Решение Совета Европейского Союза 2021/1868 от 15 октября 2021 г.
о руководящих принципах политики государств-членов ЕС в сфере занятости*(1)
Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 148(2) указанного Договора,
Руководствуясь предложением Европейской Комиссии,
Руководствуясь заключением Европейского Парламента*(2),
Руководствуясь заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(3),
После консультаций с Комитетом регионов,
Принимая во внимание заключение Комитета по вопросам занятости*(4),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Государства-члены ЕС и Союз должны заниматься разработкой скоординированной стратегии занятости и, в частности, продвижением опытного, квалифицированного, адаптивного персонала, а также рынков труда, ориентированных на будущее и реагирующих на экономические изменения, для достижения целей полной занятости и социального прогресса, сбалансированного роста, высокого уровня защиты и улучшения качества окружающей среды, изложенных в Статье 3 Договора о Европейском Союзе (TEU). Государства-члены ЕС должны рассматривать содействие занятости как предмет общей заботы и должны координировать свои действия в этом отношении в рамках Совета ЕС, принимая во внимание национальные практики, связанные с обязанностями руководства и трудовыми ресурсами.
(2) Союз должен бороться с социальной изоляцией и дискриминацией, должен содействовать социальной справедливости и защите, равенству между женщинами и мужчинами, солидарности между поколениями и защите прав ребенка, как это предусмотрено в статье 3 TEU. При определении и осуществлении своей политики и деятельности Союз должен учитывать требования, связанные с содействием высокому уровню занятости, гарантией адекватной социальной защиты, борьбой с бедностью и социальной изоляцией, высоким уровнем образования и профессиональной подготовки и охраной здоровья человека, как это предусмотрено Статьей 9 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU).
(3) В соответствии с TFEU Союз разработал и внедрил инструменты координации политики в области экономики и занятости. В рамках указанных инструментов Руководящие принципы политики занятости государств-членов ЕС ("Руководящие принципы"), изложенные в Приложении к Решению (ЕС) 2020/1512*(5) Совета ЕС, вместе с Общими руководящими принципами экономической политики государств-членов ЕС и Союза, изложенными в Рекомендации (ЕС) 2015/1184*(6) Совета ЕС, образуют Интегрированные руководящие принципы. Они должны направлять реализацию политики в государствах-членах ЕС и в Союзе, отражая взаимозависимость между государствами-членами ЕС. Полученный в результате комплекс скоординированных европейских и национальных стратегий и реформ должен представлять собой соответствующее общее устойчивое сочетание экономической политики и политики занятости, которое должно обеспечить положительный побочный эффект.
(4) Руководство соответствует Пакту стабильности и роста, действующему законодательству Союза и различным инициативам Союза, включая Рекомендации Совета ЕС от 10 марта 2014 г.*(7), 15 февраля 2016 г.*(8), 19 декабря 2016 г.*(9), 15 марта 2018 г.*(10), 22 мая 2018 г.*(11), 22 мая 2019 г.*(12), 8 ноября 2019 г.*(13), 30 октября 2020 г.*(14) и 24 ноября 2020 г.*(15), Рекомендацию (ЕС) 2021/402*(16) Европейской Комиссии и Рекомендацию (ЕС) 2021/1004*(17) Совета ЕС.
(5) Европейский семестр объединяет различные инструменты во всеобъемлющую структуру для комплексной многосторонней координации и наблюдения за экономической политикой и политикой занятости. Стремясь к экологической устойчивости, производительности, справедливости и стабильности, Европейский семестр интегрирует принципы Европейской опоры социальных прав и инструмента мониторинга, Социального табло, и обеспечивает активное взаимодействие с социальными партнерами, гражданским обществом и другими заинтересованными сторонами. Он поддерживает достижение Целей устойчивого развития. Политика Союза и государств-членов ЕС в области занятости и экономики должна идти рука об руку с переходом Европы к климатически нейтральной, экологически устойчивой и цифровой экономике, должна повышать конкурентоспособность, обеспечивать надлежащие условия труда, стимулировать инновации, содействовать социальной справедливости и равным возможностям, а также должна бороться с неравенством и региональными различиями.
