г. Калуга |
|
25 февраля 2019 г. |
Дело N А36-6271/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Аникиной Е.А. Платова Н.В. |
судей | |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Матвеевым А.Г. |
при участии в заседании |
|
от истца: акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания"
от ответчика: индивидуальный предприниматель Раскопин Роман Олегович
|
Литвинова Т.В. (дов. N 160 от 25.12.2018, диплом),
Филиппов К.В. (дов. от 08.04.2016, диплом), |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Раскопина Романа Олеговича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А36-6271/2018,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Липецкая городская энергетическая компания" (далее - АО "ЛГЭК", истец, ОГРН 1094823016617, ИНН 4825066916) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Раскопину Роману Олеговичу (далее - ИП Раскопин Р.О., ответчик, заявитель, ОГРНИП 304482228700100, ИНН 482601391562) о взыскании 102 556 руб. 08 коп. стоимости бездоговорного потребления электрической энергии.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.07.2019 (судья Крылов А.Г.) исковые требования АО "ЛГЭК" удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 (судьи Серегина Л.А., Мокроусова Л.М., Сурненков А.А.) решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.07.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ИП Раскопина Р.О. - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией вышеуказанными судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что судами дана ненадлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела, а также допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Ссылается на то, что судами неправомерно проигнорирован довод о том, что Управление энергетики и тарифов Липецкой области не обладает полномочиями по присвоению статуса территориальной сетевой организации.
Полагает, что истцом не доказан факт неправомерного потребления энергии ответчиком.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведения проверки состояния сетей электроснабжения сотрудниками АО "ЛГЭК" было выявлено самовольное подключение к сетям электроснабжения автолавки "Молочные продукты", расположенной по адресу: г. Липецк, пр. Победы, в районе д. 108а, о чем в отношении ответчика составлены акты о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) N 68 от 01.03.2016, N 226 от 30.04.2016, N 327 от 28.06.2016.
При этом, договор поставки электрической энергии (энергоснабжения) на данный объект между ИП Раскопиным Р.О. и гарантирующим поставщиком заключен не был.
В соответствии с произведенным истцом расчетом объем бездоговорного потребления электрической энергии по акту N 68 от 01.03.2016 составил 4892 кВт/ч за период с 01.01.2016 по 01.03.2016, стоимость составила 34 216 руб. 33 коп.; по акту N 226 от 30.04.2016-4 811 кВт/ч за период с 02.03.2016 по 30.04.2016, стоимость - 34 162 руб. 47 коп.; по акту N 327 от 28.06.2016-4 731 кВт/ч за период с 01.05.2016 по 28.06.2016, стоимость - 34 177 руб. 28 коп.
21.09.2016 АО "ЛГЭК" в адрес ответчика была направлена претензия N 4358-15, с требованием оплатить сумму задолженности по актам N 68 от 01.03.2016, N 226 от 30.04.2016, N 327 от 28.06.2016.
Оставление ответчиком указанной претензии без ответа и удовлетворения послужило основанием для обращения АО "ЛГЭК" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Арбитражный суд Липецкой области пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442) предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с пунктом 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Под бездоговорным потреблением понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей (пункт 2 Основных положений N 442).
Согласно пункту 84 Основных положений N 442 стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений.
В пункте 196 Основных положений N 442 предусмотрено, что объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к Основным положениям, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за три года.
Из материалов дела следует, что по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии истцом составлены акты N 68 от 01.03.2016, N 226 от 30.04.2016, N 327 от 28.06.2016 в порядке пунктов 192, 193 Основных положений N 442.
При этом, указанные акты были подписаны лично ИП Раскопиным Р.О. без каких-либо замечаний относительно выявленных фактов самовольного присоединения (пользования) к системам электросетевого хозяйства. Замечания применительно к достоверности фиксации в указанных актах тех или иных сведений в ходе их составления также не поступали.
Возражая относительно подписания вышеуказанных актов в арбитражном суде первой инстанции, ИП Раскопин Р.О. заявил о недостоверности его подписи в актах о неучтенном (бездоговорном) потреблении энергии N 68 от 01.03.2016, N 226 от 30.04.2016, N 327 от 28.06.2016, в связи с чем, по делу была назначена судебная почерковедческая экспертиза.
Согласно заключению эксперта N 2613/9-3 от 12.04.2019 рукописные записи "Раскопин Р.О." и подписи от имени Раскопина Р.О., расположенные в трех актах о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии (мощности) выполнены самим Раскопиным Р.О.
Дав надлежащую оценку заключению эксперта, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что заключение N 2613/9-3 от 12.04.2019 является допустимым и достоверным доказательством.
Доказательств, достаточных для опровержения выводов эксперта, ответчик не представил. Ходатайств о назначении дополнительной или повторной экспертизы сторонами заявлено не было.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что акты являются надлежащим доказательством, подтверждающим факт бездоговорного потребления электроэнергии, и, проверив расчет объема бездоговорного потребления, правомерно удовлетворили иск.
Довод заявителя о том, что истец не доказал наличие у него статуса сетевой организации, правомерно отклонен судами на основании следующего.
Так, в соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В силу абзаца 2 пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Согласно абзацу 31 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Указанные критерии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует) (пункт 24 Правил N 1178).
Из материалов дела следует, что истец владеет объектами электросетевого хозяйства на основании договора имущества (основные средства), используемого арендатором в едином хозяйственном процессе, N 1245 от 30.08.2005, и Управлением энергетики и тарифов Липецкой области для него устанавливался тариф на услуги по передаче электрической энергии, в том числе на 2016 год (постановление Управления энергетики и тарифов Липецкой области N 55/2 от 28.12.2015), что свидетельствует о том, что АО "ЛГЭК" соответствует критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что истец является сетевой организацией, а, следовательно, обладает полномочиями по проведению проверок и выявлению фактов бездоговорного потребления электрической энергии.
Судом кассационной инстанции также отклоняется довод ИП Раскопина Р.О. о том, что истцом не доказан факт неправомерного потребления энергии ответчиком, как противоречащий материалам дела и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Согласно статьи 286 АПК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, а так же соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении норм материального или процессуального права, о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального права, при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.07.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А36-6271/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 31 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике") территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных данным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Указанные критерии утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует) (пункт 24 Правил N 1178)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 февраля 2020 г. N Ф10-2101/19 по делу N А36-6271/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2101/19
15.11.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2283/19
20.08.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2283/19
31.07.2019 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-6271/18
04.07.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2101/19
27.05.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2283/19
21.05.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2101/19
29.04.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2283/19