Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
ЖКХ и энергетики РС (Я)
от 27 октября 2021 г. N 484-ОД
Территориальная схема
в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Саха (Якутия) на период 2021 - 2030 год
Введение
Настоящая Территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Республики Саха (Якутия) (далее - Территориальная схема) утверждается приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2018 г. N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращениям с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем", решением N Пр-76-П2 от 31.05.2021 г. принятым на заседании Межведомственной комиссии по организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия), созданной и действующей в соответствии с распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2015 г. N 481-р.
Территориальная схема представляет собой текстовое, табличное и графическое описание системы организации и осуществления на территории Республики Саха (Якутия) деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории Республики Саха (Якутия).
Территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами состоит из 12 разделов и приложений.
Термины, используемые в Территориальной схеме, применяются в том же значении, в каком они используются в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При наступлении нижеуказанных случаев, Территориальная схема подлежит корректировке:
а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами.
Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с письмом Росприроднадзора N СР-10-01-27/32836 от 29.09.2021 г. с 1 марта 2022 года в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 N 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие "Предприятие по обращению с радиоактивными отходами "РосРАО" (далее - ФГУП "РосРАО"), являющееся предприятием Госкорпорации "Росатом", определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее - федеральный оператор).
В 2020 году ФГУП "РосРАО" переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный экологический оператор" (далее - ФГУП "ФЭО").
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона N 89-ФЗ с 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности. В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона N 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее - ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.
Положение о ФГИС ОПВК, которое устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 N 1346 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности".
1. Нахождение источников образования отходов
Источником образования отходов является объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.
В соответствии с Градостроительным кодексом объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В Перечень источников образования отходов по Республике Саха (Якутия) включены объекты жилищного фонда и объекты капитального строительства. Перечень состоит из наименования источников образования отходов, сведений о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории Республики Саха (Якутия)
Подробный Перечень источников образования отходов представлен в Приложении 1 в табличном виде. Визуализация с нанесением на карте Республики Саха (Якутия) представлена в Электронной модели Территориальной схемы. Изменения в Электронную модель вносятся после утверждения изменений в Территориальную схему.
Медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Территориальная схема будет дополняться информацией об источниках образования медицинских отходов, объемах их образования и объектах обеззараживания и обращения с медицинскими отходами постепенно, по мере наличия информации.
Сведения о субъектах деятельности в сфере промышленности, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия) представлены в Приложении 5 - 1, в том числе в рамках рассмотрения вопроса об установлении тарифы для региональных операторов для прочих потребителей вне границ населенных пунктов.
2. Количество образующихся отходов
При расчете количества образующихся отходов на территории республики использованы сведения о численности населения в муниципальных образованиях, источников образования отходов, и нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия). Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия) в отношении объектов жилищного фонда и объектов общественного назначения утверждены приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2018 года N 443-п.
Расчет количества образующихся отходов представлен в Приложении 2.
Справочно: Сведения об образовании отходов производства и потребления в Республике Саха (Якутия)
Год |
Всего, тыс. т |
В том числе по классам опасности отходов для окружающей среды |
||||
I класс |
II класс |
III класс |
VI класс |
V класс |
||
2016 |
248 056,85 |
0,03 |
0,15 |
28,25 |
183,61 |
247 844,80 |
2017 |
375 810,75 |
0,04 |
0,18 |
41,26 |
267,65 |
375 501,62 |
2018 |
426 999,82 |
0,03 |
0,16 |
25,61 |
282,68 |
426 691,34 |
Согласно статистической отчетности 2-ТП (Отходы), представленной на официальном сайте Росприроднадзор https://rpn.gov.ru/activity/regulation/help/ за 2019 год в Республике Саха (Якутия) образовано 528 989, 649 тыс. тонн отходов, за 2020 г. 528 998,973 тыс. тонн отходов. Разбивка по региону по классам опасности отходов отсутствует.
В Приложении 3 представлен прогнозный объем образования твердых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия) до 2030 года. Прогнозный объем образования твердых коммунальных отходов использован при расчет годовой мощности перспективных объектов обработки, обезвреживания и размещения отходов.
3. Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов
Обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям (энергетическая утилизация).
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
1. максимальное использование исходных сырья и материалов;
2. предотвращение образования отходов;
3. сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
4. обработка отходов;
5. утилизация отходов;
6. обезвреживание отходов.
