Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 24 сентября 2021 г. N 139
"Об утверждении доклада о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных металлов, цветных металлов в июле - сентябре 2021 года"
Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункта 1 статьи 4.2.2 Стандарта комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 28.03.2019 N 2
приказываю:
утвердить доклад о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в июле - сентябре 2021 года.
Министр сельского хозяйства и продовольствия |
С.Б. Воскресенский |
Утвержден
приказом министра
сельского хозяйства и продовольствия
Московской области
от 24.09.2021 N 139
Доклад
о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в июле - сентябре 2021 года
Настоящий доклад подготовлен в целях:
обеспечения единства практики применения Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство) федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации;
обеспечения доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
снижения количества нарушений обязательных требований и повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;
повышения уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах торговли и оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
совершенствования нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
Доклад о правоприменительной практике Министерства подготовлен за июль - сентябрь 2021 года (далее - III квартал):
при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметом которого является:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции;
при осуществлении лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
I. Общие положения
Основные нормативные правовые документы, определяющие полномочия Министерства по осуществлению:
- лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции), государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов:
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 ("Российская газета", 25.12.1993, N 237).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 07.08.2000, N 32, ст. 3340).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (источник опубликования: "Российская газета", N 256, 31.12.2001, "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства Российской Федерации", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1).
4. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, N 48, ст. 4553).
5. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (источники опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 31.07.2020, "Собрание законодательства РФ", 03.08.2020, N 31 (часть I), ст. 5007, "Российская газета", N 171, 05.08.2020).
6. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (источник опубликования: "Парламентская газета" N 17, 08-14.04.2011, "Российская газета", N 75, 08.04.2011, Собрание законодательства Российской Федерации, 11.04.2011, N 15, ст. 2036).
7. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (источник опубликования: "Российская газета", N 168, 30.07.2010).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации от 30.05.2011 N 22, ст. 3169).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и предоставления заявлений и иных документов, необходимых для представления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации от 18.07.2011, N 29, ст. 4479).
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 N 2220 "Об утверждении Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания" (источник опубликования: Собрание законодательства РФ, 28.12.2020, N 52 (Часть II), ст. 8895).
11. Закон Московской области от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" (Источник опубликования: официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 13.05.2016, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 91, 24.05.2016).
12. Постановление Правительства Московской области от 25.04.2011 N 365/15 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области" (источник опубликования: "Информационный вестник Правительства Московской области", N 5, 31.05.2011).
13. Постановление Правительства Московской области от 08.10.2015 N 919/38 "О Единой информационной системе обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сферах аккредитации, лицензионной и разрешительной деятельности, планирования и учета результатов контрольных мероприятий, в том числе учета выявленных административных правонарушений".
14. Постановление Правительства Московской области от 08.08.2013 N 601/33 "Об утверждении Положения об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительный органов государственной власти Московской области, предоставляющих государственные услуги, и их должностных лиц, государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Московской области, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области и их работников" (источник опубликования: "Ежедневные новости. Подмосковье", N 151, 19.08.2013, "Информационный вестник Правительства Московской области", N 13, 25.10.2013).
15. Постановление Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (источник опубликования: официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 19.03.2020).
- государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области:
1. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (Источник опубликования: "Собрание законодательства Российской Федерации", 27.11.1995, N 48, ст. 4553, "Российская газета", N 231, 29.11.1995).
2. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (источники опубликования: "Российская газета" от 30.12.2008 N 266; Собрание законодательства Российской Федерации от 29.12.2008 N 52; "Парламентская газета" от 31.12.2008 N 90) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (источник опубликования: "Российская газета", N 256, 31.12.2001, "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002, "Собрание законодательства Российской Федерации", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (источник опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 08.01.2021, "Собрание законодательства Российской Федерации", 11.01.2021, N 2 (Часть II), ст. 470).
5. Приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 396 "Об утверждении порядка и формата представления в форме электронного документа деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей производителями пива и пивных напитков сидра, пуаре, медовухи, форм и порядка заполнения таких деклараций" (источник опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.12.2020) .
6. Приказ Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (источник опубликования: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.12.2020) .
