Решение Верховного Суда Республики Алтай от 9 июля 2021 г. N 3а-13/2021
Верховный Суд Республики Алтай, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Р.С." к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим со дня принятия приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.12.2020 N 43/12 "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2019 N 34/2" в части пункта 1 Таблицы 2 приложения N 2, устанавливающего НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год в размере 764736, 97 тысяч рублей, с возложением обязанности принять в указанной части новый заменяющий нормативный правовой акт, установил:
ПАО "Р.С." обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим со дня принятия приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.12.2020 N 43/12 "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2019 N 34/2" в части пункта 1 Таблицы 2 приложения N 2, устанавливающего НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год в размере 764736, 97 тысяч рублей, с возложением обязанности принять в указанной части новый заменяющий нормативный правовой акт.
В обоснование требований административным истцом указано, что Комитетом по тарифам Республики Алтай 25.12.2020 принят приказ N 43/12 "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2019 N 34/2". Истец полагает, что строка N 1 Таблицы 2 приложения N 2, измененная приказом N 43/12, устанавливающая НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год в размере 764 736,97 тыс. рублей, не соответствует действующему законодательству, а именно п. 10 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178), п. 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, п.п. 48-53 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2. Основанием заявленных требований послужил факт неправомерного исключения расходов по уплате транзита за 2014-2018 годы в размере 921 128,90 тыс. рублей. Решением Верховного суда Республики Алтай от 09.07.2020 по делу N 3а-59/2020 административное исковое заявление удовлетворено частично: нормативный правовой акт Комитета по тарифам Республики Алтай признан недействительным со дня принятия в части п. 1 Приложения N 2 к Приказу N 34/2, на орган регулирования возложена обязанность принять замещающий акт. Во исполнение решения суда Комитет приказом от 25.12.2020 N 43/12 "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2019 года N 34/2" установлен иной размер необходимой валовой выручки Филиала на 2020 год: орган регулирования увеличил НВВ Филиала на 2020 год на 56 791,83 тыс. руб. В соответствии с примечанием к приказу, данная величина исключена из НВВ 2020 года и подлежит включению в последующие периоды регулирования. Согласно протокола заседания коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.12.2020 N 43 (стр. 47-53 протокола) и экспертного заключения по материалам рассмотрения дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиал "ГАЭС" в границах Республики Алтай в рамках долгосрочного периода регулирования (2018-2022 годы) на 2021 год (стр. 189-205 экспертного заключения) во исполнение решения Верховного суда Республики Алтай от 09.07.2020 по делу N 3а-59/2020, Комитетом был произведен расчет затрат, связанных с эксплуатацией сетевого оборудования ПАО "Р.С.", участвующего в электроснабжении Республики Алтай и Алтайского края, в соответствии с абз. 2 п. 10 Основ ценообразования N 1178 (таблица N 5 стр. 52-53). Исходя из расчетов регулятора, приведенных в таблице N 5 Протокола N 43, пояснительной записки к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.12.2020 N 43/12 (стр. 7), экспертного заключения (стр. 201), дополнительному учету в НВВ Филиала за 2018 год в 2020 году подлежат расходы, связанные с эксплуатацией сетевого оборудования ПАО "Р.С." за 2018 год в размере 8 865,83 тыс. руб. При это, исходя из письменных пояснений регулятора в НВВ 2018 года Комитетом учтены затраты на транзит электрической энергии в размере 6 136,10 тыс. руб. В экспертном заключении к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.12.2017 N 53/4, информация об учете вышеуказанных затрат отсутствует, кроме того, в течение 2015-2018 гг. Управление по тарифам Алтайского края неоднократно направляло в Комитет обращения о согласовании исключения из НВВ Филиала "А." и включении в расходы Филиала "ГАЭС" затрат на транзит электроэнергии, в том числе были направлены следующие письма. В связи с чем, Комитетом в предыдущих периодах регулирования затраты на транзит не признавались и не учитывались в НВВ. Данные затраты на основании п. 7 Основ ценообразования N 1178 подлежат включению в последующие периоды регулирования. При этом Комитет в экспертном заключении на 2021 г. (стр. 202) отмечает, что не принимает в расчет расходы, предложенные к включению Филиалом в ТЗ на 2020 год на транзит электрической энергии за 2014-2017 гг. в размере 762 861,50 тыс. руб. на основании п. 11 Методических указаний N 98-э, в соответствии с которым на планируемый период регулирования должны учитываться результаты деятельности организации за отчетный год. Также на стр. 202 экспертного заключения на 2021 год указано следующее письмом от 01.12.2020 N 2224 расчет расходов на транзит электрической энергии был направлен Комитетом на согласование в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, которое в свою очередь письмом от 07.12.2020 N 41-11/П/3818 выразило несогласие относительно расчетов Комитета. 