В 2020 году Президентом России В. Путиным подписан Указ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Для достижения национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" на период до 2030 года установлен целевой показатель: создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.
Федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", обеспечивающего достижение целей, целевых и дополнительных показателей национального проекта "Экология" установлены показатели для Республики Саха (Якутия) на период до 2024 года, подписаны соответствующие соглашения и представлены в Приложении 4.
К 2024 году на обработку (сортировку) должны быть направлены 24% твердых коммунальных отходов. Значение показателя планируется достичь путем реализации проекта строительства Мусороперегрузочной станции с элементами сортировки, проектной мощностью 150 000 тонн (при прогнозном объеме образования ТКО на территории РС (Я) в 2024 году 322 135 тонн).
К 2024 году на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО планируется направить 1% (то есть 3221 тонны). Значение показателя планируется достичь путем использования вторичного сырья на территории республики в производстве новой продукции.
К 2024 году сохранится высокое значение показателя отходов, направляемых на захоронение 99%. Отсутствие достаточного количества оборудования (сортировочных линий, контейнеров для раздельного сбора отходов, специализированной техники, прессов) в текущем статусе не позволяет в течение короткого периода времени уменьшить объем отходов, направляемых на полигоны.
К 2024 года должны быть введены объекты размещения твердых коммунальных отходов мощностью 125 тысяч тонн, планируется что к указанной дате завершится строительство нового объекта "Полигон размещения ТКО", расположенный в городе Якутске Республики Саха (Якутия). Для этих целей утверждена Программа строительства объекта, утверждено задание на проектирование, разработана проектно-сметная документация, привлечены кредитные средства на строительство объекта.
Установленные по субъектам Российской Федерации, в том числе по Республике Саха (Якутия), целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, а также доля обезвреженных и утилизированных отходов в общем количестве образованных отходов I - V классов опасности установлены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
4. Места накопления твердых коммунальных отходов
Накопление твердых коммунальных отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органам местного самоуправления необходимо планировать места накопления отходов для последующей возможности разместить не только контейнеры для смешанных отходов, но и площадку для складирования крупногабаритных отходов, а также место для размещения контейнеров для раздельного накопления отходов. Кроме того, необходимо создавать условия для передачи раздельно накопленных отходов (в том числе крупногабаритной) специализированным организациям, обеспечивающим глубокую переработку таких отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", и Порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 октября 2016 г. N 399 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Саха (Якутия)".
Одним из требований по реестру мест накопления отходов является размещение информации на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Список мест накопления твердых коммунальных отходов республики составлен и представлен в Приложении 5 с учетом ранее предоставленной информации органов местного самоуправления для включения в электронную модель территориальную схему отходов Республики Саха (Якутия), дополненный информацией региональных операторов ТКО.
5. Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов
По состоянию на 01 января 2021 года на территории республики отсутствуют объекты по обработке и утилизации твердых коммунальных отходов, строительство или приобретение которых проведено за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с началом реформы.
Тем не менее, в течение 2021 года на территории города Якутска данное направление (сбор отсортированных на уровне домохозяйства твердых коммунальных отходов, самостоятельное транспортирование (без привлечения регионального оператора), самостоятельная вторичная обработка, и реализация в другие регионы) развивается. Полезные фракции (пластик, бумага, картон) можно сдать на вторичное использование:
1) ООО "Якутская экологическая компания" (работают с физическими и юридическими лицами),
2) ООО "Вторпроект" (работают с физическими и юридическими лицами),
3) ООО "Новые экологические технологии" (работают с юридическими лицами).
4) Индивидуальный предприниматель Петров Евгений Николаевич.
Стоит обратить, внимание что перечень лиц по приему полезных фракций для вторичного использования не является закрытым.
На территории муниципальных районов в настоящее время не развито в связи со сложной транспортной логистикой и (или) дороговизной вывоза из региона. Данный вопрос может разрешиться при реализации перспективных объектов по обработке твердых коммунальных отходов.
Касательно объектов обезвреживания, обезвреживание твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Долгосрочные предельные тарифы на обезвреживание твердых коммунальных отходов на территории Республики Саха (Якутия) на 2021 - 2023 годы установлены в отношении:
1) МУП "Жатайская транспортная компания",
2) ООО "Якутскэкосети",
3) ООО "Экологические системы Якутии",
4) ООО "Мирнинское предприятие жилищного хозяйства",
5) ГУП "ЖКХ РС (Я)".
