Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента ГОЧСиПБ
от 11 марта 2022 г. N 27-08-145/22
Методические рекомендации
по накоплению, хранению и использованию в целях гражданской обороны города Москвы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по накоплению, хранению и использованию в целях гражданской обороны города Москвы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", постановлением Правительства Москвы от 19 февраля 2019 г. N 93-ПП "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны города Москвы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденными МЧС России 29 декабря 2021 г. N 2-4-71-12-11 (далее - Методические рекомендации МЧС России) и определяют порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны города Москвы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (далее - Запасы) в органах государственной власти города Москвы, органах местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) и организациях, которые относятся к сфере деятельности этих органов или находятся в их ведении, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне (далее - организации).
1.2. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления и организации создают Запасы в целях гражданской обороны города Москвы в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 18 марта 2008 г. N 182-ПП "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве", от 19 февраля 2019 г. N 93-ПП "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны города Москвы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств", и с учетом Распределения обязанностей между заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы в области гражданской обороны при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, утвержденного приказом руководителя гражданской обороны Москвы от 19 марта 2015 г. N 2 дсп "О реализации полномочий города Москвы в области гражданской обороны".
2. Основные термины и определения
2.1. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные термины и определения:
безопасный район - территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей;
зона возможного химического и биологического заражения - территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей;
зона возможного радиоактивного загрязнения - зона возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для атомных станций установленной мощностью до 4 ГВт включительно и шириной 40 км для атомных станций установленной мощностью более 4 ГВт; граница проектной застройки и примыкающая к ней санитарно-защитная зона ядерных установок (за исключением атомных станций), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
зона возможного катастрофического затопления - территория, которая в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений или в результате стихийного бедствия может быть покрыта водой с глубиной затопления более 1,5 м, и в пределах которой возможны гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, повреждение или разрушение зданий (сооружений), других материальных ценностей, а также ущерб окружающей среды;
зона пожаров - территория, на которой существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, материальным и культурным ценностям, имуществу физических и юридических лиц в результате воздействия опасных факторов пожара и (или) осуществляются действия по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожара;
медицинские средства индивидуальной защиты - средства, предназначенные для профилактики и оказания медицинской помощи населению и спасателям, пострадавшим (оказавшимся в зоне) от поражающих факторов радиационного, химического или биологического (бактериологического) характера;
нормы минимально необходимой достаточности - минимальные нормы, содержащиеся (указанные) в нормативно-технических документах, государственных стандартах, документах, содержащих санитарно-эпидемиологические нормы и правила (ГОСТ, СНиП, СанПиН, СП и др.) создаваемых запасов для обеспечения пострадавшего населения и выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах;
организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, - организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты;
первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения - совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени мероприятий по созданию и поддержанию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья пострадавшего населения на маршрутах эвакуации, а также в местах размещения в безопасных районах и в зонах возможных разрушений по установленным нормам и нормативам;
пострадавшее население - часть населения, перенесшего воздействие поражающих факторов при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и (или) население, эвакуируемое из зон возможных опасностей и размещаемое в безопасных районах;
поражающие факторы - явления и процессы, которые возникают при воздействии (последствия воздействия) по объектам использования атомной энергии (в том числе ядерным установкам, пунктам хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктам хранения радиоактивных отходов), объектам обороны и безопасности, опасным производственным объектам, особо опасным, технически сложным и уникальным объектам основных (первичных) факторов поражения, присущих обычным средствам поражения, опасным природным явлениям, катастрофам, стихийным и иным бедствиям;
склад (специализированные складские помещения, места хранения) - помещение, предназначенное для хранения, размещения в нем созданных в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и выдачи их в установленном порядке;
средства индивидуальной защиты - это технические средства, предназначенные (необходимые) для предотвращения или уменьшения воздействия вредных или опасных производственных факторов и защиты от загрязнения;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - комплекс мероприятий по организационному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
3. Структура создаваемых Запасов
3.1. Запасы в целях гражданской обороны города Москвы предназначены для:
3.1.1. Первоочередного жизнеобеспечения населения города Москвы, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3.1.2. Всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводимых аттестованными аварийно-спасательными формированиями и спасательными службами, и нештатными формированиями по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве.