15.12.2020 состоялось согласительное совещание по вопросу согласования НВВ ПАО "Р.С." на территории Республики Алтай и Алтайского края на 2020 и на 2021 годы. По итогам совещания принято решение - Комитет по тарифам Республики Алтай и Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов считают возможным согласовать величины необходимой валовой выручки ПАО "Р.С." на 2021 год после проведения окончательных расчетов на 2021 год. Согласно данным Общества, после 15.12.2020 какое-либо взаимодействие между органами тарифного регулирования по данным вопросам не проводилось. Комитет по тарифам Республики Алтай и Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не согласовали величину стоимости транзита электрической энергии по сетям Алтайского края в Республику Алтай (у регуляторов разные подходы к расчету). В связи с тем, тарифным решением Комитета (Протокол N 43), дополнительному учету в НВВ филиала "ГАЭС" на 2020 год за 2018 год подлежит сумма 8 865,83 тыс. рублей, при этом Управление исключило из НВВ филиала "А." в части расходов на транзит электрической энергии в Республику Алтай сумму в размере 158 267,40 тыс. рублей. Отсутствие урегулирования вопроса транзита между органами тарифного регулирования Алтайского края и Республики Алтай в рамках исполнения решения суда Верховного суда Республики Алтай привело к неучету в НВВ филиала "ГАЭС" за 2014-2018 гг. расходов на оплату транзита электрической энергии в размере 912 263,07 тыс. руб. (921 128,90-8 865,83). Таким образом, ответчиком не исполнено решение Верховного Суда Республики Алтай от 09.07.2020 по делу N 3а-59/2020, а оспариваемый приказ не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Комитет по тарифам Республики Алтай в отзыве на иск указывает о несогласии с иском, поскольку при исполнении решения Верховного суда Республики Алтай от 09.07.2020 г. по делу N 3а-59/2020, Комитетом произведен расчет затрат, связанных с эксплуатацией сетевого оборудования ПАО "М.С.", участвующего в электроснабжении одновременно Республики Алтай и Алтайского края, в соответствии с абз. 2 п. 10 Основ ценообразования. В связи с непредставлением ПАО "М.С." и Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов сведений по расходам (запросы от 06.02.2020 г. N 119-исх и 120-исх соответственно) необходимых данных для расчета расходов по конкретным линиям электропередач, используемым в перетоках электроэнергии, расчет расходов определен Комитетом исходя из учтенных регулирующими органами на 2018 год величин необходимой валовой выручки на содержание и оплату потерь в сетях ПАО "М.С." в расчете на 1 условную единицу и количества условных единиц электросетевого оборудования, участвующего в перетоках электроэнергии. Расчет условных единиц по электрическим сетям, участвующим в перетоках электроэнергии на территориях Алтайского края и Республики Алтай, произведен на основании представленной ПАО "Р.С." информации о протяженности линий электропередач (письмо от 16.11.2020 г. N 1.1/09/11177-исх). Количество условных единиц по электрическим сетям, расположенным на территории Республики Алтай, составило 139,815 у.е., количество условных единиц по электрическим сетям, расположенным на территории Алтайского края, составило 247,471 у.е. Итого расходы на содержание и оплату потерь по линиям электропередач, участвующим в перетоке электроэнергии на территориях Алтайского края и Республики Алтай, в 2018 году составили 15770,67 тыс. руб. После чего, в соответствии с абз. 2 п. 10 Основ ценообразования Комитетом расходы на содержание электрических сетей и расходы на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства распределены "пропорционально объемам услуг по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям (исключая территориальные сетевые организации) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, определяемых в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861". В соответствии с положениями абз. 11 п. 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года N 1178, расходы, связанные с эксплуатацией сетевого оборудования ПАО "М.С." по факту 2018 года, участвующего в электроснабжении одновременно Республики Алтай и Алтайского края, и подлежащие включению в состав НВВ ПАО "М.С." на территории Республики Алтай в размере 8865,83 тыс. руб., принято решение учесть в составе НВВ сетевой организации в последующие периоды регулирования, но не более 5 лет. Комитетом, при определении НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год, не приняты "расходы за транзит" за 2014-2017 гг. в размере 762861,5 тыс. руб., ранее исключенные Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов из состава НВВ филиала ПАО "М.С." - "А.", так как в соответствии с п. 9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки (далее - НВВ), устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. Ежегодная корректировка НВВ на содержание электрических сетей производится в соответствии с п. 11 Методических указаний N 98-э. Следовательно, включение в состав НВВ на 2020 год расходов, связанных с транзитом электрической энергии (мощности) по сетям филиала ПАО "М.С." - "А." за 2014-2017 годы, которые ранее, до 2019 года, организацией не заявлялись к включению, является не соответствующим законодательству. При установлении тарифов на 2019 год, последним истекшим годом, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, является 2017 год, следовательно, корректировка административного ответчика с учетом данных 2015-2016 гг. является неправомерной. Таким образом, НВВ сетевой организации на содержание электросетевого хозяйства на 2020 год составила 764 736,97 тыс. рублей, рост НВВ на содержание в сравнении с НВВ, утвержденной на 2019 год, составляет 102,73%. Комитетом при расчете п. 48 Методических указаний не применен, поскольку на территориях Республики Алтай и Алтайского края действует 1 сетевая организация - ПАО "Р.С.". Следовательно, расчет произведен на основании абз. 2 п. 10 Основ ценообразования, который имеет большую юридическую силу, чем Методические указания. Применение при расчете "транзита" котловых тарифов Алтайского края, осуществленное Управлением, нарушает интересы потребителей Республики Алтай, так как расчет котловых тарифов Алтайского края не учитывает объем перетока электроэнергии потребителям Республики Алтай, а учитывает только полезный отпуск потребителям Алтайского края, что приводит к занижению полезного отпуска в целом и как следствие завышению котловых тарифов Алтайского края. Следовательно, величина расходов на "транзит" завышена Управлением. Котловые тарифы Алтайского края учитывают НВВ всех сетевых организаций Алтайского края, а не только ПАО "М.С.", которые не имеют отношения к перетокам электроэнергии в Республику Алтай (отсутствуют связи между этими сетевыми организациями с электросетями Республики Алтай). В свою очередь. Управлением исключена величина расходов на "транзит" только из НВВ ПАО "М.С.". Согласно п. 48 Методических указаний организация, в сети которой поступило больше электроэнергии, чем отдано, является плательщиком за транзит, другая организация является получателем за транзит. Между тем, у ПАО "Р.С." отсутствуют документы о том, что филиалом "А." оказана услуга филиалу "ГАЭС", вместе с тем, отсутствуют документы о том, что филиал "ГАЭС" оплатил услугу филиалу "А.". В соответствии с Гражданским законодательством РФ если у 2 сторон присутствуют намерения оказать услугу и оплатить ее, то перед оказанием услуг заключается договор, который предусматривает порядок оказания услуги и ее оплаты. Однако, никаких договоров и фактов оплаты в тарифном деле не имеется. Более того иметься и не может, ввиду того, что транзит осуществляется в сети одной и той же сетевой организации, осуществляющей деятельность на территории разных субъектов РФ. Филиалы ПАО "М.С." - "А." и "Горно-Алтайские электрические сети" являются филиалами одного юридического лица, в силу чего не имеют возможности оплачивать друг другу платежи. Данную правовую ситуацию регулирует как раз абз. 2 п. 10 Основ ценообразования, которым определен порядок расчета и установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим одной организации, но осуществляющей деятельность на территории 2 и более субъектов Российской Федерации, о чем в свою очередь так же свидетельствует письмо ФАС России от 30.04.2019 года N ДР/36880/19.
В судебном заседании представители истца Б.М.В., В.Д.В., Д.В.А. действующие на основании доверенностей, поддержали административное исковое заявление в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители административного ответчика - Комитета по тарифам Республики Алтай Ю.Н.Ю. и К.У.Н., действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменным отзывах, согласно которым, оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Комитета по тарифам Республики Алтай и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представители Управления по Алтайскому краю по государственному регулированию цен и тарифов К.О.А. и Б. Г.В., действующие на основании доверенностей, просили удовлетворить административный иск, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо - ФАС России извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил. Дело рассмотрено в отсутствии его представителя.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Д.А.С. о незаконности оспариваемого нормативного правового акта в части, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 25 декабря 2020 года Комитетом по тарифам Республики Алтай издан приказ N 43/12 "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2019 года N 34/2".
