Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 28 сентября 2021 г. N 1491-ПП
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Общие положения
1.1. Положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - Положение) определяет порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
1.2. Предметом регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор) является соблюдение организациями (их должностными лицами) и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (далее - обязательные требования).
1.3. Уполномоченным органом на осуществление регионального государственного надзора является Департамент по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы (далее - Департамент).
1.4. Департамент при осуществлении регионального государственного надзора проводит профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия из числа предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и указанных в настоящем Положении.
1.5. Объектами регионального государственного надзора являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) (далее - объекты надзора).
1.6. Учет объектов надзора осуществляется Департаментом посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, подсистемы контрольно-надзорной деятельности аналитической системы контрольной деятельности Главного контрольного управления города Москвы, государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее также - ГИС "Открытый контроль").
1.7. Региональный государственный надзор осуществляется в соответствии с:
1.7.1. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.7.2. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.7.3. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
1.7.4. Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.7.5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
1.7.6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.7.7. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального надзора и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.7.8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
1.7.9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2021 г. N 338 "О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
1.7.10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"
1.7.11. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
1.7.12. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
1.7.13. Законом города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.7.14. Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - Кодекс города Москвы об административных правонарушениях).
1.7.15. Постановлением Правительства Москвы от 20 сентября 2005 г. N 715-ПП "Об утверждении Положения о Московской городской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
1.7.16. Постановлением Правительства Москвы от 23 июня 2020 г. N 850-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы".
1.7.17. Постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2020 г. N 2384-ПП "О государственной информационной системе "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль".
1.8. От имени Департамента региональный государственный надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
1.8.1. Руководитель Департамента.
1.8.2. Заместитель руководителя Департамента, координирующий деятельность по осуществлению регионального государственного надзора за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - заместитель руководителя Департамента).
1.8.3. Должностное лицо Департамента, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор).
1.9. Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретного контрольного (надзорного) мероприятия или профилактического мероприятия определяются решением руководителя Департамента на проведение контрольного (надзорного) мероприятия и решением заместителя руководителя Департамента о проведении профилактического мероприятия.
1.10. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
1.10.1. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением руководителя Департамента о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) здания, строения, сооружения, помещения, территории и иные объекты, расположенные по адресам объекта надзора, если иное не предусмотрено федеральными законами.
1.10.2. Знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
1.10.3. Требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки.
1.10.4. Знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия.
1.10.5. Составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия.
1.10.6. Выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
1.10.7. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
1.10.8. Обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность.
1.10.9. Совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
1.11. Инспекторы обязаны:
1.11.1. Соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц.
1.11.2. Своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Департамента вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
1.11.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами.
1.11.4. Выдавать контролируемым лицам решения об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
1.11.5. Составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с компетенцией, определенной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
1.11.6. Не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций.
1.11.7. Не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществлять консультирование.
1.11.8. Предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету регионального государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.11.9. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.11.10. Знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия.
1.11.11. Учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу.
1.11.12. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.11.13. Соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.
1.11.14. Не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
1.12. Инспектор не вправе:
1.12.1. Оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Департамента.
1.12.2. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Департамента.
1.12.3. Проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
1.12.4. Требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов.
1.12.5. Требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
1.12.6. Распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.12.7. Требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
1.12.8. Осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий.
1.12.9. Превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
1.12.10. Препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
1.13. Права и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи с организацией и осуществлением регионального государственного надзора, устанавливаются Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.14. Взаимодействие контролируемого лица с Департаментом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.15. Контролируемое лицо при осуществлении регионального государственного надзора имеет право:
1.15.1. Присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие должностных лиц Департамента с контролируемыми лицами.
1.15.2. Получать от Департамента, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами.
1.15.3. Получать от Департамента информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законодательством Российской Федерации тайну.
1.15.4. Знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать Департаменту о своем согласии или несогласии с ними.
1.15.5. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Департамента, решения Департамента, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении регионального государственного надзора, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.15.6. Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие Департамента с контролируемыми лицами).
1.15.7. Представлять в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях, предусмотренных пунктом 4.9 настоящего Положения.
1.16. Порядок обмена информацией и документами при проведении профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий:
1.16.1. Обмен информацией и документами между Департаментом и контролируемыми лицами о совершаемых ими действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, посредством размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством ГИС "Открытый контроль", иных средств связи.
1.16.2. Для целей информирования контролируемого лица Департаментом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации контролируемого лица.
