Банковская тайна и отмывание денег
Банковская тайна является одним из наиболее важных аспектов продолжающихся в прессе прений относительно нарушений личной тайны в связи с введением в действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"*(1), поскольку на основе информации о банковских операциях можно судить о побудительных мотивах экономической деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В общепринятом понимании банковская тайна является разновидностью коммерческой тайны и заключается в том, что предприятия и банки стремятся скрыть сведения о своих операциях в целях закрепления за собой высоких прибылей.
О том, что считается банковской тайной и что не считается ее нарушением, разъясняется в предлагаемой статье.
Кто имеет доступ к банковской тайне
Во Франции Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала доклад, в котором подчеркивается важность доступа налоговых органов к банковской информации. В нем также подтверждается, что банковская тайна является необходимым условием защиты конфиденциальности в финансовой сфере и сохранения доверия клиентов к кредитно-финансовым организациям.
Вместе с тем в докладе отмечается, что ограниченный доступ государственных органов, включая и налоговые ведомства, к банковской информации может приводить к сокрытию налогоплательщиками незаконных операций и уклонению от уплаты ими налогов, установленных национальным законодательством.
Позиция ОЭСР заключается в том, что налоговое ведомство любой страны должно иметь доступ к банковской информации в связи с конкретным запросом непосредственно или через какую-либо другую государственную структуру. Это позволит налоговым органам выполнять возложенные на них функции и обмениваться налоговой информацией с другими странами в рамках заключенных соглашений.
До настоящего времени пределы раскрытия банковской тайны в России, порядок и условия предоставления указанной информации кредитными организациями и Банком России третьим лицам без согласия клиентов определялись ст.26 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1). В соответствии с указанной статьей кредитная организация и Банк России гарантируют тайну операций, счетов и вкладов своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну операций, счетов и вкладов ее клиентов и корреспондентов, а также иных сведений, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны выдаваться кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также о конкретных сделках и операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Необходимо отметить, что органы прокуратуры необоснованно исключены из числа тех организаций, которым должна выдаваться информация согласно ст.26 Закона N 395-1, в связи с чем представляется необходимым внесение соответствующих дополнений в действующее законодательство о банковской тайне.
Указ Президента РФ от 14.06.94 N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности", в ст.1 которого прямо говорилось, что банковская тайна не является препятствием для получения органами прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению тяжких преступлений, утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 14.06.97 N 593 "О признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации".
Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну
Один из нормативных правовых актов, принятых в целях обеспечения полноты внесения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также усиления ответственности налогоплательщиков за соблюдение норм налогового законодательства, вызвал не только неоднозначное его толкование, но и по-разному применялся, поскольку некоторым образом ограничивал тайну банковских вкладов. Речь идет об Указе Президента РФ от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (с изменениями от 21.03.95, 06.01.98, 03.08.99, 25.07.2000) (далее - Указ N 1006), п.8 которого устанавливалось, что банки и другие кредитные учреждения обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10 000 долл. США и выше. При установлении случаев неисполнения этих обязанностей Центральный банк РФ обязан принять меры в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Указ N 1006 не отменен и не признан утратившим силу.
Вместе с тем согласно ст.857 ГK РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в случаях и порядке, установленных законом. Ссылаясь на указанную норму ст.857 ГК РФ, руководство банков и иных кредитных организаций отказывалось предоставлять налоговым органам сведения о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 000 долл. США и выше, поскольку Указ N 1006 законом не является.
Однако в ст.4 Федерального закона от 26.01.96 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что изданные до введения в действие части второй ГК РФ нормативные акты Президента Российской Федерации по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.
