17 декабря 2019 г. |
Дело N А84-3394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.12.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - Липтуга И.В. по доверенности от 09.01.2019 N 59/0/2-19, от Департамента городского хозяйства города Севастополя - Василенко А.А. по доверенности от 21.01.2019 N 12,
в отсутствии Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года по делу N А84-3394/2019 (судья Архипенко А.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" об оспаривании решения Департамента городского хозяйства города Севастополя, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского хозяйства города Севастополя (далее по тексту - Департамент), изложенного в письме от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19, об отказе в установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств ФГУП 102 ПЭС Минобороны России, расположенных по адресу: Севастополь, с. Андреевка, ул. Лукулльская. В качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов заявитель просит обязать Департамент установить плату по индивидуальному проекту за технологическое присоединение вышеуказанных энергопринимающих устройств третьего лица.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года требования общества удовлетворены. Суд признал недействительным полностью решение Департамента, изложенное в письме от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19, которым возвращено заявление общества от 12.03.2019 N 2920/0/2-19 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту; обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и рассмотреть в установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), порядке заявление общества от 12.03.2019 N2920/0/2-19 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту; взыскал с Департамента в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение норм материального права, считает, что обществом не представлено обоснование отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ФГУП 102 ПЭС Минобороны России в соответствии с критериями, изложенными в пунктах "а" и "б" Правил N 861, а именно в отношении объектов электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение, в связи с чем заявление общества от 12.03.2019 было обоснованно возвращено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
От Федерального государственного унитарного предприятия "102 предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации поступили возражения на апелляционную жалобу, которые были приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его изменения в части указанного способа восстановления нарушенных прав общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 04.02.2019 обществу поступила заявка ФГУП 102 ПЭС Минобороны России от 01.02.2019 N 369 на технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства по линии 6кВ от ВЛ-6кВ ТП-271 - ТП-899 в сторону ЛЭП-6кВ Р-4-ТП-896, ТП-896: дополнительной (новой) КТП-6/0, 4кВ и ЛЭП-6кВ для присоединения ЭПУ потребителей в районе ТСН "СНТ "Лукулл" и улицы Тюбекская (потребителей льготной категории), расположенных по адресу: г. Севастополь, с. Андреевка, ул. Лукулльская.
ООО "Севастопольэнерго" направило в Департамент с сопроводительным письмом от 12.03.2019 N 2920/0/2-19 заявление об установлении платы за технологическое присоединение ЭПУ объектов электросетевого хозяйства по ЛЭП-6кВ от Р-4 в сторону ТП-896, дополнительной (новой) КТП-6/0, 4кВ и ЛЭП-6кВ от ВЛ-6кВ "ТП-271 - ТП-899", для присоединения ЭПУ потребителей в районе ТСН "СНТ "Лукулл" и ул. Тюбекская по адресу: г. Севастополь, с. Андреевка, ул. Лукулльская, д. 32, максимальной мощностью 279 кВТ на уровне напряжения 6кВ по 3-1 категории надежности электроснабжения к электрическим сетям ООО "Севастопольэнерго" по индивидуальному проекту (далее - заявление N 2920/0/2-19).
К указанному заявлению были приложены проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, индивидуальные технические условия на присоединение к электрическим сетям N 0227-19, заявка ФГУП 102 ПЭС Минобороны России, пояснительная записка, калькуляция затрат (расчетная часть, графическая часть).
Департамент письмом от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19 возвратил заявление N 2920/0/2-19 и приложенные к нему документы обществу и сообщил, что ООО "Севастопольэнерго" не представлено обоснование отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств ФГУП 102 ПЭС Минобороны России в соответствии с критериями, изложенными в пунктах "а" и "б" Правил N861, а именно в отношении объектов электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение.
Полагая, что указанное решение, изложенное в письме от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19, является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с данным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Департамента, изложенное в письме 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19, не содержит фактического и правового обоснования возможности технологического присоединения третьего лица.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 34 пункта 3 раздела I, подпунктом 53 пункта 1 раздела II Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции, в том числе, в области государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги предприятий и организаций, осуществляющих регулируемые на территории города Севастополя виды деятельности, контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Одной их основных задач Департамента является установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, платы, надбавок, наценок) в электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, газоснабжении, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предоставления коммунальных, транспортных услуг и других сферах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Департамент устанавливает плату за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 28, 30 Правил N 861 в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном Правилами. Критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются: сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства (подпункт "а"); отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение (подпункт "б"); отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя (подпункт "в"); обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе (подпункт "г"). В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 30.1. Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту (далее - заявление об установлении платы). К заявлению об установлении платы прилагаются следующие материалы: а) проект договора; б) проектная документация (в случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети); в) индивидуальные технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением к договору (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором); г) калькуляция затрат на технологическое присоединение с выделением стоимости каждого мероприятия, необходимого для осуществления сетевой организацией технологического присоединения по индивидуальному проекту; д) расчёт необходимой валовой выручки по технологическому присоединению с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчёта), выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.06.2018 N 834/18 утверждён Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2018 N 53047) (далее - Регламент N 834/18), пунктом 35 которого предусмотрен аналогичный порядок обращения с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и аналогичный пакет документов, необходимый для рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 30.3 Правил N 861, пунктом 36 Регламента N 834/18 регулирующий орган в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту. При отсутствии документов и сведений, необходимых для расчёта платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, регулирующий орган в течение 7 дней со дня поступления заявления об установлении платы уведомляет об этом сетевую организацию, а сетевая организация направляет в регулирующий орган документы и сведения в срок не позднее 5 дней со дня получения уведомления. Регулирующий орган утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня получения запрошенных документов и сведений.
