В целях обобщения практики осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" за первое полугодие 2021 года и в соответствии с распоряжением Министерства социального развития Московской области от 08.07.2021 N 20РВ-119 "О наделении правом подписи первого заместителя министра, заместителей министра социального развития Московской области", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый обзор практики осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" за первое полугодие 2021 года.
2. Управлению организации деятельности структурных подразделений и подведомственных учреждений Министерства социального развития Московской области обеспечить официальное размещение (опубликование) настоящего приказа на официальном сайте Министерства социального развития Московской области http://msr.mosreg.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель Министра социального развития |
А.Ю. Бирюков |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
социального развития
Московской области
от 30.09.2021 N 20П-436
Обзор
практики осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" за первое полугодие 2021 года
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1.1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики Министерством социального развития Московской области (далее - Министерство) при осуществлении регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законов и иных нормативных правовых актов Московской области обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
2.1. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
III. Правоприменительная практика организации и проведения регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест"
3.1. Региональный государственный контроль за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" реализуется, в т.ч. посредством организации и проведения проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей имеющих численность работников более 100 человек и осуществляющих деятельность на территории Московской области (далее - работодатели).
При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерство руководствовалось требованиями:
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Проект плана готовится с учетом критериев проблемности работодателей в соответствии с присвоенными категориями риска, в соответствии с пунктами 48, 50 Административного регламента исполнения Министерством социального развития Московской области государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест", утвержденного распоряжением Министерства социального развития Московской области от 16.10.2018 N 19РВ-97 "Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством социального развития Московской области регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест".
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана проведения плановых проверок направляется Министерством в Прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителях для согласования на предмет законности включения объектов регионального государственного контроля (надзора).
Прокуратурой Московской области после рассмотрения проекта плана ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносятся предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении по возможности в отношении отдельных юридических лиц совместных плановых проверок, в т.ч. о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одного юридического лица на одну дату.
После рассмотрений предложений Прокуратуры Московской области и согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок Министерством до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, план проведения плановых проверок утверждается министром социального развития Московской области (далее - министр) и направляется в Прокуратуру Московской области.
План проведения плановых проверок Министерства социального развития Московской области на 2021 год в соответствии с пунктом 3.1 Целевой модели "Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации", сформирован с нулевым показателем, в части осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест".
Министерством обеспечена доступность информации о подконтрольных субъектах, подлежащих проверкам. На официальном сайте Министерства в сети Интернет размещена информация:
о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период;
о совокупности обязательных требований к субъектам проверок; о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения проверок;
доклад о проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере квотирования рабочих мест для трудоустройства отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест".
3.2. В соответствии с Административным регламентом осуществления Министерством социального развития Московской области регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест", утвержденным распоряжением Министерства социального развития Московской области от 16.10.2018 N 19РВ-97 "Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством социального развития Московской области регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест", основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) мотивированное представление должностного лица Министерства по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью инвалида, причинения вреда жизни, здоровью инвалида (необоснованный отказ в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты);
3) приказ министра, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
3.3. Проведение плановых проверок.
Плановые проверки в первом полугодии 2021 года в соответствии с Планом проведения плановых проверок Министерства социального развития Московской области в первом полугодии 2021 год не проводились.
3.4. Проведение внеплановых проверок.
Внеплановые проверки в 2021 году Министерством не проводились.
IV. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями
4.1. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями проводится в виде наблюдения за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований при предоставлении в государственные казенные учреждения Московской области центры занятости населения (далее - центры занятости) информации о выполнении квоты для приема на работу отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест".
При контроле за предоставлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями информации устанавливается:
1) выполнение квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
2) соблюдение порядка, сроков и полноты представления информации.
По результатам анализа ежемесячных и ежеквартальных отчетов, представляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в центры занятости населения в соответствии с распоряжением Министерства социального развития Московской области от 17.05.2018 N 19РВ-32 "О предоставлении информации по квотированию рабочих мест", центрами занятости населения подготавливается и в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляется в Министерство информация о выполнении работодателями законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области о квотировании рабочих мест путем заполнения соответствующих параметров в ведомственной информационной системе (программа для ЭВМ "Конфигурация "Трудоустройство", версия 2.0 для 1C: Предприятие) (далее - информация).
По результатам анализа информации, представляемой центрами занятости населения, должностными лицами Министерства:
1) в случае нарушений обязательных требований в пределах своих полномочий принимаются меры по пресечению таких нарушений, а также направляется в письменной форме министру, первому заместителю министра или заместителю министра мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) в случае обнаружения сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований направляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) подготавливается и представляется отчет министру по форме таблицы "Рейтинг подконтрольных субъектов" для принятия решения о применении мер по пресечению нарушений обязательных требований.
V. Профилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), обязательных требований
5.1. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), обязательных требований устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, должностные лица Министерства осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений обязательных требований, которой предусмотрен перечень должностных лиц Министерства, осуществляющих данные мероприятия, сроки и периодичность их проведения.
В целях профилактики нарушений обязательных требований должностные лица Министерства:
1) обеспечивают размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
3) в случае изменения обязательных требований подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
4) обеспечивают обобщение практики нарушений обязательных требований и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по мере необходимости, но не реже двух раз в год соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор), в целях недопущения таких нарушений;
5) осуществляют рейтингование подконтрольных субъектов (объектов).
Рейтингование подконтрольных субъектов (объектов) осуществляется должностными лицами Министерства, рейтинг подконтрольных субъектов (объектов) актуализируется не реже одного раза в квартал и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Профилактика правонарушений";
6) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частью 5 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при наличии у Министерства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, и, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, предлагают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить Министерство об этом в установленный в таком предостережении срок.
Решение о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований принимает министр, лицо, его замещающее, первый заместитель министра, заместитель министра на основании предложений должностного лица Министерства, осуществлявшего мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, либо информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекался к ответственности за нарушение обязательных требований.
Составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня получения должностным лицом Министерства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований.
По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в Министерство возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в том числе в электронной форме посредством ЕГИС ОКНД.
Министерство рассматривает возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и по итогам рассмотрения в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которого осуществляется государственный контроль (надзор), ответ.
Результаты рассмотрения возражений на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований используются Министерством для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения критериев проблемности при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор).
При отсутствии возражений на предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в 60-дневный срок направляет в Министерство уведомление об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
С целью пресечения нарушений законодательства Министерством в первом полугодии 2021 года в рамках осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" работодателям направлено 105 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.
Министерством осуществлялись мероприятия по выявлению работодателей обязанных, но не осуществляющих квотирование рабочих мест для отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест".
VI. Предложения по совершенствованию законодательства
6.1. Нормативное правовое обеспечение является достаточным для эффективного осуществления контроля за приемом на работу отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест".
Предложений по совершенствованию законодательства в сфере контроля за приемом на работу отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социального развития Московской области от 30 сентября 2021 г. N 20П-436 "Об утверждении обзора практики осуществления регионального государственного контроля за приемом на работу в пределах установленной квоты отдельных категорий граждан, определенных Законом Московской области N 53/2008-ОЗ "О квотировании рабочих мест" за первое полугодие 2021 года"
Текст приказа опубликован на сайте Министерства социального развития Московской области (http://msr.mosreg.ru) 1 октября 2021 г.