Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II Анализ законодательства Томской области, регламентирующего создание промышленных (индустриальных) парков в регионе
2.1 Общая информация, терминология и основные положения Закона N 182-ОЗ
В рамках реализации полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации Федеральным законом N 488-ФЗ, Законодательной Думой Томской области в декабре 2014 года принят Закон Томской области от 15.12.2014 N 182-ОЗ "О промышленных (индустриальных) парках в Томской области" (постановление Законодательной Думы Томской области от 27.11.2014 N 2373).
Цель Закона N 182-ОЗ - повышение инвестиционной привлекательности Томской области посредством создания промышленных (индустриальных) парков на территории региона.
В принятой редакции данный Закон N 182-ОЗ был опубликован:
1) 19 декабря 2014 года в "Официальных ведомостях Законодательной Думы Томской области" N 36 (212);
2) 30 декабря 2014 года в "Собрании законодательства Томской области" N 12/2 (113) часть 1.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 182-ОЗ данный нормативный правовой акт вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть с 30 декабря 2014 года.
Изменения в Закон N 182-ОЗ с момента его принятия вносились три раза:
- в декабре 2016 года (Закон Томской области от 05.12.2016 N 148-ОЗ);
- в сентябре 2018 года (Закон Томской области от 10.09.2018 N 98-ОЗ);
- в декабре 2021 года (Закон Томской области от 02.12.2021 N 108-ОЗ).
Правовой основой для разработки и принятия Закона N 182-ОЗ является пункт 145 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и статья 2 Федерального закона N 488-ФЗ.
По итогам проведения юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области антикоррупционной экспертизы Закона N 182-ОЗ коррупциогенных факторов не выявлено, ошибок юридико-технического характера в тексте Закона N 182-ОЗ не обнаружено.
Структура Закона N 182-ОЗ представлена 11-ю статьями.
В первой статье определен предмет регулирования Закона N 182-ОЗ - правовые, организационные и экономические условия присвоения статуса промышленного (индустриального) парка в Томской области.
Во второй статье Закона N 182-ОЗ представлен понятийный аппарат, в котором даны определения девяти основным понятиям: "промышленный (индустриальный) парк", "промышленный парк", "частный промышленный парк", "инфраструктура промышленного (индустриального) парка", "управляющая компания", "уполномоченный орган", "Координационный совет", "резидент", "инвестор".
Необходимо отметить, что определение "промышленный (индустриальный) парк", приведенное в Законе N 182-ОЗ, отлично от определения "индустриальный (промышленный) парк", используемого в Федеральном законе N 488-ФЗ.
Так, в Законе N 182-ОЗ промышленный (индустриальный) парк - это комплекс созданных и (или) создаваемых объектов недвижимости (земельный(ые) участок(ки), административные, производственные, складские и иные нежилые помещения) и инфраструктуры промышленного (индустриального) парка, необходимые для организации деятельности резидентов промышленного (индустриального) парка, эксплуатируемый управляющей компанией и получивший статус промышленного (индустриального) парка. При этом под "инфраструктурой промышленного (индустриального) парка" подразумевается совокупность созданных и (или) создаваемых объектов инженерного и транспортного назначения, коммуникаций газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, объектов связи и телекоммуникаций, иных объектов, обеспечивающих деятельность резидентов промышленного (индустриального) парка.
В Федеральном законе N 488-ФЗ индустриальным (промышленным) парком называется совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под "промышленной инфраструктурой" понимается совокупность объектов недвижимого имущества, объектов транспортной инфраструктуры и коммунальной инфраструктуры, необходимых для осуществления деятельности в сфере промышленности.
Таким образом, несмотря на различие в представленных отдельных понятиях, общая суть промышленного (индустриального) парка, описываемая ими, практически идентична.
Отметим, что несмотря на положения Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", устанавливающего принцип добровольности применения документов по стандартизации, используемое в Национальном стандарте ГОСТ Р 56301-2014 "Индустриальные парки. Требования" определение индустриального (промышленного) парка как управляемого управляющей компанией комплекса объектов недвижимого имущества, состоящего из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченного инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающего необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности, практически идентично вышеуказанному определению из Закона N 182-ОЗ.
