Уплата и декларирование ЕСН организациями, имеющими обособленные
подразделения
Изменения в законодательстве
Реформа системы социальных платежей, начавшаяся с замены обязательных платежей во внебюджетные фонды РФ на единый социальный налог и передачи функции администрирования налоговым органам, получила довольно неожиданное продолжение в 2002 году. Изменения в законодательстве по ЕСН, вступившие в силу с 1 января 2002 года, вызвали огромное количество организационных и методологических проблем в организациях, имеющих обособленные подразделения, особенно в тех, где есть сложные и разветвленные филиальные сети. В статье рассмотрены изменения в уплате ЕСН, произошедшие в 2002 году, и вызванные ими трудности.
Обращаем ваше внимание, что выводы, сделанные в настоящей статье, не выражают официальной позиции МНС России, а являются исключительно рекомендациями эксперта.
Изменения в структуре ЕСН
Порядок исчисления, уплаты и декларирования ЕСН, действовавший в 2001 году, был установлен главой 24 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ.
Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в главу 24 НК РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 года.
В 2001 году в структуру ЕСН входили следующие платежи:
- в ПФР;
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС России);
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).
С 1 января 2002 года часть суммы ЕСН (28%), которая раньше причиталась к уплате в ПФР, стала уплачиваться в федеральный бюджет, сохранив вместе с тем свое целевое назначение - финансирование базовой части трудовой пенсии. При этом Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлены новые взносы - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Они вычитаются из суммы ЕСН, уплачиваемой в федеральный бюджет (производится налоговый вычет). То есть фактический размер платежа по ЕСН в федеральный бюджет уменьшается на сумму взносов на ОПС. Размер взносов на ОПС, как правило, составляет 14%*(1).
Помимо ЕСН в систему социальных платежей, как и ранее, входят страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Порядок их исчисления, уплаты и декларирования установлен Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Изменения в порядке уплаты и декларирования ЕСН*(2)
В 2001 году организации-налогоплательщики, в состав которых входили обособленные подразделения, должны были уплачивать и декларировать ЕСН по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
Основным отличительным признаком, которым обязательно должно обладать подразделение организации в целях признания его обособленным, является оборудование рабочих мест по месту его нахождения. И так как на рабочем месте совершается трудовая деятельность работников, то по месту нахождения обособленного подразделения практически всегда будет возникать объект налогообложения по ЕСН.
Как показала практика, действующий в 2001 году порядок был связан с определенными техническими трудностями, особенно в тех случаях, когда у организации насчитывалось большое число обособленных подразделений.
В связи с этим в целях упорядочения уплаты ЕСН и повышения эффективности осуществления контроля над поступлением сумм от уплаты налога в бюджеты государственных внебюджетных фондов совместным письмом МНС России от 28.08.2001 N БГ-6-05/658, ПФР N МЗ-16-25/7003, ФСС России N 02-08/06-2065П, ФОМС N 3205/80-1/И и Минфина России N 01-СШ/60 (далее - совместное письмо) организациям-налогоплательщикам было дано право в 2001 году централизованно начислять и уплачивать ЕСН за обособленные подразделения по месту нахождения головной организации.
Организации-налогоплательщики могли использовать право на централизованный порядок начисления и уплаты ЕСН только относительно тех обособленных подразделений, которые не имели отдельного баланса, расчетного счета, не начисляли выплат и иных вознаграждений в пользу работников и физических лиц. Таким образом, для применения централизованной уплаты ЕСН обязательным условием было наличие у обособленного подразделения всех указанных выше признаков.
С 1 января 2002 года обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, должны исполнять обязанности организации по уплате ЕСН, а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
В данном случае законодатели приняли довольно неожиданное решение: вместо того чтобы законодательно закрепить действовавший в 2001 году порядок, используя положения совместного письма, они предложили новое, на первый взгляд, идентичное правило, которое при детальном анализе таковым не является. Тем самым был установлен новый порядок уплаты и декларирования ЕСН организациями, имеющими обособленные подразделения.
