Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 г. по делу N 3а-36/2022
Настоящее решение рассмотрено и частично отменено Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 августа 2022 г. N 66а-696/2022
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А., при секретаре Яцкевич Т.В., с участием прокурора Барсуковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективным административным исковым заявлениям о признании недействующим в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 121 от 13.03.2020 года "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", административному исковому заявлению Волкова И.Г. о признании недействующим в части Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 121 от 13.03.2020 года "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", установил:
13 марта 2020 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Постановление N 121, оспариваемый акт), которое опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (www.gov.spd.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13 марта 2020 года.
В Постановление N 121 неоднократно вносились изменения, в настоящее время указанный нормативный правовой акт действует в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.01.2022 N 35 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121", официально опубликованного на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 25.01.2022.
Согласно преамбуле оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и пунктом "о-10" статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 28.09.2005 N 514-76 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге".
Оспариваемым актом с учетом указанных изменений постановлено ввести на территории Санкт-Петербурга режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт 1), ввести на территории Санкт-Петербурга определенные запреты на срок по 31.03.2022 (пункт 2.1)
Так, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.10.2021 N 766 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121", в отдельные положения Постановления N 121 внесены дополнения, в соответствии с которыми условиями допуска посетителей (за исключением граждан, не достигших возраста 18 лет) на отдельные объекты и мероприятия, а также условиями оказания услуг определенными организациями является наличие у лица:
- либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины;
- либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;
- либо справки, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом.
Установлено, что в отношений лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими первого и(или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года N 918 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121" в отдельные положения Постановления N 121 внесены дополнения, устанавливающие, что условиями допуска посетителей (за исключением граждан, не достигших возраста 18 лет) на отдельные объекты и мероприятия, а также условием оказания услуг определенными организациями является наличие у лица документов, которыми в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2021 N 1053н "Об утверждении формы медицинской документации "Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации" и порядка ее выдачи, формы медицинской документации "Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и(или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" и порядка ее ведения, а также формы "Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и(или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" (далее - Приказ N 1053н) подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий: перенесение гражданином заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция), если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев; завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации против коронавирусной инфекции (далее - вакцинация), если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев; наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации; установлено, что посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, отобранного не ранее чем за 72 часа до предъявления; в отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией.
Указанные дополнения внесены в положения пунктов 2-1, 2-5.9, 2-5.10, 2-5.12, 2-5.13, 2-5.15, 2-5.23, 2-5.29, 2-5.33, 2-42, 2-50 Постановления N 121 (пункты 1.1-1.4, 1.7-1.13, 1.15-1.16 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25 ноября 2021 года N 918)
Также Постановление N 121 дополнено пунктом 2.1.30, согласно которому с 08.11.2021 допуск посетителей с 23.00 до 06.00 в цирки, концертные залы и организации, осуществляющие публичную демонстрацию фильмов, иные организации исполнительских искусств, объекты, предназначенные для развлечений и досуга, аквапарки, океанариумы, зоопарки, на ледовые катки и аттракционы.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2021 года N 1025 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121" в Постановление N 121 внесены изменения, которыми, в том числе, исключено указание на сроки с даты выздоровления после перенесенного гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией, сроки действия отрицательного результата лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции.
В действующей в настоящее время редакции Постановления N 121 в пункте 2-1 установлено требование торжественную регистрацию брака осуществлять при условии обеспечения соблюдения органом записи актов гражданского состояния следующих требований:
с 26.11.2021 наличия у всех посетителей (за исключением лиц, вступающих в брак, а также посетителей, не достигших возраста 18 лет) действующих документов, которыми в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.11.2021 N 1053н "Об утверждении формы медицинской документации "Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации" и порядка ее выдачи, формы медицинской документации "Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и(или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" и порядка ее ведения, а также формы "Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и(или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" (далее - Приказ N 1053н) подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее - коронавирусная инфекция);
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации против коронавирусной инфекции (далее - вакцинация), если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением лиц, вступающих в брак, а также посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины от коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации (далее - вакцина), или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 7-12).
В силу абзаца 1 пункта 2.1.22 Постановления N 121 в действующей редакции временно приостановлена деятельность предприятий общественного питания, в том числе предприятий общественного питания при гостиницах и иных средствах размещения, с 23.00 до 06.00, а также нахождение граждан в помещениях таких предприятий общественного питания в указанное время, а согласно абзацу 1 пункта 2.1.30 Постановления N 121 - с 08.11.2021 допуск посетителей с 23.00 до 06.00 в цирки, концертные залы и организации, осуществляющие публичную демонстрацию фильмов, иные организации исполнительских искусств, объекты, предназначенные для развлечений и досуга, аквапарки, океанариумы, зоопарки, на ледовые катки и аттракционы.