1.16.3. Документы, направляемые контролируемым лицом Департаменту в электронном виде, подписываются:
1.16.3.1. Простой электронной подписью.
1.16.3.2. Простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.
1.16.3.3. Усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
2.1. Региональный государственный надзор осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. В соответствии с системой оценки риска причинения вреда (ущерба) подлежат региональному государственному надзору объекты надзора трех категорий риска (средний, умеренный и низкий).
2.3. Критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций к категориям риска (далее - критерии отнесения объектов надзора к категориям риска), определяются приложением 1 к настоящему Положению.
2.4. При оценке вероятности несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций используется перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований согласно приложению 2 к настоящему Положению.
2.5. Департамент в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска либо об изменении критериев риска в соответствии с пунктами 2.8-2.9 настоящего Положения, принимает решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.
2.6. Контролируемое лицо вправе подать в Департамент заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска. Департамент обязан рассмотреть указанное заявление в порядке, установленном пунктом 2.5 настоящего Положения.
Департамент рассматривает заявление об изменении категории риска, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления.
2.7. Департамент формирует и ведет перечень юридических лиц и граждан, в отношении которых проводятся плановые проверки за соблюдением обязательных требований, которым присвоены категории риска (далее - Перечень контролируемых лиц).
Включение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Перечень контролируемых лиц осуществляется приказом Департамента.
2.8. При отнесении объектов надзора к категориям риска Департаментом используются сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, использования специальных режимов государственного контроля (надзора), от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах надзора, в том числе из открытых источников данных.
2.9. Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах надзора в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются без взаимодействия с контролируемыми лицами.
2.10. Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которым присвоены категории риска, ежегодно утверждается приказом Департамента и размещается до 1 июня текущего года в открытом доступе на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований
3.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой Департаментом программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа профилактики рисков причинения вреда), подготовленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", путем проведения профилактических мероприятий. В Программу профилактики рисков причинения вреда включаются объекты надзора, отнесенные к категории среднего и умеренного риска.
Программа профилактики рисков причинения вреда утверждается приказом Департамента и размещается в срок не позднее 20 декабря предшествующего году начала реализации Программы профилактики рисков причинения вреда на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/.
Департаментом также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные Программой профилактики рисков причинения вреда.
3.2. Департамент проводит профилактические мероприятия, предусмотренные пунктом 3.4 настоящего Положения, в соответствии с главой 10 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.3. Департамент при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с контролируемым лицом только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю Департамента для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
3.4. При осуществлении регионального государственного надзора могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
3.4.1. Информирование.
3.4.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.4.3. Объявление предостережения.
3.4.4. Консультирование.
3.4.5. Профилактический визит.
3.4.6. Самообследование
3.5. Информирование:
3.5.1. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/, в средствах массовой информации и в иных формах.
3.5.2. Размещению на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/ подлежит следующая информация:
3.5.2.1. Тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного надзора.
3.5.2.2. Сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу.
3.5.2.3. Перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции.
3.5.2.4. Утвержденные проверочные листы в формате, допускающем их использование для самообследования.
3.5.2.5. Руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
3.5.2.6. Критерии отнесения объектов надзора к категориям риска и перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов надзора к категориям риска.
3.5.2.7. Перечень объектов надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
3.5.2.8. Программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Департаментом (при проведении таких мероприятий).
3.5.2.9. Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Департаментом у контролируемого лица.
3.5.2.10. Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.5.2.11. Сведения о порядке досудебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
3.5.2.12. Доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики регионального государственного надзора.
3.5.2.13. Доклады о региональном государственном надзоре.
3.5.2.14. Информация о способах и процедуре самообследования, в том числе методические рекомендации по проведению самообследования.
3.5.3. Информация, размещаемая на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и ГИС "Открытый контроль", должна поддерживаться в актуальном состоянии.
3.6. Обобщение правоприменительной практики:
3.6.1. Департамент ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления регионального государственного надзора (далее - доклад о правоприменительной практике). Доклад о правоприменительной практике утверждается заместителем руководителя Департамента не позднее 20 марта года, следующего за отчетным.
3.6.2. Доклад о правоприменительной практике размещается на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/, в течение 10 рабочих дней с момента его утверждения.
3.7. Объявление предостережения:
3.7.1. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, заместитель руководителя Департамента объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Составление и оформление предостережения осуществляется по типовой форме не позднее 10 рабочих дней со дня получения Департаментом сведений о готовящихся нарушениях либо признаках нарушения обязательных требований.