(6) Изменение климата и проблемы, связанные с окружающей средой, глобализация, цифровизация, искусственный интеллект, телеработа, экономика платформ и демографические изменения трансформируют европейскую экономику и общество. Союз и его государства-члены должны совместно работать над эффективным устранением указанных структурных факторов и при необходимости должны адаптировать существующие системы, признавая тесную взаимозависимость экономик и рынков труда государств-членов ЕС и соответствующей политики. Это требует скоординированных, амбициозных и эффективных политических действий на уровне Союза и на национальном уровне в соответствии с Договором о функционировании Европейского Союза и положениями Союза об экономическом управлении, а также с учетом Европейской опоры социальных прав. Такие политические действия должны включать в себя увеличение устойчивых инвестиций, возобновление обязательств по проведению последовательных реформ, способствующих экономическому росту, созданию качественных рабочих мест, производительности, адекватным условиям труда, социальной и территориальной сплоченности, восходящей конвергенции, устойчивости и реализации фискальной ответственности. При этом следует сочетать меры, направленные на спрос и на предложение, с учетом их экологических, трудовых и социальных последствий.
(7) Европейский Парламент, Совет ЕС и Европейская Комиссия провозгласили Европейскую опору социальных прав*(18). В ней изложены двадцать принципов и прав для поддержки отлаженно работающих и справедливых рынков труда и систем социального обеспечения, структурированных по трем категориям: равные возможности и доступ к рынку труда, справедливые условия труда, социальная защита и вовлечение. Принципы и права задают направление стратегии Союза, обеспечивая, чтобы переход к климатической нейтральности и экологической устойчивости, цифровизации и демографическим изменениям был социально честным и справедливым. Европейская опора социальных прав и сопутствующая ему Социальная шкала показателей представляют собой справочную основу для мониторинга занятости и социальных показателей государств-членов, для стимулирования реформ на национальном, региональном и местном уровнях и для примирения "социального" и "рыночного" в современной экономике в том числе путем содействия развитию социальной экономики. Четвертого марта 2021 г. Европейская Комиссия предложила План действий по реализации Европейской опоры социальных прав ("План действий"), включающий амбициозные, но реалистичные основные цели и дополнительные подцели до 2030 года в области занятости, навыков, образования и социальной защиты.
(8) Восьмого мая 2021 г. на Социальном саммите в Порту главы государств и правительств признали Европейскую опору социальных прав основным элементом восстановления экономики, отметив, что ее реализация усилит стремление Союза к цифровому, зеленому и справедливому переходу и будет способствовать достижению восходящей социальной и экономической конвергенции и решению демографических проблем. Они подчеркнули, что социальное измерение, социальный диалог и активное участие социальных партнеров лежат в основе высококонкурентной социальной рыночной экономики. Они пришли к выводу, что План действий обеспечивает полезное руководство для реализации Европейской опоры социальных прав, в том числе в области занятости, навыков, здравоохранения и социальной защиты. Они приветствовали новые основные цели Союза до 2030 года в области занятости (78% населения в возрасте 20 - 64 лет должны быть трудоустроены), навыков (60% всех взрослых должны ежегодно проходить обучение) и сокращения бедности (не менее чем на 15 миллионов человек, включая пять миллионов детей), а также пересмотренное Социальное табло с целью мониторинга прогресса в реализации принципов Европейской опоры социальных прав в рамках координации политики в контексте Европейского семестра. Кроме того, они отметили, что по мере постепенного восстановления Европы после пандемии COVID-19 приоритетом будет переход от защиты к созданию рабочих мест и повышению их качества, и подчеркнули, что реализация принципов Европейской опоры социальных прав будет иметь важное значение для обеспечения создания большего количества и более качественных рабочих мест для всех в рамках инклюзивного восстановления. Они подчеркнули свою приверженность единству и солидарности, что также означает обеспечение равных возможностей для всех и обеспечение того, чтобы никто не остался позади.
Они подтвердили свою решимость, закрепленную в Стратегической повестке Европейского Совета на 2019 - 2024 гг., по продолжению углубленной реализации Европейской опоры социальных прав на уровне Союза и национальном уровне с должным учетом соответствующих компетенций и принципов субсидиарности и пропорциональности. Наконец, они подчеркнули важность тщательного отслеживания, в том числе на самом высоком уровне, прогресса, достигнутого в реализации Европейской опоры социальных прав и основных целей Союза до 2030 г.
