Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 31 мая 2022 г. N 331н
Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области противодействия коррупции "Вопросы выявления и предотвращения случаев подкупа иностранных должностных лиц, фактов составления ложной отчетности"
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в области противодействия коррупции "Вопросы выявления и предотвращения случаев подкупа иностранных должностных лиц, фактов составления ложной отчетности" (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022,14 июля, N 0001202207140075), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2022, N 14, ст. 2203), с учетом требований приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444) с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).
2. Обучение проводится по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в области противодействия коррупции (далее - Программа), разработанной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе Типовой программы.
3. К освоению Программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование, а также лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Форма обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
5. Срок освоения Программы определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Минимально допустимый срок освоения Программы не может быть менее 18 часов.
6. С учетом современных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе:
увеличивать объем Программы;
изменять соотношение учебной нагрузки между разделами, включенными в учебный план;
применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
7. Структура Типовой программы включает следующие разделы: общие положения, цель Программы, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, содержание разделов учебного плана, рабочая программа, организационно-педагогические условия реализации Типовой программы, формы аттестации.
II. Цель Программы
8. Целью повышения квалификации по Программе является совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в целях выявления и предотвращения случаев подкупа иностранных должностных лиц, а также в целях недопущения составления ложной финансовой отчетности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
III. Планируемые результаты обучения
9. Результатами повышения квалификации является повышение уровня профессиональных компетенций за счет освоения и (или) углубления знаний и умений в области противодействия коррупции.
10. В ходе освоения Программы будут усовершенствованы и (или) получены следующие профессиональные компетенции (далее - ПК), учитывающие положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции":
способность и готовность к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению (ПК-1);
способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции (ПК-2);
способность и готовность принимать и применять меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин коррупции, а также по пресечению коррупционных и иных правонарушений (ПК-3).
11. Карта компетенции раскрывает компонентный состав компетенции, технологии ее формирования и оценки:
1) Дисциплинарная карта компетенции ПК-1
ПК-1 способность и готовность к осознанию значимости своей профессиональной деятельности, добросовестному исполнению профессиональных обязанностей, соблюдению принципов этики, морали и нравственности, проявлению нетерпимости к коррупционному поведению | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, Практические занятия |
Тестирование |
2) Дисциплинарная карта компетенции ПК-2
ПК-2 способность и готовность соблюдать меры по предупреждению коррупции | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, Практические занятия |
Тестирование |
3) Дисциплинарная карта компетенции ПК-3
ПК-3 способность и готовность принимать и применять меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин коррупции, а также по пресечению коррупционных и иных правонарушений | |
Технологии формирования: |
Средства и технологии оценки: |
Лекции, Практические занятия |
Тестирование |
12. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе применять иные средства и технологии оценки ПК.
13. В результате освоения Программы слушатель должен знать: понятие, признаки и виды коррупции;
подходы к пониманию коррупции, причины ее возникновения и негативные последствия;
основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции;
положения действующих федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;
положения Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1899) (Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции Федеральным законом от 1 февраля 2012 г. N З-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 6, ст. 622); вступила в силу для Российской Федерации 17 апреля 2012 г.) (далее - Конвенция ОЭСР);
методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы, касающиеся реализации, в частности, требований Конвенции ОЭСР;
основные принципы противодействия коррупции;
организационные основы противодействия коррупции;
меры по профилактике коррупции.
14. По результатам освоения Программы слушатель должен уметь:
выражать нетерпимость к коррупционному поведению;
анализировать и использовать в своей деятельности нормативные правовые акты Российской Федерации и иные акты в области противодействия коррупции, а также Конвенцию ОЭСР;
критически оценивать информацию.
15. По результатам освоения Программы слушатель должен иметь навыки:
идентификации коррупционных правонарушений в конкретной жизненной ситуации;
реализации практических мер по профилактике коррупции; соблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия коррупции и Конвенции ОЭСР в своей деятельности.
IV. Учебный план
16. Учебный план Типовой программы определяет перечень, последовательность, общую трудоемкость разделов и формы контроля знаний.
Образовательная деятельность слушателей предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические занятия, итоговую аттестацию (в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно).
Учебный план Типовой программы повышения квалификации в области противодействия коррупции "Вопросы выявления и предотвращения случаев подкупа иностранных должностных лиц, фактов составления ложной отчетности"
17. Матрица соотнесения разделов учебного плана Типовой программы и формируемых в них общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
V. Календарный учебный график
18. Календарный учебный график разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом выбранной формы обучения.
VI. Рабочая программа
19. Рабочая программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно с учетом содержания основных разделов учебного плана Типовой программы.
Наименование разделов |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Содержание |
Коррупция как угроза безопасности Российской Федерации |
Лекция, 2 часа |
Коррупция как социально-правовое явление, деформирующее публичное управление, правовую систему. Природа и причины коррупции, содержание и угрозы, исходящие от коррупции. Последствия коррупции. Современные формы коррупции в Российской Федерации. Способы и средства противодействия коррупции. Основные направления и этапы развития государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции. Национальная стратегия противодействия коррупции. Национальные планы противодействия коррупции. |
Международные стандарты государственного управления в области противодействия коррупции |
Лекция, 2 часа |
Международные универсальные и региональные соглашения в сфере противодействия коррупции (Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2780) (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1231); вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г.), Конвенция ОЭСР и иные). Международные межправительственные, правительственные и неправительственные организации в области противодействия коррупции. Международные антикоррупционные инициативы. |
Общая характеристика системы противодействия коррупции в Российской Федерации |
Лекция, 2 часа |
Правовые и организационные основы, основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области противодействия коррупции. Система органов публичной власти, участвующих в противодействии коррупции в Российской Федерации. Меры по профилактике коррупции, в том числе формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Примеры участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. |
Выявление и предотвращение случаев подкупа иностранных должностных лиц |
Лекция, 4 часа Практическое занятие, 2 часа |
Конвенция ОЭСР: основные положения и мониторинг исполнения. Рекомендации, принятые в развитие Конвенции ОЭСР. Нормативное правовое регулирование противодействия подкупу иностранных должностных лиц: опыт зарубежных стран. Особенности деятельности государственных органов зарубежных стран в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Нормативное правовое регулирование противодействия подкупу иностранных должностных лиц в Российской Федерации. Построение в организации системы мер по предупреждению коррупции с позиции противодействия подкупу иностранных должностных лиц. Юридическая ответственность за факты подкупа иностранных должностных лиц. |
Выявление и предотвращение случаев составления ложной отчетности |
Лекция, 2 часа Практическое занятие, 2 часа |
Принципы и методы составления финансовой отчетности. Ложная финансовая отчетность: внесение в документы финансовой отчетности заведомо недостоверных сведений для подготовки, совершения и сокрытия правонарушений. Противодействие фальсификации финансовой отчетности: российский и зарубежный опыт. Использование организациями процедур внутреннего контроля в целях обнаружения фактов предоставления ложной отчетности и коррупционных правонарушений. Выявление фактов составления ложной финансовой отчетности: опыт налоговых органов. Юридическая ответственность за факты составления ложной отчетности. |
VII. Организационно-педагогические условия реализации Типовой программы
20. Реализация Программы должна обеспечивать совершенствование и (или) получение новых компетенций, необходимых в целях выявления и предотвращения случаев подкупа иностранных должностных лиц, а также в целях недопущения составления ложной финансовой отчетности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
21. Реализация Программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами организации, осуществляющей образовательную деятельность, при этом допустимо привлечение к образовательному процессу высококвалифицированных специалистов, деятельность которых связана с противодействием коррупции.
22. Выбор методов обучения с применением современных инновационных образовательных технологий и средств обучения, методов контроля и управления образовательным процессом определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
23. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна располагать материально-технической базой и учебно-методическими материалами для реализации Программы.
24. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна предоставить слушателям, являющимися инвалидами или лицами с ограниченными возможностями здоровья, возможность обучения по Программе с учетом особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
VIII. Формы аттестации
25. Освоение Программы завершается итоговой аттестацией слушателей в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе самостоятельно предусмотреть в рамках освоения Программы текущий контроль успеваемости, форма, периодичность и порядок проведения которого определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
26. В соответствии с частью 3 и частью 10 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379) лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), образец которого самостоятельно устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
27. В соответствии с частью 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть Программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.