7. Постановление Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (источник опубликования: официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 19.03.2020).
- лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
1. Федеральный законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (источник опубликования: "Российская газета", N 97, 06.05.2011) (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (источник опубликования: "Российская газета", N 295, 30.12.2013).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 17.12.2012, N 51, ст. 7222).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 21, ст. 2083).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 21).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (источники опубликования: "Российская газета" от 31.12.2001 N 256; "Парламентская газета" от 05.01.2002 N 2-5; Собрание законодательства Российской Федерации от 07.01.2002 N 1).
7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (источники опубликования: "Российская газета" от 30.12.2008 N 266; Собрание законодательства Российской Федерации от 29.12.2008 N 52; "Парламентская газета" от 31.12.2008 N 90) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2010, N 28, ст. 3706).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" (источник опубликования: Собрание законодательства Российской Федерации, 28.11.2011, N 48, ст. 6931).
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация" (источник опубликования: официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.04.2016, Собрание законодательства Российской Федерации, 02.05.2016, N 18, ст. 2647) (далее - распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р).
11. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (источник опубликования: "Российская газета", N 85, 14.05.2009, "Российская газета", N 260, 18.11.2011).
12. Кодекс Московской области об административных правонарушениях (источник опубликования: официальный интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 13.05.2016, "Ежедневные новости. Подмосковье", N 91, 24.05.2016).
13. Постановление Правительства Московской области от 03.03.2020 N 83/6 "Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области" (источник опубликования: официальный Интернет-портале Правительства Московской области Официальный Интернет-портал Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 19.03.2020).
14. Постановление Правительства Московской области от 08.10.2015 N 919/38 "О Единой информационной системе обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сферах аккредитации, лицензионной и разрешительной деятельности, планирования и учета результатов контрольных мероприятий, в том числе учета выявленных административных правонарушений" (источник опубликования: официальный интернет-портал Правительства Московской области, 08.10.2015).
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (источник опубликования: "Собрание законодательства Российской Федерации", 01.12.2014, N 48, ст. 6861).
В целях реализации Федерального закона N 294-ФЗ и улучшения правоприменительной практики исполнения государственных функций были актуализированы редакции Административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора):
- Административный регламент осуществления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
- Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- Административный регламент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области по осуществлению государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области;
- Административный регламент осуществления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении соответствующего вида регионального государственного надзора, утверждены:
- Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 31.03.2021 N 19П-59 "Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области";
- Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 18.06.2020 N 20П-96 "Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции)";
- Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 18.06.2020 N 20П-95 "Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов";
- Приказом министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 18.06.2020 N 20П-94 "Об утверждении Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов".
II. Правоприменительная практика осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов
1. Сведения о состоянии соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
В Московской области осуществляют деятельность 10 702 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, из них 3 260 лицензиатов, осуществляющих деятельность на 10 813 объектах (магазины - 9200, предприятия общественного питания - 1613), в отношении которых осуществляется контроль (надзор) в области розничной продажи и декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции, 628 лицензиата (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в области заготовки, хранения, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
В III квартале в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий (с учетом проведения мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) было выявлено 176 нарушений обязательных требований в области розничной продажи и декларирования алкогольной и спиртосодержащей продукции (во II квартале - 194), в деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов -1 (во II квартале 2021 - 36).
Контрольно-надзорные мероприятия в III квартале на территории Московской области проводились в условиях ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Типичными нарушениями, выявленными в ходе проведения контрольных мероприятий, являются:
а) при проведении лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции:
- стационарный торговый объект и складские помещения, объект общественного питания не находятся у организации в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой составляет один год и более, не находится у организации на законных основаниях, договор аренды менее 1 года;
- оборот алкогольной продукции в помещениях, не указанных в соответствующей лицензии, в том числе в комнатах, не являющимися торговыми либо складскими;
- нарушение порядка и сроков при декларировании объема розничной продажи алкогольной продукции.
б) при проведении лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
- отсутствие оборудования и технической документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения".
В III квартале Министерством в ходе осуществления контрольно-надзорных полномочий были выявлены следующие наиболее часто совершаемые нарушения:
- отсутствие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений, объектов общественного питания.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" стационарные торговые объекты и складские помещения, объекты общественного питания должны находиться у организаций на законных основаниях: в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Статьями 609, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 7 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих, в том числе, сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с этим объектом недвижимого имущества.
В ходе проводимых проверок установлено, что ЕГРН не содержит сведений о наличии действующего договора аренды со сроком один год и более.
Указанное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ. В целях недопущения нарушений лицензиатам необходимо своевременно продлевать договоры аренды путем заключения дополнительных соглашений, которые подлежат государственной регистрации Росреестром. Кроме того, необходимо удостовериться во внесении обновленных данных в ЕГРН.
- оборот алкогольной продукции в помещениях, не указанных в соответствующей лицензии, в том числе в комнатах, не предназначенных для специального оснащения оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки и демонстрации товаров, ознакомления с товарами, проведения расчетов за приобретенный товар.
В соответствии с пунктом 20 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания распространяется на деятельность обособленных подразделений организации только при условии указания в лицензии мест нахождения этих обособленных организаций.
В соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ в случае изменения мест нахождения обособленных подразделений организации или иных указанных в лицензии сведений лицензия подлежит переоформлению.
Как следует из пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ для розничной продажи алкогольной продукции у организации должны быть стационарные торговые объекты и складские помещения.
Из статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" следует, что торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Как правило, в случае производственной необходимости организация начинает использовать помещения (комнаты), либо объекты, не указанные в лицензии, предварительно не обратившись в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии.
Данное нарушение влечет за собой ответственность по части 1 ст. 14.17 КоАП РФ, которая помимо административного штрафа предусматривает изъятие из оборота алкогольной продукции.
В целях недопущения данного нарушения лицензиатам перед началом использования помещений (комнат), либо объектов, ранее не указанных в лицензии, необходимо предварительно обратиться в лицензирующий орган с заявлением о переоформлении лицензии. При этом нужно учитывать, что лицензированию не подлежат санузлы, электрощитовые, лифтовые и иные комнаты, имеющие специализированное. При переоформлении к заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные изменения.
- нарушение Порядка при декларировании объема розничной продажи алкогольной продукции:
непредставление деклараций.
Основные виды указанного нарушения:
а) непредставление деклараций при наличии остатков продукции.
При представлении деклараций участникам алкогольного рынка следует учитывать, что обязанность представления деклараций поставлена в зависимость не только от фактического осуществления определенного вида деятельности, но и от наличия остатков продукции на конец предыдущего декларируемого отчетного периода.
б) предоставление деклараций по месту осуществления деятельности организации.
Организации, индивидуальные предприниматели зачастую предоставляют декларации не по месту нахождения организации (индивидуального предпринимателя), а по месту осуществления деятельности, что противоречит требованиям пункта 16 Порядка. Декларации по форме N 7, N 8 представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Представление деклараций об объемах оборота алкогольной продукции в другой субъект приравнивается к непредставлению такой декларации.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения нарушения Порядка при декларировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции:
представлять декларации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя);
усилить контроль за надлежащей загрузкой деклараций в Базу данных деклараций в "Личном кабинете" на сайте Росалкогольрегулирования (https://service.fsrar.ru/);
контролировать получение квитанции о приеме деклараций Министерством.
- нарушения, совершаемые организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов:
отсутствие на каждом объекте по приему лома и отходов металлов в доступном для обозрения месте следующей информации:
наименование юридического лица и его основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона;
данные о лице, ответственном за прием лома и отходов металлов (для юридического лица); распорядок работы;
условия приема и цены на лом и отходы металлов;
перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, который утверждается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения" (далее - Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения) и пунктом 4 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения" (далее - Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения) юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием лома и отходов металлов, должны обеспечить наличие на каждом объекте по приему указанных лома и отходов в доступном для обозрения месте указанной информации.
отсутствие на объектах по приему лома и отходов металлов следующей документации:
- документов на имеющиеся оборудование и приборы, а также документов о проведении их поверок и испытаний;
- инструкций о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность;
- инструкции о порядке действий при обнаружении радиоактивных лома и отходов цветных металлов;
- инструкции о порядке действий при обнаружении взрывоопасных предметов. В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения и пунктом 5 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения на объектах по приему лома и отходов металлов должна находиться и предъявляться по требованию контролирующих органов указанная документация.
отсутствие оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 8 (1) Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы черных металлов, обязаны обеспечить наличие:
на каждом объекте по приему лома и отходов черных металлов площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля и взвешивания лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;
не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
пресс для пакетирования лома черных металлов; пресс-ножницы;
установка для дробления и сортировки легковесного лома; оборудование для сортировки или измельчения стружки; копер для разбивки металлолома.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 9 (1), пунктом 9 (2) Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить наличие:
на каждом объекте по приему лома и отходов цветных металлов площадки с твердым неразрушаемым влагостойким покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов цветных металлов, а также оборудования для проведения радиационного контроля и взвешивания лома и отходов цветных металлов в соответствии с установленными требованиями;
не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:
оборудование для определения химического состава лома и отходов цветных металлов;
пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов; пресс-ножницы;
установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов; установка для разделки кабеля.
отсутствие приемо-сдаточных актов, составленных на каждую партию лома и отходов по форме, утвержденной законодательством, отсутствие их регистрации в книге учета приемо-сдаточных актов.
В соответствии с пунктами 10, 11 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения и пунктами 11, 12 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения прием лома и отходов металлов осуществляется с обязательным составлением на каждую партию лома и отходов приемо-сдаточного акта по форме согласно приложению N 1 к указанным постановлениям, приемо-сдаточные акты регистрируются в книге учета приемосдаточных актов.
отсутствие учета отчуждаемых лома и отходов, регистрации каждой партии отчужденных лома и отходов металлов в журнале регистрации отгруженных лома и отходов металлов.
В соответствии с пунктами 17, 18 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения и пунктами 20, 21 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, принимающие лом и отходы металлов, должны организовать учет отчуждаемых лома и отходов. Каждая партия отчужденных лома и отходов металлов должна быть зарегистрирована в журнале регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов с указанием сведений, установленных законодательством.
В целях недопущения указанных нарушений хозяйствующим субъектам необходимо усилить контроль за наличием информации на информационных стендах, поддержанию ее в актуальном состоянии, необходимого оборудования и технической документации в каждом из мест осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, составлением приемо-сдаточных актов и ведением книг учета приемосдаточных актов, организацией учета отчуждаемых лома и отходов. В случае поломки оборудования и (или) приборов принимать незамедлительные меры к его замене, а в процессе эксплуатации проводить предусмотренное технической документацией обслуживание.
2. Анализ практики проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе ее единообразия.
Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодный план проверок) сформирован в соответствии с требованиями статей 6, 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ.
Разработка ежегодного плана проверок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В 2021 году проведение плановых проверок в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также в рамках лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов не планировалось.
3. Анализ практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных в результате проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
При осуществлении государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, привлечено 50 юридических лица, 15 индивидуальных предпринимателей. Направлено 17 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, назначено 55 административных наказаний в виде предупреждения с учетом статьи 4.1.1 КоАП РФ, назначено 10 административных наказания в виде наложения административных штрафов на общую сумму 550 тыс. руб.
4. Анализ практики обжалования решений, действий (бездействия) Министерства в досудебном и судебном порядке.
В первом полугодии в рамках лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов решения, действия (бездействие) должностных лиц Управления лицензирования, декларирования и контроля в досудебном и судебном порядке не обжаловались.
5. Анализ результатов применения мер прокурорского реагирования на решения и действий (бездействия) Министерства и его должностных лиц.
В III квартале 2021 года отсутствовали меры прокурорского реагирования в отношении решений и действий (бездействия) Управления лицензирования, декларирования и контроля и его должностных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министра сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 24 сентября 2021 г. N 139 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике при осуществлении Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции); государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов; государственного контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Московской области; лицензионного контроля за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных металлов, цветных металлов в июле - сентябре 2021 года"
Опубликование:
-