Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2021 г. N 66а-1240/2021 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипова А.В.
при секретаре Красюк А.О.,
с участием прокурора Козыревой М.В.,
представителя заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Тюменской области Безбородова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Думе Ишимского муниципального района о признании недействующим решение Думы Ишимского муниципального района от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов Ишимского муниципального района" в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории "земли лесного фонда", установил:
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу обратился с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением к административному ответчику Думе Ишимского муниципального района Тюменской области о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Думы Ишимского муниципального района от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района" в части включения в границы населенного пункта Клепиковского сельского поселения лесных участков, категории "земли лесного фонда": п. Детский дом N 29 Ишимское лесничество Ишимский район Ишимское сельское участковое лесничество: квартал <.......> выдел <.......>; Ишимское лесничество Синицинское участковое лесничество: квартал <.......> выдел <.......>; п. Детский Санаторий Ишимское лесничество Ишимский район Клепиковское сельское поселение Ишимское сельское участковое лесничество: квартал <.......> выдел <.......>, квартал <.......> выдел <.......>; Ишимское лесничество Синицинское участковое лесничество: квартал <.......> выдел <.......>.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Решением Думы Ишимского муниципального района Тюменской области от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района" (далее также - Генеральный план) утверждены генеральные планы 22 сельских поселений Ишимского муниципального района Тюменской области. Данное решение опубликовано в газете "Ишимская правда" и размещено на сайте Ишимского муниципального района Тюменской области. Решение Думы Ишимского муниципального района Тюменской области от 29 мая 2009 года N 102 (далее также - Решение N 102) принято с существенным нарушением действующего законодательства. В соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" на территории Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области границы населенного пункта пересекаются с землями лесного фонда.
Согласно положений Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение участков лесного фонда Российской Федерации в границы населенного пункта возможно только посредством перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в случае установления или изменения границ населенного пункта.
В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы населённых пунктов Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Однако Генеральный план Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области утверждённый решением Думы Ишимского муниципального района Тюменской области от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов сельских поселений" без полученного в установленном порядке решения о включении участков лесного фонда в границы населенного пункта и изменении вида разрешенного использования участков лесного фонда.
Учитывая, что в настоящее время нарушены права и законные интересы Федерального агентства лесного хозяйства в части распоряжения участками лесного фонда, так как реализация Думой Ишимского муниципального района Тюменской области права на земельные участки категории "земли лесного фонда", включенные в границы населенных пунктов препятствуют осуществлению собственником - Российской Федерации функций управления землями лесного фонда, выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, а также ограничивает реализацию полномочий Федерального агентства лесного хозяйства, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Представитель административного ответчика Думы Ишимского муниципального района Тюменской области Щекина Л.Ю. в своих письменных возражениях на административное исковое заявление (т.1 л.д. 105 - 109) указала, что Думой Ишимского муниципального района Тюменской области при подготовке проекта генерального плана в полном объеме была соблюдена процедура принятия и согласования, предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проектом данного генерального плана не предусматривалось включение в границы населённых пунктов земель лесного фонда, в связи с чем отсутствовала обязанность по согласованию с уполномоченным федеральным органов исполнительной власти.
Границы Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области определены Законом Тюменской области от 05 ноября 2004 года N 263 "Об определении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения". Сведения о границах населенных пунктов внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 14. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Также указывает на отсутствие в 2009 году у Федерального агентства лесного хозяйства полномочий по согласованию проектов территориального планирования.
В связи с чем просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Департамента лесного комплекса Тюменской области Безбородова А.А. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление (т.2 л.д. 3 - 8), просил решения принять на усмотрение суда.
Прокурор Козырева М.В. в судебном заседании при даче заключения по делу указала, что с учетом пояснений данных сторонами, материалов административного дела заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме. Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, также с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, фактически отсутствие согласования с Рослесхозом проекта генерального плана, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, соблюдения процедуры принятия, оспариваемого нормативного правового акта, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт. В судебном заседании данных доказательств представлено не было, в силу статей 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу подлежит удовлетворению в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного истца Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, представитель административного ответчика Думы Ишимского муниципального района, представители заинтересованных лиц МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО-Югре и ЯНАО, Тюменский филиал ФГБУ "Рослесинфорг", Управления Росреестра по Тюменской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области, Администрации Ишимского муниципального образования, Правительства Тюменской области не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, сведений и доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
От руководителя заинтересованного лица МТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, ХМАО - Югре, ЯНАО поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором указывают, что заявление административного истца подлежит удовлетворению (т.1 л.д.55 - 59).