Также в Законе N 182-ОЗ введены различные понятия для промышленных (индустриальных) парков, созданных на основе государственной (муниципальной) или частной собственности. Так, промышленный парк - это промышленный (индустриальный) парк на основе имущественного комплекса, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а частный промышленный парк - это промышленный (индустриальный) парк на основе имущественного комплекса, правами на который обладает(ют) инвестор(ы) в соответствии с действующим законодательством. При этом в качестве инвесторов в Законе N 182-ОЗ предлагается использовать определение "инвестор" из Закона РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
Еще два понятия, представленные в статье 2 Закона N 182-ОЗ, тесно связаны с реализуемыми ими функциями. В частности:
- управляющая компания - юридическое лицо, на которое возложены функции, связанные с созданием, развитием и управлением промышленного (индустриального) парка, эксплуатацией инфраструктуры промышленного (индустриального) парка, предоставлением услуг резидентам промышленного (индустриального) парка, размещением резидентов;
- уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Томской области, определяемый Губернатором Томской области для осуществления полномочий, установленных в статье 6 Закона N 182-ОЗ.
Под понятием "Координационный совет", используемым в Законе N 182-ОЗ, понимается Координационный совет по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий, созданный Губернатором Томской области 6, который является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, рассматривающим вопросы, связанные с созданием и развитием промышленных (индустриальных) парков на территории региона, а также предоставлением государственной поддержки (включая условия ее предоставления) субъектам инвестиционной деятельности.
Исходя из понятия "резидента", приведенного в статье 2 Закона N 182-ОЗ ("резидент - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации на территории Томской области, получившие статус резидента промышленного (индустриального) парка и заключившие соглашение о ведении деятельности на территории промышленного (индустриального) парка в Томской области"), однозначно определить, кто является резидентом промышленного (индустриального) парка не представляется возможным, поскольку оно раскрывается через слова "получившие статус резидента промышленного (индустриального) парка", что представляет собой тавтологию. Более подробно данный термин расшифровывается только в статье 8 Закона N 182-ОЗ.
Отметим, что указанное выше определение понятия "резидент" из Закона N 182-ОЗ также не тождественно определениям, используемым в Национальном стандарте ГОСТ Р 56301-2014 "Индустриальные парки. Требования":
резидент индустриального парка - юридическое лицо, которое в том числе может быть представлено его филиалом, или индивидуальный предприниматель, заключивший договор аренды (субаренды) или замены стороны в договоре аренды (субаренды) или купли-продажи земельного участка и/или здания, строения или их частей, находящихся в границах территории индустриального парка, осуществляющий или имеющий намерение осуществлять на территории парка производственную деятельность;
и в Постановлении N 794:
резидент индустриального (промышленного) парка - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией индустриального (промышленного) парка или организацией, привлеченной управляющей компанией индустриального (промышленного) парка на договорной основе, договор аренды и (или) договор купли-продажи объектов промышленной инфраструктуры и (или) их частей, расположенных на территории индустриального (промышленного) парка, и (или) земельных участков и (или) их частей, входящих в состав территории индустриального (промышленного) парка, в целях ведения промышленного производства (далее - договор).
Учитывая вышеизложенное, предлагается рассмотреть вопрос о корректировке понятия "резидент", приведенного в статье 2 Закона N 182-ОЗ, в части исключения слов "получившие статус резидента промышленного (индустриального) парка", поскольку согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 182-ОЗ статус резидента промышленного парка присваивается по итогам отбора претендентов в порядке, определенном Администрацией Томской области, с даты заключения соглашения о ведении деятельности на территории промышленного парка. Таким образом, процесс получения статуса резидента неотделим от заключения соответствующего соглашения, следовательно предлагаемая корректировка позволит устранить тавтологию и не затронет сути определения.
При этом перечень условий, которым должен соответствовать индивидуальный предприниматель (юридическое лицо), претендующий на присвоение статуса резидента промышленного парка, приведен в пункте 2 статьи 8 Закона N 182-ОЗ:
1) наличие инвестиционного проекта, планируемого к реализации на территории промышленного парка, соответствующего специализации по видам экономической деятельности промышленного парка и предусматривающего:
а) создание новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных;
б) увеличение налогооблагаемой базы;
в) соответствие или превышение среднего уровня заработной платы сотрудников относительно среднего уровня заработной платы по данному виду экономической деятельности в муниципальном образовании, в котором располагается промышленный парк;
2) наличие земельного участка и технических условий на территории промышленного парка, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
3) соответствие инвестиционного проекта требованиям законодательства об охране окружающей среды, видам разрешенного использования земельных участков, составляющих территорию промышленного парка;
4) соответствие категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определенной в качестве резидентов решением Координационного совета.
