Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2021 г. N 303-ЭС21-15653 по делу N А04-7317/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Системы мониторинга" на решение Арбитражного суда Амурской области от 30.11.2020, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2021 по делу N А04-7317/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Системы мониторинга" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к акционерному обществу "Региональный навигационно-информационный центр по Амурской области" (далее - Компания) об обязании ответчика заключить договор на оказание услуг по тестированию информационно-навигационной системы локального оператора на безвозмездной основе; обязании ответчика заключить договор на оказание услуг по передаче мониторинговых данных транспортных средств клиентов истца на безвозмездной основе.
Впоследствии в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец изменил исковые требования, просил урегулировать разногласия по договору от 27.07.2020 N 01/Т на оказание услуг по тестированию информационно-навигационной системы локального оператора на безвозмездной основе, приняв пункт 1.1 в редакции истца: "В соответствии с условиями настоящего договора оператор обязуется оказать услуги на безвозмездной основе, а локальный оператор принять услуги по тестированию информационно-навигационной системы локального оператора (далее - услуга)"; пункт 2.1. исключить из договора.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 30.11.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2021, требования о заключении договора на оказание услуг по передаче мониторинговых данных транспортных средств клиентов истца на безвозмездной основе оставлены судом без рассмотрения.
Пункты 1.1 и 2.1 договора от 27.07.2020 N 01/Т на оказание услуг по тестированию информационно-навигационной системы локального оператора между Обществом и Компанией приняты следующей редакции:
"1.1. В соответствии с условиями настоящего договора оператор обязуется оказать, а локальный оператор принять и оплатить в полном объеме услуги по тестированию информационно-навигационной системы локального оператора (далее - услуга).
2.1. Цена настоящего договора, определяется на основании спецификации (Приложение N 1 к договору) и уплачивается локальным оператором в течение 5 (пяти) банковских дней с даты выставления оператором счета".
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что локальные операторы, передавая данные в РНИС, не приобретают услугу, а исполняют публичную обязанность; Компания, взимая плату за подключение, не передает встречного предоставления ни локальному оператору, ни владельцам транспортных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, региональная навигационная информационная система (далее - РНИС) предназначена для обеспечения безопасности перевозок, повышения качества и обеспечения контроля качества транспортных услуг, автоматизации процессов планирования, мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом различного функционального назначения на территории Амурской области, информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Амурской области и подведомственных им организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Амурской области и подведомственных им организаций, транспортных предприятий, находящихся на территории Амурской области, в части принятия решений по управлению транспортным комплексом, информационного обеспечения автоматизированного центра контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в части мониторинга перевозок пассажиров и опасных грузов, иных федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и (или) подведомственных им организаций посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий и технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на основе типовых унифицированных технических решений.
В соответствии с пунктом 5.3 постановления Правительства Амурской области от 11.03.2013 N 78 "Об утверждении положения о региональной навигационно-информационной системы Амурской области" (далее - Положение) оператор РНИС обеспечивает бесперебойное функционирование РНИС и осуществляет ее эксплуатацию; предотвращает несанкционированный доступ к информационным ресурсам РНИС и (или) передачу информации, содержащейся в РНИС, лицам, не имеющим права на доступ к такой информации; обеспечивает защиту информации в РНИС; оказывает техническую поддержку пользователям РНИС.
Постановлением Правительства Амурской области от 25.06.2018 N 280 "О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 11.03.2013 N 78", пункт 5.3 Положения о РНИС дополнен подпунктами 5.3.1 и 5.3.2.
Оператор РНИС оказывает услуги в сфере информационно-навигационной деятельности на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами (контрактами), за исключением случаев, установленных пунктом 5.3.2 настоящего Положения (пункт 5.3.1).
