Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 14 февраля 2022 г. N 30
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Пензенской области"
В соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 N 274-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Положением о Министерстве экономического развития и промышленности Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 01.10.2021 N 663-пП "Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и промышленности Пензенской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Пензенской области" (с последующими изменениями), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Пензенской области.
2. Управлению экономической политики и государственных программ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области довести настоящий приказ до сведения исполнительных органов государственной власти Пензенской области, определенных Правительством Пензенской области в качестве ответственных исполнителей государственных программ.
3. Настоящий приказ разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
5. Признать утратившими силу:
5.1. Приказ Министерства экономики Пензенской области от 06.07.2016 N 57 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Пензенской области";
5.2. Приказ Министерства экономики Пензенской области от 10.11.2016 N 92 "О внесении изменений в Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Пензенской области, утвержденные приказом Министерства экономики Пензенской области от 06.07.2016 N 57";
5.3. Приказ Министерства экономики Пензенской области от 08.10.2018 N 154 "О внесении изменений в Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Пензенской области, утвержденные приказом Министерства экономики Пензенской области от 06.07.2016 N 57 (с последующими изменениями)";
5.4. Приказ Министерства экономики Пензенской области от 01.03.2019 N 27 "О внесении изменений в Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Пензенской области, утвержденные приказом Министерства экономики Пензенской области от 06.07.2016 N 57 (с последующими изменениями)";
5.5. Приказ Министерства экономики Пензенской области от 07.06.2019 N 57 "О внесении изменений в Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Пензенской области, утвержденные приказом Министерства экономики Пензенской области от 06.07.2016 N 57 (с последующими изменениями)";
5.6. Приказ Министерства экономики Пензенской области от 02.03.2021 N 10 "О внесении изменений в Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Пензенской области, утвержденные приказом Министерства экономики Пензенской области от 06.07.2016 N 57 (с последующими изменениями)".
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра экономического развития и промышленности Пензенской области, координирующего вопросы реализации государственных программ Пензенской области.
Министр |
А.Х. Хакимов |
Утверждены
приказом
Министерства экономического развития
и промышленности Пензенской области
от 14.02.2022 г. N 30
Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Пензенской области
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Пензенской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком разработки и реализации государственных программ Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 N 274-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями) (далее - Порядок), в целях методического обеспечения процесса разработки и реализации государственных программ Пензенской области (далее - государственные программы).
1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют требования к разработке проектов государственных программ, внесения изменений в государственные программы и подготовке отчетов о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, а также порядок проведения Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области мониторинга реализации государственных программ.
1.3. Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, соответствуют определениям, установленным в Порядке.
1.4. Основанием для разработки государственных программ является Перечень государственных программ Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 11.10.2012 N 718-пП (с последующими изменениями) (далее - Перечень), формируемый в соответствии с Порядком.
1.5. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей государственной программы, а также участников государственной программы. Соисполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности участников соответствующей подпрограммы в процессе разработки, реализации и оценки эффективности государственной программы.
1.6. Формирование государственных программ осуществляется исходя из принципов:
- учета приоритетов и целей социально-экономического развития Пензенской области, определенных в Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, отраслевых документах стратегического планирования Пензенской области и основных направлениях деятельности Правительства Пензенской области на соответствующий период, исходя из положений федерального и регионального законодательства;
- наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области;
- установления для государственных программ измеримых результатов их реализации (конечных результатов, то есть характеризуемого количественными и (или) качественными показателями состояния (изменения состояния) социально-экономического развития Пензенской области, которое отражает выгоды от реализации государственной программы (подпрограммы)), и непосредственных результатов, то есть характеристики объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации государственной программы (подпрограммы);
- определения исполнительного органа государственной власти Пензенской области, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
- наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации государственной программы полномочий и ресурсов, необходимых для достижения целей государственной программы;
- проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ (в том числе с привлечением общественных советов).
1.7. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Пензенской области установлены Порядком.
1.8. Внесение изменений в государственную программу осуществляется в соответствии с пунктом 1.8 раздела I Порядка.
2. Структура государственной программы
2.1. Государственная программа включает подпрограммы, представляющие собой взаимоувязанные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы, содержащие основные мероприятия.
Государственная программа может включать подпрограммы и (или) основные мероприятия, которые направлены на реализацию региональных проектов. Такой подпрограмме и (или) основному мероприятию присваивается статус "региональный проект".
Один и тот же региональный проект на уровне основного мероприятия может быть включен в несколько государственных программ (подпрограмм) в зависимости от принадлежности к сфере реализации государственной программы (подпрограммы).
2.2. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы, разрабатываемые с учетом положений настоящих Методических рекомендаций. К подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам государственной программы.
2.3. Государственная программа включает паспорт государственной программы, паспорта подпрограмм, текстовую часть, приложения.
2.4. С проектом государственной программы представляются:
- проект постановления Правительства Пензенской области об утверждении государственной программы;
- прилагаемые к нему дополнительные и обосновывающие материалы.
- проект плана реализации государственной программы по форме согласно приложению N 12 Порядка.
3. Требования к содержанию государственной программы
3.1. Паспорт государственной программы, разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к Порядку.
В паспорте государственной программы в графе "Ответственный исполнитель государственной программы" указывается исполнительный орган государственной власти Пензенской области (структурное подразделение Правительства Пензенской области) ответственный за реализацию государственной программы.
В паспорте государственной программы в графе "Соисполнители государственной программы" указывается перечень исполнительных органов государственной власти Пензенской области, структурных подразделений Правительства Пензенской области, ответственных за реализацию подпрограмм государственной программы, мероприятий государственной программы.
Формулировка "исполнительные органы государственной власти Пензенской области" применяется в случаях участия всех без исключения исполнительных органов государственной власти Пензенской области в разработке и (или) реализации государственной программы. В иных случаях в качестве соисполнителей указываются конкретные исполнительные органы государственной власти Пензенской области.
В паспорте государственной программы в графе "Подпрограммы государственной программы" указывается перечень подпрограмм государственной программы.
В паспорте государственной программы указывается общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы, а также по годам реализации.
Общий объем бюджетных ассигнований включает в себя бюджетные ассигнования федерального бюджета и бюджета Пензенской области (предусмотренные законом о бюджете Пензенской области), бюджетов муниципальных образований Пензенской области (предусмотренных решениями о бюджетах муниципальных образований) и внебюджетных источников.
Цели, задачи и целевые показатели, а также этапы и сроки реализации государственной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических рекомендаций.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде качественных и количественных характеристик основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы).
Целевые показатели государственной программы и ожидаемые результаты характеризуют успешность реализации государственной программы.
3.2. Паспорт подпрограммы разрабатывается по форме согласно приложению N 2 к Порядку и заполняемый аналогично паспорту государственной программы.
