Настоящий отчет подготовлен отделом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации губернатора Пермского края в соответствии с Порядком проведения антикоррупционного мониторинга в Пермском крае, утвержденным указом губернатора Пермского края от 05 мая 2016 г. N 67, и указом губернатора Пермского края от 30 сентября 2021 г. N 126 "Об утверждении Программы противодействия коррупции в Пермском крае на 2021 - 2024 годы" на основании сведений, представленных подразделениями (должностными лицами) по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов государственной власти Пермского края, иных государственных органов Пермского края, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края за отчетный период 2021 года.
Применяемые сокращения:
РФ |
Российская Федерация |
край |
Пермский край |
государственные органы или ГО |
органы государственной власти Пермского края, иные государственные органы Пермского края |
ИОГВ |
исполнительные органы государственной власти Пермского края |
Администрация губернатора |
Администрация губернатора Пермского края |
муниципальные органы или ОМСУ |
органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края |
гражданская служба |
государственная гражданская служба Пермского края |
гражданский служащий |
государственный гражданский служащий Пермского края |
муниципальный служащий |
муниципальный служащий в Пермском крае |
ОПКиИП |
отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации губернатора Пермского края |
Сведения о доходах |
сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера |
Обязанные лица |
лица, в чьи обязанности входит представление сведений о доходах |
1. Организационное и нормативное сопровождение антикоррупционной деятельности
Во исполнение требований Указа Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" (далее - Указ N 364) и в соответствии с указом губернатора Пермского края от 25 декабря 2020 г. N 176 "О внесении изменений в отдельные указы губернатора Пермского края в части совершенствования организации деятельности органа Пермского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений" функции органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений возложены с 28 декабря 2020 г. на отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений Администрации губернатора.
1.1. Нормативное правовое регулирование вопросов проведения антикоррупционной политики в Пермском крае
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" (далее - Национальный план) указом губернатора Пермского края от 30.09.2021 N 126 утверждена Программа противодействия коррупции в крае на 2021 - 2024 гг. (далее - региональная программа), которая содержит основные целевые индикаторы, а также показатели по мероприятиям, в нее включенным.
Во исполнение Указа Президента РФ от 10 декабря 2020 года N 778 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приняты Закон Пермского края от 19.02.2021 N 626-ПК, постановление Правительства Пермского края от 12.03.2021 N 147-п, согласно которым обязанные лица при назначении, избрании на должность в срок по 30 июня 2021 года (до вступления в силу соответствующих изменений в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) вместе со сведениями о доходах должны представлять уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии).
Кроме того, данными актами внесены изменения в нормативные правовые акты края в части закрепления возможности в рамках осуществления антикоррупционных проверок направлять запросы операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также по иным вопросам в связи с приведением в соответствие с федеральным антикоррупционным законодательством.
Для нормативного закрепления единства подходов в регулировании правоотношений в сфере противодействия коррупции указом губернатора края от 17.03.2021 N 37 утверждены Типовые порядки, регламентирующие процедуры уведомления, получения разрешения государственными гражданскими служащими представителя нанимателя о различных обстоятельствах, внесены изменения в действующие порядки уведомления, получения разрешения заместителями председателя Правительства края, руководителями ИОГВ, заместителями руководителя Администрации губернатора.
Обеспечено внесение изменений в нормативные правовые акты Пермского края в связи с изменениями федерального антикоррупционного законодательства, а также упразднением Аппарата Правительства края (указ губернатора Пермского края от 21 октября 2021 г. N 141).
Кроме того, в связи с необходимостью обеспечения нормативного характера правовому акту, утверждающему порядки уведомления, получения разрешения гражданскими служащими, замещающими должности в Администрации губернатора, данные порядки утверждены указом губернатора края от 13.12.2021 N 167.
Во исполнение решения Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Пермском крае (далее - Комиссия по координации) внесены изменения в указ губернатора края от 19.07.2018 N 69 "Об утверждении Порядка проведения добровольных психофизиологических исследований с применением полиграфа" в части уточнения порядка проведения исследований и возможности проведения в отношении глав муниципальных образований (указ губернатора края от 13 декабря 2021 г. N 166).
1.2. Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Пермском крае
Комиссия по координации является постоянно действующим координационным органом при губернаторе края и осуществляет свою деятельность в соответствии с указом губернатора края от 21 сентября 2015 г. N 133 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции" и указом губернатора края от 12 октября 2015 г. N 142 "Об утверждении Порядка рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции в Пермском крае вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими государственные должности Пермского края, для которых федеральными законами не предусмотрено иное, запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции" (далее - указ N 142).
