г. Калуга |
|
25 августа 2020 г. |
Дело N А54-6145/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.08.2020.
Постановление изготовлено в полном объёме 25.08.2020.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Леоновой Л.В. |
судей |
Ермакова М.Н. Лукашенковой Т.В. |
при участии в заседании: от заявителя: Общество с ограниченной ответственностью "Рязанская лесозаготовительная компания" ОГРН 1156230000365 ИНН 6230087938 |
Рубцов Е.И. - директор (приказ от 01.04.2016); Филин А.Е. - представитель по доверенности от 31.12.2019; |
от заинтересованного лица: Министерство природопользования Рязанской области ОГРН 1116234000145 ИНН 6234087093
от третьего лица: Государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанское лесничество" |
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом;
не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рязанская лесозаготовительная компания" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.03.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А54-6145/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Рязанская лесозаготовительная компания" (далее - заявитель, общество, ООО "РЛЗК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений министерства природопользования Рязанской области (далее - заинтересованное лицо, министерство) N НИ/9-5507 от 14.05.2019 об отказе в принятии лесной декларации N 8, N НИ/9-5819 от 22.05.2019 об отказе в принятии лесной декларации N 9, N НИ/9-6466 от 05.06.2019 об отказе в принятии лесной декларации N 11, незаконными действий должностных лиц по проведению натурных полевых проверок информации, изложенной в лесных декларациях N 8 от 06.05.2019, N 9 от 16.05.2019, N 11 от 30.05.2019, N 13 от 21.06.2019, в том числе без привлечения к участию в проверках представителей ООО "Рязанская лесозаготовительная компания" (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное казенное учреждение Рязанской области "Рязанское лесничество" (далее - третье лицо, ГКУ РО "Рязанское лесничество", Рязанское лесничество).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 03.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанными судебными актами, ООО "Рязанская лесозаготовительная компания" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт.
Заинтересованное лицо и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа и официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, в суд не прибыли, явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный суд Центрального округа полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанных лиц, на основании части 3 статьи 284 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителей, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 17.06.2015 между Министерством лесного хозяйства Рязанской области (арендодатель) (в настоящее время - Министерство природопользования Рязанской области) и ООО "РЛЗК" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка.
Согласно пункту 1 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, расположенный на территории Рязанской области, Рязанского и Михайловского районов, Рязанского лесничества, Больше-Корвинского участкового лесничества, кварталы N 1-97, Рыбновского участкового лесничества, кварталы N 21-30, 32-36, 38-51, 53, 55-99, Михайловского участкового лесничества, кварталы N 8-15, 17-28, 30-88, Рязанского участкового лесничества, кварталы N 3-7 с характеристиками лесного участка и его насаждений, приведенных в приложении N 1 и N 2 к договору.
Лесопользователю передается лесной участок для видов использования и в объемах, согласно приложениям N 3 и N 4 к договору (пункт 2 договора).
Пунктом 11а договора предусмотрено, что арендатор имеет право использовать лесной участок после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, представления арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и при наличии принятой арендодателем в установленном порядке лесной декларации.
Как указано в пункте 12а договора, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами заготовки древесины, Правилами ухода за лесами, Правилами лесовосстановления, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, в границах которого расположен лесной участок, проектом освоения лесов и договором.
Пунктом 12е предусмотрена обязанность арендатора ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
В соответствии с пунктом 12ы договора арендатор обязан использовать для заготовки древесины, в первую очередь, лесные насаждения, которые требуют рубки по их состоянию (поврежденные пожарами, ветром, вредителями (болезнями) леса и в результате других негативных воздействий), включая указанные лесные насаждения в очередную подаваемую лесную декларацию.
Срок действия договора - с момента государственной регистрации и до 16.06.2064 (пункт 32 договора).
В соответствии с условиями договора и на основании Лесного кодекса Российской Федерации заявителем в министерство представлены лесные декларации.
Рассмотрев представленные декларации, министерство отказало обществу в приеме лесных декларации, в связи с выявлением несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию (пункт 6 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, требований формату лесной декларации в электронной форме, утвержденного приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17). Обоснование отказа изложены в приложениях к извещениям.
Не согласившись с данными решениями и действиями министерства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения).
Одним из видов использования лесов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ является заготовка древесины.
В части 1 статьи 29 ЛК РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 8 статьи 29 ЛК РФ).
Согласно части 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В силу положений статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утвержден приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69, пунктом 12 которого установлено, что подраздел Проекта освоения лесов "Заготовка древесины" должен содержать, в том числе сведения об установленном объеме заготовки древесины на участке, а также общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины (приложение N 28).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 26 ЛК РФ ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления.
При этом форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 утверждена форма лесной декларации, а также порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок).
В пунктах 2, 3 Порядка определено, что лесная декларация подается не менее, чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.
Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
В соответствии с пунктом 6 Порядка уполномоченный орган, в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Приказом Минприроды России от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов (далее - Административный регламент).
В пункте 2.11 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации:
- непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
- недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
- несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
- несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Планируемый объем заготовки древесины, заявленный в лесной декларации, должен соответствовать (не превышать) объем заготовок древесины, предусмотренный Проектом освоения лесов.
Приказом N 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки.
Согласно пункту 3 Приказа N 69 проект освоения лесов содержит, в том числе сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры.
В силу положений действующего правового регулирования конкретный объем заготовки на каждой лесосеке по каждой древесной породе проектом освоения лесов не устанавливается, а определяется на стадии подачи лесной декларации по результатам отвода и таксации лесосек в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (далее - Правила заготовки древесины N 474).
Судом установлено, что обществом поданы лесные декларации N 8, N 9 и N 11 о проведении выборочных рубок в Михайловском участковом лесничестве в квартале 14 в выделах 6 делянка 2 и выделе 13 делянка 4; вид рубки - рубка в спелых и перестойных насаждениях (ДВР).
Отказывая в принятии указанных деклараций, министерство указало, что обществом не отобраны в рубку сухостойные деревья осины (декларация N 8), пропущены в рубку сухостойные деревья породы дуб (декларация N 9); пропущены в рубку сухостойные и фаутные деревья породы дуб (декларация N 11 - одно из оснований для отказа).
Указанный факт установлен министерством посредством проведения натурного обследования лесного участка, проведенных ГКУ РО "Рязанское лесничество" на основании запросов министерства. По результатам натурных проверок подготовлены соответствующие заключения. Кроме того, заключение по результатам натурных проверок представлено и по лесной декларации N 13.
Отклоняя доводы общества о том, что проверка не должна проводиться при приеме и рассмотрении лесной декларации, что является нарушением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", суд обоснованно указал следующее.
Согласно подпункту "б" пункта 9 договора аренды от 17.06.2015 следует, что арендодатель имеет право в любое время осуществлять осмотр лесного участка в целях контроля соблюдения арендатором условий договора в части использования лесного участка в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с условиями договора аренды арендодатель обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку в лесных декларациях, поданных обществом, заявлено о вырубке древесины, которая должна проводиться, как в соответствии с проектом освоения лесов, так и с учетом положений договора аренды, Правилами заготовки древесины, министерство правомерно провело натурные обследования лесного участка после получения спорных деклараций.
В ходе обследований установлено, что общество неправомерно не выбрало в рубку деревья, которые подлежали вырубке в первую очередь.
Суд обоснованно отклонил довод заявителя о нарушении ответчиком требований Закона N 294-ФЗ, поскольку мероприятия, порядок проведения которых установлен указанным Законом, министерством не назначались и не проводились.
Министерство, осуществляя правомочия собственника федерального имущества и являясь стороной по договору (арендодатель), проводило натурное обследование федерального имущества в соответствии с полномочиями собственника имущества и условиями договора аренды лесного участка. В свою очередь, положения Закона N 294-ФЗ не регламентирует деятельность министерства (арендодателя), как стороны гражданского правового договора аренды.
Кроме того, договор аренды от 17.06.2015 предусматривает право арендодателя (министерства) запрашивать необходимую информацию от арендатора при осуществлении осмотра лесного участка, составлять акты, проводить фото- и видеосъемку, а также осуществлять иные действия, не запрещенные законодательством Российской Федерации, направленные на проверку исполнения арендатором обязанностей по договору (подпункт "б" пункта 19 договора), а также договором не предусмотрена обязанность арендодателя при проведении проверки уведомлять арендатора и приглашать его представителя для осуществления такой проверки.
В свою очередь, обязанность арендатора, указанная в абзаце 2 подпункта "а" пункта 12 договора обеспечивать присутствие уполномоченного должностного лица для участия в проводимых контрольных мероприятиях, не предусматривает обязанности арендодателя по такому вызову. Следовательно, арендатор обязан направить представителя для проведения проверки, только в случае, если арендодатель посчитает необходимым его пригласить.
Таким образом, натурная проверка лесных деклараций проведена министерством с соблюдением норм действующего законодательства, а отказ в приеме лесных деклараций N 8 и N 9 правомерен, так как в рубку не выбраны деревья, которые подлежат обязательному включению в рубку в соответствии с Правилами заготовки древесины, а также по условиям договора.
Суд обоснованно отклонил довод общества о том, что при рассмотрении лесных деклараций не должны проверяться на соответствие Правилам заготовки древесины N 474 и Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 607 от 20.05.2017, как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Судом отмечено, что в приеме лесной декларации N 11 отказано также в связи с тем, что съемка границ и привязка лесосеки погрешность составляет более 30 минут и измерений линий погрешность составляет 1 метр на 300 м, чем нарушены требования пункта 22 Правил N 474; объем деловой древесины занижен в 1,5 раза по дубу 248 м куб., реально 320 м куб., береза в 3 раза, осина 3,5 раза. Общий отведенный в рубку объем древесины превышает разрешенный объем в рубку, что нарушает п. 26 Правил N 474.
Заявитель также ссылался на то, что схемы лесосек не относятся к картографическим материалам (топографическим картам), которые не соотносимы с назначением схем.
Вместе с тем, в приложении 4 к лесной декларации указывается: схема(ы) размещения лесосеки, объекта лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры. Для каждой лесосеки декларируемого периода указывается: номер и площадь лесосеки; номера точек (номера столбов) на углах лесосеки и расстояния между ними (длина линий, м); румбы (азимуты) линий; привязка лесосеки к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам; выделенные в пределах лесосеки неэксплуатационные участки (пункт 4.4 Порядка N 17).
Пунктом 22 Правил N 474 предусмотрено, что съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с погрешностью не более 30 минут. Погрешность в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов. Для съемки и привязки лесосек допускается применение навигационных приборов, обеспечивающих указанную точность измерений.
Таким образом, схема должна быть изготовлена в масштабе, указанном в информации к приведенной схеме. В данном случае масштаб 1:10000. Расстояния между точками 11-12 на схеме меньше, чем ее фактическая длина, указанная в таблице. Следовательно, при исполнении схемы в соответствии с данными, указанными в таблице, в рубку попадает часть соседнего квартала, рубка в котором не разрешена.
В связи с чем, министерство обоснованно указало на такой недостаток лесной декларации N 11 и отказало в ее принятии.
Относительно довода министерства о том, что по лесной декларации N 11 обществом объем деловой древесины занижен в 1,5 раза по дубу 248 м куб., реально 320 м куб., береза в 3 раза, осина 3,5 раза (Михайловское участковое лесничество квартал 14 выдел 6 делянка 2), общий отведенный в рубку объем древесины превышает разрешенный объем в рубку, что нарушает п. 26 Правил N 474, суд обоснованно указал следующее.
Правилами заготовки не предусмотрена обязанность производить выборочные рубки по породам, пропорционально относительному показателю каждой породы, что согласуется с требованием части 3 статьи 29 ЛК РФ о заготовке, в первую очередь, погибших, поврежденных и перестойных лесных насаждений, а поскольку общий объем древесины, подлежащий рубке, не превышает объема древесины, указанный в проекте освоения лесов, отказ в принятии лесной декларации N 11 по указанному основанию является незаконным.
С учетом изложенного суд обоснованно признал решения об отказе в принятии деклараций NN 8, 9, 11, а также проведение натурных проверок указанных деклараций, а также декларации N 13 законными, обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд обоснованно отклонил довод заявителя жалобы о неправильном применении норм материального права, указывая на невозможность проведения натурных полевых проверок информации, содержащейся в спорных лесных декларациях, а также применения положений Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, поскольку указанный довод основан на неправильном толковании норм права.
Учитывая вышеизложенное суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 03.03.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А54-6145/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.