3.3. Текстовая часть государственной программы содержит:
- описание приоритетов государственной политики, целей, задач мероприятий в сфере социально-экономического развития, в рамках которой реализуется государственная программа;
- общую характеристику участия органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области и в реализации государственной программы, в которой должно быть отражено: обоснование мер по координации деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области для достижения целей и конечных результатов государственной программы, в том числе путем реализации аналогичных программ органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области; прогнозный объем расходов местных бюджетов на реализацию аналогичных программ с оценкой его влияния на достижение целей и конечных результатов государственной программы; порядок предоставления и методику расчета межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области, за исключением субвенций и дотаций.
- информацию об участии территориальных государственных внебюджетных фондов Пензенской области.
При описании приоритетов и целей государственной политики, указанных в пункте 1.6. настоящих Методических рекомендаций, учитываются приоритеты и цели, определенные в Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, отраслевых документах стратегического планирования Пензенской области и основных направлениях деятельности Правительства Пензенской области на соответствующий период исходя из положений федерального и регионального законодательства.
3.4. Приложения содержат:
- перечень целевых показателей государственной программы Пензенской области с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации (по форме приложения N 3 к Порядку);
- в случае участия муниципальных образований Пензенской области в реализации государственной программ, сведения о целевых показателях в разрезе муниципальных образований Пензенской области (по форме приложения N 4 к Порядку);
- сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы (по форме приложения N 5 к Порядку);
- прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Пензенской области по государственной программе (по формам приложений N 6, N 6.1 и N 6.2 к Порядку);
- ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет всех источников финансирования (по формам приложений N 7, N 7.1 и N 7.2 к Порядку);
- ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств бюджета Пензенской области (по формам приложений N 8, N 8.1 и N 8.2 к Порядку);
- перечень мероприятий государственной программы (по формам приложений N 9, N 9.1 и N 9.2 к Порядку);
- в случае заключения долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Пензенской области предельные объемы средств бюджета Пензенской области на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации мероприятий государственной программы (по формам приложений N 10, N 10.1 и N 10.2 к Порядку).
3.5. Цели государственной программы должны определять конечные результаты реализации государственной программы и соответствовать приоритетам и целям государственной политики в сфере реализации государственной программы, определяемым в указах Президента Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, отраслевых документах стратегического планирования Пензенской области и основных направлениях деятельности Правительства Пензенской области на соответствующий период, исходя из положений федерального и регионального законодательства.
Цель следует формировать, исходя из следующих критериев:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
3.6. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач государственной программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
Исходя из сложности и масштабности решаемых задач, в составе государственной программы выделяются подпрограммы. Решение одной задачи государственной программы обеспечивается реализацией одной подпрограммы, не направленной на решение иных задач государственной программы. Решение задачи государственной программы должно являться целью реализации соответствующей ей подпрограммы, при этом не допускается дублирование формулировок и пересечение сфер реализации подпрограмм.
Задачи подпрограммы должны решаться посредством реализации основных мероприятий.
3.7. Набор основных мероприятий подпрограммы должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач программы, с учетом реализации предусмотренных в рамках программы мер государственного и правового регулирования.
На решение одной задачи подпрограммы может быть направлено несколько основных мероприятий. Не допускается формирование основных мероприятий, реализация которых направлена на достижение двух и более задач подпрограммы государственной программы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
Основное мероприятие представляет собой группу конкретных мероприятий, имеющих общую целевую направленность. Наименования основных мероприятий не могут дублировать наименования целей и задач подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (в том числе мероприятия по осуществлению инвестиций, закупке товаров, работ, услуг, оказанию государственных услуг (выполнению работ), разработке мер нормативно-правового регулирования, научному обеспечению мероприятий, способствующих улучшению условий ведения бизнеса в сфере реализации государственной программы и другие).
3.8. К основному мероприятию (мероприятию) государственной программы при необходимости возможно применение проектных подходов управления (управлять как проектом) в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 13.10.2020 N 709-пП "Об организации проектной деятельности в Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), в случае если оно обладает одной или несколькими следующими характеристиками:
- уникальность работ и/или результатов;
- временные и ресурсные ограничения;
- последовательность процесса;
- координированное выполнение взаимосвязанных работ (вовлеченность нескольких структурных подразделений и/или наличие межведомственных взаимодействий для решения задач);
- направленность на достижение конечных целей;
- влияние мероприятия на успешность реализации соответствующей подпрограммы или государственной программы в целом.
Основное мероприятие (мероприятия) государственных программ, разработанное как проект в соответствии с законодательством о проектной деятельности, оформляется со знаком сноски "Пр".
3.9. В перечне основных мероприятий (региональных проектов), мероприятий государственной программы Пензенской области (по форме приложения N 9.2 к Порядку) региональные проекты на уровне основных мероприятий, оформляются дополнительным кодом, обозначающим соответствующий региональный проект, направленный на реализацию федеральных (национальных) проектов и достижение соответствующих целей и показателей, в соответствии с Приложением к настоящим Методическим рекомендациям.
Код регионального проекта проставляется в графе 1 (N п/п) в круглых скобках после порядкового номера регионального проекта.
3.10. Основное мероприятие, в том числе со статусом "региональный проект" должно включать в себя не менее одного мероприятия.
3.11. Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения их наименований в целевых статьях расходов бюджета Пензенской области.
Для обеспечения возможности использования структуры государственных программ при формировании расходов бюджета Пензенской области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Пензенской области в качестве отдельных основных мероприятий выделяются мероприятия, предусматривающие:
- обеспечение выполнения функций исполнительными органами государственной власти Пензенской области, государственными учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств бюджета Пензенской области;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением государственных учреждений) по каждой субсидии или группе субсидий;
- предоставление межбюджетных трансфертов (по отдельным видам межбюджетных трансфертов);
- осуществление взносов в уставные капиталы открытых акционерных обществ (по каждому взносу или группе взносов).
3.12. Сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевым показателем государственной программы (подпрограммы) приводятся в графе 11 приложений N 9, N 9.1 и N 9.2. к Порядку.
3.13. Информация о составе и значениях целевых показателей приводится по форме приложения N 3 к Порядку.
Целевые показатели должны соответствовать требованиям пункта 3.3.6 раздела III Порядка.
Количество показателей формируется, исходя из принципов необходимости и достаточности целей и решения задач государственной программы.
Систему целевых показателей следует выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче государственной программы (подпрограммы) был сформирован как минимум один целевой показатель, характеризующий ее решение.
Используемая система целевых показателей государственной программы (подпрограммы) должна позволять очевидным образом оценивать прогресс в достижении всех целей и решении задач государственной программы (подпрограммы) и охватывать все существенные аспекты достижения цели и решения задач.
3.14. Используемые целевые показатели должны соответствовать следующим требованиям:
- адекватность (целевой показатель (либо совокупность целевых показателей, используемых для характеристики цели (задачи) должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существующие аспекты достижения цели или решения задачи государственной программы (подпрограмм), при этом из формулировки показателя и обосновывающих материалов должна быть очевидна желаемая тенденция изменения значений показателя, отражающая достижение соответствующей цели (решение задачи));
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы (подпрограмм));
- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел), используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для участников государственной программы к искажению результатов реализации государственной программы;
- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм);
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных предпринимателей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- достоверность (способ сбора и обработка исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки реализации государственной программы (подпрограмм));
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год)).