В текущем году проведено 4 заседания Комиссии по координации, на которых помимо прочего:
- утвержден Стандарт антикоррупционной работы в муниципальных органах;
- заслушаны отчеты об антикоррупционной работе в 4 ИОГВ и 1 муниципальном образовании, в том числе о реализации рекомендаций, данных по итогам вневедомственного контроля;
- принят отчет об итогах реализации мероприятий Программы по противодействию коррупции в Пермском крае на 2019 - 2020 годы, утвержденной указом губернатора Пермского края от 19.04.2019 N 51;
- рассмотрен вопрос о профилактике коррупционных правонарушений, совершаемых в сфере расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов.
В рамках выполнения решений Комиссии по координации осуществлены в том числе следующие мероприятия.
При участии членов Комиссии по координации, а также по итогам общественного обсуждения на площадке Общественной палаты края разработана региональная программа.
С учетом требований Национального плана подготовлен и направлен для использования Типовой план противодействия коррупции в ИОГВ, ОМСУ, который стал основой для формирования планов в указанных органах, обеспечено принятие указанных планов.
В целях оказания содействия ИОГВ, ОМСУ при проведении анализа информации о хозяйствующих субъектах - получателях бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, на предмет установления их аффилированных связей с государственными и муниципальными служащими подготовлено и направлено информационное письмо с указанием основных анализируемых позиций, организовано проведение 11 семинаров для государственных и муниципальных служащих по вопросам выявления аффилированности при проведении закупок, в том числе осуществляемых в рамках реализации национальных проектов.
Информация о результатах работы Комиссии по координации размещается на официальном сайте губернатора и Правительства края (раздел "Противодействие коррупции", подраздел "Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Пермском крае") и в специальных сообществах в социальных сетях.
Также в соответствии с требованиями указа N 142 проведены 2 заседания Президиума Комиссии по координации, на которых рассмотрены вопросы соблюдения 2 лицами, замещающими государственные должности края, антикоррупционных требований; по результатам заседаний установлены факты нарушений антикоррупционного законодательства, с учетом незначительности нарушений и наличия смягчающих обстоятельств приняты решения о неприменении мер ответственности.
1.3. Программа и планы по противодействию коррупции государственных и муниципальных органов
Во исполнение Указа Президента РФ от 16 августа 2021 г. N 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" указом губернатора Пермского края от 30.09.2021 N 126 утверждена региональная программа, а также приняты планы во всех ИОГВ и ОМСУ на территории региона, в том числе подготовлен и утвержден распоряжением руководителя Администрации губернатора от 1 ноября 2021 г. N 01-37-ра-153 план противодействия коррупции в Администрации губернатора на 2021 - 2024 годы.
Региональная программа содержит основные целевые индикаторы, а также показатели реализации содержащихся в ней мероприятий, которые структурированы по трем основным направлениям:
- правовое и организационное обеспечение противодействия коррупции;
- контроль за соблюдением гражданскими служащими, лицами, замещающими государственные должности края, муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности в крае, ограничений, запретов и исполнением ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
- антикоррупционные просвещение и пропаганда.
Информация о выполнении мероприятий региональной программы в 2021 г. отражена в соответствующих разделах настоящего отчета.
Кроме того, в рамках подпрограммы 5 "Повышение бюджетной и финансовой грамотности, развитие правовой культуры и правосознания населения Пермского края" государственной программы Пермского края "Общество и власть", утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 03 октября 2013 г. N 1326-п, проведена работа по размещению на специально созданных группах в социальных сетях 160 информационных сообщений (постов) антикоррупционной направленности, а также по их продвижению путем таргетированной рекламы (распространение для определенной целевой аудитории), общее количество просмотров размещенных информационных сообщений в указанных социальных сетях составило 1657888 единиц.
2. Контроль за соблюдением антикоррупционных требований
2.1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые обязанными лицами в установленном порядке
Работа со сведениями о доходах осуществляется в несколько этапов.
1. Прием сведений уполномоченными должностными лицами (рис. 1).
