Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 мая 2022 г. N 03-07-11/40872
Вопрос: Между ООО-1, ООО-2 (далее - "Общество") и ООО-3 (далее - "Продавец") был заключен Договор купли-продажи предмета залога (далее - "Договор").
В соответствии с условиями Договора Продавец передал Обществу Автомобиль, стоимость которого составила 10 000 000 рублей с учетом НДС. Право собственности на Автомобиль было передано Обществу 07 декабря 2021 г.
На основании пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ (далее - "НК РФ") не позднее пяти календарных дней с момента передачи права собственности на Автомобиль Продавец был обязан выставить в адрес Общества счет-фактуру на сумму НДС.
В свою очередь Общество вправе заявить соответствующую сумму НДС к вычету по данной операции. В соответствии с пунктом 2 статьи 171, пунктами 1 и 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ для лиц, являющихся плательщиками НДС, законодательством установлены следующие условия для возмещения НДС:
- приобретение товаров для осуществления операций, облагаемых НДС;
- принятие товаров к учету;
- наличие счет-фактуры (УПД) от продавца товара.
Таким образом, праву Общества на получение вычета по НДС в связи с приобретением Автомобиля корреспондирует обязанность Продавца предоставить счет-фактуру с выделением суммы НДС по указанной операции. Однако по настоящее время Продавец соответствующую обязанность не исполнил и отказывается предоставить счет-фактуру по требованию Общества.
Согласно позиции Министерства финансов РФ, изложенной в письмах от 16.09.2019 N 03-07-14/71091, от 26.03.2019 N 03-07-09/20252, от 30.03.2018 N 03-07-11/20234, вычет сумм НДС в отношении приобретения товаров (кроме случаев, перечисленных в пунктах 2.1, 3 и 6-8 статьи 171 НК РФ) без наличия счетов-фактур не предусмотрен положениями НК РФ.
Между тем Общество обращает внимание, что отсутствие у Общества счетов-фактур по указанной операции является следствием недобросовестного поведения и неисполнения установленных законом обязанностей Продавцом, никак# обусловлено действиями Общества и находится вне сферы его контроля. При этом соответствующая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет РФ, по указанной операции находится в распоряжении Продавца.
Таким образом, в результате неисполнения Продавцом установленных законом обязанностей и отказом предоставить Обществу счет-фактуру, Общество фактически лишается права на вычет НДС в сумме 1 666 666, на возмещение которой оно рассчитывало при заключении Договора, что в свою очередь влечет финансовые потери для Общества.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 08.04.2004 N 169-О*, в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и обеспечения экономической обоснованности принимаемых к вычету сумм налога налогоплательщик вправе принять к вычету те суммы НДС, которые им фактически уплачены поставщикам (продавцам) товаров.
При этом отсутствие у Общества права на возмещение НДС в связи с отказом Продавца предоставить счет-фактуру фактически означало бы возложение на Общество ответственности за неправомерное поведение Продавца, что не соответствует принципу справедливого налогообложения.
Кроме того, как было отмечено Конституционным Судом РФ в Определении от 02.10.2003 N 384-О, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по НДС, соответственно, вычеты могут предоставляться и на основании иных документов. Такой подход также согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов по НДС, выявленных Конституционным Судом РФ в Постановлении от 20.02.2001 по делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость".
С учетом приведенной позиции Конституционного суда РФ Общество полагает, что в рассматриваемой ситуации Общество имеет право на возмещение НДС на основании иных документов, подтверждающих передачу Автомобиля и получение Продавцом сумм оплаты, учитывая соблюдение Обществом иных условий для предъявления вычета по НДС.
В связи с изложенным и на основании п. 2 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации
Прошу:
1) Разъяснить имеется ли у Общества возможность получения вычета по НДС на основании положений статей 171 и 172 НК РФ при отказе Продавца предоставить счет-фактуру по Договору.
2) Подтвердить, что неисполнение Продавцом обязанности по выставлению счета-фактуры по Договору является нарушением положений пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.
3) Разъяснить возможность использования Обществом иных документов вместо счета-фактуры для целей получения вычета по НДС (например, актов приема-передачи, Договора и иных документов, подтверждающих фактическое исполнение и поступление средств (с учетом НДС) в адрес Продавца).
______________________________
* Также см. Постановления КС РФ от 28.03.2000 N 5-П, от 20.02.2001 N 3-П, от 03.06.2014 N 17-П; Определения от 08.04.2004 N 169-О, от 04.11.2004 N 324-О, от 15.02.2005 N 93-О и др.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, и сообщает что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 3, 6-8 статьи 171 Кодекса.
Что касается порядка выставления счетов-фактур, то согласно пункту 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров в Россию, документов, подтверждающих уплату налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.
Счета-фактуры выставляются не позднее 5 календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, предоплаты.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 4 мая 2022 г. N 03-07-11/40872
Текст письма опубликован не был