Вряд ли можно согласиться с доводом, что поскольку Указ N 1006, устанавливающий особый порядок предоставления информации банками налоговым органам, являющейся по существу банковской тайной, был издан ранее ГК РФ, он подлежит применению наравне с законом. В декабре 1990 года вступил в силу Закон N 395-1, ст.25 которого определялось, что справки по счетам и вкладам граждан выдаются судам и следственным органам по делам, находящимся в их производстве, в случаях, когда на денежные средства и иные ценности клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Банк, кредитное учреждение не только считали себя вправе не информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 000 долл. США и выше, но даже были обязаны не разглашать данные сведения, являющиеся банковской тайной. Тем не менее, учитывая, что п.8 Указа N 1006 формально не отменен, некоторые банки "на всякий случай" рекомендовали своим клиентам - физическим лицам не совершать операции на указанные выше суммы.
1 января 1999 года вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.86 НК РФ в обязанность банков входит выдача налоговым органам справок по операциям и счетам не всех физических лиц, а только граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и только по мотивированному запросу налогового органа. Следовательно, п.8 Указа N 1006 противоречит не только Гражданскому кодексу РФ, но и Налоговому кодексу РФ. А поскольку согласно ст.90 Конституции РФ Указы Президента РФ не должны противоречить федеральным законам, п.8 Указа N 1006 применяться не может.
Предотвращение использования банковской системы для легализации преступных доходов
Ограничение банковской тайны
Идея ограничения банковской тайны нашла свое отражение в нормах международного права. 12 декабря 1996 года ООН приняла Декларацию о преступности и общественной безопасности.
Декларация ООН о преступности и общественной безопасности
Статья 8: В целях дальнейшей борьбы с транснациональными потоками доходов от преступной деятельности государства-члены соглашаются принимать соответствующие меры для борьбы с утаиванием или сокрытием подлинного происхождения доходов от опасной транснациональной преступной деятельности и намеренной конверсией или переводом таких доходов с этой целью. Государства-члены соглашаются требовать ведения надлежащей отчетности финансовыми и смежными учреждениями и в соответствующих случаях, представления информации о подозрительных сделках, а также обеспечить принятие эффективных законов и процедур, позволяющих изымать и конфисковывать доходы от опасной транснациональной преступной деятельности. Государства - члены признают необходимость ограничить применение законов, касающихся банковской тайны, если таковые существуют, применительно к преступным операциям и обеспечивать сотрудничество с финансовыми учреждениями для обнаружения этих и любых других операций, которые могут использоваться для отмывания денег.
Декларация ООН о преступности и общественной безопасности Российской Федерацией ратифицирована не была и в официальных источниках России не публиковалась.
В Страсбурге 27 января 1999 года Совет Европы принял Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173). Россия подписала ее 25 января 1999 года (распоряжение Президента РФ от 25.01.99 N 18-рп). В качестве мер по содействию сбору доказательств и конфискации доходов в ст.23 Конвенции устанавливалось, что "каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться в целях наделения ее судов или других компетентных органов полномочиями отдавать распоряжения о предоставлении или аресте банковской, финансовой или коммерческой документации в целях осуществления действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. Банковская тайна не является препятствием для осуществления мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи"*(2).
Методические рекомендации ЦБ РФ
В июле 1997 года в целях защиты банковской системы Российской Федерации от проникновения преступных капиталов, учитывая мировой опыт и рекомендации Международной группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) Центральный банк Российской Федерации разработал Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации (далее - Методические рекомендации). В своем письме от 03.07.97 N 479 Банк России рекомендовал банкам и иным кредитным организациям руководствоваться положениями указанного выше документа при открытии, ведении счетов, выдаче гарантий, поручительств и кредитов, установлении других договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании клиентов. В частности, банкам предлагалось тщательно изучать и анализировать учредительные документы клиента - юридического лица, документы, характеризующие его финансово-хозяйственную деятельность, проводить анализ представленной отчетности, а также изучение личности клиента - физического лица. При этом дана методика проведения анализа документов и изучения личности клиентов - физических лиц.
При рассмотрении бухгалтерских документов аналитического и синтетического учета по статьям, связанным с расчетами (счета в банках, обороты по кассе, дебиторы, кредиторы) клиента - юридического лица, особое внимание необходимо обращать на соотношение расчетов в безналичной и наличной форме, поскольку большой удельный вес расчетов в наличной форме в общей структуре расчетов, а также отсутствие ежедневной инкассации на предприятиях торговли и коммунально-бытовых услуг населению может косвенным образом свидетельствовать о проведении операций с доходами, полученными незаконным путем.