В пункте 2-5 Постановления N 121 в действующей редакции установлены требования к организациям и индивидуальным предпринимателям, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, установленные указанным постановлением.
Так, в пункте 2-5.9 постановления Правительства N 121 установлено, что с 26.11.2021 прием и размещение в домах отдыха граждан, за исключением граждан, не достигших возраста 18 лет, допускается при условии наличия у них действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Граждане (за исключением граждан, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 2-7).
В пункте 2-5.10 постановления Правительства N 121 установлено требование осуществлять оказание услуг общественного питания в части, не запрещенной (временно не ограниченной) постановлением, при условии соблюдения следующих требований:
с 02.01.2022 наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 5-10).
В пункте 2-5.12 постановления Правительства N 121 установлено требование организовать допуск посетителей в музеи и организации, осуществляющие выставочную деятельность, в части, не запрещенной (временно не ограниченной) постановлением, при условии соблюдения следующих требований:
с 26.11.2021 наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 11-16).
Пунктом 2-5.13 Постановления N 121 установлено требование организовать допуск посетителей в плавательные бассейны, фитнес-центры, а также в иные организации, оказывающие услуги в области физической культуры и спорта, при условии соблюдения следующих требований:
с 26.11.2021 наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 3-8).
Пунктом 2-5.15 Постановления N 121 установлено требование осуществлять работу объектов розничной торговли в части, не запрещенной (временно приостановленной) постановлением, при условии соблюдения следующих требований:
с 02.01.2022 осуществлять работу объектов розничной торговли (за исключением аптечных учреждений, объектов розничной торговли моторным топливом, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, объектов розничной торговли, не имеющих торгового зала, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р, и(или) продовольственных товаров) при условии наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 5-10).
Пунктом 2-5.23 Постановления N 121 установлено требование организовать допуск посетителей в театры, цирки, концертные залы и организации, осуществляющие публичную демонстрацию фильмов, при условии соблюдения следующих требований:
с 26.11.2021 наличия у всех посетителей (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет) действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (пункты 14-18, 21).
Пунктом 2-5.29 постановления Правительства N 121 установлено требование организовать допуск посетителей в части, не запрещенной (временно не ограниченной) постановлением, в объекты, предназначенные для развлечений и досуга, при условии соблюдения следующих требований:
с 26.11.2021 наличия у всех посетителей, за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет, действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Посетители (за исключением посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 5-10)
Пунктом 2-5.33 Постановления N 121 постановлено с 27.12.2021 осуществлять прием и размещение граждан, за исключением граждан, не достигших возраста 18 лет, в гостиницах при наличии у них:
либо отрицательного результата лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата, при условии предъявления через каждые 48 часов после заселения нового отрицательного результата указанного лабораторного исследования;
либо действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 2-6).
Пунктом 2-42 Постановления N 121 постановлено с 16.11.2020 по 31.03.2022 обязать организации (индивидуальных предпринимателей) обеспечить перевод на дистанционный режим работы работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) в возрасте старше 60 лет, а также работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), имеющих хронические заболевания, перечень которых утверждается Комитетом по здравоохранению (далее - хронические заболевания), за исключением работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам), чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организации (индивидуального предпринимателя), работников сферы здравоохранения, транспорта, торговли, педагогических работников, а также работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) организаций (индивидуальных предпринимателей), определенных решением Оперативного штаба по реализации мер профилактики и контроля за распространением коронавирусной инфекции в Санкт-Петербурге, созданного постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 03.02.2020 N 6-пг.
Действие настоящего пункта не распространяется на работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) в возрасте старше 60 лет, имеющих действующие документы, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией.
Пунктом 2-50 Постановления N 121 установлено, что проведение спортивных и физкультурных мероприятий численностью более 40 человек по согласованию с Комитетом по физической культуре и спорту допускается при условии соблюдения организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими проведение указанных мероприятий, следующих требований:
обеспечения с 26.11.2021 наличия у всех участников соответствующего мероприятия, в том числе спортсменов, тренеров, судей, иных лиц, обеспечивающих его проведение, а также посетителей (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет) действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Участники и посетители спортивных и физкультурных мероприятий численностью более 40 человек (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
Проведение с 26.11.2021 конгрессно-выставочных мероприятий численностью более 40 человек по согласованию с Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга допускается при условии наличия у всех участников и посетителей (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет) действующих документов, которыми в соответствии с Приказом N 1053н подтверждается соответствие гражданина одному из следующих условий:
перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией;
завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев;
наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации.