Представленный выше перечень условий, которым должны соответствовать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, претендующие на присвоение статуса резидента промышленного парка, также предлагается усовершенствовать, поскольку изложение последнего условия (подпункт 4 пункта 2 статьи 8 Закона N 182-ОЗ), на наш взгляд, не является оптимальным. На этапе подачи заявлений от потенциальных резидентов уже принят нормативный правовой акт (постановление Администрации Томской области), которым утверждены границы, возможная специализация и категории резидентов конкретного промышленного (индустриального) парка (пункт 7 статьи 3 Закона N 182-ОЗ). При этом данное постановление Администрации Томской области общедоступно в отличие от соответствующего решения Координационного совета, что позволяет потенциальным резидентам заблаговременно ознакомиться с установленными критериями и оценить свои шансы (возможности) стать резидентом. В этой связи предлагается в подпункте 4 пункта 2 статьи 8 Закона N 182-ОЗ слова "решением Координационного совета" заменить на "правовым актом Администрации Томской области".
Кроме того, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Томской области внесено предложение о смягчении требований, установленных в Законе N 182-ОЗ, необходимых для присвоения статуса резидента промышленного парка. В частности, подпунктом 1 пункта 2 статьи 8 Закона N 182-ОЗ предусматривается перечень условий, предъявляемых к инвестиционному проекту, планируемому к реализации на территории промышленного парка, достижение которых должно быть обеспеченно одновременно и в полном объеме, что в текущей экономической ситуации по мнению Падерина В.А. видится труднореализуемым. В этой связи предлагается подпункт 1 пункта 2 статьи 8 Закона N 182-ОЗ после слова "предусматривающего" дополнить словами "один или несколько из следующих пунктов:", что позволит смягчить требования к субъектам предпринимательской деятельности, планирующих получить статус резидента промышленного (индустриального) парка.
Вместе с тем Администрацией Томской области в письме от 20.09.2022 N ОП-427 вышеуказанные предложения не поддержаны. Согласно представленной позиции, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 8 Закона N 182-ОЗ требования к инвестиционному проекту, планируемому к реализации на территории промышленного парка (создание новых рабочих мест, увеличение налогооблагаемой базы, соответствие среднему уровню заработной платы по виду экономической деятельности), являются минимально необходимыми, взаимосвязанными и реально достижимыми одновременно, в противном случае проект не будет иметь социально-экономического эффекта для развития Томской области. Также отмечается, что комплект документов, предоставляемый претендентом на присвоение статуса резидента промышленного парка в Томской области, определен максимально облегченным для потенциального инвестора (вместо представления полноформатного бизнес-плана требуются только заявка и краткие презентационные материалы по планируемому к реализации инвестиционному проекту).
Присвоение статуса резидента в частном промышленном парке осуществляется в порядке, определенном инициатором присвоения статуса частного промышленного парка совместно с управляющей компанией.
Права и полномочия остальных сторон (лиц), участвующих в создании и функционировании промышленных (индустриальных) парков, регламентированы в последующих статьях Закона N 182-ОЗ.
2.2 Распределение прав и реализация полномочий, регламентированных Законом N 182-ОЗ
Лицами, участвующими в создании и функционировании промышленных (индустриальных) парков, чьи права и полномочия регламентированы в Законе N 182-ОЗ, являются:
- инвесторы,
- Координационный совет,
- Губернатор Томской области,
- уполномоченный орган,
- исполнительные органы государственной власти Томской области (Администрация Томской области),
- органы местного самоуправления,
- управляющая компания.
Согласно положениям Закона N 182-ОЗ за инвесторами закреплены права по инициации процесса создания (присвоения статуса) промышленного (индустриального) парка, а также реализация функций управляющей компании в созданном частном промышленном парке либо создание (определение) иного юридического лица, которое будет их (эти функции) осуществлять.