База принятых тарифных решений, в том числе по тарифам на обезвреживание твердых коммунальных отходов размещена на http://tdb.regportal-tariff.ru/TariffDecisions?reg=RU.7.14.
Объекты размещения твердых коммунальных отходов, используемые для предоставления коммунальной услуги на территории республики частично учтены в Государственном реестре объектов размещения отходов в количестве 7 единиц, а также для размещения отходов используются 50 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (по состоянию на 01 января 2021 года), которые находятся недалеко от районных центров муниципальных образований.
При формировании указанного списка использованы данные из Государственного реестра объектов размещения отходов, открытых данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сведения региональных операторов ТКО о размещении объектов, результаты совместного совещания с Министерством экологии РС (Я) и Управления Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).
Сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, данные о количестве отходов, принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов, сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов представлены в Приложениях 6-7.
В электронную модель территориальной схемы Республики Саха (Якутия) изменения вносятся после их утверждения приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
6. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов
Количество отходов, направленных на захоронение на территории Республики Саха (Якутия) по данным 2-ТП "Отходы" за 2020 года составило 342 599 тонн.
Необходимо отметить, что возможными причинами отклонения от прогнозных данных является отсутствие на территории республики пунктов весового контроля, отсутствие полного обеспечения автотранспортных средств датчиками Глонасс, использование отходообразователями услугами нелегальных транспортировщиков, прием ТКО до 1 куба от населения бесплатно на полигон г. Якутска, отсутствие тотального автоматизированного учета твердых коммунальных отходов.
В связи с отсутствием на территории республики объектов обработки, утилизации и обезвреживания, твердые коммунальные отходы направляются на захоронение на полигоны и свалки, используемые для предоставления коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами.
В Республику Саха (Якутия) не поступают твердые коммунальные отходы из других субъектов Российской Федерации.
Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов представлен в табличном виде в Приложении 8.
7. Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов
В текущем положении в республике по состоянию на 01.01.2021 года применяется полигонное захоронение отходов: транспортирование от мест накопления отходов (контейнерные площадки, контейнеры) до объектов размещения отходов (7 учтенных в ГРОРО полигонов и 50 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов). Текущее положение схемы потоков с использованием полигонов и не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов представлено в Приложении 9.
Маршруты движения транспортных средств, используемых для перевозки твердых коммунальных отходов, определяются индивидуально, исходя из расположения мест накопления отходов и объектов размещения отходов, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
При организации вывоза твердых коммунальных отходов необходимо соблюдение требований пункта 15 СанПин 2.1.3684-21, согласно которому вывоз твердых коммунальных отходов обеспечивается по установленному графику с 7 до 23 часов.
Движение отходов, направляемых из Республики Саха (Якутия) в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования твердых коммунальных отходов либо от объектов обработки твердых коммунальных отходов, отсутствует.
Стоит отметить, что на территории также имеются 423 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, используемые жителями соответствующих населенных пунктов самостоятельно, то есть на территории отсутствует предоставление региональным оператором по ТКО коммунальной услуги - обращение с твердыми коммунальными отходами.
По тем населенным пунктам, где по состоянию на 01 января 2021 года, не предоставляется коммунальная услуга, и граждане вынуждены для размещения отходов использовать традиционное размещение твердых коммунальных отходов - 423 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов рядом с населенным пунктом, планируется работа по следующему алгоритму:
1) Строительство на территории районов (или близрасположенных и объединенных транспортных сообщением) новых объектов обработки и захоронения с соблюдением принципа сбалансированности массы образуемых отходов, подходящих земельных участков и транспортной логистики. Это позволит определить конечное место размещение твердых коммунальных отходов и прекратить размещение отходов в 423 не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
2) Покрытие дефицита в специализированной технике у региональных операторов обращения с ТКО.
3) Предоставление коммунальной услуги на территории республики в населенных пунктах с круглогодичным автотранспортным сообщением посредством обустройства пунктов временного накопления (за счет средств муниципальных бюджетов) и одновременным согласием проживающих осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов до пункта временного накопления самостоятельно (в случае отсутствия целесообразности и обоснованности осуществлять внутрипоселковое транспортирование отходов силами регионального оператора по ТКО). При данном способе отсутствует необходимость обустраивать контейнерные площадки и контейнеры.