Данный приказ принят уполномоченным органом при наличии необходимого кворума Коллегиального органа в установленной форме, размещен на официальном портале Республики Алтай http://www.altai-republic.ru. (пункт 14 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 15.03.2012 N 57, регламент работы Коллегиального органа Комитета по тарифам Республики Алтай, утвержденный приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 21 марта 2017 года N 8, Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 30 декабря 2019 года N 356-у).
30 декабря 2019 года Комитетом по тарифам Республики Алтай в рамках долгосрочного периода регулирования (2018-2020 годы) издан приказ N 34/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год".
В пункте 1 приложения N 2 настоящего Приказа филиалу ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год установлена НВВ без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации в размере 764 736,97 тыс. рублей, которая ранее оспаривалась административным истцом.
Решением Верховного суда Республики Алтай от 09 июля 2020 года по делу N 3а-59/2020 административное исковое заявление ПАО "М.С." удовлетворено в части, признан недействующим со дня принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2019 г. N 34/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год" в части п. 1 Приложения 2, устанавливающего необходимую валовую выручку (без учета оплаты потерь) филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год, учтенную при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 764 736,97 тыс. рублей, Комитет по тарифам Республики Алтай обязали принять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный не действующим в соответствующей части. В удовлетворении остальной части административного искового заявления ПАО "М.С." отказано.
Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 октября 2020 года решение Верховного суда Республики Алтай от 09 июля 2020 года по делу N 3а-59/2020 остановлено без изменения.
Из мотивировочных частей решения Верховного суда Республики Алтай от 09 июля 2020 года по делу N 3а-59/2020 и апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 октября 2020 года N 66а-752/2020 следует, что электрическая энергия в Республику Алтай поступает путем ее передачи, в том числе, из сетей филиала ПАО "М.С." - "А.", расположенного и осуществляющего деятельность на территории Алтайского края, в сеть филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети", расположенного и осуществляющего свою деятельность на территории Республики Алтай. Расходы территориальной сетевой организации - плательщика на оплату транзита включаются в экономически обоснованные расходы и подлежат учету при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг в силу пункта 48 Методических указаний N 20-э/2.
Довод апелляционной жалобы о необходимости применения при расчете тарифа абзаца 2 пункта 10 Основ ценообразования, устанавливающего порядок определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям с учетом пропорционального объема услуг, оказываемых на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, основан на неправильном толковании закона. Филиалом ПАО "М.С." - "А." оказываются услуги по передаче электрической энергии в сети филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" в силу пункта 41 Правил недискриминационного доступа. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что затраты на содержание сетей необходимых для снабжения электрической энергией потребителей Республики Алтай не должны оплачиваться на счет средств потребителей Алтайского края поскольку это будет противоречить принципу соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии. Расчет на оплату транзита производится в соответствии с формулами пунктов 49-53 Методических указаний N 20-э/2. Данная позиция согласуется также с приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 9 июня 2017 года N 769/17.
Кроме того, тарифным органом в нарушение пункта 10 Основ ценообразования, пункта 48 Методических указаний N 20-э2 обязательная процедура согласования устанавливаемого размера необходимой валовой выручки организации не соблюдена.
Во исполнение решения Верховного суда Республики Алтай от 09 июля 2020 года Комитетом по тарифам Республики Алтай 25 декабря 2020 года издан приказ N 43/12 "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2019 года N 34/2", из которого следует, что внесены в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2019 года N 4/2 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, на территории Республики Алтай на 2020 год" изменения, строки:
11 |
Филиал ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" |
764736,97 |
795326,44 |
827139,50 |
0,00 |
84,14 |
22 |
МУП "Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей" |
110935,43 |
х |
х |
1134,92 |
20,74 |
|
|
875672,40 |
875672,40 |
910699,30 |
947127,27 |
1134,92 |
заменить строками:
11 |
Филиал ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" |
764736,97 |
795326,44 |
827139,50 |
0,00 |
84,14 |
2 |
МУП "Горно-Алтайское городское предприятие электрических сетей" |
110935,43 |
х |
х |
1134,92 |
20,74 |
|
|
875672,40 |
875672,40 |
910699,30 |
947127,27 |
1134,92 |
В судебном заседании установлено, что Комитетом при принятии приказа N 43/12 от 25.12.2020 года тарифное дело не заводилось, приказ принят в соответствии с пояснительной запиской к приказу и на основании ранее заведенного тарифного дела.
