Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
(утв. Министерством просвещения РФ 26 декабря 2022 г.)
1. Введение
Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 17 декабря 2021 года (далее - Рекомендации).
Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования*(1) (далее - ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования*(2) (далее - ФГОС ДО), данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования*(3).
Применение Рекомендаций позволит унифицировать требования к приобретаемому оборудованию и учебно-методическим материалам, гарантировать их соответствие ФГОС ДО, обеспечить комплексную безопасность пребывания ребенка в ДОО. При этом данные Рекомендации не являются требованиями, выполнение которых подлежит контролю при проведении проверок в ДОО органами государственного контроля (надзора).
Вместе с тем Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее - ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.
В рекомендациях представлено:
- описание инфраструктуры ДОО, соответствующей современным условиям оснащения ДОО, критерии формирования;
- перечни материалов и оборудования, необходимых для формирования инвариантной и вариативной частей инфраструктуры ДОО;
- варианты организации инфраструктуры ДОО;
- алгоритмы формирования инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов;
- предложения к организации методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в области создания инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Рекомендации адресованы руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, а также руководителям образовательных организаций, и содержат актуальный перечень нормативно-правовых документов, примеры модельных решений по созданию инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов для реализации образовательных программ ДО.
2. Термины, определения, сокращения
2.1. Термины и определения
Для целей настоящего документа применяемые в нем термины, определения и сокращения имеют следующее значение.
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования; лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Дидактические комплексы - комплекты средств обучения и воспитания, учебно-методических материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы.
Дошкольная образовательная организация - организации, осуществляющие образовательную деятельность (реализующие образовательные программы дошкольного образования), к которым относятся образовательные организации (всех организационно-правовых форм собственности); организации, осуществляющие обучение; индивидуальные предприниматели.
Дошкольное образование - уровень общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием (части 4 статьи 10 Закона об образовании).
Единство образовательного пространства - обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения (пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 1 статьи 11 Закона об образовании, часть 4 пункта 1.5. ФГОС ДО).
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (пункт 27 статьи 2 Закона об образовании).
Инфраструктура ОО (ДОО) - совокупность материальных и нематериальных активов, обеспечивающих осуществление образовательной, экономической и хозяйственной деятельности, а также условия жизнедеятельности образовательной организации, обладающих набором определенных характеристик для оказания социальных и образовательных услуг.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (пункт 29 статьи 2 Закона об образовании).
Материально-техническое обеспечение программы - учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ (пункт 17 статьи 2 Закона об образовании).
Образовательная инфраструктура - это комплекс ресурсов, делающих возможным функционирование системы образования в соответствии с ФГОС ДО. Она включает кадровое, материально-техническое и информационно-методическое оснащение, а также здания и коммуникации системы образования. Все это обеспечивается системой управления образования.
Образовательное пространство - вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры воспитанника.
Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Закона об образовании).
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 3.3. ФГОС ДО).
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, учебно-методические комплекты, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности (пункт 26 статьи 2 Закона об образовании).
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 31 статьи 2 Закона об образовании).
Учебно-методические материалы - все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию образовательных программ дошкольного образования (ГОСТ Р 7.0.60-2020).
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (пункт 6 статьи 2 Закона об образовании).
2.2. Сокращения
Безопасность - безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Закон об образовании - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 41, ст. 6959).
ГИСП - Государственная информационная система промышленности.
ДО - дошкольное образование.
ДОО - организация, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
КТРУ - каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
МАФ - малая архитектурная форма.
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья.
ОКПД - общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности.
РАС - расстройство аутистического спектра.
Рекомендации - рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования.
РППС - развивающая предметно-пространственная среда.
СанПиН - санитарные (санитарно-эпидемиологические) правила и нормы.
СП - санитарные правила.
ТР ТС - Технический регламент Таможенного союза.
ТР ЕАЭС - Технический регламент Евразийского экономического союза.
ТУ - технические условия - вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
УМК - учебно-методический комплект.
ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.
ФОП ДО - федеральная образовательная программа дошкольного образования.
3. Принципы, условия, цель и задачи рекомендаций
Формирование инфраструктуры ДОО в соответствии с ФГОС ДО реализуется на основании следующих принципов:
- принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
- принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
- принцип формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и нравственных ориентиров.
Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей.
Цель рекомендаций - создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников.
Основными задачами Рекомендаций являются:
1. Помощь в создании инфраструктуры (инвариантной и вариативной), обеспечивающей полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), как в новых, строящихся ДОО, так и при обновлении/дооснащении существующих.
2. Помощь в проведении мониторинга в части анализа материально-технического обеспечения образовательной деятельности, создании современной развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС), отвечающей государственной образовательной политике, разработке программы развития РППС с учетом изменения подходов к организации деятельности ДОО.
3. Формирование условий для преемственности технологий и содержания обучения и воспитания детей на уровнях дошкольного и начального общего образования в разных социальных институтах, включая семью.
4. Пояснения к применению методических рекомендаций
Примерный перечень оборудования и средств обучения (приложение 6) содержит перечни оборудования (инвариантная и вариативная части) для вновь строящихся ДОО, но может быть использован и для дооснащения уже функционирующих ДОО. Инфраструктурный лист носит рекомендательный характер.
При проведении закупок оборудования и средств обучения и воспитания необходимо руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации, в том числе в части предоставления приоритета товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими юридическими лицами.
Инфраструктурный лист конкретной ДОО составляется по результатам мониторинга её материально-технической базы: анализа образовательных потребностей воспитанников, кадрового потенциала, реализуемой образовательной программы и других составляющих (с использованием данных цифрового сервиса по эксплуатации инфраструктуры) в целях обновления содержания и повышения качества ДО.
4.1. Принципы формирования РППС
В системе ДО в связи с реализацией ФГОС ДО, а также изменяющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социально-культурными условиями, осуществляется модернизация пространства ДОО, в том числе развивающей ребенка среды. РППС группового помещения является частью образовательной среды ДОО.
В соответствии с ФГОС ДО возможны различные варианты создания РППС при условии, что учитываются возрастная и иная специфика реализации образовательных программ ДО.
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, предназначенных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции трудностей их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- создание условий для знакомства воспитанников ДОО с историей и культурой родной страны, района, населенного пункта, в том числе в формате организации образовательных событий в культурно-образовательной среде населенного пункта, в котором расположена ДОО;
- создание условий для формирования нравственных ценностей на основе культуры и традиций многонационального российского народа и расширения собственного нравственного опыта ребенка;
- создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость ДО и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплению их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.
В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть:
- содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
- трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
- вариативной - обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
- доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям.
Принцип обеспечения сотрудничества всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей, детей) - предполагает организацию совместных мероприятий со стороны ДОО в лице педагога с семьей воспитанника для обеспечения преемственности РППС.
Обеспечение возможности свободного выбора ребенком предметов и оборудования, индивидуальной и коллективной деятельности со сверстниками предполагает необходимость при формировании РППС учитывать ее информативность, разнообразие тематики материалов и оборудования.
При реализации образовательной программы ДОО в различных организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
- ФОП ДО;
- материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- возрастным особенностям детей;
- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам;
- требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующему законодательству в сфере технического регулирования, стандартизации и оценки соответствия продукции, защиты прав потребителей.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ.
4.2. Составляющие инфраструктуры ДОО: инвариантная и вариативная части
В ходе создания и оснащения инфраструктуры ДОО можно выделить две структурные составляющие:
- инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;
- вариативную, обеспечивающую решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО того или иного субъекта Российской Федерации.
Инвариантная составляющая включает в себя:
- научно-методическое сопровождение образовательного процесса, определяющее соответствие инфраструктурного обеспечения актуальным и перспективным составляющим значимого содержания обучения и воспитания;
- стандартный перечень комплектации с описанием оборудования и средств, обеспечивающих реализацию инвариантной части образовательной программы ДОО (соответствующей ФОП ДО);
- цели и задачи ДО в целом, с учетом особенности организации преемственности между ДО и школой, а также реализации инклюзивной среды в контексте федеральных нормативных стратегических документов.