Рис. 1. Количество гражданских и муниципальных служащих, обязанных представлять и представивших сведения о доходах
2. Проведение анализа указанных сведений, который включает в себя проверку правильности оформления (соответствие форме, сверка со сведениями за предыдущий период) и анализ на предмет выявления рисков совершения нарушений соблюдения запретов, ограничений, требований о предотвращении (урегулировании) конфликта интересов, а также ненадлежащего исполнения обязанности по предоставлению полных и достоверных сведений о доходах.
На данном этапе выявляются основания для проведения антикоррупционных проверок, порядки проведения которых утверждены Законом Пермского края от 10.10.2017 N 130-ПК (в отношении лиц, замещающих муниципальные должности), указами губернатора Пермского края от 18 марта 2010 г. N 12 (в отношении гражданских служащих), от 19.07.2012 N 44 (в отношении муниципальных служащих), или контроля за расходами.
Информация о проведенном в 2021 г. анализе сведений о доходах, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, представлена в нижеприведенной таблице.
Таб. 1
1 |
Всего проанализировано сведений о доходах |
810 |
2 |
Инициировано проведение проверочных мероприятий |
14 |
2.1 |
Контроля за расходами |
1 |
2.2 |
Проверок полноты и достоверности, из них |
13 |
2.2.1 |
Завершено с установлением фактов представления недостоверных и (или) неполных сведений, из них принято решений о направлении в представительный орган |
14 |
2.2.1.1 |
для применения мер ответственности |
10 |
2.2.1.2 |
для досрочного прекращения полномочий |
1 |
3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах осуществляется путем сверки информации, полученной от государственных органов и иных организаций, осуществляющих учет (регистрацию) доходов (объектов), подлежащих декларированию, с декларируемой информацией.
Кроме того, на данном этапе происходит анализ и оценка участия близких и аффилированных лиц в правоотношениях с обязанными лицами и членами их семей, а также иной информации с целью выявления признаков конфликта интересов и (или) совершения коррупционных правонарушений.
Рис. 2. Сведения о количестве проведенных проверок
Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и Закона края от 11 ноября 2013 г. N 239-ПК "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Пермского края, лиц, замещающих муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, государственных гражданских служащих Пермского края, муниципальных служащих в Пермском крае и иных лиц их доходам" в отчетном периоде были проведены 24 процедуры контроля за расходами (рис. 3).
Рис. 3. Информация о проведенных процедурах контроля за расходами
Во исполнение Указа Президента РФ от 8 июля 2013 г. N 613 "Вопросы противодействия коррупции" сведения о доходах за отчетный период 2020 г. размещены в установленный срок на официальных сайтах государственных органов и муниципальных органов, обновлены после окончания срока подачи уточненных сведений.
2.2. Соблюдение гражданскими и муниципальными служащими ограничений, запретов, выполнение обязанностей, предусмотренных антикоррупционным законодательством
Сведения о проверках соблюдения гражданскими и муниципальными служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов представлена в нижеприведенной таблице.
Таб. 2
1 |
Всего проведено проверок |
23 |
2 |
Выявлено нарушений, из которых установлены факты несоблюдения |
18 |
2.1 |
Запретов и ограничений |
11 |
2.2 |
Требований об урегулировании конфликта интересов |
7 |
3 |
Применено взысканий |
6 |
Одним из положительных результатов профилактических антикоррупционных мероприятий является увеличение поданных гражданскими и муниципальными служащими, а также иными должностными лицами, на которых распространяется соответствующая обязанность, уведомлений о возникновении конфликта интересов или его возможности (рис. 4).
Рис. 4. Информация о представленных уведомлениях о конфликте интересов
В отчетном периоде было продолжено осуществление вневедомственного контроля по вопросам соблюдения федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов края о профилактике коррупции: проведены проверки в 4 ИОГВ, по итогам которых даны рекомендации по устранению выявленных замечаний, результаты указанной работы рассматриваются на заседании Комиссии по координации.
В крае действует Комплексный план мероприятий по профилактике правонарушений при реализации национальных и федеральных проектов в Пермском крае на 2020 - 2024 годы, утвержденный 5 июня 2020 г. временно исполняющим обязанности губернатора края (далее - Комплексный план).
В соответствии с пунктом 1.9 Комплексного плана проводится анализ информации об участниках государственных и муниципальных закупок на предмет установления их аффилированных связей с гражданскими, муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, в том числе членами комиссий по осуществлению закупок, участвующими в закупочной деятельности в рамках реализации национальных проектов, проведенного ИОГВ и ОМСУ. В 2021 году нарушений требований антикоррупционного законодательства не выявлено.
