В соответствии с приказом Минспорта России от 30 октября 2015 г. N 995 "Об утверждении Порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития видов спорта" приказываю:
1. Утвердить программу развития вида спорта "северное многоборье" в Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации О.Х. Байсултанова.
Министр |
О.В. Матыцин |
Программа развития вида спорта "северное многоборье" в Российской Федерации
Введение
Настоящая Программа развития вида спорта "северное многоборье" в Российской Федерации (далее - Программа) разработана общероссийской общественной организацией "Федерация северного многоборья России" согласно пункту 5 части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Порядком разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта, утвержденного приказом N 995 от 30 октября 2015 г.
Программа разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства от 15.04.2014 N 302, федеральным проектом "Спорт-норма жизни", утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 14.12.2018 N 3, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р.
При разработке Программы учитывался российский и передовой зарубежный опыт развития неолимпийских видов спорта, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Представленная программа является основным (директивным) документом, определяющим стратегию (цели, задачи), увязанным по срокам, средствам и методам реализации мероприятий, обеспечивающим решение приоритетных задач развития вида спорта "северное многоборье" (далее - северное многоборье) в Российской Федерации, включая подготовку спортсменов сборной команды страны к официальным международным соревнованиям.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях руководящих органов общероссийской общественной организацией "Федерация северного многоборья России", а также экспертным советом и соответствующими подразделениями Министерства спорта Российской Федерации. Регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий, проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу.
Паспорт программы развития вида спорта "северное многоборье" в Российской Федерации
Наименование программы |
Программа развития вида спорта "северное многоборье" в Российской Федерации (далее - Программа) |
Наименование общероссийской спортивной федерации |
Общероссийская общественная организация "Федерация северного многоборья России" (далее - ФСМР) |
Реквизиты решения постоянно действующего коллегиального руководящего органа общероссийской спортивной федерации |
Утверждена решением Правления Общероссийской общественной организации "Федерация северного многоборья России" N 02 от "08" февраля 2021 г., пункт 1. |
Цели программы |
- содействие государству в обеспечении прав граждан Российской Федерации всех возрастов, социальных групп, в первую очередь детей, подростков и молодёжи, на удовлетворение их потребностей в занятиях северным многоборьем и участии в спортивных мероприятиях; - создание необходимых научно-методических, материальных, организационных и других условий для эффективной подготовки спортивного резерва и спортивных сборных команд России по северному многоборью к международным соревнованиям; - участие в реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г. и содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным спортивным федерациям в развитии северного многоборья; - консолидация материально-технических, финансовых, организационных, кадровых и информационных ресурсов для решения поставленных задач. |
Задачи программы |
- определение роли и места ФСМР в реализации государственных и региональных программ развития; - совершенствование структуры и деятельности ФСМР; активизация деятельности региональных спортивных федераций по северному многоборью; - создание эффективной системы реализации мер по предотвращению допинга и борьбе с ним; - получение средств на развитие северного многоборья из федерального и региональных бюджетов, а также из внебюджетных источников; - оснащение специализированным спортивным инвентарём и оборудованием занимающихся северным многоборьем; - активизация участия в международных спортивных мероприятиях по национальным видам спорта, в том числе с целью повышения престижа российского спорта; - совершенствование системы судейства; - организация и проведение официальных национальных и международных соревнований, спортивно-массовых и зрелищных мероприятий; - развитие научно-методической базы, содействие в развитии спортивной науки и ее внедрение в практику подготовки сборных команд; - реализация мер по развитию детско-юношеского спорта; - содействие социальной защищённости специалистов, работающих в спортивных организациях, тренеров, спортсменов, судей; - совершенствование взаимодействия со СМИ; - реализация прав и выполнение обязанностей в соответствии с законодательно-правовой базой в сфере физической культуры и спорта и совершенствование нормативной базы. |
Срок и этапы реализации программы |
Программа рассчитана на четыре года, реализация будет осуществляться в два этапа: Первый этап - 2021-2022 гг. направлен на: - разработку системы подготовки, научно-методического, медико-биологического, психологического обеспечения северного многоборья; - разработку системы подготовки и повышения квалификации тренерского состава, судей и специалистов по северному многоборью; - содействие в разработке и реализации программ, направленных на развитие северного многоборья как детско-юношеского спорта, совершенствование системы отбора и подготовки спортивного резерва; - разработку и реализацию системы мер, направленных на выполнение антидопинговых правил; - разработку стратегии повышения статуса северного многоборья на международной арене; - пропаганду северного многоборья с привлечением средств массовой информации (СМИ); - привлечение инвесторов к производству специального спортивного инвентаря для северного многоборья; - расширение сотрудничества с международными федерациями национальных видов спорта. Второй этап - 2023-2024 гг. направлен на: - совершенствование методов решения задач первого этапа; - мониторинг реализации Программы, внесение необходимых корректировок; - совершенствование системы подготовки, научно-методического, медико-биологического, психологического обеспечения северного многоборья; - совершенствование системы подготовки и повышения квалификации тренерского состава, судей и специалистов по северному многоборью; - внесение необходимых корректировок и дальнейшую реализацию программ, направленных на развитие детско-юношеского северного многоборья, совершенствование системы отбора и подготовки спортивного резерва; - совершенствование системы мер, направленных на выполнение антидопинговых правил; - совершенствование стратегии повышения статуса российского северного многоборья на международной арене; - обеспечение спортивным инвентарём и оборудованием занимающихся северным многоборьем во всех регионах Российской Федерации; - пропаганду северного многоборья с привлечением средств массовой информации (СМИ); - совершенствование взаимодействия с международными федерациями национальных видов спорта и организацию международной федерации северного многоборья; - подготовку проекта Программы развития северного многоборья в Российской Федерации на 2025-2028 гг. |
Целевые показатели деятельности |
Основными показателями являются: - численность занимающихся северным многоборьем на территории Российской Федерации; - количество тренеров (педагогов, инструкторов) по северному многоборью; - количество отделений по виду спорта северное многоборье в учреждениях спортивной подготовки, образовательных организациях, реализующих программы по физической культуре и спорту; - количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по северному многоборью; - развитие материально-технической базы вида спорта; - количество регионов, в которых северное многоборье включено в перечень базовых видов спорта. |
Ожидаемые результаты реализации |
- осуществлять деятельность ФСМР в соответствии с российским законодательством; - улучшить систему подготовки спортсменов по северному многоборью и обеспечить их успешные, стабильные выступления на всероссийских и международных соревнованиях; - обеспечить преемственность поколений за счёт совершенствования системы подготовки спортивного резерва; - достичь качественно нового уровня дифференциации и индивидуализации процесса для массового привлечения всех категорий населения субъектов Российской Федерации к регулярным занятиям северным многоборьем; - увеличить количество занимающихся северным многоборьем; - расширить и укрепить материально-техническую базу для занятий северным многоборьем как видом спорта; - создать систему разработки и внедрения в процесс физического воспитания населения и процесс подготовки спортсменов современных научно обоснованных технологий, методик организации и проведения занятий по северному многоборью; - исключить случаи дисквалификации российских спортсменов в связи с применением допинга; - согласовать и скоординировать действия различных организаций в достижении общих целей. |
1. Анализ состояния и перспективы развития северного многоборья в Российской Федерации
Специфика вида спорта северное многоборье определена условиями его появления и развития, как вида физической деятельности, отражающего основные виды производственной деятельности коренных малочисленных народов. С развитием национальной культуры народов Севера появилась потребность осуществлять свои действия в более эмоциональной форме - через состязания в силе, ловкости, выносливости и так далее: в многоборье включены пять дисциплин, выявляющих способности человека во всех основных двигательных качествах.
Сейчас северное многоборье развивается во всех автономных округах, республиках и северных территориях Российской Федерации - от Мурманской области до Чукотки. Отделения по северному многоборью в спортивных школах существуют в 5 субъектах Российской Федерации, занятия проводятся, как правило, на базах образовательных организаций, реализующих программы общего образования. По результатам соревнований, проведённых в 2013-2020 годах, увеличилось количество команд в ряде субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО - Югра, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, Хабаровский край, Магаданская область, Республика Коми, Камчатский край, Сахалинская область.
