Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Коми
от 25 апреля 2022 г. N 209
(приложение)
Региональная программа
по развитию инклюзивного общего, профессионального, дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2024 годы
Паспорт
Региональной программы по развитию инклюзивного общего, профессионального, дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2024 годы (далее - Программа)
Наименование Программы |
Региональная программа по развитию инклюзивного общего, профессионального, дополнительного образования, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на 2022 - 2024 годы |
Основания разработки Программы |
Поручение Главы Республики Коми по итогам заседания Совета по делам инвалидов при Главе Республики Коми от 27 мая 2021 года; Межведомственный комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой 22 декабря 2021 г. N 14068п-П8 |
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми |
Соисполнители Программы |
Министерство здравоохранения Республики Коми; Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми; Министерство физической культуры и спорта Республики Коми |
Участники Программы |
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми; общественные организации Республики Коми, содействующие защите прав и интересов людей с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями здоровья (по согласованию); органы местного самоуправления в Республике Коми (по согласованию); образовательные организации Республики Коми (по согласованию); государственные образовательные организации, подведомственные Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (по согласованию); государственные учреждения здравоохранения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Коми; государственные учреждения культуры, подведомственные Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми (по согласованию); государственные учреждения, подведомственные Министерству физической культуры и спорта Республики Коми (по согласованию) |
Цель Программы |
создание условий для получения качественного образования обучающимися с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья |
Задачи Программы: |
1) совершенствование нормативного правового обеспечения инклюзивных форм получения образования обучающимися с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья с учетом региональных особенностей; 2) обеспечение условий для реализации равных прав обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на получение качественного образования на всех его уровнях, во всех типах образовательных организаций на территории Республики Коми; 3) подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по вопросам инклюзивного образования; 4) мониторинг и контроль исполнения законодательства в сфере образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
1) доля обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в системе общего образования; 2) доля обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в организациях дополнительного образования; 3) доля обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в организациях среднего профессионального образования; 4) доля консультационных пунктов, направленных на оказание психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет; 5) доля обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в образовательных организациях согласно заключениям ПМПК; 6) доля педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с детьми с ограниченными возможностями здоровья; 7) доля педагогических работников, повысивших свою квалификацию по вопросам инклюзивного образования, по отношению к числу педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование |
Сроки реализации Программы |
2022 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы в 2022 - 2024 годах составит 487836,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 55924,51 тыс. рублей; 2023 год - 214028,11 тыс. рублей; 2024 год - 217883,88 тыс. рублей. Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов и внебюджетных источников. Объем средств федерального бюджета составляет 30055,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 22824,60 тыс. рублей; 2023 год - 1994,90 тыс. рублей; 2024 год - 5235,90 тыс. рублей; объем средств республиканского бюджета Республики Коми составляет 448531,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 23934,41 тыс. рублей; 2023 год - 211993,31 тыс. рублей; 2024 год - 212603,78 тыс. рублей. объем средств бюджетов муниципальных образований Республики Коми составляет 141,6 тыс. рублей, из них: в 2022 году - 57,50 тыс. рублей; в 2023 году - 39,90 тыс. рублей; в 2024 году - 44,20 тыс. рублей. Объем средств из внебюджетных источников составляет 9108,00 тыс. рублей, из них: в 2022 году - 9108,00 тыс. рублей; в 2023 году - 0,00 тыс. рублей; в 2024 году - 0,00 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
реализация Программы позволит обеспечить к 2024 году: 1) увеличение доли обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в системе общего образования, до 22%; 2) увеличение доли обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в организациях дополнительного образования, до 40%; 3) увеличение доли обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование инклюзивно в организациях среднего профессионального образования, до 12%; 4) увеличение доли консультационных пунктов, направленных на оказание психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, до 36%; 5) увеличение доли обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в образовательных организациях согласно заключениям ПМПК, до 73%; 6) увеличение доли педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, до 31%; 7) увеличение доли педагогических работников, повысивших свою квалификацию по вопросам инклюзивного образования, по отношению к числу педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование, до 74% |
Управление Программой |
координацию деятельности исполнителей Программы, мониторинг хода реализации Программы осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Соблюдение прав обучающихся с особыми образовательными потребностями на доступное качественное образование - одно из актуальных направлений деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, общественных организаций, содействующих защите прав и интересов людей с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ).