В соответствии с новым порядком c 2002 года организации-налогоплательщики обязаны начислять и уплачивать ЕСН по месту нахождения только тех обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. За обособленные подразделения, не имеющие хотя бы один из перечисленных признаков, ЕСН начисляется и уплачивается централизованно по месту нахождения головной организации.
Централизованная уплата ЕСН
Квалификация обособленных подразделений*(3)
С 2002 года чтобы выполнять обязанности организации по уплате и декларированию ЕСН, подразделение организации помимо наличия признаков обособленного подразделения должно удовлетворять дополнительным условиям: наличие отдельного баланса; наличие расчетного счета; начисление выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (далее - начисление выплат).
Исходя из данного налогового правила, все обособленные подразделения организации в зависимости от наличия или отсутствия указанных выше условий можно разделить на две группы.
Первая группа: обособленные подразделения организации, которые должны уплачивать ЕСН и представлять налоговые декларации по ЕСН по месту своего нахождения. В данную группу входит один тип обособленных подразделений: 1-й тип. Обособленные подразделения 1-го типа имеют отдельный баланс и расчетный счет, начисляют выплаты в пользу физических лиц.
Вторая группа: обособленные подразделения организации, которые не должны уплачивать ЕСН и представлять налоговые декларации по ЕСН по месту своего нахождения. (За такие обособленные подразделения уплата ЕСН и представление расчетов по ЕСН производится самой организацией по месту нахождения организации.) В данную группу входят семь типов обособленных подразделений (см. таблицу).
Таблица
Типы обособленных подразделений, входящих во вторую группу
Типы обособленных подразделений |
Наличие отдельно- го баланса |
Наличие расчет- ного счета |
Начисление вы- плат |
2-й тип | Не имеют отдель- ного баланса |
Имеют расчетный счет |
Начисляют вып- латы |
3-й тип | Имеют отдельный баланс |
Не имеют расчет- ного счета |
Начисляют вып- латы |
4-й тип | Имеют отдельный баланс |
Имеют расчетный счет |
Не начисляют выплаты |
5-й тип | Не имеют отдель- ного баланса |
Не имеют расчет- ного счета |
Начисляют вып- латы |
6-й тип | Имеют отдельный баланс |
Имеют расчетный счет |
Не начисляют выплаты |
7-й тип | Не имеют отдель- ного баланса |
Имеют расчетный счет |
Не начисляют выплаты |
8-й тип | Не имеют отдель- ного баланса |
Не имеют расчет- ного счета |
Не начисляют выплаты |
Итак, всего существует восемь типов обособленных подразделений, в отношении которых выполняется различное сочетание условий налогового правила, причем только один из указанных типов подразделений (1-й тип) должен выполнять обязанности организации по уплате и декларированию ЕСН по месту своего нахождения.
Главный вывод, который можно сделать из проведенного анализа, следующий: в 2002 году централизованный порядок распространяется на большее число типов обособленных подразделений по сравнению с 2001 годом.
Если в 2001 году централизованный порядок можно было применять только в отношении обособленных подразделений 8-го типа, то в 2002 году централизованный порядок должен применяться в отношении подразделений 2-го, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го, 7-го и 8-го типов.
Выделением слов "можно" и "должен" подчеркивается, что в 2001 году централизация была предметом выбора, а в 2002 году она является обязанностью. В этом заключается главный революционный характер изменений законодательства по ЕСН.
Поэтому в 2002 году закрепление централизованного порядка уплаты и декларирования ЕСН в учетной политике для целей налогообложения перестало быть необходимостью по сравнению с 2001 годом. И все же мы рекомендуем закрепить это положение во избежание каких-либо споров с контролирующими органами.
Порядок централизованной уплаты ЕСН*(4)
Централизованная уплата налога по своему определению является специальной формой организации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, при которой налог перечисляется организацией за ее обособленные подразделения второй группы по месту ее нахождения.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации (то есть централизованно), в состав которой входят обособленные подразделения первой группы, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений первой группы.
