(Руководитель Федеральной службы по труду и занятости Ю.В. Герций)
1. Общие положения.
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации по Федеральной службе по труду и занятости (далее - Роструд) по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (с изменениями) (далее - Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ) и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями) и стандартом финансового контроля СФК 203 "Последующий контроль исполнения федерального бюджета".
Заключение подготовлено на основании контрольного мероприятия, проведенного Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), акт проверяемой стороной подписан без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность главного администратора средств федерального бюджета об исполнении федерального бюджета за 2011 год (далее - бюджетная отчетность) представлена Рострудом в Счетную палату 28 марта 2012 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ. Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов для органов государственной власти (государственных органов) и Инструкций по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
1.3. Роструд образован в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Положение о Федеральной службе по труду и занятости утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324.
Роструд находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития России).
По состоянию на 1 января 2012 года в организационную структуру Роструда входило 82 территориальных органа по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в субъектах Российской Федерации (государственные инспекции труда) (далее - ГИТ, территориальные органы Роструда).
В ведомственном подчинении Роструда в проверяемом периоде федеральных государственных учреждений не имелось.
2. Доходы, расходы и источники финансирования дефицита федерального бюджета, установленные Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ, прогнозом поступлений доходов в федеральный бюджет и бюджетной росписью по Роструду, и их исполнение по бюджетной отчетности Роструда и результатам проведенной Счетной палатой проверки.
2.1. Доходы федерального бюджета, администрируемые главным администратором, администратором доходов бюджета.
2.1.1. В соответствии с приложением 6 (Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета) к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Роструд является главным администратором доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации 150 1 16 19000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства".
Приказом Роструда от 31 декабря 2010 г. N 520 "О реализации полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной службы по труду и занятости" определены иные доходы федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться главным администратором доходов по следующим кодам бюджетной классификации: 150 1 11 02012 01 0000 120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда Российской Федерации и Фонда национального благосостояния"; 150 1 13 03010 01 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета" в части возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в результате финансово-хозяйственной деятельности, а также возврат в доход федерального бюджета сумм компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС"; 150 1 16 23010 01 0000 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета"; 150 1 16 90010 01 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет"; 150 1 17 05010 01 0000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета"; 150 2 18 01010 01 0000 151 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации".
2.1.2. Изменения в прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет в 2011 году по доходам, закрепленным за Рострудом, вносились по фактическому исполнению.
2.1.3. Минфином России доведен Роструду уточненный прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет на 2011 год в сумме 6 463 098,0 тыс. рублей, доходы федерального бюджета составили 6 652 834,9 тыс. рублей или 102,9 % к уточенному прогнозу, в том числе:
по коду 150 1 11 02012 01 0000 120 "Доходы по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния" - 0,7 тыс. рублей (70,0 % к уточненному прогнозу);
по коду 150 1 13 03010 01 0000 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета" - 2 187,6 тыс. рублей (111,6 %);
по коду 150 1 16 19000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства" - 542 197,2 тыс. рублей (120,2 %);
по коду 150 2 18 01010 01 0000 151 "Доходы федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации" - 6 108 419,7 тыс. рублей (101,6 %).
В связи с непостоянным характером поступлений доходов по кодам бюджетной классификации 150 1 16 23010 01 0000 140 "Доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета" (доходы федерального бюджета составили 5,2 тыс. рублей), 150 1 16 32000 01 0000 140 "Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части федерального бюджета)" (6,1 тыс. рублей), 150 1 16 90010 01 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба" (4,7 тыс. рублей); 150 1 17 05 010 01 0000 180 "Прочие неналоговые доходы федерального бюджета" (13,7 тыс. рублей) в уточненном прогнозе поступлений доходов в федеральный бюджет на 2011 год указанные виды доходов не прогнозировались.
Анализ результатов надзорно-контрольной деятельности Роструда за 2011 год свидетельствует, что количество нарушений трудовых прав работников увеличилось. В 2011 году рассмотрено 267,0 тыс. жалоб граждан (2010 год - 220,5 тыс. жалоб), по ним было проведено более 103,5 тыс. внеплановых проверок.
В 2011 году государственными инспекторами труда проведено 155 866 проверок или на 27 569 проверок меньше, чем в 2010 году (183 435 проверок).
Следует отметить значительное снижение количества проверок по охране труда с 89 051 в 2010 году до 69 516 проверок в 2011 году (на 21,9 %), при этом ситуация в стране в этой области все же имеет положительную динамику. Так за отчетный период в организациях и предприятиях Российской Федерации произошло 10 190 несчастных случаев (2010 год - 10 986), групповых 866 случаев (1 085), тяжелых 6 915 случаев (7 377), со смертельным исходом 2 409 случаев (2 524). Количество пострадавших со смертельным исходом составило 3 063 (3 244).
За отчетный год выявлено 846 242 нарушения законодательства о труде и охране труда (за 2010 год - 992 413 нарушений). За допущенные нарушения законодательства о труде и охране труда наложено 110 167 административных штрафов на граждан, должностных и юридических лиц (в 2010 году - 113 770 административных штрафов) на общую сумму 583 996,3 тыс. рублей (538 528,1 тыс. рублей). Средняя сумма штрафа за одно нарушение составила 5,3 тыс. рублей (4,7 тыс. рублей).
В 2011 году в федеральный бюджет поступили денежные взыскания (штрафы) за нарушение трудового законодательства в общей сумме 542 197,2 тыс. рублей, в том числе от территориальных органов Роструда - 541 102,7 тыс. рублей.