Из пояснительной записки к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай N 43/12 от 25.12.2020 года следует, что Комитетом произведен расчет затрат, связанных с эксплуатацией сетевого оборудования ПАО "М.С." в соответствии с абз. 2 п. 10 Основ Ценообразования. В связи с непредставлением ПАО "М.С." и Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов сведений по расходам необходимых данных для расчета расходов по конкретным линиям электропередач, используемым в перетоках электроэнергии, расчет расходов определен Комитетом исходя из учтенных регулирующими органами на 2018 год величин необходимой валовой выручки на содержание и оплату потерь в сетях ПАО "М.С." в расчете на 1 условную единицу и количества условных единиц электросетевого оборудования, участвующего в перетоках электроэнергии. Количество на территории Республики Алтай составило 139,815 у.е., на территории Алтайского края - 247,471 у.е. Итого расходы на содержание и оплату потерь по линиям электропередач в 2018 году составил 15770,67 тыс. рублей. В соответствии с положениями абз. 11 п. 7 Основ ценообразования расходы, связанные с эксплуатацией сетевого оборудования ПАО "М.С." по факту 2018 года, включены в состав НВВ ПАО "М.С." на территории Республики Алтай в размере 8865,83 рублей и учтены в последующие периоды регулирования, но не более 5 лет. Комитетом при определении НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год не принимаются расходы за транзит за 2014-2017 годы в размере 762861,5 тыс. рублей, ранее исключенные Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов из состава НВВ филиала ПАО "М.С." - "А.", на основании положений п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 г. N 98-э. Согласно данному пункту на планируемый период регулирования должны учитываться результаты деятельности организации за отчетный период, то есть на 2020 год необходимо учитывать результаты за 2018 год.
Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании, следует, что филиал ПАО "Р.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" не является территориальной сетевой организацией и при расчете НВВ необходимо руководствоваться абз. 2 п. 10 Основ ценообразования, а п. 48-53 Методических указаний не подлежат применению, поскольку регулирует расчеты двух смежных сетевых организаций.
Из определения Верховного суда Российской Федерации по делу 305-КГ18-5857 от 21 мая 2018 года следует, что расчет на оплату транзита в Республику Алтай произведен Управлением в соответствии с формулами пунктов 49-53 Методических указаний, при этом затраты на передачу электрической энергии в сети ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" в размере 179919000 рублей 97 копеек обоснованно исключены из НВВ для филиала ПАО "М.С." - "А." при расчете тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на 2017 год по Алтайскому краю.
Из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2017 года N А40-8063/17, оставленного без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2018 года по делу по заявлению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов к Федеральной антимонопольной службе признании незаконным решения от 16 ноября 2016 года в части, следует, что суд, проанализировав положения пункта 81 Основ ценообразования, подпункта "в" пункта 41 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и показания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, пункта 48 Методических указаний N 20-э/2, сделал вывод, что затраты на содержание сетей, необходимые для снабжения электрической энергии потребителей Республики Алтай, не должны оплачиваться за счет средств потребителей Алтайского края; размер оплаты транзита электрической энергии из Алтайского края в Республику Алтай, рассчитанный в соответствии с пунктами 49-53 Методических указаний N 20-э/2, обоснованно исключен из необходимой валовой выручки филиала "А.".
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2018 года Федеральной антимонопольной службе отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, прихожу к выводу о том, что Комитет по тарифам Республики Алтай при принятии нового заменяющего нормативного акта по исполнению решения Верховного суда Республики Алтай от 09 июля 2020 года, которым в мотивировочной части указано о необходимости применения п. 48-53 Методических рекомендаций при расчете НВВ ПАО "Р.С." - "Горно-Алтайские электрические сети", не исполнил решение суда, поскольку при расчете НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год в сумме 764736,97 тыс. рублей не применил п.п. 48-53 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Доводы представителей ответчика о правомерности произведенного расчета затрат, связанных с эксплуатацией сетевого оборудования ПАО "М.С.", участвующего в электроснабжении одновременно Республики Алтай и Алтайского края, в соответствии с абз. 2 п. 10 Основ ценообразования нахожу несостоятельными, основанными на неверном толковании, которым дана оценка в апелляционном определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29 октября 2020 года по делу N 66а-752/2020.
