Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ ФСБ России от 29 марта 2022 г. N 128 "Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных ФСБ России"

 

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" 1, пунктами 1 и 5 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" 2 и пунктом 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 3, приказываю:

утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных ФСБ России.

 

Директор

А. Бортников

 

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 50, ст. 8415.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2021, N 24, ст. 4188.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3254; 2007, N 1, ст. 205.

------------------------------

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2022 г.

Регистрационный N 68006

 

Утвержден
приказом ФСБ России
от 29 марта 2022 г. N 128

 

Порядок
организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных ФСБ России

 

I. Общие положения

 

1. Федеральный государственный экологический контроль (надзор) на объектах, подведомственных ФСБ России (далее - государственный экологический контроль), осуществляет подразделение службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России, на которое возложены организация и осуществление государственного экологического контроля (далее - контрольный орган).

2. Предметом государственного экологического контроля являются:

а) соблюдение лицами, указанными в пункте 15 настоящего Порядка (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" 1, Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" 2, Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" 3, Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" 4, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" 5, Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" 1, Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" 2, Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" 3, Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" 4, Градостроительным кодексом Российской Федерации 5, Водным кодексом Российской Федерации 6, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" 7, Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" 8, Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" 9 и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении объектов, указанных в подпункте "б" пункта 4 настоящего Порядка;

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133; 2022, N 1, ст. 15.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556; 2021, N -27, ст. 5169.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4694; 2021, N 27, ст. 5166.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3510; 2021, N 27, ст. 5049.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2021, N 27, ст. 5184.

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2222; 2021, N 24, ст. 4188.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2022, N 1, ст. 39.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6273; 2022, N 1, ст. 55.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2220; 2022, N 1, ст. 14.

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2022, N 1, ст. 45.

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; 2022, N 1, ст. 39.

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2022, N 5, ст. 679.

8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4220; 2019, N 30, ст. 4097.

9 Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4097; 2021, N 24, ст. 4188.

------------------------------

б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом (если ими являются контролируемые лица) требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических "регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" 1:

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5140; 2021, N 27, ст. 5179.

------------------------------

технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 2 (пункты 2, 4, 8, 10, 11, 15 - 23, 70, 92 - 104, 131, 146, 147, 159, 160, 165, 169 - 178.1, 181, 182, 200, 201, 206, 209, подпункт "е" пункта 214, пункты 216.1, 220, 221, 225, подпункт "в" пункта 233, раздел 2 приложения N 1 к техническому регламенту о безопасности объектов морского транспорта);

------------------------------

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст. 4475; 2019, N 41, ст. 5719.

------------------------------

технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 3 (пункт 3, подпункты "л", "м" пункта 4, пункты 6, 9, 11 - 18, 23, 25, 27, 93, 108, 119, 126, 197, 201, 215, 234, подпункт "в" пункта 236, пункты 257, 274, 340, 351, 352, 375, 378 - 382, 385, 386, 401, 406 - 413, 415, 435, 438, 439, 470, 481, 497, 498, 501, 502, подпункт "в" пункта 503, пункт 8 раздела II приложения N 1, приложение N 4 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта);

------------------------------

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст. 4476; 2020, N 33, ст. 5386.

------------------------------

технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 4;

------------------------------

4 Официальный сайт Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru), 18 июня 2012 г. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org), 5 июня 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

------------------------------

технический регламент Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (TP ТС 030/2012), принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 59 1.

------------------------------

1 Официальный сайт Евразийской экономической комиссии (www.tsouz.ru), 20 июля 2012 г.; официальный сайт Евразийского экономического союза (www.eaeunion.org), 13 июня 2017 г. Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".