3.7.2. В случае принятия Департаментом решения об объявлении контролируемому лицу предостережения одновременно с указанным предостережением контролируемому лицу в целях проведения им самообследования соблюдения обязательных требований направляется адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, позволяющий пройти самообследование соблюдения обязательных требований.
3.7.3. Контролируемое лицо в срок не более 60 дней после получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.
3.7.4. В возражениях указываются:
3.7.4.1. Наименование контролируемого лица (наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица или индивидуального предпринимателя).
3.7.4.2. Идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица.
3.7.4.3. Дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица.
3.7.4.4. Обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
3.7.5. Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Департамент либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью, на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента либо иными указанными в предостережении способами.
3.7.6. Департамент рассматривает возражения в отношении предостережения, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений. Результаты рассмотрения возражений используются Департаментом для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного надзора и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.7.7. Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8. Консультирование:
3.8.1. Консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного надзора) осуществляется инспектором по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
3.8.2. Консультирование осуществляется инспектором как в устной форме по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, так и в письменной форме в зависимости от способа, указанного контролируемым лицом в обращении. Контролируемое лицо вправе получить консультацию не позднее 20 рабочих дней с момента подачи соответствующего обращения.
3.8.3. Консультирование в устной и письменной формах осуществляется по следующим вопросам:
3.8.3.1. Компетенция Департамента.
3.8.3.2. Соблюдение обязательных требований.
3.8.3.3. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8.3.4. Применение мер ответственности.
3.8.4. По итогам консультирования в устной форме информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. При этом, контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки и порядке, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.8.5. При осуществлении консультирования инспектор обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.8.6. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий инспекторов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
3.8.7. Информация, ставшая известной инспектору в ходе консультирования, не подлежит использованию контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.8.8. Департамент осуществляет учет консультирований.
3.8.9. Инспектор вправе отказать в консультировании в случае:
3.8.9.1. Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к компетенции Департамента, при этом инспектором даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
3.8.9.2. По вопросам жалоб контролируемых лиц на действия (бездействия) инспекторов при проведении профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.8.10. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/ письменного разъяснения, подписанного заместителем руководителя Департамента.
3.9. Профилактический визит:
3.9.1. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи.
3.9.2. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица, а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов надзора к категориям риска.
3.9.3. Обязательный профилактический визит осуществляется однократно в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению установленной деятельности, согласно приложению 1 к настоящему Положению, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
3.9.4. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо в соответствии с пунктом 1.16.1 настоящего Положения уведомляется Департаментом не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
3.9.5. Срок осуществления обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
3.9.6. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент, в соответствии с пунктом 1.16.1 настоящего Положения, не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
3.10. Самообследование:
3.10.1. Контролируемые лица в целях добровольного определения уровня соблюдения ими обязательных требований вправе осуществлять самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (далее - самообследование). В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска.
3.10.2. Департаментом в целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований и обеспечения возможности получения контролируемыми лицами сведений о соответствии критериям риска утверждаются методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований.
3.10.3. Методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований размещаются на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/.
3.10.4. Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/, и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений.
3.10.5. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований по итогам самообследования, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
3.10.6. Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Департамент в порядке, предусмотренном пунктом 1.16.1 настоящего Положения.
3.10.7. Департамент осуществляет регистрацию декларации соблюдения обязательных требований и размещает на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/, ГИС "Открытый контроль" в срок не позднее 20 рабочих дней со дня ее получения.
3.10.8. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований составляет два года со дня регистрации указанной декларации Департаментом.
3.10.9. В случае изменения сведений, содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований, уточненная декларация представляется контролируемым лицом в Департамент в срок не позднее одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений в порядке, предусмотренном пунктом 1.16.1 настоящего Положения.
3.10.10. В случае если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется.
3.10.11. Контролируемое лицо вправе вновь принять декларацию соблюдения обязательных требований по результатам самообследования не ранее чем по истечении одного года с момента выявления нарушения обязательных требований.
4. Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора
4.1. При осуществлении регионального государственного надзора взаимодействием Департамента, его инспекторов с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные переговоры, непосредственное взаимодействие между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных объектах).
4.2. Получение документов и (или) сведений в целях, связанных с осуществлением регионального государственного надзора, осуществляется на безвозмездной основе от иных органов либо подведомственных таким органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
4.3. Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с такими документами и (или) сведениями в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
4.4. Взаимодействие инспекторов с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
4.4.1. Выездная проверка.
4.4.2. Инспекционный визит.
4.4.3. Документарная проверка.