В число используемых целевых показателей государственной программы (подпрограмм) могут включаться:
- показатели, количественно характеризующие ход ее реализации, решение основных задач и достижение целей государственной программы;
- показатели, отражающие качество предоставления исполнительными органами государственной власти Пензенской области наиболее массовых и общественно значимых государственных услуг, а также основные параметры государственного задания в части качества и объема предоставляемых государственных услуг;
- показатели энергетической эффективности и энергосбережения, производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных и высокотехнологичных рабочих мест (для государственных программ, направленных на развитие отраслей);
- показатели объема внутренних затрат на исследования и разработки, осуществляемые в рамках реализации государственной программы;
- иные показатели, необходимые для включения в состав показателей (индикаторов) государственной программы в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора и Правительства Пензенской области.
3.15. Целевые показатели государственной программы должны быть связаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение основных задач государственной программы.
В число используемых целевых показателей государственной программы (подпрограмм) должны включаться:
1) показатели, содержащиеся в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596-606;
2) показатели, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями);
3) показатели, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
4) показатели региональных проектов, направленных на реализацию федеральных (национальных) проектов и достижение соответствующих целей и показателей;
5) показатели, используемые для оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, определенные правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами Пензенской области, в том числе:
- Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 N 472 "Об осуществлении мер по реализации государственной политики в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с последующими изменениями);
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.04.2014 N 570-р "Об утверждении перечня показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)" (с последующими изменениями);
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2013 N 2256-р "Об утверждении показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации" (с последующими изменениями);
6) показатели (индикаторы) государственных программ Российской Федерации, реализуемых в соответствующей сфере деятельности, предусмотренные для субъектов Российской Федерации;
7) сводные показатели государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);
8) иные показатели, предусмотренные документами стратегического планирования социально-экономического развития Пензенской области, планами мероприятий ("дорожные карты") и иными программными документами и комплексами мер по развитию отдельной сферы.
3.16. В случае несоответствия целевых значений показателей государственной программы целевым значениям показателей, установленным в документах, указанных в пункте 3.15 настоящих Методических рекомендаций, а также при планировании сохранения текущих значений показателей, либо ухудшения значений показателей в ходе реализации государственной программы в составе дополнительных и обосновывающих материалов представляются отдельное обоснование предлагаемых значений показателей государственной программы и необходимые расчеты к нему.
3.17. Целевые показатели должны иметь количественные значения за отчетный год (факт), на текущий год (оценка) и на планируемый период по годам реализации государственной программы (прогноз).
В перечень целевых показателей государственной программы подлежат включению показатели, значения которых удовлетворяют одному из следующих условий:
- определяются на основе данных, наблюдаемых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (Федеральной службой государственной статистики);
- рассчитываются по утвержденным методикам исполнительных органов государственной власти Пензенской области, приведенным в дополнительных и обосновывающих материалах к государственной программе;
- определяются на основании регулярного сбора информации или произведенных расчетов.
Сведения о порядке сбора информации и методике расчета целевых показателей государственной программы приводятся по форме приложения N 11 к Порядку, и содержат данные о порядке сбора информации и методике расчета целевого показателя государственной программы.
Указанные сведения представляются в дополнительных материалах к государственной программе.
В государственных программах рекомендуется учитывать влияние на целевые показатели всех инструментов государственной политики: применение налоговых льгот, мер тарифного регулирования, нормативного регулирования.
Методика расчета показателей должна обеспечивать сопоставимость показателей, отражающих аналогичные наблюдаемые явления, объекты, процессы или их свойства (в том числе единство единиц измерения и периодичность расчетов), и позволять рассчитывать на основе данных целевых показателей показатели, установленные в документах стратегического планирования.
Кроме того, формализация целевых показателей государственной программы и установление их значений должны соотноситься с показателями документов стратегического планирования, обеспечивая преемственность в наименованиях показателей различных уровней и их расчетах.
Методика расчета показателей должна включать единый подход к сбору и представлению информации о выполнении целевых показателей. Не допускается многовариантность методик расчетов и способов получения отчетных данных, что затрудняет своевременный и качественный контроль за ходом реализации государственной программы и за степенью достижения запланированных результатов.
3.18. Сведения о целевых показателях в разрезе муниципальных образований Пензенской области с расшифровкой плановых значений по годам реализации государственной программы приводятся по форме согласно приложению N 4 к Порядку.
3.19. Для мер правового регулирования в сфере реализации государственной программы приводятся обоснование изменений правового регулирования (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов с оценкой их регулирующего воздействия (если такая оценка предусмотрена нормативными правовыми актами Пензенской области).
Проводится анализ необходимости и достаточности изменений правового регулирования в сфере реализации государственной программы, в том числе для привлечения частных инвестиций в сферу ее реализации, для достижения ее целей и решения ее задач.
Меры правового регулирования в сфере реализации государственной программы по возможности должны быть предусмотрены на весь период реализации государственной программы.
Перечень мер правового регулирования приводится по форме согласно приложению N 5 к Порядку.
3.20. Финансовое обеспечение реализации государственной программы в части расходных обязательств Пензенской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области (далее - бюджетные ассигнования).
При формировании проекта государственной программы объем средств бюджета Пензенской области на выполнение расходных обязательств определяется в соответствии с законом (проектом закона) Пензенской области о бюджете Пензенской области.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей, с точностью до первого знака после запятой. Расходы указываются по государственной программе в целом, с распределением по подпрограммам, основным мероприятиям государственной программы, по кодам классификации расходов бюджета Пензенской области.
3.21. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы в очередном году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Пензенской области, регулирующими порядок составления проекта бюджета Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период, и актами, определяющими вопросы планирования бюджетных ассигнований, а также с учетом результатов реализации государственной программы за предыдущий год.
Параметры финансового обеспечения реализации государственной программы подлежат приведению в соответствие с законом о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с федеральным и региональным законодательством. При уточнении объема финансового обеспечения на реализацию государственной программы при необходимости подлежат уточнению и иные основные параметры государственной программы (в том числе целевые показатели государственной программы и входящих в ее состав подпрограмм, ожидаемые непосредственные результаты основных мероприятий, мероприятий).
В финансовое обеспечение реализации государственных программ включаются расходы на содержание аппаратов управления исполнительных органов государственной власти Пензенской области, расходы органов местного самоуправления Пензенской области, территориальных государственных внебюджетных фондов Пензенской области.
Расходы на содержание аппарата управления исполнительного органа государственной власти Пензенской области, являющегося ответственным исполнителем государственной программы, включаются в государственную программу, в которой исполнительный орган государственной власти Пензенской области является ответственным исполнителем.
У исполнительных органов государственной власти Пензенской области, не являющихся ответственными исполнителями государственных программ, расходы на содержание аппаратов управления отражаются в государственной программе, которая включает мероприятия исполнительного органа государственной власти Пензенской области в установленной сфере деятельности.
