Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2022 г. N 117-КАД22-1-К4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Алексеенко Алексея Анатольевича на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 30 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 24 ноября 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г. по административному делу N 2а-692/2020 по административному исковому заявлению Алексеенко А.А. о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением VI сессии Севастопольского городского Совета VI созыва от 7 февраля 2012 г. N 2588 Алексеенко А.Н. (отцу административного истца Алексеенко А.А.) дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для индивидуального дачного строительства, ориентировочной площадью 0,10 га, расположенного по адресу: г. ... (далее также - земельный участок).
Алексеенко А.Н. умер ... г., не закончив оформление прав на земельный участок.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 23 октября 2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 10 декабря 2018 г., по гражданскому делу N 2-1289/2018 за Алексеенко А.А. признано право на завершение оформления права собственности на земельный участок после смерти его отца Алексеенко А.Н.
Алексеенко А.А. обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя (далее - Департамент) с заявлением о предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 0,10 га, находящегося по адресу: г. ..., для индивидуального дачного строительства.
Решением Департамента от 30 января 2020 г. N ГУ-исх-876/20 (далее - Решение N ГУ-исх-876/20) Алексеенко А.А. отказано в предоставлении данной государственной услуги, в связи с чем он обратился в суд с административным исковым заявлением с требованием признать этот отказ незаконным и возложить на Департамент обязанность по предоставлению распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которое будет являться основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка и его дальнейшего оформления для передачи в собственность бесплатно.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 30 июля 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 24 ноября 2020 г. и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г., Алексеенко А.А. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Алексеенко А.А. просит передать ее для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и отменить судебные акты, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия считает, что такие основания имеются.
В соответствии с частью 1 1 статьи 12 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории города Севастополя закреплены в Законе города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (далее - Закон города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС).
Согласно частям 1 и 5 статьи 12 названного закона завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 г. согласно определенному Правительством Севастополя порядку.
Часть 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном этой статьей, предусматривает несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
В силу пункта 10 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 1 февраля 2016 г. N 25-ПП, при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС, уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 7 декабря 2016 г. N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" (далее - Закон города Севастополя от 7 декабря 2016 г. N 299-ЗС) одним из оснований принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г." (далее - Генеральный план), иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 г., при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
В данном случае Департамент отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на названную норму, в том числе в связи с несоответствием указанного Алексеенко А.А. в заявлении вида разрешенного использования земельного участка (для индивидуального дачного строительства) Генеральному плану, иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок (проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха).
Вместе с тем в материалы дела представлено градостроительное заключение управления градостроительства и архитектуры города Севастополя от 14 июня 2011 г., где указано, что испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне дачной рекреации, что соответствует Генеральному плану. На выкопировке из Генерального плана (л.д. 11) видно, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух зонах: проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха и проектируемой дачно-рекреационной зоне (поэтапно преобразуемой в частные пансионаты).
Правомочия органов местного самоуправления в отношении принимаемых ими муниципальных правовых актов в действующей системе правового регулирования предполагают учет существа отношений, затрагиваемых муниципальными правовыми актами, в том числе в части правового регулирования в области недвижимого имущества, эти решения не могут носить произвольный и избирательный характер и основываться на предпочтениях и ограничениях, не установленных нормами закона, должны быть мотивированными.
Как предусмотрено статьей 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона. До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения настоящего спора является установление функционального назначения территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
В данном случае Судебная коллегия считает, что при наличии документов, содержащих противоречивые сведения об этом обстоятельстве, Решение N ГУ-исх-876/20 не является обоснованным, носит произвольный характер.
Кроме того, исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 13 марта 2018 г. N 577-О и от 23 апреля 2020 г. N 944-О) само по себе разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, выданное согласно законодательству Украины, не порождает каких-либо юридически значимых последствий для наследников лица, которому оно выдавалось. Возможность завершения наследником по закону оформления прав на земельный участок на основании разрешения на разработку документации по землеустройству, выданного иному лицу (наследодателю), обусловлена спецификой наследственного правопреемства, предполагающего включение в наследственную массу только тех объектов, принадлежность которых наследодателю надлежащим образом юридически подтверждена, а переход соответствующих прав и обязанностей - допускается законом.
В связи с этим при получении заявления Алексеенко А.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с приложенным решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 23 октября 2018 г. по гражданскому делу N 2-1289/2018 Департаменту необходимо было обратиться с заявлением о разъяснении названного решения, о порядке и способе его исполнения (статьи 185 и 352 КАС РФ) и рассмотреть заявление Алексеенко А.А. в зависимости от полученных разъяснений.
На основании вышеизложенного судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 30 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 24 ноября 2020 г. и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г. отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Балаклавский районный суд г. Севастополя в ином составе судей.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 мая 2022 г. N 117-КАД22-1-К4
Текст определения опубликован не был