г. Калуга |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А64-9642/2019 |
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Радюгиной Е.А. |
Судей |
Бутченко Ю.В. Чаусовой Е.Н. |
При участии в заседании: |
|
от Яшуткина Дмитрия Викторовича (392008, г. Тамбов, ул. Володарского, д. 6, кв. 138) |
Яшуткина Д.В. (паспорт) |
от Управления ФНС России по Тамбовской области (392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 55, ОГРН 1046882321309, ИНН 6829009937)
от межрайонной инспекции ФНС России по N 4 по Тамбовской области (392020, г. Тамбов, ул. Зои Космодемьянской, д. 12, ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500) |
Головковой Н.А. - представителя (дов. от 18.05.2020 N 04-17/0071Д, пост., диплом)
Платицина Ю.М. - представителя (дов. от 16.09.2020 N 13-22/22123, пост., диплом) |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу Яшуткина Дмитрия Викторовича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А64-9642/2019,
УСТАНОВИЛ:
Яшуткин Дмитрий Викторович (далее - Яшуткин Д.В., заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению ФНС России по Тамбовской области (далее - Управление), межрайонной инспекции ФНС России по N 4 по Тамбовской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и подлежащим отмене решения Управления от 15.11.2017 N 05-09/3/20, а также об отмене ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Независимое Общество "Стройцентрконтроль" (далее - ООО "Стройцентрконтроль", общество), обязании восстановить регистрацию общества в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девтянадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Яшуткин Д.В. просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение при их принятии норм материального и процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым органом на основании справки от 03.10.2016 N 2715-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справки от 03.10.2016 N 2715-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов принято решение от 07.10.2016 N 1553 о предстоящем исключении ООО "Стройцентрконтроль" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
В связи с поступившим 08.11.2016 возражением от Яшуткина Д.В. о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ инспекцией 10.11.2016 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении процедуры исключения общества из ЕГРЮЛ.
Налоговым органом на основании справки от 06.03.2017 N 3193-О о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справки от 06.03.2017 N 3193-С об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов принято решение от 10.03.2017 N 190 о предстоящем исключении ООО "Стройцентрконтроль" из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица.
Сведения о принятом решении опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" от 15.03.2017 N 10 (624) вместе с информацией о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица.
07.07.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись с регистрационным номером 2176820165609 о внесении сведений об исключении общества из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность по решению налогового органа.
25.10.2017 Яшуткин Д.В. обратился в Управление с заявлением о принятии решения о восстановлении ООО "Стройцентрконтроль" и включении его в ЕГРЮЛ.
Решением Управления от 15.11.2017 N 05-09/3/20 заявление Яшуткина Д.В. оставлено без удовлетворения.
Яшуткин Д.В., полагая, что исключение ООО "Стройцентрконтроль" из ЕГРЮЛ противоречит закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 для признания решения и действий должностного лица незаконными необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми решением и действием прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из ЕГРЮЛ, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо), считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Аналогичное положение предусмотрено в пункте 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 названной статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Данное решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Как следует из пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение указанного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что само по себе положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации, поскольку направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, а совокупность действий регистрирующего органа по исключению юридического лица из ЕГРЮЛ, осуществляемых во исполнение предписаний статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ налоговыми органами, является признанием со стороны государства публично-правового интереса в выявлении фактически недействующих юридических лиц в установленном законом порядке с учетом прав и законных интересов заинтересованных лиц (постановление от 18.05.2015 N 10-П, определение от 26.05.2016 N 1033-О).
Положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, рассматриваемое в системной взаимосвязи с пунктами 3 и 4 той же статьи и пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ, устанавливающими гарантии прав лиц, чьи интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права кредитора подлежащего исключению из ЕГРЮЛ юридического лица (Определение от 29.09.2016 N 1971-О).
Таким образом, формальная совокупность предусмотренных Законом N 129-ФЗ обстоятельств является достаточной как для принятия решения о предстоящем исключении юридического лица, так и для его последующего исключения из ЕГРЮЛ, при условии надлежащей публикации о предстоящем исключении и отсутствии в установленный трехмесячный срок реакции кредиторов (несмотря на наличие кредиторов как таковых).
Установленный Законом N 129-ФЗ порядок исключения недействующих лиц не предполагает активности инспекции в выявлении непогашенной задолженности, судебных споров или иных признаков экономической деятельности юридического лица с признаками недействующего; напротив, сами кредиторы или иные заинтересованные лица вправе, причем в ограниченный срок со дня публикации решения о предстоящем исключении, воспользоваться правом на предоставление в инспекцию сведений об обязательствах такого лица, что влечет прекращение процедуры исключения.
Пункт 1 статьи 64.2 ГК РФ и пункт 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ содержат исчерпывающие и достаточные основания (непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность и исключения его из ЕГРЮЛ и не возлагает на регистрирующий орган обязанности по установлению наличия задолженности перед контрагентами.
На дату принятия решения о предстоящей ликвидации ООО "Стройцентрконтроль" оно отвечало признакам юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Поскольку в установленный Законом N 129-ФЗ срок в регистрирующий орган не поступило заявлений, при наличии которых не принимается решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ внес запись об исключении из ЕГРЮЛ общества как недействующего юридического лица.
Довод заявителя о ненаправлении инспекцией запросов в банки с целью установления наличия у ООО "Стройцентрконтроль" открытых расчетных счетов, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку Яшуткиным Д.В., при указании на осуществление им полномочий исполнительного органа общества, в материалы дела не представлено доказательств наличия у общества на момент принятия оспариваемого решения и рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде иных открытых расчетных счетов, по которым общество осуществляет финансовые операции.
Кроме того в материалах дела отсутствуют доказательства наличия заключенных обществом договоров и реального их исполнения.
Довод Яшуткина Д.В. о том, что с момента восстановления общества в ЕГРЮЛ до принятия решения о его исключении из ЕГРЮЛ прошло менее 12 месяцев, не может быть принят кассационным судом поскольку противоречит фактическим обстоятельствам дела и основан на неверном толковании норм материального права.
Фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что порядок внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи об исключении из государственного реестра юридического лица инспекцией в данном случае соблюден в полном объеме.
Ссылки заявителя на возбуждение уголовного дела в отношении неустановленных лиц по факту причинения ущерба обществу, рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, так как в рассматриваемом случае не свидетельствуют о нарушение прав заявителя исходя из содержания постановления от 08.07.2020 по уголовному делу 12001680033000507 о признании его потерпевшим, поскольку общество на момент вынесения указанного постановления не являлось юридическим лицом и правосубъектностью не обладало ввиду исключения его из ЕГРЮЛ.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что налоговым органом при внесении записи от 07.07.2017 N 2176820165609 об исключении ООО "Стройцентрконтроль" из ЕГРЮЛ, как недействующего, соблюдены установленные законом требования и не нарушены права и законные интересы Яшуткина Д.В., является верным, в связи с чем судами обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Иных убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемые судебные акты, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.02.2020 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А64-9642/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Яшуткина Дмитрия Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Радюгина |
Судьи |
Ю.В. Бутченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установленный Законом N 129-ФЗ порядок исключения недействующих лиц не предполагает активности инспекции в выявлении непогашенной задолженности, судебных споров или иных признаков экономической деятельности юридического лица с признаками недействующего; напротив, сами кредиторы или иные заинтересованные лица вправе, причем в ограниченный срок со дня публикации решения о предстоящем исключении, воспользоваться правом на предоставление в инспекцию сведений об обязательствах такого лица, что влечет прекращение процедуры исключения.
Пункт 1 статьи 64.2 ГК РФ и пункт 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ содержат исчерпывающие и достаточные основания (непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету), для признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность и исключения его из ЕГРЮЛ и не возлагает на регистрирующий орган обязанности по установлению наличия задолженности перед контрагентами.
...
Поскольку в установленный Законом N 129-ФЗ срок в регистрирующий орган не поступило заявлений, при наличии которых не принимается решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ внес запись об исключении из ЕГРЮЛ общества как недействующего юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 октября 2020 г. N Ф10-3623/20 по делу N А64-9642/2019