Как изменится порядок регистрации юридических лиц в связи с передачей функций государственной регистрации юридических лиц органам МНС РФ?
См. также информационное сообщение Управления МНС по г. Москве от 24 июля 2002 г. N 2002-15-1
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон) 17 мая 2002 года Правительством Российской Федерации принято постановление "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц". С момента введения в действие Закона (с 1 июля 2002 года) функции государственной регистрации юридических лиц возлагаются на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Закон содержит практически все положения, необходимые для осуществления государственной регистрации юридических лиц.
Поскольку процедура государственной регистрации не фискальная функция и будет осуществляться в рамках гражданского законодательства, налоговые органы будут действовать на основе равенства сторон и организуют свою работу так, чтобы не ущемлять прав юридических лиц.
В связи с переходом на заявительный принцип "одного окна" существенно упрощается сама процедура государственной регистрации юридических лиц, благодаря чему появляется возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах.
В целях реализации принципа "одного окна" налоговые органы будут выдавать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения вновь созданного юридического лица на основании сведений, представленных регистрирующим органом.
Также в целях реализации принципа "одного окна" в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона регистрирующий орган в срок не более чем 5 рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством.
Прием и выдача информации будут осуществляться в соответствии с Законом непосредственно либо почтовым отправлением по выбору заявителя. При отправлении документов почтой на конверте желательно делать пометку "Регистрация".
Для удобства государственной регистрации и в соответствии с положениями Закона заявители будут иметь право представлять документы на регистрацию как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
В целях обеспечения установленных Законом сроков государственной регистрации регистрирующие органы будут использовать не только единое программное обеспечение, позволяющее им оперативно взаимодействовать между собой, но и применять телекоммуникационные технологии для обеспечения необходимой оперативности передачи информации.
Закон существенно упростил процедуру государственной регистрации юридических лиц и содержит только две причины отказа в государственной регистрации:
1) непредставление определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов;
2) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В случае выявления допущенных при создании юридического лица грубых нарушений Закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица (п. 2 ст. 25 Закона).
Таким образом, каждому законопослушному заявителю выгоднее представить в регистрирующий орган достоверные сведения и в короткий срок с минимальными материальными затратами (государственная пошлина 2 тыс. руб., код бюджетной классификации 1400104) зарегистрировать юридическое лицо.
Необходимо отметить, что во исполнение п. 3 ст. 26 главы IX Закона организации, зарегистрированные до вступления в силу Закона, обязаны в течение 6 месяцев предоставить сведения во вновь назначенный регистрирующий орган.
Невыполнение установленного ст. 26 Закона требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Следует обратить внимание на то, что это не переоформление свидетельства, не перерегистрация юридического лица, а именно сообщение сведений о юридическом лице, на основании которого в единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись и выдано свидетельство, подтверждающее этот факт.
Функция регистрации предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ) не нашла отражения в Законе, в связи с чем на налоговые органы она не возложена. Порядок регистрации ПБОЮЛ в г. Москве не изменяется. Функции регистрирующего органа для ПБОЮЛ остаются за Московской регистрационной палатой. Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" изменен порядок государственной регистрации кредитных учреждений, торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе профсоюзов) и религиозных организаций. Постановлением Правительства Российской Федерации будет определено взаимодействие по процедурным вопросам государственной регистрации между МНС России и Минюстом России. Взаимодействие между МНС России и ЦБ России будет урегулировано совместным положением ЦБ и МНС.
Прием и обработку сведений, полученных от юридических лиц, представленных во исполнение п. 3 ст. 26 Закона Управление МНС России по г. Москве будет осуществлять силами сотрудников МИМНС N 39 и Отдела учета и информирования налогоплательщиков в здании Управления.