3.1.3. Обеспечения проведения органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей города Москвы в безопасные районы.
3.1.4. Обеспечения устойчивости функционирования организаций, сохранение и (или) восстановление производственного процесса которых необходимо для выживания населения города Москвы при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3.1.5. Обеспечения функционирования и срочного восстановления необходимых коммунальных служб в военное время.
3.1.6. Проведения мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки.
3.1.7. Обеспечения проведения мероприятий по захоронению трупов в военное время.
3.1.8. Приведения в готовность фонда защитных сооружений гражданской обороны жилого сектора.
3.2. Запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве.
Запасы продовольственных средств включают в себя крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты согласно рекомендуемым нормам обеспечения населения.
Запасы медицинских средств включают в себя лекарственные препараты и медицинские изделия.
Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.
3.3. Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в соответствии с номенклатурой и в объемах, определяемых создающими их органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления и организациями с учетом настоящих Методических рекомендаций. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления и организации осуществляют контроль за их созданием, хранением и использованием с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, города Москвы и настоящих Методических рекомендаций.
3.4. Запасы рекомендуется создавать из расчета на 3 суток - в натуральном виде. В дальнейшем обеспечение населения осуществляется в соответствии с Планом нормированного снабжения города Москвы продовольственными и непродовольственными товарами на годовой период военного времени и созданных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4. Порядок определения номенклатуры и объемов создаваемых Запасов
4.1. Номенклатура и объем создаваемых Запасов определяются исходя из количества пострадавшего населения, состава спасательных воинских формирований МЧС России, аварийно-спасательных формирований, спасательных служб и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве, объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и наличия объектов гражданской обороны с учетом:
4.1.1. Возможного характера военных конфликтов на территории города Москвы и обстановки, которая может сложиться в результате воздействия противника.
4.1.2. Величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры города Москвы от военных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.1.3. Потребности в Запасах для решения задач гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций.
4.1.4. Норм минимально необходимой достаточности Запасов.
4.1.5. Природных, социально-экономических, физико-географических и иных особенностей территорий города Москвы.
4.2. Возможный характер военных конфликтов на территории города Москвы и обстановка, которая может сложиться в результате воздействия противника, направляется Департаментом ГОЧСиПБ органам государственной власти города Москвы, которые в свою очередь доводят ее до органов местного самоуправления и организаций в части, их касающейся.
4.3. Величина вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от военных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определяется органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления в соответствии с Методическими указаниями по оценке обстановки, которая может сложиться в результате применения потенциальным противником современных средств поражения, при планировании мероприятий по гражданской обороне в Российской Федерации, субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании на плановый период 2021-2025 годов, утвержденными МЧС России 22 января 2020 г. N 2-4-71-2-11 дсп.
4.4. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время:
4.4.1. Прогнозируют и рассчитывают количество населения, которое может быть подвергнуто опасностям, возникающим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и для которого необходима соответствующая защита и (или) вид обеспечения.
4.4.2. Взаимодействуют по вопросам обмена информацией, указанной в пункте 4.4.1 настоящих Методических рекомендаций, с Департаментом ГОЧСиПБ, а также с функциональными и отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы в части, касающейся установленной сферы деятельности.
4.5. Функциональные органы исполнительной власти города Москвы, отраслевые органы исполнительной власти города Москвы и организации на основе вариантов возможного развития обстановки в мирное и военное время прогнозируют и рассчитывают количество своих работников, которые могут быть подвергнуты опасностям, возникающим при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и для которых необходима соответствующая защита и (или) вид обеспечения.
4.6. Создание Запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляется:
4.6.1. Органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от опасностей при военных конфликтах, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах.
4.6.2. Организациями - для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах.
Органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления и организациями, находящимися в зонах возможных опасностей, для защиты и обеспечения своих работников (персонала) могут создаваться и другие необходимые запасы.
4.7. Потребности в Запасах для решения задач гражданской обороны определяются планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций, разработанными в установленном порядке.