Из проведенного анализа деятельности государственных инспекций труда следует, что Рострудом не в полной мере выполнено постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1171 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в части принятия мер по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сокращению задолженности по их уплате. Остаток дебиторской задолженности по начисленным штрафам по состоянию на 1 января 2011 года составлял 179 010,3 тыс. рублей, начислено доходов - 603 945,9 тыс. рублей, поступило в федеральный бюджет 541 102,7 тыс. рублей, отменены по решению судебных органов наложенные штрафные санкции в сумме 7 006,0 тыс. рублей, списано с бюджетного учета, как невозможное к взысканию - 28 124,1 тыс. рублей. По состоянию на 31 декабря 2011 года дебиторская задолженность по начисленным штрафам составила 188 660,8 тыс. рублей.
Причинами образования указанной дебиторской задолженности явилось банкротство предприятий, уклонение от их уплаты и т.п.
Сумма исполнения доходов федерального бюджета за 2011 год, отраженная в бюджетной отчетности Роструда и сформированная по данным его территориальных органов, соответствует данным Федерального казначейства и корреспондирует с данными аналитического учета.
Нарушений установленного норматива при зачислении полученных доходов в федеральный бюджет не выявлено.
2.1.4. Неиспользованным резервом поступлений в федеральный бюджет в 2011 году являлось снижение дебиторской задолженности в части доходов федерального бюджета. Остаток дебиторской задолженности по начисленным штрафам на 31 декабря 2011 года составил 188 660,8 тыс. рублей и по сравнению с 2010 годом увеличился на 9 650,5 тыс. рублей (179 010,3 тыс. рублей).
2.1.5. Бюджетная отчетность по доходам Рострудом составлена согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н (далее - Инструкция N 191н).
2.2. Расходы федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета.
2.2.1. Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ (с изменениями) бюджетные ассигнования утверждены в сумме 104 467 243,3 тыс. рублей по следующим разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации: 01 "Общегосударственные вопросы" - 694,2 тыс. рублей; 04 "Национальная экономика" - 76 574 875,3 тыс. рублей; 10 "Социальная политика" - 9 998 073,8 тыс. рублей; 14 "Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" - 17 893 600,0 тыс. рублей.
2.2.2. Анализ изменений, внесенных в Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ федеральными законами от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ и от 6 ноября 2011 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" показал, что расходы Роструда уменьшены на общую сумму 12 934 419,2 тыс. рублей, или на 11,0 % от первоначально утвержденного в бюджете показателя, и составили 104 467 243,3 тыс. рублей, в том числе:
увеличены по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на сумму 2 518,6 тыс. рублей, или на 0,003 % от первоначально утвержденного в бюджете показателя;
уменьшены по подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" на сумму 37,8 тыс. рублей, или на 5,2 %, по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на 2 998 000,0 тыс. рублей, или на 3,8 % и по подразделу 1403 "Прочие межбюджетные трансферты общего характера" на 9 938 900,0 тыс. рублей, или на 35,7 процента.
2.2.3. В течение 2011 года в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета по Роструду (далее - сводная бюджетная роспись) внесено 8 изменений на общую сумму 12 927 965,5 тыс. рублей, которые отражены в справках об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств, оформленных в установленном порядке. Сумма внесенных отрицательных изменений составила 12 936 937,8 тыс. рублей, положительных изменений - 8 972,3 тыс. рублей. В 2011 году произведено 5 положительных изменений сводной бюджетной росписи.
Рострудом письменные предложения об изменении сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета с приложением соответствующих справок, предварительно зарегистрированных в Федеральном казначействе, представлялись в Минфин России своевременно. При этом справки об изменениях сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств оформлялись по следующим кодам видов изменений:
(код 011) - в связи с принятием Федерального закона от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ увеличены расходы на общую сумму 2 480,8 тыс. рублей, в том числе: уменьшены расходы по подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" на сумму 37,8 тыс. рублей и увеличены по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на общую сумму 2 518,6 тыс. рублей;
(код 013) - в связи с принятием Федерального закона от 6 ноября 2011 г. N 302-ФЗ уменьшены расходы на общую сумму 12 936 900,0 тыс. рублей, в том числе: уменьшены по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на сумму 2 998 000,0 тыс. рублей и по подразделу 1403 "Прочие межбюджетные трансферты общего характера" на сумму 9 938 900,0 тыс. рублей;
(код 030) - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 242-р "О государственном заказе на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих на 2011 год" Минздравсоцразвития России на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. N 284 "О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих" в целях финансового обеспечения государственных контрактов на профессиональное обучение федеральных гражданских служащих по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" переданы бюджетные ассигнования в сумме 4 279,0 тыс. рублей;
(код 082) - в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2011 г. N 2344-р "О передаче бюджетных ассигнований федеральным органам исполнительной власти на оплату труда работников, участвующих в проведении административной реформы" в 2011 году, сверх установленного фонда оплаты труда, Роструду - победителю конкурсного отбора, проведенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 370 "Об оказании поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2011 году", увеличены расходы (за счет резервированных Минэкономразвития России бюджетных ассигнований) по подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" на сумму 2 174,7 тыс. рублей на реализацию мероприятий по административной реформе.
Таким образом, общие показатели сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета после внесения всех изменений уменьшены на общую сумму 12 927 965,5 тыс. рублей и составили 104 473 697,0 тыс. рублей, в том числе по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по подразделам:
0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" - 694,2 тыс. рублей;
0401 "Общеэкономические вопросы" - 76 577 050,0 тыс. рублей;
0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" - 4 279,0 тыс. рублей;
1003 "Социальное обеспечение населения" - 9 993 273,8 тыс. рублей;
1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" - 4 800,0 тыс. рублей;
1403 "Прочие межбюджетные трансферты общего характера" - 17 893 600,0 тыс. рублей.