Участники и посетители конгрессно-выставочных мероприятий численностью более 40 человек (за исключением участников и посетителей, не достигших возраста 18 лет), имеющие медицинские противопоказания к вакцинации, дополнительно представляют отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, срок действия которого составляет 48 часов от времени указанного результата.
В отношении лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией (абзацы 8-18).
Вечхайзер О.С., Королева Е.О., Дей Г.Г., Самойлова В.В., Гаврилова Л.Ю., Скнара Е.А., Тымчук М.В., Гресь Д.В., Нечаева В.В., Андрианова Е.В., Чернов С.В., Мосинцев И.Н., Бунцев Е.В., Ластовка Д.В., Черевкова М.В., Бунцева А.Л., Гусакова Н.Р., Гусаков В.А., Селиванова Н.С., Варламов Ю.В., Гуданова И.М., Романова С.Ю., Орлова В.В., Кирченкова Н.Е., Кленина Н.П., Николаева Е.Н., Иванова С.Р., Чернов О.В., Васильева А.В., Петрова А.А., Бондарева С.А., Казачек Л.Н., Ванеева Е.И., Грачева М.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением, которое определено судом к рассмотрению как коллективное административное исковое заявление, о признании недействующими пунктов 2-1, 2.1.22, 2-5.9, 2-5.10, 2-5.12, 2-5.13, 2-5.15, 2-5.23, 5-25.29, 2-42, 2-50 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 121 от 13.03.2020 года "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.10.2021 года N 795 в части установления требований о взаимодействии (оказании услуг) гражданам, за исключением граждан, не достигших возраста 18 лет, при условии наличия у них:
- либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины;
- либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли коронавирусную инфекцию и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;
- либо справки, подтверждающей наличие медицинского отвода от вакцинации против коронавирусной инфекции, выданной врачебной комиссией медицинской организации, где наблюдается пациент по заболеванию, являющемуся медицинским отводом;
- также положений о том, что отношений лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации, получение ими первого и(или) второго компонентов вакцины или однокомпонентной вакцины подтверждается документом, выданным уполномоченной медицинской организацией.
В связи с внесением изменений в Постановление N 121 постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2021 N 918 административными истцами в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подано уточненное коллективное административное исковое заявление, согласно которому они просят признать пункты 2-1, 2-5.9, 2-5.10, 2-5.12, 2-5.13, 2-5.15, 2-5.23, 2-5.29, 2-5.33, 2-42, 2-50 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 121 от 13.03.2020 года недействующими в части установления ограничений по признаку наличия медицинских документов, которыми подтверждается: перенесение гражданином заболевания, вызванного коронавирусной инфекцией, если с даты его выздоровления прошло не более шести календарных месяцев; завершение гражданином в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата вакцинации, если с даты завершения вакцинации прошло не более 12 календарных месяцев; наличие у гражданина медицинских противопоказаний к вакцинации; отрицательный результат лабораторного исследования материала на коронавирусную инфекцию методом полимеразной цепной реакции, отобранного не ранее чем за 72 часа до предъявления граждане для граждан, имеющих медицинские противопоказания к вакцинации, а также абзац 1 пункта 2.1.22 Постановления N 121 (том 8 л.д.70-95).
В обоснование требований административные истцы указали на нарушение оспариваемыми положениями их конституционных прав и противоречие этих положений пунктам 1, 2 статьи 13 и пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", абзацу 7 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", статьям 1, 31 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктам 1-5 статьи 5, пункту 1 статьи 9, статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", статье 1, подпункту "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пунктам 1, 2, 5 статьи 1, статье 309 и пунктам 1-31 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Административные истцы полагают, что соответствующие положения пунктов 2-5.12, 2-5.23, 2-5.29, 2-50 Постановления N 121 противоречат также статье 24 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года; пункты 2-5.13 и 2-50 Постановления N 121 противоречат пунктам 1 и 5 статьи 3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; пункт 2-42 Постановления N 121 по признаку ограничения трудовых прав противоречит статье 72 Трудового кодекса Российской Федерации (том 8 л.д.70-95).