Расходы бюджета Пензенской области на содержание аппаратов управления исполнительных органов государственной власти Пензенской области, участвующих в реализации нескольких подпрограмм одной государственной программы, могут в полном объеме отражаться в составе подпрограммы, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы.
Государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, унитарные предприятия, общественные, научные и иные организации, могут участвовать в реализации государственных программ в соответствии с действующим законодательством.
В качестве финансового обеспечения мероприятий государственной программы предоставляются также субсидии и (или) субвенции из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований в случаях, если их целевое назначение соответствует целям и задачам государственной программы.
В ходе исполнения бюджета Пензенской области и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Пензенской области показатели финансового обеспечения реализации государственной программы, в том числе ее подпрограмм, основных мероприятий, мероприятий, могут отличаться от показателей, утвержденных в составе государственной программы, в пределах и по основаниям, которые предусмотрены бюджетным законодательством Пензенской области для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Пензенской области, в сводную бюджетную роспись бюджета территориального государственного внебюджетного фонда Пензенской области.
4. Разработка подпрограммы государственной программы
4.1. Подпрограмма должна формироваться с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и государственной программы.
4.2. Подпрограмма должна содержать критерии, установленные пунктом 5.6 настоящих Методических рекомендаций.
4.3. В подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, отражаются цели и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления реализацией государственной программы, в том числе на обеспечение эффективного исполнения государственных функций, повышение доступности и качества предоставления государственных услуг в сфере реализации государственной программы, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации государственной программы.
Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы, могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации государственной программы (например, переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде; разработку и внедрение единых нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными учреждениями; модернизацию технического оснащения и внедрение информационно-коммуникационных технологий, если результаты такой модернизации будут использоваться для целей нескольких подпрограмм государственной программы), информационное обеспечение реализации государственной программы и мониторинг ее реализации.
4.4. Задачи подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы, характеризуются количественными целевыми показателями, отвечающими требованиям Порядка.
4.5. Для достижения целей (решения задач) подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы, формируются основные мероприятия, в состав финансового обеспечения которых могут включаться:
- расходы на содержание аппаратов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, участвующих в реализации подпрограмм государственной программы;
- расходы на предоставление из бюджета Пензенской области субсидий бюджетам органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области в случае предоставления в рамках государственной программы;
- расходы на информационное обеспечение, мониторинг и оценку эффективности хода реализации государственной программы в целом.
4.6. В состав мер правового регулирования по подпрограмме, направленной на обеспечение реализации государственной программы, включаются меры, направленные на повышение эффективности исполнения государственных функций и предоставление государственных услуг исполнительных органов государственной власти Пензенской области в сфере реализации государственной программы, обеспечение эффективного управления реализацией государственной программы, если такие меры направлены на достижение целей и решение задач не менее двух других подпрограмм государственной программы.
4.7. В состав подпрограммы, направленной на обеспечение реализации государственной программы, при необходимости, следует включать основное мероприятие, направленное на управление реализацией соответствующей государственной программой. Указанное основное мероприятие должно быть направлено на обеспечение мониторинга реализации государственной программы, составление отчетности и другие меры.
В случае отсутствия такой подпрограммы указанное мероприятие включается в иную подпрограмму по решению ответственного исполнителя государственной программы, направленную на обеспечение мониторинга и снижения рисков реализации государственной программы.
4.8. Содержание подпрограммы государственной программы формируется по указанному составу в соответствии с требованиями к содержанию государственной программы в сфере реализации подпрограммы государственной программы.
4.9. Подпрограммы, которые направлены на реализацию региональных проектов, должны содержать только проекты, направленные на достижение целей, показателей и результатов регионального проекта.
4.10. Оценка планируемой эффективности подпрограммы производится в соответствии с Порядком с целью обоснования предложенных способов достижения целей и решения задач государственной программы.
5. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с государственной программой
5.1. Дополнительные и обосновывающие материалы к государственным программам должны содержать информацию согласно пункту 3.3. Порядка. В случае отсутствия информации указывается причина такого отсутствия.
В рамках характеристики текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Пензенской области, основных показателей и анализа социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы приводится анализ ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации государственной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации государственной программы должен включать характеристику итогов реализации государственной политики в данной сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации государственной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития Пензенской области.
5.2. Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы должны определять тенденции и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы. При формировании прогноза развития сферы реализации государственной программы учитываются параметры прогноза социально-экономического развития Пензенской области, стратегические документы в сфере реализации государственной программы и текущее состояние сферы реализации государственной программы.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы включает оценку планируемой эффективности реализации государственной программы (подпрограмм).
Оценка планируемой эффективности государственной программы производится в соответствии с Положением об оценке планируемой эффективности государственной программы Пензенской области, утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 N 274-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями) с целью обоснования предложенных способов достижения целей и решения задач государственной программы.
Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки в составе обосновывающих материалов и основывается на оценке планируемого вклада результатов государственной программы в социально-экономическое развитие Пензенской области, содержащей количественное значений целевых показателей реализации государственной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития Пензенской области.
При оценке планируемой эффективности в зависимости от сферы реализации государственной программы может приводиться оценка влияния реализации государственной программы на макроэкономические, социальные показатели, в том числе оценка дополнительного прироста рабочих мест; оценка ускорения темпов роста производства и роста производительности труда; оценка изменения параметров качества жизни населения; оценка финансово-экономических последствий реализации государственной программы (в том числе оценка динамики поступлений доходов бюджетов бюджетной системы).
5.3. Описание социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы включает описание внешних (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы и негативно влияющих на основные параметры государственной программы (подпрограммы) и внутренних рисков (вероятных явлений, событий, процессов, зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками реализации государственной программы.
К основным рискам могут относиться следующие:
- макроэкономические риски, обусловленные снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, ростом государственного и корпоративного долга, ускорением инфляции, и т.д.;
- природно-климатические риски, обусловленные зависимостью функционирования отрасли (в том числе инвестиционной привлекательности) от природно-климатических условий;
- социальные риски, обусловленные ростом безработицы; с неравномерным влиянием кризиса на различные социальные группы населения; с сокращением объема и качества бюджетных услуг в социальных секторах;
- политические риски, обусловленные вероятностью финансовых потерь в связи с изменением политической системы, политической нестабильностью и нежелательными последствиями возможных политических событий;
- законодательные риски, обусловленные недостаточным совершенством законодательной базы, а также в недостаточной оценкой последствий регулирующего воздействия от законодательных инициатив и действий регуляторов, наличии побочных эффектов от принятых решений либо в несвоевременном принятии решений;
- управленческие (внутренние) риски, обусловленные неэффективным управлением реализацией государственной программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем над реализацией государственной программы и т.д.
5.4. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривают:
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы;
- качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.
5.5. В качестве факторов риска рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы, на которые ответственный исполнитель, соисполнители государственной программы не могут оказать непосредственного влияния.
Под существенным влиянием в целях настоящих Методических рекомендаций понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и (или) ожидаемых результатов реализации государственной программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы приводятся меры правового регулирования, направленные на минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов).