------------------------------

3. К разрешительным документам, указанным в подпункте "а" пункта 2 настоящего Порядка, относятся:

разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;

установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);

утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;

разрешение на временные выбросы; разрешение на временные сбросы;

положительное заключение государственной экологической экспертизы;

комплексное экологическое разрешение;

свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;

согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;

согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;

решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;

утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

разрешение на трансграничное перемещение отходов;

разрешение на транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;

заключение о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения;

разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;

договор водопользования;

решение о предоставлении водного объекта в пользование;

согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения;

заключение (разрешительный документ) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, в отношении следующих групп товаров:

- озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая;

- опасные отходы;

- ядовитые вещества, не являющиеся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ (при импорте);

разрешение на прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации;

разрешение на создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации;

разрешение на проведение буровых работ во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

разрешение на проведение буровых работ для целей, не связанных с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и добычей минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации;

разрешение на строительство, реконструкцию, проведение изыскательских работ для проектирования и ликвидацию подводных линий связи во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

разрешение на создание искусственного земельного участка во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

разрешение на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

регистрация искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и искусственных островов, установок, сооружений (за исключением плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ), расположенных во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в пределах российского сектора Каспийского моря, и прав на них;

разрешение на захоронение грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;

разрешение на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации;

разрешение на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. 1, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру (в части флоры);

------------------------------

1 Утверждена Постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1976 г. N 612, вступила в силу для СССР 8 декабря 1976 г.; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII.-M., 1978. С. 549 - 562.

------------------------------

разрешение на использование объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

разрешение на использование объектов растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

4. Контрольный орган осуществляет государственный экологический контроль в отношении следующих объектов государственного экологического контроля (далее - объекты контроля):

а) деятельность (действия (бездействие) контролируемых лиц, осуществляемая на объектах, подведомственных ФСБ России, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, указанные в пункте 2 настоящего Порядка (далее - обязательные требования), в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпункте "б" настоящего пункта;

б) здания, помещения (за исключением жилых помещений), сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются на объектах, подведомственных ФСБ России, и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты);

в) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования.

5. При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, предполагающая отнесение объектов контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска) и определяющая интенсивность профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

6. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) контрольного органа на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению к настоящему Порядку.

7. Учет объектов контроля осуществляется:

а) при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

б) при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах контроля, представляемой контрольному органу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.

 

II. Участники отношений государственного экологического контроля

 

8. Участниками отношений государственного экологического контроля являются должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля (далее - инспекторы), контролируемые лица и иные участники государственного экологического контроля (свидетели, эксперты, экспертные организации, специалисты).

9. Инспекторами являются:

а) руководитель контрольного органа, являющийся главным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на объектах, подведомственных ФСБ России);

б) заместитель руководителя контрольного органа, являющийся заместителем главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на объектах, подведомственных ФСБ России);

в) должностные лица контрольного органа, которые в соответствии с должностными регламентами, должностными инструкциями уполномочены на осуществление государственного экологического контроля, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в зоне своей деятельности (на объектах, подведомственных ФСБ России).

10. Лицо, претендующее на замещение должности руководителя контрольного органа (его заместителя), должно соответствовать следующим квалификационным требованиям:

а) наличие высшего образования, соответствующего направлению деятельности, либо высшего образования и профессиональной переподготовки по программе, соответствующей направлению деятельности;

б) стаж государственной службы (работы), связанной с осуществлением контрольных (надзорных) функций в области охраны окружающей среды (за исключением производственного экологического контроля), не менее 5 и 3 лет для руководителя контрольного органа и его заместителя соответственно;

в) наличие классной квалификации не ниже "специалист 2 класса" (для военнослужащих);

г) наличие профессиональных знаний и навыков, требования к которым установлены нормативными правовыми актами ФСБ России и которые необходимы для исполнения должностных обязанностей 1 (для военнослужащих).

------------------------------

1Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов федеральной службы безопасности, утвержденные приказом ФСБ России от 5 апреля 2010 г. N 159 (зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16992), с изменениями, внесенными приказом ФСБ России от 30 августа 2012 г. N 439 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2012 г., регистрационный N 25534) (далее - Квалификационные требования).

------------------------------

11. Лицо, претендующее на замещение иной должности в контрольном органе, исполнение должностных обязанностей по которой связано с осуществлением государственного экологического контроля, должно соответствовать следующим квалификационным требованиям:

а) наличие высшего образования, соответствующего направлению деятельности, либо высшего образования и профессиональной переподготовки по программе, соответствующей направлению деятельности;

б) наличие профессиональных знаний и навыков, требования к которым установлены нормативными правовыми актами ФСБ России и которые необходимы для исполнения должностных обязанностей 2 (для военнослужащих).

------------------------------

2Квалификационные требования.

------------------------------

12. Инспектор обязан:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

б) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольного органа;

в) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

г) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного экологического контроля;

д) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

е) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;

з) соблюдать установленные настоящим Порядком сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий.

13. Инспектор при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:

а) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов федеральной службы безопасности и решения контрольного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) производственные объекты;

б) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;

в) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей, военнослужащих и (или) работников контролируемых лиц, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;

д) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос военнослужащих и (или) работников контролируемого лица, в том числе должностных лиц, ограничения доступа к производственным объектам, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

е) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;

ж) совершать иные действия, предусмотренные настоящим Порядком.

14. Инспектор не вправе:

а) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного органа;

б) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

в) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица (его представителя), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица (его представителя) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;

д) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного экологического контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

е) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

ж) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

з) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.

15. Государственный экологический контроль осуществляется в отношении:

подразделений ФСБ России, органов федеральной службы безопасности, юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, деятельность, действия (бездействие) или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному экологическому контролю;

других государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному экологическому контролю.

16. Взаимодействие контролируемого лица с контрольным органом, защита прав и законных интересов контролируемого лица могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом контролируемого лица или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. В качестве свидетеля может выступать лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

18. Участие лица в качестве свидетеля является добровольным.

19. В качестве свидетелей не могут привлекаться судья, прокурор, следователь, дознаватель, должностное лицо налогового органа, инспектор в отношении сведений, которые стали им известны в связи с исполнением служебных обязанностей.

20. За предоставление заведомо ложных сведений свидетель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.

21. В качестве эксперта может привлекаться не имеющий личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованный 1 Росприроднадзором и (или) его территориальными органами 2 в целях привлечения к осуществлению экспертизы, проводимой при осуществлении федерального государственного контроля (надзора).

------------------------------

1Пункт 2 Правил аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2328 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1, ст. 180).

2Пункт 4 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1096 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5526).

------------------------------

22. В качестве экспертных организаций могут привлекаться подведомственные Росприроднадзору центры лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам либо иные не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) действия юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

23. Работники экспертной организации, которые будут выступать в качестве экспертов, определяются экспертной организацией.

24. При осуществлении экспертизы эксперт, экспертная организация:

а) осуществляют подготовку заключения на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

б) не должны разглашать сведения, полученные в результате осуществления экспертизы, и передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) должны соблюдать установленные сроки осуществления экспертизы;

г) могут знакомиться с документами и материалами, относящимися к осуществлению экспертизы;

д) могут отказаться после получения документов и материалов, в том числе проб и (или) образцов продукции (товаров), от осуществления экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;

е) могут запросить в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения документов и материалов для осуществления экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы продукции (товаров), необходимые для осуществления экспертизы;

ж) могут уточнять поставленные перед ними вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

з) могут включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и в отношении которых не были поставлены вопросы.

25. За дачу заведомо ложного заключения эксперт, экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем они должны быть предупреждены.

26. В ходе осуществления государственного экологического контроля контрольный орган может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольному органу, в том числе при применении технических средств. Для расчета размера вреда (ущерба), причиненного охраняемым законом ценностям, в качестве специалистов могут привлекаться работники подведомственных Росприроднадзору центров лабораторного анализа и технических измерений по федеральным округам.

27. При осуществлении отдельных контрольных (надзорных) действий специалист:

а) участвует в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершает такие действия, дает пояснения в отношении совершаемых им действий;

б) удостоверяет своей подписью факт совершения действий, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а при необходимости удостоверяет содержание и результаты этих действий, оформляя заключение;

в) не должен разглашать сведения, полученные в рамках его участия в совершении контрольных (надзорных) действий, и передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) может знакомиться с материалами, связанными с совершением действий, в которых он принимает участие;

д) может знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания в отношении совершаемых им действий, подлежащие занесению в указанные документы.

28. За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, о чем он должен быть предупрежден.

 

III. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий

 

29. При осуществлении государственного экологического контроля проводятся:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;

б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия;

в) контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок.

30. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана, утверждаемого руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России или первым заместителем руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

31. В зависимости от категории риска, к которой отнесен объект контроля, периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:

а) для категории чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год;

б) для категории высокого риска - 1 раз в 2 года;

в) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;

г) для категории среднего риска - не чаще чем 1 раз в 4 года;

д) для категории умеренного риска - не чаще чем 1 раз в 5 лет.

32. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на производственных объектах, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 34 настоящего Порядка.

33. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по следующим основаниям:

а) наличие у контрольного органа подтвержденных сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

б) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации;

в) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) истечение срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание об устранении нарушений), выданного в соответствии с подпунктом "а" пункта 72 настоящего Порядка.

34. Программа проверок формируется контрольным органом на основании поступившего извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкция которого осуществляется во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, относящегося в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории (далее - ОКС), направляемого застройщиком или техническим заказчиком в контрольный орган не позднее чем за 7 рабочих дней до начала строительства, реконструкции ОКС.

35. Программа проверок формируется контрольным органом с учетом конструктивных и иных особенностей ОКС и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации.

36. Программа проверок формируется контрольным органом с учетом следующего количества контрольных (надзорных) мероприятий за каждый год периода строительства, реконструкции ОКС:

а) соответствующего критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, - не более 6 контрольных (надзорных) мероприятий;

б) соответствующего критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, - не более 5 контрольных (надзорных) мероприятий;

в) соответствующего критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам III категории, - не более 4 контрольных (надзорных) мероприятий;

г) соответствующего критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, - не более 3 контрольных (надзорных) мероприятий.

37. Программа проверок формируется контрольным органом на весь срок строительства, реконструкции ОКС и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, для каждого из которых указывается следующая информация:

а) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет, наименование работ (описание этапа работ), подлежащих проверке;

б) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

в) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

г) должностные лица застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, присутствие которых при проведении контрольного (надзорного) мероприятия является обязательным.

38. Программа проверок (изменения в программу проверок) утверждается руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России или первым заместителем руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

39. Копия программы проверок (изменений в программу проверок) направляется (вручается) застройщику или техническому заказчику. Застройщик или технический заказчик доводит до сведения лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию ОКС, сведения о предмете контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных программой проверок (изменениями в программу проверок), и событиях, наступление которых является основанием для их проведения.

40. После завершения строительства, реконструкции ОКС проводится контрольное (надзорное) мероприятие с целью оценки возможности выдачи заключения контрольного органа в отношении ОКС. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение контрольного органа, предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации 1.

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2021, N 27, ст. 5103.

------------------------------

41. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании решения контрольного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подготавливается контрольным органом, подписывается руководителем контрольного органа или его заместителем, регистрируется и заверяется печатью.

Решение контрольного органа о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего командирование инспектора, подготавливается на основании решения, являющегося основанием для командирования.

Решение контрольного органа о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, не предусматривающего командирование инспектора, подготавливается на основании решения начальника службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

42. В решении контрольного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются:

а) дата, время и место принятия решения;

б) кем принято решение;

в) основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

г) вид федерального государственного контроля (надзора);

д) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;

е) объект контроля, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие;

ж) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в решении контрольного органа о проведении рейдового осмотра);

з) сведения о контролируемом лице, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие (может не указываться в решении контрольного органа о проведении рейдового осмотра);

и) вид контрольного (надзорного) мероприятия;

к) перечень контрольных (надзорных) действий, совершаемых в рамках контрольного (надзорного) мероприятия;

л) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;

м) срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом может не указываться в решении контрольного органа о проведении рейдового осмотра);

н) перечень документов, представление которых контролируемым лицом необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрено представление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований);

о) иные сведения (по решению контрольного органа, в том числе о применении проверочных листов).

43. В случае принятия решения о применении при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий проверочных листов, они прилагаются к решению контрольного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

44. О проведении контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением инспекционного визита, контролируемое лицо уведомляется контрольным органом посредством почтовой или иной связи не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, проводимого на основании программы проверок, и не менее чем за 1 рабочий день до начала проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

 

IV. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

 

45. Государственный экологический контроль осуществляется посредством проведения следующих видов контрольных (надзорных) мероприятий:

а) инспекционный визит;

б) рейдовый осмотр;

в) документарная проверка;

г) выездная проверка.

46. Инспекционный визит проводится путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо производственного объекта.

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- инструментальное обследование;

- истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо производственного объекта.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте не может превышать 1 рабочий день.

47. Рейдовый осмотр проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют и (или) пользуются несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.

Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение и (или) пользование производственным объектом.

В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- досмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза.

Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней.

При проведении рейдового осмотра инспектор вправе взаимодействовать с находящимися на производственном объекте лицами.

В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.

48. Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа и ее предметом являются сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного органа.

В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц государственного экологического контроля.

В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- экспертиза.

В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого требования. Указанные в данном требовании документы направляются в контрольный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования.

В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого требования. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, вправе дополнительно представить в контрольный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного экологического контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный орган.

49. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим и (или) пользующимся производственными объектами, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного органа.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо производственного объекта.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

- осмотр;

- досмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза.

50. Осмотр заключается в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков) и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Осмотр не проводится в отношении жилых помещений.

Осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам осмотра инспектором составляется протокол осмотра, в который вносится перечень осмотренных территорий и помещений (отсеков), а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

51. Досмотр заключается в проведении визуального обследования помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением примененных к ним пломб, печатей или иных средств идентификации, с разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Досмотр не проводится в отношении жилых помещений.

Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только с применением видеозаписи.

По результатам досмотра инспектором составляется протокол досмотра, в который вносится перечень досмотренных помещений (отсеков), транспортных средств, продукции (товаров), а также вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых объектов, имеющих значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

52. Опрос заключается в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией.

Результаты опроса фиксируются в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений, а также в акте в случае, если полученные сведения имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

53. Получение письменных объяснений заключается в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (далее - объяснения).

Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.

Инспектор вправе собственноручно составить объяснения со слов лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.

54. Истребование документов заключается в предъявлении (направлении) инспектором контролируемому лицу требования о представлении необходимых и (или) имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований документов и (или) их копий, в том числе материалов фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, а также носителей информации.

Копии изготовленных на бумажном носителе документов представляются на бумажном носителе или на машинном носителе информации в виде электронных образов (скан-копий) документов. В случае проведения инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки копии документов на машинном носителе информации представляются при наличии технической возможности ознакомления инспектора с указанными копиями во время проведения соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае представления копий истребуемых документов инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, представляются контролируемым лицом инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае, если контролируемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, оно в течение 1 рабочего дня со дня получения требования ходатайством в письменной форме уведомляет инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого контролируемое лицо может представить истребуемые документы. В течение 1 рабочего дня со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий документ, вручаемый контролируемому лицу под подпись или направляемый контролируемому лицу почтовым отправлением или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого документа.

55. Отбор проб (образцов) заключается в изъятии (выборке) инспектором, экспертом или специалистом проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.

По результатам отбора проб (образцов) инспектором, экспертом или специалистом составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).

В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) инспектор, эксперт или специалист делает соответствующую отметку в указанном протоколе.

56. Инструментальное обследование заключается в совершении инспектором или специалистом по месту нахождения производственного объекта действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

При проведении инструментального обследования используются измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку, а также государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.

57. Испытание заключается в совершении специалистом по месту осуществления им деятельности действий с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, указанных в абзаце втором пункта 56 настоящего Порядка, для исследования проб (образцов) воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, продукции (товаров), иных предметов и материалов по вопросам, имеющим значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

По результатам испытания специалистом составляется протокол испытания, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы специалиста, составившего протокол, сведения о контролируемом лице, предмет испытания, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, применяемые методики испытания, результат испытания, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении испытания, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для проведения оценки результатов испытаний.

58. Экспертиза заключается в проведении исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники и которые поставлены инспектором в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Конкретное экспертное задание может включать одну или несколько из следующих задач экспертизы:

- установление фактов, обстоятельств;

- установление тождества или различия;

- установление объективных свойств и состояний имеющихся в наличии образцов;

- проведение оценки образца на соответствие заданным критериям;

- установление соответствия образца существующим принципам и нормам права;

- установление соответствия образца заданной системе нормативно-технических требований;

- установление последствий изменения образца по заданной программе его развития.

Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению контрольного органа.

При назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право присутствовать при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту, а также знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.

Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения производственного объекта непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.

Время осуществления экспертизы зависит от вида экспертизы и устанавливается индивидуально в каждом конкретном случае по соглашению между контрольным органом и экспертом или экспертной организацией.

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.

59. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра или выездной проверки для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.

60. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором самостоятельно.

61. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте.

62. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.

63. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.

В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

64. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи прилагаются к акту.

65. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

 

V. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия

 

66. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы (в случае их применения) прилагаются к акту.

67. Оформление акта производится инспектором на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, за исключением случая, указанного в пункте 70 настоящего Порядка.

68. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

69. Контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта и подписывают его на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, указанных в пункте 71 настоящего Порядка.

В случае отказа или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта инспектором в акте делается соответствующая отметка.

70. В случае, если оформление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания его проведения невозможно, в том числе по причине непоступления на указанный день документов, составленных по результатам совершения контрольных (надзорных) действий, указанных в пунктах 57 и 58 настоящего Порядка, инспектор оформляет акт в течение 10 рабочих дней после устранения обстоятельств, препятствовавших его оформлению.

71. В случае, указанном в пункте 70 настоящего Порядка, а также в случае проведения документарной проверки контрольный орган направляет контролируемому лицу акт в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.

72. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом инспектор обязан:

а) выдать контролируемому лицу после оформления акта предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения и (или) предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - предписание о проведении мероприятий);

б) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и о доведении до сведения контролируемых лиц информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт доведения такой информации, в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемого лица, эксплуатация (использование) им производственных объектов, производимые и реализуемые им товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;

в) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания об устранении нарушений и предписания о проведении мероприятий (далее - предписание) в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения.

73. Если акт, предписание и иные документы, составляемые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (за исключением документарной проверки), содержат информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, вторые экземпляры указанных документов направляются посредством почтовой связи контролируемым лицом в адрес контрольного органа в течение 10 рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, указанных в пункте 71 настоящего Порядка.

74. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение предписания невозможно в установленные сроки, до их истечения руководитель контрольного органа (его заместитель) на основании обращения контролируемого лица может отсрочить исполнение предписания на срок до 1 года, о чем принимается соответствующее решение.

75. По истечении срока исполнения контролируемым лицом предписания либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено предписанием, контрольный орган оценивает исполнение предписания на основании представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании невозможно сделать вывод об исполнении предписания, контрольный орган оценивает исполнение предписания путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных настоящим Порядком.

76. В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного пунктом 75 настоящего Порядка, контрольным органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения.

77. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный орган информирует по данному вопросу руководство службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

 

VI. Проведение профилактических мероприятий

 

78. По решению руководителя контрольного органа (его заместителя) могут проводиться следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) профилактический визит (за исключением профилактического визита, предполагающего командирование инспектора);

д) консультирование.

79. Профилактический визит, предполагающий командирование инспектора, проводится по решению руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

80. Контрольный орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

81. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного экологического контроля, подготавливается контрольным органом 1 раз в год и утверждается руководителем Службы обеспечения деятельности ФСБ России или первым заместителем руководителя Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

82. В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Контролируемое лицо вправе в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный орган возражение в отношении указанного предостережения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт подачи такого возражения. Контрольный орган рассматривает указанное возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу мотивированный ответ в течение 30 рабочих дней со дня получения возражения.

83. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо производственным объектам, которыми он владеет и (или) пользуется, о соответствии объектов контроля критериям отнесения объектов контроля к категориям риска (приложение к настоящему Порядку), основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором могут осуществляться консультирование контролируемого лица, а также сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, с периодичностью не чаще 1 раза в год, но не реже 1 раза в 5 лет, а также в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в отношении которой осуществляется государственный экологический контроль.

Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству инспектора, проводящего профилактический визит, руководитель контрольного органа (его заместитель) может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.

При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю контрольного органа (его заместителю) для принятия решения контрольного органа о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

84. Консультирование осуществляется инспекторами по телефону, на личном приеме в сроки, определенные руководителем контрольного органа (его заместителем), либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.

Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.

 

VII. Обжалование решений, действий (бездействия) инспекторов

 

85. Жалоба на решение, действия (бездействие) инспектора подается контролируемым лицом в письменной форме в службу технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав,

Жалоба рассматривается руководителем контрольного органа (его заместителем). Жалоба на решение, действия (бездействие) руководителя контрольного органа (его заместителя) рассматривается начальником службы технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России.

86. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 рабочих дней со дня ее поступления.

87. Лица, указанные в абзаце втором пункта 85 настоящего Порядка, могут принять решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:

жалоба подана после истечения срока подачи жалобы;

поступило заявление об отзыве жалобы от контролируемого лица, ее подавшего;

имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

ранее в службу технических инспекций и пожарного надзора Службы обеспечения деятельности ФСБ России была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям.

88. При рассмотрении жалобы у контролируемого лица, подавшего жалобу, могут быть запрошены дополнительная информация и документы, относящиеся к предмету жалобы. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса до момента получения информации и документов.

89. Лицо, рассматривающее жалобу, по итогам ее рассмотрения принимает одно из следующих решений:

оставляет жалобу без удовлетворения;

отменяет решение инспектора полностью или частично;

отменяет решение инспектора полностью и принимает новое решение;

признает действия (бездействие) инспектора незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

 

Приложение
к Порядку (пп. 6, 83)

 

Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска

 

1. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:

а) к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 1 (далее - Критерии);

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст. 447; N 42, ст. 7116.

------------------------------

б) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории в соответствии с Критериями;

в) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по транспортированию отходов производства и потребления;

г) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.

2. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящих критериев к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего риска соответственно в случаях:

а) если объект размещается:

в границах особо охраняемой природной территории федерального значения;

в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории;

в границах водно-болотного угодья международного значения;

в Арктической зоне Российской Федерации;

в водоохранных зонах следующих водных объектов:

поверхностных водных объектов, расположенных на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации;

водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;

внутренних морских вод Российской Федерации;

территориального моря Российской Федерации;

особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, расположенных полностью или частично в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения;

водных объектов или их частей, объявленных рыбохозяйственными заповедными зонами;

водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;

водных объектов, по которым проходит государственная граница Российской Федерации;

водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год;

б) если объект является объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, для которого устанавливаются квоты выбросов в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" 1.

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4097; 2021, N 24, ст. 4188.

------------------------------

3. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих критериев к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска:

а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.2.3, частями 1 и 2 статьи 8.4, частями 3 и 4 статьи 8.7, статьями 8.12 - 8.14, частью 1 статьи 8.17, статьями 8.19, 8.21, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.42, 8.44, 8.45, а также частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 и статьей 19.20 (в части деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2;

------------------------------

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2007, N 26, ст. 3089; 2013, N 27, ст. 3465; N 43, ст. 5452; N 49, ст. 6343; 2016, N 1, ст. 28; N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4286; 2018, N 47, ст. 7128; 2019, N 16, ст. 1820; N 25, ст. 3161.

------------------------------

б) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объекта, виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246 - 248, 250 - 253, 259 Уголовного кодекса Российской Федерации 1;

------------------------------

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2011, N 50, ст. 7362; 2018, N 27, ст. 3940.

------------------------------

в) решение о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля.

4. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами "а" и "в" пункта 3 настоящих критериев к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.

5. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 настоящих критериев к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно по истечении 3 лет после вступления в законную силу соответствующих решений и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

6. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих критериев к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 3 настоящих критериев, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.

 

Урегулированы вопросы федерального государственного экологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных ФСБ. Помимо прочего определены права и обязанности участников контроля (надзора), виды мероприятий, порядок присвоения объектам категорий риска, правила оформления результатов мероприятий.


Приказ ФСБ России от 29 марта 2022 г. N 128 "Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора) на объектах, подведомственных ФСБ России"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 марта 2022 г.

Регистрационный N 68006


Вступает в силу с 11 апреля 2022 г.


Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 31 марта 2022 г. N 0001202203310014