4.5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится без взаимодействия с контролируемым лицом.
4.6. По окончанию проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами Департамента, осуществившими проведение контрольного (надзорного) мероприятия, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
4.6.1. Оформление акта контрольного (надзорного) мероприятия производится в соответствии с частями 2 и 3 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ и на основании форм, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 151.
4.6.2. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
4.6.3. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются средства фото-видеосъемки в соответствии с разделом 7 настоящего Положения.
4.7. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение Департамента, подписанное руководителем Департамента (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия), в котором указываются:
4.7.1. Дата, время и место принятия решения.
4.7.2. Кем принято решение.
4.7.3. Основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.4. Вид контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.5. Фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностного лица (группы лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов.
4.7.6. Объект надзора, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.7.7. Адреса мест осуществления контролируемым лицом деятельности, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.7.8. Фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта надзора, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие.
4.7.9. Вид контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.10. Перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.11. Предмет контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7.12. Проверочные листы, если их применение является обязательным.
4.7.13. Дата проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом.
4.7.14. Перечень документов, предоставление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований.
4.8. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.4 настоящего Положения, является:
4.8.1. Наличие сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
4.8.2. Наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий.
4.8.3. Поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
4.8.4. Требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
4.8.5. Истечение срока исполнения решения Департамента об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.9. Контрольное (надзорное) мероприятие начинается после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
В случае поступления от индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в связи с болезнью, отпуском или командировкой Департамент вправе перенести контрольное (надзорное) мероприятие на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в Департамент.
4.10. Выездная проверка:
4.10.1. Выездная проверка проводится в отношении конкретного контролируемого лица, по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения предписаний Департамента.
4.10.2. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления в соответствии с пунктом 1.16.1 настоящего Положения копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала.
4.10.3. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного контролируемого лица, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.10.4. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.10.4.1. Осмотр.
4.10.4.2. Опрос.
4.10.4.3. Получение письменных объяснений.
4.10.4.4. Истребование документов.
4.10.4.5. Инструментальное обследование.
4.11. Организация проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий с учетом критериев отнесения объектов надзора к категориям риска:
4.11.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий), формируемого Департаментом, подлежащего согласованию с органами прокуратуры и размещаемого на странице Департамента на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.mos.ru/emercom/.
4.11.2. Включение мероприятий в ежегодный план контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется с учетом периодичности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, определяемой категорией риска.
Для объектов надзора, отнесенных к категории среднего и умеренного риска, минимальная частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет один раз в 5 и один раз в 6 лет соответственно.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
4.12. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
4.13. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и в формах, указанных в пунктах 4.4 настоящего Положения.
4.14. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта надзора посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.15. Период проведения внеплановой проверки с целью контроля за исполнением решения Департамента об устранении выявленного нарушения обязательных требований устанавливается инспектором с учетом сроков устранения нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4.16. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
4.17. При проведении инспекционного визита и плановой выездной проверки инспектором применяются проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), которые формируются и утверждаются Департаментом.
Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.18. Документы, оформляемые Департаментом при осуществлении регионального государственного надзора, а также специалистами, привлекаемыми к проведению контрольных (надзорных) мероприятий, могут составляться и подписываться на бумажном носителе до 31 декабря 2023 г.
4.19. К проведению контрольных (надзорных) мероприятий Департаментом при необходимости могут привлекаться специалисты в порядке, установленном федеральным законодательством.
4.20. Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется Департаментом в форме выездной проверки, если проводится оценка исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки. В остальных случаях контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется в форме документарной проверки.
4.21. К осуществлению контроля за устранением контролируемым лицом нарушений обязательных требований путем проведения внеплановой проверки инспектор обязан приступить не позднее 15 рабочих дней с момента истечения срока устранения нарушений, установленного решением об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
4.22. В случае невозможности устранения нарушения обязательных требований в установленный решением об устранении выявленного нарушения обязательных требований срок контролируемое лицо вправе не позднее чем за 20 рабочих дней до истечения срока решением об устранении выявленного нарушения обязательных требований направить в Департамент мотивированное ходатайство о продлении срока устранения нарушения обязательных требований. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие контролируемым лицом исчерпывающих мер для устранения нарушения обязательных требований в установленный срок.
4.23. Инспекционный визит:
4.23.1. Инспекционный визит проводится во взаимодействии с конкретным контролируемым лицом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.23.2. Инспекционный визит является только плановым контрольным (надзорным) мероприятием.
4.23.3. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.23.3.1. Осмотр.