К полномочиям Координационного совета, указанным в Законе N 182-ОЗ, отнесены:
- принятие решения о присвоении статуса промышленного (индустриального) парка с определением специализации по видам экономической деятельности и категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым относятся резиденты промышленного (индустриального) парка;
- принятие решения об отказе в присвоении статуса промышленного (индустриального) парка;
- направление решения о присвоении или отказе в присвоении статуса промышленного (индустриального) парка в уполномоченный орган и инициатору;
- принятие решения о лишении статуса промышленного (индустриального) парка и его направление в уполномоченный орган и инициатору присвоения статуса промышленного (индустриального) парка;
- рассмотрение и утверждение перспективных планов развития промышленных (индустриальных) парков;
- заслушивание ежегодных отчетов о результатах деятельности промышленных (индустриальных) парков.
За Губернатором Томской области Законом N 182-ОЗ закреплены полномочия по принятию правового акта, регламентирующего сроки направления Координационным советом в уполномоченный орган и инициатору решения:
- о присвоении или отказе в присвоении статуса промышленного (индустриального) парка;
- о лишении статуса промышленного (индустриального) парка;
- а также определение исполнительного органа государственной власти Томской области, который будет являться уполномоченным органом, осуществляющим полномочия, установленные в статье 6 Закона N 182-ОЗ.
Данные полномочия реализованы посредством принятия:
- Постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 27.05.2003 N 120 "О Координационном совете по поддержке инвестиционной деятельности и предоставлению государственных гарантий", согласно которому сроки направления соответствующих решений Координационного совета составляют 10 рабочих дней со дня принятия решения и оформления протокола заседания;
- Постановления Губернатора Томской области от 27.12.2012 N 190 "Об утверждении Положения о Департаменте инвестиций Томской области", которым определено что Департамент инвестиций Томской области является уполномоченным органом, осуществляющим полномочия, установленные статьей 6 Закона N 182-ОЗ.
Департамент инвестиций Томской области, являющийся уполномоченным органом, в соответствии с Законом N 182-ОЗ наделен следующими полномочиями:
- координация деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области и осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области, связанной с созданием и развитием промышленных (индустриальных) парков;
- обеспечение проведения конкурса по отбору управляющих компаний промышленных парков;
- привлечение инвесторов, претендующих на статус резидентов промышленных парков;
- осуществление оценки эффективности деятельности промышленных (индустриальных) парков на основе анализа ежегодных отчетов о результатах деятельности промышленных (индустриальных) парков;
- подготовка проектов правовых актов Администрации Томской области, указанных в законе;
- осуществление иных полномочий в сфере обеспечения функционирования промышленных (индустриальных) парков в Томской области в соответствии с действующим законодательством.
В свою очередь за Администрацией Томской области в соответствии со статьей 5 Закона N 182-ОЗ закреплены полномочия:
- принятие правовых актов, предусмотренных в настоящем Законе, в целях обеспечения функционирования промышленных (индустриальных) парков в Томской области;
- разработка комплекса мероприятий по созданию и развитию промышленных (индустриальных) парков в Томской области в рамках государственных программ Томской области;
- определение порядка отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на присвоение статуса резидента промышленного парка в Томской области, в том числе субъекта, осуществляющего соответствующий отбор;
- определение порядка проведения конкурсного отбора управляющих компаний;
- утверждение типовой формы и заключение предусмотренного в части 10 статьи 3 настоящего Закона четырехстороннего соглашения между Администрацией Томской области, органом местного управления муниципального района (городского округа) Томской области, управляющей компанией и резидентами о ведении деятельности на территории промышленного парка в Томской области, а также порядка заключения, внесения изменений, расторжения такого соглашения;
- утверждение порядка представления и оценки отчетов о результатах деятельности промышленных (индустриальных) парков;
- осуществление иных полномочий в сфере обеспечения функционирования промышленных (индустриальных) парков в Томской области в соответствии с действующим законодательством.