Волков Игорь Геннадьевич обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца 1 пункта 2.1.22, абзаца 1 пункта 2.1.30, абзацев 2-6 пункта 2-5.9, абзацев 5-9 пункта 2-5.10, абзацев 10-14 пункта 2-5.12, абзацев 3-7 пункта 2-5.13, абзацев 5-9 пункта 2-5.15, абзацев 12-16 пункта 2-5.23, абзацев 5-9 пункта 2-5.29, абзацев 8-12 пункта 2-50 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 г. N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)" (в редакции от 22.12.2021 года), указывая также на то, что Правительство Санкт-Петербурга превысило свои полномочия, нарушило порядок реализации введения режима повышенной готовности, установленный нормами подпункта "б" пункта 6 статьи 41.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", необоснованно ограничило права и свободы административного истца и создало препятствия к осуществлению этих прав, свобод и реализации законных интересов при отсутствии достоверных доказательств угрозы наступления чрезвычайной ситуации в случае непринятия вводимых мер (том 11 л.д.2-9)
Семенов А.В., Котенко Л.М., Самсоненко О.В., Гиппа А.Г. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2021 N 918 "О внесении изменений в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2021 N 121" в части пунктов 1.1- 1.4, 1.7-1.13, 1.15-1.16 (том 10 л.д.19-24).
Административные дела по указанным административным исковым заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения определением суда от 17 января 2022 года.
Административные истцы Семенов А.В., Котенко Л.М., Самсоненко О.В., Гиппа А.Г. уточнили требования и просили признать недействующими пункты 2-1, 2-5.9, 2-5.10, 2-5.12, 2-5.13, 2-5.15, 2-5.23, 2-5.29, 2-5.33, 2-42, 2-50 постановления Правительства Санкт-Петербурга N 121 от 13.03.2020 г. "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части изменений, внесённых пунктами 1.1-1.4, 1.7-1.13, 1.15-1.16 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2021 г. N 918 "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121" (т.10 л.д.19-24).
В обоснование требований указанные административные истцы сослались на то, что оспариваемые положения нарушают положения статей 2, 4, 5, 13, 20 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 1, 10, 11 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" поскольку предписывают гражданам вакцинироваться в обязательном порядке, независимо от их воли, разглашать третьим лицам сведения, составляющие медицинскую тайну, а также обязуют организации и лиц, ответственных за проведение массовых мероприятий, оказание услуг и продажу отдельных видов товаров требовать от граждан предоставления документов, содержащих сведения, составляющие медицинскую тайну.
Административные истцы полагают, что поскольку на территории Санкт-Петербурга не введено чрезвычайное или военное положение, то любое ограничение посещения гражданами открытых общественных пунктов, учреждений, организаций, мероприятий является ограничением граждан на перемещение по территории Санкт-Петербурга, что противоречит положениям статьи 27 Конституции Российской Федерации, статям 1, 8, 9 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Федеральному конституционному закону от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении", Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 N З-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральному закону от 07.02.2011 N З-ФЗ "О полиции".
По мнению административных истцов, оспариваемые положения допускают нарушение положений Конституции Российской Федерации, "Европейской социальной хартии", запрещающих дискриминацию человека по любому признаку, в том числе, по состоянию здоровья, пунктов 7.3.1 и 7.3.2 Резолюции N... (2021) Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) "Вакцины против COVID-19": этические, правовые и практические соображения", устанавливая приоритетное право граждан, имеющих документы о прохождении вакцинации, подтверждающие факт излечения от новой коронавирусной инфекции или доказывающие наличие противопоказаний к вакцинации, на получение благ и свобод перед гражданами, которые таких документов не имеют.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 24 января 2022 года удовлетворены заявления Демидовой О.П., Целехович Н.М., Горовой М.О., Виниченко М.А., Беляковой Е.Е., Простаковой И.А., Киселева В.П., Изотиковой Н.А., Серогородской Т.М., Болонина К.А., Изотикова А.М., Некрасова А.В., Чепкасовой К.В., Поповой-Никитюк Н.С., Белозеровой П.В., Кузина С.Н., Барулина А.Г., Синицкого Д.Е., Литвинова А.П., Цветковой Т.Г., Кузьмина А.В., Громовой М.В., Кирилловой А.В., Киселевой Т.В., Скуратова В.С., Некрасовой Л.Г., Кузнецова И.М., Антоновой О.А., Грубачева В.Ю., Ковалевой И.Э., Простаковой Н.А., Князевой Е.М., Бескаравайного С.А., Рожкова К.В., Яворской М.В., Горюнова В.Д., Соловьевой Н.А., Шульга С.Г., Филатова К.Ю., Еремеевой М.А., Евстифеевой Н.В., Зимовец О.О., Синяковой М.А., Гнусина А.А., Богданова А.Е., Ивановой О.Б., Петрова В.Н. о вступлении в административное дело N 3а-36/2022 качестве соистцов по административному исковому заявлению Семенова А.В., Котенко Л.М., Самсоненко О.В., Гиппа А.Г. о признании недействующими отдельных положений Постановления N 121, определено рассмотреть административное дело в части указанного административного искового заявления в порядке, предусмотренном статьей 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 года удовлетворены заявления Сидориной А.И., Бурдиной-Гоголевой Е.В., Велкиной Н.Ю., Дмитриевой И.М., Дорошенко Д.Д., Митрошиной Н.В., Долотказиной С.В., Александрова В.В., Абсалямовой О.П., Сидоровой А.