Решение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2021 г. N АКПИ21-525
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2022 г. N АПЛ21-540 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ларцева Александра Валерьевича о признании недействующим пункта 22 Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 167,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) от 13 августа 2018 г. N 167 утверждены Правила заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 15 августа 2018 г., регистрационный номер 51901, размещён на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 августа 2018 г.
Согласно пункту 22 Правил при печати свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (в левой верхней части) наносится штриховой код.
Ларцев А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 22 Правил, ссылаясь на его противоречие пункту 1 части 1 статьи 6, статье 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". По мнению административного истца, оспариваемая норма нарушает права его малолетней дочери, так как предусматривает обработку её персональных данных в отсутствие согласия отца ребёнка на это как её законного представителя. Ларцев А.В. полагает, что нанесение штрихового кода (QR-кода) на свидетельство о рождении ребёнка невозможно без предварительной автоматизированной обработки его персональных данных. В отсутствие свидетельства о рождении его дочь не может воспользоваться своими конституционными правами, в частности на бесплатную медицинскую помощь и образование.
В обоснование требования административный истец указывает, что отделом записи актов гражданского состояния Фрунзенского района Санкт-Петербурга ему отказано в выдаче свидетельства о рождении дочери без электронных включений, поскольку выдача свидетельства без нанесения штрихового кода при государственной регистрации акта гражданского состояния о рождении действующим законодательством не предусмотрена.
Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях указало, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах предоставленных министерству полномочий, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании представитель административного истца Гриднев К.В. просил удовлетворить заявленное требование.
Представитель Минюста России Крыканова Л.Н. возражала против удовлетворения административного иска.
Выслушав объяснения представителя административного истца Гриднева К.В., возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Крыкановой Л.Н., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий органами записи актов гражданского состояния установлен Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" формы записей актов гражданского состояния, формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также правила их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Минюст России (пункт 1, абзац третий подпункта 30 23 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
Правила в установленном порядке согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службой, что подтверждается письменными объяснениями Минюста России и представленными материалами о государственной регистрации оспариваемого нормативного правового акта.
Следовательно, Правила утверждены компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона. Порядок принятия, государственной регистрации и опубликования нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом.
Доводы административного истца о противоречии пункта 22 Правил пункту 1 части 1 статьи 6, статье 9 Федерального закона "О персональных данных" основаны на неверном толковании норм права.
Правила устанавливают порядок заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и являются обязательными для всех органов записей актов гражданского состояния и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния (пункт 1).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" закреплено, что государственной регистрации в порядке, установленном названным федеральным законом, подлежат акты гражданского состояния, в том числе рождение.
Статья 6 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предусматривает, что государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства (пункт 1). Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдаётся свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния (пункт 2).
Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния иных юридически значимых действий в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" (пункт 1 статьи 13 1 данного федерального закона).
Ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - федеральная информационная система), функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом "О персональных данных" (пункт 7 статьи 13 1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния").
Согласно статье 13 1 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим её создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 8). Оператор федеральной информационной системы осуществляет в том числе защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе, в соответствии с требованиями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона "О персональных данных" (пункт 9).
Статьёй 6 Федерального закона "О персональных данных" определены условия обработки персональных данных.
Исходя из положений статьи 3 поименованного федерального закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определённых и законных целей.
Из содержания пунктов 1 и 2 части 1 статьи 6 указанного федерального закона следует, что обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъекта персональных данных, за исключением отдельных случаев. В частности, не требуется согласия субъекта персональных данных в случае обработки персональных данных на основании федерального закона, необходимой для достижения целей осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Предоставление сведений из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния регламентировано статьёй 13 2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2019 г. N 1746 "Об утверждении правил предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Указанными нормативными правовыми актами определён исчерпывающий перечень получателей сведений, способов и оснований их получения, а также состав предоставляемых сведений.
Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", выдаётся в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Пунктом 4 Правил установлено, что заполнение бланков свидетельств производится с использованием технических средств федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.
Оспариваемое положение предусматривает, что при печати свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния на бланках из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния наносится штриховой код в левой верхней части свидетельства.
Выдача свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдаётся свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
При государственной регистрации рождения в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния присвоение QR-кода (машиночитаемой маркировки) производится в автоматическом режиме с последующим выводом в печать на бланке свидетельства.
Выданное органами записи актов гражданского состояния свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния содержит персональные данные о лице, в отношении которого произведена государственная регистрация акта гражданского состояния, и выдаётся строго ограниченному кругу лиц.
При формировании QR-кода в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния какой-либо дополнительной обработки персональных данных, большей, чем при формировании непосредственно самого свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния, не осуществляется. Введение штрихового кода (QR-кода) обеспечивает дополнительную цифровую защиту документов от подделок, при этом использовать QR-код возможно только при предъявлении соответствующего свидетельства гражданином, что исключает доступ к сведениям, содержащимся в QR-коде, третьих лиц без согласия владельца данного свидетельства.
Федерального закона или иного нормативного правового акта большей юридической силы, которым бы противоречил пункт 22 Правил, также не имеется.
По изложенным мотивам нельзя согласиться и с доводами административного истца о том, что оспариваемое нормативное положение, вопреки требованиям федерального закона, нарушает конституционные права его несовершеннолетней дочери в упоминаемом им аспекте.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ларцева Александра Валерьевича о признании недействующим пункта 22 Правил заполнения форм бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утверждённых приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 167, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.С. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2021 г. N АКПИ21-525
Текст решения опубликован не был