4.8. Номенклатура и объемы Запасов могут включать в себя материальные средства, которые определяются и рассчитываются в соответствии с Методическими рекомендациями МЧС России и Номенклатурой и нормами оснащения (табелизации) запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациями для оснащения объектов гражданской обороны и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве (приложение к настоящим Методическим рекомендациям).
4.9. Нормы минимально необходимой достаточности Запасов определяются объемами Запасов, необходимыми и достаточными для предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также для защиты населения города Москвы от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
4.10. При определении номенклатуры и объемов Запасов учитываются имеющиеся в органах государственной власти города Москвы, органах местного самоуправления и организациях материальные ресурсы, созданные:
4.10.1. В составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд.
4.10.2. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.10.3. Для минимизации и (или) ликвидации последствий террористических актов с применением опасных радиационных, химических, биологических или других веществ, ставших причиной возникновения чрезвычайной ситуации.
4.11. Номенклатура и объемы Запасов аттестованных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, созданных организациями, определяются исходя из утвержденных их учредителями норм оснащения аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этому формированию (этой службе) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации, а также потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения территориальных органов исполнительной власти города Москвы, планами гражданской обороны функциональных и отраслевых органов исполнительной власти города Москвы.
4.12. Номенклатура и объемы Запасов нештатных аварийно-спасательных формирований города Москвы создаются в соответствии с наименованиями такого имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение 2 к Порядку создания нештатных аварийно-спасательных формирований города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. N 914-ПП), также при выборе конкретной марки и модели имущества целесообразно учитывать характеристики указанных марки и модели имущества и их соответствие последствиям военных конфликтов или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также физико-географические и иные особенности территорий и организаций.
4.13. Номенклатура и объемы Запасов нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве создаются в соответствии:
4.13.1. С наименованиями имущества, указанного в Примерных нормах оснащения (табелизации) нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение 2 к Порядку создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 3 ноября 2015 г. N 715-ПП), а также потребности обеспечения указанных формирований в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций.
4.13.2. С Номенклатурой и нормами оснащения (табелизации) запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления городских округов и поселений в городе Москве и организациями для оснащения объектов гражданской обороны и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве (приложение к настоящим Методическим рекомендациям).
4.13.3. Со схемами организационно-штатных структур объектов гражданской обороны и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в городе Москве (приложения 1 - 31 к приложению к настоящим Методическим рекомендациям).
4.14. Номенклатура и объемы запасов средств индивидуальной защиты для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, расположенных на территории города Москвы, а также работников органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций определяются приказом МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" и приказом Департамента ГОЧСиПБ от 31 декабря 2019 г. N 1302/27-10-1115/9 дсп "Об определении номенклатуры средств индивидуальной защиты для населения города Москвы, проживающего и (или) работающего на территориях зон возможного химического заражения вокруг химически опасных объектов города Москвы".
4.15. В номенклатуру средств коллективной защиты населения рекомендуется включать материалы и оборудование для приведения в готовность фонда защитных сооружений гражданской обороны, в том числе заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства согласно планам гражданской обороны и защиты населения (планам гражданской обороны) органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления, запасы воды и продуктов питания, СИЗ, средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля, средства специальной обработки, средства связи, санитарно-хозяйственное имущество, а также медицинское имущество в соответствии с приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Материально-технические средства для строительства защитных сооружений, в том числе для приведения в готовность имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, а также заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства, выделяются в соответствии с планами обеспечения выполнения мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики.
4.16. Номенклатура и объемы запасов продовольственных средств определяются по результатам прогнозирования поражающих факторов, исходя из трехдневных норм физиологических потребностей населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (находящихся в зонах возможных опасностей).
Кроме этого, создаются запасы продовольственных средств для обеспечения продуктами питания личного состава аттестованных аварийно-спасательных формирований, спасательных служб, медицинских формирований и других категорий участников аварийно-спасательных работ.
4.17. Номенклатура медицинских средств должна включать только зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные препараты и медицинские изделия, а для детей необходимо предусматривать лекарственные препараты в детских дозировках.