4.23.3.2. Опрос.
4.23.3.3. Получение письменных объяснений.
4.23.3.4. Истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
4.23.4. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта надзора.
4.23.5. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
4.23.6. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
4.24. Документарная проверка:
4.24.1. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности, и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Департамента, в том числе сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.24.2. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Департамента, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного надзора.
4.24.3. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
4.24.3.1. Получение письменных объяснений.
4.24.3.2. Истребование документов.
4.24.4. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Департамент направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Департамент указанные в требовании документы.
4.24.5. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного надзора, вправе дополнительно представить в Департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.24.6. При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Департаментом от иных органов, у контролируемого лица не истребуются.
4.24.7. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного надзора, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
4.24.8. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.25. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности):
4.25.1. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится по месту нахождения Департамента без взаимодействия с контролируемым лицом и без его информирования.
4.25.2. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) инспектор проводит анализ данных об объектах надзора, имеющихся у Департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
4.25.3. По результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются руководителю Департамента для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.26. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий Департаментом осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия, предусмотренные статьями 76, 78-80 Федерального закона N 248-ФЗ:
4.26.1. Осмотр.
4.26.2. Опрос.
4.26.3. Получение письменных объяснений.
4.26.4. Истребование документов.
4.27. Осмотр:
4.27.1. Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя.
4.27.2. По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных помещений, а также вид, количество и идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.28. Опрос.
Результаты опроса фиксируются инспектором в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
4.29. Получение письменных объяснений:
4.29.1. Письменные объяснения (далее - объяснения) оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
4.29.2. Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов должностных лиц или работников организации, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, их представителей, свидетелей. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
4.30. Истребование документов:
4.30.1. Истребуемые документы направляются в Департамент в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 1.16.1 настоящего Положения, за исключением случаев, если Департаментом установлена необходимость представления документов на бумажном носителе. Документы могут быть представлены в Департамент на бумажном носителе контролируемым лицом лично или через представителя либо направлены по почте заказным письмом. На бумажном носителе представляются подлинники документов либо заверенные контролируемым лицом копии. Нотариальное удостоверение копий документов, представляемых в Департамент, не требуется. Тиражирование копий документов на бумажном носителе и их доставка в Департамент осуществляются за счет контролируемого лица. По завершении контрольного (надзорного) мероприятия подлинники документов возвращаются контролируемому лицу.
4.30.2. В случае представления заверенных копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.
4.30.3. Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно обязано незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий электронный документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.30.4. Документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в Департамент, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления Департамента о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
5. Специальные режимы регионального государственного надзора
5.1. Мониторинг:
5.1.1. Под мониторингом понимается режим дистанционного регионального государственного надзора, заключающийся в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации о деятельности граждан и организаций, об объектах надзора с использованием систем (методов) дистанционного надзора, в том числе с применением специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, инспекторами в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии со статьей 96 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.1.2. Мониторинг основан на добровольном участии контролируемых лиц и осуществляется по заявлению контролируемого лица на условиях соглашения между контролируемым лицом и Департаментом (далее - соглашение на проведение мониторинга).
5.1.3. Порядок сбора фиксации и обмена информацией, полученной в процессе мониторинга, и порядок обмена документами определяются соглашением на проведение мониторинга.
5.1.4. Мониторинг осуществляется на основании решения руководителя Департамента, выпускаемого по результатам проведения оценки соответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, технической готовности контролируемого лица и Департамента к информационному взаимодействию в рамках мониторинга и заключения соглашения на проведение мониторинга.
5.1.5. Мониторинг осуществляется в отношении контролируемых лиц, отнесенных к категориям среднего, умеренного или низкого риска.
5.2. Решение о заключении соглашения на проведение мониторинга принимается руководителем Департамента.
5.3. Соглашение о мониторинге заключается не менее чем на один год и не более чем на три года и может быть пролонгировано при согласии сторон на более длительный срок при соблюдении условий для заключения соглашения о мониторинге.
5.4. Руководителем Департамента принимается решение о прекращении осуществления мониторинга в одном из следующих случаев:
5.4.1. Выявление несоответствия контролируемого лица требованиям, предъявляемым к нему для осуществления мониторинга, в том числе к технической оснащенности и сопровождению мониторинга.
5.4.2. Неисполнение контролируемым лицом условий соглашения на проведение мониторинга между контролируемым лицом и Департаментом.
5.4.3. Подача контролируемым лицом заявления о прекращении осуществления мониторинга, в порядке, предусмотренном пунктом 1.16.1 настоящего Положения.