В Разделе II Методических рекомендаций приведен примерный перечень подозрительных операций, разработанный в соответствии с международной практикой и рекомендациями FATF. Такой перечень может дополняться каждым банком самостоятельно. Так, операция может быть отнесена к подозрительной и требующей повышенного внимания со стороны банка, если ее сумма при разовом или неоднократном (в течение одного месяца) совершении равна или превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда - для физических лиц; равна или превышает 10 000 минимальных размеров оплаты труда - для юридических лиц и входит в перечень следующих операций.
1. Операции юридических и физических лиц с денежными средствами в наличной форме:
а) снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обосновано характером его деятельности;
б) продажа (покупка) наличной иностранной валюты физическими лицами;
в) приобретение физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет;
г) получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, либо по чеку, сумма которого объявлена как выигрыш;
д) обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
е) зачисление на счет (вклад) наличных денег в упаковках, опечатанных другим банком.
2. Операции юридических и физических лиц по банковским счетам (вкладам):
а) зачисление наличных денежных средств юридическим или физическим лицом на счета (вклады) в течение одного дня в разных филиалах банка;
б) зачисление на счет (вклад) денежных средств, которые аккумулируются, а затем переводятся в другой банк (филиал), в том числе находящийся за границей;
в) размещение денежных средств в банковский вклад (депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;
г) зачисление денежных средств на счет, операции по которому не производились или были незначительными, с распоряжением о выплате денежных средств в наличной форме;
д) открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с зачислением на него наличных денег;
е) открытие вкладов (депозитов), формируемых за счет оплаченных банковских и дорожных чеков;
ж) перевод денежных средств на "номерной" счет (вклад) за границу и поступление денежных средств с "номерного" счета (вклада) из-за границы;
з) зачисление и/или списание денежных средств недавно образованным юридическим лицом либо юридическим лицом, операции по счетам которого являлись незначительными;
и) поступления иностранной валюты на счет юридического лица по внешнеторговым сделкам в качестве коммерческого кредита по обязательствам, которые этим юридическим лицом не исполняются;
к) зачисление на счет денежных средств, поступивших от юридического (физического) лица, имеющего местонахождение (местожительство) и/или являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в регионах (в том числе в оффшорных и свободных экономических зонах, а также регионах с нестабильной политической и экономической ситуацией или связанных с производством наркотических веществ), с которым осуществляющее операции лицо не имеет устойчивых коммерческих контактов;
л) списание денежных средств в пользу юридического (физического) лица, имеющего местонахождение (местожительство) и/или являющегося владельцем счета в банке, зарегистрированном в регионах (в том числе в оффшорных и свободных экономических зонах, а также регионах с нестабильной политической и экономической ситуацией или связанных с производством наркотических веществ), с которыми осуществляющее операции лицо не имеет устойчивых коммерческих контактов.
3. Операции юридических и физических лиц, связанные с получением и предоставлением кредитов (займов) в денежной форме:
а) заявление о выдаче кредита под залог сберегательного (депозитного) сертификата;
б) предоставление или получение кредита (займа), исполнение обязательств по которому обеспечено документом, удостоверяющим наличие у заемщика вклада в иностранном банке;
в) предоставление или получение кредита (займа) с процентной ставкой, превышающей среднюю процентную ставку по денежным инструментам на внутреннем и внешнем рынках.
4. Операции юридических и физических лиц с ценными бумагами:
а) предложение необычно высокой комиссии за посредничество в осуществлении операций с ценными бумагами;
б) единовременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим заметное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам, а также другие сделки, связанные с манипулированием ценами на рынке ценных бумаг;
в) осуществление операций, при которых один и тот же финансовый инструмент (например, пакет ценных бумаг) многократно продается и затем выкупается в сделках с одной и той же стороной;
г) регулярный дефицит или регулярный приток денежных средств при расчетах по операциям на срочных рынках;
д) проведение операций с ценными бумагами на предъявителя, не размещенными в депозитариях.