4.18. Выбор конкретной марки (модели) средств индивидуальной защиты, типа лекарственных препаратов и медицинских изделий для создания Запасов осуществляется по результатам прогнозирования поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов и чрезвычайных ситуациях, развивающихся по наиболее опасным сценариям, с учетом возрастных категорий населения, подлежащих обеспечению.
При этом средства индивидуальной защиты должны быть сертифицированы и гарантированно исключать риск поражения человека в течение времени, необходимого для проведения первоочередных (эвакуационных) мероприятий, и по возможности быть универсальными по назначению и защитным свойствам (время защитного действия при различных концентрациях радиоактивных и опасно химических веществ и биологических средств, эргономических свойств, массогабаритных характеристик, показателей надежности и т.д.).
Комплектация медицинскими средствами индивидуальной защиты проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 28 октября 2020 г. N 1164н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи" для самостоятельного выполнения назначений медицинских работников по профилактике (предупреждению или снижению тяжести последствий поражений в мирное и военное время).
4.19. Выбор конкретной марки (модели), приборов (технических средств) радиационной, химической и биологической разведки и контроля для создания Запасов осуществляется с учетом выполняемых задач, области применения, предназначения и основных технических характеристик. При этом технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны гарантированно функционировать в условиях поражающих факторов, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях радиационного, химического и биологического характера.
Технические средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля должны обеспечивать (в зависимости от выполняемых задач) определение границ зон (зоны) радиоактивного, химического и биологического заражения (загрязнения), дозы индивидуального облучения, степень заражения (загрязнения) кожных покровов людей и одежды, зданий, сооружений, техники и территорий радиоактивными, опасными химическими веществами и биологическими средствами.
5. Накопление, хранение и использование Запасов
5.1. Органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления и организации разрабатывают локальные распорядительные документы, устанавливающие номенклатуру, объемы, сроки создания, накопления и хранения Запасов, а также порядок осуществления контроля за их использованием.
5.2. Запасы создаются в органах государственной власти города Москвы, органах местного самоуправления и организациях заблаговременно в мирное время. Ответственность за накопление, хранение, освежение и поддержание в готовности к использованию Запасов возлагается на руководителей соответствующих органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций.
5.3. Накопление Запасов по установленным документам, указанным в пункте 5.1 настоящих Методических рекомендаций, номенклатуре и объемам, осуществляется путем закладки их в специализированные складские помещения (места хранения) органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций. Хранение Запасов может быть организовано на договорной основе в других организациях при условии обеспечения их своевременной доставки по месту назначения. Основной задачей хранения Запасов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче для использования по предназначению.
Мероприятия по содержанию, ремонту и охране специализированных складских помещений (мест хранения), а также расходы на оплату работ, связанных с перемещением, доработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок Запасов, освежением индикаторных трубок и элементов питания, приобретением средств малой механизации, являются мероприятиями по созданию и содержанию в целях гражданской обороны города Москвы Запасов.
5.4. В специализированных складских помещениях (местах хранения) должна находиться следующая документация:
5.4.1. Схема размещения Запасов.
5.4.2. Инструкция по противопожарной охране.
5.4.3. Инструкция по технике безопасности.
5.4.4. Книга учета осмотров и проверок Запасов.
5.4.5. Книга наблюдений температуры и влажности воздуха, учета проветривания (если это необходимо в соответствии с требованиями хранения к определенным видам запасов).
5.4.6. Опись оборудования и инвентаря.
5.5. К хранению Запасов в зависимости от их видов предъявляются различные требования в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-техническими документами.
5.6. Хранение продовольственных средств осуществляется в соответствии с СанПиНом 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов".
5.7. Хранение запасов медицинских средств осуществляется в соответствии с Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23 августа 2010 г. N 706н. В связи с небольшими сроками хранения отдельных видов медицинских средств их приобретение допускается при введении в действие Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.
5.8. Хранение материально-технических средств осуществляется в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и руководствами по эксплуатации материально-технических средств.
5.9. Порядок накопления, хранения, использования и восполнения запасов технических средств оповещения населения осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1.
5.10. Хранение средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля (далее - средств радиационной и химической защиты) осуществляется в соответствии с Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденными приказом МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285.