В Российской Федерации ежегодно проводятся межрегиональные соревнования по четырём возрастным категориям. В российских соревнованиях определены три возрастные группы: среди взрослых спортсменов, юниоров и юниорок (17-16 лет), юношей и девушек (14-15 лет), ежегодно в стартах принимают участие до 250-300 спортсменов. В числе лидеров в командном зачёте обычно оказываются представители трёх регионов: Ханты-Мансийский АО - Югра, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, в 2017-2020 гг. уверенно заявили о себе команды Республики Саха (Якутия) и Магаданской области. По данным статистической отчётности 5-ФК за 2020 год северным многоборьем в России занимается около 3000 спортсменов.
В предыдущем четырехлетнем периоде ФСМР ежегодно проводила спортивные соревнования Кубки, чемпионаты и первенства России. Места проведения выбирались по заявкам поданным государственными органами управления в области физической культуры и спорта и региональными федерациями северного многоборья.
Состояние северного многоборья в Российской Федерации характеризуется следующими показателями:
- постепенно увеличивается количество занимающихся в субъектах Российской Федерации;
- повышается качество проведения всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований;
- увеличивается количество участников соревнований;
- увеличивается количество детей, занимающихся северным многоборьем и участвующих в муниципальных соревнованиях и мероприятиях спортивной направленности;
- увеличивается количество судей и улучшается их качество работы;
- в ряде субъектов Российской Федерации усиливается развитие северного многоборья в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;
- налажено взаимодействие с органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
- осуществляется сотрудничество со средствами массовой информации.
В 2018 г. проведена работа по обновлению документации, регламентирующей развитие вида спорта: утверждены новые правила соревнований, Единая всероссийская спортивная классификация, положение о судьях по северному многоборью.
Основаниями развития массовых видов спорта являются доступность самостоятельных занятий для разных категорий граждан, популярность и наличие соответствующих материально-технических условий в стране. Благодаря усилиям региональных федераций, северное многоборье достаточно успешно развивается в сфере детско-юношеского спорта. Однако вид спорта не включается в программы соревнований учащихся образовательных организаций (Спартакиад); в календарном плане ФСМР отсутствуют соревнования среди студентов, показательные выступления, фестивали в ССУЗах и ВУЗах на регулярной основе не проводятся. В порядке эксперимента в апреле 2019 года северное многоборье включено в программу соревнований Школьной спортивной лиги в северных районах Красноярского края, которые сейчас именуются Президентскими спортивными играми.
1.1. Массовый спорт
Целью данного направления Программы является дальнейшее развитие и популяризация северного многоборья, увеличение количества занимающихся северным многоборьем за счёт привлечения учащихся образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы, а также продолжения занятий студентами при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения.
Проводится много мероприятий, где спортсмены принимают участие в показательных выступлениях, например, день спорта, всероссийский олимпийский день, различные фестивали и т.д.
Программные мероприятия первого этапа включают:
- разработку и внедрение комплекса мер по повышению статуса региональных спортивных федераций северного многоборья;
- содействие в расширении функциональных связей с органами власти различного уровня в субъектах Российской Федерации;
- содействие в открытии спортивных школ по северному многоборью и национальным видам спорта, отделений северного многоборья в спортивных школах;
- содействие развитию секций северного многоборья в спортивных клубах, физкультурно-оздоровительных центрах;
- разработку программ развития северного многоборья в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы (школы, лицеи, гимназии), реализующих профессиональные программы (средне-специальные и высшие учебные заведения);
- разработку и внедрение системы спортивно-массовых мероприятий для школьников и студентов;
- совершенствование организации и проведения спортивно-массовых и зрелищных мероприятий;
- содействие сотрудничеству со спонсорами;
- поддержка деятельности по развитию северного многоборья в средствах массовой информации.
Программные мероприятия второго этапа включают:
- совершенствование и реализация комплекса мер по повышению статуса региональных спортивных федераций северного многоборья;
- содействие в расширении функциональных связей с органами власти различного уровня в субъектах Российской Федерации;
- содействие в открытии спортивных школ, отделений северного многоборья в спортивных школах;
- внедрение программ развития северного многоборья в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии) и профессиональные (средне-специальные и высшие учебные заведения) программы;
- расширение сети секций северного многоборья в физкультурно-оздоровительных и спортивных клубах и центрах;
- совершенствование организации и проведения спортивно-массовых и зрелищных мероприятий;
- развитие системы спортивно-массовых мероприятий для школьников и студентов;
- содействие развитию сотрудничества со спонсорами;
- поддержка деятельности по развитию северного многоборья в средствах массовой информации.
Таблица 1(1). Динамика развития северного многоборья в Российской Федерации (по данным статистических наблюдений N 1-ФК)
Год |
Численность занимающихся и их квалификация |
||||||||
Всего |
Женщины |
Спортивные разряды |
Спортивные звания |
||||||
Всего |
Из них: |
Всего |
МС |
МСМК |
ЗМС |
||||
1 разряд |
КМС |
||||||||
2019 |
5 840 |
1 892 |
795 |
129 |
79 |
22 |
22 |
- |
- |
2020 |
5 279 |
1 722 |
405 |
169 |
73 |
31 |
31 |
- |
- |
Таблица 1(2). Динамика развития северного многоборья в Российской Федерации (по данным статистических наблюдений N 1-ФК)
Год |
Спортивные судьи |
Штатные тренеры |
||||
Всего |
Из них |
Всего |
Специальное образование |
|||
1 категории |
Всероссийской категории |
Высшее |
Среднее |
|||
2019 |
166 |
31 |
3 |
76 |
59 |
8 |
2020 |
151 |
55 |
3 |
77 |
58 |
15 |
Школьный спорт
Основными целями школьного спорта являются приобретение обучающимися в возрасте от 7 до 18 лет базовых умений и навыков в области физической культуры и в избранных видах спорта (северное многоборье); развитие внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательных учреждениях.
Основной задачей является широкое привлечение школьников к систематическим занятиям северным многоборьем, создание фундамента и построение системы организации массовых физкультурно-спортивных мероприятий среди школьных команд образовательных организаций на региональном и федеральном уровне, а также воспитание у обучающихся в школе устойчивого интереса к занятиям северного многоборья.
Занимаясь северным многоборьем совершенствуется различный ряд очень важных качеств и умений, которые положительно влияют на формирование общего состояния здоровья и социализации детей. С точки зрения состояния здоровья и физического развития многоборье несет в себе идеальные возможности для повышения уровня физической подготовленности; улучшение сердечно-сосудистой системы. Немаловажное значение северное многоборье вносит в развитие жизненно важных социальных качеств детей, а именно: принятие решений в стрессовых ситуациях, умение распределять силы на протяжении всей дистанции, метко попадать в цель.
Соревнования по северному многоборью в школьном спорте проводят региональные федерации на территории своих районов.
Студенческий спорт
Развитие студенческого спортивного движения России в области вида спорта "северное многоборье" как с позиций достижения высоких спортивных результатов на уровне сборной команды России, так и массового спорта для привлечения к активному здоровому образу жизни студенческой молодежи является одной из задач. Как таковые студенческие соревнования по северному многоборью не проводятся, но для организации соревнований привлекаются студенты.
1.2. Подготовка спортивного резерва
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране является количество и квалифицированный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки. Учитывая этот фактор, федерация участвует в разработке федеральных стандартов спортивной подготовки и их корректировке, а также в составлении программ для учреждений и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва.
Информация о субъектах Российской Федерации, развивающих на своих территориях северное многоборье, представлена в таблице N 2, согласно данным федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФК "Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку" за 2020 год.
Таблица N 2. Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку за 2020 год
Из вышеуказанной таблицы видно, что в 1 субъекте Российской Федерации (Чукотский автономный округ), есть отделение в учреждении, осуществляющее спортивную подготовку, но нет региональной спортивной федерации.
Данные таблиц 3 и 4, полученные из формы статистического наблюдения N 5-ФК, показывают динамику числа отделений по виду спорта и численности занимающихся в них спортсменов в период 2017-2020 гг.
Таблица 3. Количество организаций, развивающих северное многоборье по состоянию на 2020 год
Ведомственная принадлежность |
Число организаций - всего |
В том числе по виду организаций: |
||||||
ДЮСШ |
СШ |
СШОР |
УОР |
ЦСП |
ЦОП |
Другие организации |
||
Органы управления в сфере образования |
24 |
23 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
Органы управления в сфере физической культуры и спорта |
21 |
4 |
13 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Другая ведомственная принадлежность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итого |
45 |
27 |
13 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Таблица 4. Динамика числа отделений северного многоборья в учреждениях спортивной подготовки 2017-2020 гг.