2.2.4. Показатели сводной бюджетной росписи (104 473 697,0 тыс. рублей), по сравнению с законодательно утвержденными показателями (104 467 243,3 тыс. рублей), больше на сумму 6 453,7 тыс. рублей, в связи с тем, что Минфином России на основании пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса без внесения изменений в Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ на основании справок Минфина России об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимитов бюджетных обязательств произведены изменения сводной бюджетной росписи, в том числе по:
подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" увеличены средства на 2 174,7 тыс. рублей на оплату работ, услуг в рамках административной реформы;
подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" увеличены на сумму 4 279,0 тыс. рублей на реализацию государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.
2.2.5. Доведение Роструду бюджетных данных Федеральным казначейством осуществлялось в соответствии с Порядком доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденным приказом Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н, казначейскими уведомлениями в установленные сроки. Роструд осуществлял распределение бюджетных ассигнований между находящимися в его ведении получателями средств федерального бюджета, установленным порядком в соответствии с уточненными бюджетными сметами.
2.2.6. Бюджетная отчетность составлена Рострудом в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и представлена в срок, установленный приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. N 17н.
2.2.7. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ и приложением N 6 к Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета, утвержденному приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н, Роструд исполнял публичные нормативные обязательства по подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" в части социальных выплат в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Исполнение в части выплат компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий составило 9 266 627,6 тыс. рублей и 77 835,8 тыс. рублей, или 93,6 % и 99,4 % к утвержденным бюджетным назначениям соответственно.
2.2.8. Анализ исполнения расходов федерального бюджета по кодам классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) характеризуется следующими данными: заработная плата - 1 281 730,1 тыс. рублей (КОСГУ 211) или 100 % к сводной бюджетной росписи на 2011 год; прочие выплаты - 13 310,7 тыс. рублей (КОСГУ 212) или 98,9 %; начисления на выплаты по оплате труда - 335 503,7 тыс. рублей (КОСГУ 213) или 84,1 %; оказанные услуги (связь, транспорт, коммунальные, арендная плата за пользование имуществом) - 747 730,8 тыс. рублей (КОСГУ 221 - 226) или 98,4 %; безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям - 2 581,0 тыс. рублей (КОСГУ 241) или 100,0 %; перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации - 92 084 555,5 тыс. рублей (КОСГУ 251) или 100,0 %; перечисления международным организациям - 667,8 тыс. рублей (КОСГУ 253) или 98,8 %; пособия по социальной помощи населению - 9 298 418,7 тыс. рублей (КОСГУ 262) или 93,7 %; прочие расходы - 21 386,3 тыс. рублей (КОСГУ 290) или 94,7 %; увеличение стоимости основных средств, нематериальных и материальных активов - 227 473,8 тыс. рублей (КОСГУ 310, 320 и 340) или 100,0 процентов.
2.2.9. Неисполненные назначения на 1 января 2012 года составили: по ассигнованиям - 709 397,8 тыс. рублей и по лимитам бюджетных обязательств (далее - ЛБО) - 74 480,6 тыс. рублей, в том числе по:
подразделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" ЦС 0309800 "Взносы в международные организации" - 26,4 тыс. рублей (без учета отрицательной курсовой разницы в сумме 8,1 тыс. рублей) по ассигнованиям и по ЛБО (3,8 % от ассигнований и ЛБО) в связи с изменением курсов иностранных валют;
подразделу 0401 "Общеэкономические вопросы" - 69 297,0 тыс. рублей по ассигнованиям и по ЛБО (0,1 % от ассигнований и ЛБО), в том числе по:
ЦС 0010400 "Центральный аппарат" - 8 551,5 тыс. рублей (без учета отрицательной курсовой разницы в сумме 5,5 тыс. рублей) (4,0 % от ассигнований и от ЛБО) в связи с тем, что заработная плата ряда сотрудников превысила предельную величину базы для начисления страховых взносов, отменой ряда служебных командировок, а также экономии средств, сложившейся в результате проведения конкурсных процедур;
ЦС 0011300 "Мероприятия в рамках административной реформы" - 453,3 тыс. рублей (20,8 % от ассигнований и от ЛБО) в связи с тем, что заработная плата сотрудников, принимавших участие в реализации мероприятий административной реформы, превысила предельную величину базы для начисления страховых взносов и в связи с образованием экономии в результате проведения конкурсных процедур;
ЦС 0011500 "Территориальные органы" - 58 657,6 тыс. рублей (2,8 % от ассигнований и от ЛБО) в связи с тем, что заработная плата ряда сотрудников превысила предельную величину базы для начисления страховых взносов;
ЦС 0019500 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" - 1,8 тыс. рублей (0,01 % ассигнований и от ЛБО);
ЦС 5100100 "Организация альтернативной гражданской службы" - 1 632,8 тыс. рублей (27,2 % от ассигнований и от ЛБО) в связи с экономией средств на переезд граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (далее - АТС), при переводе из одной организации в другую и направлением граждан для прохождения АТС в федеральные округа по месту их жительства;
подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации" - 824,2 тыс. рублей (19,3 % от ассигнований и ЛБО) по итогам проведения открытых конкурсов и фактического исполнения;
подразделу 1003 "Социальное обеспечение населения" - 635 647,5 тыс. рублей по ассигнованиям (6,4 % от ассигнований) и 730,3 тыс. рублей по ЛБО (ЛБО по нормативным публичным обязательствам не доводились), в том числе по:
ЦС 5050105 "Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий" - 634 427,1 тыс. рублей (6,4 % от ассигнований) в связи с уменьшением получателей ежемесячной денежной компенсации по сравнению с 2010 годом;
ЦС 5050705 "Компенсация в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий" - 490,1 тыс. рублей (0,6 % от ассигнований) связи с уменьшением получателей ежемесячной денежной компенсации по сравнению с 2010 годом;
ЦС 5140300 "Переселение граждан в другую местность" - 730,3 тыс. рублей (10,0 % от ассигнований и ЛБО) в связи с отсутствием потребности в использовании этих средств;
подразделу 1005 "Прикладные научные исследования в области социальной политики" ЦС 0816900 "Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам" - 1 310,0 тыс. рублей (27,3 % от ассигнований и ЛБО) экономия бюджетных средств образовалась в связи с отсутствием заявок на участие в 2 конкурсах и недостаточностью времени для проведения конкурсных процедур в 2011 году на остаток средств;
подразделу 1403 "Прочие межбюджетные трансферты общего характера" ЦС 5100300 "Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда" - 2 292,7 тыс. рублей (0,01 % от ассигнований и ЛБО). Причиной неиспользованных бюджетных ассигнований явилось снижение численности безработных граждан в результате реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке.