В. о вступлении в административное дело N 3а-36/2022 качестве соистцов по этому же коллективному административному исковому заявлению о признании недействующими отдельных положений Постановления N 121, определено рассмотреть требования Сидориной А.И., Бурдиной-Гоголевой Е.В., Велкиной Н.Ю., Дмитриевой И.М., Дорошенко Д.Д., Митрошиной Н.В., Долотказиной С.В., Александрова В.В., Абсалямовой О.П., Сидоровой А.В. совместно с указанным коллективным административным исковым заявлением в порядке, предусмотренном статьей 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Представитель по первоначальному коллективному административному исковому заявлению Вечхайзер О.С. в судебное заседание явилась, поддержала доводы, изложенные в коллективном административном исковом заявлении, указала, также что внесенные предложения Главного государственного санитарного врача Санкт-Петербурга не являлись обязательными для исполнения административным ответчиком, оспариваемые ограничения введены необоснованно при отсутствии эпидемии на территории Санкт-Петербурга, не обеспечивают справедливого соотношения публичных и частных интересов и не способствуют достижению цели в виде защиты жизни и здоровья граждан, положения пункта 2.1.22 Постановления N 121 необоснованно создают различные условия осуществления деятельности для отдельных видов предприятий общественного питания; уточнила, что ранее указанные ограничения в действующей редакции Постановления N 121, с учетом внесенных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 января 2022 года N 35, изменений и дополнений.
Представитель по коллективному административному исковому заявлению адвокат в суд явился, поддержал как заявленные требования, так и доводы, указанные как основания требований по другим рассматриваемым в рамках настоящего административного дела административным исковым заявлениям.
Административный истец Волков И.Г. в суд явился, поддержал заявленные им требования, также полагая, что оспариваемые положения приняты без наличия достоверных доказательств, подтверждающих, что не принятие соответствующих ограничений приведет к наступлению опасности возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе, резкому росту заболеваемости коронавирусной инфекцией среди жителей Санкт-Петербурга, и основаны только на предположении о действенности таких ограничений.
Представители административного ответчика, представили отзывы на заявленные требования, согласно которым оспариваемые положения приняты в рамках полномочий Правительства Санкт-Петербурга, все установленные Постановлением N 121 ограничения являются временными, вводились и изменялись на основании соответствующих предписаний Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу с целью недопущения распространения коронавирусной инфекции, передающейся воздушно-капельным путем и представляющей значительную угрозу для жизни и здоровья граждан, разрыва цепочки передачи инфекции, направлены на обеспечение конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества (т. 1 л.д.233-240).
Выслушав административного истца Волкова И.Г., представителей сторон, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать, суд полагает, что оснований для удовлетворения коллективных административных исковых заявлений, административного искового заявления Волкова И.Г. не имеется.
Согласно подпункту "б", "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2).
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопроса предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях (подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3); полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1)
Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ), который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и закрепляет в этой области полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона N 68-ФЗ чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 1); предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абзац 2).
По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции (COVID-19), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено, что при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности.
В соответствии со статьей 11 названного закона решения об отнесении возникших ситуаций к чрезвычайным ситуациям, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации принимают и устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункты "м", "у" пункта 1).
С учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 данного закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 этого закона (подпункт "ф" пункта 1); органы государственной власти субъектов принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1);
Согласно пункту 25 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года N 794, решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются, в том числе перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, в режиме повышенной готовности являются, в числе прочих непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях (подпункт "б" пункта 28 названного Положения).
В Санкт-Петербурге организационные и правовые нормы в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций установлены Законом Санкт-Петербурга от 20 октября 2005 года N 514-76 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге", согласно пункту "о-10" статьи 7 которого Правительство Санкт-Петербурга устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с абзацем 4 статьи 6 и пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Ограничительные мероприятия представляют собой, в том числе административные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (статья 1 Федерального закона N 52-ФЗ).