Год/вид орг-ии |
ДЮСШ |
СШ |
СДЮСШОР |
СШОР |
УОР |
ЦСП |
ЦОП |
Другие организации |
Всего |
2017 |
44 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
52 |
2018 |
41 |
5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
50 |
2019 |
37 |
8 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
51 |
2020 |
27 |
13 |
X |
2 |
0 |
0 |
0 |
3 |
45 |
Таблица 5. Динамика численности занимающихся северным многоборьем в учреждениях спортивной подготовки 2017-2020 гг.
Год |
Всего занимающихся и обучающихся |
По этапам спортивной подготовки |
По общеразвивающим программам всего |
По предпрофессиональным программам всего |
||||
СО |
НП |
ТЭ |
ССМ |
ВСМ |
||||
2017 |
3205 |
788 |
1324 |
1047 |
46 |
0 |
Нет данных |
Нет данных |
2018 |
3153 |
15 |
371 |
222 |
41 |
0 |
1167 |
1337 |
2019 |
3272 |
205 |
436 |
281 |
72 |
0 |
867 |
1411 |
2020 |
3041 |
1341 |
537 |
620 |
81 |
47 |
706 |
916 |
Данные таблиц 3 и 4 наглядно показывают, что в период с 2017 по 2020 года были изменения и была тенденция сокращения количества отделений северного многоборья, при этом численность спортсменов в учреждениях спортивной подготовки в последний год значительно сократилась.
Анализ данных за 2020 год дает следующую картину:
Общая численность занимающихся и обучающихся по виду спорта составила 3041 человек (по этапам спортивной подготовки - 1419 (СОЭ - 134; НП - 537; ТЭ - 620; ССМ - 81; ВСМ - 47); по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта - 1622 (общеразвивающие - 706; предпрофессиональные - 916).
В организациях сферы физической культуры и спорта - 1893, из них:
по этапам спортивной подготовки - 1419 (СОЭ - 134; НП - 537; ТЭ - 620; ССМ - 81; ВСМ - 47);
по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта - 474 (общеразвивающие - 67; предпрофессиональные - 407).
В организациях сферы образования - 1148 человек, из них:
по этапам спортивной подготовки - 0 (СОЭ - 0; НП - 0; ТЭ - 0; ССМ - 0; ВСМ - 0);
по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта - 1148 (общеразвивающие - 639; предпрофессиональные - 509).
В организациях другой ведомственной принадлежности - 0 человек, из них:
по этапам спортивной подготовки - 0 (СОЭ - 0; НП - 0; ТЭ - 0; ССМ - 0; ВСМ - 0);
по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта - 0 (общеразвивающие - 0; предпрофессиональные - 0).
В таблицах 6 и 7 приведены данные по квалификационному уровню спортсменов. Динамика показателей, отраженных в таблицах свидетельствует об определенной стабильности в выполнении нормативов МС.
Таблица 6. Количество спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания 2017-2020 гг.
Год |
Всего спортсменов-разрядников |
Звания и разряды |
|||||
Массовые |
1 разряд |
КМС |
МС |
МСМК |
ЗМС |
||
2017 |
782 |
733 |
25 |
16 |
8 |
0 |
0 |
2018 |
452 |
433 |
9 |
5 |
5 |
0 |
0 |
2019 |
888 |
752 |
71 |
57 |
8 |
0 |
0 |
2020 |
980 |
823 |
76 |
65 |
16 |
0 |
0 |
Таблица 7. Количество разрядов, званий, присвоенных и подтвержденных в отчетном году
Год |
Всего |
Спортивные разряды присвоенные |
Спортивные разряды подтвержденные |
Спортивные звания присвоенные |
|||||||
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
МС |
||||||
КМС |
1 разряд |
Другие разряды |
КМС |
1 разряд |
Другие разряды |
||||||
2017 |
231 |
231 |
0 |
1 |
230 |
33 |
0 |
0 |
33 |
0 |
0 |
2018 |
248 |
248 |
1 |
2 |
245 |
26 |
3 |
2 |
21 |
0 |
0 |
2019 |
980 |
979 |
65 |
98 |
816 |
18 |
1 |
2 |
15 |
1 |
1 |
2020 |
418 |
408 |
25 |
46 |
337 |
29 |
1 |
4 |
24 |
10 |
10 |
Общее количество спортсменов, имеющих спортивные звания и спортивные разряды - 980 человек (0 - ЗМС, 0 - МСМК, 16 - МС, 65 - КМС, 76 - I спортивный разряд, 823 - другие разряды).
В организациях сферы физической культуры и спорта количество спортсменов, имеющих спортивные звания и спортивные разряды - 729 человек (0 - ЗМС, 0 - МСМК, 14 - МС, 60 - КМС, 67 - I спортивный разряд, 588 - другие разряды).
В организациях сферы образования количество спортсменов, имеющих спортивные звания и спортивные разряды - 251 человек (0 - ЗМС, 0 - МСМК, 2 - МС, 5 - КМС, 9 - I спортивный разряд, 235 - другие разряды).
В организациях другой ведомственной принадлежности количество спортсменов, имеющих спортивные звания и спортивные разряды - 0 человек (0 - ЗМС, 0 - МСМК, 0 - МС, 0 - КМС, 0 - I спортивный разряд, 0 - другие разряды).
Кандидаты в спортивные сборные команды Российской Федерации
Общее количество кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации составило 0 человек, из них:
В организациях сферы физической культуры и спорта - 0 человек
В организациях сферы образования - 0 человек
В организациях другой ведомственной принадлежности - 0 человек
Анализ показателей, приведенный в таблицах 5 и 6 свидетельствует о том, что в 2019-2020 гг. был значительный рост в присвоениях и подтверждениях разрядов и званий.
Участие в соревнованиях
Всего во всероссийских соревнованиях по виду спорта участвовало 313 человек (призовых мест 97) из них первых - 33, вторых - 36, третьих - 28), из них:
Занимающихся и обучающихся в организациях сферы физической культуры и спорта во всероссийских соревнованиях участвовало 287 человек (призовых мест 81, из них первых - 23, вторых - 34, третьих - 24);
Занимающихся и обучающихся в организациях сферы образования во всероссийских соревнованиях участвовало 26 человек (призовых мест 16, из них первых - 10, вторых - 2, третьих - 4);
Занимающихся и обучающихся в организациях другой ведомственной принадлежности во всероссийских соревнованиях участвовало 0 человек (призовых мест 0, из них первых - 0, вторых - 0, третьих - 0);
Всего в международных соревнованиях участвовало 0 человек (призовых мест 0, из них первых - 0, вторых - 0, третьих - 0);
Занимающихся и обучающихся в организациях сферы физической культуры и спорта в международных соревнованиях участвовало 0 человек (призовых мест 0, из них первых - 0, вторых - 0, третьих - 0);
Занимающихся и обучающихся в организациях сферы образования в международных соревнованиях участвовало 0 человек (призовых мест 0, из них первых - 0, вторых - 0, третьих - 0);
Занимающихся и обучающихся в организациях другой ведомственной принадлежности в международных соревнованиях участвовало 0 человек (призовых мест 0, из них первых - 0, вторых - 0, третьих - 0);
Тренеры
Таблица 8. Тренерско-преподавательский состав учреждений спортивной подготовки в 2017-2020 гг.
Год |
Всего |
Штат |
Обр-е высшее, штат |
Обр-е среднее, штат |
В том числе: |
Квалификационная категория, штат |
В возрасте: |
ЗТР |
Тренеры-преподаватели |
|||||||
Высшее физ-е |
Среднее физ-е |
Высшая |
Первая |
Вторая |
<30 лет |
31-45 лет |
46-60 лет |
>60 лет |
Всего |
Штатные |
||||||
2017 |
132 |
81 |
67 |
13 |
65 |
8 |
25 |
23 |
6 |
17 |
29 |
27 |
8 |
0 |
- |
- |
2018 |
119 |
70 |
57 |
13 |
51 |
9 |
19 |
19 |
3 |
13 |
22 |
27 |
8 |
0 |
82 |
- |
2019 |
125 |
77 |
67 |
9 |
60 |
6 |
11 |
17 |
3 |
11 |
31 |
29 |
6 |
1 |
77 |
- |
2020 |
50 |
30 |
36 |
10 |
36 |
8 |
9 |
1 |
3 |
9 |
9 |
12 |
0 |
0 |
68 |
38 |
Количество тренеров по виду спорта составляет 50 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 5 человек, повышение квалификации в отчетном году - 2 человека. Имеющие высшую квалификационную категорию - 9 тренеров, первую - 1, вторую - 3.