В рамках реализации предоставленных полномочий Администрацией Томской области приняты и реализуются следующие подзаконные нормативные правовые акты:
1) постановление Администрации Томской области от 05.05.2015 N 159а "О присвоении статуса промышленного (индустриального) парка в Томской области" (далее - Постановление N 159а), которым утверждены:
- порядок присвоения статуса промышленного (индустриального) парка в Томской области;
- порядок ведения реестра промышленных (индустриальных) парков в Томской области;
2) постановление Администрации Томской области от 03.06.2015 N 193а "О конкурсном отборе управляющей компании промышленного парка в Томской области" (далее - Постановление N 193а), которым утверждены:
- порядок проведения конкурсного отбора управляющей компании промышленного парка в Томской области;
- порядок представления и оценки отчетов о результатах деятельности промышленных (индустриальных) парков в Томской области;
3) постановление Администрации Томской области от 11.08.2015 N 293а "О присвоении статуса резидента промышленного парка в Томской области и заключении, внесении изменений, расторжении соглашения о ведении деятельности на территории промышленного парка в Томской области" (далее - Постановление N 293а), которым утверждены:
- порядок отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на присвоение статуса резидента промышленного парка в Томской области;
- порядок заключения, внесения изменений, расторжения четырехстороннего соглашения между Администрацией Томской области, органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Томской области, управляющей компанией и резидентом о ведении деятельности на территории промышленного парка в Томской области;
- типовая форма четырехстороннего соглашения между Администрацией Томской области, органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Томской области, управляющей компанией и резидентом о ведении деятельности на территории промышленного парка в Томской области.
При этом юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области отмечено, что Постановлением N 159а регламентированы лишь основания для принятия Координационным советом решения об отказе в присвоении статуса промышленного (индустриального) парка. В связи с чем Администрации Томской области предлагалось рассмотреть вопрос о закреплении в данном акте оснований принятия указанным органом решения о присвоении статуса промышленного (индустриального) парка.
В свою очередь, в письме от 20.09.2022 N ОП-427 Администрацией Томской области представлена позиция, что внесение предлагаемых изменений не требуется. Поскольку согласно пунктам 8 и 10 Порядка присвоения статуса промышленного (индустриального) парка в Томской области, утвержденного Постановлением N 159а, Департамент инвестиций Томской области готовит и направляет в Координационный совет обобщенное заключение о возможности присвоения или об отказе в присвоении статуса промышленного (индустриального) парка, а решение об отказе в присвоении статуса промышленного (индустриального) парка принимается Координационным советом при наличии одного или более оснований, определенных в части 4 статьи 3 Закона N 182-ОЗ. Соответственно основаниями для принятия Координационным советом решения о присвоении статуса промышленного (индустриального) парка являются обобщенное заключение о возможности присвоения статуса промышленного (индустриального) парка и отсутствие оснований для отказа в присвоении статуса промышленного (индустриального) парка. В этой связи во избежание дублирования положений пунктов 8 и 10 Порядка присвоения статуса промышленного (индустриального) парка в Томской области выделение отдельным пунктом данных оснований для принятия Координационным советом решения о присвоении статуса промышленного (индустриального) парка полагается избыточным.
Права органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области представлены в статье 7 Закона N 182-ОЗ в виде закрытого перечня:
- участвовать в мероприятиях по созданию промышленного парка;
- входить в состав конкурсной комиссии по отбору управляющей компании промышленного парка;
- заключать четырехсторонние соглашения о ведении деятельности на территории промышленного парка в Томской области между Администрацией Томской области, органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Томской области, управляющей компанией и резидентами;
- оказывать меры поддержки управляющим компаниям и резидентам промышленных парков в соответствии с действующим законодательством.
Необходимо отметить, что данный перечень прав органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области является закрытым, поскольку не содержит пункта "осуществление иных полномочий в сфере ... в соответствии с действующим законодательством", аналогичного содержащимся в статьях 5 и 6 Закона N 182-ОЗ, определяющих полномочия Администрации Томской области и уполномоченного органа соответственно. Вместе с тем согласно части 1 статьи 3 Закона N 182-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области могут инициировать присвоение статуса промышленного (индустриального) парка. Также частью 13 статьи 3 Закона N 182-ОЗ определено, что "рассмотрение вопроса о лишении статуса промышленного (индустриального) парка могут инициировать лица, указанные в части 1 статьи 3 настоящего Закона, а также уполномоченный орган". Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) вправе выступать инициатором вопроса о лишении статуса промышленного (индустриального) парка, однако в статье 7 Закона N 182-ОЗ соответствующие положения отсутствуют. В этой связи предлагается рассмотреть вопрос о дополнении статьи 7 Закона N 182-ОЗ отсылочной нормой, аналогичной используемой в статье 5 и статье 6 Закона N 182-ОЗ, либо корректировке пункта 1 статьи 7 Закона N 182-ОЗ, изложив его в следующей редакции:
"1) участвовать в мероприятиях по созданию промышленного парка, инициировать вопрос о лишении статуса промышленного (индустриального) парка;".