В соответствии с пунктом 2.9 Комплексного плана осуществляется обучение гражданских и муниципальных служащих, участвующих в реализации национальных проектов, по вопросам соблюдения требований антикоррупционного законодательства, в том числе по урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с пунктами 2.15 и 3.2 Комплексного плана ОПКиИП осуществляется сбор, обобщение и направление информации о реализации мероприятий по минимизации коррупционных рисков, в том числе конфликта интересов, в ИОГВ и ОМСУ, реализующих национальные проекты.
Информация о нарушениях антикоррупционного законодательства, выявленных в ходе проведения ИОГВ и ОМСУ анализа сведений об участниках государственных и муниципальных закупок на предмет установления их аффилированных связей с гражданскими, муниципальными служащими, лицами, замещающими государственные и муниципальные должности, в том числе членами комиссий по осуществлению закупок, участвующими в закупочной деятельности в рамках реализации национальных проектов, не поступала.
С целью повышения эффективности проведения запланированных мероприятий по итогам изучения сведений о результатах анализа информации об участниках государственных (муниципальных) закупок на предмет установления их аффилированных связей с государственными (муниципальными) служащими, лицами, замещающими государственные (муниципальные) должности, в том числе членами комиссий по осуществлению закупок, участвующими в закупочной деятельности в рамках реализации национальных проектов, в ИОГВ и ОМСУ направлено информационное письмо с указанием основных анализируемых позиций (исх. N 02-08-02-вн-630 от 28.10.2021).
Дополнительно необходимо отметить с положительной стороны активизацию применения ИОГВ, ОМСУ декларации о конфликте интересов при осуществлении закупочных процедур, а также своевременную актуализацию анкетных данных, содержащих сведения о родственниках и свойственниках гражданских (муниципальных) служащих, в том числе участвующих в осуществлении закупочных процедур.
2.3. Комиссии государственных и муниципальных органов по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
Порядок деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих края и урегулированию конфликта интересов утвержден указом губернатора края от 24 августа 2010 г. N 59 в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов".
Кроме того, указом губернатора края от 28 февраля 2019 г. N 26 утвержден порядок деятельности комиссии по рассмотрению вопросов соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, должности глав местных администраций по контракту, антикоррупционных требований.
В целях обеспечения контроля за применением мер юридической ответственности за совершение гражданскими служащими коррупционных правонарушений представитель ОПКиИП входит в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, образованных в государственных органах.
Кроме того, с целью повышения качества проводимой работы по профилактике коррупции в ОМСУ и в соответствии с требованиями указа губернатора края от 19 июля 2012 г. N 44 "О мерах по реализации отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия коррупции на муниципальной службе в Пермском крае" в состав комиссий, образованных в ОМСУ муниципальных районов, муниципальных и городских округов, включен представитель ОПКиИП.
За отчетный период с участием гражданских служащих ОПКиИП было проведено 39 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих в Пермском крае, по результатам которых применено 12 взысканий за совершение коррупционных правонарушений.
В рамках заседаний комиссий по служащим в обязательном порядке исследуются все обстоятельства совершенного коррупционного правонарушения, решение принимается с учетом Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение запретов, ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, разработанного Минтрудом.
Всего в государственных и муниципальных органах проведено 261 заседание антикоррупционных комиссий (в 2020 г. - 183 заседания). Большинство вопросов, рассмотренных на указанных заседаниях, касаются представления недостоверных и (или) неполных сведений о доходах, к этому же направлению относится и большинство установленных комиссиями нарушений и примененных на основании протоколов заседаний комиссий взысканий (см. рис. 5, 6, 7).
Рис. 5. Информация о рассмотренных комиссиями вопросах
Рис. 6. Информация об установленных комиссиями нарушениях
Рис. 7. Сведения о применении взысканий по итогам рассмотрения на заседаниях комиссий
3. Антикоррупционное просвещение и пропаганда
3.1. Проведение просветительских мероприятий
Ежегодно обеспечивается выполнение государственного заказа по повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих, в том числе по учебным программам в сфере противодействия коррупции.
Так, в отчетном периоде повышение квалификации по антикоррупционной тематике всего прошли 245 гражданских служащих и 435 муниципальных служащих, из них 27 гражданских служащих и 107 муниципальных служащих Пермского края, в чьи должностные обязанности входит участие в противодействии коррупции.
