В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 3.2.3 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Архангельск", утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов от 17 декабря 2008 года N 807, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Архангельск" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Опубликовать постановление на официальном информационном Интернет-портале муниципального образования "Город Архангельск".
Исполняющий обязанности |
Д.В. Шапошников |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главы
городского округа "Город Архангельск"
от 1 октября 2021 г. N 1979
Основные направления
бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Архангельск" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
I. Общие положения
1. Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Архангельск" (далее - город Архангельск) на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов определяют основные цели, задачи и направления бюджетной и налоговой политики города Архангельска (далее - бюджетная и налоговая политика) в области доходов и расходов городского бюджета, управления муниципальным долгом города Архангельска, муниципального финансового контроля и являются основой для составления проекта городского бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Основные направления бюджетной и налоговой политики города Архангельска на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов определены в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р, Программой обеспечения устойчивости городского бюджета на 2021-2023 годы, утвержденной распоряжением Администрации городского округа "Город Архангельск" от 28 апреля 2021 года N 1550р, а также с учетом текущей экономической ситуации.
II. Основные итоги бюджетной и налоговой политики в 2020 году и в I полугодии 2021 года
3. Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) внесло коррективы в бюджетную и налоговую политику в 2020 году и в текущем 2021 году, реализация которой осуществлялась в условиях преодоления последствий влияния инфекции на социально-экономическую сферу, в том числе в соответствии с планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Архангельска, направленных на оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства через снижение налоговой нагрузки по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогу на имущество физических лиц, а также по арендным платежам за использование имущества, находящегося в собственности города Архангельска, в целях смягчения негативных последствий ограничительных мер в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации.
4. Основными итогами реализации основных направлений бюджетной и налоговой политики в 2020 году и в I полугодии 2021 года являются:
обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета, в том числе в рамках реализации Программы обеспечения устойчивости городского бюджета на 2018-2020 годы, утвержденной распоряжением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 23 марта 2018 года N 908р, и разработанной в ее продолжение Программы обеспечения устойчивости городского бюджета на 2021-2023 годы, утвержденной распоряжением Администрации городского округа "Город Архангельск" от 28 апреля 2021 года N 1550р;
вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков, осуществление муниципального земельного контроля и контроля за использованием муниципального имущества, сданного в аренду, а также переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным учреждениям и предприятиям города Архангельска;
продолжение работы, направленной на повышение собираемости платежей в городской бюджет, проведение претензионной работы с неплательщиками, осуществление мер принудительного взыскания задолженности, списание безнадежной к взысканию задолженности;
проведение инвентаризации действующих налоговых льгот, освобождений и иных преференций, установленных муниципальными правовыми актами города Архангельска по налогам и сборам, утверждение перечня налоговых расходов города Архангельска;
проведение оценки эффективности налоговых расходов города Архангельска, направленной на повышение обоснованности, эффективности и рациональности использования инструментов налогового стимулирования, минимизацию риска неэффективных налоговых расходов города Архангельска;
проведение анализа возможностей стимулирования инвестиционной деятельности на территории города Архангельска путем предоставления налоговых льгот резидентам Арктической зоны Российской Федерации, установление налоговой льготы на уплату земельного налога налогоплательщикам, получившим статус резидента Арктической зоны Российской Федерации;
привлечение в городской бюджет дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов для софинансирования расходных обязательств города Архангельска;
реализация проектов в рамках стоящих перед Администрацией города Архангельска проблем (задач), для решения которых применяются принципы проектного управления;
продолжение централизации бюджетного (бухгалтерского) учета, закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд города Архангельска;
увеличение инвестиционных расходов и расходов, связанных с развитием городской инфраструктуры;
недопущение наращивания объема муниципального долга города Архангельска, обеспечение полного и своевременного исполнения долговых обязательств города Архангельска при безусловном соблюдении ограничений бюджетного законодательства Российской Федерации, минимизация расходов на обслуживание муниципального долга города Архангельска;
проведение анализа финансово-экономического состояния муниципальных учреждений и предприятий города Архангельска;
организация деятельности по муниципальному финансовому контролю в соответствии с изменениями законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов города Архангельска;
продолжение работы по повышению уровня открытости информации о муниципальных финансах, показателях проекта городского бюджета и отчета о его исполнении;
развитие механизма расходования средств городского бюджета на решение вопросов местного значения при участии жителей города Архангельска.
III. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
5. Основной целью бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов остается обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета с учетом текущей экономической ситуации.
6. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
сохранение и развитие доходных источников городского бюджета;
оптимизация расходных обязательств города Архангельска;
оптимизация муниципального долга города Архангельска.
IV. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области доходов городского бюджета
7. Бюджетная и налоговая политика на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области доходов городского бюджета ориентирована на сохранение и развитие доходных источников городского бюджета.
8. Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в области доходов городского бюджета являются:
8.1. Продолжение работы по сохранению и развитию доходного потенциала города Архангельска.
Реализация данного направления будет осуществляться путем:
формирования реалистичного прогноза поступления доходов в целях повышения качества планирования и эффективности администрирования главными администраторами доходов городского бюджета, ведения реестра источников доходов городского бюджета;
осуществления контроля за своевременностью и полнотой перечисления в городской бюджет налогов и неналоговых платежей, проведения анализа состояния дебиторской задолженности, инвентаризации просроченной задолженности, усиления претензионно-исковой работы с неплательщиками и работы по осуществлению мер принудительного взыскания задолженности, а также по своевременному списанию безнадежной к взысканию задолженности;
проведения на постоянной основе мониторинга поступлений по налоговым и неналоговым платежам в городской бюджет в целях своевременного принятия мер по обеспечению сбалансированности городского бюджета и минимизации рисков образования просроченной кредиторской задолженности, в том числе по налогам, сборам и иным обязательным платежам, перечисляемым муниципальными учреждениями и предприятиями города Архангельска в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
содействия налоговым органам в проведении мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных за пределами Архангельской области и осуществляющих свою деятельность на территории города Архангельска;
совершенствования механизмов межведомственного взаимодействия с налоговыми и иными территориальными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными исполнительными органами государственной власти Архангельской области по обеспечению полноты и своевременности поступлений доходов городского бюджета, в том числе путем рассмотрения вопросов о задолженности физических лиц по налоговым платежам в рамках работы межведомственной комиссии по своевременному поступлению платежей в городской бюджет;
проведения оценки эффективности налоговых расходов города Архангельска, направленной на повышение обоснованности, эффективности и рациональности использования инструментов налогового стимулирования, минимизацию риска неэффективных налоговых расходов города Архангельска.
8.2. Повышение эффективности управления муниципальными земельными ресурсами и земельными ресурсами, государственная собственность на которые не разграничена, а также иным имуществом города Архангельска.
Реализация данного направления должна осуществляться путем:
осуществления контроля за использованием муниципального имущества города Архангельска, переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным учреждениям и муниципальным предприятиям города Архангельска, а также муниципального имущества города Архангельска и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, сданных в аренду;
вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых муниципальных земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также иных объектов недвижимости города Архангельска;
продолжения работы по текущей инвентаризации и структурированию имущественного комплекса города Архангельска в группы по целям использования для обеспечения долгосрочного планирования имущественных отношений;
проведения анализа показателей эффективности использования и управления муниципальным имуществом города Архангельска за отчетный период для принятия эффективных решений по управлению и использованию муниципальным имуществом города Архангельска;
проведения работы по оптимизации имущества казны города Архангельска.
8.3. Продолжение работы по повышению эффективности межбюджетных отношений с Архангельской областью.
Реализация данного направления должна осуществляться путем:
развития конструктивных взаимоотношений с органами государственной власти в целях активного привлечения в город Архангельск федеральных и областных межбюджетных трансфертов, в том числе посредством обеспечения своевременной защиты в соответствующих отраслевых министерствах и ведомствах заявок и предложений по участию города Архангельска в государственных программах, конкурсах и иных проектах, направленных на выделение дополнительных средств из вышестоящих бюджетов.
При этом привлечение средств должно происходить с учетом финансовых возможностей городского бюджета по обеспечению требуемого объема софинансирования, своевременного выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов в части достижения значений результатов их использования, соблюдения графика выполнения мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, обеспечения выполнения установленных целевых показателей;
отстаивания интересов города Архангельска при рассмотрении и обсуждении проектов областных и федеральных законов, иных проектов нормативных правовых актов по вопросам бюджетной и налоговой политики.
V. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области расходов городского бюджета
9. Бюджетная и налоговая политика на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области расходов городского бюджета нацелена на оптимизацию расходных обязательств города Архангельска и должна содействовать достижению целей и решению задач национальных проектов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", документам стратегического планирования и социально-экономического развития города Архангельска.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 2020 года N 474 следует читать как "21 июля 2020 года N 474"
10. Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в области расходов городского бюджета являются:
10.1. Обеспечение подотчетности (подконтрольности) расходов городского бюджета.
Реализация данного направления будет осуществляться путем:
проведения ответственной бюджетной политики города Архангельска, в том числе за счет максимально эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, обеспечения режима экономного и рационального использования средств городского бюджета, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств города Архангельска с учетом ограниченных финансовых возможностей городского бюджета;
определения четких приоритетов использования средств городского бюджета с учетом текущей экономической ситуации, оптимизации непервоочередных и неприоритетных ассигнований, сокращения неэффективных расходов городского бюджета, недопущения установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления;
своевременного исполнения расходных обязательств города Архангельска, недопущения возникновения просроченной кредиторской задолженности городского бюджета и муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Архангельска по первоочередным расходам;
продолжения централизации бюджетного (бухгалтерского) учета муниципальных учреждений города Архангельска с учетом совершенствования методологии, оптимизации и унификации учетных процедур, а также централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Архангельска в целях совершенствования системы закупок;
развития проектных принципов управления.
10.2. Сохранение практики формирования "программного" бюджета.
Одним из ключевых направлений повышения эффективности расходов городского бюджета в предстоящем периоде останется сохранение программно-целевого бюджетного планирования на основе муниципальных программ города Архангельска (составляющих их ведомственных целевых программ и иных подпрограмм), которые по-прежнему остаются основным инструментом, с помощью которого формируется целостная система бюджетного и стратегического планирования, и должны отвечать приоритетам его социально-экономического развития, а также реализовываться с учетом оценки эффективности налоговых расходов.
10.3. Совершенствование деятельности муниципальных учреждений и предприятий города Архангельска, в том числе за счет развития приносящей доход деятельности.
Реализация данного направления должна осуществляться путем:
повышения обоснованности планирования финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и предприятий города Архангельска;
повышения рациональности и экономности использования средств муниципальными учреждениями и предприятиями города Архангельска;
проведения анализа оказываемых услуг (выполняемых работ) с учетом их востребованности и внедрения новых форм их оказания (выполнения);
совершенствования работы по персонифицированному финансированию дополнительного образования детей;
обеспечения органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, контроля за достижением показателей объема и качества муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями города Архангельска.
10.4. Развитие практики инициативного бюджетирования с учетом изменений в законодательство Российской Федерации и муниципальные правовые акты города Архангельска.
Реализация данного направления будет осуществляться путем развития механизмов взаимодействия органов местного самоуправления города Архангельска и жителей города Архангельска за счет их участия в решении вопросов местного значения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и решением Архангельской Думы от 22 сентября 2021 года N 432 "О реализации инициативных проектов на территории городского округа "Город Архангельск" в части установления правовых основ для внесения проектов инициативного бюджетирования (инициативных проектов), а также комплексного совершенствования подходов к реализации территориального общественного самоуправления, федерального проекта "Формирование комфортной городской среды".
VI. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области управления муниципальным долгом города Архангельска
11. Бюджетная и налоговая политика на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области управления муниципальным долгом города Архангельска ориентирована на продолжение оптимизации муниципального долга города Архангельска.
