Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 3а-174/2022
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2022 г. N 66а-1125/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Каминского Э.С.,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Шайхлисламова Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аюповой Гюзели Назиповны, Исанькиной Дианы Анатольевны, Хайруллина Руслана Ильясовича к Совету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Совету Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Главе Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района от 23 июня 2020 года N 268, решения Совета Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 29 марта 2021 года N 21 "О признании утратившим силу решения Совета Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 7 декабря 2012 года N 15-2 "Об утверждении Генерального плана Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан",
установил:
решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 23 июня 2020 года N 268 утвержден Генеральный план Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района.
Данное решение вместе с Генеральным планом опубликованы на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 26 июня 2020 года, на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru 30 июня 2020 года, Генеральный план Богородского сельского поселения размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
29 марта 2021 года Советом Богородского сельского поселения принято решение N 21 "О признании утратившим силу решения Совета Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 7 декабря 2012 года N 15-2 "Об утверждении Генерального плана Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан" (далее также - решение от 29 марта 2021 года N 21),
Данное решения опубликовано на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru.
Аюпова Г.Н., Исанькина Д.П., Хайруллин Р.И. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана Богородского сельского поселения, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района от 23 июня 2020 года N 268, решения Совета Богородского сельского поселения от 29 марта 2021 года N 21 в обоснование требований ссылаются на несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормам земельного, градостроительного законодательства.
По мнению административных истцов, при утверждении Генерального плана Богородского сельского поселения была нарушена процедура принятия данного нормативного правового акта, описанная в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Строительство автодороги М7-Волга - Богородское - Куюки в Пестречинском муниципальном районе влечет за собой угрозу нарушения прав жителей Богородского сельского поселения исходя из категории и класса данной автодороги в соответствии с соответствующими Строительными нормами и правилами, Государственными стандартами.
В судебном заседании Аюпова Г.Н. и ее представитель адвокат Кашина Ю.Г., являющаяся также представителем Хайруллина Р.И., Исанькина Д.А. административный иск поддержали.
Представитель Совета Пестречинского муниципального района Павлова С.М. административный иск не признала.
Совет Богородского сельского поселения, Глава Богородского сельского поселения, Исполнительный комитет Богородского сельского поселения, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителей не направили. На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав административных истцов, представителей административных истцов, административных ответчиков, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 данной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой же статьи, в том числе утверждение генеральных планов поселения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, упомянутому Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Пестречинском муниципальном районе является Совет района.
На основании статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ Совет Пестречинского муниципального района был вправе принять нормативный акт об утверждении Генерального плана Богородского сельского поселения.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 3 которой подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний или общественных обсуждений по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 51 и 28 данного Кодекса (часть 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанным проектам и заключение об их результатах (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района от 9 июля 2019 года N 1071 принято решение о подготовке проекта Генерального плана указанного сельского поселения. Данное постановление опубликовано на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru 10 июля 2019 года.
О согласии с проектом Генерального плана Богородского сельского поселения было представлено сводное заключение Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 января 2020 года N 10-53/1125, а также по результатам работы согласительной комиссии, созданной на основании постановления Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района от 5 февраля 2020 года N 146, заключения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
В рамках взаимодействия органов местного самоуправления Пестречинского муниципального района при подготовке и принятии Генерального плана Богородского сельского поселения постановлением Главы Богородского сельского поселения от 7 мая 2020 года N 5 назначены публичные слушания по проекту генерального плана сельского поселения. Это постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 8 мая 2020 года. При этом проект генерального плана поселения 7 мая 2020 года размещен на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru вместе с опубликованным постановлением о назначении публичных слушаний, а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП). Экспозиция демонстрационных материалов генерального плана была организована в здании Богородского сельского клуба и размещена в сетевом издании "Алга ("Вперед") 7 мая 2020 года.
Открытые обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены во всех населенных пунктах Богородского сельского поселения 15 июня 2020 года в назначенное вышеприведенным постановлением время, о чем представлены соответствующие протоколы.
Заключения по результатам публичных слушаний от 15 июня 2020 года составлены Исполнительным комитетом Богородского сельского поселения и вместе с названными протоколами доведены до всеобщего сведения путем размещения на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru.