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Статьей 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
В федеральных государственных образовательных стандартах отражены требования к условиям реализации адаптированных образовательных программ для всех категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для обучающихся с инвалидностью также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Необходимым условием реализации инклюзивного образования является создание следующих специальных условий:
наличие педагогических кадров со специальным образованием, владеющих инновационными методами и технологиями работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
комплекс индивидуальных учебных программ, планов, методических материалов, литературы;
создание доступной инфраструктуры.
Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия создаются условия для обеспечения комплексной реабилитации и абилитации, которые охватывают медицинский, социальный аспекты, вопросы образования, учитывая потребности обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
На территории Республики Коми созданы условия для получения инклюзивного образования в системе общего, дополнительного, профессионального образования.
В дошкольных образовательных организациях в Республике Коми сформирована система ранней помощи, ориентированная на обеспечение доступности дошкольного образования для детей с инвалидностью, детей с ОВЗ.
В перечень предоставляемых услуг ранней помощи детям дошкольного возраста включается логопедическая, психологическая, дефектологическая, диагностическая, консультационная, методическая и педагогическая помощь.
В 2021-2022 учебном году 78 организаций системы образования - служб ранней помощи с участием более 200 специалистов оказывают услуги по выявлению детей, потенциально нуждающихся в ранней помощи.
Кроме того, в рамках реализации мероприятия по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Республике Коми функционирует 3 консультационных центра на базе:
государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Коми республиканский институт развития образования" (далее - ГОУДПО "КРИРО");
государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи";
муниципального учреждения дополнительного образования "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Сыктывкара.
Ежегодно консультационными центрами оказывается более 30,0 тыс. услуг родителям (законным представителям) детей.
При поддержке Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми с 2019 года на территориях 2-х муниципальных образований городских округов "Сыктывкар", "Ухта" созданы и функционируют 6 социально ориентированных некоммерческих организаций ("Сыктывкар" - 3, "Ухта" - 3), деятельность которых направлена на оказание помощи семье и детям, в том числе по вопросам инклюзивного образования.
Важная роль в определении индивидуального образовательного маршрута детей с особыми образовательными потребностями, создании специальных образовательных условий принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (далее - ПМПК), основная цель деятельности которых - своевременное обследование и выявление у детей нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития для оказания адресной коррекционной помощи.
На территории республики функционируют 19 ПМПК (1 центральная и 18 территориальных), которые ежегодно обследуют более 3 тыс. детей.
За 2020 год ПМПК Республики Коми обследовано 3021 человек. Из общего количества обследованных на ПМПК:
лица с ОВЗ - 2417 человек (80%);
лица с инвалидностью - 604 человека (20%).
В целях совершенствования деятельности служб психолого-педагогической и социальной помощи, создания оптимальных условий обучения, развития, адаптации и социализации обучающихся (воспитанников) посредством психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях Республики Коми разработан порядок взаимодействия ПМПК и школьных психолого-педагогических консилиумов (утвержден приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 20 августа 2021 г. N 461-п).
В целях исполнения мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА) в части оказания психолого-педагогической реабилитации и абилитации, общего и профессионального образования организовано эффективное межведомственное взаимодействие Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", образовательных организаций с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, осуществляющим медико-социальную экспертизу граждан.
В целях комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра на базе государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" функционирует с 2017 года Региональный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (далее - РРЦ).
За 2020 год для родителей (законных представителей) обучающихся проведено 892 консультации по вопросам обучения, воспитания и развития детей, комплексной диагностики ребенка с РАС, по направлениям работы РРЦ, получения консультаций узких специалистов и т.п. Диагностические, коррекционно-развивающие занятия посетили 26 детей с РАС в возрасте от 2 до 11 лет, проведено 981 коррекционно-развивающее занятие.
В 2021-2022 учебном году численность воспитанников дошкольных образовательных организаций с инвалидностью, с ОВЗ составила 2147 человек, в том числе 522 человека с инвалидностью. Численность обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в общеобразовательных организациях в Республике Коми составила 3418 человек, в том числе с инвалидностью 1854 человека.
В муниципальных общеобразовательных организациях на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам в 2020-2021 учебном году получают образование 1563 обучающихся с ОВЗ, еще 165 обучающихся получают образование по программам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Инклюзивно получают образование 890 обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, в том числе 281 обучающийся с ОВЗ и 674 обучающихся с инвалидностью, что на 12,7% обучающихся с ОВЗ и 8,3% обучающихся с инвалидностью соответственно больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года.
Индивидуальное обучение детей с инвалидностью с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий осуществляется на базе Центра дистанционного обучения государственного образовательного учреждения Республики Коми "Республиканский центр образования" (далее - ЦДО). Модель дистанционного обучения детей с инвалидностью в формате онлайн взаимодействия "педагог - учащийся" разработана и эффективно работает в республике более 10 лет.
Компьютерная техника и оборудование для дистанционного обучения позволяют детям с инвалидностью заниматься не только учебной деятельностью, но и принимать активное участие во внеурочной деятельности. В ЦДО ежегодно обучаются до 100 детей с инвалидностью.
В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в 2021-2022 учебном году общее количество студентов из числа лиц с инвалидностью, лиц с ОВЗ различных нозологий, обучающихся по программам среднего профессионального образования, составляет 277 человек, кроме того, по программам профессионального обучения обучается 127 человек с различными нарушениями интеллекта.
В Республике Коми обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ активно вовлекаются в систему дополнительного образования. В 2020 году по программам дополнительного образования обучались 4729 обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в возрасте от 5 до 18 лет.
На базе государственных учреждений дополнительного образования детей реализуется более 15 адаптированных дополнительных общеобразовательных - общеразвивающих программ, а также организованы инклюзивные группы.
На уровнях общего образования в 2021 году обучение и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ в общеобразовательных организациях осуществляли 936 педагогических работников и специалистов: 96 учителей-дефектологов (из них 20 - в дошкольных образовательных организациях), 244 учителя-логопеда (из них 94 - в дошкольных образовательных организациях), 303 педагога-психолога (из них 110 - в дошкольных образовательных организациях), 214 социальных педагогов (из них 1 - в дошкольных образовательных организациях), 14 тьюторов и 19 ассистентов (помощников).
В организациях среднего профессионального образования работу с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ осуществляют 2 учителя-дефектолога, 15 педагогов-психологов и 1 тьютор. Одним из составных условий качественной организации учебного процесса является обеспечение повышения квалификации педагогических работников по вопросам работы с обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.
На уровнях дополнительного образования работу с обучающими с инвалидностью, с ОВЗ осуществляют 10 социальных педагогов.
В Республике Коми созданы условия для непрерывного образования и повышения квалификации педагогических работников на базе ГОУДПО "КРИРО": курсы повышения квалификации, переподготовки, методические семинары.
Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного и коррекционного образования для руководящих и педагогических работников дошкольного образования, в 2020 году составило 127 человек.
В обучающих мероприятиях республиканского и федерального уровня, проведенных в онлайн-формате, приняли участие 560 специалистов образовательных организаций.
Вместе с тем имеется проблема в мотивационной и профессиональной неподготовленности педагогических кадров для реализации инклюзивного образования. Имеется потребность в совершенствовании мероприятий, направленных на психолого-педагогическое, медицинское, социальное сопровождение обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
Поддержка конкурсного движения среди детей и педагогов направлена на развитие творческих способностей обучающихся, повышение профессионального мастерства педагогов.
Ежегодно проводятся республиканские и муниципальные мероприятия для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ и педагогов, работающих с данной категорией обучающихся:
1) "Фестиваль инклюзивных практик";
2) Стратегическая конференция "Образование XXI века: инновации, преобразования, развитие";
3) Конференция "Инклюзивное образование. Опыт. Проблемы. Взаимодействие";
4) "Лучший педагогический проект в системе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью";
5) Конкурс методических материалов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в области дополнительного образования;
6) "Учитель-дефектолог России";
7) "Педагог-психолог России";
8) "Лучшая инклюзивная школа России";
9) Региональный этап Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью "Абилимпикс" и другие.
В рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование", направленного на модернизацию профессионального образования, предусмотрена реализация мероприятий по ежегодному проведению национального чемпионата "Абилимпикс" (далее - Чемпионат) и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью.
Данный Чемпионат проводится в республике ежегодно. В 2020 году в Чемпионате приняли участие 117 участников из Сыктывкара, Ухты, Печоры, Воркуты, Сосногорска, Сыктывдинского, Сысольского, Корткеросского районов, в том числе по категории "Студенты" - 67 человек, "Специалисты" - 15 человек, "Школьники" - 35 человек.
17 участников - победителей Чемпионата 2020 года приняли участие в очно-дистанционном формате Национального чемпионата, который проходил в г. Сыктывкаре в период с 23 по 29 ноября 2020 года. В результате учащийся государственного образовательного учреждения Республики Коми "Специальная (коррекционная) школа-интернат N 4" г. Сыктывкара занял 1 место в компетенции "Обработка текста", категория "Школьники".
В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка", обеспечивающего достижение целей, задач и показателей федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", по итогам 2020 года 46% от общего числа детей с инвалидностью, с ОВЗ охвачены программами дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий. Для этого реализуются мероприятия по развитию инфраструктуры для детей с инвалидностью, с ОВЗ в организациях дополнительного образования детей, разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы дополнительного образования, обеспечено повышение квалификации педагогов дополнительного образования.
В рамках программы Республики Коми "Доступная среда" реализуются мероприятия, направленные на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям.
В 2020 году в реализации мероприятий программы Республики Коми "Доступная среда" приняли участие 3 дошкольные образовательные организации (в гг. Сыктывкар, Инта, Сысольском районе), в которых выполнены работы по созданию архитектурной доступности (устройство пандусов, расширенных дверных проемов, замена напольных покрытий в местах демонтажа дверей, демонтаж дверных порогов, устранение перепадов высот, установка поручней вдоль стен внутри зданий, адаптация санитарно-гигиенических помещений).
По итогам 2020 года в Республике Коми количество общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, составило 88 (28% от их общего количества), дошкольных образовательных организаций - 20 (20% от их общего количества).
Вместе с тем имеющаяся инфраструктура для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ нуждается в развитии для получения качественного образования вышеуказанной категории обучающихся.
В целях выявления потребности детей с инвалидностью в получении образовательных услуг в республике ведется работа по созданию муниципальных реестров (далее - Реестр). По состоянию на 1 июня 2021 года общее количество детей и лиц с инвалидностью старше 18 лет, включенных в Реестр, составляет 1259 человек. Из них 1237 человек (98% от общего количества) - дети-инвалиды, 22 человека - лица с инвалидностью старше 18 лет (2%).
1222 человека являются организованными (97%), то есть обучающимися той или иной образовательной организации.
Из общего количества детей с инвалидностью и лиц с инвалидностью старше 18 лет, включенных в Реестры, 51,5% имеют соматические заболевания (иные нарушения развития). На втором месте стоят нарушения опорно-двигательного аппарата (15,5%). По 6% детей имеют задержку психического развития, интеллектуальные нарушения (умственную отсталость), нарушения зрения. По 4% - расстройства аутистического спектра, нарушения слуха, тяжелые множественные нарушения развития.
Анализ потребности в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с инвалидностью, включенных в Реестр, показал, что в занятиях с педагогом-психологом нуждаются 613 детей (49%), с учителем-логопедом - 473 ребенка (38%), с учителем-дефектологом (олигофренопедагогом) - 177 детей (14%), с учителем-дефектологом (тифлопедагогом) - 64 ребенка (5%), с учителем-дефектологом (сурдопедагогом) - 22 ребенка (2%).
В предоставлении услуг тьютора нуждаются 30 обучающихся, в технической помощи ассистента (помощника) нуждается 71 ребенок, включенный в Реестр.
Образовательные организации проводят работу по введению в штатное расписание учреждения должности "Тьютор" и "Ассистент (помощник)", привлекают к выполнению функций тьютора и ассистента (помощника) действующих педагогов или родителей (законных представителей) детей на условиях договора гражданско-правового характера.
Накопленный опыт в развитии инклюзивного образования обозначил ряд проблем:
несовершенство нормативно-правового регулирования и научно-методической поддержки инклюзивного образования;
недостаточно развитая инфраструктура для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с инвалидностью, с ОВЗ в условиях инклюзии;
недостаточная подготовленность педагогических кадров для работы в условиях инклюзивного образования;
необходимость совершенствования системы психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения детей с ОВЗ.
В целях качественного предоставления инклюзивного образования необходимо сконцентрировать усилия системы образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры, спорта, органов местного самоуправления в развитии имеющихся условий для всестороннего образования детей с инвалидностью, с ОВЗ, расширению возможностей получения каждым ребенком республики углубленных знаний, умений и навыков, необходимых для получения востребованной на рынке труда профессии, успешной социальной адаптации в обществе, будущей самостоятельной жизни ребенка.
В то же время необходимо дальнейшее развитие системы образования и технологий обучения детей с ОВЗ, с инвалидностью, расширение сети консультационных центров в муниципальных образованиях республики, служб оказания ранней помощи семьям с детьми, совершенствование психолого-педагогического сопровождения процесса развития инклюзивного образования.
Осознание проблем, оценка собственных ресурсов создали реальную основу для более динамичного развития инклюзивной практики на территории Республики Коми и позволили выйти на разработку комплексной программы, направленной на сопровождение детей с ОВЗ, детей с инвалидностью, успешную интеграцию данной категории детей в жизнь общества, создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав на образование, всестороннее развитие и самореализацию.
2. Цели, задачи Программы
Цель Программы: создание условий для получения качественного образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ.
Достижение цели осуществляется при решении следующих задач:
1) совершенствование нормативного правового обеспечения инклюзивных форм получения образования обучающимися с инвалидностью, с ОВЗ с учетом региональных особенностей;
2) обеспечение условий для реализации равных прав обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на получение качественного образования на всех его уровнях, во всех типах образовательных организаций на территории Республики Коми;
3) подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических и управленческих кадров по вопросам инклюзивного образования;
4) мониторинг и контроль исполнения законодательства в сфере образования обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.
3. Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2022 - 2024 годы.
4. Перечень программных мероприятий
Программой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на комплексное сопровождение детей с инвалидностью, с ОВЗ, создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав на образование, гармоничное развитие и самореализацию.
План мероприятий по выполнению Программы представлен в приложении 1 к Программе.
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Методика расчета целевых показателей (индикаторов) Программы производится на основе целевых индикаторов (показателей), приведенных в приложении 2 к Программе и рассчитываемых в соответствии с методикой, представленной в приложении 3 к Программе. Оценка эффективности реализации
Программы рассчитывается в соответствии с методикой, представленной в приложении 4 к Программе.