Количество штатных тренеров по виду спорта - 30 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 2, повышение квалификации в отчетном году - 1. Имеющие высшую квалификационную категорию - 6 тренеров, первую - 0, вторую - 3.
Количество тренеров, являющихся совместителями 4 человека. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 3, повышение квалификации в отчетном году - 1. Имеющие высшую квалификационную категорию - 3 тренера, первую - 1, вторую - 0.
Звание "Заслуженный тренер России" имеют 0 человек.
Количество тренеров-преподавателей составляет 68, из них штатных - 38.
В организациях сферы физической культуры и спорта:
Количество тренеров по виду спорта составляет 48 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 5 человек, повышение квалификации в отчетном году - 2 человека. Имеющие высшую квалификационную категорию - 9 тренеров, первую - 1, вторую - 3.
Количество штатных тренеров по виду спорта - 30 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 2 человека, повышение квалификации в отчетном году - 1 человек. Имеющие высшую квалификационную категорию - 6 тренеров, первую - 0, вторую - 3.
Количество тренеров, являющихся совместителями 4 человека. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 3 человека, повышение квалификации в отчетном году - 1 человек. Имеющие высшую квалификационную категорию - 3 тренера, первую - 1, вторую - 0.
Звание "Заслуженный тренер России" имеют 0 человек.
Количество тренеров-преподавателей составляет 26, из них штатных - 12.
В организациях сферы образования:
Количество тренеров по виду спорта составляет 2 человека. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 0 человек, повышение квалификации в отчетном году - 0 человек. Имеющие высшую квалификационную категорию - 0 тренеров, первую - 0, вторую - 0.
Количество штатных тренеров по виду спорта - 0 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 0 человек, повышение квалификации в отчетном году - 0 человек. Имеющие высшую квалификационную категорию - 0 тренеров, первую - 0, вторую - 0.
Количество тренеров, являющихся совместителями 0 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 0 человек, повышение квалификации в отчетном году - 0 человек. Имеющие высшую квалификационную категорию - 0 тренеров, первую - 0, вторую - 0.
Звание "Заслуженный тренер России" имеют 0 человек.
Количество тренеров-преподавателей составляет 42, из них штатных - 26.
В организациях другой ведомственной принадлежности:
Количество тренеров по виду спорта составляет 0 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 0 человек, повышение квалификации в отчетном году - 0 человек. Имеющие высшую квалификационную категорию - 0 тренеров, первую - 0, вторую - 0.
Количество штатных тренеров по виду спорта - 0 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 0 человек, повышение квалификации в отчетном году - 0 человек. Имеющие высшую квалификационную категорию - 0 тренеров, первую - 0, вторую - 0 человек.
Количество тренеров, являющихся совместителями 0 человек. Прошедших профессиональную переподготовку в отчетном году - 0 человек, повышение квалификации в отчетном году - 0 человек. Имеющие высшую квалификационную категорию - 0 тренеров, первую - 0, вторую - 0.
Звание "Заслуженный тренер России" имеют 0 человек.
Количество тренеров-преподавателей составляет 0, из них штатных - 0.
1.3. Спорт высших достижений
За предыдущие 4 года были проведены международные спортивные соревнования по национальным видам спорта "Арктические зимние игры", которые проводятся в Канаде и США (Аляска), ежегодные соревнования организуются в Скандинавских странах. Российские спортсмены впервые принимали участие в данных соревнованиях в 1992 году, впоследствии укрепив своё лидерство в тройном национальном прыжке и прыжках через нарты. В марте 2018 года российские многоборцы участвовали в показательных выступлениях в международном Фестивале традиционных состязаний народов Севера (Рованиеми, Финляндия), представитель Красноярского края Виталий Яптунэ победил в метании тынзяна на дальность. Также проводятся показательные мастер-классы российских спортсменов для взаимодействия.
В перспективе развития на 4 года вперед: заявить о себе на международной арене; взаимодействовать федерациями по организации международных соревнований; повысить статус российского северного многоборья на международной арене.
Целью данного направления Программы является создание условий для успешного выступления спортивных сборных команд России на международных соревнованиях по национальным видам спорта и северному многоборью.
Программные мероприятия первого этапа включают:
- создание современной системы научно-методического (медико-биологического, психологического) обеспечения процесса подготовки спортсменов по северному многоборью;
- разработку и внедрение региональных спортивных программ подготовки сборных команд субъектов Российской Федерации;
- организацию системы медико-биологического обеспечения;
- разработку и внедрение системы психологической подготовки спортсменов;
- разработку и внедрение системы подготовки и повышения квалификации тренерского состава, судей и специалистов, работающих со спортсменами высокого класса;
- совершенствование системы отбора для занятий видом спорта северное многоборье;
- совершенствование календарного плана спортивных мероприятий;
- совершенствование системы управления, организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
- разработку и внедрение единой электронной базы данных российских спортсменов, тренеров и судей по северному многоборью;
- реализацию антидопинговой программы ФСМР.
Программные мероприятия второго этапа включают:
- совершенствование системы научно-методического обеспечения;
- внедрение региональных спортивных программ подготовки;
- совершенствование системы медико-биологического обеспечения;
- совершенствование системы психологической подготовки;
- наполнение и совершенствование единой электронной базы данных российских спортсменов, тренеров и судей по северному многоборью;
- внесение необходимых корректировок и совершенствование системы отбора для занятий видом спорта северное многоборье;
- внедрение перспективных научно-методических и медико-биологических технологий, направленных на совершенствование содержания и структуры тренировочного процесса спортивных сборных команд регионов, спортивных сборных команд Российской Федерации;
- внедрение системы подготовки и повышения квалификации тренерского состава, судей и специалистов по северному многоборью;
- внесение необходимых корректировок и дальнейшее совершенствование системы управления, организации и проведения спортивных мероприятий;
- внесение в антидопинговую программу необходимых корректировок и продолжение её реализации.
2. Развитие северного многоборья в субъектах Российской Федерации, специализирующихся на подготовке спортсменов высокого класса
Соревнования по северному многоборью в школьном спорте проводят раз в год региональные федерации на территории своих районов.
Количество проведенных соревнований совместно с региональными федерациями с 2017 по 2020 гг. составило 15 спортивных соревнований. Основные соревнования это чемпионат, первенство среди юниоров, первенство среди 14-15 лет и Кубок России. Каждый год проводилось по 4 соревнования, кроме 2020 года в нем провели 3.
Целью данного направления Программы является увеличение количества регионов, специализирующихся на подготовке спортсменов высокого класса.
Программные мероприятия первого этапа включают:
- разработку и внедрение региональных спортивных программ подготовки резервного и основного составов спортивных сборных команд России;
- содействие в открытии спортивных школ, отделений по северному многоборью в спортивных школах субъектов Российской Федерации;
- разработка и внедрение программы аттестации тренерского состава и специалистов;
- разработка и внедрение системы стажировки ведущих тренеров из регионов в спортивных сборных командах России по северному многоборью.
Программные мероприятия второго этапа включают:
- дальнейшее внедрение региональных спортивных программ подготовки резервного и основного составов сборных команд России;
- расширение сети спортивных школ;
- внесение необходимых корректировок и дальнейшая реализация программы аттестации тренерского состава и специалистов;
- внесение необходимых корректировок и внедрение системы стажировки ведущих тренеров из регионов в спортивных сборных командах России по северному многоборью.
3. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте
Антидопинговые программные мероприятия ФСМР направлены на сохранение "духа спорта". В целях реализации мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными приказом Минспорта России от 24.06.2021 г. N 464 ФСМР реализует следующие мероприятия:
- назначает должностных лиц, ответственных за организацию работы ФСМР по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с Министерством спорта Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Российским антидопинговым агентством "РУСАДА". Ответственным за организацию работы ФСМР по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним назначен президент федерации Ворошилов Алексей Валерьевич;
- размещает на официальном сайте ФСМР (http://nmfr.ru/antidoping/) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет общероссийские антидопинговые правила, Всемирный антидопинговый кодекс и соответствующие международные стандарты ВАДА, нормативно-правовые акты законодательства Российской Федерации, содержащие положения об ответственности за нарушение антидопинговых правил и антидопинговые правила, по виду спорта северное многоборье, на русском языке;
- обеспечивает ознакомление спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена с положениями действующих редакций Всемирного антидопингового кодекса и соответствующих международных стандартов ВАДА, общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил ФСМР по виду спорта северное многоборье;
- предоставляет в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами необходимую информацию Российскому антидопинговому агентству "РУСАДА" для формирования списка спортсменов в целях проведения тестирования, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
- уведомляет спортсменов о включении их в список спортсменов, подлежащих тестированию, в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, как в соревновательный период, так и во внесоревновательный период;
- оказывает содействие в предоставлении информации о местонахождении спортсменов, включенных в национальный список тестирования;
- оказывает содействие в проведении тестирования в соответствии с порядком проведения допинг-контроля, утвержденным приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 293;
- обеспечивает условия для проведения допинг-контроля на спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами, а также содействует проведению тестирования на указанных спортивных мероприятиях в соответствии с порядком проведения допинг-контроля;
- применяет санкции (в том числе спортивную дисквалификацию спортсменов) на основании и во исполнение решения соответствующей антидопинговой организации о нарушении антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании;
- информирует Министерство спорта Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российское антидопинговое агентство "РУСАДА", ФСМР по виду спорта северное многоборье о принятых в отношении спортсменов и персонала спортсмена, нарушавших антидопинговые правила, санкциях;
- оказывает содействие в поиске и предоставлении контактной информации по спортсменам и (или) персоналу спортсменов, находящимся под юрисдикцией ФСМР;
- обеспечивает спортсменов, тренеров и иной персонал спортсмена антидопинговыми информационно-образовательными материалами и методическими пособиями в целях информирования относительно всех последних изменений в Запрещенном списке ВАДА и соответствующих положениях международных спортивных объединений;
- участвует в образовательных семинарах, круглых столах, рабочих группах и иных мероприятиях по вопросам борьбы и допингом в спорте;
- осуществляет информационно-пропагандистскую деятельность по профилактике применения и использования спортсменами, тренерами и иным персоналом спортсмена субстанций и методов, запрещенных в спорте;
- обеспечивает прохождение антидопинговых образовательных программ в рамках дополнительного профессионального образования сотрудников, ответственных за организацию работы по предотвращению использования допинга в спорте и борьбе с ним в ФСМР;
- ведет список спортсменов, тренеров и иного персонала спортсмена, находящихся под юрисдикцией ФСМР, к которым применены санкции (в том числе спортивная дисквалификация) за нарушение антидопинговых правил;
- осуществляет проверку спортсменов находящихся под юрисдикцией ФСМР, на предмет наличия спортивной дисквалификации (в том числе, по которым проводится проверка о возможном нарушении антидопинговых правил) за нарушение правил северного многоборья, положений регламентов) спортивных соревнований, антидопинговых правил, норм и требований, по виду спорта северному многоборью, ФСМР, при согласовании документов по кандидатам на присвоение спортивных званий и спортивных разрядов в соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 20 февраля 2017 г. N 108.
4. Международное спортивное сотрудничество. Организация и проведение на территории Российской Федерации физкультурных мероприятий и спортивных соревнований
ФСМР ведет активное сотрудничество и взаимодействие с региональными спортивными организациями. Участие представителей региональных федераций в работе ФСМР позволяет получать информацию и оперативно реагировать по вопросам развития вида спорта, в том числе по вопросам формирования систем квалификаций, изменений в правилах проведения соревнований по северному многоборью, формирования программ соревнований и календаря спортивных мероприятий. Международных соревнований по данному виду спорта не проводилось.
На уровне российских соревнований федерацией были организованы и проведены всероссийские спортивные соревнования по северному многоборью:
В 2018 году чемпионат и первенство России в г. Белоярском, ХМАО; первенство России среди юношей и девушек 14-15 лет в г. Хабаровске; Кубок России в г. Салехарде, ЯНАО.
В 2019 году чемпионат и первенство России в г. Якутске, Республика Саха (Якутия); первенство России среди юношей и девушек 14-15 лет в г. Новом Уренгое, ХМАО; Кубок России в г. Ханты-Мансийске.
В 2020 году чемпионат и первенство России были перенесены в г. Красноярск, Красноярский край; первенство России среди юношей и девушек 14-15 лет в г. Новом Уренгое.
Целью данного направления Программы является интенсивное развитие соревновательной деятельности спортсменов и активное участие в международной деятельности.
Программные мероприятия первого этапа включают:
- обеспечение участия спортивных сборных команд России в международных соревнованиях;
- расширение сотрудничества с Arctic Winter Games International Committee (далее - AWGIC), представительство в его руководящих органах, международной ассоциацией "Оленеводы мира" и другими зарубежными спортивными организациями;
- осуществление сотрудничества с федерациями северного многоборья стран Скандинавии и Балтии, с учебными и научно-методическими центрами зарубежных стран;
- обмен опытом работы с международными организациями в области организации международных соревнований и допингового контроля.
Программные мероприятия второго этапа включают:
- обеспечение участия сборных команд России в международных соревнованиях;
- совершенствование взаимодействия с AWGIC, международной ассоциацией "Оленеводы мира" и другими зарубежными спортивными организациями;
- организацию и проведение в России Международных зимних игр по северному многоборью и национальным видам спорта;
- осуществление сотрудничества с федерациями северного многоборья стран Скандинавии и Балтии, с учебными и научно-методическими центрами зарубежных стран;
- обмен опытом работы с международными организациями в области организации международных соревнований и допингового контроля.
С целью дальнейшего развития северного многоборья в мире Россия инициирует:
- взаимодействие с международными федерациями национальных видов спорта и организацию Международной федерации северного многоборья;
- включение северного многоборья в программу Всемирных игр по неолимпийским видам спорта;
- включение северного многоборья в Международные спортивные игры "Дети Азии".
5. Кадровое обеспечение вида спорта
Одним из самых острых вопросов развития северного многоборья в регионах Российской Федерации является кадровое обеспечение тренировочного процесса.
Для обеспечения динамичного развития северного многоборья необходимо создать устойчивую систему подготовки и переподготовки кадров, включая подготовку:
- тренерского состава;
- квалифицированных спортивных менеджеров;
- судей для проведения соревнований;
- квалифицированного персонала для создания и содержания спортивных сооружений;
- спортивных врачей;
- других специалистов обеспечения сборных команд России;
- волонтеров для проведения крупных спортивных и спортивно-массовых мероприятий.
За предыдущие 4 года непосредственно федерацией проводятся семинары подготовки и переподготовки спортивных судей первой и всероссийской категории.
Год |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Количество семинаров |
1 |
1 |
2 |
2 |
Для подготовки тренеров, менеджеров и врачей необходимо определить базовые образовательные учреждения профессионального образования Минспорта России и Минобрнауки России, обладающие материально-технической базой и кадровым потенциалом для подготовки необходимых специалистов, обеспечить постоянное взаимодействие Федерации с ними для решения задач по подготовке профессиональных кадров. Для северного многоборья это могли бы стать: отделения в российских государственных университетах спорта, имеющие данное направление. С учебными заведениями федерация начала работать, устанавливать взаимосвязи и разрабатывать программы взаимодействия.
Целью данного направления Программы является обеспечение квалифицированными специалистами спортивного резерва, спортивных сборных команд России, системы проведения соревнований по северному многоборью.
Программные мероприятия первого этапа включают:
- разработку и внедрение системы подготовки и повышения квалификации тренеров, работающих с детьми, подростками и молодёжью;
- разработку и внедрение системы подготовки и повышения квалификации тренерского состава, судей и специалистов, работающих в региональных спортивных сборных командах по северному многоборью;
- разработку и внедрение комплекса мер по материальному стимулированию тренерского состава;
- разработку и реализацию программы повышения квалификации спортивных судей по северному многоборью;
- подготовку российских судей, в количестве достаточном для участия в судействе международных соревнований;
- разработку и внедрение системы подготовки специалистов, осуществляющих управление, организацию и проведение спортивных мероприятий.
Программные мероприятия второго этапа включают:
- внесение необходимых корректировок и дальнейшее осуществление подготовки и повышения квалификации тренерского состава, судей и специалистов, работающих в спортивных сборных командах регионов Российской Федерации и России;
- корректировку и внедрение комплекса мер по материальному стимулированию тренерского состава по национальным видам спорта и северному многоборью;
- внесение необходимых корректировок и дальнейшее осуществление подготовки и повышения квалификации тренеров, работающих с детьми, подростками и молодёжью;
- реализацию программы повышения квалификации спортивных судей по северному многоборью;
- дальнейшую подготовку российских судей для участия в судействе международных соревнований;
- содействие внедрению программы дисциплины "Теория и методика северного многоборья";
- внесение корректировок и дальнейшую подготовку специалистов, осуществляющих управление, организацию и проведение спортивных мероприятий.
6. Пропаганда и популяризация северного многоборья
В настоящее время значительное число неолимпийских видов, в том числе и северное многоборье относится к числу видов спорта, наименее упоминаемых в официальных российских СМИ.
Привлечение внебюджетных и спонсорских средств в современных условиях требуют также самого пристального внимания к информационному обеспечению развития вида спорта.
Программа предполагает широкое информирование всех слоев населения России о достижениях спортсменов в соревнованиях по северному многоборью, планах развития вида спорта и ходе их реализации. В этих целях необходимо расширение сотрудничества с общероссийскими и региональными СМИ. Особое внимание должно уделяться налаживанию сотрудничества с телерадиокомпаниями.
Вместе с тем наиболее доступным и популярным среди молодежи и других слоев населения остаются соцсети - интернета. В связи с этим наибольшее внимание ФСМР должна уделять использованию Интернет-ресурса. Создание и наполнение сайтов федерации необходимой информацией будет оставаться приоритетным направлением работы. Планируемое расширение сотрудничества с другими целевыми группами также повысит рост популярности вида спорта.
ФСМР имеет свой сайт (http://nmfr.ru/), на котором размещены руководящий орган, положения, регламент, а также регулярно обновляемая база данных протоколов результатов всероссийских и международных соревнований, история развития северного многоборья. Представители федерации выступают на Российском радио и телевидении. На соревнованиях ведутся прямые трансляции в интернет-ресурсе Instagram.
Расширение информационного обеспечения предполагает не только увеличение количества зрителей, но и ведет к дополнительному вовлечению молодежи в ряды занимающихся северным многоборьем, благодаря созданию и распространению специальных программ для начинающих, размещение информации в соцсети интернета.
7. Характеристика проблем развития вида спорта "северное многоборье" в Российской Федерации и причин их возникновения
Существует ряд проблем, которые влияют на развитие северного многоборья в Российской Федерации и требуют срочного решения:
- проблемы развития детско-юношеского спорта, связанные с отсутствием в большинстве субъектов Российской Федерации, развивающих северное многоборье, системы спортивных школ, либо отделений северного многоборья в спортивных школах;
- отсутствует целостная система поэтапной многолетней спортивной подготовки в большинстве субъектов Российской Федерации, развивающих северное многоборье;
- недостаточно разработанная научно-методическая база вида спорта северное многоборье;
- отсутствие материально-технической базы для занятий северным многоборьем в большинстве регионов;
- недостаточная зрелищность спортивных состязаний, обусловленная спецификой вида спорта и особенностями правил соревнований;
- нерегулярность внебюджетного и бюджетного финансирования вида спорта;
- отсутствие финансовой поддержки для системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по северному многоборью.
8. Обоснование необходимости решения проблем развития северного многоборья в Российской Федерации, анализ различных вариантов их решения и описание возможных рисков
Необходимость решения проблем развития северного многоборья в Российской Федерации обусловлена следующим:
- развитие детско-юношеского спорта является важнейшим системным направлением развития физической культуры и спорта, в том числе - национальных видов спорта в Российской Федерации;
- в целях обеспечения преемственности поколений и развития массовости северного многоборья, необходимо его внедрение в образовательные организации, реализующие общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии) и профессиональные (колледжи, училища, техникумы, высшие учебные заведения) программы;
- гарантией качественной подготовки спортсменов разного уровня, развития спорта высших достижений, повышения качества проведения соревнований, подготовки резерва сборных команд Российской Федерации является наличие профессионального судейского состава, тренеров и специалистов по северному многоборью;
- эффективное развитие северного многоборья требует разработки научно-методической базы и активного её внедрения в тренировочный процесс.
Для решения проблем развития северного многоборья в Российской Федерации необходимы следующие меры:
- содействие в открытии отделений по северному многоборью в спортивных школах субъектов Российской Федерации;
- разработка научно-методических ресурсов;
- утверждение федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта северное многоборье;
- разработка и утверждение программы спортивной подготовки и её внедрение в систему СШ, СШОР;
- разработка и внедрение системы спортивного отбора и ориентации в регионах Российской Федерации;
- содействие внедрению северного многоборья в образовательные организации, реализующие общеобразовательные и профессиональные программы, большинства субъектов Российской Федерации через систему учебных и внеучебных занятий, соревнований;
- разработка системы подготовки высококвалифицированных специалистов по северному многоборью (тренеров, специалистов, судей, волонтёров);
- совершенствование системы судейства в северном многоборье;
- активизация деятельности в привлечении средств из федерального и региональных бюджетов, а также из внебюджетных источников;
- организация и проведение спортивно-массовых и зрелищных мероприятий.
При реализации Программы и решении проблем развития северного многоборья в Российской Федерации возможно возникновение рисков, связанных со снижением поступлений из различных источников финансирования; с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению целей и задач Программы, обусловленных: срывом мероприятий и недостижением целевых показателей; повышением влияния негативных факторов на реализацию Программы.
Для уменьшения возникновения рисков необходимо:
- ежегодная, своевременная корректировка программных мероприятий в зависимости от достигнутых результатов;
- усиление контроля над ходом выполнения программных мероприятий.
9. Цели и задачи Программы, ожидаемые результаты её реализации
Целью Программы является дальнейшее развитие и популяризация северного многоборья, привлечение детей, подростков и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, развитие детско-юношеского спорта, создание условий для эффективной подготовки сборных команд России по северному многоборью и укрепления позиций российских спортсменов на международном уровне.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
- оптимизация системы управления ФСМР путём формирования динамично развивающейся, конкурентоспособной организации, координирующей усилия специалистов в поступательном развитии северного многоборья и физическом воспитании населения;
- популяризация и развитие северного многоборья в Российской Федерации с целью вовлечения максимально возможного числа детей, подростков и молодёжи в систематические занятия физической культурой и спортом;
- обеспечение роста профессионального мастерства спортсменов, путём создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных спортсменов, представляющих Российскую Федерацию на соревнованиях различного уровня;
- создание эффективной системы реализации мер по предотвращению допинга и борьбе с ним;
- внедрение научно-методических разработок в области спорта высших достижений в тренировочный процесс;
- организация и проведение официальных национальных и международных соревнований, спортивно-массовых и зрелищных мероприятий;
- реализация мер по развитию детско-юношеского спорта;
- создание условий, способствующих организации комплексной системы подготовки спортсменов всех возрастных групп;
- содействие улучшению социальной защищенности тренеров, спортсменов, судей и специалистов работающих в спортивных организациях.
Сроки достижения целей, этапы реализации Программы, ожидаемые результаты реализации Программы представлены в приложении.
10. Создание спортивной инфраструктуры
Финансовое обеспечение вида спорта предусматривается за счёт средств от членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей уставным целям, и спонсорских средств.
Программные мероприятия первого этапа включают:
- обеспечение членов спортивных сборных команд России по северному многоборью спортивной экипировкой;
- реализация проектов государственно-частного и общественно-государственного партнёрства по привлечению к совместной рекламной, маркетинговой, издательской деятельности предприятий, государственной поддержки предпринимательства по изготовлению оборудования и инвентаря для занятий северным многоборьем и национальными видами спорта, производства формы и спортивной одежды, а также сувенирной продукции;
- содействие государственным программам по укреплению материальной базы детско-юношеского спорта.
Программные мероприятия второго этапа включают:
- обеспечение членов спортивных сборных команд России по северному многоборью спортивной экипировкой;
- реализация проектов государственно-частного и общественно-государственного партнёрства по привлечению к совместной рекламной, маркетинговой, издательской деятельности предприятий, государственной поддержки предпринимательства по изготовлению оборудования и инвентаря для занятий северным многоборьем и национальными видами спорта, производства формы и спортивной одежды, а также сувенирной продукции;
- содействие государственным программам по укреплению материальной базы детско-юношеского спорта.
