город Калуга |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А84-3394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.03.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Фединой В.И.,
при участии представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (г.Севастополь, ул. Хрусталева, д. 44, ОГРН 1179204000964, ИНН 9201519473): Липтуга И.В. - представителя по доверенности от 09.01.2020;
от Департамента городского хозяйства города Севастополя (г.Севастополь, ул. Ленина, д. 2, ОГРН 1149204009932, ИНН 9204005268): Василенко А.А. - представителя по доверенности от 09.01.2020; Лисовской В.Л. - представителя по доверенности от 18.12.2019;
от Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации (г.Севастополь, ул. 4-я Бастионная, д. 32, ОГРН 1159204008908, ИНН 9204549910): Моос В.В. - представителя по доверенности от 24.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2019 года по делу N А84-3394/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - ООО "Севастопольэнерго", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского хозяйства города Севастополя (далее - департамент) по вопросу установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, изложенного в письме от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19, и о возложении обязанности на департамент утвердить плату за технологическое присоединение к электрическим сетям общества энергопринимающих устройств Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "102 ПЭС" МО РФ, предприятие) по индивидуальному проекту.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года признано недействительным решение департамента, изложенное в письме от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19, которым возвращено заявление ООО "Севастопольэнерго" от 12.03.2019 N 2920/0/2-19 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту; на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и рассмотреть в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), заявление общества от 12.03.2019 N 2920/0/2-19 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту; с департамента взысканы в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2019 года решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года изменено в части указанного способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя. Часть 3 резолютивной части решения изложена в следующей редакции: обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя установить плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации, расположенных по адресу: Севастополь, с. Андреевка, ул. Лукулльская, на основании материалов для установления платы за технологическое присоединение, направленных ООО "Севастопольэнерго" письмом от 12.03.2019 N 2920/0/2-19. В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент, оспаривая состоявшиеся судебные акты, как не соответствующие требованиям закона, просит принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "102 ПЭС" МО РФ выражает согласие с правильностью приведенных в ней доводов.
В суде кассационной инстанции представители департамента доводы кассационной жалобы поддержали, представитель предприятия полагал, что жалоба подлежит удовлетворению, представитель общества возражал по доводам кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и доводы письменного отзыва на жалобу, выслушав объяснения участников процесса, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 04.02.2019 в общество поступила заявка предприятия на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства по линии 6кВ от ВЛ-6кВ ТП-271 - ТП-899 в сторону ЛЭП-6кВ Р-4-ТП-896, ТП-896: дополнительной (новой) КТП-6/0, 4кВ и ЛЭП-6кВ для присоединения ЭПУ потребителей в районе ТСН "СНТ "Лукулл" и ул. Тюбекская (потребителей льготной категории), расположенных по адресу: г. Севастополь, с. Андреевка, ул. Лукулльская.
ООО "Севастопольэнерго", указывая со ссылкой на подпункты "а" и "б" пункта 28 Правил N 861, что отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, названных в заявке предприятия, направило в департамент с сопроводительным письмом от 12.03.2019 N 2920/0/2-19 заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту объектов электросетевого хозяйства предприятия, приложив также следующие документы: проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, индивидуальные технические условия на присоединение к электрическим сетям N 0227-19, заявку предприятия, пояснительную записку, калькуляцию затрат, схематическое отображение проектируемых объектов.
Письмом от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19 департамент возвратил обществу вышеуказанные заявление и приложенные к нему документы, мотивируя возврат тем, что ООО "Севастопольэнерго" не представлено обоснование отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ФГУП "102 ПЭС" МО РФ к электрическим сетям общества применительно к критериям, предусмотренным Правилами N 861.
Общество, указывая, что решение, изложенное в письме от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19, является неправомерным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов исходили из того, что департамент в нарушение требований законодательства возвратил вышеуказанное заявление, не разрешенное им по существу, не изложив свое обоснование относительно технической возможности технологического присоединения объектов предприятия к сетям общества.
Суд кассационной инстанции соглашается в этом с судами двух инстанций.