В рамках мер по предотвращению рисков предусматривается разработка комплекса мероприятий и способов снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий в целях обеспечения бесперебойности реализации государственной программы. Среди них:
- мероприятия подпрограмм государственной программы, направленные на управление рисками, их своевременное выявление и минимизацию;
- мероприятия по управлению реализацией государственной программы, направленные на своевременное обнаружение, мониторинг и оценку влияния рисков и внешних факторов, а также разработку и реализацию мер по минимизации их негативного влияния на реализацию государственной программы.
5.6. В качестве обоснования набора подпрограмм государственной программы следует использовать обоснование вклада подпрограммы в достижение целей государственной программы, а также представить перечень правовых документов, утвержденных Губернатором Пензенской области или Правительством Пензенской области, действующих в сфере реализации государственной программы (с указанием их реквизитов: дата и номер соответствующего нормативного правового акта).
При формировании набора подпрограмм государственной программы следует учитывать следующие критерии:
- целевая направленность - подпрограмма (за исключением подпрограммы по обеспечению реализации государственной программы) должна быть направлена на достижение одной или нескольких целей государственной программы и, как правило, способствует решению одной или нескольких задач государственной программы и обеспечивает достижение, как минимум, одного ожидаемого результата государственной программы. На решение одной задачи государственной программы не может быть направлено более одной подпрограммы. Не допускается пересечение сфер реализации подпрограмм;
- масштаб - при формировании системы подпрограмм рекомендуется обеспечивать сопоставимость подпрограмм по объему финансового обеспечения и влиянию на достижение цели (целей) реализации государственной программы;
- требования к минимальному набору подпрограмм - в составе государственной программы не может быть менее двух подпрограмм, предусматривающих финансовое обеспечение. Государственная программа не может состоять менее чем из двух подпрограмм;
- управляемость - состав подпрограмм государственной программы формируется с учетом возможности оперативного управления их реализации соисполнителями государственной программы.
5.7. Обоснование необходимых финансовых ресурсов на реализацию государственной программы, а также оценку степени влияния дополнительной потребности в объемах средств бюджета Пензенской области на целевые показатели государственной программы (подпрограммы), сроки и ожидаемые непосредственные результаты реализации основных мероприятий, мероприятий подпрограмм включает:
- реквизиты решений о выделении бюджетных средств на реализацию основных мероприятий, мероприятий в соответствии с решениями Губернатора Пензенской области или Правительства Пензенской области (номер и дата нормативного правового акта Правительства Пензенской области, поручения Губернатора Пензенской области или Председателя Правительства Пензенской области);
- влияние объемов финансового обеспечения на динамику целевых показателей государственной программы (подпрограммы), состав основных мероприятий подпрограмм государственной программы.
Кроме того, в состав материалов включаются обоснования:
а) параметров финансового обеспечения реализации государственной программы в разрезе подпрограмм, основных мероприятий с пояснениями по определению приоритетов распределения бюджетных ассигнований между подпрограммами, основными мероприятиями, в том числе:
- в отношении расходов на реализацию государственной программы на период за рамками планового периода - обоснование прогнозируемой динамики расходов по сравнению с предусмотренными в законе о бюджете Пензенской области на второй год планового периода с учетом влияния макроэкономических показателей (инфляция, курс доллара и другие), этапности реализации основных мероприятий, мероприятий и иных факторов;
- в отношении предложений по выделению дополнительных бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области на реализацию государственной программы - расчеты и обоснования объемов расходов на реализацию предлагаемых основных мероприятий, мероприятий, а также обоснование невозможности реализации таких основных мероприятий, мероприятий в рамках утвержденных параметров финансового обеспечения реализации государственной программы (в том числе за счет перераспределения средств между основными мероприятиями, мероприятиями государственной программы);
б) предложений по предельным объемам средств бюджета Пензенской области на исполнение долгосрочных государственных контрактов в целях реализации основных мероприятий, мероприятий государственной программы, в том числе оценку влияния таких контрактов на достижение результатов соответствующих основных мероприятий, мероприятий, целей соответствующих подпрограмм и государственной программы в целом, а также обоснование невозможности достижения указанных целей и результатов в случае заключения государственных контрактов в пределах объемов и сроков действия лимитов бюджетных обязательств;
в) расчетов (сметы, калькуляции) ответственного исполнителя государственной программы на запрашиваемый объем бюджетных ассигнований на реализацию основных мероприятий, мероприятий в рамках государственной программы.
При рассмотрении проекта государственной программы Министерство финансов Пензенской области и Министерство экономики Пензенской области вправе запросить у ответственного исполнителя дополнительные расчеты, обоснования и пояснения по параметрам ресурсного обеспечения реализации государственной программы. Указанные расчеты, обоснования и пояснения представляются ответственным исполнителем государственной программы одновременно в Министерство финансов Пензенской области и Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области и в дальнейшем включаются в состав дополнительных и обосновывающих материалов к государственной программе.
5.8. Если в реализации государственной программы участвуют государственные корпорации, акционерные общества с государственным участием, унитарные предприятия, общественные, научные и иные организации, а также предполагается использование средств государственных внебюджетных фондов, то в дополнительных и обосновывающих материалах к государственной программе должна содержаться прогнозная (справочная) оценка расходов государственных внебюджетных фондов и расходов юридических лиц на реализацию целей государственной программы, представляемая по формам (приложения N 7 и N 7.1).
5.9. Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется в соответствии с Положением об оценке эффективности реализации государственной программы Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 N 274-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями).
Оценка эффективности реализации государственной программы производится ежегодно. Результаты оценки эффективности реализации государственной программы представляются в составе годового доклада ответственного исполнителя государственной программы.
6. Согласование проекта государственной программы (внесения изменений в государственную программу)
6.1. Процедуру согласования проекта государственной программы (изменений в государственную программу) осуществляет ответственный исполнитель.
6.2. Проект государственной программы подлежит обсуждению на общественном совете исполнительного органа государственной власти Пензенской области, являющимся ответственным исполнителем государственной программы.
Обсуждение на общественном совете исполнительного органа государственной власти Пензенской области проводится до направления проекта государственной программы на согласование в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области.
6.3. Ответственный исполнитель одновременно направляет на согласование в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области проект государственной программы, проект постановления Правительства Пензенской области об утверждении государственной программы (о внесении изменений в государственную программу), протокол заседания общественного совета по проекту государственной программы, дополнительные и обосновывающие материалы к государственной программе, согласно пункту 3.3 раздела III Порядка.
До представления проекта постановления Правительства Пензенской области об утверждении государственной программы (внесения изменений в государственную программу) в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области и Министерство финансов Пензенской области ответственный исполнитель согласовывает его с соисполнителями и заместителем Председателя Правительства Пензенской области, курирующим соответствующее направление деятельности.