Если в составе организации отсутствуют обособленные подразделения первой группы, уплата ЕСН осуществляется централизованно в полном размере, то есть за все обособленные подразделения.*(5)
Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения первой группы, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к данному обособленному подразделению. На практике это означает, что сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из начисленных им в пользу физических лиц выплат, являющихся объектом налогообложения по ЕСН.
Уплата ЕСН по месту нахождения обособленного подразделения обычно осуществляется самим подразделением. Однако она может быть также осуществлена и головной организацией путем перечисления средств на счета налоговых органов по месту нахождения обособленного подразделения.
Декларирование ЕСН обособленными подразделениями первой группы осуществляется самостоятельно: расчеты и декларации представляются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.
Следует отметить, что вне зависимости от того, централизованный или децентрализованный порядок использует организация, имеющая в своем составе обособленные подразделения, расчет условий для применения регрессивной шкалы ЕСН производится в целом по организации.
Как правило, это создает определенные организационные трудности для организации, которая имеет в своем составе начисляющие выплаты обособленные подразделения, получающие в банках средства на оплату труда в разные сроки.
Дело в том, что в 2001 году была предусмотрена уплата ЕСН ежемесячно в срок, установленный для получения средств на оплату труда, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. При этом банк на основании ст.243 НК РФ был не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.
Это как раз и оправдывало действовавший в 2001 году порядок централизации, в соответствии с которым лишь обособленные подразделения 8-го типа могли не уплачивать налог по месту своего нахождения (в отношении которых могла применяться централизация). Если организация захотела бы централизовать уплату налога в отношении обособленных подразделений 2-го, 3-го и 5-го типов, то они не смогли бы получить средства на оплату труда, поскольку уплата налога осуществлялась по месту нахождения организации.
С 2002 года отменена обязанность банковского учреждения не выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление ЕСН. Кроме того, уплата авансовых платежей по ЕСН должна производиться ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, вне зависимости от срока, установленного для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц.
Чаще всего расчет и выплата заработной платы (ее второй части) в организациях происходит между 1-м и 10-м числами месяца, следующего за отчетным. Таким образом, у организации есть временной отрезок, чтобы собрать налоговую базу по ЕСН по всем обособленным подразделениям, рассчитать условия для применения регрессивных ставок для уплаты налога до 15-го числа.
Для повышения организованности в исчислении и уплате ЕСН может быть рекомендована следующая процедура:
- 31-е число (последний) отчетного месяца - завершение приема документов на расчет заработной платы;
- 1-3-е числа месяца, следующего за отчетным, - расчет заработной платы;
- 4-6-е числа месяца, следующего за отчетным, - получение от обособленных подразделений сведений о суммах заработной платы и расчет условий для применения регрессивной шкалы;
- 6-8-е числа месяца, следующего за отчетным, - сообщение обособленным подразделениям о применяемых ставках и начисление заработной платы и сумм ЕСН;
- 9-10-е числа месяца, следующего за отчетным, - выплата заработной платы и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- 15-е число месяца, следующего за отчетным, - уплата ЕСН.
Указанная выше процедура может быть закреплена в корпоративном учетном стандарте по документообороту для обязательного применения всеми обособленными подразделениями организации.
Следует обратить внимание, что в соответствии со ст.136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.
Необходимо также отметить, что в настоящее время банк по-прежнему не вправе выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление взноса на обязательное пенсионное страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев. Почему ограничение не отменено только в отношении этих двух взносов, не ясно. Вместе с тем у организации отсутствует обязанность по начислению суммы указанных взносов дважды в месяц, так как расчет суммы платежей по ним производится ежемесячно (ст.24 Закона N 167-ФЗ, п.2.1 Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам, утвержденных постановлением ФСС России от 24.10.2001 N 102).
Переход на централизованную уплату ЕСН*(6)
Процедура перехода на централизованную уплату и декларирование ЕСН установлена письмом МНС России от 06.09.2001 N СА-6-05/687. Данное письмо не учитывает изменения, вступившие в силу с 1 января 2002 года, в частности условия применения централизованной уплаты. Поэтому оно применяется в части, не противоречащей действующей в 2002 году редакции НК РФ.
Для централизации ЕСН организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения реестр обособленных подразделений, подлежащих централизации, с указанием ИНН, КПП, адреса места их нахождения, наименования налогового органа, в котором они состоят на учете.
Налоговый орган по месту нахождения организации, получивший реестр, сообщает об этом в трехдневный срок в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений. В связи с этим лицевые счета организаций по месту нахождения обособленных подразделений по ЕСН должны быть в двухнедельный срок закрыты налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений, а сальдо расчетов, копии решения налогового органа о закрытии лицевого счета и копии актов сверки расчетов по внебюджетным фондам переданы в налоговый орган по месту нахождения организации.
Как показывает практика, из-за большого объема работы налоговые органы редко соблюдают установленные сроки, поэтому организациям нужно быть готовыми к тому, что процесс перехода на централизованный порядок может длиться не один месяц.
Революционные изменения в законодательстве о ЕСН вызвали "эффект домино", обнажив организационные трудности с расчетами по социальному, медицинскому и пенсионному страхованию, о которых пойдет речь дальше.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
В соответствии со ст.11 Закона N 167-ФЗ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, регистрируются в территориальных органах ПФР по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти организации выплачивают вознаграждения физическим лицам.
Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в аналогичном порядке. В соответствии с п.8 ст.24 Закона N 167-ФЗ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают взносы на обязательное пенсионное страхование по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти организации выплачивают вознаграждения физическим лицам в сроки, установленные для получения средств на оплату труда, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Исходя из изложенного, регистрироваться и уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование по месту своего нахождения должны обособленные подразделения 1-го, 2-го, 3-го и 5-го типов.
Однако не все так гладко...
В соответствии с положениями Закона N 167-ФЗ данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование отражаются в расчете, представляемом в налоговые органы по форме, утвержденной МНС России по согласованию с ПФР. Таким образом, Закон N 167-ФЗ возложил на организации обязанность декларировать взносы на обязательное пенсионное страхование, однако не установил особенности декларирования этих взносов организациями, имеющими обособленные подразделения.
20 апреля 2002 года в "Российской газете" был официально опубликован приказ МНС России от 28.03.2002 N БГ-3-05/153 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Порядка ее заполнения" (зарегистрирован в Минюсте России 15.04.2002 N 3363) (далее - приказ N БГ-3-05/153) .
В соответствии с данным приказом обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование, а также по представлению расчетов по авансовым платежам в налоговый орган по месту своего нахождения.
Таким образом, приказ N БГ-3-05/153 установил особенности декларирования взносов на обязательное пенсионное страхование организациями, имеющими обособленные подразделения, которые не были установлены Законом N 167-ФЗ. Эти особенности идентичны особенностям, применяемым для уплаты и декларирования ЕСН.
Однако наряду с этим согласно приказу N БГ-3-05/153 обособленным подразделениям 2-го, 3-го и 5-го типов запрещается выполнять обязанности организации по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование по месту нахождения этих обособленных подразделений. Таким образом, приказ N БГ-3-05/153 в данной части вступил в прямое противоречие с Законом N 167-ФЗ.
Как же выйти из возникшей коллизии законодательного и нормативного актов?
По нашему мнению, может быть следующее решение. Так как налоговое администрирование по взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы, то уплату и декларирование взносов на обязательное пенсионное страхование за обособленные подразделения 2-го, 3-го и 5-го типов необходимо осуществлять централизованно.