В случае если внутри населенного пункта целесообразно транспортирование отходов силами регионального оператора ТКО, то органом местного самоуправления проводится работа по обустройству контейнерных площадок, приобретению контейнеров и при необходимости пунктов временного накопления.
4) В труднодоступных и отдаленных населенных пунктах (в отсутствие круглогодичного автотранспортного сообщения) решение вопроса возможно посредством обустройства пунктов временного накопления для последующего вывоза региональным оператором ТКО до конечного места размещения отходов или приобретения обезвреживающей установки, использование которой осуществляется лицом, имеющим соответствующую лицензию (не обязательно региональный оператор ТКО).
До решения указанных вопросов на территории населенного пункта действует "старая" система вывоза отходов.
8. Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов
Сведения о планируемых строительстве объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, а также предполагаемые сроки и планируемое местоположение объектов разделены на период 2023 - 2026 гг., 2027 - 2030 гг. представлены в Приложении 10 и 11 соответственно. Сведения о проектных мощностях планируемых объектов по обработке ТКО указываются в проектно-сметной документации и заданиях на проектирование, в которых за основу расчета используются данные из приложений 10 и 11 по столбцу "масса отходов".
Реконструкция и выведение из эксплуатации объектов не планируется. В электронную модель территориальной схемы Республики Саха (Якутия) изменения вносятся после их утверждения приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Перспективные объекты настоящей территориальной схемы ТКО направлены на снижение полигонного захоронения, исключения использования не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, внедрение сортировки отходов и уменьшение объемов, ввозимых на полигоны.
В текущих условиях (отсутствие раздельного сбора, достаточного количества объектов утилизации, сложная транспортная логистика) отказ от полигонного захоронения не представляется возможным.
Полигонное захоронение возможно исключить в первую очередь на территории 13 арктических районов путем приобретения и установок в районных центрах обезвреживающего оборудования, а также необходимых построек (пункты временного накопления в отдаленных населенных пунктах, и в районном центре - в месте размещения обезвреживающей установки - ангар для временного хранения и оттаивания мерзлых бытовых отходов, площадки (земельного участка для временного хранения зольного остатка, а также отсортированных отходов не подлежащих обезвреживанию). При этом необходимо урегулировать вопросы вывоза (в приоритете, речным транспортом) хвостов и золы в другие районы, где будет функционировать легитимный полигон.
Территориальной схемой предлагается к 2030 году ввести в эксплуатацию:
203 пункта временного накопления,
44 объекта обработки (сортировочные линии, мусоросортировочные комплексы, мусороперегрузочная станция с элементами сортировки),
16 объектов обезвреживания (в т. ч. 13 для арктических районов).
17 объектов размещения отходов.
13 площадок временного хранения для отходов не подлежащих сжиганию и зольного остатка (для арктических районов).
При указанных расчетах будет обеспечено достижение показателя "создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза" в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" к 2030 году согласно Указа от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
9. Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов
Оценка объема капитальных вложений осуществляется на основании укрупненных нормативов цены строительства. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, оценка капитальных вложений осуществляется на основании сметной стоимости реализованных объектов-аналогов, в том числе проектная документация которых признана экономически эффективной проектной документацией повторного использования, и инвестиционных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Так, оценка в настоящей Территориальной схеме стоимости планируемых к строительству объектов рассчитана из стоимости двух приоритетных объектов - полигон размещения ТКО в г. Якутске и мусороперегрузочная станция с элементами сортировки, из расчета на 1 тонну затраты составляют 21 379 руб. (для объектов размещения отходов) и 8000 рублей на объекты обработки.
Реконструкция и выведение из эксплуатации объектов на момент составления Территориальной схемы обращения не запланированы.
Общая сумма капитальных вложений представлена в Приложении 12.
Предварительная оценочная сумма капитальных вложений составляет 8 865 441 437 рублей, из них:
203 пункта временного накопления на сумму 866 875 692 рублей,
44 объекта обработки (сортировочные линии, мусоросортировочные комплексы, мусороперегрузочная станция с элементами сортировки) на сумму 2 996 176 000 рублей.
16 объектов обезвреживания (в т.ч. 13 для арктических районов) на сумму 126 983 478 рублей.
17 объектов размещения отходов на сумму 4 801 503 127 рублей.
13 площадок временного хранения для отходов не подлежащих сжиганию и зольного остатка (для арктических районов) на сумму 73 903 141 рублей.