(9) Реформы на рынке труда, включая национальные механизмы установления заработной платы, должны следовать национальной практике социального диалога с целью обеспечения справедливой заработной платы, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни и устойчивый рост. Они должны предоставлять необходимые возможности для широкого рассмотрения социально-экономических вопросов, включая повышение устойчивости, конкурентоспособности, инноваций, создание качественных рабочих мест, условий труда, бедность среди работающего населения, образование и навыки, общественное здравоохранение и инклюзивность, а также реальные доходы. Государства-члены ЕС и Союз должны обеспечить смягчение социальных, трудовых и экономических последствий пандемии COVID-19 и социально справедливый и честный переходный период. Необходимо укреплять процесс восстановления и стремиться к созданию инклюзивного и жизнестойкого общества, в котором люди защищены и наделены полномочиями прогнозировать изменения и управлять ими, и в котором они могут активно участвовать в жизни общества и экономике. Для поддержки перехода на рынке труда необходим согласованный комплекс активных мер политики на рынке труда, состоящий из стимулов временного найма и перехода, политики развития навыков и улучшения услуг в сфере занятости, как подчеркивается в Рекомендации (ЕС) 2021/402.
(10) Необходимо бороться с дискриминацией во всех ее формах, обеспечивать гендерное равенство и поддерживать занятость молодежи. Необходимо обеспечить доступ и возможности для всех и снизить уровень бедности и социальной изоляции, включая детей, в частности, путем обеспечения эффективного функционирования рынков труда и адекватных и инклюзивных систем социальной защиты, а также путем устранения барьеров для образования, профессиональной подготовки и участия на рынке труда, в том числе посредством инвестиций в образование и уход за детьми младшего возраста, а также в развитие цифровых навыков. Своевременный и равный доступ к недорогим услугам долгосрочного ухода и здравоохранения, включая профилактику и укрепление здоровья, особенно актуален в свете пандемии COVID-19 и в контексте старения общества. Необходимо и далее реализовывать потенциал людей с ограниченными возможностями для внесения вклада в экономический рост и социальное развитие. По мере того как новые экономические и бизнес-модели распространяются на рабочих местах в Союзе, меняются и трудовые отношения. Государства-члены должны обеспечить, чтобы трудовые отношения, вытекающие из новых форм работы, поддерживали и укрепляли социальную модель Европы.
(11) Интегрированные руководящие принципы должны служить основой для рекомендаций по конкретным странам, которые Совет ЕС может адресовать своим государствам-членам. После запуска Механизма восстановления и адаптации в соответствии с Регламентом (ЕС) 2021/241 Европейского Парламента и Совета ЕС*(19) Европейская Комиссия скорректировала цикл Европейского семестра 2021 г. и предложила только рекомендации по бюджетной ситуации государств-членов в 2021 г., как это предусмотрено Пактом стабильности и роста.
(12) Государства-члены ЕС должны в полной мере использовать программу REACT-EU, установленную Регламентом (ЕС) 2020/2221 Европейского Парламента и Совета ЕС*(20), которая усиливает фонды политики сплочения до 2023 г., Европейский социальный фонд плюс, учрежденный Регламентом (ЕС) 2021/1057 Европейского Парламента и Совета ЕС*(21), Механизм восстановления и адаптации, а также другие фонды Союза, включая Фонд справедливого перехода, учрежденный Регламентом (ЕС) 2021/1056 Европейского Парламента и Совета ЕС*(22), и InvestEU, учрежденный Регламентом (ЕС) 2021/523 Европейского Парламента и Совета ЕС*(23), для содействия занятости, социальным инвестициям, социальной интеграции и доступности, а также для содействия повышению квалификации и переквалификации рабочей силы, обучению в течение всей жизни и
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Европейского Союза 2021/1868 от 15 октября 2021 г. о руководящих принципах политики государств-членов ЕС в сфере занятости
Решение адресовано государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Переводчик - Уколова М.Д.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Решения на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 201, 30.7.2008, стр. 201.