В то же время у этих обособленных подразделений нет оснований для снятия с учета в территориальных органах ПФР. Поэтому сведения об индивидуальном персонифицированном учете необходимо представлять в территориальные органы ПФР по месту нахождения вышеуказанных обособленных подразделений. Таким способом можно минимизировать конфликты с ПФР, а также избежать централизации персонифицированного учета, которая во много раз может увеличить объем работы в центральной бухгалтерии.
Расчеты с ФСС России
В соответствии с Порядком регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением ФСС России от 04.12.2000 N 119, юридические лица регистрируются в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда по месту своей государственной регистрации (месту нахождения юридического лица) для целей государственного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, юридические лица, имеющие обособленные подразделения, которые исполняют обязанности этих юридических лиц по уплате налогов, сборов и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регистрируются в качестве страхователей также по месту нахождения данных обособленных подразделений.
Неоднозначность толкования приведенной выше формулировки не позволяет безусловно утверждать, по месту нахождения каких обособленных подразделений организация подлежит регистрации в качестве страхователя.
Версия о регистрации по месту уплаты страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не имеет смысла, поскольку Законом N 125-ФЗ не установлен порядок уплаты указанных страховых взносов организациями, имеющими обособленные подразделения.
Поэтому в данном случае наиболее адекватным решением будет регистрация организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений, выполняющих обязанности организации по уплате взносов в ФСС России, то есть по уплате ЕСН, а значит по месту нахождения обособленных подразделений первой группы. Данные обособленные подразделения ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в исполнительные органы ФСС России, осуществившие их регистрацию, сведения по форме 4-ФСС о произведенных расходах на нужды социального страхования, вычитаемые из сумм, начисленных к уплате в Фонд в составе ЕСН.
Учитывая изложенное выше, организация не подлежит регистрации в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений второй группы. Представление сведений по форме 4-ФСС за обособленные подразделения второй группы осуществляется централизованно по месту регистрации организации в исполнительном органе ФСС России.*(7) Кроме того, в данном случае исполнительный орган Фонда устанавливает централизованный норматив ассигнований.
Согласно совместному письму расходы на цели государственного социального страхования в счет ЕСН в части, зачисляемой в ФСС России по обособленным подразделениям, подлежащим централизации, учитываются централизованно организацией в целом (включая данные обособленные подразделения) по месту постановки ее на налоговый учет по месту нахождения.
Таким образом, разница между начисленными суммами ЕСН и произведенными расходами на цели государственного социального страхования определяется суммарно по организации и таким обособленным подразделениям. Если сумма расходов по государственному социальному страхованию превышает сумму начисленного ЕСН, выделение дотаций осуществляется исполнительным органом Фонда самой организации.
Однако если организация осуществляет уплату ЕСН централизованно, то при превышении суммы расходов над суммой начисленного ЕСН по одному подразделению и при отсутствии такого перерасхода по организации в целом перерасход обособленного подразделения исполнительным органом ФСС России не возмещается.
Уплата и декларирование страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в аналогичном порядке, то есть по месту уплаты ЕСН.*(8)
Несколько капель дегтя...
Дело в том, что в отличие от ЕСН процедура централизации расчетов с ФСС России не установлена, за исключением существования нескольких общих предложений в совместном письме. Таким образом, в отношении всех обособленных подразделений второй группы, по месту нахождения которых в 2001 году организация была поставлена на учет в исполнительных органах ФСС России, она должна будет разработать и согласовать с исполнительным органом Фонда по месту своего нахождения процедуру перевода документов по учету страхователя, а также другие вопросы.
В частности, к таким вопросам относится порядок представления первичных документов, подтверждающих целевое расходование средств (например, больничных листков) и хранящихся в обособленных подразделениях. В действительности исполнительный орган Фонда может потребовать обеспечить первичный учет расходов, осуществляемых через бухгалтерии обособленных подразделений второй группы, в центральной бухгалтерии. Тогда организация будет вынуждена значительно увеличить штат бухгалтерии только лишь для сбора и обработки больничных листков, не говоря уже о путевках на санаторно-курортное лечение.
Обязательное медицинское страхование
Порядок реализации системы обязательного медицинского страхования при централизованном порядке уплаты ЕСН в общем изложен в совместном письме, которое тем не менее не дает ответа на главный вопрос: что же все-таки делать? Попробуем разобраться.
В соответствии с Законом РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" каждый гражданин РФ имеет право на обязательное медицинское страхование (на получение медицинской помощи при наступлении страхового случая), в системе которого он выступает в качестве застрахованного. Для работающего населения в качестве страхователя выступает организация, которая обязана уплачивать страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованным работникам медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программе обязательного медицинского страхования.
Любая организация, являясь страхователем, осуществляет медицинское страхование всех своих работников путем уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в составе ЕСН. При централизованном порядке уплаты ЕСН указанные взносы перечисляются в ТФОМС по месту нахождения организации.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, уплачиваемые за обособленные подразделения второй группы, не перечисляются в ТФОМС по месту нахождения данных обособленных подразделений. В связи с этим ТФОМС могут расторгнуть договоры обязательного медицинского страхования с работниками обособленных подразделений данной группы.
Таким образом, должны быть приняты срочные меры по обеспечению работников этих обособленных подразделений страховыми полисами. В противном случае может сложиться критическая ситуация с оказанием им медицинской помощи при их обращении в медицинские учреждения по месту нахождения обособленных подразделений.
Подобные трудности не грозят лишь жителям Москвы, поскольку только в Москве страховые полисы выдаются не по месту работы, а по месту жительства.
Выдача страховых полисов работникам обособленных подразделений, в отношении которых ЕСН уплачивается централизованно, осуществляется ТФОМС, который аккумулирует платежи в составе ЕСН.
Таким образом, если организация находится в Москве и осуществляет централизованную уплату ЕСН за все обособленные подразделения, находящиеся в регионах, то их работники должны получить московские страховые полисы, выдаваемые Московским городским фондом обязательного медицинского страхования.
Однако, как показывает практика, работники этих обособленных подразделений могут иметь трудности в получении медицинской помощи, предъявляя московский страховой полис в региональных медицинских учреждениях.
Вывод. Революционный характер изменений в законодательстве по ЕСН вызвал огромное количество сложных налоговых и социальных проблем, решить которые организация может лишь при тщательном планировании всех последствий предпринимаемых шагов по централизации уплаты ЕСН.
Д.В. Бурлаков,
начальник отдела методологии учета и стратегии
налогообложения ОАО "Ростелеком"
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2002 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о налоговом вычете по ЕСН см. в статьях "Расчет авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам в ПФ РФ в 2002 году", РНК. 2002. - N 7; "Налоговый вычет по ЕСН" // РНК. - 2002. - N 9. - Примеч. ред.
*(2) С 2002 года организации обязаны уплачивать ЕСН по месту нахождения только тех обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц. За обособленные подразделения, не имеющие хотя бы один из указанных признаков, ЕСН уплачивается централизованно.
*(3) Если в 2001 году централизованная уплата ЕСН была предметом выбора, то в 2002 году она является обязательной.
*(4) С 2002 года отменена обязанность банковского учреждения не выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если он не представил платежных поручений на перечисление ЕСН.
*(5) При централизованной уплате ЕСН организации представляют налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам (декларируют ЕСН) по месту своего нахождения.
*(6) Для централизации ЕСН организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения реестр обособленных подразделений, подлежащих централизации, с указанием ИНН, КПП, адреса места их нахождения, наименования налогового органа, в котором они состоят на учете.
*(7) Расходование средств на нужды социального страхования может осуществляться как через бухгалтерию головной организации, так и бухгалтерии обособленных подразделений независимо от типа последних.
*(8) Выдача страховых полисов работникам обособленных подразделений, в отношении которых ЕСН уплачивается централизованно, осуществляется территориальным фондом медицинского страхования, который аккумулирует платежи в составе ЕСН.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99