательств ее чрезмерности и неразумности.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 8, 9 АПК РФ). Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 71, 168 АПК РФ).
В обоснование своей правовой позиции ОАО "РЖД" сослалось на пункт 8 раздела II приложения N 1 к протоколу заседания правления ОАО "РЖД" N 62 от 05.12.2018, и расчёт среднесетевой ставки платы за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", на 2019 год, которая составляет 3 343 руб. 00 коп. в сутки за один километр. Данная ставка является среднесетевой.
Для ответчика с учётом протяжённости пути размер платы, по расчету истца, составляет 4 289 руб. 07 коп. в сутки.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами РФ.
Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте, статей 4, 6 Федерального закона N 147 от 17.08.1995 "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий.
Ранее ставки сборов за подачу и уборку вагонов были установлены Тарифным руководством N 3 и определялись, в том числе, с учётом такой составляющей, как ежесуточная плата за пользование железнодорожным путём необщего пользования.
Решением ВАС РФ от 01.07.2011 N ВАС-5095/1 пункт 2.7. Тарифного руководства N 3 признан недействующим в части, устанавливающей ежесуточную плату сбора за пользование железнодорожным путём необщего пользования, как противоречащие Уставу железнодорожного транспорта.
Какие-либо иные нормативные акты, устанавливающие тарифы, сборы и плату за пользование железнодорожным путём необщего пользования, до настоящего времени не приняты.
В то же время, в статью 58 Устава железнодорожного транспорта внесены изменения, которые вступили в силу с 01.04.2015.
Статьей 58 Устава железнодорожного транспорта предусмотрено, что перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством РФ.
Согласно панкта 18 Типового договора на подачу и уборку вагонов при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика (Приложение N 4 к Правилам N 26) пользователь уплачивает перевозчику: сбор за подачу и уборку вагонов; плату за пользование вагонами, контейнерами; сбор за маневровую работу, не совмещённую со временем уборки вагонов; другие сборы и платы (указывается "тарифное руководство" или номер протокола договорной цены).
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в условиях непредставления истцом экономического обоснования размера ежесуточной платы за использование пути необщего пользования непосредственно АО "Тамбовнефтепродукт", рассчитанный перевозчиком на основании протокола заседания правления ОАО "РЖД" N 62 от 05.12.2018 порядок определения размера указанной платы исходя из среднесетевой ставки, не может быть принят во внимание.
В силу императивной нормы пункта 1.3. Тарифного руководства N 3 опубликованные в нём сборы являются предельными.
По запросу арбитражного суда в рамках настоящего дела ФАС РФ в письме N ЦА/38791/19 от 13.05.2019 (том 4, л.д. 59, 60) дано разъяснение о том, что уровень взимаемых ОАО "РЖД" плат за оказанные услуги (работы) при подаче и уборке вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования по договорным ценам (тарифам), не должен превышать предельный уровень сбора за подачу и уборку вагонов, установленный Тарифным руководством N 3.
Из писем ФСТ РФ N ТС-6279/10 от 28.05.2015 (том 1, л.д. 69, 70) и ФАС РФ N АР/23572/16 от 11.04.2016 (том 1, л.д. 71, 72) следует, что до установления ФСТ РФ нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации в его рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, указанные ставки могут быть определены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации по соглашению сторон, при этом, в качестве экономических ориентиров возможно использование ставок Тарифного руководства N 3 при условии не превышения их предельного уровня.
Пунктом 1.4. Тарифного руководства N 3 предусмотрена индексация базовых ставок сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов, приведенных в Тарифном руководстве N 3.
С учетом изложенного, суд первой инстанции верно определил, что договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования не должна превышать проиндексированный размер платы, предусмотренный таблицей N 11 Тарифного руководства N 3.
В рассматриваемом случае базовая ставка сбора за пользование железнодорожным подъездным путём исходя из развернутой длины подъездного пути свыше 1 км до 2 км составляет 721 руб. 10 коп. в сутки.
Согласно Приложению N 4 "Индексы к базовым ставкам сборов Тарифного руководства N 3" приказа ФАС РФ N 1226/15 от 10.12.2015 индексы к базовой ставке сбора за подачу и уборку вагонов (п. 2.7. Тарифного руководства N 3) составили: в 2019 году - 4,742, в 2020 году - 4 913, в 2021 - 5 105, в 2022 - 5 299, в 2023 - 5 506.
Учитывая приведённые коэффициенты индексации, предельная величина платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, протяженностью 1,283 км, составляет: в 2019 году - 3 419 руб. 46 коп.; в 2020 году - 3 542 руб. 76 коп.; в 2021 году - 3 681 руб. 22 коп.; в 2022 году - 3 821 руб. 11 коп.; в 2023 году - 3 970 руб. 37 коп. в сутки соответственно.
Ответчиком предложена к согласованию ООО "РЖД" плата за использование пути необщего пользования в размере не превышающем предельную величину указанной платы, что согласуется с позицией ФАС РФ.
Возможность применения предложенного АО "Тамбовнефтепродукт" расчёта платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, допускается истцом, о чём свидетельствуют письмо ОАО "РЖД" N ЮВ ТЦФТО/492 от 20.07.2018 (том 2, л.д. 30), а также выполненные им расчёты (том 2, л.д. 49; том 3, л.д. 28).
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 65, 70 и 71 АПК РФ, пункта 42 постановления Пленума ВС РФ N 49 от 25.12.2018 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" пришел к обоснованному выводу о необходимости принятия порядка определения платы за использование железнодорожного подъездного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, предложенного ответчиком, то есть исходя из ставок Тарифного руководства N 3, с учётом индексов к базовым ставкам, установленных ФАС РФ используемых в качестве ориентира, при отсутствии соглашения сторон по спорным условиям договора.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в пределах положений статей 286, 287 АПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 20.08. 2019 года по делу N А64-8602/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Г. Сладкопевцева |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возможность применения предложенного АО "Тамбовнефтепродукт" расчёта платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, допускается истцом, о чём свидетельствуют письмо ОАО "РЖД" N ЮВ ТЦФТО/492 от 20.07.2018 (том 2, л.д. 30), а также выполненные им расчёты (том 2, л.д. 49; том 3, л.д. 28).
Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 65, 70 и 71 АПК РФ, пункта 42 постановления Пленума ВС РФ N 49 от 25.12.2018 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" пришел к обоснованному выводу о необходимости принятия порядка определения платы за использование железнодорожного подъездного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, предложенного ответчиком, то есть исходя из ставок Тарифного руководства N 3, с учётом индексов к базовым ставкам, установленных ФАС РФ используемых в качестве ориентира, при отсутствии соглашения сторон по спорным условиям договора."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 февраля 2020 г. N Ф10-5788/19 по делу N А64-8602/2018
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5788/19
20.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5788/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5788/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5788/19
10.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6998/19
20.08.2019 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-8602/18