6.4. Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области проводит согласование проекта государственной программы (проект изменений в государственную программу) на предмет:
- соответствия цели и задач государственной программы стратегическим приоритетам социально-экономического развития Пензенской области;
- соответствия основных мероприятий, мероприятий государственной программы заявленным целям и задачам;
- обоснованности, комплектности и системности программных мероприятий, сроков их реализации;
- привлечения, прежде всего, внебюджетных средств, средств федерального бюджета для реализации государственной программы в увязке с возможностями их государственной поддержки за счет средств бюджета Пензенской области;
- социально-экономической эффективности государственной программы в целом, конечных результатов реализации государственной программы и ее влияние на инновационное развитие области;
- соответствия состава и значений целевых показателей государственной программы ожидаемым конечным результатам реализации государственной программы;
- отражения сведений об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы;
- отражения сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг, выполнение государственных работ государственными учреждениями, подведомственными исполнительному органу государственной власти, являющемуся ответственным исполнителем государственной программы;
- отсутствия дублирования основных мероприятий, мероприятий государственной программы в других государственных программах.
При отсутствии замечаний проект государственной программы (проект изменений в государственную программу) Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области согласовывается.
При наличии замечаний Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области подготавливает и направляет ответственному исполнителю заключение на представленный проект государственной программы (проект изменений в государственную программу).
6.5. Министерство финансов Пензенской области проводит согласование проекта государственной программы (проекта изменений в государственную программу) на предмет:
- соответствия расходных обязательств, включаемых в состав государственной программы, объемам бюджетных ассигнований, предусмотренным законом (проектом закона) Пензенской области о бюджете Пензенской области;
- отражения в государственной программе межбюджетных трансфертов, передаваемых на муниципальный уровень, и их соответствия объемам, предусмотренным законом (проектом закона) Пензенской области о бюджете Пензенской области.
При отсутствии замечаний проект государственной программы (проект изменений в государственную программу) Министерством финансов Пензенской области согласовывается.
При наличии замечаний Министерство финансов Пензенской области подготавливает и направляет ответственному исполнителю заключение на представленный проект государственной программы (проект изменений в государственную программу).
6.6. Срок согласования проекта государственной программы Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области, Министерством финансов Пензенской области не должен превышать 10 рабочих дней со дня поступления проекта государственной программы.
Срок согласования проекта о внесении изменений в государственную программу заинтересованными исполнительными органами государственной власти Пензенской области, а также Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области и Министерством финансов Пензенской области не должен превышать 3 рабочих дня.
6.7. С учетом замечаний, изложенных в заключениях Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, ответственный исполнитель проводит в течение 5 рабочих дней со дня регистрации вышеуказанных заключений доработку проекта государственной программы.
Доработанный проект государственной программы повторно направляется в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, которые в течение 5 рабочих дней со дня регистрации доработанного проекта государственной программы согласовывают доработанный проект государственной программы.
6.8. Проект государственной программы, после его согласования с заинтересованными органами, направляется в Правовое управление Правительства Пензенской области для проведения антикоррупционной и правовой экспертизы.
6.9. Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области, Министерство финансов Пензенской области, Правовое управление Правительства Пензенской области вправе запросить у ответственного исполнителя дополнительные сведения, необходимые для подготовки заключений на проект государственной программы.
6.10. Государственные программы утверждаются постановлением Правительства Пензенской области.
6.11. Проект государственной программы, дополнительные и обосновывающие материалы к проекту государственной программы, после согласования Министерством экономического развития промышленности Пензенской области и Министерством финансов Пензенской области, но не позднее чем за 14 дней до ее утверждения, подлежат размещению на официальном сайте ответственного исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6.12. Проекты нормативных правовых актов Правительства Пензенской области об утверждении государственных программ и о внесении изменений в государственные программы, предусматривающие установление и (или) изменение расходных обязательств Пензенской области, направляются в Счетную палату Пензенской области для проведения финансово-экономической экспертизы в соответствии со статьей 10-2 Закона Пензенской области от 12.08.2011 N 2114-ЗПО "О Счетной палате Пензенской области" (с последующими изменениями).
7. Планирование реализации государственной программы
7.1. План реализации государственной программы на очередной финансовый год (далее - План реализации) разрабатывается в соответствии с формой согласно приложению N 12 Порядка ответственным исполнителем на основе предложений соисполнителей государственной программы.
7.2. План реализации на очередной финансовый год утверждается правовым актом Правительства Пензенской области не позднее 1 апреля очередного финансового года.
7.3. В План реализации подлежат включению все основные мероприятия (региональные проекты), мероприятия государственной программы, планируемые к реализации в отчетном году.
7.4. В процессе реализации государственной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями осуществлять корректировку Плана реализации.
7.5. При внесении изменений в государственную программу, предусматривающих изменение перечня основных мероприятий (региональных проектов), мероприятий, сроков реализации и результатов реализации мероприятий, ответственный исполнитель совместно с соисполнителями приводит План реализации в соответствие с государственной программой.
7.6. При внесении изменений в План реализации в пояснительной записке необходимо представить обоснование вносимых изменений.
7.7. Изменения в План реализации за отчетный период могут быть внесены не позднее последнего числа месяца, отчетного периода (31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря).
7.8. План реализации может формироваться с учетом данных из планов проекта, представляющих собой подробное описание ожидаемых результатов проекта, календарный график выполнения работ по проекту и достижения его контрольных событий.
7.9. Ответственный исполнитель размещает План реализации, а при внесении в него изменений - актуализированную редакцию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней после его утверждения.
7.10. В целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации всех мероприятий государственной программы в Плане реализации отражаются:
- наименование подпрограммы;
- полный перечень основных мероприятий (региональных проектов), мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году, в том числе по разработке и реализации проектов;
- основные этапы выполнения мероприятия и показатели реализации мероприятия, отражающие описание планируемых к выполнению объемов работ в натуральных количественных показателях;
- плановые значения сроков выполнения основных этапов мероприятий и достижение показателей реализации мероприятий государственной программы на 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев и за год (с нарастающим итогом).
7.11. Срок выполнения мероприятия государственной программы не может превышать срок реализации государственной программы в целом и подпрограммы.
7.12. Проект Плана реализации (внесение изменений в него) подлежит согласованию с Вице-губернатором Пензенской области, Председателем Правительства Пензенской области, руководителем аппарата Губернатора и Правительства Пензенской области, первым заместителем Председателя Правительства Пензенской области, заместителями Председателя Правительства Пензенской области, курирующими соответствующие направления деятельности, Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области и Министерством финансов Пензенской области.
8. Порядок проведения мониторинга и подготовки годового отчета о реализации государственной программы
8.1. Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного уровня и осуществляется ежеквартально по форме приложения N 13 к Порядку.
Министерство финансов Пензенской области в течение 5 первых рабочих дней месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области информацию о кассовых расходах бюджета Пензенской области, в том числе за счет средств федерального бюджета и бюджета Пензенской области, направленных на реализацию государственных программ, в разрезе подпрограмм, основных мероприятий за отчетный период.
8.2. Объектом мониторинга являются наступление контрольных событий государственной программы в установленные и ожидаемые сроки, сведения о кассовом исполнении по государственной программе на отчетную дату, а также ход реализации плана реализации государственной программы и причины невыполнения сроков мероприятий и контрольных показателей результата выполнения мероприятий, объемов финансирования основных мероприятий.
