Приказ Министерства образования Сахалинской области от 7 сентября 2022 г. N 3.12-38
"Об утверждении концепции региональной системы управления качеством образования Сахалинской области"
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования", приказом министерства науки и высшего образования Российской федерации N 1377, Министерства просвещения Российской Федерации N 694, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки N 1684 от 18.12.2019 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях", приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования Российской Федерации N 590, Министерства просвещения Российской Федерации N 219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся", в целях обеспечения развития системы управления качеством образования и формирования единой базы данных, характеризующих особенности региональных механизмов управления качеством образования, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию региональной системы управления качеством образования Сахалинской области согласно приложению.
2. Утвердить положения по механизмам управления качеством образовательных результатов:
2.1. Положение о региональной системе оценки качества подготовки обучающихся в Сахалинской области (приложение 1);
2.2. Положение о региональной системе работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях (приложение 2);
2.3. Положение о региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области (приложение 3);
2.4. Положение о региональной системе работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и молодежи в Сахалинской области (приложение 4).
3. Утвердить положения по механизмам управления качеством образовательной деятельности:
3.1. Положение о региональной системе управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций Сахалинской области (приложение 5);
3.2. Положение о региональной системе обеспечения профессионального развития педагогических работников в Сахалинской области (приложение 6);
3.3. Положение о региональной системе организации воспитания обучающихся (приложение 7);
3.4. Положение о региональной системе мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области (приложение 8).
4. Отделу реализации государственной политики в сфере общего образования, отделу реализации государственной политики в сфере профессионального образования, подготовки рабочих кадров и ДПО, отделу реализации государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и защиты прав детей, Государственному бюджетному учреждению "Региональный центр оценки качества образования Сахалинской области" и Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области" имени Заслуженного учителя Российской Федерации В.Д. Гуревича - ответственным исполнителям по направлениям Методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации при разработке программных документов руководствоваться концепцией и положениями, утвержденными настоящим приказом.
5. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере общего образования, рекомендовать руководствоваться настоящим приказом при формировании, обеспечении функционирования и развития муниципальных систем управления качеством образования.
6. Руководителям образовательных организаций рекомендовать руководствоваться настоящим приказом при формировании, обеспечении функционирования и развития внутришкольных систем оценки качеством образования.
7. Опубликовать настоящий приказ на официальном интернет-портале правовой информации и сайте министерства образования Сахалинской области.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Сахалинской области.
Министр образования Сахалинской области |
А.Н. Киктева |
Утверждена
приказом министерства образования
Сахалинской области
от 07.09.2022 г. N 3.12-38
Концепция региональной системы управления качеством образования Сахалинской области
Введение
Региональная система управления качеством образования Сахалинской области (далее - Система Управления) как составляющая общероссийской системы призвана обеспечить достижение стратегической цели государственной политики в сфере образования в Российской Федерации 1 и реализацию стратегических задач образования в Сахалинской области 2.
Решение стратегических задач развития образования на региональном уровне осуществляется при реализации государственной программы Сахалинской области "Развитие образования в Сахалинской области", целью которой является обеспечение доступности качественного образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами инновационного социально-экономического развития Сахалинской области, а также при участии в реализации федеральных программ, национальных и региональных проектах.
Совокупность новых вызовов и условий социально-экономического развития региона, новые стратегические ориентиры на ближайшие перспективы требуют корректировки основных подходов в образовательной политике островного образования.
В настоящее время в Системе Управления происходит перенос акцента с методологии контроля качества образования к методологии управления качеством образования. Управление должно строиться на основе объективной, достоверной и надежной информации, основанной на реальных данных, их анализе и интерпретации.
Возникает необходимость совершенствования и обновления региональных механизмов управления качеством образования, включающих в себя механизмы управления качеством образовательных результатов и механизмы управления качеством образовательной деятельности.
Разработка концепции региональной Системы Управления качеством образования позволяет решить данную актуальную задачу министерства образования Сахалинской области.
Концепция задает единство подходов разработки процессуальных и управленческих документов, алгоритм функционирования полного управленческого цикла.
Концепция определяет цели, задачи, принципы, субъектов системы, перечень показателей, методы сбора и обработки информации, приоритетные направления развития механизмов управления качеством образования, ожидаемые результаты и эффекты.
Успешное функционирование любой системы во многом зависит от эффективности управления.