Согласно пункту 5.3.2 Положения услуги по представлению мониторинговой информации и иных данных о подключенных к РНИС транспортных средствах предоставляются на безвозмездной основе в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса: органам государственной власти Амурской области и подведомственным им организациям; органам местного самоуправления муниципальных образований Амурской области и подведомственным им организациям; федеральным органам государственной власти и иным органам, организациям, наделенным контрольно-надзорными полномочиями".
Решением Амурского областного суда от 29.07.2019 по делу N 3а-94/2019, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2020 N 59-АПА19-13, Обществу отказано в признании недействующим подпункта 5.3.1 Положения.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения обладателем информации, содержащейся в РНИС, является Амурская область; от имени Амурской области правомочия обладателя информации осуществляются управлением информатизации Амурской области.
Согласно пункту 5.3 Положения оператором РНИС является хозяйственное общество, созданное с участием Амурской области, основным видом деятельности которого является оказание услуг в сфере информационно-навигационной деятельности, доля организации, осуществляющей инвестиции в реализацию мероприятий по информационно-навигационному обеспечению деятельности автомобильных маршрутов, в уставном капитале которого составляет 50 или более процентов. С оператором РНИС управлением информатизации Амурской области заключается соглашение об эксплуатации РНИС.
Между Управлением информатизации Амурской области и Компанией 01.10.2013 заключено соглашение об эксплуатации РНИС (далее - Соглашение), согласно которому ответчик наделен функциями оператора РНИС.
Компания, являясь оператором РНИС, обязана оказывать навигационно-информационные услуги: подключение к РНИС, регистрацию БНСО, установленных на транспортных средствах, тестирование аппаратуры, передачу, обработку, копирование данных РНИС, передачу мониторинговой информации в АКЦН Ространснадзора.
Управление информатизации Амурской области разработало и утвердило приказом от 06.11.2018 N 26-о/д Регламент работы региональной навигационно-информационной системы Амурской области (далее - Регламент), пунктом 3.5.4 которого предусмотрено обязательное тестирование информационно-навигационной системы локального оператора (в данном случае - истца).
В соответствии с пунктом 2.10 Регламента оператором РНИС является Компания, уполномоченная организация, обеспечивающая передачу мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора, бесперебойное круглосуточное функционирование РНИС, оказывающая полный комплекс услуг по администрированию и обслуживанию РНИС, а также осуществляющая техническую поддержку (консультации) операторов удаленных АРМ, осуществляющих мониторинг и контроль ТС, подключенных к РНИС и абонентов.
В соответствии с пунктом 2.7. Регламента локальным оператором признается участник информационного обмена, организация, осуществляющая с помощью собственной информационной системы мониторинг ТС на территории Амурской области и обеспечивающая передачу мониторинговой информации об этих ТС в РНИС.
В соответствии с пунктом 3.5.4 Регламента для организации межсерверного взаимодействия и информационного обмена между РНИС и информационно-навигационной системой локального оператора, осуществляется тестирование информационно-навигационной системы локального оператора на соответствие приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285. Тестирование осуществляется оператором в соответствии с Техническим регламентом организации межсерверного взаимодействия между информационно-навигационной системой локального оператора и РНИС (приложение N 5 к Регламенту).
Согласно пункту 3.5.5 Регламента в случае проведения успешного тестирования информационно-навигационной системы локального оператора, оператором выдается Акт о межсерверном взаимодействии между информационно-навигационной системой локального оператора и РНИС. Договор межсерверного взаимодействия и информационного обмена между оператором и локальным оператором заключается в течение 5 рабочих дней с даты выдачи оператором акта о межсерверном взаимодействии между информационно-навигационной системой локального оператора и РНИС.
Ссылаясь на обязанность Компании заключить договор на безвозмездной основе, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 421, 423 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", суды отказали в удовлетворении требований, приняв во внимание установленный пунктом 5.3 Положения принципа платности оказания услуг.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Системы мониторинга" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 сентября 2021 г. N 303-ЭС21-15653 по делу N А04-7317/2020
Текст определения опубликован не был