11. Экономический потенциал вида спорта
Финансовое обеспечение вида спорта предусматривается за счёт средств от членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности, соответствующей уставным целям, и спонсорских средств. Деятельность по указанным направлениям обеспечит улучшение следующих показателей:
- состояние здоровья населения, занимающегося физической культурой и спортом;
- число рабочих мест в открытых отделениях спортивных школах, отделениях детско-юношеских спортивных школ, спортивных клубах, в ремесленных мастерских по производству специализированного спортивного инвентаря и оборудования;
- поддержка новых отраслей производства (спортивного инвентаря, оборудования, сувенирной продукции).
Приложение 1
Динамика важнейших целевых показателей и индикаторов эффективности реализации программы развития вида спорта "северное многоборье" в Российской Федерации
Приложение 2
Перечень и описание основных программных мероприятий, сроки их выполнения по этапам реализации программы, ожидаемые результаты
N |
Наименование программных мероприятий |
Сроки исполнения |
Источник финансирования |
Исполнители программных мероприятий |
Ожидаемый результат |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Региональное развитие северного многоборья, повышение массовости, проведение физкультурных мероприятий
| ||||||||
1 |
Комплекс мероприятий, направленный на исполнение приказа Минспорта России от 01.08.2014 N 663 |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Аккредитация ФСМР и региональных спортивных федераций в субъектах Российской Федерации |
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
1 |
Подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой и законодательной базы в области физической культуры и спорта |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Повышение эффективности функционирования системы спортивной подготовки по северному многоборью. |
3 |
Расширение взаимодействий региональных спортивных федераций с органами власти различного уровня |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Помощь региональным спортивным федерациям в эффективном взаимодействии с органами власти различного уровня в субъектах Российской Федерации |
4 |
Разработка нормативных документов, регламентирующих взаимодействие с региональными спортивными федерациями |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Осуществление плодотворной работы с региональными спортивными федерациями |
5 |
Разработка и внедрение комплекса мер по повышению статуса региональных спортивных федераций |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Повышение статуса региональных спортивных федераций. Улучшение взаимодействия с различными структурами |
6 |
Поиск и реализация эффективных вариантов сотрудничества региональных спортивных федераций и иными организациями |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Стимуляция развития, привлечение инвестиций |
7 |
Разработка и реализация программы для образовательных организаций, реализующих программы общего образования |
V |
V |
V |
V |
ФСМР Минобрнауки РФ Региональные спортивные федерации Органы образования субъектов РФ |
ФСМР Минобрнауки РФ Региональные спортивные федерации Органы образования субъектов РФ |
Внедрение программы в общеобразовательные школы для факультативных занятий, как 3-й урок физкультуры, в системе обязательных занятий |
8 |
Включение в календарный план мероприятий соревнований для школьных команд. Разработка и утверждение положений о соревнованиях |
|
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Увеличение охвата школьников физкультурными и спортивными мероприятиями. Обеспечение подготовки спортивного резерва |
9 |
Организация секций северного многоборья в спортивных клубах, физкультурно-оздоровительных центрах |
|
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Привлечение населения к занятиям, пропаганда здорового образа жизни |
10 |
Разработка и реализация программ для среднеспециальных и высших учебных заведений |
V |
V |
V |
V |
ФСМР Минобрнауки РФ Региональные спортивные федерации Органы образования субъектов РФ |
ФСМР Минобрнауки РФ Региональные спортивные федерации Органы образования субъектов РФ |
Увеличение охвата студентов физкультурными и спортивными мероприятиями. Обеспечение преемственности в подготовке спортивного резерва |
11 |
Включение в календарный план мероприятий соревнований для студенческих команд. Разработка и утверждение положений о соревнованиях |
|
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР Российский студенческий спортивный союз |
Определение требований к организации и проведению соревнований, требований к участникам и условий допуска к соревнованиям. Организация взаимодействия с высшими и среднеспециальными учебными заведениями |
12 |
Организация и проведение в городах России массовых мероприятий по северному многоборью в дни школьных каникул |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Организация досуга детей и подростков в дни школьных каникул |
13 |
Организация и проведение массовых соревнований "Спорт в каждую семью" с элементами национальных видов спорта |
|
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом. Пропаганда здорового образа жизни |
2. Подготовка спортивного резерва
| ||||||||
1 |
Разработка и утверждение федерального стандарта спортивной подготовки по северному многоборью |
V |
|
|
|
ФСМР Минспорт РФ |
ФСМР Минспорт РФ |
Совершенствование нормативно-правовой системы спортивной подготовки |
2 |
Разработка и внедрение программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР |
|
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
Обеспечение единства подходов в осуществлении спортивной подготовки |
8 |
Ежегодный анализ итогов, совершенствование календарного плана спортивных мероприятий |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Совершенствование спортивной подготовки, отбор талантливых спортсменов |
3. Спорт высших достижений
| ||||||||
1 |
Комплекс мероприятий, направленный на исполнение приказа Минспорта России от 01.08.2014 N 663 |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Аккредитация ФСМР и региональных спортивных федераций в субъектах Российской Федерации |
2 |
Создание научно-методических разработок по подготовке членов спортивных сборных команд России |
V |
V |
V |
V |
ФСМР Минспорт РФ ВНИИФК |
ФСМР Минспорт России ВНИИФК |
Создание системы научно-методического обеспечения спортивной подготовки |
3 |
Внедрение научно-методических разработок по подготовке членов спортивных сборных команд России |
|
V |
V |
V |
ФСМР Минспорт РФ |
ФСМР Минспорт РФ |
Обеспечение подготовки спортсменов научно-методическими разработками |
4 |
Издание учебно-методической литературы для тренеров и специалистов |
|
V |
V |
V |
ФСМР Минспорт РФ ВНИИФК |
ФСМР Минспорт РФ ВНИИФК |
Информационно-методическое обеспечение тренеров и специалистов |
5 |
Организация медицинского обслуживания членов спортивных сборных команд России |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные ВФД |
ФСМР региональные ВФД |
Профилактика травматизма, заболеваний, обследование и лечение спортсменов, врачебный контроль тренировочного процесса |
6 |
Разработка системы психологической подготовки членов спортивных сборных команд России |
V |
V |
|
|
ФСМР ВНИИФК |
ФСМР ВНИИФК |
Создание системы психологической помощи спортсменам в период подготовки и участия в основных соревнованиях |
7 |
Внедрение и совершенствование системы психологической подготовки членов спортивных сборных команд России |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Повышение уровня психологической подготовки спортсменов сборных команд России к участию в международных соревнованиях |
8 |
Разработка требований и условий их выполнения для присвоения спортивного звания "Мастер спорта России" |
V |
|
|
|
ФСМР Минспорт РФ |
ФСМР Минспорт РФ |
Внесение изменений в Единую всероссийскую спортивную классификацию |
9 |
Организация и проведение в России Международных зимних игр по северному многоборью и национальным видам спорта |
|
|
|
V |
ФСМР Минспорт РФ внебюджетные источники финансирования |
ФСМР Минспорт РФ Международные организации национальных видов спорта |
Качественное проведение соревнований, популяризация северного многоборья и национальных видов спорта в России |
10 |
Разработка системы подготовки и повышения квалификации тренеров, судей и специалистов сборных команд России |
V |
V |
|
|
ФСМР |
ФСМР |
Создание программ подготовки и повышения квалификации тренеров, судей, специалистов, работающих с членами спортивных сборных команд России |
11 |
Внедрение системы подготовки и повышения квалификации тренеров, судей и специалистов сборных команд России |
|
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Проведение семинаров, повышение профессионального уровня подготовки тренеров, судей, специалистов, успешное выступление спортсменов в международных соревнованиях |
12 |
Разработка положения о порядке отбора спортсменов для включения их в состав сборных команд России |
V |
|
|
|
ФСМР |
ФСМР |
Регламентация порядка отбора спортсменов в составы сборных команд России |
13 |
Организация семинаров по подготовке и проведению спортивных мероприятий |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Повышение уровня проведения спортивных мероприятий |
14 |
Разработка и внедрение электронной базы данных российских спортсменов, тренеров и судей |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Систематизация данных |
15 |
Определение задач, комплектация комплексных научных групп, организация научно-методического обеспечения спортивных сборных команд России |
V |
V |
V |
V |
ФСМР Минспорт РФ ВНИИФК |
ФСМР Минспорт РФ ВНИИФК |
Научно-методическое обеспечение сборных команд России |