Управление муниципальным долгом города Архангельска должно обеспечивать полное и своевременное исполнение долговых обязательств при безусловном соблюдении ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учетом ориентира на отнесение города Архангельска к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
12. Для повышения качества и эффективности управления муниципальным долгом города Архангельска необходимо обеспечить:
осуществление муниципальных внутренних заимствований в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом планируемых кассовых разрывов, обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам, увеличения сроков заимствований в момент максимального благоприятствования, когда стоимость привлекаемых городом Архангельском финансовых ресурсов минимальна;
привлечение кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий на оптимально возможный период;
проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным контрактам на оказание услуг по предоставлению кредита в течение срока действия контрактов;
привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
эффективное управление свободными остатками средств городского бюджета и муниципальных учреждений города Архангельска;
недопущение принятия новых расходных обязательств города Архангельска, не обеспеченных стабильными источниками финансового обеспечения;
проведение мониторинга муниципального долга города Архангельска.
VII. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области муниципального финансового контроля
13. Бюджетная и налоговая политика на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в области муниципального финансового контроля направлена на дальнейшее совершенствование систем внутреннего и внешнего муниципального финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности расходов городского бюджета.
14. Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в области муниципального финансового контроля являются:
14.1. Организация непрерывной и эффективной деятельности по муниципальному финансовому контролю, осуществляемой с учетом изменения законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов города Архангельска.
Для полноценной реализации законодательных требований к деятельности органов муниципального финансового контроля необходимо обеспечить:
дальнейшее развитие правовых и методологических основ внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, направленных на повышение эффективности и прозрачности контрольной деятельности, осуществляемой с учетом требований бюджетного законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов города Архангельска, и отвечающей федеральным стандартам внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
совершенствование риск - ориентированного подхода при планировании контрольной и экспертно-аналитической деятельности исходя из приоритетности предметов и объектов контроля, направлений использования средств городского бюджета, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений;
комплексное взаимодействие органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
14.2. Завершение создания системы внутреннего финансового аудита, в том числе путем совершенствования системы мониторинга качества финансового менеджмента с учетом изменений законодательства Российской Федерации и муниципальных правовых актов города Архангельска.
Необходимо обеспечить функционирование работоспособной системы внутреннего финансового аудита, осуществляемого с соблюдением положений федеральных стандартов внутреннего финансового аудита и с учетом специфики структуры и функций участников бюджетного процесса в городе Архангельске.
Система внутреннего финансового аудита должна предусматривать не только определение и проведение контрольных действий с учетом оценки рисков, но и проведение системной работы по устранению причин и условий реализации рисков, приводящих к нарушениям в финансово-бюджетной сфере.
14.3. Усиление контроля за деятельностью муниципальных учреждений города Архангельска.
Деятельность контрольно-ревизионного управления Администрации города Архангельска должна быть ориентирована на усиление контроля за деятельностью муниципальных учреждений города Архангельска, а также на обеспечение процесса анализа, систематизации, мониторинга результатов проводимых контрольных мероприятий и мониторинга своевременного устранения выявленных нарушений.
Контрольная деятельность всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, должна основываться на единых методологических подходах и быть нацелена на снижение доли неэффективных расходов и повышение уровня финансовой дисциплины в муниципальных учреждениях города Архангельска.
14.4. Обеспечение открытости и прозрачности общественных муниципальных финансов, в том числе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Архангельска.
Реализация данного направления будет осуществляться путем:
своевременного и полного размещения информации о муниципальных финансах на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 года N 243н "О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации";
своевременного и полного размещения достоверной информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Архангельска в единой информационной системе в сфере закупок, а также на электронном ресурсе "Портал малых закупок Архангельска";
развития специализированных сообществ в социальных сетях, где информация о муниципальных финансах представляется для граждан в наглядном и доступном виде;
совершенствования системы организации и проведения публичных слушаний по проекту городского бюджета и отчету о его исполнении, в том числе с учетом изменений, внесенных в статью 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
участия в различных конкурсах в сфере государственных (муниципальных) финансов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы городского округа "Город Архангельск" от 1 октября 2021 г. N 1979 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Архангельск" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Текст постановления опубликован на официальном информационном интернет-портале МО "Город Архангельск" (http://www.arhcity.ru) 1 октября 2021 г.