8.3. Мониторинг реализации государственной программы осуществляется ответственным исполнителем государственной программы на основе данных официального статистического наблюдения, бюджетной отчетности, отчетов соисполнителей государственной программы.
8.4. Ответственный исполнитель государственной программы составляет ежеквартальные и годовой отчеты о реализации государственной программы.
8.5. Ответственный исполнитель государственной программы в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области, по каждой государственной программе отчет об исполнении основных мероприятий, мероприятий государственной программы Пензенской области, заполняемый ежеквартально нарастающим итогом с начала года, оформляемый в соответствии с формой приложения N 13 к Порядку и одновременно размещает отчет на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Для оценки достижения показателей реализации основных мероприятий, мероприятий государственных программ Пензенской области необходимо использовать показатели, утвержденные в соответствии с планом реализации на последнюю дату отчетного периода.
Мониторинг реализации мероприятий государственных программ за отчетный период осуществляется на основании плана их реализации, утвержденного не позднее последнего числа месяца, отчетного периода.
8.6. При заполнении приложения N 13 к Порядку:
- в столбце 2 указывается наименование основного мероприятия (регионального проекта), мероприятия в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области об утверждении государственной программы Пензенской области;
- в графе 3 указываются исполнительные органы государственной власти Пензенской области, структурные подразделения Правительства Пензенской области, которые осуществляют реализацию мероприятий государственной программы;
- по графе 4 отражается сумма граф 7, 9, 11, 13;
- по графам 4, 7, 9, 11, 13 отражаются данные в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области об утверждении государственной программы;
- по графе 5 отражается сумма граф 8, 10, 12, 14;
- по графам 8, 12, 14 отражаются фактические объемы финансирования соответственно из федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Пензенской области и внебюджетных источников;
- по графе 10 отражаются данные об исполнении бюджета Пензенской области на основании данных Министерства финансов Пензенской области, в случае отличия данных у ответственного исполнителя государственной программы от предоставленных Министерством финансов Пензенской области необходимо представить четкое обоснование данных отклонений;
- в графах 15 и 16 указываются основные этапы мероприятия и показатели реализации мероприятия, их единицы измерения, плановые значения сроков выполнения мероприятия и показателей реализации мероприятия, установленные в плане реализации государственной программы;
- по графе 17 указываются фактические значения сроков выполнения основных этапов мероприятия и показателей реализации мероприятия на отчетную дату. Причины невыполнения мероприятий должны быть представлены в виде пояснительной записки;
- по графе 18 информация о ходе исполнения мероприятий с отражением конкретных, достигнутых результатов (выполненных работ, оказанных услуг и т.д.) с указанием единиц измерения;
- по графе 19 указывается информация о возможных рисках нереализации мероприятий, которые могут повлиять на выполнение целевого показателя, установленного в рамках выполнения мероприятий;
- в строке "Причины невыполнения сроков мероприятия, объемов финансирования мероприятия" при наличии отклонений плановых сроков реализации от фактических приводится краткое описание проблем, а при отсутствии отклонений указывается "нет". В случае досрочного выполнения указывается "досрочно выполнено".
8.7. К отчету об исполнении мероприятий государственной программы прилагается аналитическая справка, содержащая информацию об исполнении бюджетных ассигнований, о ходе реализации мероприятий государственной программы, о причинах не (полного) достижения запланированного результата за отчетный период и др.
8.8. В случае если в рамках государственных программ реализуются мероприятия с применением проекта, исполнительные органы государственной власти Пензенской области, ответственные за реализацию данных мероприятий, осуществляют мониторинг реализации проекта, который представляет собой специально организованное систематическое наблюдение за ходом разработки и реализации проекта и регистрацию данных через систему электронного документооборота в соответствии с Методическими рекомендациями.
Ежеквартально нарастающим итогом, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, исполнительные органы государственной власти Пензенской области, ответственные за реализацию мероприятия с применением проекта, представляют информацию о результатах мониторинга реализации проекта в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области в соответствии с Методическими рекомендациями.
8.9. Годовой доклад и оценка эффективности государственной программы в соответствии с пунктами 6.2-6.4 раздела VI Порядка формируется ответственным исполнителем совместно с соисполнителями и направляется в Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области до 1 марта года, следующего за отчетным.
Годовой доклад должен содержать следующую информацию:
1) о конкретных результатах реализации мероприятий государственной программы, направленных на достижение целевых показателей в отчетном году и влиянии достигнутых результатов на социально-экономическое развитие области;
2) перечень мероприятий государственной программы, не выполненных в установленные сроки с указанием причин;
3) анализ факторов, повлиявших на ход реализации мероприятий, и достижение целевых показателей госпрограммы:
- проблемы организационно-правового характера (проведение конкурсных процедур, заключение контрактов, подготовка ПСД и прочее);
- неисполнение подрядчиком условий контракта;
- проблемы, связанные с сокращением финансирования;
- проблемы, повлиявшие на оценку эффективности госпрограммы (причины не выполнения целевых показателей);
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3) сведения о выполнении расходных обязательств, связанных с реализацией госпрограмм, в разрезе источников финансирования, в случае неполного освоения (менее 95%) средств указать причины (в разрезе федерального бюджета и бюджета Пензенской области);
4) приложения в соответствии с пунктом 6.4 Раздела VI Порядка.
При описании конкретных результатов реализации государственной программы, достигнутых за отчетный год, следует привести:
- основные результаты, достигнутые в отчетном году;
- характеристику вклада основных результатов в решение задач и достижение целей государственной программы.
8.10. Годовой доклад подлежит размещению на официальном сайте ответственного исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в следующем составе:
- конкретные результаты реализации государственной программы (подпрограмм), достигнутые за отчетный период;
- перечень основных мероприятий, мероприятий государственной программы, не выполненных (с указанием причин) в установленные сроки согласно плану реализации;
- анализ факторов, повлиявших на ход реализации государственной программы (подпрограмм);
- отчет об исполнении целевых показателей государственной программы Пензенской области по итогам отчетного года, оформляемый в соответствии с формой приложения N 14 к Порядку.
8.11. Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области:
1) ежеквартально до 1 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, осуществляет мониторинг выполнения запланированных основных мероприятий, мероприятий по каждой государственной программе и готовит справку о ходе реализации государственных программ для представления в Правительство Пензенской области;
2) ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным годом, на основе данных, представленных ответственными исполнителями, готовит и представляет на рассмотрение заседания Правительства Пензенской области сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ, который содержит:
- сведения об основных результатах реализации государственных программ за отчетный период;
- сведения о степени соответствия установленных и достигнутых целевых показателей государственных программ за отчетный год;
- сведения о выполнении расходных обязательств Пензенской области, связанных с реализацией государственных программ;
- показатели оценки эффективности реализации государственных программ;
- при необходимости - предложения об изменении форм и методов управления реализацией государственных программ, о сокращении (увеличении) финансирования и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или государственной программы в целом.