Следовательно, приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 25 декабря 2020 года N 43/12 "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30 декабря 2019 года N 34/2" в части НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год за 2018 год противоречит п. 3 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; пп. 2, 7, 10 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178); п. 48-53 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 и нарушает права и экономические интересы ПАО "Р.С." - "Горно-Алтайские электрические сети", соответственно подлежит признанию недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Пунктом 10 Основ ценообразования N 1178 установлено, что если деятельность организации регулируется органами 2 и более субъектов Российской Федерации, регулирующие органы обязаны согласовывать устанавливаемые ими размеры необходимой валовой выручки с тем, чтобы суммарный объем необходимой валовой выручки позволял возмещать экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную доходность инвестированного капитала этой организации в целом по регулируемой деятельности.
Из материалов дела следует, что 01.12.2020 года председателем Комитета по тарифам Республики Алтай направлено письмо в адрес Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов о согласовании размера НВВ сетевой организации ПАО "Р.С." на 2020 год в соответствии с абз. 2 п. 10 Основ ценообразования, и не применять п. 48 Методических указаний. (л.д. 87-91 т. 1)
07.12.2020 Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов ответило об отсутствии оснований в согласовании НВВ ПАО "Р.С." на 2020-2021 годы в предложенном Комитетом виде, указав, что п. 10 Основ ценообразования не содержит порядка расчета стоимости транзита для территориальных сетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории смежных субъектов РФ, для расчета необходимо руководствоваться п. 48 Методических указаний. (л.д. 92-94 т. 1).
Из протокола согласительного совещания от 24-25.12.2020 года следует, что Комитет по тарифам Республики Алтай и Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не согласовали НВВ ПАО "Р.С." на 2020 год. (л.д. 95-97 т. 1).
В судебном заседании представители Комитета по тарифам Республики Алтай также пояснили, что размер необходимой валовой выручки филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети", в том числе размер расходов, связанных с транзитом электроэнергии из филиала ПАО "М.С." - "А." на этапе принятия приказа Комитета N 43/12 от 25.12.2020 года с Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов не согласован, не пришли к единому мнению.
Учитывая изложенное, считаю, что Комитетом по тарифам Республики Алтай при принятии оспариваемого приказа процедура согласования размера платы за транзит с Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов соблюдена.
Выводы экспертов Комитета по тарифам Республики Алтай, содержащиеся в пояснительной записке к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.12.2020 г. N 43/12 в части определения НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год в части исключения расходов за транзит за 2014-2017 годы в размере 762861,5 тыс. рублей со ссылкой на п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 г. N 98-э, нахожу верными. Согласно данному пункту на планируемый период регулирования должны учитываться результаты деятельности организации за отчетный период, то есть на 2020 год необходимо учитывать результаты за 2018 год.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня принятия.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложение судом обязанности на орган, принявший оспариваемый акт, принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, связано с выявленной недостаточной правовой урегулированностью административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению суда, выявленное нарушение установленного порядка определения тарифов на регулируемый вид деятельности для административного истца является основанием для применения указанной нормы процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждаются с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании данной нормы расходы по уплате государственной пошлины, понесенные ПАО "М.С." в размере 4500 рублей, подлежат взысканию с административного ответчика Комитета по тарифам Республики Алтай.
В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании - в газете "Звезда Алтая" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление ПАО "Р.С." удовлетворить в части.
Признать недействующим со дня принятия приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.12.2020 г. N 43/12 "О внесении изменения в приложение N 2 к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 30.12.2019 N 34/2" в части пункта 1 Таблицы 2 приложения N 2, устанавливающего НВВ филиала ПАО "М.С." - "Горно-Алтайские электрические сети" на 2020 год в размере 764736, 97 тысяч рублей.
Обязать Комитет по тарифам Республики Алтай принять новый нормативный правовой акт, замещающий нормативный правовой акт, признанный недействующим в соответствующей части.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ПАО "Р.С." отказать.
Взыскать с Комитета по тарифам Республики Алтай в пользу ПАО "Р.С." расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном издании - газете "Звезда Алтая" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Алтай от 9 июля 2021 г. N 3а-13/2021
Текст решения предоставлен Верховным Судом Республики Алтай по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании