Коллегия Росгидромета отмечает, что деятельность Росгидромета в 2021 году была направлена на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года, достижение определенных Правительством Российской Федерации стратегических целей и показателей Росгидромета, выполнение текущих поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Коллегия Росгидромета постановляет:
1. Отметить, что стоявшие в 2021 году перед Росгидрометом задачи в основном выполнены.
2. Считать важнейшей задачей руководителей всех уровней и специалистов обеспечение устойчивого функционирования учреждений Росгидромета в условиях санкционного давления, принятие мер по снижению негативных последствий санкций для внутреннего и внешнего контура гидрометслужбы, ускорения адаптации деятельности Росгидромета по всем ее направлениям к новым экономическим реалиям, снижения возникающих рисков для продолжения и развития ее оперативно-производственных и научных работ, международной деятельности.
3. Определить, что основное внимание подразделений центрального аппарата, территориальных органов и учреждений Росгидромета на 2022 год должно быть уделено реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике до 2030 года, Антикризисного плана Правительства Российской Федерации для обеспечения:
- защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений;
- потребностей государства, отраслей экономики и населения в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также информации о загрязнении окружающей среды;
- продолжения реализации мероприятий по модернизации и развитию государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в рамках федеральных проектов "Чистый воздух" и "Сохранение озера Байкал" национального проекта "Экология", ведомственного проекта "Развитие системы государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды";
- геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике (в районе действия Договора об Антарктике);
- участия в реализации Климатической доктрины Российской Федерации;
- решения Правительства Российской Федерации в области изменения климата, в том числе по федеральной научно-технической программе в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021-2030 гг.;
- сохранения высокого кадрового потенциала Росгидромета.
Решение указанных задач должно осуществляться с учетом принятых Правительством Российской Федерации мер для поддержки экономики в условиях санкционного давления на Российскую Федерацию, в том числе в области гидрометеорологии.
4. Считать приоритетными задачами на 2022 год:
4.1. Выполнение мероприятий Росгидромета по реализации Плана деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2019-2024 годы, Цель 5 "Формирование высокоэффективной гидрометеорологической службы" и Цель 6 "Реализация национальных интересов Российской Федерации в Антарктике".
Для безусловного достижения показателей деятельности Росгидромета в части указанных Целей и в связи с обострением геополитической обстановки и санкционной политикой, проводимой зарубежными странами и партнерами считать необходимым в упреждающем порядке:
- выполнение риск-анализа оперативно-производственной, научной, международной деятельности Росгидромета с учетом негативных последствий санкционных действий;
- подготовку предложений по совершенствованию информационной политики Росгидромета с учетом отраслевых, национальных, международных обязательств и интересов и опыта в организации обмена гидрометеорологическими данными и продукцией при санкционных ограничениях;
- обеспечение информационной безопасности объектов инфраструктуры и учреждений Росгидромета, повышение надежности информационных, автоматизированных и телекоммуникационных систем Росгидромета;
- участие Росгидромета в подготовке предложений по адаптации сельхозотрасли к климатическим изменениям, развитие взаимодействия с предприятиями АПК, развитие методологии и технологий мониторинга опасных агрометеорологических явлений;
- рассмотрение обязательств сторон в рамках международных соглашений, договоров, контрактов в области гидрометеорологии и смежных с ней областей в контексте информационного наполнения оперативно-производственной и научной деятельности учреждений Росгидромета, оценку рисков их дальнейшего выполнения сторонами;
- сохранение и расширение участия представителей Российской Федерации во Всемирной Метеорологической организации и других международных организациях, деятельность которых связана с гидрометеорологией и смежными с ней областями;
- подготовку предложений по активизации деятельности научно-исследовательских учреждений Росгидромета в части развития глобального (регионального) моделирования погоды и климата;
- выполнение оценки возможного выпадения (замещения) доходов от специализированного гидрометеорологического обеспечения отраслей экономики, субъектов Российской Федерации в условиях негативных последствий от санкционных мер;
- подготовку предложений по импортозамещению необходимой номенклатуры оборудования и технических средств гидрометеорологического назначения, а также выделения Росгидромету целевых субсидий для технического переоснащения и всесторонней модернизации, включая приостановленные проекты с участием средств заимствования международных финансовых организаций;
- завершение в ускоренном порядке создания в Росгидромете системы сертификации авиаметеорологического оборудования;
- осуществление корректировки методов работы Росгидромета со СМИ, обеспечение присутствия Росгидромета в обновленных социальных сетях с учетом сохранения (роста) медиаиндекса Росгидромета.
4.2. В области обеспечения населения, органов государственной власти, отраслей экономики экстренной гидрометеорологической и гелиогеофизической информацией, а также информацией об аварийном и экстремально высоком загрязнении окружающей среды:
- обеспечение оправдываемости штормовых предупреждений об опасных природных (гидрометеорологических) явлениях на уровне 93-95% и оправдываемости суточных прогнозов погоды по субъектам Российской Федерации на уровне 95-96%;
- обеспечение оперативного представления учреждениями Росгидромета гидрометеорологической информации (в том числе экстренной), необходимой для обеспечения безаварийной работы отраслей экономики, безопасности населения и критически важных объектов;
- обеспечение оперативного реагирования по фактам аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, которые могут привести к экстремально высокому и высокому загрязнению окружающей среды;
- осуществление мероприятий по развитию системы климатического обслуживания в Российской Федерации, по реализации Национального плана адаптации к изменению климата, особенно в части обоснования развития сети климатических наблюдений, методической поддержке федеральных органов исполнительной власти и регионов в разработке планов адаптации (в части ответственности Росгидромета);
- организацию гидрометеорологического обеспечения в паводкоопасный, пожароопасный периоды;
- внедрение в оперативную практику метеорологического обслуживания авиации автоматических клиент-серверных информационных систем и ВЕБ-сервисов на основе ГИС и Интернет-технологий;
- обеспечение выполнения плана мероприятий по реализации основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г.;
- взаимодействие с заинтересованными сторонами и участие в выполнении работ по районированию зон цунами, оценке связанных с ними зон затоплений;
- одобрение достигнутых результатов деятельности и продолжение работы в 2022 г. Центра космической погоды в интересах международной аэронавигации в рамках глобального центра космической погоды ИКАО;
- обеспечение постоянной готовности российской Системы предупреждения о цунами.
4.3. В области обеспечения функционирования и развития государственной наблюдательной сети, систем сбора и обработки данных:
- продолжение эксплуатации и развития Государственной территориально-распределенной системы космического мониторинга окружающей среды Росгидромета в составе Европейского, Сибирского и Дальневосточного спутниковых центров НИЦ "Планета";
- расширение внедрения спутниковой метеорологической продукции в синоптическую практику оперативных подразделений и в научно-исследовательские работы НИУ Росгидромета;
- продолжение создания новой и усовершенствование существующей спутниковой информационной продукции и обеспечение ею потребителей федерального, регионального и муниципального уровней;
- продолжение обеспечения метрологического сопровождения функционирования средств наблюдений ионосферной и магнитной сетей Росгидромета;
- обеспечение международного сотрудничества в области обмена спутниковыми данными в рамках двусторонних соглашений, расширение сотрудничества с операторами дружественных стран, проведение работ по международной координации частотных присвоений космических комплексов Метеор-М, Электро-Л, Арктика-М, Ионосфера-М;
- совершенствование материально-технической базы государственной наблюдательной сети (ГНС);
- развитие и совершенствование спутниковой системы связи с труднодоступными станциями, в том числе на базе отечественных космических аппаратов гидрометеорологического и связного назначения;
- привлечение для развития ГНС потенциала негосударственных участников деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, поощрение создания негосударственных сетей наблюдений, организация их учета и индексации пунктов наблюдений;
- модернизацию важнейших элементов системы инфраструктуры и формирование единой цифровой платформы в области гидрометеорологии как платформенного решения, объединяющего в единую систему данных ГНС, процессы передачи, хранения, обработки, в том числе, с использованием суперкомпьютерных технологий, а также представление информации и информационной продукции всем категориям пользователей;
- подготовку предложений по дальнейшему развитию на новой технической и технологической базе территориальных центров оперативного ситуационного анализа сейсмологических и гидрофизических данных, включая разработку и внедрение новых информационно-вычислительных технологий и аппаратно-программных комплексов для системы предупреждения о цунами России.
4.4. В области организации работ и экспедиционных исследований в Мировом океане, Арктике и Антарктике:
- участие в завершении работ по строительству ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс", обеспечение максимальной освещенности спуска платформы на воду в СМИ и выставочной деятельности;
- проведение тестового этапа высокоширотной экспедиции на дрейфующей станции "Северный полюс" с использованием ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс";
- продолжение работ по обеспечению функционирования Российского научного центра на архипелаге Шпицберген;
- расширение международного сотрудничества в рамках Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, работ научно-исследовательского стационара "Ледовая база "Мыс Баранова", Гидрометеорологической обсерватории Тикси;
- реализацию Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2030 года, включая подготовку строительства научно-экспедиционного судна и двух самолетов на лыжно-колесном шасси, строительство нового зимовочного комплекса станции Восток;
- выполнение обязательств Российской Федерации по Протоколу по охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
- обеспечение подготовки и своевременного выхода в рейс по программе 67-й Российской антарктической экспедиции НЭС "Академик Федоров" и НЭС "Академик Трешников";
- реализацию работ по модернизации гидрометеорологической сети наблюдений за состоянием окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации;
- реализацию работ по модернизации автоматизированной ледово-информационной системы "Север".
4.5. В области активных воздействий на гидрометеорологические процессы:
- разработку Концепции развития противолавинных служб Росгидромета, подготовку предложений по дальнейшему развитию технологий активных воздействий на гидрометеорологические процессы;
- обеспечение готовности противолавинной службы и противоградовых служб Росгидромета к проведению работ по активным воздействиям в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.6. В области научных исследований:
- реализацию запланированных на 2022 год мероприятий по программам развития НИУ на период до 2024 г.;
- информационное обеспечение и организацию выполнения НИТР и ОПР по укрупненным научно-технологическим проектам и внедрение в оперативную практику ранее полученных результатов НИТР и ОПР, оценка полученного эффекта по совершенствованию оперативно-производственной деятельности за счет внедрения этих результатов;
- активизацию работ в НИУ Росгидромета, направленных на обеспечение Климатической доктрины Российской Федерации;
- закрепление прав на объекты интеллектуальной деятельности, регистрацию в Роспатенте охраноспособных результатов НИОКР, полученных в 2021 г.
4.7. В области институционального развития Росгидромета и реализации концепции открытости:
- разработку концепции цифровой трансформации Росгидромета на период до 2030 г., затрагивающей все сферы деятельности Росгидромета;
- реализацию ведомственной программы цифровой трансформации Росгидромета на 2022-2024 гг.;
- развитие информационных интернет-ресурсов Росгидромета (сайтов Росгидромета, виртуальных лабораторий, ВЕБ-технологий электронного обслуживания пользователей данными ЕГФД, образовательных интернет-порталов), актуализацию интернет-сайтов подведомственных организаций и их ориентацию на специфику потребителей, органы власти и граждан;
- участие совместно с "Центром конгрессно-выставочных инициатив "Экспоконгресс" в подготовке и проведении в Санкт-Петербурге форума и выставки "Погода. Климат. Вода" в июле 2022 года (предусмотрев, в частности, мероприятия, связанные с демонстрацией и вводом в эксплуатацию платформы "Северный полюс"), - в условиях множественности участников гидрометеорологической деятельности обеспечить формирование нормативно-правовой основы государственно-частного партнерства;
- развитие партнерских отношений с Российским гидрометеорологическим обществом;
- совершенствование информационной политики Росгидромета в условиях информационной закрытости ряда международных структур;
- выполнение работ по усилению социальной значимости гидрометеорологических данных.
4.8. В области планово-финансовой и хозяйственной деятельности:
- выполнение работ по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на здания и земельные участки, находящиеся на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений Росгидромета;
- совершенствование деятельности в области контрактной системы, в том числе осуществление мероприятий Антимонопольного комплаенса.
4.9. В области международного сотрудничества:
- обеспечение работ, связанных с выполнением обязательств Росгидромета в рамках ВМО, РКИК ООН, МГЭИК и других международных организаций, конвенций, многосторонних и двусторонних соглашений и договоров, в том числе обязательств Российской Федерации по Протоколу об охране окружающей среды к Договору об Антарктике;
- дальнейшее укрепление сотрудничества в рамках Межгосударственного совета по гидрометеорологии стран СНГ, реализацию Стратегии развития гидрометеорологической деятельности государств - участников СНГ на 2021-2025 гг.;
- обеспечение своевременного и качественного выполнения обязательств Российской Федерации по РКИК ООН и Парижскому соглашению, находящихся в сфере ответственности Росгидромета, в том числе подготовку и представление в секретариат РКИК ООН национальной отчетности, включая Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом;
- выполнение обязательств Росгидромета в рамках двусторонних соглашений и Программ научно-технического сотрудничества с НГМС дальнего и ближнего зарубежья (Армения, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан и др.);
- развитие сотрудничества в рамках Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды;
- укрепление представительства экспертов Росгидромета в деятельности под эгидой РКИК ООН и международных организаций, в частности ВМО и ее конституционных органов, в Межправительственной океанографической Комиссии и Международной гидрологической программы ЮНЕСКО и др.
5. Руководителям учреждений Росгидромета, профсоюзным организациям в рамках дальнейшего развития в системе Росгидромета социального партнерства направить основные усилия на сохранение и реальное повышение уровня жизни работников Росгидромета, укрепление профсоюзных организаций ОПАР, поиск и реализацию путей последовательного решения социальных проблем. Обеспечить безусловное выполнение Отраслевого соглашения и заключенных на его основе коллективных договоров, а также поддержку резолюциям, принятым 6 съездом Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР).
6. Заместителю руководителя Росгидромета Соколову В.В. совместно с начальниками структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета обобщить замечания и предложения, высказанные участниками итогового заседания коллегии Росгидромета, и до 22 апреля 2022 г. разработать и представить на утверждение соответствующее дополнение к Плану основных мероприятий Росгидромета на 2022 г.
7. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата Росгидромета обеспечить реализацию задач, предусмотренных в п. 4 настоящего постановления, через разработку соответствующих конкретных мер в Плане основных мероприятий Росгидромета на 2022 г., планах научно-исследовательских и технологических работ, а также оперативно-производственных работ НИУ Росгидромета для государственных нужд в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и международного научно-технического сотрудничества Росгидромета на текущий год.
Председатель коллегии Росгидромета |
И.А. Шумаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Коллегии Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 25 марта 2022 г. N 2/1 "О деятельности Росгидромета в 2021 году и приоритетных задачах на 2022 год"
Опубликование:
-