Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.Ю. Бушева, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "БелТрансЛифт" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "БелТрансЛифт" оспаривает конституционность пунктов 1 и 2 статьи 169 "Счет-фактура", пункта 2 статьи 171 "Налоговые вычеты" и пункта 1 статьи 172 "Порядок применения налоговых вычетов" Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, актами арбитражных судов частично удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "БелТрансЛифт" о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налогоплательщику сумм налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций, соответствующих сумм пени и штрафа. При этом суды пришли к выводу, что установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о создании налогоплательщиком формального документооборота и о фиктивности финансово-хозяйственных операций с рядом контрагентов, у которых отсутствовала реальная возможность исполнить договорные обязательства.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 2, 8, 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют произвольно лишать налогоплательщика права на применение вычетов по налогу на добавленную стоимость в связи с несоответствием счетов-фактур требованиям закона при условии реального осуществления финансово-хозяйственных операций, наличия реального контрагента по таким операциям и уплаты им налога на добавленную стоимость в полном объеме.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В ранее принятых решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что сами по себе оспариваемые положения Налогового кодекса Российской Федерации не являются неопределенными, не предполагают формального подхода при разрешении налоговых споров и - с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе выраженных в постановлениях от 28 марта 2000 года N 5-П и от 20 февраля 2001 года N 3-П), сохраняющих свою силу, - не могут рассматриваться как нарушающие или ограничивающие конституционные права и свободы налогоплательщиков (определения от 5 марта 2009 года N 468-О-О, от 27 февраля 2018 года N 530-О и др.).
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части оценки хозяйственной деятельности налогоплательщика, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "БелТрансЛифт", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 июля 2022 г. N 1736-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "БелТрансЛифт" на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 169, пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-