Реализация Программы позволит обеспечить следующие показатели:
1) увеличить долю обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, получающих образование инклюзивно в системе общего образования, до 22%;
2) увеличить долю обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, получающих образование инклюзивно в организациях дополнительного образования, до 40%;
3) увеличить долю обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, получающих образование инклюзивно в организациях среднего профессионального образования, до 12%;
4) увеличить долю консультационных пунктов, направленных на оказание психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, до 36%;
5) увеличить долю обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, охваченных психолого-педагогическим сопровождением в образовательных организациях согласно заключениям ПМПК, до 73%;
6) увеличить долю педагогических работников, работающих с обучающимися с инвалидностью, с детьми с ОВЗ, до 31%;
7) увеличить долю педагогических работников, повысивших свою квалификацию по вопросам инклюзивного образования, по отношению к числу педагогических работников, осуществляющих инклюзивное образование, до 74%.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы в 2022 - 2024 годах составит 487836,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 55924,51 тыс. рублей;
2023 год - 214028,11 тыс. рублей;
2024 год - 217883,88 тыс. рублей.
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Объем средств федерального бюджета составляет 30055,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 22824,60 тыс. рублей;
2023 год - 1994,90 тыс. рублей;
2024 год - 5235,90 тыс. рублей.
Объем средств республиканского бюджета Республики Коми составляет 448531,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 23934,41 тыс. рублей;
2023 год - 211993,31 тыс. рублей;
2024 год - 212603,78 тыс. рублей.
Объем средств бюджетов муниципальных образований Республики Коми составляет 141,6 тыс. рублей, из них: в 2022 году - 57,50 тыс. рублей; в 2023 году - 39,90 тыс. рублей; в 2024 году - 44,20 тыс. рублей.
Объем средств из внебюджетных источников составляет 9108,00 тыс. рублей, из них:
в 2022 году - 9108,00 тыс. рублей; в 2023 году - 0,00 тыс. рублей; в 2024 году - 0,00 тыс. рублей.
Средства республиканского бюджета Республики Коми, запланированные для финансирования Программы, предусмотрены в рамках следующих государственных программ:
1) Государственная программа Республики Коми "Развитие образования", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 522;
2) Государственная программа Республики Коми "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 30 октября 2019 г. N 513;
3) Государственная программа Республики Коми "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 г. N 519.
Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета (средства грантовых программ и конкурсов) и иные источники в соответствии с законодательством.
7. Управление и контроль реализации Программы
Ответственным исполнителем Программы является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Соисполнителями Программы являются:
1. Министерство здравоохранения Республики Коми.
2. Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми.
3. Министерство физической культуры и спорта Республики Коми.
Участниками Программы являются:
1. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
2. Общественные организации Республики Коми, содействующие защите прав и интересов людей с инвалидностью и людей с ограниченными возможностями здоровья (по согласованию).
3. Органы местного самоуправления в Республике Коми (по согласованию).
4. Образовательные организации Республики Коми (по согласованию).
5. Государственные образовательные организации, подведомственные Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (по согласованию).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Государственные учреждения здравоохранения, подведомственные Министерству здравоохранения Республики Коми.
8. Государственные учреждения культуры, подведомственные Министерству культуры, туризма и архивного дела Республики Коми (по согласованию).
9. Государственные учреждения, подведомственные Министерству физической культуры и спорта Республики Коми (по согласованию).
В ходе реализации Программы:
1. Соисполнители:
1) осуществляют необходимую работу по выполнению плана мероприятий Программы;
2) представляют Ответственному исполнителю Программы информацию о выполнении мероприятий Программы по полугодиям, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
3) готовят в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы, уточняют расходы на реализацию мероприятий Программы, а также механизм реализации Программы;
4) обеспечивают эффективное использование средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на реализацию государственных программ, в рамках которых осуществляется финансирование Программы.
2. Ответственный исполнитель Программы:
1) обеспечивает координацию деятельности соисполнителей по подготовке и реализации мероприятий Программы;
2) осуществляет мониторинг хода реализации Программы;
3) разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
4) один раз в полугодие в срок до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет курирующему заместителю Председателя Правительства Республики Коми отчет о ходе реализации Программы, в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, - отчет о реализации Программы и достигнутых результатах по итогам года;
5) размещает в срок до 15 марта года, следующего за отчетным, годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.