I. Ключевые понятия, используемые в Концепции
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы 3.
Управление качеством образования - планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных мероприятий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.
Мониторинг системы образования - комплекс исследовательских процедур, который позволяет выявить характер изменений системы образования за определенный период времени.
Оценка качества образования - оценка способности региональной системы образования удовлетворять потребности государства, региона, общества в получении качественного образования.
Механизмы оценки качества образования - совокупность принятых и осуществляемых в регионе оценочных процессов в отношении образовательных результатов обучающихся, эффективности работы педагогических и руководящих кадров системы образования, организации образовательной деятельности.
II. Цели, задачи, принципы и содержательные направления Системы Управления
Цель Системы Управления: повышение качества образования в Сахалинской области, направленного на поддержку, развитие человеческого капитала как главного фактора формирования и развития инновационной экономики региона, государства и в целом повышения качества жизни.
Задачи Системы Управления:
1. Формирование единых подходов к оценке качества и управлению качеством образования в регионе в рамках Единой системы оценки качества образования в Российской Федерации и с учетом региональных особенностей и потребностей Сахалинской области.
2. Функционирование и развитие Системы и механизмов управления качеством образования на основе объективных и достоверных данных на всех уровнях управления: на региональном (РСОКО), муниципальном (МСОКО) и институциональном уровнях (ВСОКО) для выявления и транслирования лучших управленческих практик; своевременного определения проблем и выработки путей их решения.
3. Своевременное информирование всех заинтересованных сторон о тенденциях в качестве образования в Сахалинской области; формирование у всех заинтересованных лиц позитивного отношения к совершенствованию образовательной деятельности и улучшении его результатов.
Принципы Системы Управления:
Принцип правовой регламентации управления на всех уровнях иерархии: соответствие используемых механизмов управления качеством образования нормативным правовым актам Российской Федерации и Сахалинской области, правовым актам Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Правительства Сахалинской области, приказам министерства образования Сахалинской области, методическим рекомендациям, инструкциям Минпросвещения России, Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор).
Принцип единства теории и практики управления: любое управленческое решение должно отвечать логике, принципам и методам системы управления и решать одну из ее практических задач.
Принцип преемственности: максимальное использование передового отечественного и зарубежного опыта системного управления в региональной системе управления качеством образования, находящего свое отражение в усовершенствовании системы оценки и сопоставимости системы показателей с общероссийскими и международным аналогами.
Принцип целеполагания: политика, стратегия и цели должны быть настолько четко сформулированы, чтобы они позволяли принимать решения общего характера, касающиеся новых аспектов системы образования, выходящих за пределы сегодняшних потребностей.
Принцип обеспечения организованности управленческих процессов: формирование многоуровневой структуры системы управления с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления.
Принцип научности: применение научно-обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки, информатизации процессов сбора, обработки и анализа данных.
Принцип надежности: использование объективной, достоверной, полной и достаточной информации для поддержания эффективных горизонтальных и вертикальных связей Системы Управления.
Принцип рационального сочетания, сбалансированности форм и методов управления: оптимальная, рациональная, многовариантная проработка управленческих решений на основе полученных статистических и аналитических данных и выбор наиболее целесообразного варианта.
Принцип адаптивности: одновременно с устойчивостью процесс управления должен быть мобильным, т.е. легко приспосабливаться к изменениям требований потребителей, ориентации на запросы всех сторон, заинтересованных в качестве регионального образования; учитывать текущие и перспективные потребности системы образования в соответствии с социально-экономическими особенностями Сахалинской области.
Принцип цикличности: использования замкнутой системы полного управленческого цикла для эффективности системы оценки и управления качеством образования.
Принцип перспективности: ориентированность Системы Управления на меняющиеся запросы общества и перспективные задачи региона и государства.
Содержательные направления Системы управления
Достижение цели Системы Управления, решение задач и единство принципов осуществляется через развитие и совершенствование региональных подсистем.
1. Региональная система оценки качества подготовки обучающихся в Сахалинской области.
Цель: способствовать совершенствованию Системы Управления качеством подготовки обучающихся в Сахалинской области, соответствующего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, запросам Сахалинской области; обеспечивать Систему актуальной, достоверной и объективной информацией об основных тенденциях, факторах, влияющих на уровень качества подготовки обучающихся.
2. Региональная система работы со школами с низкими результатами обучения и школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях.
Цель: создание условий для предоставления качественного базового образования во всех общеобразовательных организациях Сахалинской области независимо от их места территориального расположения и контингента обучающихся.
3. Региональная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области.
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
4. Региональная система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся и молодежи в Сахалинской области.
Цель: обеспечение возможностей для реализации осознанного профессионального самоопределения обучающихся Сахалинской области с учетом потребностей личности, общества и региона.
5. Региональная система управления качеством деятельности руководителей образовательных организаций Сахалинской области.
Цель: создание объективной многоуровневой оценки профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций, выступающих гарантом реализации региональной политики в сфере образования Сахалинской области, для последующей выработки обоснованных управленческих решений, направленных на повышение качества и доступности образования на территории Сахалинской области.
6. Региональная система обеспечения профессионального развития педагогических работников в Сахалинской области.
Цель: формирование организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала системы образования, в том числе за счет сопровождения процесса освоения дополнительных профессиональных образовательных программ с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных по результатам выявления профессиональных дефицитов педагогических работников в соответствии с нормами профессиональных стандартов и обеспечивающих решение приоритетных национальных задач в сфере образования, направленных на достижение качества образования, отвечающего современным требованиям.
7. Региональная система организации воспитания обучающихся Сахалинской области.
Цель: формирование единого подхода к воспитанию подрастающего поколения, повышение уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся образовательных организаций региона, согласование действий и обеспечение преемственности всех субъектов воспитательного процесса в решении задач воспитания обучающихся Сахалинской области.
8. Региональная система мониторинга качества дошкольного образования Сахалинской области.
Цель: получение объективных и достоверных данных о качестве основной образовательной программы и условиях ее реализации в дошкольных образовательных организациях, подразумевающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также профессиональный рост педагогических работников, являющийся приоритетным направлением политики Сахалинской области.
III. Механизмы реализации и организационная структура Системы Управления
3.1. Механизмы реализации
Осуществление деятельности по каждой из подсистем Системы Управления регламентируется соответствующим Положением. В Положениях определены цели, задачи, принципы, механизмы реализации, организационная структура и планируемые результаты функционирования каждой из подсистем.
С целью оперативного управления распоряжением министерства образования Сахалинской области определяются ответственные за каждую региональную систему из числа подведомственных министерству учреждений.
Общее управление, координацию деятельности осуществляет министерство образования Сахалинской области.
Модель эффективного управления каждой из Систем строится на основе полного управленческого цикла, включающего в себя:
- целеполагание, осуществляемое на основе ранее осуществленного анализа с учетом федеральных трендов и региональной специфики;
- определение показателей, позволяющих отслеживать степень достижения поставленных целей с описанием методов сбора информации;
- осуществление мониторинга показателей по каждой из восьми региональных систем;
- проведение анализа результатов мониторинга, включающего рассчитанные актуальные значения показателей; выявление факторов, влияющих на значение показателей; описание тенденций, закономерностей, связей; выделение кластеров оцениваемых объектов;
- разработку адресных рекомендаций по результатам анализа, основанных на описании выявленных проблем, дефицитов, тенденций, закономерностей, связей и на представленных оценках и выводах; с указанием конкретных мер, управленческих решений, потенциально способных решить проблемы и снизить дефициты;
- осуществление мер, мероприятий, управленческих решений, соответствующих адресным рекомендациям по результатам проведенных мониторингов, а также актуальным рекомендациям Минпросвещения и Рособрнадзора;
- завершает цикл анализ эффективности принятых мер с точки зрения их влияния на значения используемых показателей. По результатам анализа осуществляется постановка целей и задач на новый управленческий цикл.
3.2. Организационная структура
3.2.1. Организационная структура Системы Управления включает в себя три уровня: региональный, муниципальный и институциональный.
1) на региональном уровне:
- министерство образования Сахалинской области и подведомственные ему организации;
2) на муниципальном уровне:
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, расположенные на территории Сахалинской области;
- муниципальные методические объединения и службы, и/или информационно-методические центры муниципальных образований Сахалинской области;
3) на институциональном уровне:
- образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории муниципальных образований Сахалинской области, в том числе подведомственные министерству образования Сахалинской области.
На всех уровнях используется потенциал сообщества региональных, муниципальных и школьных координаторов; региональных, муниципальных экспертов - постоянных участников федеральных, национальных и международных исследований.
IV. Планируемые результаты реализации Концепции
1. Сформированы единые подходы к оценке качества и управлению качеством образования в регионе и муниципальных образованиях.
2. Управление качеством образования в Сахалинской области осуществляется в соответствии с полным управленческим циклом, путем принятия эффективных управленческих решений на региональном, муниципальном и институциональном уровнях на основе полученной достоверной и объективной информации о качестве образования в регионе, основных тенденциях, причинах, влияющих на его уровень.
3. Оценка качества образования в регионе осуществляется в соответствии с рамками, определенными Единой системой оценки качества образования в Российской Федерации, сравнительными международными исследованиями и с учетом региональных особенностей и потребностей Сахалинской области; критерии и показатели региональной системы оценки качества образования Сахалинской области сопоставимы с общероссийскими и международными.
4. Обеспечивается эффективное функционирование и развитие системы управления и оценки качества образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, приводящее к своевременному выявлению проблем (дефицитов), определению путей их решения и предотвращению их возникновения; разработан оптимальный комплекс нормативной и инструктивно-методологической документации, аналитические материалы по результатам мониторинга сопровождены адресными рекомендациями; определяются факторы, негативно сказывающиеся на региональной системе образования; выявляются лучшие управленческие практики, осуществляется их трансляция и тиражирование; определяются слабые стороны ранее осуществляемой управленческой деятельности и формируется новая модель управления; измеряется эффективность результатов реализуемой управленческой деятельности.
5. Демонстрируется позитивная динамика в качестве образовательных результатов и образовательной деятельности в Сахалинской области, что подтверждается ростом позиций Сахалинской области в федеральном рейтинге мониторинга региональных механизмов управления качеством образования, позитивной динамикой в мониторинге муниципальных управленческих механизмов в области качества образования.
6. Обеспечивается равенство образовательных возможностей обучающихся и переход школ в эффективный режим управления, позволяющий повысить качество образовательных результатов обучающихся.
7. Создаются условия для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Сахалинской области, в том числе с ОВЗ.
8. Создаются условия для реализации осознанного профессионального самоопределения обучающихся Сахалинской области с учетом потребностей личности, общества и региона.
9. Создана объективная многоуровневая оценка профессиональной деятельности руководителей образовательных организаций, выступающих гарантом реализации региональной политики в сфере образования Сахалинской области, для последующей выработки обоснованных управленческих решений, направленных на повышение качества и доступности образования на территории Сахалинской области.
10. Создаются организационно-методические условия эффективного развития кадрового потенциала системы образования, с учетом выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников в соответствии с нормами профессиональных стандартов и обеспечивающих решение приоритетных национальных задач в сфере образования, направленных на достижение качества образования, отвечающего современным требованиям.
11. Сформированы единые подходы к воспитанию подрастающего поколения, демонстрируется позитивная динамика уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся образовательных организаций региона.
12. Обеспечивается получение объективных и достоверных данных о качестве основных образовательных программ и условиях ее реализации в дошкольных образовательных организациях, подразумевающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также профессиональный рост педагогических работников, являющийся приоритетным направлением политики Сахалинской области.
13. Осуществляется информирование всех заинтересованных сторон о тенденциях в качестве образования в Сахалинской области; созданы информационные ресурсы по управлению и оценке качества образования на сайтах министерства образования Сахалинской области и подведомственных ему учреждений, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций; созданы условия для формирования позитивного отношения всех участников образовательных отношений к объективной оценке образовательных результатов.
14. Осуществляется формирование экспертного сообщества по вопросам управления качеством образования Сахалинской области на региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
-----------------------------
1Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.); Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642); Национальный проект "Образование" (утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года).
2Государственная программа Сахалинской области "Развитие образования в Сахалинской области" (утверждена постановлением Правительства Сахалинской области от 28.06.2013 N 331 (с изм. и доп.).
3п. 29 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-----------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Сахалинской области от 7 сентября 2022 г. N 3.12-38 "Об утверждении концепции региональной системы управления качеством образования Сахалинской области на период с 2022 года по 2026 год"
Вступает в силу с 7 сентября 2022 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте министерства образования Сахалинской области (https://obrazovanie.sakhalin.gov.ru/) 7 сентября 2022 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 14 сентября 2022 г. N 6501202209140004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства образования Сахалинской области от 28 апреля 2023 г. N 1-3.12-188/23
Изменения вступают в силу с 28 апреля 2023 г.