Приложение
к Методическим рекомендациям
по разработке и реализации государственных
программ Пензенской области
Перечень кодов региональных проектов, направленных на реализацию федеральных (национальных) проектов и достижение соответствующих целей и показателей
Код |
Наименование национального/федерального проекта |
Национальный проект "Демография" | |
Н01-1 |
Федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" |
Н01-2 |
Федеральный проект "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" |
Н01-3 |
Федеральный проект "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения ("Старшее поколение")" |
Н01-4 |
Федеральный проект "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек ("Укрепление общественного здоровья")" |
Н01-5 |
Федеральный проект "Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва ("Спорт - норма жизни")" |
Н01-6 |
Федеральный проект "Содействие занятости" |
Н01-7 |
Федеральный проект "Социальное казначейство" |
Национальный проект "Здравоохранение" | |
Н02-1 |
Федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" |
Н02-2 |
Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" |
Н02-3 |
Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" |
Н02-4 |
Федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" |
Н02-5 |
Федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" |
Н02-6 |
Федеральный проект "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий" |
Н02-7 |
Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
Н02-8 |
Федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" |
Национальный проект "Образование" | |
Н03-1 |
Федеральный проект "Современная школа" |
Н03-2 |
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" |
Н03-3 |
Федеральный проект "Поддержка семей, имеющих детей" |
Н03-4 |
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" |
Н03-5 |
Федеральный проект "Учитель будущего" |
Н03-6 |
Федеральный проект "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" |
Н03-7 |
Федеральный проект "Новые возможности для каждого" |
Н03-8 |
Федеральный проект "Социальная активность" |
Н03-9 |
Федеральный проект "Экспорт образования" |
Н03-10 |
Федеральный проект "Социальные лифты для каждого" |
Н03-11 |
Федеральный проект "Развитие системы поддержки молодежи ("Молодежь России") |
Национальный проект "Жилье и городская среда" | |
Н04-1 |
Федеральный проект "Ипотека" |
Н04-2 |
Федеральный проект "Жилье" |
Н04-3 |
Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" |
Н04-4 |
Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" |
Н04-5 |
Федеральный проект "Чистая вода" (с 01.01.2021) |
Национальный проект "Экология" | |
Н05-1 |
Федеральный проект "Чистая страна" |
Н05-2 |
Федеральный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" |
Н05-3 |
Федеральный проект "Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности" |
Н05-4 |
Федеральный проект "Чистый воздух" |
Н05-5 |
Федеральный проект "Чистая вода" (до 31.12.2020) |
Н05-6 |
Федеральный проект "Оздоровление Волги" |
Н05-7 |
Федеральный проект "Сохранение озера Байкал" |
Н05-8 |
Федеральный проект "Сохранение уникальных водных объектов" |
Н05-9 |
Федеральный проект "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" |
Н05-10 |
Федеральный проект "Сохранение лесов" |
Н05-11 |
Федеральный проект "Внедрение наилучших доступных технологий" (до 01.01.2021) |
Национальный проект "Безопасные качественные дороги" ("Безопасные и качественные автомобильные дороги") | |
Н06-1 |
Федеральный проект "Региональная и местная дорожная сеть ("Дорожная сеть")" |
Н06-2 |
Федеральный проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства (ОМРДХ)" |
Н06-3 |
Федеральный проект "Безопасность дорожного движения" |
Н06-4 |
Федеральный проект "Автомобильные дороги Минобороны России" |
Н06-5 |
Федеральный проект "Безопасные качественные дороги" |
Н06-6 |
Федеральный проект "Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях" |
Н06-7 |
Федеральный проект "Развитие федеральной магистральной сети" |
Национальный проект "Производительность труда" ("Производительность труда и поддержка занятости") | |
Н07-1 |
Федеральный проект "Системные меры по повышению производительности труда" |
Н07-2 |
Федеральный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" |
Н07-3 |
Федеральный проект "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" |
Национальный проект "Наука и университеты" ("Наука") | |
Н08-1 |
Федеральный проект "Развитие масштабных научных и научно-технологических проектов по приоритетным исследовательским направлениям ("Исследовательское лидерство") ("Развитие научной и научно-производственной кооперации") |
Н08-2 |
Федеральный проект "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров ("Инфраструктура")" ("Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации") |
Н08-3 |
Федеральный проект "Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок ("Кадры") ("Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок") |
Н08-4 |
Федеральный проект "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии ("Интеграция")" |
Национальный проект "Цифровая экономика Российской экономики" | |
Н09-1 |
Федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды" |
Н09-2 |
Федеральный проект "Информационная инфраструктура" |
Н09-3 |
Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" |
Н09-4 |
Федеральный проект "Информационная безопасность" |
Н09-5 |
Федеральный проект "Цифровые технологии" |
Н09-6 |
Федеральный проект "Цифровое государственное управление" |
Н09-7 |
Федеральный проект "Искусственный интеллект" |
Национальный проект "Культура" | |
Н10-1 |
Федеральный проект "Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры ("Культурная среда")" |
Н10-2 |
Федеральный проект "Создание условий для реализации творческого потенциала нации ("Творческие люди")" |
Н10-3 |
Федеральный проект "Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры ("Цифровая культура")" |
Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" | |
Н11-1 |
Федеральный проект "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" |
Н11-2 |
Федеральный проект "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" |
Н11-3 |
Федеральный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" |
Н11-4 |
Федеральный проект "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" |
Н11-5 |
Федеральный проект "Популяризация предпринимательства" |
Н11-6 |
Федеральный проект "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами ("Поддержка самозанятых")" |
Н11-7 |
Федеральный проект "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса ("Предакселерация")" |
Н11-8 |
Федеральный проект "Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами" |
Национальный проект "Международная кооперация и экспорт" | |
Н12-1 |
Федеральный проект "Промышленный экспорт" |
Н12-2 |
Федеральный проект "Экспорт продукции АПК" |
Н12-3 |
Федеральный проект "Логистика международной торговли" |
Н12-4 |
Федеральный проект "Экспорт услуг" |
Н12-5 |
Федеральный проект "Системные меры развития кооперации и экспорта" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 14 февраля 2022 г. N 30 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Пензенской области"
Вступает в силу с 15 февраля 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области (www.prom.pnzreg.ru) 15 февраля 2022 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 18 февраля 2022 г. N 5801202202180003
Приказом Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 3 июля 2024 г. N 17-57 настоящий документ признан утратившим силу с 14 июля 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 1 августа 2023 г. N 17-54
Изменения вступают в силу с 12 августа 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 19 мая 2023 г. N 17-17
Изменения вступают в силу с 19 мая 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 5 апреля 2023 г. N 17-8
Изменения вступают в силу с 5 апреля 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 23 декабря 2022 г. N 344
Изменения вступают в силу с 6 января 2023 г.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 20 декабря 2022 г. N 343
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2022 г.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 23 сентября 2022 г. N 240
Изменения вступают в силу с 4 октября 2022 г.
Приказ Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области от 20 июня 2022 г. N 145
Изменения вступают в силу с 20 июня 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июня 2022 г.