5.11. Финансирование мероприятий по накоплению и хранению в целях гражданской обороны города Москвы Запасов осуществляется за счет финансовых средств бюджета города Москвы.
5.12. Ежегодно работники органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, обобщают информацию о номенклатуре и количестве материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в том числе средств индивидуальной защиты и медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической, биологической разведки и контроля в запасах, формируют (разрабатывают) предложения по накоплению, хранению и освежению Запасов.
6. Порядок контроля организации накопления, хранения и восполнения Запасов
6.1. Контроль за накоплением, хранением и использованием Запасов осуществляется в ходе сбора и обмена информацией в области гражданской обороны на территории города Москвы, а также в ходе осуществления мониторинга готовности органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне регионального уровня.
6.2. Организации, создающие Запасы, представляют сведения о накопленных Запасах в установленном порядке в органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, к сфере деятельности которых они относятся или в ведении которых находятся.
6.3. Органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления ежегодно обобщают информацию о накопленных ими и организациями Запасах и представляют свои донесения в Департамент ГОЧСиПБ в соответствии с Регламентом сбора и обмена информацией в области гражданской обороны (приложение 13 к Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденному приказом МЧС России от 27.03.2020 N 216дсп).
6.4. Представление донесений, указанных в пункте 6.3 настоящих Методических рекомендаций, осуществляется 2 раза в год по состоянию на 1 января и 1 июня текущего года по формам донесений N 1/ЗАП ГО, N 2/ЗАП ГО, N 3/ЗАП ГО к Регламенту сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, представляемых в повседневной деятельности (письмо МЧС России от 18 ноября 2020 г. исх. N ИВ-11-160).
6.5. Департамент ГОЧСиПБ обобщает полученные сведения о накопленных Запасах и в установленном порядке направляет донесение в Главное управление МЧС России по г. Москве.
6.6. Восполнение израсходованных Запасов осуществляется органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления и организациями, создавшими эти Запасы. Восполнение Запасов осуществляется в соответствии с решением руководителя органа государственной власти города Москвы, органа местного самоуправления и организации, определившего(ей) источники их восполнения, или за счет средств организаций, в интересах которых использовались потраченные Запасы.
7. Организация планирования выдачи Запасов
7.1. Планирование выдачи Запасов органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления и организациями осуществляется в соответствии с планами их выдачи (распорядительными документами).
7.2. Выдача из запасов средств индивидуальной защиты органов дыхания населению города Москвы для использования по предназначению осуществляется в соответствии с Планами распределения и доставки из мест хранения резерва имущества гражданской обороны неработающему населению города Москвы, проживающему на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, устанавливаемых вокруг химически опасных объектов города Москвы.
8. Порядок выдачи, утилизации и списания запасов средств индивидуальной защиты
8.1. Годовые и поквартальные планы выдачи и закладки в запасы имущества разрабатываются назначенными в установленном порядке должностными лицами, в обязанности которых входит их учет, обеспечение сохранности и готовности к использованию запасов средств индивидуальной защиты органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления и организаций, и утверждаются решением руководителя органа (организации), создающего эти Запасы.
8.2. Утилизация запасов средств индивидуальной защиты осуществляется в соответствии с требованиями:
8.2.1. Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
8.2.2. Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
8.2.3. Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
8.2.4. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
8.2.5. Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г. N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным".
8.2.6. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1447 "Об утверждении Правил уничтожения изъятых фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств".
8.2.7. Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
8.2.8. Приказа МЧС России от 27 мая 2003 г. N 285 "Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля".
8.2.9. Приказа МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты".
8.3. Отработанные средства индивидуальной защиты и их элементы должны подлежать утилизации в соответствии с требованиями стандартов на группы изделий, инструкций по эксплуатации. При невозможности утилизации отработанные средства индивидуальной защиты и их элементы подлежат сбору в специально отведенные емкости и вывозу в места хранения и (или) захоронения промышленных отходов в установленном порядке. Кроме того, Запасы, утратившие свои защитные и эксплуатационные свойства, после их списания могут направляться для использования в учебных целях в образовательные и другие учреждения за исключением направления для использования в учебных целях лекарственных препаратов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.