2.2.10. Федеральным законом 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Роструду на выполнение непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы на 2011 год (далее - ФАИП) предусматривались средства в объеме 28 072,9 тыс. рублей, что соответствовало показателям сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета.
В соответствии с ФАИП Роструду определены пообъектные затраты на строительство административных зданий для территориальных органов Роструда: в Кемеровской области (г. Кемерово) - 14 036,5 тыс. рублей; в Новосибирской области (г. Новосибирск) - 14 036,4 тыс. рублей. Исполнение мероприятий, предусмотренных непрограммными инвестициями к реализации в 2011 году, составило 28 204,9 тыс. рублей, или 100 % утвержденных бюджетных назначений.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в части предоставления субсидий на приобретение жилья федеральным государственным гражданским служащим на 2011 год в рамках ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, предусматривались средства в сумме 6 593,2 тыс. рублей, что соответствует объемам доведенных бюджетных ассигнований.
Расходы составили 6 593,2 тыс. рублей, или 100 % утвержденных бюджетных назначений. Случаев расходования средств федерального бюджета на ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы сверх утвержденных бюджетных ассигнований не установлено.
2.2.11. Анализ использования Рострудом средств федерального бюджета на реализацию приоритетных национальных проектов приведен в п. 2.2.10. Заключения.
2.2.12. - 2.2.13. Средства резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Рострудом в 2011 году не использовались.
2.3. Согласно приложению 7 к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Роструд являлся администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета. В соответствии с отчетом об исполнении бюджета (ф. N 0503127) по разделу 3 "Источники финансирования дефицитов бюджетов" источником внутреннего финансирования дефицита бюджета являлась отрицательная курсовая разница в сумме 13,6 тыс. рублей, образовавшаяся вследствие изменения курса рубля к доллару США (при операциях, связанных с осуществлением взносов в международные организации и расходов по оплате загранкомандировок должностных лиц).
В соответствии с отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. N 0503137) по разделу 3 "Источники финансирования дефицитов" источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита отсутствовали. Изменение остатка средств (код источника финансирования 150 01 05 00 00 00 0000 000) равно нулю.
2.4. Реализация государственной учетной политики в центральном аппарате Роструда в проверяемом периоде осуществлялась в соответствии с приказом Роструда от 31 декабря 2010 г. N 525. Ведение учета осуществлялось в соответствии с требованиями ведения бюджетного учета, составление отчетности удовлетворяет требованиям действующего законодательства. Сроки представления и состав бюджетной отчетности за 2011 год, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдены.
3. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ.
3.1. Результаты проверки и анализа организации исполнения Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ и прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет по доходам, закрепленным за главным администратором доходов федерального бюджета.
3.1.1. Роструд приказом от 23 декабря 2010 г. N 505 "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" утвердил Перечень территориальных органов (в количестве 82), являющихся администраторами доходов федерального бюджета.
3.1.2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1171 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Роструд своевременно представлял в Минфин России прогноз поступлений доходов в 2011 году с поквартальным и помесячным распределением, а также аналитические материалы по исполнению доходов федерального бюджета.
3.2. Результаты проверки исполнения сводной бюджетной росписи по расходам федерального бюджета за 2011 год.
3.2.1. В соответствии со статьей 219.1 Бюджетного кодекса бюджетная роспись по расходам федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов составлена и утверждена руководителем Роструда 30 декабря 2011 года. В течение 2011 года согласно Порядку составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденному приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н, в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств по Роструду внесено 8 изменений.
3.2.2. Рострудом письменные предложения об изменении сводной бюджетной росписи с приложением соответствующих справок, предварительно зарегистрированных в Федеральном казначействе, в Минфин России представлялись своевременно.
3.2.3. В 2011 году внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи за счет экономии бюджетных средств не производилось.
3.2.4. Перераспределение средств федерального бюджета между различными разделами, подразделами и целевыми статьями расходов в целях дополнительного финансового обеспечения мероприятий по модернизации экономики за счет 50 % экономии по использованию в 2011 году бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг Рострудом не производилось.
3.2.5. Изменений ЛБО в случае осуществления блокировки расходов федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета в 2011 году не производилось.
3.2.6. Доведение показателей сводной бюджетной росписи по расходам Роструду осуществлялось в соответствии с приказом Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н. Доведенные объемы бюджетных ассигнований в сумме 104 473 697,0 тыс. рублей соответствовали показателям сводной бюджетной росписи. В 2011 году расходы составили 103 764 299,2 тыс. рублей или 99,3 % от утвержденных бюджетных ассигнований, неисполненные назначения на 1 января 2012 - 709 397,8 тыс. рублей.
