Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 15 июня 2022 года информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А. Козлова о мерах по повышению эффективности разведки и добычи полезных ископаемых для увеличения темпов экономического роста, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А. Козлова о мерах по повышению эффективности разведки и добычи полезных ископаемых для увеличения темпов экономического роста.
2. Принять к сведению выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации С.В. Мамедова.
3. Государственная Дума отмечает, что минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации является системообразующей отраслью экономики страны, важной составляющей развития промышленности, производственного и технологического потенциала, основой для благополучия граждан.
Для устойчивого развития экономики Российской Федерации необходимо увеличение объемов геолого-разведочных работ, включая региональное геологическое изучение недр, поиски и разведку месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых.
Текущие внешнеполитические условия создают риски ограничения или полного запрета поставок вынужденно импортируемых видов минерального сырья, имеющих критическое значение для российской промышленности, а также ограничения импорта технологий и оборудования для геологоразведки и добычи полезных ископаемых.
Изменение экономической ситуации в настоящее время напрямую влияет на объемы и возможности привлечения частных инвестиций.
По данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 2021 году общие затраты на геологоразведку (с учетом привлеченных частных инвестиций) составили 408 млрд рублей, открыто 37 месторождений углеводородного сырья и 133 месторождения твердых полезных ископаемых. Россия вышла на первое место в мире по добыче золота (430 тонн за 2021 год).
По данным Федеральной службы государственной статистики об итогах промышленного производства за 2021 год, объем предоставляемых услуг в области добычи полезных ископаемых вырос на 17,6 процента.
Минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации традиционно продолжает занимать лидирующие позиции в формировании консолидированного бюджета Российской Федерации, формируя около 40 процентов его доходной части.
4. Государственная Дума отмечает деятельность Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, направленную на совершенствование законодательства в сфере недропользования, в том числе работу над Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", статью 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", а также работу над проектами нормативных правовых актов, направленных на реализацию положений данного Федерального закона.
5. Вместе с тем депутаты Государственной Думы выразили обеспокоенность:
1) по вопросу обеспечения развития приоритетных наукоемких и высокотехнологичных отраслей и критических технологий в условиях нарастающего дефицита минерально-сырьевых ресурсов и изменяющейся геополитической обстановки;
2) по вопросу недостижения значений показателей подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, отмечается низкий уровень достижения значений следующих показателей:
"Нефть и конденсат по результатам геолого-разведочных работ в Арктической зоне Российской Федерации" - 48,3 процента;
"Количество видов полезных ископаемых "второй группы" (нефть, свинец, сурьма, золото, серебро, алмазы, цинк, особо чистое кварцевое сырье), обеспеченных уровнем воспроизводства запасов" - 50 процентов;
"Объем внутренних затрат на исследования и разработки, осуществляемые в рамках развития и использования минерально-сырьевой базы" - 53,8 процента;
3) по вопросам самообеспечения страны минеральным сырьем в условиях внешних вызовов, исключения зависимости от импорта важнейших для обеспечения национальной безопасности категорий минерального сырья, повышения эффективности геолого-разведочных работ, проводимых за счет бюджетных средств, и их переориентации на поиски и разведку стратегических видов минерального сырья;
4) по вопросу обострения проблемы дефицита полезных ископаемых, внутреннее потребление которых в значительной степени обеспечивается вынужденным импортом и (или) складированными запасами.
6. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) проработать вопрос актуализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года N 2914-р, и плана ее реализации с учетом обеспечения их синхронизации с отраслевыми документами стратегического планирования и установления возможности оперативного реагирования на потребности различных отраслей промышленности;
2) проработать вопрос введения единой классификации трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья и методов увеличения нефтеотдачи пластов, а также типовой финансово-экономической модели для обоснования налоговых льгот в отношении пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья;
3) в целях недопущения дефицита стратегических видов полезных ископаемых проработать механизмы стимулирования геологического изучения недр и создания благоприятных условий для его осуществления.
7. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1) обеспечить реализацию мероприятий по импортозамещению в сфере геологоразведки;
2) проработать вопросы создания и применения современных научных достижений в области технологий переработки, обогащения и комплексного извлечения полезных ископаемых и повышения заинтересованности компаний-недропользователей в изобретении новых современных технологий для освоения месторождений полезных ископаемых нетрадиционных геолого-промышленных типов.
8. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1) проработать вопрос повышения геологической изученности и интенсификации разведки континентального шельфа Российской Федерации в Арктике в целях увеличения темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы;
2) принять меры по повышению инвестиционной привлекательности освоения месторождений редких полезных ископаемых и внедрению эффективных технологий обогащения и переработки;
3) проработать вопрос сокращения сроков согласования Федеральным агентством по недропользованию перечней участков недр местного значения, подготовленных уполномоченными органами субъектов Российской Федерации;
4) подготовить предложения по совершенствованию процедур предоставления участков недр в пользование для целей геологического изучения недр в части возможности привлечения компаний-недропользователей к проведению геолого-разведочных работ на ранних стадиях;
5) совместно с уполномоченными органами субъектов Российской Федерации проработать вопрос обеспечения надлежащего контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при пользовании участками недр местного значения в целях недопущения возникновения угрозы жизни и здоровью граждан и нарушений природоохранного законодательства;
6) продолжить работу по совершенствованию подзаконных нормативных правовых актов в части повышения прозрачности порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр и ускорения рассмотрения таких заявок;
7) рассмотреть вопрос об установлении подзаконными нормативными правовыми актами возможности осуществления рубок лесных насаждений в рамках одного договора аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
9. Считать целесообразным активизировать работу над проектом федерального закона N 664487-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования".
10. Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить внесение в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами исчерпывающих сведений по всем предоставленным в пользование участкам недр и выданным лицензиям до 1 января 2022 года.
11. Поручить Комитету Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
12. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период осенней сессии 2022 года.
13. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации.
14. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
28 июня 2022 г.
N 1699-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 28 июня 2022 г. N 1699-8 ГД "Об информации Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации А.А. Козлова о мерах по повышению эффективности разведки и добычи полезных ископаемых для увеличения темпов экономического роста"
Вступает в силу с 28 июня 2022 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 4 июля 2022 г. N 27 ст. 4765