В рамках централизованного обучения гражданских и муниципальных служащих, впервые поступивших на службу для замещения должностей, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, по образовательным программам в области противодействия коррупции обучено 166 гражданских служащих и 42 муниципальных служащих.
Администрацией губернатора организовано проведение межведомственных методических семинаров для должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в ГО и ОМСУ, в которых приняли участие в общей сложности 498 служащих, по вопросам:
- представление сведений о доходах за отчетный период 2020 года (рассмотрены новеллы соответствующих методических рекомендаций Минтруда и практика в крае), приняли участие 19 гражданских служащих и 233 муниципальных служащих;
- актуальные вопросы применения антикоррупционного законодательства (анализ аффилированности при осуществлении закупок, типовые ситуации конфликта интересов, межведомственное взаимодействие при проведении антикоррупционных проверок и инициировании контроля за расходами и иные), приняли участие в 10 мероприятиях в режиме "круглый стол" 247 муниципальных служащих.
Кроме того, в феврале 2021 года проведен обучающий семинар в режиме ВКС для гражданских служащих ИОГВ по теме "Конфликт интересов на государственной гражданской службе", в семинаре приняли участие 348 человек из 13 ИОГВ.
В ноябре 2021 г. организован и проведен обучающий семинар для государственных гражданских служащих ИОГВ, участвующих в осуществлении полномочий по предоставлению субсидий из бюджета Пермского края в рамках реализации национальных и федеральных проектов, по вопросам соблюдения требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов. Участие в семинаре приняли 59 служащих из 10 ИОГВ.
Проведена работа по размещению на специально созданных группах в 4 социальных сетях 160 информационных сообщений (постов) антикоррупционной направленности, а также по их продвижению путем таргетированной рекламы (распространение для определенной целевой аудитории), общее количество просмотров размещенных информационных сообщений в указанных социальных сетях составило 1657888 единиц.
Рис. 8. Картинки постов со страницы "Профилактика коррупции в Пермском крае" в социальной сети
С целью содействия в повышении эффективности деятельности ОМСУ в области противодействия коррупции разработан Стандарт антикоррупционной работы в ОМСУ, который утвержден решением Комиссии по координации от 6 декабря 2021, направлен для использования в муниципальные органы. Стандарт содержит перечень необходимых к принятию муниципальных правовых актов в данной сфере, типовые формы документов, заполняемых в целях выполнения антикоррупционных требований (заявления, доклады, протокол заседания комиссии и т.п.), регламенты и блок-схемы проведения проверочных мероприятий и т.п.
3.2. Взаимодействие с институтами гражданского общества, средствами массовой информации
Реализация мероприятий по вопросам минимизации проявлений коррупции в регионе осуществляется в том числе посредством взаимодействия с Общественной палатой края.
7 июня 2021 г. Администрацией губернатора было подписано Соглашение о взаимодействии в сфере противодействия коррупции с краевой прокуратурой и региональной Общественной палатой края.
Соглашение является рабочим документом, в рамках которого продолжена практика обмена информацией с органами прокуратуры, совместного проведения просветительских мероприятий, а также участия общественности в формировании региональной антикоррупционной программы. В соответствии с соглашением было реализовано обсуждение проекта региональной программы на площадке Общественной палаты края.
В постоянном режиме осуществляется анализ публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции.
4. Направления совершенствования реализации антикоррупционной политики в Пермском крае в 2022 году
Мероприятия по совершенствованию реализации антикоррупционной политики в Пермском крае запланированы в соответствии с региональной программой, среди них приоритетными являются:
- реализация мероприятий по переводу государственных и муниципальных услуг (сервисов) в электронную форму;
- завершение процесса внедрения в эксплуатацию модуля, позволяющего в автоматическом режиме работать со сведениями о доходах, а также с иными сведениями, подлежащими учету при проведении профилактических мероприятий;
- повышение эффективности работы по анализу аффилированности при осуществлении государственных и муниципальных закупок;
- продолжение работы по проведению просветительских мероприятий, в том числе направленных на информирование населения о проводимых антикоррупционных мероприятиях в социальных сетях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отчет Администрации Губернатора Пермского края "О реализации мер антикоррупционной политики в Пермском крае за отчетный период 2021 года"
Текст отчета опубликован на Официальном сайте Губернатора Пермского края (https://gubernator.permkrai.ru) 3 марта 2022 г.