Стоит обратить внимание, что объекты обработки в районных центрах будут введены в эксплуатацию не ранее 2023 года.
10. Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами
Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами определены для каждой зоны регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенном между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. за исключением новых зон действия региональных операторов.
Значения тарифов, указанные в Приложении 13, являются прогнозными и приведены справочно.
В соответствии с законодательством тарифы региональных операторов утверждаются Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по заявкам региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
11. Сведения о зонах деятельности региональных операторов
По состоянию на 01 января 2021 г. на территории республики выделены 5 зон действия региональных операторов:
1) Арктическая зона,
2) Центральная зона,
3) Центрально-Восточная зона,
4) Западная зона,
5) Южная зона.
В течение 2021 года Южная зона разделена на две зоны действия, что увеличило количество зон действия региональных операторов до шести:
1) Арктическая зона,
2) Центральная зона,
3) Центрально-Восточная зона,
4) Западная зона,
5) Алданская зона,
6) Нерюнгринская зона.
На заседании Межведомственной комиссии по организации деятельности в области обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Саха (Якутия), созданной в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2015 г. N 481-р, по согласованию с органами местного самоуправления принято решение о разукрупнении Западной зоны, в связи с чем зоны деятельности региональных операторов следующие:
1) Арктическая зона: 13 муниципальных районов, 84 муниципальных образования, в том числе 66 муниципальных образований (79% от общего количества МО Арктической зоны) отнесены к труднодоступным. На территории Арктической зоны площадью 1608,8 тыс. кв. км (53% от общей площади всей республики) проживают всего 67 652 чел (7% от общего количества проживающих в республике), соответственно самая низкая плотность по региону и равна 0,04 жителей на 1 кв. км.
2) Центральная зона: 3 муниципальных района и 2 городских округа, 48 муниципальных образований, в том числе 18 муниципальных образований (38% от общего количества МО Центральной зоны) отнесены к труднодоступным. На территории Центральной зоны площадью 85,83 тыс. кв. км. (3% от общей площади всей республики) проживает наибольшая часть республики 419 846 чел. (44% населения республики), плотность населения равна 4,89 жителей на 1 кв. км.
3) Центрально-Восточная зона: включает 9 муниципальных районов, 135 муниципальных образований, в т. ч. 34 муниципальных образования (26%) отнесены к труднодоступным. На территории Центрально-Восточной зоны площадью 522,2 тыс. кв. км. (17% от общей площади региона) проживает 145 367 человек, где 83% приходится на сельское население.
4) Вилюйская зона: включает 1 муниципальный район, 21 муниципальное образование, в том числе 14 труднодоступных, общая численность населения в зоне составляет 24 982 чел.
5) Верхневилюйская зона: включает 1 муниципальный район, 21 муниципальное образование, в том числе 13 труднодоступных, проживает 21 019 человек.
6) Нюрбинская зона: включает 1 муниципальный район, 19 муниципальных образований, в том числе 6 труднодоступных, общая численность населения составляет 23 613 человек.
7) Сунтарская зона: включает 1 муниципальный район, 26 муниципальных образований, в том числе 4 труднодоступных, на территории района проживает 23 424 человека.
8) Мирнинская зона: включает 1 муниципальный район, 9 муниципальных образований, труднодоступные территории отсутствуют. На территории района проживают 72 201 человек.
9) Ленская зона: включает 1 муниципальный район, 11 муниципальных образований, в том числе 4 труднодоступных. На территории района проживают 36 333 человека.
10) Олекминская зона: включает 1 муниципальный район, 23 муниципальных образования, 13 из которых отнесены к труднодоступным. На территории района проживает 24 490 человек.
11) Алданская зона: включает 1 муниципальный район, 7 муниципальных образований, в том числе 3 труднодоступных. На территории района проживает 39 149 человек.
12) Нерюнгринская зона: включает 1 муниципальный район, 7 муниципальных образований, труднодоступные территории отсутствуют. На территории района проживает 73 920 человек.
Обновленные сведения о зонах деятельности региональных операторов представлены в Приложении 14.
12. Электронная модель территориальной схемы
Электронная модель территориальной схемы - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории Республики Саха (Якутия) деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории Республики Саха (Якутия).
Электронная модель территориальной схемы Республики Саха (Якутия) размещена на официальном сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) http://tko.sakha.gov.ru/ и корректируется по результатам общественных обсуждений, устранения замечаний и учета предложений, а также утверждения Территориальной схемы приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.