По итогам проведенного анализа можно отметить, что противоречий между положениями Закона N 182-ОЗ и региональными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в данной сфере, также не выявлено, а необходимые подзаконные нормативные правовые акты приняты в полном объеме, но с указанными предложениями по их доработке.
2.3 Создание промышленных (индустриальных) парков в Томской области
Порядок создания промышленного (индустриального) парка определен в статье 3 Закона N 182-ОЗ, а инициаторами могут выступать:
1) исполнительные органы государственной власти Томской области;
2) органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Томской области;
3) инвесторы, состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации на территории Томской области и обладающие правами на земельные участки, расположенные на территории Томской области.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 182-ОЗ решение о присвоении статуса промышленного (индустриального) парка с определением специализации по видам экономической деятельности и категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым относятся резиденты промышленного (индустриального) парка, либо решение об отказе в присвоении статуса промышленного (индустриального) парка принимается Координационным советом в порядке, определенном Постановлением N 159а, и направляется в Департамент инвестиций Томской области и инициатору присвоения статуса промышленного (индустриального) парка в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения и оформления протокола заседания 7.
На основании решения Координационного совета о присвоении статуса промышленного (индустриального) парка Департамент инвестиций Томской области готовит проект правового акта Администрации Томской области о внесении промышленного (индустриального) парка в реестр промышленных (индустриальных) парков в Томской области. В данном правовом акте определяется(ются) муниципальное(ые) образование(я), на территории которого(ых) будет размещаться промышленный (индустриальный) парк, его специализация по видам экономической деятельности и категории потенциальных резидентов.
В дальнейшем с каждым резидентом в случае ведения деятельности на территории промышленного парка заключается четырехстороннее соглашение между Администрацией Томской области, органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Томской области, управляющей компанией и самим резидентом. В случае если резидент будет вести деятельность на территории частного промышленного парка, стороны подписания аналогичного соглашения определяет инициатор присвоения статуса частного промышленного парка. При этом соглашение о ведении деятельности на территории промышленного (индустриального) парка определяет предмет регулирования, права, обязанности и ответственность всех сторон такого соглашения, гарантии прав резидентов, показатели эффективности реализации инвестиционного проекта, основания расторжения соглашения (часть 9 статьи 3 Закона N 182-ОЗ).
Отметим, что по информации прокуратуры Томской области в анализируемом периоде в органы прокуратуры поступило 10 обращений по вопросам присвоения статуса резидента промышленного парка "Томск", одно из которых связано с несоблюдением срока рассмотрения заявки о присвоении статуса резидента и признано обоснованным, По результатам его рассмотрения прокурором Советского района г. Томска внесено соответствующее представление, а также приняты меры по недопущению подобного впредь.
Вопросы, связанные с лишением статуса промышленного (индустриального) парка, регламентируются в частях 12 - 16 статьи 3 Закона N 182-ОЗ. В частности, частью 16 статьи 3 Закона N 182-ОЗ определено, что последствия лишения статуса промышленного парка для резидента регламентируются четырехсторонним соглашением о ведении деятельности на территории промышленного парка в Томской области, заключенным между Администрацией Томской области, органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) Томской области, управляющей компанией и резидентом. Однако аналогичные положения, регламентирующие последствия лишения статуса промышленного парка для резидентов частных промышленных парков, отсутствуют. В этой связи предлагается статью 3 Закона N 182-ОЗ дополнить частью 17 следующего содержания:
"17. Последствия лишения статуса частного промышленного парка для резидента регламентируются предусмотренным в части 11 настоящей статьи соглашением о ведении деятельности на территории частного промышленного парка в Томской области.".
Полагаем, что введение данного положения будет способствовать защите прав резидентов посредством повышения требований к содержанию соглашения о ведении деятельности на территории частного промышленного парка в Томской области.
Кроме того, в часть 13 статьи 3 Закона N 182-ОЗ предлагается внести юридико-технические правки, заменив слова "могут инициировать лица, указанные в части 1 статьи 3 настоящего Закона" на "могут инициировать лица, указанные в части 1 настоящей статьи".