Проанализировав упомянутые положения Регламента N 834/18, Правил N 861, регулирующие порядок рассмотрения заявлений об установлении платы по индивидуальному проекту, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии обязанности уполномоченного органа по рассмотрению заявления об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с принятием мотивированного решения об установлении такой платы либо об отказе в её установлении.
Суд обоснованно указал на отсутствие законодательно установленного права Департамента возвращать сетевой организации заявления об установлении платы за технологическое присоединение без рассмотрения по любым основаниям, в том числе при неполноте представленных документов либо при несоответствии их содержания положениям законодательства.
Правовым последствием отсутствия документов и сведений, необходимых для расчёта платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, в соответствии с пунктом 30.3 Правил N 861, пунктом 36 Регламента N 834/18 является уведомление сетевой организации об их отсутствии и предложение представить документы.
В рассматриваемой ситуации к заявлению ООО "Севастопольэнерго" N 2920/0/2-19 был приложен весь необходимый пакет документов согласно перечню, приведённому в пункте 30.1. Правил N 861, пункте 36 Регламента N834/18, в том числе, пояснительная записка, содержащая обоснование отсутствия технической возможности технологического присоединения.
Департаментом в рассматриваемом случае не представлены замечания по комплекту документов общества, указанных в пункте 30.1 Правил N 861.
Письмом от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19 государственный орган возвратил обществу заявление N 2920/0/2-19 и приложенные к нему документы, указав, что с учетом соблюдения критериев наличия технической возможности при осуществлении технологического присоединения, оснований для установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не усматривается.
Вместе с тем, решение Департамента, изложенное в письме 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19, не содержит фактического и правового обоснования возможности технологического присоединения третьего лица.
Указанное решение Департамента нарушает права и законные интересы ООО "Севастопольэнерго" в сфере экономической деятельности, а также создает препятствие для ее осуществления, поскольку при установленных обстоятельствах делает невозможным исполнение заявителем возложенных на него Правилами N 861 обязательств перед третьим лицом, связанных с осуществлением технологического присоединения, а также получение предусмотренного Правилами N 861 возмещения произведенных затрат на осуществление технологического присоединения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности решения Департамента, изложенного в письме от 06.05.2019 N 2767/01-03-01.1-18/02/19.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Департамента.
Вместе с тем, суд первой инстанции также сделал вывод о том, что Департамент обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в установленном Правилами N 861, порядке заявление общества от 12.03.2019 N2920/0/2-19 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Апелляционная коллегия не может согласиться с данным вывода суда ввиду следующего.
В соответствии со ст. 1 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям пунктов 3 части 4 и части 5 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд помимо рассмотрения вопроса о признании этих решений, действий незаконными также рассматривает вопрос о возможности принятия каких-либо мер к устранению допущенных этими решениями, действиями нарушений прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд города Севастополя обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения в установленном Правилами N 861, порядке заявления общества от 12.03.2019 N2920/0/2-19 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Между тем, указание в решении суда первой инстанции на обязанность Департамента рассмотреть заявление общества от 12.03.2019 N 2920/0/2-19 об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, с учетом установленных обстоятельств настоящего дела, не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя, поскольку не исключает возможности принятия Департаментом аналогичного решения или иного отрицательного решения, а также не гарантирует установление Департаментом платы за технологическое присоединение при повторном рассмотрении материалов.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что основания для принятия спорного решения отсутствовали, а в Департамент поступил полный пакет документов, имеются все основания, чтобы обязать Департамент установить плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, что прямо предусмотрено п. 30.3 Правил.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 24.04.2017 по делу N А08-4775/2016.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт следует изменить в части способа устранения допущенного нарушения права.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года по делу N А84-3394/2019 изменить в части указанного способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя, изложив часть 3 резолютивной части решения в следующей редакции: обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя установить плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации, расположенных по адресу: Севастополь, с. Андреевка, ул. Лукулльская, на основании материалов для установления платы за технологическое присоединение, направленных обществом с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" письмом от 12.03.2019 N2920/0/2-19.
В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 10 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-3394/2019
Истец: ООО "Севастопольэнерго"
Третье лицо: ФГУП "102 ПРЕДПРИЯТИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Департамент городского хозяйства города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-684/20
17.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3629/19
18.10.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3629/19
10.09.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-3394/19