Осуществление такого полномочия подпунктом 1 пункта 3 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 20.06.2012 N 367-63 "Об основах организации охраны здоровья граждан в Санкт-Петербурге" передано Правительству Санкт-Петербурга.
Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, в связи с чем следует признать, что оспариваемые положения приняты Правительством Санкт-Петербурга в рамках предоставленных полномочий.
Из представленных суду административным ответчиком документов усматривается, что процедура принятия вышеуказанных нормативных правовых актов, вносящих в Постановление N 121 оспариваемые изменения, установленная главой 3 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года N 100, соблюдена; подписание Губернатором Санкт-Петербурга постановлений Правительства Санкт-Петербурга по рассматриваемым вопросам без рассмотрения на заседании Правительства и на совещании членов Правительства после согласования проектов большинством назначенных членов Правительства, допускается пунктом 3.43 указанного Регламента; нормативные правовые акты опубликованы на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", т.е. в соответствии с требованиями статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" и постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2011 года N 865 "О Порядке официального опубликования правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".
Таким образом, оспариваемые положения приняты Правительством Санкт-Петербурга в связи с введением режима повышенной готовности в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с установленной процедурой, вводящие их нормативные правовые акты по форме и виду соответствуют акту, который вправе принять высший орган исполнительной власти Санкт-Петербурга, опубликованы в соответствии с установленным порядком.
Оценивая доводы административных истцов, суд принимает во внимание, что вопросы целесообразности принятия органом нормативного правового акта относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти.
При этом оспариваемое правовое регулирование не является произвольным, поскольку, как следует из пояснений представителя административного ответчика и представленных им доказательств, соответствующие изменения и дополнения в Постановление N 121 принимались на основании обозревавшихся судом предписаний Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербурга от 18.10.2021 N 78-00-09/27-1487-2021-ДСП, 27.10.2021 N 78-00-09/27-1499-2021-ДСП, 25.11.2021 N 78-00-09/27-1522-2021-ДСП, 21.12.2021 N 78-00-09/27-1541-2021-ДСП, 25.01.2021 N 78-00-09/27-0020-2022-ДСП, направленных Губернатору Санкт-Петербурга, что согласуется с положениями абзаца 4 статьи 6 и пунктом 2 статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ.
Как следует из текста каждого предписания, в нем содержится информация о причинах, послуживших основанием для его вынесения, указание на оценку уровня заболевания населения, санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории Санкт-Петербурга в динамике, а также необходимость предупреждения дальнейшего распространения заболевания среди населения (т.12 л.д.207-211, т.13 л.д.61-83).
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в частности со статьей 2 Протокола N 4 "Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней", подписанным 16 сентября 1963 года, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из положений статей 2, 7, 11 Конституции Российской Федерации забота о сохранении жизни и укреплении здоровья человека является основополагающей обязанностью государства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 декабря 2020 года N 49-П, Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации).
В этой связи следует учитывать, что 2 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации принят Указ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации постановлено руководителям высших исполнительных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции в субъекте Российской Федерации обеспечить приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных врачей субъектов Российской Федерации, установление в случае необходимости особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 44, статьей 46 Федерального закона N 52-ФЗ и подпунктом "а" пункта 3, пунктам 5, 8, 10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, указанная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а Главные государственные санитарные врачи этой службы наделены полномочиями по выдаче органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписаний о введении мер, необходимых для противодействия распространению инфекции, т.е. являются уполномоченными органами по оценке необходимости с эпидемиологической точки зрения введения соответствующих мер.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 8 мая 2020 года утверждены Методические рекомендации МР 3.1.0178-20. "3.1. Профилактика инфекционных болезней. Методические рекомендации. Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19" (далее - Методические рекомендации МР 3.1.0178-20.).
Согласно указанным Методическим рекомендациям предполагается поэтапное (три этапа) возобновление деятельности предприятий и организаций, деятельность которых непосредственно связана с потребителями в Российской Федерации. Решение о поэтапном снятии ограничений принимается высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации. При этом установлено, что ограничительные мероприятия могут возобновляться на любом из этапов в случае осложнения эпидемической ситуации (пункты 3, 5 Методических рекомендаций МР 3.1.0178-20.).