В настоящее время на территории Томской области действуют два промышленных парка, один из которых частный. Так, в 2015 году создан Промышленный парк "Томск" 8, а в 2016 году статус частного промышленного парка сроком на 10 лет присвоен "Асиновскому лесопромышленному парку" 9.
Промышленный парк "Томск", соответствующий статус которому присвоен на 49 лет, предназначен для размещения производств субъектов малого и среднего предпринимательства и включает в себя две площадки общей площадью 137,9 га:
1) в Северной промышленной зоне в г. Томске (далее - площадка "Северная") - общая площадь составляет 115,61 га (полезная площадь - 78,42 га). Площадка предназначена для размещения предприятий металлообрабатывающей, машиностроительной, химической и иной промышленности, производства строительных материалов и иных обрабатывающих производств I - II класса вредности. Площадка расположена в г. Томске на Кузовлевском тракте в районе северного промышленного узла и находится в непосредственной близости от Северной площадки особой экономической зоны технико-внедренческого типа и ООО "Томскнефтехим";
2) по ул. Березовой в г. Томске (далее - площадка "Березовая") - общая площадь составляет 22,29 га (полезная площадь - 14,86 га). Площадка предназначена для размещения производств пищевой, легкой и иных видов промышленности IV - V класса вредности, расположена в северо-восточной части г. Томска в районе производственно-складской застройки (ул. Березовая).
По состоянию на 08.08.2022 количество резидентов промышленного парка "Томск" составляет 11 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: на площадке "Березовая" - 5 резидентов, на площадке "Северная" - 6 резидентов. Также согласно данным отчета о результатах деятельности промышленного парка "Томск" за 2021 год, представленного управляющей компанией ООО "Управляющая компания "Томский индустриальный парк", заполненность резидентами территории промышленного парка в среднем по обеим площадкам составила 31,4 % (29,3 га) от полезной площади земельных участков, совокупный объем инвестиций в основной капитал резидентов нарастающим итогом составил 457,7 млн руб., а количество созданных высокопроизводительных рабочих мест - 11.
Инициатором создания частного "Асиновского лесопромышленного парка" выступило ЗАО "Роскитинвест" (в настоящее время - АО "Рускитинвест"). Данный частный промышленный парк предназначен для размещения производств субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере лесопереработки и включает в себя два земельных комплексных участка в Асиновском районе общей площадью 305 га. При этом необходимо отметить, что согласно письму за подписью Главы Асиновского района Данильчука Н.А. (исх. N 15-1316/22-54 от 22.04.2022) "на территории Асиновского района отсутствуют промышленные (индустриальные) парки...".
Представленные выше показатели развития промышленного парка "Томск" в сравнении со среднероссийскими тенденциями не являются выдающимися (в частности, количество созданных рабочих мест, заполненность резидентами территории промышленного парка). Согласно Отраслевому обзору "Индустриальные парки России - 2022" 10 отрасль индустриальных парков России находится в фазе роста. Так, в 2021 году среднегодовой темп роста числа индустриальных парков составил 21 %. При этом одним из ключевых параметров, по которому можно оценить результативность деятельности индустриальных парков, является число резидентов и созданных ими рабочих мест. С 2013 года ежегодный рост по этим показателям составляет в среднем 18,5 % по числу резидентов и 19,7 % по числу рабочих мест. Основная причина - организованные площадки кардинально упрощают ведение промышленной деятельности, поэтому производственные компании все в большей степени предпочитают организованные и инфраструктурно подготовленные площадки под управлением профессиональной организации, которая возьмет на себя непрофильные для производственника функции. В результате число резидентов в 2021 году увеличилось до 4 025 (+527 компаний), а годовой прирост числа рабочих мест в индустриальных парках превзошел значение прошлого года и составил более 35 тыс. чел.
Что касается общей площади индустриальных парков, то в 2021 году она увеличилась на 118 га, при этом были достигнуты рекордные показатели по их заполнению. В частности, в 2021 году доля заполненных территорий составила 65 %, годовой рост составил 10 процентных пунктов.
Также отмечается, что темпы роста заполненных территорий индустриальных парков стабильно выше темпов ввода новых площадей, что отражает потенциал дальнейшего развития отрасли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.