Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу
Министерства транспорта Пермского края
от 2 марта 2022 г. N 44-01-02-168
Доклад,
содержащий результаты правоприменительной практики Министерства транспорта Пермского края при осуществлении регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края
Предметом регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (в том числе легковым такси) является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа на территории Пермского края, имеющими разрешение на осуществление указанного вида деятельности, требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Пермского края и иными нормативными актами Пермского края в сфере осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края, в том числе условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг в данной сфере в пределах своей компетенции.
Подконтрольными субъектами при осуществлении Министерством транспорта Пермского края (далее - Министерство) функции по региональному государственному контролю в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, получившие разрешение на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края.
За 2021 год количество выданных разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края - 414 разрешений. Общее количество подконтрольных субъектов - 463.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год. Проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", плановые проверки исключены из плана проведения Министерством Плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста. Имеется в виду "от 30 ноября 2020 г. N 1969"
В соответствии со статьей 13.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании приказа Министерства транспорта Пермского края от 25 сентября 2020 г. N 44-01-02-176 "О плановых оперативно-профилактических мероприятиях (рейдовых осмотрах) в сфере автомобильного транспорта на территории Пермского края", на основании заданий и планов на проведение плановых оперативно-профилактических мероприятий (рейдовых осмотров) в сфере автомобильного транспорта на территории Пермского края, утверждаемых ежеквартально, Министерством проводились рейдовые мероприятия в отношении перевозчиков межмуниципальных маршрутов автобусного сообщения и в отношении перевозчиков легкового такси.
Кроме того, распоряжением Правительства Пермского края от 14 марта 2019 года N 56-рп, утверждена межведомственная комиссия по координации пресечения деятельности нелегальных перевозчиков пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Пермского края (далее - МВК).
МВК осуществляет проверку законности осуществления деятельности, контроль технического состояния легкового такси, наличие разрешительных документов.
Всего Министерством с начала 2021 года проведено 67 оперативно-профилактических мероприятий (рейдов). Проверено 604 автобуса муниципальных, межмуниципальных маршрутов и 115 автомобилей легкового такси.
На основании Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" были введены новые составы административных правонарушений, в том числе связанные с невыполнением правил поведения при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) или угрозе ее возникновения (статья 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральным законодательством законы и иные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности.
На территории Пермского края в настоящее время обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС установлены указом губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" (далее - Указ).
Компетенция исполнительных органов государственной власти Пермского края по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, в 2021 году была определена указом губернатора Пермского края от 14 января 2021 г. N 1 "Об утверждении перечня исполнительных органов государственной власти Пермского края и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Рассмотрение дел по данной статье осуществляют районные суды.
Реализация контрольных полномочий Министерства транспорта Пермского края осуществляется в том числе в рамках проведения плановых оперативно-профилактических мероприятий (рейдовых осмотров) в сфере автомобильного транспорта на территории Пермского края, утвержденных в установленном порядке.
Должностными лицами Министерства составляются протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и передаются для рассмотрения в районные суды.
Также Министерством рассматриваются материалы, поступающие из органов власти о фактах нарушения обязательных требований законодательства в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с частью 4 статьи 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положения о Министерстве транспорта Пермского края, на основании приказа Министерства транспорта Пермского края от 20 ноября 2020 г. N 44-01-02-242 "О наблюдении (мониторинге) за соблюдением обязательных требований действующего законодательства в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края", Министерством в 2021 году проводился мониторинг соблюдения действующего законодательства перевозчиками в сфере легкового такси. По результатам проведенных мониторингов выдано 9 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
За 2021 год вынесено постановлений:
В отношении индивидуальных предпринимателей - 18, юридических лиц - 11, граждан (водители) - 1, вынесено предупреждений - 10.
Типичными нарушениями обязательных требований законодательства в области осуществления деятельности, связанной с перевозкой пассажиров и багажа легковым такси, являются:
1) Осуществление перевозок пассажиров и багажа, автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
2) Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства.
3) Отсутствие покрытия наружной поверхности кузова транспортного средства любой из следующих цветов: желтый, черный, белый, отсутствие цвета кузова двери транспортного средства - желтый цвет.
4) Осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси без получения разрешения на указанный вид деятельности.
Административную ответственность по данным правонарушениям несут как водители, так и юридические лица, и индивидуальные предприниматели.
В целях предупреждения и недопущения данных правонарушений Министерством ведется информирование подконтрольных субъектов о соблюдении обязательных требований, норм законодательства путем размещения информации на официальном сайте Министерства в сети "Интернет", консультирования, обобщения правоприменительной практики, проведения встреч и круглых столов с перевозчиками.
В результате анализа результатов контрольно-надзорной деятельности Министерства установлены причины и условия, способствующие совершению правонарушений в подконтрольной сфере. Хозяйствующие субъекты в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к безопасности пассажиров легкового такси и иных участников дорожного движения и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется масштабный пересмотр и отмена нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
Задача - создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.
Наиболее значимыми изменениями при организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является проведение административной реформы, нацеленной на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность организаций.
01 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Перед надзорными органами поставлена задача о перенесении акцента работы с проверочной на профилактическую (предупредительную).
Министерством транспорта Пермского края разработана вся необходимая нормативно-правовая база в соответствии со сроками, утвержденными данным федеральным законом.
Так, принято Постановление Правительства Пермского края от 14 декабря 2021 г. N 1025-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края".
Приказом Министерства транспорта Пермского края от 14 декабря 2021 г. N 44-01-02-514 утверждена Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края на 2022 год.
Определенная программой профилактики система мер предусматривает изменение формы воздействия на подконтрольные субъекты с уклоном на профилактическую.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к безопасности пассажиров легкового такси и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В 2021 году в рамках профилактики нарушений обязательных требований Министерством были проведены следующие мероприятия:
- размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащей обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля, а также соответствующих нормативных правовых актов;
- обобщение практики осуществления регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Пермского края и размещение на официальном сайте в сети "Интернет" соответствующих обобщений;
- осуществление письменного консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований, а также информирование контролируемых лиц по телефону и при приеме (выдаче) разрешений на осуществление перевозок легковым такси;
- проведение с руководителями таксомоторных организаций совещаний по вопросам соблюдения перевозчиками обязательных требований и обсуждения результатов правоприменительной практики;
- проведение совместно с ГИБДД ГУМВД России по г. Перми, Западно-Уральским МУГАДН Ространснадзора, Роспотребнадзором по Пермскому краю рейдовых мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований;
- работа с диспетчерскими службами заказа такси, направленная на недопущение передачи диспетчерскими службами заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси лицам, не имеющим разрешения на указанный вид деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.