16 |
Разработка и внедрение комплекса антидопинговых мер |
V |
V |
V |
V |
ФСМР Минспорт РФ |
ФСМР Минспорт РФ |
Улучшение антидопингового обеспечения |
4. Развитие северного многоборья в субъектах Российской Федерации, специализирующихся на подготовке спортсменов высокого класса
| ||||||||
1 |
Организация мониторинга и анализа результатов соревнований |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Мониторинг динамики результатов. Прогнозирование результатов |
2 |
Реализация и совершенствование календарного плана соревнований |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Стимулирование к достижению высоких спортивных результатов |
3 |
Поиск и реализация эффективных вариантов сотрудничества государственных, общественных и иных организаций, привлечение инвестиций |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Стимуляция развития, привлечение инвестиций в северном многоборье |
4 |
Разработка и внедрение программы аттестации тренерско-преподавательского состава и специалистов |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Повышение квалификации тренеров и специалистов |
5 |
Разработка и внедрение системы стажировки ведущих тренеров из регионов в сборных командах |
|
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Повышение квалификации тренеров и качества подготовки спортсменов. |
6 |
Проведение семинаров, сборов, консультаций ведущими тренерами по дисциплинам в регионах |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Повышение качества подготовки спортсменов. Рост спортивного мастерства |
5. Противодействие использованию допинговых средств и (или) методов в спорте
| ||||||||
1 |
Разработка и внедрение антидопинговых правил и регламентов |
V |
V |
V |
V |
ФСМР РУСАДА |
ФСМР РУСАДА |
Издание и распространение антидопинговых правил и регламентов |
2 |
Реализация программы профилактики допинга |
|
V |
V |
V |
РУСАДА ФСМР |
РУСАДА ФСМР |
Повышение уровня осведомленности спортсменов, тренеров, специалистов в вопросах борьбы с допингом, предотвращение использования допинга |
3 |
Проведение соревновательного и внесоревновательного тестирования |
|
|
V |
V |
РУСАДА ФСМР |
РУСАДА ФСМР |
Предотвращение применения допинговых средств и методов |
4 |
Проведение заседаний Антидопинговой комиссии |
|
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Проведение беспристрастных и объективных слушаний в отношении спортсменов, допустивших нарушение антидопинговых правил |
6. Международное развитие северного многоборья
| ||||||||
1 |
Разработка концепции международного сотрудничества |
V |
V |
|
|
ФСМР |
ФСМР |
Формирование принципов в отношениях с международными организациями |
2 |
Развитие сотрудничества со спортивными организациями стран СНГ, Балтии |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Участие в соревнованиях, проведение совместных сборов. Обмен научными и тренерскими кадрами. Участие в форумах. Обмен опытом по организации соревнований и допинговому контролю |
3 |
Организация и проведение в России Международных зимних игр по северному многоборью и национальным видам спорта |
|
|
|
V |
ФСМР Минспорт РФ внебюджетные источники финансирования |
ФСМР Минспорт РФ Международные организации национальных видов спорта |
Качественное проведение соревнований, популяризация северного многоборья и национальных видов спорта в России |
|
Участие во всероссийских и международных соревнованиях по отдельным дисциплинам северного многоборья |
|
V |
V |
V |
ФСМР Минспорт РФ внебюджетные источники финансирования |
ФСМР Минспорт РФ Международные организации национальных видов спорта |
Участие в соревнованиях, проведение совместных сборов. Обмен научными и тренерскими кадрами. Участие в форумах. |
4 |
Участие в конференциях, симпозиумах, совещаниях с представителями других стран |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Повышение международного престижа. Обмен опытом управления, организации соревнования и допинговому контролю. Увеличение количества международных соревнований, проводимых на территории России |
5 |
Разработка и осуществление мер по защите интересов российских спортсменов на международной арене |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Обеспечение защиты прав и интересов российских спортсменов на международных соревнованиях |
6 |
Разработка концепции взаимодействия с Международными спортивными организациями по национальным видам спорта |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Включение северного многоборья в программу Всемирных игр по неолимпийским видам спорта, Международных спортивных игр "Дети Азии", Всемирных студенческих игр |
7 |
Разработка и реализация маркетинговой стратегии по привлечению зарубежных партнеров |
|
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Осуществление сотрудничества с международными организациями. Привлечение инвестиций |
7. Кадровое обеспечение
| ||||||||
1 |
Разработка и реализация программы подготовки и повышения квалификации тренеров и специалистов |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Создание системы подготовки и непрерывного повышения квалификации тренеров и специалистов |
2 |
Разработка и издание учебно-методической литературы для тренеров и специалистов |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР Минспорт РФ ВНИИФК |
Повышение квалификации |
3 |
Проведение судейских семинаров |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Повышение квалификации судей. Приглашение международных судей. Информирование судей об изменении правил соревнований |
4 |
Проведение судейских инструктажей |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Информирование судей об изменениях правил соревнований для квалифицированного судейства соревнований всех уровней |
5 |
Проведение аттестации судей |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Повышение квалификации судей для обеспечения качественного судейства официальных межрегиональных и всероссийских соревнований, информирование судей об изменении правил соревнований |
6 |
Подготовка российских судей для участия в судействе международных соревнований |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Обеспечение необходимого количества российских судей для участия в судействе международных соревнований |
7 |
Разработка и проведение семинаров для специалистов, осуществляющих управление, организацию и проведение соревнований |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Повышение квалификации специалистов, повышение качества управления, организации и проведения соревнований |
8 |
Разработка и реализация программы по привлечению волонтеров |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Обеспечение необходимым штатом соревнований всех уровней |
8. Пропаганда и популяризация северного многоборья
| ||||||||
1 |
Внесение изменений в правила соревнований по северному многоборью |
V |
V |
|
|
ФСМР |
ФСМР |
Повышение зрелищности соревнований по северному многоборью |
|
Разработка и внедрение программы агитационно-пропагандистской и рекламной деятельности в средствах массовой информации |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Пропаганда здорового образа жизни. Привлечение населения к занятиям северным многоборьем |
2 |
Работа со средствами массовой информации по освещению спортивных мероприятий |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Популяризация северного многоборья, формирование положительного общественного мнения и потребности в занятиях северным многоборьем |
3 |
Взаимодействие с политическими партиями, заинтересованными в воспитании молодёжи |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Привлечение населения к занятиям |
4 |
Издание и распространение полиграфической продукции |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Пропаганда здорового образа жизни, популяризация северного многоборья |
5 |
Разработка и внедрение программы для привлечения болельщиков посредством Интернет-ресурсов |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Увеличение числа болельщиков всех возрастных групп и дисциплин для привлечения интереса к северному многоборью |
9. Материально-техническое обеспечение северного многоборья
| ||||||||
1 |
Обеспечение членов спортивных сборных команд России спортивной экипировкой |
V |
V |
V |
V |
Минспорт РФ ФСМР |
Минспорт РФ ФСМР |
Обеспечение экипировкой спортсменов, участвующих в официальных международных соревнованиях |
2 |
Разработка и внесение рекомендаций для программ по укреплению материальной базы детско-юношеского спорта |
V |
V |
V |
V |
ФСМР |
ФСМР |
Развитие базы детско-юношеского спорта |
3 |
Реализация проектов государственно-частного и общественно-государственного партнёрства |
V |
V |
V |
V |
внебюджетные источники финансирования |
ФСМР предприниматели общественные организации |
Привлечение к совместной рекламной, маркетинговой, издательской деятельности предприятий, развитие предпринимательства по изготовлению оборудования и инвентаря для занятий северным многоборьем и национальными видами спорта, производства формы и спортивной одежды, а также сувенирной продукции |
10. Экономический потенциал вида спорта
| ||||||||
1 |
Осуществление предпринимательской деятельности |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Обеспечение уставной деятельности, программных мероприятий |
2 |
Привлечение внебюджетных источников финансирования |
V |
V |
V |
V |
ФСМР региональные спортивные федерации |
ФСМР региональные спортивные федерации |
Обеспечение уставной деятельности, программных мероприятий |
Президент общероссийской |
А.В. Ворошилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ от 4 августа 2021 г. N 600 "Об утверждении программы развития вида спорта "Северное многоборье" в Российской Федерации"
Текст приказа опубликован не был