Директором филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области" представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором просит решение принять на усмотрение суда (т.1 л.д. 89 - 90).
Главой администрации Ишимского муниципального района Тюменской области представлено заявление, в котором он поддерживает позицию Думы Ишимского района, просит отказать в удовлетворении заявленных требований (т.1 л.д. 102).
Суд, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Тюменской области, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что на земельный участок государственного лесного фонда с кадастровым номером <.......> зарегистрировано право собственности Российской Федерации, категория земель: земли лесного фонда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <.......> N <.......> (т.1 л.д. 11). Согласно выписки из ЕГРН данный земельный участок постановлен на государственный учет без указания координат границ и имеет статус ранее учтенного по данным государственного лесного реестра (т.2 л.д. 31 - 34).
Решением Думы Ишимского муниципального района Тюменской области от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района" утверждены генеральные планы 22 сельских поселений Ишимского муниципального района Тюменской области, в том числе и Генеральный план Клепиковского сельского поселения в состав которого входят в том числе и п. Детский дом N 29, п. Детский санаторий.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Распоряжением Главы Ишимского муниципального района от 22 февраля 2007 года N 206-р "О подготовке документов территориального планирования Ишимского района" назначена совместно с Правительством Тюменской области подготовка проектов документов территориального планирования 22 сельский поселений Ишимского района.
Распоряжением председателя Думы Ишимского муниципального района Тюменской области N 1 от 06 февраля 2008 года назначены на 21 марта 2008 года публичные слушания по вопросам обсуждения, в том числе и проекта Генерального плана Клепиковского сельского поселения. Распоряжение опубликовано в газете "Ишимская правда" N 18 от 14 февраля 2008 года (т.1 л.д. 160, 161).
21 марта 2008 года составлен протокол публичных слушаний. 17 мая 2008 года опубликовано заключение по результатам публичных слушаний в газете "Ишимская правда" N 5 от 17 мая 2008 года (т.1 л.д. 156 - 158).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня направления на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В случае не поступления в установленный срок заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти, данный проект считался согласованным с таким органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 (в редакции, действующей в период принятия, оспариваемого муниципального правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Пунктами 2 - 4, подпунктом "а" пункта 5 и пунктами 6 - 10 этого Положения предусматривалось, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.
Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации трехмесячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчислялся с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считался согласованным этим органом.
Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.
Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение тридцати дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.
В случае непоступления в уполномоченный орган в сфере градостроительства в установленный в пункте 7 настоящего Положения срок заключения уполномоченного отраслевого органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.
Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, согласно Положению "О министерстве регионального развития Российской Федерации" (в редакции, действующей в период принятия оспариваемого муниципального правового акта), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 года N 40, являлось Министерство регионального развития Российской Федерации.
Исходя из пункта 10 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, Министерство регионального развития Российской Федерации должно было осуществить подготовку сводного заключения на проект оспариваемого генерального плана Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района на основании заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 Положения "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283 и действовавшего в период принятия оспариваемого муниципального правового акта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Однако документов, подтверждающих направление проекта генерального плана Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района в Министерство регионального развития Российской Федерации административным ответчиком не представлено.
Доводы административного ответчика об отсутствии обязанности по согласованию проекта генерального плана с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, поскольку земли лесного фонда были включены в состав населенных пунктов Клепиского сельского поселения Ишимского муниципального района ранее 2009 года, не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящего административного дела.
Так Законом Тюменской области от 05 ноября 2004 года N 263 "Об определении границ муниципальных образований Тюменской области и наделении их статусом муниципального района, городского округа и сельского поселения" ни один населенный пункт Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области не имеет установленных границ, дано картографическое описание сельского поселения, границы населённых пунктов не описывались.
При этом документом территориального планирования, утвердившим границы Клепиковского сельского поселения является Генеральный план, утвержденный решением Думы Ишимского муниципального района от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов Ишимского муниципального района".
Генеральным планом Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области в границы населенных пунктов п. Детский дом N 29, п. Детский санаторий, входящих в состав Клепиковского сельского поселения, включены земли лесного фонда из состава лесного участка с кадастровым номером <.......>.