Ввиду того что Закон предусматривает возможность представления указанных сведений по почте, принято решение об обработке почтовых отправлений в МИМНС N 39. В Управлении будет осуществляться прием должностных лиц организаций либо их уполномоченных представителей. В целях избежания очередей в здании Управления при оповещении и информировании организаций о проводимой налоговыми органами работе по государственной регистрации необходимо делать акцент на отправку указанных сведений по почте.
При заполнении сведений об организациях необходимо соблюдать строгое соответствие заполняемых данных сведениям, указанным в учредительных документах организации. Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" в государственном реестре должны содержаться следующие сведения о юридическом лице:
- полное и (в случае если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
- организационно-правовая форма;
- адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
- способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
- сведения об учредителях юридического лица;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Те юридические лица, которые не подадут сведения до 1 января 2003 года, в соответствии с Законом будут ликвидированы.
В случае возникновения у организации необходимости внесения изменений в учредительные документы, реорганизации либо ликвидации организации, зарегистрированной до вступления в силу Закона, инициировать эти процедуры необходимо после подачи организацией необходимых сведений во исполнение п. 3 ст. 26 Закона и получения ответа налогового органа.
С 1 июля по 31 декабря 2002 года в целях избежания очередей организациям необходимо предоставить сведения по почте в МИМНС N 39 по г. Москве по адресу: 125373, Москва, Походный проезд, д. 3, корп. А. В случае возникновения затруднений с заполнением необходимых сведений и документов юридическое лицо может обратиться в Управление МНС России по г. Москве (ул. Б. Тульская, д. 15, ст. м. "Тульская") по графику приема.
Месяц | Организации, состоящие на учете в ИМНС N: |
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь |
1, 2, 3 4, 5, 6, 7, 8, 9 10, 13, 14, 15 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31 32, 33, 34, 35, 36, 37, 40, 41, 42, 43, 44, 45 |
Также в здании Управления будет осуществляться консультирование по вопросам государственной регистрации. Телефоны для справок 957-64-10, 957-67-07.
В настоящий момент в г. Москве зарегистрировано и состоит на учете в налоговых органах около 820 тыс. организаций, ожидаемое количество организаций, представивших сведения во исполнение п. 3 ст. 26 Закона, будет составлять около 300 тыс., следовательно, более 500 тыс. организаций, длительное время не представляющих отчетность в налоговые органы, сведений о себе не представят и будут подлежать ликвидации на основании Закона.
В настоящее время для оптимизации ведения приема документов на регистрацию юридических лиц территориальные налоговые органы г. Москвы доукомплектованы штатной численностью в количестве 230 единиц. С сотрудниками отделов учета налогоплательщиков налоговых органов города Москвы проведено обучение организационным и методическим основам по проведению процедур государственной регистрации юридических лиц.
Сегодня Управлением МНС России по г. Москве проводится большая работа по информированию налогоплательщиков через официальный сайт Управления, основные государственные и коммерческие справочные службы города и СМИ об изменении законодательства и порядке проведения работ по государственной регистрации. В Управлении и территориальных налоговых органах в Московской регистрационной палате и ее филиалах размещены объявления об организации работ по государственной регистрации. В целях максимального удобства налогоплательщиков при определении адреса обращения основным справочным службам города предоставлен справочник территориального деления адресного пространства между территориальными налоговыми органами.
По всем вопросам в проводимых организационных мероприятиях в подготовительный период Управлением в качестве исходных данных использовались проекты постановлений Правительства РФ, реализующие положения Закона, подготовленные МНС России:
- "О порядке ведения единого государственного реестра юридических лиц" N 438;
- "Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел юридических лиц, зарегистрированных до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" N 441;
- "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" N 442;
- "Об утверждении порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации реорганизации юридических лиц" N 440;
- "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц и требований к их оформлению" N 439.
Указанные проекты постановлений утверждены Правительством РФ 19 июня 2002 года.
Со своей стороны, налоговые органы г. Москвы будут принимать все возможные меры по ускорению процедуры переходных мероприятий.
"Московский налоговый курьер", N 15, 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1