Правилами N 861 (здесь и далее в редакции на момент спорных отношений) определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения.
Пункт 28 Правил N 861 к числу критериев наличия технической возможности технологического присоединения относит сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций (подпункт "а"); отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение (подпункт "б").
В силу пункта 29 Правил N 861 в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 данных Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 861 в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном данными Правилами.
Пунктом 30.1 Правил N 861 предусмотрено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) соответствующего объекта электросетевого хозяйства, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы: а) проект договора; б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети); в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору; г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту; д) расчет необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
В соответствии с пунктом 30.3 Правил N 861 уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы.
При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов соответствующие документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения соответствующего уведомления. Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
К полномочиям департамента в соответствии с пунктом 53 постановления Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП отнесено установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций.
Применительно к представленным по делу доказательствам и нормам права, регулирующим отношения сторон, суды сделали верный вывод о неправомерном уклонении департамента от рассмотрения заявления общества об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту.
Судами правильно не были признаны состоятельными доводы департамента, противоречащие представленным по делу доказательствам, о том, что ООО "Севастопольэнерго" не было представлено обоснование отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств предприятия к электрическим сетям общества.
В данном случае на департаменте лежала обязанность проверки обоснованности сведений, содержащихся в документах, представленных обществом. В целях проверки обоснованности установления обществом факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а", "б" Правил N 861, департамент применительно к положениям пункта 31 Правил N 861 не был лишен возможности обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
В кассационной жалобе не приведены какие-либо заслуживающие внимания основанные на доказательствах и применимых нормах права доводы, которые бы давали основания не согласиться с выводом судов о допущенном департаментом нарушении законодательства при рассмотрении заявления общества.
Соглашаясь с правильностью указанного вывода судов, суд кассационной инстанции, вместе с тем, полагает, что суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, ошибочно возложил на департамент в порядке устранения нарушения прав заявителя обязанность установить плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств ФГУП "102 ПЭС" МО РФ.
Судом апелляционной инстанции не учтено, что заявление общества в департамент об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "Севастопольэнерго" по индивидуальному проекту не было рассмотрено и суд не вправе в данном случае был предрешать существо решения, которое должно быть принято департаментом по названному заявлению.
В постановлении по настоящему делу суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу N А08-4775/2016, поскольку по указанному делу обстоятельства спора были иными, в частности, по этому делу вопрос о способе защиты нарушенного права разрешался судами с учетом состоявшегося ранее решения по делу N А08-1802/2014.
Руководствуясь пунктами 1, 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2019 года по делу N А84-3394/2019 отменить в части изменения решения Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года по настоящему делу в части указанного способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя и изложения части 3 резолютивной части решения в следующей редакции: обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя установить плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации, расположенных по адресу: г. Севастополь, с. Андреевка, ул. Лукулльская, на основании материалов для установления платы за технологическое присоединение, направленных обществом с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" письмом от 12 марта 2019 года N 2920/0/2-19, оставив в силе в указанной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года.
В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2019 года по делу N А84-3394/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами правильно не были признаны состоятельными доводы департамента, противоречащие представленным по делу доказательствам, о том, что ООО "Севастопольэнерго" не было представлено обоснование отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств предприятия к электрическим сетям общества.
В данном случае на департаменте лежала обязанность проверки обоснованности сведений, содержащихся в документах, представленных обществом. В целях проверки обоснованности установления обществом факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а", "б" Правил N 861, департамент применительно к положениям пункта 31 Правил N 861 не был лишен возможности обратиться в орган федерального государственного энергетического надзора для получения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией.
...
В постановлении по настоящему делу суд апелляционной инстанции ошибочно сослался на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу N А08-4775/2016, поскольку по указанному делу обстоятельства спора были иными, в частности, по этому делу вопрос о способе защиты нарушенного права разрешался судами с учетом состоявшегося ранее решения по делу N А08-1802/2014."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 марта 2020 г. N Ф10-684/20 по делу N А84-3394/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-684/20
17.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3629/19
18.10.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3629/19
10.09.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3394/19