Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.К. Борисова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.К. Борисов оспаривает конституционность части 3 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", определяющей перечень сведений, которые подлежат внесению в банки данных о гражданах.
Как следует из жалобы и представленных материалов, территориальный орган внутренних дел отказал А.К. Борисову в исключении из информационной базы сведений о его судимости и уголовном преследовании. Решением суда общей юрисдикции, с которым согласились суды апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным решения уполномоченного органа было отказано на том основании, что сведения о судимости и уголовном преследовании А.К. Борисова соответствуют действительности и хранятся в установленном порядке. В передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статьям 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 23 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку допускает хранение сведений о судимости гражданина, считающегося несудимым.
Кроме того, А.К. Борисов просит разъяснить части вторую и шестую статьи 86 УК Российской Федерации, части 3 и 8 статьи 17 Федерального закона "О полиции", а также положения приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 года N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений".
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Федеральный закон "О полиции", закрепляющий в статье 13 права полиции, исходит из ее предназначения, которое состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности (часть 1 статьи 1), основных направлений ее деятельности (статья 2) и ее обязанностей (статья 12) и тем самым предполагает, что данные права подлежат использованию полицией только в соответствии с ее предназначением и в рамках исполнения возложенных на нее обязанностей (определения от 27 февраля 2018 года N 558-О, от 24 октября 2019 года N 2958-О, от 26 марта 2020 года N 579-О и др.).
Согласно статье 17 данного Федерального закона в целях выполнения полицией возложенных на нее обязанностей ей предоставлено право обрабатывать данные о гражданах и вносить в банки данных о гражданах полученную информацию, состав которой обусловлен функциями полиции (часть 1); внесению в банки данных о гражданах подлежит информация обо всех лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (часть 3); предусматривая, что формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а содержащиеся в них персональные данные обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, т.е. во всяком случае не могут храниться бессрочно (части 2, 7 и 8), указанная статья предписывает, что такие данные должны обрабатываться и храниться полицией строго в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом статья 17 Федерального закона "О полиции" допускает раскрытие содержащейся в банках данных о гражданах информации государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом, правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также гражданину, права и свободы которого непосредственно затрагиваются содержащейся в банках данных информацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и обязывает полицию обеспечить защиту информации, содержащейся в банках данных о гражданах, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий (части 4-6).
Таким образом, оспариваемое законоположение, закрепляющее право полиции обрабатывать данные о лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, и хранить указанные данные в целях выполнения возложенных на нее функций по защите прав и свобод граждан, обеспечению правопорядка и общественной безопасности и рассматриваемое во взаимосвязи с другими положениями Федерального закона "О полиции", не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Что касается поставленного в жалобе вопроса о разъяснении ряда положений отдельных нормативных актов, то его разрешение не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Таким образом, жалоба А.К. Борисова, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Борисова Александра Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2021 г. N 1714-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Борисова Александра Константиновича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 17 Федерального закона "О полиции"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)