При этом банк имеет возможность воздержаться от проведения подозрительных и требующих повышенного внимания с его стороны операций. При наличии же явных признаков преступления со стороны клиента банку рекомендовано обращаться в правоохранительные органы Российской Федерации.
Примечательно, что норма об обращении в правоохранительные органы Российской Федерации носит именно рекомендательный, а не обязательный характер. Причем ЦБ РФ предупреждает о возможности вовлечения банка в процесс интегрирования незаконных доходов в легальный денежный оборот, а поскольку практически во всех ведущих странах мира, в том числе в странах - крупнейших внешнеэкономических партнерах Российской Федерации действует законодательство по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, банки могут стать объектом судебного разбирательства со стороны иностранного государства. Следует отметить, что видимых положительных результатов применение Методических рекомендаций по предотвращению проникновения преступных доходов в банки и иные кредитные организации не дало.
Международное сотрудничество
12 декабря 2000 года Россия подписала Конвенцию ООН от 15.11.2000 "Против транснациональной организованной преступности" (распоряжение Президента РФ от 09.12.2000 N 556-рп). Цель этой Конвенции - содействие сотрудничеству в более эффективном предупреждении транснациональной организованной преступности и борьбы с ней.
Тогда ЦБ РФ издает указание оперативного характера от 15.02.2001 N 24-Т "О Вольфсбергских принципах" (далее - Указание N 24-Т).
В преамбуле указания оперативного характера ЦБ РФ от 15.02.2001 N 24-Т "О Вольфсбергских принципах" говорится:
Легализация доходов, полученных преступным путем, продолжает оставаться в настоящее время серьезной проблемой, находящейся в центре внимания международного сообщества. Предпринимается целый ряд мер, направленных на организацию противодействия отмыванию "грязных" денег в международной финансовой сфере.
Одиннадцать ведущих банков мира (Societe Generale, Deutsche Bank AG, ABN AMRO Bank N.V., Banco Santander Central Hispano S.A., Credit Suisse Group, UBS AG, HSBC, Barclays Bank, The Chase Manhattan Private Bank, Citibank N.A., J.P. Morgan) инициировали разработку и 30 октября 2000 года подписали Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (далее - Вольфсбергские принципы).
Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банков и основные элементы механизмов по предотвращению использования банковской системы для легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка в соответствии с Вольфсбергскими принципами должно лежать правило, согласно которому банк может устанавливать отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть в разумных пределах подтверждено их законное происхождение. Вместе с тем Вольфсбергские принципы предполагают, что конкретные механизмы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, могут определяться по усмотрению банка.
В приложении к Указанию N 24-Т были приведены Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы), предназначенные для использования в работе кредитных организаций для разработки ими собственной политики противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также для организации работы с клиентами.
В пункте 1.3 Вольфсбергских принципов отмечалась важность сбора и систематизации информации по следующим критериям:
- цель и причины открытия счета;
- предполагаемые операции по счету;
- источник состояния (описание деятельности, являющейся источником доходов), оценка капитала;
- источники фондов (описание источников происхождения и способов перевода денег, использованных для открытия счета);
- при необходимости дополнительная информация или иные источники, касающиеся репутации клиента.
Если перечисленных мер для должной проверки клиента недостаточно (например, в случае отсутствия положительно характеризующей клиента и достоверной информации), перед открытием счета необходима личная встреча с ним.
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"
Ориентируясь на нормы международного права, с 1 февраля 2002 года Россия ввела в действие Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Данный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие Закона N 115-ФЗ распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
Статья 3 Закона N 115-ФЗ определяет доходы, полученные преступным путем, как "денежные средства или иное имущество, полученные в результате преступления". Следовательно, чтобы доходы были признаны полученными преступным путем, требуется соблюдение всех процедур, установленных действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а в обязательном порядке - наличие приговора суда, определившего получение денежных средств и имущества именно в результате совершения преступления.
В этой связи возникает вопрос: могут ли сведения, полученные в рамках рассматриваемого Закона N 115-ФЗ, являться доказательствами по уголовному делу?
Какие сведения могут являться доказательствами по уголовному делу
Статьей 69 УПК РСФСР определялось, что доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются: показаниями свидетеля; показаниями потерпевшего; показаниями подозреваемого; показаниями обвиняемого; заключением эксперта; актами ревизий и документальных проверок; вещественными доказательствами; протоколами следственных и судебных действий и др.
Иными словами, сбор доказательств должен осуществляться уже в рамках уголовного процесса органом дознания, следователем или судом. Но не получится ли так, что сведения, направленные банками, кредитными организациями в уполномоченный орган, будут являться доказательствами, полученными с нарушением закона, и впоследствии будут признаны не имеющими юридической силы и не смогут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в ст.68 (обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу) УПК РСФСР?
С 1 июля 2002 года вступает в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, согласно ст.74 которого доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Таким образом, доказательства должны быть собраны в рамках уголовно-процессуального законодательства при наличии обстоятельств, подлежащих доказыванию.
В соответствии со ст.6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб., а по своему характеру она относится к одному из видов подозрительных операций.
Закон N 115-ФЗ предусматривает, что информацию по вышеуказанным операциям кредитные организации обязаны предоставлять в уполномоченный орган - Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) - только по его письменному запросу.
Одновременно порядок предоставления организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, установлен положением ЦБ РФ от 28.11.2001 N 161-П (далее - положение N 161-П). В соответствии с п.2.1 положения N 161-П кредитная организация направляет в уполномоченный орган отчет, содержащий указанные выше сведения в виде электронного документа (ОЭД) через территориальные учреждения Банка России. Таким образом, согласно п.4.2 положения N 161-П Банк России создает и ведет электронный справочник видов операций, сведения о которых затем представляются в КФМ России.
Основные задачи КФМ России определены в п.3 Указа Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем":
сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;
создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
осуществление в соответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
представление Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Таким образом, КФМ России, подотчетный Министерству финансов Российской Федерации, является своего рода передаточным звеном, накопителем не простой информации, а банковской и коммерческой тайны.
Межведомственное сотрудничество
Несмотря на создание КФМ России, продолжает действовать приказ МВД России, Минфина России, МНС России, ГТК России, ФСБ России, ФСПН России, ВЭК России, Минэкономики России и Минюста России от 14.05.99 N 335/31н/ГБ-3-34/133/297/194/160/90/244/181 "О создании Межведомственного центра при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" (далее - Приказ от 14.05.99), принятый в целях совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.
В соответствии с п.11 положения о Межведомственном центре при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, утвержденного Приказом от 14.05.99, для осуществления своих функций его сотрудники вправе запрашивать в установленном порядке и в рамках компетенции от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы их собственности, а также у физических лиц необходимую информацию по вопросам, входящим в его компетенцию.
В частности, в компетенцию Межведомственного центра при МВД России входит: сбор, анализ и предварительная проверка сведений о финансово-экономических операциях с денежными средствами или иным имуществом, имеющих незаконный или экономически нецелесообразный характер; информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение общероссийских мероприятий по выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем; сотрудничество с аналогичными структурами иностранных государств и международными организациями.
Таким образом, предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам, ведущим борьбу с коррупцией, отмыванием преступных денег и другими преступлениями, принято не только в нашей стране, но и в международной практике и не является нарушением банковской тайны.
И.В. Фомина,
ведущий специалист Правовой службы
УФСНП России по г. Москве
"Российский налоговый курьер", N 9, май 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о Федеральном законе N 115-ФЗ читайте в статье "Сделаем доходы прозрачными", "РНК", 2002, N 8. - Примечание редакции
*(2) В пунктах 1 и 2 указанной статьи перечислены меры по содействию сбору доказательств и конфискации доходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99