Факт включения в границы населенных пунктов п. Детский дом N 29, п. Детский санаторий Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области земель лесного фонда - Ишимское лесничество Ишимский район Ишимское сельское участковое лесничество: квартал <.......> выделы <.......>; Ишимское лесничество Синиценское участковое лесничество квартал <.......> выдел <.......>; Ишимское лесничество Ишимский район Клепиковское сельское поселение Ишимское сельское участковое лесничество квартал <.......> выделы <.......>; квартал <.......> выделы <.......>; Ишимское лесничество Синицинское участковое лесничество: квартал <.......> выделы <.......> <.......> подтвержден сведениями из Государственного лесного реестра и картографическими материалами (т.1 л.д. 15 - 23, т.2 л.д. 9 - 29).
Учитывая, что Генеральным планом Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области было предусмотрено включение в границы населенных пунктов п. Детский дом N 29, п. Детский санаторий земель лесного фонда, в соответствии с часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ, данный проект подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений - Федеральным агентством лесного хозяйства.
Решением Думы Ишимского муниципального района Тюменской области N 102 от 29 мая 2009 года "Об утверждении генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района" утверждены Генеральные планы сельских поселений, в том числе и Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района Тюменской области. Информация о принятии решения опубликована в газете "Ишимская правда" от 06 июня 2009 года N 66 (т.1 л.д. 154 - 155).
Таким образом, Генеральный план Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района, утвержденный Решением Думы Ишимского муниципального района Тюменской области N 102 от 29 мая 2009 года "Об утверждении генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района", принят уполномоченным органом в установленной форме, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официально опубликован для всеобщего сведения. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены.
Однако доказательств соблюдения порядка согласования проекта Генерального плана Клепиковского сельского поселения Ишимского муниципального района административным ответчиком не представлено.
С учётом изложенных обстоятельств судом установлено наличие нарушений норм статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку проект генерального плана, предусматривающий включение в границы населённых пунктов Клепиковского сельского поселения лесных участков земель лесного фонда Российской Федерации, в нарушение положений части 8 статьи 24 и части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации не был согласован в установленном порядке с уполномоченным органом, то есть утверждён без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом).
Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закреплённой в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, фактическое отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы городского округа лесных участков, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Доводы административного ответчика о нарушении прав собственников земельных участков, границы которых поставлены на государственный кадастровый учет ранее 2009 года, не могут быть приняты судом, поскольку вопросы установления границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населённого пункта, уточнения их местоположения, а равно и фактического землепользования, не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела об оспаривании нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
В соответствии со статьёй 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах, о лесных участках.
Кадастровый учёт лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учёт которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтёнными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учёт участков лесного фонда, признаётся юридически действительным.
Право собственности Российской Федерации на указанные лесные участки подтверждено свидетельством о праве собственности и сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, в связи с чем вопрос о включении лесных участков в земли населённых пунктов должен был решаться с согласия Рослесхоза.
Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд, исходя из заявленных требований, пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учётом применения этого акта считает, что он подлежит признанию не действующим с момента вступления решения в законною силу.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Ишимская правда", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Думу Ишимского муниципального района.
Руководствуясь статьями 208 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу к Думе Ишимского муниципального района о признании недействующим решение Думы Ишимского муниципального района от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов Ишимского муниципального района" в части включения в границы населенного пункта лесных участков, категории "земли лесного фонда"- удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения в законную силу решение Думы Ишимского муниципального района от 29 мая 2009 года N 102 "Об утверждении генеральных планов Ишимского муниципального района" в части включения в границы населённого пункта п. Детский дом N 29 лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда - Ишимское лесничество Ишимский район Ишимское сельское участковое лесничество: квартал <.......> выделы <.......>; Ишимское лесничество Синиценское участковое лесничество квартал <.......> выдел <.......>; п. Детский Санаторий лесных участков, расположенных на землях Государственного лесного фонда - Ишимское лесничество Ишимский район Клепиковское сельское поселение Ишимское сельское участковое лесничество квартал <.......> выделы <.......>; квартал <.......> выделы <.......>; Ишимское лесничество Синицинское участковое лесничество: квартал <.......> выделы <.......>.
Возложить на Думу Ишимского муниципального района обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании - газете "Ишимская правда".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2021 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 1 июня 2021 г. N 3а-2/2021 "О признании частично недействующим решения Думы Ишимского муниципального района от 29.05.2009 N 102 "Об утверждении генеральных планов сельских поселений Ишимского муниципального района"
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 октября 2021 г. N 66а-1240/2021 настоящее решение оставлено без изменения