3.2.7. Изменение лимитов бюджетных обязательств в связи с направлением средств на оплату исполнительных актов судебных органов в порядке, установленным Бюджетным кодексом, в 2011 году не производилось.
3.2.8. В соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Федеральным казначейством доведены Роструду бюджетные ассигнования в сумме 104 473 697,0 тыс. рублей и ЛБО в сумме 94 494 316,4 тыс. рублей тыс. рублей (90,4 % доведенных бюджетных ассигнований), что на 9 979 380,6 тыс. рублей меньше утвержденного объема бюджетных ассигнований и связано в тем, что ЛБО по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 9 979 380,6 тыс. рублей в соответствии с пунктом 5.2 приказа Минфина России от 17 декабря 2008 г. N 143н не утверждались.
3.2.9. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса приказом Роструда от 23 декабря 2010 г. N 505 сформирован перечень подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Получателям бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств утверждались своевременно и доводились расходными расписаниями установленным порядком (приказ Минфина России от 30 сентября 2008 г. N 104н) через Федеральное казначейство.
3.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ и сводной бюджетной росписью Роструду на 2011 год не утверждались.
4. Анализ подготовки Рострудом нормативных правовых актов, необходимых для реализации и выполнения статей Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ.
4.1. Подготовка проектов нормативных правовых актов (на основании поручений Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N ВП-П13-7209 и от 25 июля 2011 г. N КА-П13-5222), необходимых для реализации Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1171 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", на Роструд не возложена.
4.2. Анализом выполнения Рострудом норм и положений Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ установлено следующее.
в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ приказом Роструда от 23 декабря 2010 г. N 505 территориальные органы Роструда наделены полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и возложены полномочия главных администраторов доходов по закрепленным за ними источникам доходов местных бюджетов. В 2011 году Роструду по коду 1 16 19000 01 0000 140 поступили средства в объеме 542 197,2 тыс. рублей;
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Сберегательный банк Российской Федерации являлся агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению выплат компенсаций в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий. Заключенным соглашением со Сберегательным банком Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 38990033 (4-юр) за выполнение функций агента Правительства Российской Федерации по осуществлению вышеуказанных выплат установлено вознаграждение в размере 0,5 % суммы произведенных выплат;
в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ остатки субсидии на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и субвенции на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, оставшиеся в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения были перечислены на лицевой счет Роструда с кодом 04 в сумме 6 108 419,7 тыс. рублей.
4.3. Текстовые статьи Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ Рострудом исполнены.
5. Результаты оценки качества управления государственными финансами Рострудом.
5.1. Изменения в прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет вносились по фактическому исполнению.
Всего за 2011 год плательщикам возвращены излишне уплаченные (взысканные) штрафы в сумме 977,3 тыс. рублей (0,2 % от взысканной суммы).
Отношение фактически полученных доходов (6 652 834,9 тыс. рублей) к прогнозным показателям (6 463 098,0 тыс. рублей) составило 102,9 процента.
Установленный прогноз поступлений доходов в части взыскания штрафов за нарушение трудового законодательства (451 000,0 тыс. рублей) выполнен на 120,2 % (542 197,2 тыс. рублей) и по сравнению с 2010 годом рост составил 7,3 процента.
5.2. В сводную бюджетную роспись внесено 5 положительных изменений на сумму 8 972,3 тыс. рублей. Изменений в сводную бюджетную роспись за счет экономии бюджетных средств в 2011 году не производилось.
Объем нераспределенных ЛБО в 2011 году составил 45 110,9 тыс. рублей или 0,05 % от доведенных. Объем неисполненных ЛБО на 1 января 2012 года составил 74 480,6 тыс. рублей, его соотношение к кассовым расходам составило 0,07 процента.
Исполнение расходов составило 103 764 299,2 тыс. рублей. Соотношения кассовых расходов с показателями, утвержденными Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ (104 467 243,3 тыс. рублей) и сводной бюджетной росписью (104 473 697,0 тыс. рублей), составили 99,3 процента.
Исполненные расходы составили в I квартале - 28 703 702,6 тыс. рублей (27,7 % от общего объема), во II квартале - 29 403 171,1 тыс. рублей (28,3 %), в III квартале - 25 253 416,4 тыс. рублей (24,3 %), в IV квартале - 20 404 009,1 тыс. рублей (19,7 %). Соотношение исполненных расходов IV квартала к расходам I квартала составило 71,1 %, II квартала - 69,4 %, III квартала - 80,8 %. Соотношение кассовых расходов IV квартала к среднему объему расходов I - III квартала составило 73,4 процента.
5.3. Дебиторская задолженность по средствам федерального бюджета на 1 января 2012 года составила 3 282 500,6 тыс. рублей или 3,2 % к объему кассовых расходов.
По сравнению с показателями на начало года дебиторская задолженность уменьшилась в 2,6 раз. Основной причиной уменьшения дебиторской задолженности является уменьшение остатков неиспользованных средств, перечисленных бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения (субвенций), а также субсидий, выделенных из федерального бюджета в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Кредиторская задолженность на 1 января 2012 года составила 602,1 тыс. рублей, или 0,0006 % к объему кассовых расходов, и увеличилась по сравнению с показателями на начало года в 13,9 раз. Увеличение кредиторской задолженности объясняется начисленным налогом на имущество за 4 квартал 2011 года, срок оплаты которого до 30 марта 2012 года.
5.4. В 2011 году общая сумма, подлежащая взысканию с Роструда по судебным решениям, составила 933 332,6 тыс. рублей. В проверяемом периоде Рострудом исполнено 3 283 судебных решений на общую сумму 933 158,6 тыс. рублей. На 1 января 2012 года не исполнено 1 судебное решение на сумму 174,0 тыс. рублей, поступившее в конце декабря 2011 года, или в 7,5 раз меньше, чем на 1 января 2011 года (не исполнено 3 судебных решения по искам граждан, подвергшихся радиационному воздействию, на общую сумму 1 304,6 тыс. рублей).
6. Анализ наличия, состояния и эффективности внутреннего государственного финансового контроля, осуществляемого Рострудом.
В Роструде осуществление ведомственного финансового контроля за деятельностью территориальных органов (получателей бюджетных средств) возложено на Управление планирования, взаимодействия с регионами и контроля, в состав которого входил отдел ведомственного контроля (далее - Отдел) штатной численностью 5 человек (фактическая численность - 4 сотрудника).
В соответствии с Положением об Отделе, утвержденного начальником Управления планирования, взаимодействия с регионами и контроля, 3 июля 2009 года, субъектами контрольно-ревизионных мероприятий, проводимых Отделом, являются структурные подразделения Роструда и его территориальные органы.
Инструкция о порядке проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации утверждена приказом Роструда от 9 апреля 2010 г. N 108.
Приказом Роструда от 24 июня 2008 г. N 118, в соответствии со статьей 270.1 Бюджетного кодекса, утверждено Положение о внутреннем финансовом аудите Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов.
В 2011 году перечень структурных подразделений центрального аппарата Роструда, по отношению к которым осуществляется аудит, не определен Внутренний финансовый аудит в Роструде в проверяемом периоде не проводился.
Планом контрольно-ревизионных мероприятий Федеральной службы по труду и занятости в субъектах Российской Федерации на 2011 год, утвержденным руководителем Роструда 10 декабря 2010 года, предусматривалось проведение Отделом проверки финансово-хозяйственной деятельности 12 государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
В 2011 году Отделом проведено 13 ревизий финансово-хозяйственной деятельности государственных инспекций труда. Контролем охвачено 15,8 % территориальных органов, подведомственных Роструду (в 2010 году - 15,8 %). Периодичность проверок Отделом одного территориального органа составляет не чаще одного раза в 6 лет. Расходы на оплату труда сотрудников Отдела в 2011 году составили 1 700,9 тыс. рублей.
В результате проведенных ревизий, при объеме проверенных средств в размере 216 298,8 тыс. рублей, выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 565,7 тыс. рублей, из них восстановлено 4,8 тыс. рублей. Недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей в отчетном году не установлено.
В целях повышения качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ) Рострудом обеспечивался контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения и за расходованием средств на осуществление переданных полномочий.
В 2011 году проведены проверки 22 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и 134 государственных учреждений - центров занятости населения, также Рострудом проведено 5 внеплановых проверок расходования средств субвенций федерального бюджета.
В ходе проверок, проведенных в 2011 году, выявлено 3 166 фактов нарушений. По результатам выездных и документальных проверок направлено 165 предписаний, в том числе: 155 предписаний об устранении выявленных нарушений; 10 предписаний о привлечении к ответственности должностных лиц.
Необходимо отметить, что Роструд не наделен правом применения к нарушителям бюджетного законодательства мер воздействия, установленных статьей 282 Бюджетного кодекса, а также правом применения мер воздействия в виде выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам проверок расходования средств (субвенций на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения и субсидий на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда). Нормативно срок исполнения предписаний Роструда не установлен.
В 2011 году Роструд осуществлял государственный финансовый контроль во взаимодействии с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти.
7. Анализ доходов, расходов и источников финансирования дефицита по приносящей доход деятельности по Роструду и средств, поступающих во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений.
7.1. Генеральное разрешение N 153005 главного распорядителя средств федерального бюджета на осуществление приносящей доход деятельности подведомственными ему учреждениями выдано 13 февраля 2009 года Минфином России Роструду обоснованно и в установленном порядке.
При использовании средств от приносящей доход деятельности Роструд руководствовался Порядком осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденным приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. N 88н.
7.2. В соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения смет доходов и расходов по средствам, полученным от приносящей доход деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным приказом Роструда от 31 декабря 2010 г. N 523, сметы доходов и расходов по средствам от приносящей доход деятельности на 2011 год представлены руководителями 10 территориальных органов Роструда на сумму 272,2 тыс. рублей.
Центральный аппарат Роструда средствами от приносящей доход деятельности в 2011 году не располагал.
В 2011 году территориальными органами Роструда получены доходы (поступления от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев) в сумме 204,1 тыс. рублей (89,8 % сметных назначений). В 2010 году указанных доходы составили 139,2 тыс. рублей.
Отклонение сметных показателей доходной части (227,2 тыс. рублей) от исполнения по доходам (204,1 тыс. рублей) произошло по причине зачисления средств от страховой компании в начале 2012 года.
С учетом использования остатка по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 23,0 тыс. рублей расходы в 2011 году составили 227,1 тыс. рублей (оплачены услуги по содержанию имущества и увеличена стоимость материальных запасов). В 2010 году указанные расходы составили 117,8 тыс. рублей.
Таким образом, в 2011 году в сравнении с 2010 годом объемы поступлений (доходы) увеличились на 64,9 тыс. рублей, или на 46,6 %; расходы также увеличились на 198,7 тыс. рублей, или на 68,7 %, что связано с увеличением числа страховых случаев.
7.3. Соотношение поступлений по приносящей доход деятельности (204,1 тыс. рублей) к поступлениям по федеральному бюджету (6 652 834,9 тыс. рублей) составило 0,003 %, выбытий по приносящей доход деятельности (227,1 тыс. рублей) к кассовому исполнению расходов федерального бюджета (103 764 299,2 тыс. рублей) - 0,0002 процента.
7.4. Фактов недостоверности бюджетной отчетности за 2011 год в части отражения средств по приносящей доход деятельности и средств, поступающих во временное распоряжение, в ходе проверки не установлено.
7.5. В 2011 году Роструду открыты 32 лицевых счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, из них: 1 лицевой счет открыт для учета операций центральным аппаратом Роструда; 31 лицевой счет - территориальным органам Роструда.
Лицевые счета для учета операций со средствами в валюте Российской Федерации, полученными от приносящей доход деятельности, и средствами, поступающими во временное распоряжение и не отраженными на счетах в территориальных органах Федерального казначейства, центральному аппарату Роструда и его территориальным органам не открывались.
8. Эффективность и результативность использования средств федерального бюджета и федеральной собственности по Роструду.
8.1. - 8.3. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Роструда на 2012 - 2014 годы подготовлен в соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Информация о реализации указанных целей и задач по итогам работы за 2011 год Рострудом направлена в Минздравсоцразвития России в феврале 2012 года.
Анализом показателей деятельности Роструда установлено:
индекс эффективности деятельности по обеспечению права граждан на труд (доля выполненных показателей, характеризующих решение задач и реализацию программ, направленных на обеспечение права граждан на труд) составил 89,4 % (2010 год - 77,7 %), целевое значение - 100,0 процентов;
число выявленных нарушений трудового законодательства в расчете на миллион занятых в экономике составил 11 936,0 единиц (15 947,2 единицы), целевое значение - 15 000,0 единиц;
уровень удовлетворенности граждан соблюдением их трудовых прав составил 79,0 % (77,0 %), целевое значение - 90,0 процентов;
численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих составила 2,1 единицы (2,1 единицы), целевое значение - 2,0 единицы;
численность пострадавших на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 000 работающих составила 0,089 единицы (0,09 единицы), целевое значение - 0,05 единицы;
уровень удовлетворенности работников условиями и охраной труда составил 80,0 % (75,0 %), целевое значение - 90,0 процентов;
уровень информированности работников и работодателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и выявленных нарушениях (по результатам социологических опросов) составил 68,4 % (60,0 %), целевое значение 70,0 - 90,0 процентов;
индекс эффективности деятельности по обеспечению права граждан на защиту от безработицы (доля выполненных показателей, характеризующих решение задач и реализацию программ, направленных на обеспечение права граждан на защиту от безработицы) составил 89,2 % (83,3 %), целевое значение - 100,0 процентов;
уровень удовлетворенности получателей государственных услуг в области содействия занятости доступностью, полнотой и качеством их предоставления (по результатам социологического опроса) составил 85,4 % (79,4 %), целевое значение - 85,0 - 90,0 процентов;
уровень удовлетворенности работодателей доступностью, полнотой и качеством государственных услуг по подбору необходимых работников (по результатам социологического опроса) составил 81,8 % (в 2010 году - 78,3 %), целевое значение - 82,0 - 85,0 процентов;
уровень напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения в расчете на одну заявленную вакансию) составил 1,2 % (1,8 %), целевое значение - 0,8 процента;
удельный объем затрат в расчете на одного гражданина, обратившегося в целях поиска подходящей работы составил 13,6 тыс. руб./чел. (13,1 тыс. руб./чел.).
В 2011 году наблюдалось снижение численности безработных граждан в Российской Федерации, так среднегодовая численность безработных граждан составила 1 430,5 тыс. человек, что 23,7 % ниже среднегодовой численности безработных граждан в 2010 году - 1 875,4 тыс. человек.
Федеральными законами от 1 июня 2011 г. N 105-ФЗ и от 6 ноября 2011 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (приложения 8.1 и 8.2) расходы Роструда уменьшены на общую сумму 12 934 419,2 тыс. рублей, или на 11,0 % от первоначально утвержденного в бюджете показателя, и составили 104 467 243,3 тыс. рублей.
Исполнение расходов составило 103 764 299,2 тыс. рублей. Соотношение кассовых расходов с показателями, утвержденными Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ составило 99,3 процента.
8.4. Государственное задание Роструду на 2011 год на оказание государственных услуг, предусмотренное Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Минздравсоцразвития России не определено.
8.5. В соответствии с распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 26 января 2005 г. N 46-р за Рострудом на праве оперативного управления (Биржевая пл., д. 1) закреплены помещения общей площадью 2 644,6 кв. м.
По состоянию на 1 января 2012 года общая площадь помещений, занимаемых территориальными органами Роструда, составила площадью 54 764,4 кв. м. из них: в оперативном управлении - 29 827,7 кв. м. в безвозмездном пользовании - 8 751,8 кв. м и в аренде - 16 184,9 кв. метра.
В центральном аппарате Роструда в проверяемом периоде объекты учета, не прошедшие регистрацию в реестре федерального имущества, отсутствовали. Не завершена работа по оформлению права оперативного управления на 7 объектов недвижимого имущества, занимаемых территориальными органами Роструда, общей площадью 2 035,0 кв. м и стоимостью 31 274,5 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2012 года право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками предоставлено 22 ГИТ, которым передано 26 земельных участков общей площадью 2,38 га. Из них ГИТ в Краснодарском крае, Кемеровской и Новосибирской областях предоставлены земельные участки для строительства административных зданий. В проверяемом периоде строительство на земельном участке общей площадью 949,0 кв. м. предоставленном для строительства административного здания ГИТ в Краснодарском крае, не велось, в связи с отсутствием финансирования из федерального бюджета.
В центральном аппарате Роструда на 1 января 2011 года и на 1 января 2012 года неиспользуемые объекты федеральной собственности (земельные участки и объекты недвижимости) отсутствовали.
В 2011 году федеральное имущество Рострудом в аренду не сдавалось, его приватизация не планировалась и не проводилась.
9. Анализ реализации стратегических целей и приоритетов Российской Федерации, определенных программными документами органов государственной власти Российской Федерации.
9.1. В целях выполнения Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, и Плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации в 2011 году данной Программы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 675-р, приказом Роструда от 15 июля 2011 г. N 157 утвержден ведомственный план по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2013 годы (далее - Ведомственный план).
В соответствии с Ведомственным планом в течение 2011 года Рострудом реализованы мероприятия по приоритетным направлениям государственной политики и обеспечению целевого финансирования.
Экономия бюджетных ассигнований в рамках проведения анализа кассовых расходов по содержанию территориальных органов Роструда составила 8 177,2 тыс. рублей; анализа кассовых расходов результатов реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, - 2 292,7 тыс. рублей; осуществление контроля за выполнением плановых показателей по государственным закупкам, эффективностью размещения заказов и своевременным исполнением контрактных обязательств - 1 800,0 тыс. рублей.
9.2. Цели и задачи Роструда определены в соответствии с посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и отраслевым стратегиям, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р.
Период 2009 - 2012 годов - первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, стратегическими целями Роструда на этот период являются:
1. Обеспечение права граждан на труд.
2. Обеспечение права граждан на защиту от безработицы.
Достижение первой цели должно быть обеспечено посредством решения следующих задач:
- снижение количества нарушений трудового законодательства;
- снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- повышение уровня информированности о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Достижение второй цели обеспечивается посредством решения задач:
- повышение уровня доступности, полноты и качества предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;
- повышение эффективности расходования средств на осуществление переданных полномочий в области содействия занятости населения.
Анализ показателей деятельности Роструда приведен в п.п. 8.1. - 8.3. Заключения.
10. Анализ подготовки и реализации нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В проверяемом периоде Роструд не осуществлял подготовку и реализацию нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в связи с отсутствием в его ведомственном подчинении федеральных государственных учреждений.
11. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных федеральным органам государственной власти по результатам проверок бюджетной отчетности за предшествующий финансовый год в главных администраторах средств федерального бюджета.
По результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 год" Роструду в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты от 27 мая 2011 г. N 31К (798) направлено представление Счетной палаты от 31 мая 2011 г. N 14-111/14-04.
Приказом руководителя Роструда от 28 июня 2011 г. N 142 утвержден План мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных Счетной палатой Российской Федерации в ходе контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 год в Федеральной службе по труду и занятости" (далее - План).
Отчет о работе по исполнению Плана представлен в Счетную палату Российской Федерации (письмо Роструда от 30 ноября 2011 г. N 1081-ПР). План исполнен по всем предусмотренным в нем мероприятиям.
12. Выводы.
1. Законодательные и нормативные правовые акты позволяли Роструду осуществлять функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулированию коллективных трудовых споров.
Вместе с тем, Государственное задание Роструду на 2011 год на оказание государственных услуг, предусмотренное Положением о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Минздравсоцразвития России не определено.
2. Качество администрирования и исполнения доходов в целом отвечало требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов. Исполнение доходов в части поступивших штрафов за нарушение трудового законодательства составило 542 197,2 тыс. рублей или 120,2 % к прогнозным показателям.
3. Рострудом не в полной мере выполнено постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1171 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" в части принятия мер по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сокращению задолженности по их уплате. Дебиторская задолженность по начисленным штрафам на 31 декабря 2011 года составила 188 660,8 тыс. рублей и по сравнению с 2010 годом увеличилась на 9 650,5 тыс. рублей.
4. Исполнение расходов федерального бюджета в проверяемом периоде находилось на достаточно высоком уровне и составило 103 764 299,2 тыс. рублей или 99,3 % от утвержденных бюджетных ассигнований. Все положительные изменения в сводную бюджетную роспись внесены по объективным причинам. Неисполненные назначения на 1 января 2012 года составили 709 397,8 тыс. рублей.
Фактов расходования средств федерального бюджета сверх утвержденных показателей сводной бюджетной росписи и бюджетных ассигнований не установлено.
5. Анализом качественных показателей деятельности Роструда установлено, что в целом показатели были достигнуты. Расходы на реализацию государственной политики занятости, включая расходы на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, составили 92 115 322,7 тыс. рублей или 99,9 % от утвержденных бюджетных ассигнований.
Среднегодовая численность безработных граждан в 2011 году составила 1 430,5 тыс. человек, что 23,7 % ниже среднегодовой численности безработных граждан в 2010 году - 1 875,4 тыс. человек.
6. Ведомственный финансовый контроль Рострудом организован, однако его действенность, в связи с периодичностью проверки одного территориального органа один раз в 6 лет, недостаточна. Перечень структурных подразделений центрального аппарата Роструда, по отношению к которым осуществляется внутренний финансовый аудит, не определен.
7. Рострудом устранены нарушения и недостатки, выявленные Счетной палатой Российской Федерации в ходе проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2010 год.
13. Предложения.
1. Направить информационное письмо в Федеральную службу по труду и занятости.
2. Направить заключение о результатах внешней проверки в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, профильные комитеты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 29 мая 2012 г. N ЗКМ-55/14-04 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2011 год в Федеральной службе по труду и занятости (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 25 мая 2012 г. N 24К (857), п. 28))
Опубликование:
-