Вариативная составляющая включает в себя:
- комплекс локальных нормативных актов, обосновывающих вариативную часть инфраструктуры ДОО;
- нормативно-правовое обеспечение, определяющее реализацию образовательного процесса в вариативной части;
- комплекс программ (комплексных программ, специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ, парциальных программ, программ дополнительного образования и др.), необходимых для исчерпывающего учета специфики ДОО;
- обоснованный перечень комплектации с описанием оборудования и средств обучения и воспитания, учитывающий специфику вариативной части образовательной программы ДОО.
В Приложении 6. представлена комплектация оборудования и учебно-методических материалов, рекомендованных для реализации обязательной части образовательной программы ДОО (инвариантная часть инфраструктуры) и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть инфраструктуры).
4.3. Комплектация учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО
Согласно положениям ФГОС ДО образовательная программа ДОО состоит из обязательной части, соответствующей ФОП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО*(4).
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях - "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" и "Физическое развитие"*(5). Данное положение ФГОС ДО определяет актуальность принципа интеграции образовательных областей и реализации комплексно-тематического подхода к организации образовательного процесса.
При комплектации учебно-методических материалов за основу берется ФОП ДО, предусматривающая реализацию всех пяти направлений развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. В комплект учебно-методических материалов включаются пособия для организации образовательного процесса для всех возрастных групп воспитанников (от 2 месяцев до 8 лет) по всем образовательным областям, пособия по педагогической диагностике, а также рекомендации по тематическому планированию образовательного процесса в ДОО.
Учебно-методические материалы могут включать все виды учебных изданий, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы ДО и созданные в соответствии с ГОСТ Р 7.0.60-2020*(6).
УМК могут быть дополнены развивающими дидактическими пособиями для детей - рабочими тетрадями, альбомами, раздаточным материалом.
5. Типовые локальные нормативные акты образовательной организации для реализации мониторинга инфраструктуры ДОО
При разработке перечня локальных актов отдельной ДОО рекомендуется учесть соответствующие статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", прежде всего статьи 28 и 30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
В числе таких актов могут быть:
- "О назначении ответственного лица за мониторинг инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО";
- "О создании рабочей группы по мониторингу инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО";
- "О проведении мониторинга инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО";
- "О работах по приобретению оборудования по результатам мониторинга инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО";
- "Об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам создания современной инфраструктуры ДОО, мониторингу существующей РППС и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО";
- "Об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогов по созданию и/или мониторингу современной инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ ДО".
6. Безопасность использования средств обучения и воспитания при формировании инфраструктуры ДОО
Безопасность использования средств обучения и воспитания обеспечивается нормативными правовыми актами, устанавливающими общие и специальные требования в сфере средств обучения и воспитания, среди которых законодательство в сфере технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, защиты прав потребителей.
Под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - Безопасность) - определено то состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Особенностью регулирования безопасности и качества продукции, предназначенной для детей и подростков, являются специальные повышенные требования, как правило, устанавливающие возраст до 14 лет и обязательную оценку подтверждения соответствия продукции требованиям Безопасности.