Недостатки, допущенные при проведении отдельных процедур подготовки проекта Генерального плана сельского поселения, по мнению суда, не могут служить безусловным и достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта, поскольку они не привели к существенному нарушению порядка его принятия и утверждения, повлиявшему на законность этого документа.
Вопреки доводам административных истцов установленный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года N 208 комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан, осуществлять реализацию которого предписано на всей территории Республики Татарстан, не препятствовал проведению публичных слушаний в период с 7 мая 2020 года по 15 июня 2020 года при соблюдении органами местного самоуправления соответствующих санитарно-эпидемиологических ограничений. При этом суд также отмечает, что возможность ознакомиться с проектом генерального плана и направить свои возражения и предложения жители Богородского сельского поселения могли удаленно, посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом Пестречинского муниципального района в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка его принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что строительство автодороги М7-Волга - Богородское - Куюки в Пестречинском муниципальном районе влечет за собой угрозу нарушения прав жителей Богородского сельского поселения исходя из категории и класса данной автодороги в соответствии с соответствующими Строительными нормами и правилами, Государственными стандартами, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В данном случае в Положении о территориальном планировании Генерального плана Богородского сельского поселения содержится указание на функциональную зону объектов инженерной и транспортной инфраструктур. На карте функциональных зон поселения, карте планируемого размещения объектов местного значения поселения отображена поселковая дорога, которая проходит по улице Центральная, далее по улице Комарова от федеральной автодороги М-7 Волга до автомобильной дороги местного значения Богородское - Куюки. При этом данная поселковая дорога располагается в функциональной зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
Согласно части 3, 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 данного федерального закона, а именно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются вопросами местного значения муниципального района, следовательно относятся к дискреции органов местного самоуправления Пестречинского муниципального района.
Поэтому любые мероприятия в рамках дорожной деятельности в отношении дорог местного значения, расположенных в границах Богородского сельского поселения, могут быть предложены и описаны при условии включения их в документы территориального планирования соответствующего уровня. Более того, генеральный план сельского поселения не является документом, на основании которого производится строительство, реконструкция автодороги М7-Волга - Богородское - Куюки, в том числе им не описываются конкретные характеристики этой автодороги.
Вопреки доводам Исанькиной Д.А. Генеральный план сельского поселения является документом градостроительного планирования и не разрешает вопросы доступного дошкольного образования. Вместе с тем разделом 2.6 положения о территориальном планировании Генерального плана Богородского сельского поселения предусмотрено на расчетный срок, то есть до 2040 года, строительство детского сада на 50 мест в д. Камыш Богородского сельского поселения.
При этом суд исходит из позиции Европейского Суда по правам человека, который неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года N 387-О, от 15 июля 2010 года N 931-О-О и от 25 февраля 2016 года N 242-О).
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия Генерального плана Богородского сельского поселения в оспариваемой части нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административных истцов.
Разрешая требования административных истцов о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, решения Совета Богородского сельского поселения от 29 марта 2021 года N 21, суд полагает их необоснованными.
Решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 23 июня 2020 года N 268 утвержден Генеральный план Богородского сельского поселения, поэтому после вступления его в силу ранее действовавший генеральный план данного сельского поселения со всеми внесенными в него изменениями утратил силу.
Таким образом, в результате последовательного принятия органами местного самоуправления равных по юридической силе нормативных правовых актов, происходила замена одного документа градостроительного планирования сельского поселения другим. При этом предыдущий генеральный план утрачивал силу, однако решение, которым он утверждался, формально не отменялось.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Совет Богородского сельского поселения, являющийся в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьей 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьей 28 Устава представительным органом местного самоуправления названного муниципального образования, принял оспариваемые нормативные правовые акты в пределах предоставленной ему статьями 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и 33, 34 Устава компетенции, в надлежащей форме.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия решения Совета Богородского сельского поселения от 29 марта 2021 года N 21 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушение прав административных истцов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Аюповой Гюзели Назиповны, Исанькиной Дианы Анатольевны, Хайруллина Руслана Ильясовича к Совету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Совету Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Главе Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим Генерального плана Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района от 23 июня 2020 года N 268, решения Совета Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 29 марта 2021 года N 21 "О признании утратившим силу решения Совета Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 7 декабря 2012 года N 15-2 "Об утверждении Генерального плана Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан" отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 февраля 2022 г. N 3а-174/2022
Текст решения опубликован не был
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2022 г. N 66а-1125/2022 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения