Методические рекомендации Р 092-2022
"Особенности оснащения инженерно-техническими средствами охраны принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации объектов, на которых осуществляется культивирование наркосодержащих растений и представляющих собой открытые земельные участки значительной площади или строения, строительные конструкции которых сделаны из материалов, не позволяющих обеспечивать их взломостойкость (ударопрочность), а также объектов, расположенных в удаленных от населенных пунктов местностях, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"
(утв. ГУВО Росгвардии 2 ноября 2022 г.)
Перечень сокращений и обозначений
В настоящих методических рекомендация применяются следующие сокращения и обозначения:
ИТСО - инженерно-техническое средство охраны
ИТУ - инженерно-техническая укрепленность
ИЭПВР - источник электропитания вторичный с резервом
ОС - охранная сигнализация
ППКО - прибор приемно-контрольный охранный
ПЦО - пункт централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации
СОС - система охранной сигнализации
СОТ - система охранная телевизионная
СПИ - система передачи извещений
ТСО - техническое средство охраны
УОО - устройство оконечное объектовое
Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях применяются следующие термины с соответствующими им определениями:
видеокамера - техническое средство в составе системы охранной телевизионной, предназначенное для преобразования оптического изображения в телевизионные видеоданные (ГОСТ Р 51558-2014);
дополнительное ограждение - часть защитного ограждения, предназначенная для усиления защитных свойств основного ограждения и создания дополнительных препятствий нарушителю для проникновения на охраняемый объект через основное ограждение (ГОСТ Р 57278-2016);
инженерно-техническая укрепленность - совокупность прочностных характеристик и свойств конструктивных элементов зданий, помещений и ограждений охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению на охраняемый объект и другим преступным посягательствам (Р 078 - 2019);
основное ограждение - часть защитного ограждения, предназначенная для определения границы охраняемого объекта и выполняющая основную функцию по его защите (ГОСТ Р 57278-2016);
охраняемый объект - объект, охраняемый подразделениями охраны и оборудованный действующими техническими средствами охранной сигнализации (ГОСТ Р 57557-2017);
предупредительное ограждение - часть защитного ограждения, предназначенная для обозначения границ рубежа охраны и предотвращения появления в запретной зоне случайных лиц, животных и транспорта, вызывающих ложные срабатывания технических средств охраны (ГОСТ Р 57278-2016);
рубеж охранной сигнализации - совокупность зон обнаружения и средств инженерно-технической укрепленности, условно образующих границу, преодоление (попытка преодоления) которой должно приводить к формированию извещения о тревоге (ГОСТ Р 52551-2016);
система оповещения - комплекс средств оповещения, выполняющий функцию одновременного доведения до большого числа потребителей речевых сообщений, звуковых и/или световых сигналов (ГОСТ Р 52551-2016);
система охранная телевизионная - система видеонаблюдения, представляющая собой телевизионную систему замкнутого типа, предназначенную для противокриминальной защиты объекта (ГОСТ Р 51558-2014);
система охранной сигнализации - совокупность совместно действующих технических средств охраны (безопасности), предназначенных для обнаружения криминальных угроз, сбора, обработки, передачи и представления в заданном виде информации о состоянии охраняемого объекта или имущества (ГОСТ Р 52551-2016);
система передачи извещений - совокупность совместно действующих технических средств охраны, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункт централизованной охраны извещений о состоянии охраняемых объектов, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления (ГОСТ Р 56102.1-2014);
техническое средство охраны - конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции в составе системы, предназначенной для обеспечения охраны или безопасности объекта (ГОСТ Р 52551-2016);
шлейф сигнализации - электрическая цепь, линия связи, предназначенные для передачи извещений на средство сбора и обработки информации (ГОСТ Р 52551-2016).
Введение
В ходе подготовки методических рекомендаций была изучена практика применения Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации 1, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ 2, утвержденных приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. N 335/677, в части оснащения ИТСО объектов, на которых осуществляется культивирование наркосодержащих растений и представляющих собой открытые земельные участки значительной площади или строения, строительные конструкции которых сделаны из материалов, не позволяющих обеспечить их взломостойкость (ударопрочность), а также объектов, расположенных в удаленных от населенных пунктов местностях, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров.
Действующая редакция Требований подготовлена на основе приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 января 2018 г. N 1/5 "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности". Переработка положений данного приказа обусловлена внесением ряда изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Так, Федеральным законом от 3 июля 2019 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части совершенствования порядка культивирования наркосодержащих растений отменен запрет на культивирование наркосодержащих растений на территории Российской Федерации для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ.
В этой связи возникла необходимость нормативного регулирования требований к условиям культивирования наркосодержащих растений для производства, используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, предусмотренных статьей 10 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" 3, и дополнения Требований положениями, в части оснащения ИТСО объектов, на которых осуществляется деятельность, связанная с культивированием наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1708 "О внесении изменений в Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" введена 5-я категория для помещений, предназначенных для хранения месячного запаса наркотических и психотропных лекарственных препаратов обособленных подразделений медицинских организаций, производящих отпуск указанных лекарственных препаратов физическим лицам в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 3-ФЗ, в этой связи Требования дополнены положениями по оснащению ИТСО объектов, отнесенных к данной категории.
Подготовка методических рекомендаций обусловлена необходимостью разъяснения часто возникающих вопросов при организации охраны объектов, представляющих собой открытые земельные участки значительной площади или строения, строительные конструкции которых сделаны из материалов, не позволяющих обеспечивать их взломостойкость (ударопрочность) при организации охраны объектов, расположенных в удаленных от населенных пунктов местностях.
Использование методических рекомендаций подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации 4 будет способствовать повышению качества предоставляемых охранных услуг и, соответственно, усилению уровня защиты охраняемых объектов, а также выработке наиболее приемлемых вариантов оборудования рассматриваемых объектов ИТСО, позволяющих обеспечивать эффективность финансовых затрат и достаточность защиты охраняемых объектов.
1. Общие положения
Организация охраны объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, должна осуществляться с учетом законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих соответствующие общественные отношения.
Правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности установлены Федеральным законом N 3-ФЗ.
Статьей 10 данного законодательного акта определены требования к условиям осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирования наркосодержащих растений.
Следует отметить, что деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, подлежит лицензированию и осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. N 1007, лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В этой связи Росздравнадзором разработан и применяется Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений 5.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона N 3-ФЗ юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, при наличии документов, к которым, в том числе относится заключение органов внутренних дел Российской Федерации о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений ИТСО.
В этой связи Министерством внутренних дел Российской Федерации разработан и применяется Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны 6.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона N 3-ФЗ требования к оснащению ИТСО объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, а также требования к режиму охраны посевов наркосодержащих растений устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В целях реализации данной нормы изданы следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035 "О порядке установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений";
постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 г. N 274 "О порядке установления требований к режиму охраны посевов растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры";
приказ Росгвардии и МВД России от 15 сентября 2021 г. N 335/677 "Об утверждении Требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ" 7;
приказ Росгвардии от 16 февраля 2021 г. N 53 "Об утверждении требований к режиму охраны посевов растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры" 8.
К нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим прямое отношение к принимаемым под охрану объектам (помещениям) рассматриваемой сферы деятельности, также следует отнести Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 809 9. Вступившие в силу с 1 сентября 2022 года Правила в целом повторяют предыдущую редакцию, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1148.
Приказом Росгвардии и МВД России N 335/677 предусмотрено оснащение объектов (помещений) ИТСО дифференцировано, с учетом категорий, установленных Правилами.
В соответствии с Правилами помещения подразделяются на 5 категорий. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются требования к условиям хранения в них наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, предусматривающие, в том числе использование сейфов различных классов устойчивости к взлому, а также металлических шкафов.
Кроме того, Правилами определены субъекты охранной деятельности, привлекаемые к охране помещений в зависимости от установленной категории. Подразделения вневедомственной охраны и организация, подведомственная Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (ФГУП "Охрана" Росгвардии) осуществляют охрану объектов 1-4 категорий на договорной основе.
2. Организация охраны посевов наркосодержащих растений на открытых земельных участках значительной площади
Требования к режиму охраны посевов растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры 10, утвержденные приказом Росгвардии N 53, обязательны для применения государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, осуществляющими:
культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности;
культивирование наркосодержащих растений для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ;
подлежащее государственному контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации культивирование такого наркосодержащего растения, как опийный мак 11, в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ.
Следует отметить, что статьей 10.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. В соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.4 КоАП РФ, возложено на органы внутренних дел (полицию).
Кроме того, объекты, на которых осуществляется деятельность, связанная с культивированием наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, оборудуются элементами инженерно-технической укрепленности, включая элементы ограждения и технические средства охраны, установленными в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035, и как следствие, на них распространяются Требования, утвержденные приказом Росгвардии и МВД России N 335/677.
В свою очередь, на объекты, где осуществляется деятельность, связанная с культивированием опийного мака в промышленных целях, не связанная с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, положения указанных Требований не распространяются.
В этой связи, в целях исполнения Требований к режиму охраны объектов указанного вида культивирования рекомендуется уделять внимание мероприятиям, направленным на предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств в отношении посевов наркосодержащих растений.
Так, для оптимизации условий патрулирования рекомендуется предусмотреть грунтовую дорогу по периметру охраняемого объекта, а для оперативного реагирования на нарушения границ посевов, при отсутствии элементов ограждения, применять контрольно-следовую полосу (рисунок 1).
С целью своевременной координации действий нарядов и дежурных служб сотрудники охраны обеспечиваются средствами связи.
Для исключения непреднамеренного нарушения режима охраны границы посевов наркосодержащих растений рекомендуется обозначать предупреждающими и запрещающими знаками, информационными надписями, в том числе установленными ГОСТ 12.4.026-2015. Содержание, размер и места размещения знаков выбираются исходя из обеспечения их видимости, минимально необходимого расстояния для опознавания в любое время суток, характера ограничения или запрета (рисунок 2).
В рамках выполнения Требований, в том числе объектов, на которых осуществляется деятельность, связанная с культивированием опийного мака в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ - при наличии возможности, периметр земельного участка целесообразно оснастить средствами ИТУ. Для противодействия несанкционированному проникновению на территорию посевов на время, необходимое для выявления и пресечения противоправного деяния, следует обеспечить установку механического препятствия, затрудняющего совершение противоправного действия и предоставляющего дополнительное время для реагирования подразделениям охраны. Учитывая, что периметр таких участков может измеряться десятками километров, его эффективная защита возможна при сочетании средств ИТУ и ТСО, обеспечивающих наиболее раннее обнаружение попытки или факта преодоления периметра (рисунок 3).
Следует отметить, что в соответствии с приказом Росгвардии N 53 режим охраны посевов наркосодержащих растений выбирается с учетом характера угроз в зависимости от стадий развития наркосодержащих растений и наличия остатков их посевов, образующихся в процессе их культивирования. Учитывая сезонность созревания отдельных культур и непродолжительное наличие в них наркосодержащих веществ, охрана таких посевов также может иметь сезонный характер.
Так, например, необходимый срок обеспечения охраны посевов опийного мака зависит от продолжительности его вегетации и сроков созревания. Учитывая ограниченный период необходимости обеспечения охраны, в качестве основного ограждения могут применяться быстроразвертываемые конструкции.
В случае отсутствия возможности применения ТСО на охраняемом объекте противодействие несанкционированному доступу на охраняемую территорию рекомендуется обеспечивать увеличением высоты ограждения путем использования дополнительного ограждения (рисунок 4).
При установке основного ограждения целесообразно минимизировать количество изгибов и поворотов с целью наиболее благоприятных условий для функционирования периметровых средств обнаружения с линейными зонами обнаружения и создания оптимальных условий для визуального наблюдения посредством СОТ.
Следует учитывать, что земельные участки используются для сельскохозяйственных работ, поэтому рекомендуется выбирать сетчатое полотно ограждения, чтобы не создавать нежелательную тень для растений. Оцинкованное и покрытое полимерным материалом сетчатое полотно продлит срок службы такого ограждения.
По решению руководителя охраняемого объекта основное ограждение объекта может быть дооборудовано дополнительным и/или предупредительным ограждениями (рисунок 5).
Возможные к применению виды ограждения и порядок их применения отражены в ГОСТ Р 57278-2016 и методических рекомендациях Р 78.36.034-2013 "Мониторинг применения и сравнительный анализ испытаний различных видов периметрового ограждения (основного ограждения, дополнительного ограждения, предупредительного внешнего и внутреннего ограждения). Классификация".
В целях усиления защиты периметра охраняемого объекта рекомендуется использовать сочетание механического препятствия и ТСО, обеспечивающих в совокупности более раннее обнаружение попыток или фактов преодоления периметра. Для эффективной работы СОС с выводом извещений на внутренний пост охраны или ПЦО в ее состав целесообразно включение извещателей, обнаруживающих присутствие потенциального правонарушителя до механического воздействия с его стороны на ограждение, и позволяющих определять его место нахождения (рисунок 6).
Одновременно, для исключения затрат времени на реагирование подразделений охраны при получении извещения о тревоге с целью визуального подтверждения совершения противоправных действий на охраняемом объекте и, в частности, при большой протяженности периметра контролируемого СОС, средства обнаружения целесообразно дополнять СОТ, обеспечивающей возможность визуального контроля наиболее уязвимых для несанкционированного преодоления мест периметра (рисунок 7).
Оптимальным моментом обнаружения нарушителя периметровыми средствами обнаружения должна быть стадия преодоления ограждения, иначе, при более позднем обнаружении силы реагирования уже будут находиться в дефиците времени.
Различные физические принципы обнаружения для такого класса ТСО определяют возможность их выбора при реализации функций охраны с учетом фактически имеющихся ограничений (рельеф местности, влажность и др.) и выбора наиболее эффективной тактики охраны для каждого конкретного случая.
Применение извещателей с разными принципами обнаружения позволяет обеспечить охрану периметров различных конфигураций, из различных видов и материалов полотен ограждения, а также с учетом наиболее вероятного предполагаемого варианта преодоления ограждения периметра.
Для любого вида извещателей характерен ряд технических характеристик и эксплуатационных особенностей, определяющих надежность работы и достоверность обнаружения проникновения. Так, при проектировании СОС на открытой местности, следует учитывать:
физический принцип обнаружения воздействия;
тип обнаруживаемого воздействия при проникновении;
размеры зоны обнаружения проникновения (площадь, протяженность, высота);
диапазон обнаруживаемых скоростей перемещения;
точность локализации места проникновения;
наличие функции автоматической корректировки или возможности дистанционного управления параметрами средства обнаружения (изменение чувствительности, изменение зон обнаружения и др.);
помехозащищенность;
климатическое исполнение;
степень защиты внутренних элементов конструкции от воздействия внешних климатических и иных факторов (температура, влажность, атмосферные осадки, пыль и др.) обеспечиваемая оболочкой;
степень защиты от внешних механических воздействий, обеспечиваемая корпусом;
наличие защиты от доступа к элементам коммутации и управления, токоведущим элементам, от несанкционированного воздействия на конструктивные элементы, обеспечивающие обнаружение (маскирование), либо средств обнаружения указанных действий;
наличие защиты от несанкционированного изменения режимов работы и положения в пространстве элементов извещателя;
наличие, размер, геометрические характеристики и особенности формирования "мертвых" зон - участков пространства в зоне обнаружения, где вероятность обнаружения меньше заданной или обнаружение технически невозможно.
В зависимости от целевой задачи извещатели могут быть разделены на периметровые - обеспечивающие обнаружение проникновения через границу периметра вне помещений, и объектовые - обеспечивающие обнаружение нарушителя внутри помещений.
Следует учитывать ограничения технических средств обнаружения для периметра по устойчивости к помехам различного происхождения - порывам ветра, атмосферным осадкам, туману, росе, сейсмическим и виброакустическим помехам от транспортных средств и другим техногенным факторам.
Основной принцип классификации периметровых средств обнаружения ориентирован на физические принципы, положенные в основу обнаруживаемого воздействия: электромеханические, вибрационные (трибоэлектрические, оптоволоконные), емкостные, индуктивные, радиолокационные, проводноволновые, магнитометрические, сейсмические, оптико-электронные (активные и пассивные), волоконно-оптические.
Использование технических средств, основанных на каком-либо одном физическом принципе обнаружения, имеют ограниченную помехоустойчивость, что приведет к низкой достоверности обнаружения на объектах со сложной помеховой обстановкой. Каждое сформированное по ложному срабатыванию тревожное извещение приведет к необоснованным затратам времени на реагирование групп задержания.
Более эффективная защита ограждений периметров объектов от наиболее вероятных способов преодоления может быть обеспечена преимущественно при использовании нескольких типов извещателей, работающих на разных принципах обнаружения, либо извещателями, объединяющими несколько модулей с различными принципами обнаружения в одном корпусе - совмещенные или комбинированные.
Принципы работы и технические характеристики некоторых типов извещателей требуют организации зоны отторжения, исключающей воздействие внешних помеховых факторов - наличия деревьев (кустарников), способных создать помехи для средств ОС.
При проектировании СОС периметра объекта рекомендуется разделять основное ограждение, ворота и калитки на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их раздельными шлейфами сигнализации к УОО СПИ для более точного определения места срабатывания извещателя. Длина участков определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик ТСО, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности. Допускается использование адресных СОС с кольцевой структурой шлейфов сигнализации.
По решению руководителя объекта, осуществляющего культивирование наркосодержащих растений, на открытых земельных участках значительной площади основное ограждение объекта может быть дооборудовано дополнительным и предупредительным ограждениями.
Для обеспечения визуального контроля и видеодокументирования обстановки при охране посевов наркосодержащих растений, проверки поступающих сигналов тревоги, анализа причин и развития нештатных ситуаций, получения дополнительной визуальной информации для принятия оперативных решений охраняемые объекты оборудуются СОТ, которая позволяет в реальном времени осуществлять оценку оперативной обстановки путем визуального наблюдения происходящих событий в поле зрения камер и обеспечивать передачу видеоинформации по имеющимся в наличии каналам связи.
В зависимости от требуемых в каждом конкретном случае задач на СОТ может быть возложено выполнение следующих функций:
визуальный контроль объекта и прилегающей к нему территории;
передача визуальной информации о состоянии периметра, контролируемых зон при дистанционном контроле;
предоставление оператору видеоизображений с камер, расположенных в охраняемых и прилегающих к ним зонах, для оценки характера возможного нарушения, направления движения нарушителя с целью определения оптимальных мер силового или технического противодействия;
предоставление оператору дополнительной информации о состоянии наблюдаемой (охраняемой) зоны с целью исключения реагирования на ложные тревоги;
создание архива видеозаписей для возможности последующего воспроизведения и анализа;
визуальный контроль за действиями подразделений охраны и предоставление необходимой визуальной информации оператору для координации этих действий;
возможность автоматического вывода изображений с видеокамер по сигналам ТСО или видеодетекторов.
Видеокамеры СОТ рекомендуется устанавливать на мачты с внутренней стороны основного ограждения на отдельных опорах, кронштейнах, в том числе на дистанционно управляемых моторизованных поворотных сервоприводах.
Место, тип опоры для крепления, высота установки каждой видеокамеры, угол наклона ее оптической оси, тип объектива и фокусное расстояние определяются исходя из условия формирования необходимой зоны наблюдения.
При установке видеокамер СОТ по периметру охраняемого земельного участка рекомендуется предусмотреть применение гермо- или термокожухов с целью обеспечения необходимых температурного и влажностного режимов для устойчивой работы видеокамер.
При установке видеокамер СОТ в условиях воздействия встречного светового потока (солнечный свет, световые прожекторы, места проезда и стоянки автотранспорта и др.) целесообразно учитывать следующие особенности оснащения и размещения видеокамеры:
применение защитного козырька;
выбор оптимальной глубины установки видеокамеры внутри гермо- или термокожуха;
выбор оптимального ракурса для требуемой сцены видеокамеры;
выбор оптимального фокусного расстояния объектива;
наличие и диапазон автоматической регулировки усиления видеосигнала;
возможность изменения положения видеокамеры посредством дистанционно управляемого моторизованного поворотного сервопривода.
Одновременно, с целью уведомления окружающих о проводимой видеофиксации в пределах расположения охраняемого объекта рекомендуется разместить соответствующую информацию в виде информационных табличек.
При возможном наступлении условий низкой освещенности, недостаточной для обеспечения требуемых характеристик видеоизображения, получаемого от видеокамер, СОТ рекомендуется оборудовать техническими средствами подсветки в видимом и/или инфракрасном диапазоне излучения.
Для реализации дистанционного звукового и визуального контроля охраны посевов наркосодержащих растений на открытых земельных участках значительной площади целесообразна установка системы оповещения. Данная система обеспечивает информирование о возникновении криминальной угрозы на охраняемом объекте, а также о состоянии СОС в целом.
В зависимости от тактики работы на конкретном объекте система оповещения может включать в себя:
- УОО;
- ППКО;
- соединительные (информационные) проводные или радиоканальные линии связи;
- линии электропитания;
- исполнительные устройства - охранные световые, звуковые или комбинированные оповещатели.
В зависимости от характера формируемого сигнала охранные оповещатели подразделяют на:
- световой - выдающий световые сигналы, характер которых сопоставляется с режимом работы системы охранной сигнализации на охраняемом объекте;
- звуковой - выдающий звуковые сигналы, свидетельствующие о возникновении нештатной ситуации на охраняемом объекте;
- комбинированный - сочетающий в едином корпусе световой и звуковой оповещатели.
Кроме индикации состояния (режима) СОС, установленной на охраняемом объекте, охранные оповещатели при работе обеспечивают оказание психологического воздействия на нарушителя и возможность привлечения внимания на значительном удалении от охраняемого объекта, что при правильно выбранной тактике работы и конкретных типов технических средств данного типа может способствовать эффективному контролю состояния объекта, расположенного на открытой местности.
При совместной работе с УОО или ППКО охранные оповещатели выдают сигналы, характер которых может быть задан в зависимости от текущего состояния УОО или ППКО - "Норма" или "Тревога".
Функциональные требования, определяемые для звуковых оповещателей, рекомендуется выбирать с учетом следующих требований:
- информативность - количество видов раздельно выдаваемых сигналов;
- уровень звукового давления - усредненный эквивалент громкости звучания оповещателя (измеряется на расстоянии от звукового оповещателя с помощью шумомера с частотной характеристикой первой модификации по ГОСТ Р 8.568-2017);
- полоса частот излучаемых звуковых сигналов;
- наличие модуляции звукового сигнала по амплитуде или частоте;
- продолжительность непрерывной работы;
- контрастность восприятия световой информации при нормированных условиях (для световых оповещателей).
По характеру формируемого сигнала оповещатели, входящие в состав системы оповещения, могут быть световыми, звуковыми и комбинированными.
Классификация оповещателей предполагает разделение по характеру формируемых сигналов, наличию встроенного источника резервного электропитания, условиям применения в соответствии с ГОСТ Р 54126-2010.
Звуковые оповещатели предназначены для воспроизведения звуковых сигналов при несанкционированном проникновении на охраняемый объект и оказания психологического воздействия на нарушителя, заключающегося в привлечении стороннего внимания к действиям на охраняемом объекте и открытой трансляции информации о несанкционированном характере этих действий.
Световые оповещатели предназначены для воспроизведения световых сигналов о состоянии охраняемого объекта, оповещения о несанкционированном проникновении на охраняемый объект и индикации режимов работы СОС.
При выборе световых оповещателей рекомендуется выбирать оповещатели, обеспечивающие контрастное восприятие световой информации при освещенности в диапазоне от 1 до 500 лк и рассчитанные на непрерывную круглосуточную работу.
Звуковые оповещатели, предназначенные для установки на открытом воздухе, рекомендуется выбирать с частотой сигнала в полосе 200-1000 Гц.
Комбинированные оповещатели обеспечивают соответственно совмещение функций светового и звукового оповещателей.
При выборе конкретного типа оповещателя рекомендуется обращать внимание на имеющиеся условные обозначения на приборе. Так, цифра в условном обозначении оповещателя указывает на условия его применения в соответствии с ГОСТ Р 54126-2010:
1 - для отапливаемых помещений;
2 - для неотапливаемых помещений (в том числе под навесом);
3 - для размещения на открытом воздухе.
3. Организация охраны объектов, расположенных в удаленных от населенных пунктов местностях
В соответствии с пунктом 22 Правил подразделения вневедомственной охраны или организация, подведомственная Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, привлекаются к охране помещений, отнесенных к 1-й и 2-й категориям.
При этом пунктом 24 Правил предусмотрено, что в случае отсутствия в населенных пунктах или удаленных от населенных пунктов местностях подразделений вневедомственной охраны или организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, либо ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, в сфере ведения которых находятся указанные помещения, допускается осуществление охраны помещений, относящихся ко 2-й категории, путем привлечения юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, с правом оказания услуг по охране объектов путем принятия соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию ТСО, установленных на охраняемых объектах.
Принимая во внимание удаленность охраняемого помещения и время, необходимое для прибытия сил охранной организации по сигналу "тревога", при организации охраны рекомендуется применять средства ИТУ, обеспечивающие противодействие несанкционированному проникновению на охраняемый объект или иному механическому воздействию на его конструктивные элементы на период, необходимый для его выявления и пресечения.
Оснащение ИТСО охраняемых объектов должно производиться в соответствии с нормами, указанными в таблицах 1.1 и 1.2 приложения N 1 к Требованиям.
При организации централизованной охраны помещений для хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в удаленных от населенных пунктов местностях проводится обследование и при отсутствии обстоятельств, препятствующих обеспечению охраны, вносится предложение о заключении договора на охрану 12.
Также должностным лицам подразделения вневедомственной охраны рекомендуется принимать во внимание мероприятия, предусмотренные Методическими рекомендациями Р 063-2022 "Обследование объектов, охраняемых или принимаемых под охрану подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации".
При проведении обследования объекта, принимаемого под охрану, рекомендуется обращать особое внимание на его удаленность от мест дислокации подразделения вневедомственной охраны или организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, возможность организации устойчивой передачи тревожных и служебных извещений с объекта, наличие автомобильных дорог и другие факторы, влияющие на своевременное реагирование нарядов охраны на сигналы "тревога", поступающие с данного объекта.
Принимая решение о приеме объекта под централизованную охрану, наиболее целесообразно учитывать время прибытия нарядов подразделений вневедомственной охраны по сигналу "тревога".
В случае значительного времени прибытия нарядов подразделений вневедомственной охраны по сигналу "тревога" охрану рекомендуется организовать путем непосредственного выставления поста (патруля) охраны на объекте, что в соответствии с Требованиями может быть реализовано по решению руководителя объекта.
В данном случае СОС целесообразно выводить, помимо ПЦО, дополнительно на пост охраны на объекте в целях реагирования на сигналы "тревога" и оказания противодействия нарушителям до прибытия наряда подразделений вневедомственной охраны по сигналу "тревога".
Одновременно, в рамках организации охраны объектов, расположенных на значительном удалении от населенных пунктов, рекомендуется информировать заказчика о преимуществах оснащения объекта системой оповещения, включающей возможность оперативного информирования персонала объекта о совершении несанкционированных действий и исключении фактора проникновения нарушителя. Воспроизведение звуковым оповещателем звуковых сигналов высокой громкости, при формировании СОС тревожного извещения, создает условия для привлечения внимания к охраняемому объекту. Это лишает нарушителя возможности прогнозирования результатов совершения несанкционированных действий, что является весомой причиной для отказа от их завершения. Классификация и состав системы оповещения рассмотрен во втором разделе настоящих методических рекомендаций.
4. Организация охраны объектов, строительные конструкции которых сделаны из материалов, не позволяющих обеспечивать их взломостойкость (ударопрочность), а также помещений, отнесенных к 5-й категории
При организации охраны объектов, строительные конструкции которых сделаны из материалов, не позволяющих обеспечивать их взломостойкость (ударопрочность), рекомендуется руководствоваться пунктом 4 Требований.
Одновременно следует отметить, что в соответствии с пунктом 21 Правил в целях обеспечения сохранности наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров помещения подлежат охране за исключением отнесенных к 5-й категории.
Кроме того, на помещения 5-й категории не распространяются нормы пункта 25 Правил, в соответствии с которыми ИТУ, виды ТСО и класс устойчивости сейфов к взлому определяются при заключении договора с охранной организацией.
Пунктом 9 Правил определено, что к 5-й категории относятся предназначенные для хранения месячного запаса наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов помещения обособленных подразделений медицинских организаций, производящих отпуск указанных лекарственных препаратов физическим лицам в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 3-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 указанного Федерального закона под данное определение попадают аптечные организации либо медицинские организации или обособленные подразделения медицинских организаций, расположенные в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации, при наличии у аптечных организаций, медицинских организаций, их обособленных подразделений лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Перечень указанных организаций устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На объекты, имеющие помещения, отнесенные к 5-й категории, распространяется действие Требований по оснащению ИТСО в соответствии с таблицами 1.1 и 1.2 приложения N 1 к Требованиям.
Для объектов, имеющих помещения 5-й категории большинство позиций таблицы 1.1, содержащей требования по оснащению ограждающими конструкциями и элементами ИТУ, а также таблицы 1.2, содержащей требования к минимально необходимому составу ТСО, применяются по решению руководителя данного объекта. В связи с этим, объекты, имеющие помещения 5-й категории, могут представлять собой здания, строения, сооружения, включающие в себя отдельные конструктивные элементы строительных, дверных и оконных конструкций, не предусмотренных Требованиями. Вместе с тем, пунктом 4 Требований предусмотрено, что данные конструктивные элементы не должны являться частью периметра и выходить за его пределы. Кроме того, для таких объектов предусмотрено оборудование ограждением и воротами 1 - 2 класса защиты.
На объектах, осуществляющих культивирование наркосодержащих растений в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, а также помещениях, отнесенных к 5-й категории, допускается использование отдельных конструктивных элементов строительных, дверных и оконных конструкций, а также запирающих устройств, не предусмотренных Требованиями, при условии их нахождения на территории, периметр которой оснащен ИТСО в соответствии с Требованиями.
В этой связи, при организации охраны объектов, имеющих помещения 5-й категории, а также строительные конструкции которых сделаны из материалов, не позволяющих обеспечивать их взломостойкость (ударопрочность), рекомендуется предусмотреть оптимальное соотношение ИТУ объекта с ТСО. Это означает, что ТСО должны оперативно передать сигнал "Тревога", а ИТУ охраняемого объекта задержать правонарушителя на время, необходимое для прибытия подразделений вневедомственной охраны.
Так, эффективная охрана указанных выше объектов может быть организована несколькими рубежами СОС, на каждом из которых производится блокировка отдельных контролируемых зон и предметов. Блокировка в данном случае заключается в контроле изменения состояния охраняемой зоны, а также иного воздействия при помощи технических средств обнаружения проникновения - извещателей и формировании извещения о тревоге при обнаружении такого воздействия.
Наиболее надежным вариантом представляется следующая схема оснащения охраняемого объекта.
Первым рубежом ОС, в зависимости от вида предполагаемых угроз объекту, блокируют периметр территории, на которой он расположен.
Вторым рубежом ОС, в зависимости от вида предполагаемых угроз объекту, блокируют периметр зданий или сооружений:
входные двери, погрузочно-разгрузочные люки - на "открывание" и "разрушение" ("пролом");
остекленные конструкции - на "открывание" и "разрушение" ("разбитие") стекла;
вентиляционные короба, дымоходы, места ввода/вывода коммуникаций сечением более 200x200 мм - на "разрушение" ("пролом").
Извещатели, блокирующие входные двери и неоткрываемые окна помещений, следует включать в разные шлейфы сигнализации с целью возможности их раздельной постановки под охрану. Извещатели, блокирующие входные двери и открываемые окна, допускается включать в один шлейф сигнализации.
С целью обеспечения возможности определения места и характера воздействия, вызвавшего формирование тревожного извещения, при организации охраны рекомендуется отдавать предпочтение адресным средствам ОС.
В соответствии с пунктом 14 Требований, а также для наиболее эффективного реагирования на поступающие сигналы объекты, имеющие помещения 5-й категории, оборудуются охранной сигнализацией, включенной в подсистему мониторинга системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", предназначенную для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах. При отсутствии такой возможности устанавливается автономная сигнализация, обеспечивающая светозвуковое оповещение при ее срабатывании.
Подключение ОС к системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" позволит оперативно обеспечить оповещение дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, расположенных на территории муниципального образования, в том числе правоохранительных органов, для принятия соответствующих мер реагирования.
5. Электропитание
Параметры и стабильность электропитания ТСО, используемых для организации централизованной охраны рассматриваемых в методических рекомендациях объектов, является одним из основных факторов, определяющих надежность работы СОС и эффективность охраны в целом. Учитывая, что в состав СОС могут входить ТСО, электропитание которых осуществляется от источников с различным родом тока и величиной напряжения, при организации электропитания следует учитывать особенности и ограничения, характерные для каждого случая.
В общем случае электропитание ТСО может осуществляться от:
электрической сети - распределительной электрической сети по ГОСТ 32144-2013 трехфазного напряжения четырехпроводной или трехпроводной с фазным номинальным напряжением 230 В, частотой 50 Гц по ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009);
источников электропитания вторичных (в том числе с резервом или бесперебойных), преобразующих энергию электросети в энергию с необходимыми для электропитания ТСО параметрами;
автономных источников электропитания;
перезаряжаемых аккумуляторов и аккумуляторных батарей;
инверторов, преобразующих электроэнергию, накопленную в аккумуляторных батареях;
дизель-генераторная (бензо-генераторная) установка;
установок на основе возобновляемых источников энергии;
шлейфа сигнализации;
специализированных выходных цепей других ТСО.
Электропитание отдельных ТСО допускается осуществлять от других источников электропитания, требования к которым устанавливаются в нормативных документах на конкретные типы технических средств.
Учитывая необходимость непрерывного круглосуточного электропитания ТСО, наиболее применимым источником является электрическая сеть. В то же время, при выборе конкретных ТСО, питание которых осуществляется от электросети, следует учитывать неблагоприятные факторы, отрицательно влияющие на процессы передачи энергии в линиях электропередач и, как следствие, параметры напряжения (снижение напряжения из-за большой протяженности линий, изменения значения напряжения при изменении нагрузки потребления, и др.) и отдавать предпочтение ТСО, обеспечивающим устойчивую работу в широком диапазоне питающих напряжений электросети, сохраняющим работоспособность при резких изменениях напряжения, имеющих в своем составе устройства, обеспечивающие защиту внутренней электрической схемы от повышенного напряжения на входе, а также обращать внимание на минимально возможное время технической готовности на случай, если возникнут условия, при которых произойдет отключение ТСО. Аналогичные ограничения также следует учитывать при выборе источников электропитания вторичных, вторичных с резервом и вторичных бесперебойных, обеспечивающих электропитание ТСО при нарушениях работы электросети. Допустимый диапазон входных напряжений для источников электропитания вторичных в соответствии с ГОСТ Р 53560-2009 составляет от 184 до 253 В.
При организации электропитания ТСО от источников электропитания вторичных требуется учитывать необходимость резервирования и обеспечения бесперебойного электропитания для устройств в составе СОС. Источники электропитания вторичные с резервом применяются для электропитания ТСО напряжением 12 и/или 24 В, и обеспечивают электропитание ТСО от аккумуляторных батарей при непродолжительном отключении напряжения электросети. Источники электропитания вторичные бесперебойные обеспечивают электропитание ТСО напряжением, аналогичным по характеристикам напряжению электросети, и обеспечивают электропитание ТСО при непродолжительном отключении напряжения электросети от аккумуляторной батареи через встроенный повышающий преобразователь. Для обеспечения возможности резервирования и бесперебойного электропитания применяются аккумуляторные батареи, встраиваемые внутрь корпусов источников, или размещаемые отдельно и дополнительно подключаемые к ним.
При организации электропитания периметра охраняемых земельных участков возникает необходимость применения проводных линий электропитания значительной протяженности, особенно при электропитании напряжением 12 и 24 В, что требует применения компенсационных мер, исключающих нарушение электропитания ТСО в силу технических особенностей работы отдельных устройств, например, снижение напряжения из-за повышения нагрузки, вызванного включением технических средств светового и/или звукового оповещения (оповещателей), дополнительной подсветки видеокамер в составе СОТ, моторизованных сервоприводов и др.
Для исключения нарушений в работе ТСО целесообразно минимизировать количество протяженных низковольтных проводных линий. При отсутствии возможности обеспечения указанных условий рекомендуется применять проводные линий, сечение токоведущих проводников которых может обеспечить минимальное падение напряжения и будет учитывать максимально возможную единовременную нагрузку. При выборе источников электропитания вторичных с целью компенсации падения напряжения на проводных линиях следует отдавать предпочтение моделям, имеющим возможность подстройки выходного напряжения либо имеющим встроенные цепи автоматического регулирования значения напряжения на вводах потребителей за счет линий обратной связи.
С целью своевременного обнаружения попыток нарушения работы ТСО посредством воздействия на устройства и проводные линии, обеспечивающие их электропитание, при выборе источников электропитания следует уделять внимание возможности формирования извещений при попытках вскрытия корпуса и отключения входного напряжения.
Отсутствие в ряде случаев возможности оперативного восстановления электропитания ТСО при его нарушении на объектах, расположенных в удаленных от населенных пунктов местностях, обуславливает необходимость детального анализа возможных ситуаций на объектах, способных привести к нарушению электропитания ТСО и выбора соответствующих упреждающих мер, включающих определение состава СОС, условий эксплуатации устройств в составе систем электроснабжения и ТСО, расчет времени сохранения работоспособности при отключении напряжения электросети, и иных факторов, индивидуальных для каждого случая. При этом предпочтительным значением времени работы СОС в режиме отключения напряжения электрической сети и электропитания ТСО от аккумуляторных батарей является не менее 24 ч - в дежурном режиме, и не менее 2 ч - в режиме тревоги.
При длительных отключениях напряжения электрической сети целесообразно обеспечить техническую возможность перехода (перевода) СОС на электропитание от автономных источников электропитания.
Автономные источники электропитания позволяют обеспечить функционирование СОС на охраняемом объекте при отсутствии возможности подведения централизованного электроснабжения от электрической сети. В этом случае, в зависимости от вида выбранного источника электропитания целесообразно обеспечить необходимый запас вырабатываемой мощности и защиту от внешних воздействующих факторов.
Для исключения беспрепятственного воздействия на линии электропитания ТСО рекомендуется предусмотреть ряд мер, направленных на предупреждение выхода из строя линий в результате воздействия внешних факторов либо преднамеренного нарушения их работоспособности.
Проводные линии электропитания периметровых ТСО рекомендуется прокладывать в траншее, подземном коллекторе или открыто по внутренней стороне ограждения (стене здания) бронированными кабелями либо в стальных трубах. При отсутствии стационарных конструкций для крепления кабелей возможно их подвешивание на тросе на высоте не менее 3 м или на отдельных участках при условии защиты кабеля от механических повреждений - не менее 2,5 м. Соединительные или распределительные коробки рекомендуется устанавливать в охраняемых зонах (помещениях).
6. Перечень использованных источников
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1035 "О порядке установления требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 934 "Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры";
постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 101 "Об установлении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования для производства используемых в медицинских целях и (или) ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ, для культивирования в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, а также требований к сортам и условиям их культивирования";
постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 г. N 274 "О порядке установления требований к режиму охраны посевов растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоров";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. N 1871 "Об утверждении Правил распределения, реализации и отпуска наркотических средств и психотропных веществ, а также реализации отпуска их прекурсоров и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 809 "О хранении наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров";
постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. N 1007 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств и, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодерожащих растений";
приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 669 "Об утверждении Правил охраны имущества физических и юридических лиц по договорам войсками национальной гвардии Российской Федерации";
приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 16 февраля 2021 г. N 53 "Об утверждении требований к режиму охраны посевов растений, содержащих наркосодержащие вещества или психотропные вещества либо их прекурсоры";
приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. N 335/677 "Об утверждении требований к оснащению инженерно-техническими средствами охраны объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ";
приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 495 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности, для производства используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ";
приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок";
ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) Напряжения стандартные;
ГОСТ 32144-2013 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества эклектической энергии в системах электроснабжения общего назначения;
ГОСТ 32321-2013 Извещатели охранные поверхностные ударно-контактные для блокировки остекленных конструкций в закрытых помещениях. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ 34025-2016 Извещатели охранные поверхностные звуковые для блокировки остекленных конструкций помещений. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 52434-2005 (МЭК 60839-2-3:1987) Извещатели охранные оптико-электронные активные. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 52651-2006 Извещатели охранные линейные радиоволновые для периметров. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 52933-2008 Извещатели охранные поверхностные ёмкостные для помещений. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 53560-2009 Системы тревожной сигнализации. Источники электропитания. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний;
ГОСТ Р 53702-2009 Извещатели охранные поверхностные вибрационные для блокировки строительных конструкций закрытых помещений и сейфов. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 54126-2010 Оповещали охранные. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 54832-2011 Извещатели охранные точечные магнитоконтактные. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 50659-2012 Извещатели радиоволновые доплеровские для закрытых помещений и открытых площадок. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 50777-2014 Извещатели пассивные оптико-электронные инфракрасные для закрытых помещений и открытых площадок. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 51558-2014 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний;
ГОСТ Р 52435-2015 Технические средства охранной сигнализации. Классификация. Общие технические требования и методы испытаний;
ГОСТ Р 57278-2016 Ограждения защитные. Классификация. Общие положения;
методические рекомендации РМ 78.36.003-2013 "Обзор и сравнительный анализ видов защитных ограждений и противотаранных заграждений";
методические рекомендации Р 78.36.034-2013 "Мониторинг применения и сравнительный анализ испытаний различных видов периметрового ограждения (основного ограждения, дополнительного ограждения, предупредительного внешнего и внутреннего ограждения). Классификация";
методическое пособие Р 78.36.036-2013 "По выбору и применению пассивных оптико-электронных инфракрасных извещателей";
методические рекомендации Р 78.36.044-2014 "Выбор и применение охранных поверхностных звуковых извещателей для блокировки остекленных конструкций закрытых помещений";
методические рекомендации Р 78.36.050-2015 "Выбор и применение активных оптико-электронных извещателей для блокировки внутренних и внешних периметров, дверей, окон, витрин и подступов к отдельным предметам";
методические рекомендации Р 064-2017 "Выбор и применение технических средств и систем контроля и управления доступом";
методические рекомендации Р 068-2017 "Рекомендации по использованию технических средств обнаружения, основанных на различных физических принципах, для охраны огражденных территорий и открытых площадок";
методические рекомендации Р 069-2017 "Рекомендации по выбору и применению средств обнаружения проникновения в зависимости от степени важности и опасности охраняемых объектов";
методические рекомендации Р 078-2019 "Инженерно-техническая укрепленность и оснащение техническими средствами охраны объектов и мест проживания и хранения имущества граждан, принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации";
методические рекомендации Р 063-2022 "Обследование объектов, охраняемых или принимаемых под охрану подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации".
-----------------------------
1 Далее - "Список I"
2 Далее - "Требования".
3 Далее - "Федеральный закон N 3-ФЗ"
4 Далее - "подразделениями вневедомственной охраны".
5Приказ Росздравнадзора от 23 ноября 2020 г. N 10949.
6Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 июля 2017 г. N 495.
7 Далее - "приказ Росгвардии и МВД России N 335/677".
8 Далее - "приказ Росгвардии N 53".
9 Далее - "Правила"
10 Далее - "Требования к режиму охраны".
11 Далее - "опийный мак".
12Приказ Росгвардии от 28 декабря 2018 г. N 667 "Об утверждении Правил охраны имущества физических и юридических лиц по договорам войсками национальной гвардии Российской Федерации".
-----------------------------
Начальник |
А.В. Грищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации Р 092-2022 "Особенности оснащения инженерно-техническими средствами охраны принимаемых под централизованную охрану подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации объектов, на которых осуществляется культивирование наркосодержащих растений и представляющих собой открытые земельные участки значительной площади или строения, строительные конструкции которых сделаны из материалов, не позволяющих обеспечивать их взломостойкость (ударопрочность), а также объектов, расположенных в удаленных от населенных пунктов местностях, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (утв. ГУВО Росгвардии 2 ноября 2022 г.)
Опубликование:
издание Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Москва 2022 г.