В соответствии с требованиями, у средств обучения и воспитания, к которым относятся: приборы, оборудование, в том числе оборудование для обучения трудовым процессам, тренажеры для профессионального обучения, приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные, модели, макеты и аналогичные демонстрационные изделия, спортивное оборудование и инвентарь, инструменты и материалы (в том числе музыкальные и художественные), учебно-наглядные, методические пособия и школьно-письменные принадлежности, игровые средства обучения, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности, - должны быть документы, подтверждающие их соответствие обязательным требованиям, включая:
- требования в соответствии с ТР ТС "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 768 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://eec.eaeunion.org)*(7), ТР ТС "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://eec.eaeunion.org)*(8), ТР ТС "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://eec.eaeunion.org)*(9), ТР ТС "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 823 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://eec.eaeunion.org), ТР ТС "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 879 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://eec.eaeunion.org)*(10), (11), ТР ТС "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 32, (официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://eec.eaeunion.org)*(12), ТР ЕАЭС "Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники" (ТР ЕАЭС 037/2016), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 113, (официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://eec.eaeunion.org), ТР ЕАЭС "О безопасности оборудования для детских игровых площадок" (ТР ЕАЭС 042/2017), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 мая 2017 года N 21, (официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://eec.eaeunion.org);
- требования в соответствии с СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 ноября 2020 г., регистрационный N 60833), СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации*(13), (14) 30 декабря 2020 г., регистрационный N 61953), действующим до 1 января 2027 г., СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2020 г. N 40 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2020 г., регистрационный N 61893), действующим до 1 января 2027 г.;
- строительными нормами и правилами, требованиями пожарной безопасности и электробезопасности;
- требованиями ФГОС ДО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 303804)*(15).
Для проверки безопасности продукции можно использовать следующие государственные информационные ресурсы: Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии (https://portal.eaeunion.org/sites/commonprocesses/ru-ru/pages/conformitydocsregistrydetails.aspx); цифровая платформа Росаккредитации для проверки безопасности товаров потребителями safety.fsa.gov.ru.
Проверка безопасности продукции может включать следующие действия:
проверка даты действия сертификата;
проверка комплектности документов сертификата, в том числе перечисленные в документах протоколы испытаний, а также приложения, ссылки на которые приведены в тексте (перечень продукции, заводы-изготовители);
сопоставление перечисленных наименований продукции в сертификате с фактически представленными товарами;
сопоставление перечисленных артикулов в сертификате с фактически представленными товарами.
______________________________
*(1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
*(2) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный N 53776).
*(3) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 г. N 243 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
*(4) Часть 1 пункта 2.9 ФГОС дошкольного образования.
*(5) Часть 2 пункта 2.9 и пункт 2.5 ФГОС дошкольного образования.
*(6) ГОСТ Р 7.0.60-2020 Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. (утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 сентября 2020 г. N 655-ст)
*(7) С изменениями, внесенными решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 884 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru, 15 декабря 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 247 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 5 декабря 2012 г.), от 25 декабря 2012 г. N 292 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 27 декабря 2012 г.), от 25 октября 2016 г. N 120 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 27 октября 2016 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 5 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
*(8) С изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 июня 2012 г. N 90 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза www.tsouz.ru, 26 июня 2012 г.), от 27 ноября 2012 г. N 239 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 3 декабря 2012 г.), от 10 июня 2014 г. N 90 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 19 июня 2014 г.), решением Совета Евразийской экономической комиссии от 28 апреля 2017 г. N 51 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 25 сентября 2017 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 декабря 2017 г. N 175 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 22 декабря 2017 г.), от 11 января 2022 г. N 3 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 14 января 2022 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 5 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
*(9) С изменениями, внесенными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 декабря 2012 г. N 276 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 14 декабря 2012 г.), решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2017 г. N 12 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 30 марта 2017 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 сентября 2017 г. N 124 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 28 сентября 2017 г.), от 17 декабря 2019 г. N 221 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 19 декабря 2019 г.), от 23 июня 2020 г. N 80 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 29 июня 2020 г.), от 11 января 2022 г. N 4 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 14 января 2022 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 5 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
*(10) С изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 декабря 2012 г. N 252 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru, 5 декабря 2012 г.), от 3 февраля 2015 г. N 8 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 4 февраля 2015 г.), от 29 июня 2021 г. N 77 (официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org, 2 июля 2021 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org,
11 июля 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
12 июля 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
*(5) Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org, 14 июня 2014 г.), ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
*(15) С изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 21 января 2019 года (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 года, регистрационный N 53776).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 13 февраля 2023 г.)
Опубликование:
-