Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I Анализ федерального законодательства, регламентирующего создание индустриальных (промышленных) парков
1.1 Основные нормативные правовые акты, регламентирующие правоотношения в сфере создания индустриальных (промышленных) парков на федеральном уровне
В начале 1990-х годов в России произошли серьезные политические и экономические изменения. Одним из их результатов явилось формирование частной собственности на крупные производственные предприятия, складские объекты и земельные площади. Поскольку в ряде случаев продолжение работы данных предприятий в прежнем формате было невозможным или экономически не выгодным, "новые собственники" стали сдавать имеющиеся производственные и складские площади, снабженные необходимой инфраструктурой, в аренду более мелким предпринимателям. Фактически данные площадки являлись прообразом частных промышленных (индустриальных) парков, хотя на тот момент еще отсутствовала соответствующая нормативная правовая база. Отметим, что процесс активного формирования подобных площадок, где-то дополняемых соответствующей научно-технической деятельностью, шел и за пределами России.
В конце 1990-х - начале 2000-х годов ряд российских регионов стали испытывать проблемы с привлечением инвесторов для развития своих территорий, а поскольку выстраивание прозрачных условий для ведения хозяйственной деятельности не может происходить в отрыве от развития нормативной правовой базы, в 2004 году началось формирование соответствующей законодательной основы для создания и развития специальных инфраструктурных проектов: особых экономических зон, бизнес-инкубаторов, индустриальных (промышленных) парков и технопарков.
В результате в 2005 году принят Федеральный закон от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в 2007 году - Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Именно в нем технопарки, научные парки, бизнес-инкубаторы, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны были продекларированы в качестве объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В последующие годы были запущены государственные программы по созданию и строительству особых экономических зон и технопарков 4.
Активный процесс создания и развития промышленных (индустриальных) парков был запущен несколько позже - в 2014 году. Именно тогда на федеральном уровне приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и от 30 октября 2014 года N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон", а также утвержден первый в России добровольный Национальный стандарт ГОСТ Р 56301-2014 "Индустриальные парки. Требования". В следующем году введена еще одна мера господдержки, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2015 года N 831 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на реализацию инвестиционных проектов создания, расширения или развития индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков".
Принятие вышеуказанных мер поддержки позволило увеличить число индустриальных парков в России в 2021 году более чем в 4 раза по сравнению с 2013 годом, число резидентов - в 3,7 раза, а рабочих мест в - 3,3 раза. Валовый объем инвестиций резидентов вместе с вложениями в инфраструктуру превысил отметку в 1,6 трлн руб. 5
В настоящее время государственное регулирование вопросов создания и функционирования промышленных (индустриальных) парков осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и регламентируется федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального уровня, основными их которых являются следующие:
- Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика";
- Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 N 1119 "Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2015 N 831 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в 2020-2022 годах на реализацию инвестиционных проектов создания, расширения или развития индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков";
- Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 1982-ст "Об утверждении национального стандарта" (Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56301-2014 "Индустриальные парки. Требования");
- Приказ Минстроя России от 21.09.2017 N 1240/пр "Об утверждении свода правил "Индустриальные парки и промышленные кластеры. Правила проектирования";
- Приказ Минфина России от 01.10.2020 N 225н "Об утверждении Методики расчета совокупной добавленной стоимости, получаемой на территории индустриального парка, промышленного технопарка или технопарка в сфере высоких технологий";
- Приказ Минпромторга России от 13.08.2021 N 3193 "Об утверждении методических рекомендаций по определению содержания разделов краткого описания инвестиционного проекта по созданию, расширению или развитию индустриального (промышленного) парка или промышленного технопарка";
- Приказ Минпромторга России от 07.10.2021 N 4014 "Об утверждении перечня видов деятельности по управлению созданием, развитием и эксплуатацией индустриального (промышленного) парка, а также предоставлению резидентам индустриального (промышленного) парка услуг, необходимых им для осуществления промышленного производства";
- Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2021 N 142 "Об утверждении требований к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Также при государственном регулировании правоотношений в данной сфере применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
По итогам проведенного юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области анализа вышеуказанных актов сделан вывод о полноте урегулирования на федеральном уровне отношений, непосредственно связанных с функционированием промышленных парков.
1.2 Создание индустриальных (промышленных) парков: полномочия и требования
Основным из вышеуказанных федеральных законов, регламентирующим вопросы, связанные с созданием и функционированием индустриальных (промышленных) парков, является Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 488-ФЗ). Именно в нем между органами власти распределены основные полномочия в данной сфере.
Так, в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 488-ФЗ:
- за Правительством Российской Федерации закреплены полномочия по установлению требований к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования, установленных как настоящим, так и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- за уполномоченным органом (Минпромторг России) закреплено полномочие по подтверждению соответствия индустриальных (промышленных) парков требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях применения к ним мер стимулирования, установленных как настоящим, так и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Указанные полномочия Правительства Российской Федерации реализованы посредством принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков" (далее - Постановление N 794), которым утверждены:
- требования к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности;
- правила подтверждения соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального (промышленного) парка требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности.
Так, основными требованиями, предъявляемыми к создаваемым индустриальным (промышленным) паркам в России, согласно Постановлению N 794 являются:
а) размещение на территории создаваемого индустриального (промышленного) парка:
- объектов транспортной инфраструктуры (дорог);
- системы коммуникаций и объектов электроснабжения, газоснабжения и (или) теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и связи, обеспечивающих деятельность резидентов;
- зданий, строений и сооружений, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства резидентов;
б) площадь территории индустриального (промышленного) парка составляет не менее 8 гектаров;
в) в состав территории входят земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения и (или) земель населенных пунктов, на которых допускается размещение объектов промышленной инфраструктуры;
г) не менее 50 % территории индустриального (промышленного) парка является полезной площадью и не менее 50 % от неё предназначено для размещения и ведения промышленного производства резидентов;
д) не менее 50 % площади зданий, строений индустриального (промышленного) парка является полезной площадью и не менее 50 % от неё предназначено для размещения и ведения промышленного производства резидентов;
е) территория индустриального (промышленного) парка обеспечена транспортным сообщением с ближайшими населенными пунктами (общественный транспорт и (или) транспорт управляющей компании индустриального (промышленного) парка;
ж) коммунальная инфраструктура создаваемого индустриального (промышленного) парка отвечает следующим требованиям:
- обеспечение территории индустриального (промышленного) парка электрической энергией максимальной мощностью не менее 2 МВт, а также обеспечение технической возможности присоединения устройств потребителей (резидентов) к электрическим сетям не менее 0,15 МВт максимальной мощности на каждый свободный гектар полезной площади территории индустриального (промышленного) парка;
- наличие возможности подключения потребителей (резидентов) к сетям газоснабжения и (или) к сетям теплоснабжения;
- наличие возможности подключения потребителей (резидентов) к системе водоснабжения и водоотведения;
з) создание индустриального (промышленного) парка осуществляется с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Также Постановлением N 794 установлены требования, которым должна соответствовать управляющая компания индустриального (промышленного) парка:
а) являться юридическим лицом, действующим в форме хозяйственного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия;
б) быть зарегистрированной в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится индустриальный (промышленный) парк, и поставленной на учет в российских налоговых органах;
в) осуществлять ведение реестра резидентов и (или) потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка,
г) основной вид деятельности управляющей компании входит в перечень видов деятельности по управлению созданием, развитием и эксплуатацией индустриального (промышленного) парка, а также предоставлению резидентам индустриального (промышленного) парка услуг, необходимых им для осуществления промышленного производства, утверждаемый Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
д) виды деятельности управляющей компании, входящие в перечень видов деятельности по управлению созданием, развитием и эксплуатацией индустриального (промышленного) парка, а также предоставлению резидентам услуг, необходимых им для осуществления промышленного производства, составляют не менее 80 % всех видов деятельности управляющей компании;
е) управляющая компания распоряжается на праве собственности (на основании договора аренды) земельными участками индустриального (промышленного) парка, и (или) зданиями, строениями и (или) их частями, расположенными на территории индустриального (промышленного) парка, и (или) объектами коммунальной и транспортной инфраструктур индустриального (промышленного) парка, за исключением земельных участков, зданий и строений (их частей), а также объектов коммунальной и транспортной инфраструктур, принадлежащих на праве собственности резидентам (срок действия права распоряжения составляет не менее 5 лет);
ж) управляющая компания обеспечивает наличие специализированного сайта или отдельного раздела на инвестиционном портале субъекта Российской Федерации либо отдельного раздела на сайте исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере промышленной политики, или корпорации развития субъекта Российской Федерации, содержащего информацию об индустриальном (промышленном) парке и управляющей компании;
з) управляющая компания заключает с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции в сфере промышленной политики, соглашение, предусматривающее:
- обязанность управляющей компании информировать региональный исполнительный орган государственной власти об изменении параметров реализации проекта индустриального (промышленного) парка, в том числе о смене управляющей компании;
- обязанность регионального исполнительного органа государственной власти обеспечивать проведение мониторинга и проверок параметров реализации проекта индустриального (промышленного) парка в целях установления соответствия (несоответствия) управляющей компании и индустриального (промышленного) парка требованиям настоящего документа.
При этом в реестр резидентов и (или) потенциальных резидентов индустриального (промышленного) парка, ведение которого осуществляет управляющая компания, включаются следующие сведения:
- наименование индустриального (промышленного) парка;
- полное, сокращенное (фирменное) наименование резидента или потенциального резидента;
- место нахождения и адрес резидента или потенциального резидента;
- основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, иные сведения о резиденте или потенциальном резиденте, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;
- вид промышленного производства (совокупность видов экономической деятельности) резидента или потенциального резидента;
- номер, предмет, срок действия и дата заключения договора (предварительного договора, соглашения о намерениях), заключенного между управляющей компанией и резидентом или потенциальным резидентом;
- контактная информация резидента или потенциального резидента;
- дата включения сведений о резиденте или потенциальном резиденте в указанный реестр;
- дата внесения записи о прекращении статуса резидента или потенциального резидента в указанный реестр и основание.
Таким образом, в настоящее время Постановление N 794 является ключевым нормативным правовым актом с точки зрения доступа к мерам государственной поддержки федерального уровня. Любой индустриальный (промышленный) парк, претендующий на меры стимулирования в сфере промышленности, обязан соответствовать вышеуказанным требованиям. При этом подтверждение соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального парка данным требованиям осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Необходимо отметить, что статьей 7 Федерального закона N 488-ФЗ предусмотрена возможность органами государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные требования к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет имущества и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Отметим, что данной возможностью воспользовались более 20 регионов, приняв соответствующие региональные законы, распределяющие полномочия по созданию и функционированию индустриальных (промышленных) парков, а также вводящие дополнительные меры стимулирования (подробнее вопрос рассмотрен в Разделе III).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.