5.5. Департамент, в порядке, предусмотренном пунктом 1.16.1 настоящего Положения, уведомляет контролируемое лицо о прекращении мониторинга в течение десяти дней со дня принятия решения о прекращении осуществления мониторинга в соответствии с пунктом 5.4 настоящего Положения.
5.6. Контролируемые лица, в отношении которых осуществляется мониторинг, освобождаются от плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении соблюдения обязательных требований в рамках регионального государственного надзора, являющихся предметом такого мониторинга.
6. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия, ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия, представление возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в порядке, установленном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектором выдаются рекомендации по соблюдению обязательных требований, проводятся мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.3. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований со стороны контролируемого лица, Департамент в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
6.3.1. Выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.3.2. Незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемых лиц представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
6.3.3. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
6.3.4. Принять меры по осуществлению надзора за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.3.5. Рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.4. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
6.5. В случае, указанном в пункте 6.4 настоящего Положения, руководитель Департамента вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
7. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи и иных способов фиксации доказательств
7.1. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, применяться персональные компьютеры, ноутбуки, съемные электронные носители информации, смартфоны, механические, программные и электронные средства измерения и фиксации (далее технические средства).
7.2. Решение об осуществлении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств выявленных нарушений обязательных требований принимается инспектором самостоятельно.
7.3. Аудио- и видеозапись осуществляется открыто, с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
7.4. Оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат).
7.5. При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
7.5.1. Необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта контроля.
7.5.2. Следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов контроля.
7.6. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация.
7.7. Зафиксированные с помощью фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, технических средств доказательства выявленных нарушений обязательных требований оформляются в виде приложения к акту контрольного (надзорного) мероприятия, в котором делается отметка об осуществлении фотосъемки, аудио-, видеозаписи, использовании технических средств для фиксации доказательства выявленных нарушений обязательных требований.
8. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) должностных лиц Департамента
8.1. Правом на обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в пункте 4.4 настоящего Положения. С 1 января 2023 г. судебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.
8.2. Досудебный порядок подачи жалобы:
8.2.1. Жалоба подается контролируемым лицом в Департамент в порядке, предусмотренным пунктом 1.16.1 Положения. При подаче жалобы индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
8.2.2. Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде.
8.2.3. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
8.2.3.1. Решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
8.2.3.2. Актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений.
8.2.3.3. Действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
8.2.4. Жалоба на решение Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
8.2.5. Жалоба на решение об устранении выявленного нарушения обязательных требований Департамента может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом решения.
8.2.6. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Департаментом.
8.2.7. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
8.2.8. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
8.2.9. Департамент в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
8.2.9.1. О приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
8.2.9.2. Об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Департамента.
8.2.10. Информация о решении по ходатайству, указанном в пункте 8.2.9 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
8.2.11. Жалоба должна содержать:
8.2.11.1. Наименование Департамента, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются.
8.2.11.2. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней.
8.2.11.3. Сведения об обжалуемых решениях Департамента и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу.
8.2.11.4. Основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением Департамента и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.
8.2.11.5. Требования лица, подавшего жалобу.
8.2.11.6. Учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
8.2.12. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Департамента либо членам их семей.
8.2.13. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права.
8.2.14. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве направляется Департаментом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
8.2.15. Руководитель Департамента принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней с момента получения жалобы, если:
8.2.15.1. Жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, указанного в пунктах 8.2.4 и 8.2.5 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы.
8.2.15.2. В удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.
8.2.15.3. До принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы.
8.2.15.4. Имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе.
8.2.15.5. Ранее в Департамент была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям.
8.2.15.6. Жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей.
8.2.15.7. Ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства.
8.2.15.8. Жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган.
8.2.16. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в пунктах 8.2.15.3-8.2.15.8 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
8.3. Жалоба подлежит рассмотрению Департаментом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен Департаментом, но не более чем на 20 рабочих дней.
8.4. Департамент вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Департаментом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
8.5. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Департамент, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
8.6. По итогам рассмотрения жалобы руководитель Департамента принимает одно из следующих решений:
8.6.1. Оставляет жалобу без удовлетворения.
8.6.2. Отменяет решение Департамента полностью или частично.
8.6.3. Отменяет решение Департамента полностью и принимает новое решение.
8.6.4. Признает действия (бездействие) инспектора незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
8.7. Решение руководителя Департамента, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в порядке, предусмотренном пунктом 1.16.1 настоящего Положения, в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.