Таким образом, принимая во внимание исключительность ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, требующей принятия комплекса срочных мер по предотвращению распространения достаточно неизученного заболевания в условия возникновения и параллельного распространения различных штаммов коронавируса, исполнение Правительством Санкт-Петербурга предписания Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу, как должностного лица, обладающего необходимой квалификацией и специальными познаниями в области эпидемиологии, санитарии и гигиены, располагающего информацией о санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе и возможностью оценки прогноза ее развития, по введению соответствующих правил поведения для граждан и организаций, направлено на реализацию органом государственной власти конституционно-правовой обязанности по защите жизни и здоровья граждан в исключительных условиях, и не может быть признано необоснованным.
То обстоятельство, что представленные суду предписания Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу основаны на положениях пункта 8 части 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ, предусматривающих право главных государственных санитарных врачей и их заместителей вносить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, а не обязательные для исполнения предписания, не свидетельствует об неправомерности принятых административным ответчиком ограничительных мер с учетом приведенных положений абзаца 4 статьи 6 и пункта 2 статьи 31 Федерального закона N 52-ФЗ.
То обстоятельство, что оспариваемые ограничения, направленные на разрыв цепочки передачи заболевания, прямо не указаны в пункте 4.4 утвержденных 30 марта 2020 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20. "3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19", также не свидетельствует об отсутствии у административного ответчика оснований для исполнения предписания Главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу, при том, что приведенным положением Методических рекомендаций к таким мероприятиям отнесено использование мер социального разобщения.
При этом следует учитывать, что в силу пункта 9 Методических рекомендаций МР 3.1.0178-20 высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) на всех этапах, с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе, режим работы предприятий и организацией.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки, принять меры санитарно-эпидемиологического характера (в том числе посредством осуществления ограничительных мероприятий), направленные на защиту лиц, относящихся к группам риска заболевания COVID-19, в первую очередь людей в возрасте 65 лет и старше, лиц, больных хроническими заболеваниями, запретить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим организацию зрелищно-развлекательных мероприятий, оказывающим услуги общественного питания, их проведение, оказание с 23.00 по 06.00.
Таким образом, принятые ограничения согласуются с предлагаемыми на федеральном уровне при необходимости мероприятиями, направленными на снижение рисков распространение коронавирусной инфекции.
Мнение административных истцов о том, что оспариваемые нормы, связанные с наличием у посетителей указанных в Постановлении N 121 документов, направлены на принуждение граждан к вакцинации и противоречат абзацу 7 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", не опровергают довод о том, что оспариваемые меры установлены для случаев, где имеется высокая вероятность несоблюдения социальной дистанции, направлены на разрыв цепочки передачи заболевания лицам, не имеющим иммунную защиту, и, соответственно, повышенный риск заразиться, с целью не допущения тяжелых случаев заболевания.
Доводы административных истцов о дискриминационном характере оспариваемых мер, связанных с наличием у посетителей указанных в Постановлении N 121 документов, также не могут быть приняты судом, поскольку такие меры направлены не на предоставление приоритетных прав какой-либо категории граждан, а на защиту жизни и здоровья, как основополагающих ценностей, носят временный характер, основаны на рекомендациях уполномоченных лиц в области санитарно-эпидемиологического надзора.
При этом суд находит необоснованными и доводы административных истцов относительно дискриминационного характера пункта 2.1.22 Постановления N 121, поскольку определение условий и мест, на которые не распространяется введенный этой нормой запрет, направлено именно на обеспечение баланса публичных и частных интересов, создание условий для получения необходимых гражданам обслуживания и услуг.
Позиция административных истцов об отсутствии доказательств соблюдения баланса между ограничениями прав и свобод человека и защитой его жизни и здоровья в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества и доказательств того, что наличие у гражданина указанных в Постановлении N 121 документов предотвращает распространение коронавирусной инфекции, минимизирует ее негативное воздействие, не может быть оценена судом, при том, что вопросы целесообразности принятия нормативного правового акта отнесены к исключительной компетенции соответствующего органа государственной власти, избрание конкретных видов ограничений и способов их обеспечения осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в пределах усмотрения, предоставленного ему в рамках решения вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, исходя из конкретных обстоятельств состояния санитарно-эпидемиологической обстановки, роста заболеваемости и особенностей распространения коронавирусной инфекции в данном субъекте Российской Федерации; оснований полагать, что введенные меры несоразмерны указанным целям при недостаточной изученности заболевания и меняющейся эпидемиологической ситуации у суда не имеется.
При оценке допустимости и соразмерности оспариваемого регулирования как временных ограничительных мер, вызванных распространением нового опасного инфекционного заболевания, следует учитывать, что по мере изменения обстановки, в том числе понимания органами государственной власти характера и условий распространения ранее неизвестного заболевания, создания новых управленческих инструментов, соответствующее регулирование претерпевало изменения. Так, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2021 года N 1024 и N 1025 в Постановление N 121 были внесены изменения и дополнения, существенным образом видоизменяющие предъявляемые нормативные требования, что также подтверждает временный экстраординарный характер введенных оспариваемыми положениями мер по защите права гражданина на жизнь и здоровье применительно к территории конкретного субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Доводы о том, что реализация административным ответчиком полномочий по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения по смыслу "у" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ недопустима до определения характера ситуации, а такой характер (региональный или межмуниципальный) в оспариваемом акте не установлен, являются необоснованными, поскольку из содержания пункта 1 Постановления N 121 следует, что режим повышенной готовности введен на всей территории Санкт-Петербурга.
Ссылки административных истцов на то, что в Уставе Санкт-Петербурга не установлены случаи, допускающие введение ограничения каких-либо прав и свобод граждан, не могут быть приняты судом, поскольку в силу пунктов 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 11 Устава Санкт-Петербурга в совместном ведении Российской Федерации и Санкт-Петербурга находятся защита прав и свобод человека и гражданина; координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. Оспариваемые меры приняты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга на основании приведенных положений федерального и регионального законодательства и положениям Устава Санкт-Петербурга не противоречат.
Суд не может согласиться и с мнением административных истцов о противоречии оспариваемого акта Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" как создающего условие для разглашения врачебной тайны, поскольку оспариваемый акт не устанавливает положений, предусматривающих предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя. При этом следует учитывать, что пунктом 23 части 4 статьи 13 указанного федерального закона предусмотрено такое самостоятельное основание предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, как наличие угрозы распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений.
Также суд находит ошибочным мнение административных истцов относительно противоречия оспариваемых положений, касающихся наличия у посетителей указанных в Постановлении N 121 документов, положениям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", поскольку указанные положения не регулируют вопросы, связанные с обработкой персональных данных и проверкой документов, удостоверяющих личность гражданина.
Позиция административных истцов относительно противоречия абзаца 1 пункта 2-42 Постановления N 121 статье 72 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, не может быть признана обоснованной, поскольку согласно статье 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (случаев). Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления. Согласие работника на такой перевод не требуется.
Доводы о несоответствии оспариваемых положений гражданскому законодательству по заключению и исполнению публичных договоров основаны на ошибочном толковании таких норм и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Оценивая доводы административных истцов, суд принимает во внимание, что установленные ограничительные мероприятия обусловлены чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшим введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в условиях распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, которая в настоящее время повлекла и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, направлены на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Российской Федерации, включая административных истцов, на жизнь и здоровье, являются временными, необходимыми в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прав и охраняемых законом интересов административных истцов не нарушают.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении коллективного административного искового заявления о признании недействующими абзацев 4, 7-12 пункта 2-1, абзацев 2-7 пункта 2-5.9, абзацев 5-10 пункта 2-5.10, абзацев 9, 11-16 пункта 2-5.12, абзацев 3-8 пункта 2-5.13, абзацев 5-10 пункта 2-5.15, абзацев 6, 14-19, 21 пункта 2-5.23, абзацев 5-10, 13 пункта 2-5.29, абзацев 2-6 пункта 2-5.33, абзаца 1 пункта 2.1.22, абзацев 1, 6-18 пункта 2-50, пункта 2-42 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 121 от 13.03.2020 года "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", коллективного административного искового заявления о признании недействующими пунктов 2-1, 2-5.9, 2-5.10, 2-5.12, 2-5.13, 2-5.15, 2-5.23, 2-5.29, 2-5.33, 2-42, 2-50 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 121 от 13.03.2020 года "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в части изменений, внесенных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2021 N 918 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121", административного искового заявления Волкова Игоря Геннадьевича о признании недействующими абзаца 1 пункта 2.1.22, абзаца 1 пункта 2.1.30, абзацев 2-6 пункта 2-5.9, абзацев 5-9 пункта 2-5.10, абзацев 10-14 пункта 2-5.12, абзацев 3-7 пункта 2-5.13, абзацев 5-9 пункта 2-5.15, абзацев 12-16 пункта 2-5.23, абзацев 5-9 пункта 2-5.29, абзацев 8-12 пункта 2-50 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 г. N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)" (в редакции от 22.12.2021 года) - отказать.
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 28 января 2022 г. по делу N 3а-36/2022
Текст решения опубликован не был