(руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.Г. Сидоров)
1. Общие положения
1.1. Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - заключение по Росприроднадзору) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и стандартом внешнего государственного аудита (контроля) СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
Заключение по Росприроднадзору подготовлено по результатам 3 контрольных мероприятий, проведенных в Росприроднадзоре, его территориальном органе и подведомственном учреждении. По результатам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата), составлено 3 акта, все подписаны без замечаний.
1.2. Бюджетная отчетность Росприроднадзора за 2015 год (далее - бюджетная отчетность) представлена в Счетную палату 31 марта 2016 года, что соответствует сроку представления годовой бюджетной отчетности, установленному статьей 264 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Бюджетная отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 191н, и соответствует структуре и бюджетной классификации, которые применялись при утверждении Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Организация бюджетного учета осуществляется в соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) и инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н.
1.3. Правовыми нормативными актами, регулирующими функции Росприроднадзора как главного администратора средств федерального бюджета, являются: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ), указы Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400.
В соответствии со Схемой размещения территориальных органов, утвержденной приказом Минприроды России от 6 августа 2014 г. N 350, по состоянию на 1 января 2015 года в состав Росприроднадзора были включены 80 территориальных органов (9 департаментов по федеральным округам, 71 управление по субъектам Российской Федерации) и центральный аппарат.
В отчетный период в Схему размещения территориальных органов Росприроднадзора приказом Минприроды России от 22 июня 2015 г. N 265 были внесены изменения, в результате которых количество территориальных органов увеличено до 82 (созданы 2 территориальных морских управления).
Приказом Росприроднадзора от 30 апреля 2013 г. N 239 утвержден перечень федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Росприроднадзору, в составе 16 единиц.
2. Результаты проверки и анализа выполнения Росприроднадзором бюджетных полномочий, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации
2.1. В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Росприроднадзором по согласованию с Минфином России приняты нормативные акты, утверждающие перечень администраторов доходов бюджетов, подведомственных главному администратору доходов (приказы Росприроднадзора от 11 февраля 2013 г. N 65, от 20 мая 2013 г. N 258, от 20 мая 2013 г. N 259, от 20 декабря 2013 г. N 801, от 25 июня 2014 г. N 371, от 23 января 2015 г. N 48 и от 26 марта 2015 г. N 266), которые были своевременно доведены до территориальных органов службы и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в электронном виде и на бумажных носителях.
Росприроднадзор как главный администратор доходов бюджета, обладающий бюджетными полномочиями по представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, сведений для составления и ведения кассового плана, в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с помощью единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности представил 21 декабря 2014 года в Минфин России прогноз поступлений доходов федерального бюджета в объеме 6 571,2 млн. рублей.
В течение 2015 года в соответствии с указаниями Минфина России (письма от 28 января 2015 г. N 15-07-08/3035, от 14 апреля 2015 г. N 15-08-07/21126, от 14 мая 2015 г. N 15-08-07/27674 и от 24 июля 2015 г. N 21-01-09/42738) Росприроднадзор представлял в Минфин России уточненный прогноз поступлений доходов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, а также оценку поступления доходов федерального бюджета на 2015 год с представлением расчетов по видам классификации доходов.
Согласно порядку составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, утвержденному приказом Минфина России от 9 декабря 2013 г. N 117н, распределение прогноза доходов федерального бюджета формируется главными администраторами доходов федерального бюджета в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации с помесячной детализацией и представляется в Федеральное казначейство в срок не позднее пятого рабочего дня со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Прогноз доходов федерального бюджета в объеме 6 571,2 млн. рублей в разрезе кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации с помесячной детализацией был направлен Росприроднадзором в Минфин России 23 декабря 2014 года.
Прогноз кассовых поступлений по состоянию на 1 апреля 2015 года представлен в Федеральное казначейство на сумму 6 594,8 млн. рублей, что больше первоначального прогноза доходов федерального бюджета на 2015 год на 23,6 млн. рублей, а по состоянию на 1 октября 2015 года - на 5 890,0 млн. рублей.
В целях формирования справки о перечислении поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых территориальными органами и центральным аппаратом Росприроднадзора, приказами Росприроднадзора от 17 февраля 2015 г. N 132 и от 23 декабря 2015 г. N 849 утвержден порядок формирования данной справки, определены срок, формы представления отчетов (сводных отчетов) по начисленным и поступившим суммам администрируемых доходов.
2.2. В целях выполнения территориальными органами Росприроднадзора бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета, предусмотренных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, изданы приказы от 11 февраля 2013 г. N 65, от 20 мая 2013 г. N 258 и N 259, согласно которым контроль за поступлением доходов в федеральный бюджет осуществляется Росприроднадзором в процессе текущей работы с Федеральным казначейством. В ходе такого взаимодействия проводятся уточнение невыясненных платежей в бюджет, возврат ошибочно уплаченных госпошлин, консультирование и разъяснение вопросов по администрированию доходов, возникающих у подведомственных учреждений.
Приказом Росприроднадзора от 26 декабря 2013 г. N 814 утвержден порядок списания с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов и задолженности, не востребованной кредиторами с баланса территориальных органов и подведомственных учреждений Росприроднадзора, перечень обстоятельств, на основании которых данная задолженность признается нереальной (безнадежной) к взысканию, а также порядок принятия решений о признании задолженности нереальной (безнадежной) к взысканию и ее отнесении на забалансовый счет.
В соответствии с пунктом 2.4 названного порядка к обстоятельствам, на основании которых задолженность признается нереальной (безнадежной) к взысканию, относится истечение установленного Гражданским кодексом Российской Федерации срока исковой давности при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления такого срока.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ глава 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнена новой статьей 47.2, в которой установлен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию административных штрафов и иных платежей в бюджет, не являющихся налогами и сборами, таможенными платежами и страховыми взносами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации не уплаченные в установленный срок платежи в бюджет признаются безнадежными к взысканию в связи с истечением срока исковой давности только по решению суда, в том числе об отказе в восстановлении пропущенного срока.
Таким образом, приказ Росприроднадзора от 26 декабря 2013 г. N 814 не соответствует статье 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части признания задолженности по платежам в бюджет нереальной к взысканию по истечении срока исковой давности.
Организация работы по возврату пошлин, штрафов, а также зачету (уточнению) платежей в отчетном году осуществлялась Росприроднадзором в соответствии с приказом Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", приказами службы от 17 февраля 2015 г. N 132 и от 23 декабря 2015 г. N 849, а также статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми определен порядок рассмотрения заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов) и (или) пошлин.
В отчетном году приняты 92 решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет на сумму 3,6 млн. рублей.
В адрес центрального аппарата Росприроднадзора в течение 2015 года поступило 636 заявлений об уточнении вида и принадлежности платежа, сумма зачета составила 2,5 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года в Росприроднадзоре невыясненных поступлений нет.
2.3. Согласно пункту 5.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 400, Росприроднадзор осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и реализацию возложенных на службу функций и полномочий.
В целях формирования перечня подведомственных получателей бюджетных средств Росприроднадзор приказом от 25 апреля 2013 г. N 223 утвердил Сводный реестр главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета Росприроднадзора (далее - Сводный реестр), который велся на основании приказа Минфина России от 15 августа 2008 г. N 80н. С 1 июля 2015 года в соответствии с приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. N 163н "О порядке формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса" Сводный реестр ведется посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
В соответствии с пунктом 72 Графика подготовки и рассмотрения в 2014 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного поручением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 г. N ИШ-П13-3533, Минприроды России направило Росприроднадзору предельные объемы бюджетных ассигнований на 2015 - 2017 годы на реализацию государственных программ Российской Федерации (письмо от 17 июля 2014 г. N 09-44/14815), в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы: в 2015 году - 3 618,0 млн. рублей; в 2016 году - 3 638,0 млн. рублей и в 2017 году - 3 354,1 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 5 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, направленных письмом Минфина России от 10 июля 2014 г. N 16-01-08/33028, Росприроднадзор своевременно представил в Минфин России плановый реестр расходных обязательств и распределение бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов на 2015 - 2017 годы в форме электронного документа.
Уточненные обоснования бюджетных ассигнований, соответствующие Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ, представлены Росприроднадзором в Минфин России 26 ноября 2014 года.
Минфином России в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" были доведены показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в соответствии с которыми Росприроднадзору были утверждены бюджетные ассигнования по расходам федерального бюджета на 2015 год в объеме 3 776,4 млн. рублей.
Казначейским уведомлением от 24 декабря 2014 г. N 048/001 службе доведены бюджетные ассигнования на 2015 год в объеме 3 776,4 млн. рублей; на 2016 год - 3 650,9 млн. рублей, на 2017 год - 3 365,9 млн. рублей, а уведомлением от 25 декабря 2014 г. N 048/002 - лимиты бюджетных обязательств на 2015 год в объеме 3 366,1 млн. рублей, из них:
по Рз 06 "Охрана окружающей среды" - 3 366,1 млн. рублей:
- ПР 03 "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания" - 733,1 млн. рублей;
- ПР 04 "Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды" - 46,4 млн. рублей;
- ПР 05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" - 2 586,6 млн. рублей.
Заместителем руководителя Росприроднадзора утверждены две бюджетные росписи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов:
- от 26 декабря 2014 года на общую сумму 3 776,4 млн. рублей, в том числе: по центральному аппарату - 991,8 млн. рублей; по территориальным органам - 2 297,4 млн. рублей, резерв на финансовое обеспечение непредвиденных расходов федерального бюджета - 487,2 млн. рублей;
- от 31 декабря 2015 года (уточненная бюджетная роспись) на общую сумму 3 898,2 млн. рублей, в том числе: по центральному аппарату - 1 019,7 млн. рублей; по территориальным органам - 2 878,5 млн. рублей.
Росприроднадзор довел до территориальных органов лимиты бюджетных обязательств на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов расходными расписаниями от 31 декабря 2014 года через Федеральное казначейство по направлению 06 05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды".
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказом Минфина России от 23 ноября 2011 г. N 159н Росприроднадзором вносились предложения в Минфин России по изменению сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, на основании которых Минфин России доводил до Росприроднадзора указанные изменения казначейскими уведомлениями.
В 2015 году в лимиты бюджетных обязательств внесено 87 изменений на сумму по модулю 1 023,8 млн. рублей, из них 30 отрицательных изменений на сумму 451,1 млн. рублей и 57 положительных изменений на сумму 572,8 млн. рублей.
В соответствии со статьей 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Росприроднадзор своевременно и в полном объеме представил в Федеральное казначейство сводную годовую бюджетную отчетность за 2015 год.
В 2015 году Росприроднадзором не исполнялись иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2.4. В соответствии со Сводным реестром в Росприроднадзоре отсутствуют распорядители бюджетных средств.
2.5. В ходе контрольного мероприятия осуществлялась проверка выполнения центральным аппаратом Росприроднадзора бюджетных полномочий получателя средств федерального бюджета.
На основании доведенных до службы казначейских уведомлений от 24 декабря 2014 г. N 048/001 и от 25 декабря 2014 г. N 048/002 утверждены лимиты бюджетных обязательств на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в объеме 886,2 млн. рублей, из них:
по Рз 06 "Охрана окружающей среды" - 886,2 млн. рублей:
- ПР 03 "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания" - 710,9 млн. рублей;
- ПР 04 "Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды" - 46,4 млн. рублей;
- ПР 05 "Другие вопросы в области охраны окружающей среды" - 128,9 млн. рублей.
Согласно пункту 6 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и территориальных органов Росприроднадзора Управлением экономики и финансов составлена бюджетная смета центрального аппарата службы. В течение 2015 года заместителем руководителя Росприроднадзора были утверждены 30 бюджетных смет по центральному аппарату:
первая смета - 26 декабря 2014 года в объеме 886,0 млн. рублей;
итоговая смета - 31 декабря 2015 года в объеме 1 019,6 млн. рублей, в том числе:
1) по Рз 06 "Охрана окружающей среды" - 991,6 млн. рублей;
2) по Рз 07 "Образование" - 0,03 млн. рублей;
3) по Рз 10 "Социальная политика" - 27,9 млн. рублей.
В 2015 году в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств центрального аппарата Росприроднадзора было внесено 30 изменений. Все изменения сопровождались внесением изменений в бюджетную смету с последующим ее утверждением. На основании изменений финансирование центральному аппарату Росприроднадзора было увеличено на 128,4 млн. рублей, из них по:
Рз 06 "Охрана окружающей среды" в объеме 100,4 млн. рублей, при этом финансирование по ПР 04 уменьшено на 10,8 млн. рублей и по ПР 05 увеличено на 111,2 млн. рублей;
Рз 07 "Образование" - 0,03 млн. рублей;
Рз 10 "Социальная политика" - 27 990,1 тыс. рублей.
В ходе выборочной проверки бюджетной отчетности территориальных органов Росприроднадзора нарушений в части формирования и представления бюджетной отчетности главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств не установлено.
2.6. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ Росприроднадзор в 2015 году являлся главным администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета без утвержденных бюджетных назначений. Бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в разрезе кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов до Росприроднадзора не доводились.
Планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, а также распределение бюджетных ассигнований по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета Росприроднадзором в 2015 году не осуществлялись.
В 2015 году Росприроднадзор и его территориальные органы не выполняли полномочия администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
3. Результаты проверки и анализа исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности исполнения федерального бюджета за 2015 год в главном администраторе средств федерального бюджета
3.1. Структура доходов федерального бюджета, внесенных в прогноз поступлений доходов на 2015 год изменений и полнота выполнения Росприроднадзором показателей, учтенных в уточненных прогнозах поступлений доходов в федеральный бюджет на 2015 год, представлены в таблице.
(млн. рублей)
КБК |
Наименование доходов |
Проект федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год |
Федеральный закон о федеральном бюджете с изменениями N 93-ФЗ |
Федеральный закон о федеральном бюджете с изменениями N 329-ФЗ |
Кассовое исполнение за 2015 год |
%, графа 6 к графе 5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
048 |
РОСПРИРОДНАДЗОР |
6 571 165,4 |
6 366 942,4 |
5 501 923,1 |
7 004 406,9 |
127,3 |
1 00 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
- |
- |
- |
- |
- |
1 08 |
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
304 350,4 |
296 350,4 |
8 000,5 |
750 783,9 |
9 384,2 |
1 12 |
ПЛАТЕЖИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ |
6 035 015,0 |
5 820 792,0 |
4 802 501,2 |
5 713 905,5 |
119,0 |
1 12 01000 01 0000 120 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
5 935 015,0 |
5 640 792,0 |
4 622 501,2 |
5 354 815,8 |
115,8 |
1 12 01010 01 6000 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами |
1 169 573,0 |
1 174 663,0 |
854 229,0 |
879 147,1 |
102,9 |
1 12 01020 01 6000 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами |
83 220,0 |
78 815,0 |
51 799,7 |
59 009,2 |
113,9 |
1 12 01030 01 6000 120 |
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
982 473,0 |
931 524,0 |
835 534,0 |
1 012 269,9 |
121,2 |
1 12 01040 01 6000 120 |
Плата за размещение отходов производства и потребления |
3 184 708,0 |
2 813 540,0 |
2 534 689,0 |
2 799 529,7 |
110,4 |
1 12 01050 01 6000 120 |
Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду |
- |
- |
839,5 |
307,9 |
36,7 |
1 12 01070 01 6000 120 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа |
515 041,0 |
642 250,0 |
345 380,0 |
604 552,0 |
175,0 |
1 12 09000 01 6000 120 |
Доходы, полученные от продажи права на заключение охотхозяйственных соглашений |
100 000,0 |
180 000,0 |
180 000,0 |
359 089,7 |
199,5 |
1 13 |
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
- |
- |
2 254,8 |
4 965,5 |
220,2 |
1 14 |
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
- |
- |
328,0 |
421,9 |
128,6 |
1 15 |
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
185 900,0 |
185 900,0 |
243 100,0 |
325 907,3 |
134,1 |
1 16 |
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
45 900,0 |
55 900,0 |
116 040,8 |
209 386,2 |
180,4 |
2 18 |
ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗВРАТА БЮДЖЕТАМИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ, СУБВЕНЦИЙ И ИНЫХ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ, ИМЕЮЩИХ ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОШЛЫХ ЛЕТ |
- |
- |
36,7 |
36,7 |
100,0 |
Анализ таблицы свидетельствует об уменьшении прогноза поступления доходов с 6 571,2 млн. рублей до 5 501,9 млн. рублей, что на 1 069,2 млн. рублей меньше первоначального показателя.
В 2015 году Росприроднадзором фактически были получены доходы в объеме 7 004,4 млн. рублей, что составляет 127,3 % от уточненного прогноза доходов федерального бюджета по главе 048.
Отклонение в сторону увеличения от прогнозных назначений составило 433,2 млн. рублей (6,6 %) от первоначального прогноза.
Фактическое увеличение поступления доходов произошло по всем кодам доходов, за исключением поступления платы за иные виды негативного воздействия на окружающую среду и доходов от продажи активов.
Несмотря на наличие методики прогнозирования доходов, отмечаются существенные расхождения кассового исполнения по видам доходов.
Помесячное исполнение администрируемых доходов в отчетном году, характеризующееся их неравномерным поступлением, представлено на соответствующем графике.
(тыс. рублей)
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 11 апреля 2013 г. N 200 "О представлении отчетности по доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администрируемым территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования" и приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" сроком уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду определено 20 число месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, резкие колебания по платежам за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, платежам за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, платежам за размещение отходов производства и потребления и платежам за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, соответствуют отчетным месяцам: январю, апрелю, июлю, октябрю.
Неравномерное поступление платежей по государственным пошлинам за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира, а также дубликата указанного разрешения, соответствующее апрелю - маю и августу - сентябрю отчетного года, связано с периодичностью наступления весеннего и летне-осеннего охотничьих сезонов.
В ходе выборочной проверки актов сверок, требований об оплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан установлено, что по состоянию на 1 января 2016 года не отражена просроченная задолженность по трем дебиторам (ООО "Стерлитамакский станкостроительный завод", ООО "Туймазыводоканал", ОАО "Строитель"). Общий объем неотраженной дебиторской задолженности составляет 2 202,9 тыс. рублей.
Таким образом, бюджетная отчетность Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан по доходам федерального бюджета (форма 0503169) искажена: не содержит сведений об объемах просроченной дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2016 года. Указанное искажение отчетности не повлияло на достоверность бюджетной отчетности Росприроднадзора в целом.
В ходе проверки установлено соответствие нормативов отчислений федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации нормативам отчислений, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ.
Анализ информации о видах и объемах доходов по годам (отчетный год и два года, предшествующие отчетному), поступивших в федеральный бюджет, прогноз по которым не устанавливался, показал, что в 2013 - 2015 годах прогноз доходов федерального бюджета не устанавливался по 7 видам доходов.
Проверка показала, что по непрогнозируемым доходам фактические поступления наблюдаются по 5 показателям.
3.1.1. Следует отметить сокращение поступления платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ передвижными источниками по причине несоответствия общего и специального федеральных законов.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" внесены изменения в законодательство об охране окружающей среды и об охране атмосферного воздуха, в соответствии с которыми в статье 28 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" уточнен вид источника выбросов вредных загрязняющих веществ и предусмотрено взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду только стационарными видами источников. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 года.
Аналогичные изменения внесены и в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", однако со сроком вступления в силу с 1 января 2016 года.
Таким образом, налицо коллизия между двумя федеральными законами, когда по одному закону платить за выбросы вредных загрязняющих веществ передвижными источниками надо, а по второму - нет.
При этом согласно разъяснениям Минприроды России от 10 марта 2015 г. N 12-47/5413 и от 23 июля 2015 г. N 02-12-44/17039 с 1 января 2015 года взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривается.
Письмом от 3 августа 2015 г. N АА-06-01-36/13498 Росприроднадзор определил процедуру возврата платы администраторов доходов бюджета по письменным заявлениям плательщиков и необходимость ее оформления как ошибочно произведенных платежей.
При этом следует отметить, что Минприроды России до настоящего времени не внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления".
Таким образом, сложившаяся правовая коллизия привела к сокращению поступлений в доход федерального бюджета по коду 1 12 01020 01 6000 120. Так, в отчетном году в федеральный бюджет поступило 59 009,2 тыс. рублей от платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, тогда как в 2014 году - 76 978,0 тыс. рублей.
В связи с разъяснениями Минприроды России письмом от 3 августа 2015 г. N АА-06-01-36/13498 Росприроднадзор определил процедуру возврата платы администраторов доходов бюджета по письменным заявлениям плательщиков и необходимость ее оформления как ошибочно произведенных платежей.
В текущем году возможно обращение плательщиков за возвратом уплаченных в отчетном году в доход федерального бюджета денежных средств, вследствие чего из средств федерального бюджета может быть возвращено до 59 009,2 тыс. рублей.
3.1.2. Также установлено необоснованное освобождение от уплаты государственной пошлины за трансграничное перемещение сожженного сланца.
Согласно разделу 2.3 "Опасные отходы" приложения N 2 к Единому перечню товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденному Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 (далее - Единый перечень товаров), шлак и золы прочие, включая золу из морских водорослей (келп) из кода TH ВЭД ЕАЭС 2621, входят в перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и лицо, планирующее осуществить их трансграничное перемещение, должно обратиться в Росприроднадзор за выдачей разрешения на трансграничное перемещение отходов.
За выдачу данного разрешения подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность уплаты государственной пошлины в размере 325,0 тыс. рублей. Доходы от уплаты государственной пошлины в соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации учитываются в доходах федерального бюджета.
При этом в соответствии с поручением Минприроды России Росприроднадзор довел до двух юридических лиц позицию Минприроды России (письмо от 15 апреля 2014 г. N 05-12-44/7840, протокол от 11 ноября 2014 г. N 05-16/273-пр), что товар "сожженный сланец" - электрофильтровая и циклонная зола производства АО "Ээсти энергия Нарвские электростанции" не является предметом регулирования Единого перечня товаров, а также Правил трансграничного перемещения отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2003 г. N 442, и что его трансграничное перемещение и ввоз на территорию России не подлежат государственному регулированию в соответствии с требованиями Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. В связи с этим получение разрешения Росприроднадзора на трансграничное перемещение отходов не требуется.
В соответствии с представленными Федеральной таможенной службой сведениями в отчетном году отмечено 143 случая ввоза сожженного сланца. При этом средств от оплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на трансграничное перемещение сожженного сланца в доход федерального бюджета не поступало.
Таким образом, вследствие правовой неопределенности по указанному вопросу объем недополученных доходов федерального бюджета от уплаты государственной пошлины в 2015 году составил до 46 475,0 тыс. рублей.
3.2. Структура расходов и кассовое исполнение федерального бюджета по главе 048 в разрезе разделов и подразделов представлены в таблице.
(млн. рублей)
Наименование раздела, подраздела |
Код раздела, подраздела |
Утверждено федеральным законом (с учетом изменений) |
Утверждено сводной бюджетной росписью |
Лимиты бюджетных обязательств |
Кассовое исполнение |
Всего по главе 048 |
|
3 366,1 |
3 898,2 |
3 898,2 |
3 866,4 |
Охрана окружающей среды |
0600 |
3 366,1 |
3 869,1 |
3 869,1 |
3 837,3 |
Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания |
0603 |
733,1 |
732,4 |
732,4 |
731,8 |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
0604 |
46,4 |
40,8 |
40,8 |
40,8 |
Другие вопросы в области охраны окружающей среды |
0605 |
2 586,7 |
3 095,9 |
3 095,9 |
3 064,8 |
Образование |
0700 |
- |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
0705 |
|
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Социальная политика |
1000 |
- |
28,0 |
28,0 |
28,0 |
Социальное обеспечение населения |
1003 |
- |
28,0 |
28,0 |
28,0 |
Проверкой установлено, что в течение 2015 года в сводную бюджетную роспись Росприроднадзора было внесено 88 изменений на сумму по модулю 1 023,9 млн. рублей, из них 31 отрицательное изменение на сумму 451,1 млн. рублей и 57 положительных изменений на сумму 572,8 млн. рублей.
Установлено также, что бюджетная отчетность Росприроднадзора за 2015 год как главного распорядителя средств федерального бюджета достоверна.
Структура кассовых расходов по главе 048 соответствует доведенным лимитам бюджетных обязательств и кодам классификации операций сектора государственного управления. При этом большую часть расходов составляют заработная плата (КОСГУ 211) - 47,9 % всех расходов, безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям (КОСГУ 241) 18,7 % и начисления на выплаты по оплате труда (КОСГУ 213) - 13,9 %.
В ходе встречной проверки установлено, что Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в 2015 году произведены расходы на выплаты по исполнению 5 судебных решений (суммы государственных пошлин, возмещение судебных расходов, оплата проведения судебных экспертиз) в сумме 725,6 тыс. рублей (2,2 % от общих расходов Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан).
Бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств Росприроднадзору в 2015 году не утверждались.
Для выполнения возложенных функций и стоящих перед службой задач в отчетном году запрашивались дополнительные бюджетные ассигнования в объеме 518,5 млн. рублей с приложением 9 несогласованных вопросов. В соответствии с решением рабочей группы Минфина России по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на плановый период (протокол от 14 августа 2014 года) было поддержано 1 предложение по выделению Росприроднадзору на проведение капитального ремонта административных зданий 1,0 млн. рублей, что составляет менее 1 % от заявленной потребности (100,8 млн. рублей).
Перечень вопросов Росприроднадзора, которые не были согласованы Минфином России, представлен в таблице.
(млн. рублей)
N |
Наименование дополнительному финансированию |
Дополнительная потребность |
1. |
Выполнение государственного задания подведомственными ФБУ "ЦЛАТИ по СФО", "ЦЛАТИ по ЦФО", "ЦЛАТИ по ПФО", переданных Ростехнадзором без финансирования (КБК 0603 1210059 611) |
196,3 |
2. |
Проведение капитального ремонта административных зданий территориальных органов службы (КБК 0605 1210019 243) |
100,8 |
3. |
Приобретение автотранспорта высокой проходимости для территориальных органов службы (КБК 0605 1210019 244) |
43,7 |
4. |
Обеспечение охраны зданий территориальных органов Росприроднадзора (КБК 0605 1210019 244) |
89,5 |
5. |
Погашение кредиторской задолженности по оплате работы внештатных экспертов, проводящих государственную экологическую экспертизу (КБК 0605 1212047 244) |
88,1 |
Итого |
518,5 |
Официальные разъяснения Минфина России о причинах несогласования дополнительных потребностей к предельным объемам бюджетных ассигнований на 2015 год в Росприроднадзоре отсутствуют.
Бюджетных ассигнований для внесения взносов в уставные капиталы юридических лиц Росприроднадзору в 2014 году не выделялось.
Объем не использованных Росприроднадзором лимитов бюджетных обязательств на 31 декабря 2015 года составил 31,8 млн. рублей, или 0,8 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств, из которых: 45 % неиспользованных лимитов по ВР 121 (КОСГУ 213 - экономия при расчете страховых взносов в фонды), 26 % по ВР 200 (КОСГУ 225, 226, 310 и 340 - экономия в связи с уточнением сумм по заключенным договорам, при проведении закупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг), 23 % по ВР 122 (КОСГУ 212, 222 и 226 - изменение плана служебных командировок, связанное с контрольно-надзорной деятельностью территориальных органов службы (перенос сроков, ряд проверок объединен в комплексные по причине увольнения сотрудников по собственному желанию), 6 % - по другим видам расходов.
Следует отметить, что победитель электронного аукциона по закупке полиграфической продукции (N 0173100007415000059) ООО "Шейкер" (ИНН 1831171021) сообщило об отказе от заключения контракта.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Росприроднадзором направлены в ФАС России документы о внесении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Шейкер", уклонившегося от заключения контракта (письмо от 24 декабря 2015 г. N ОД-06-04-29/22856).
При этом проверка показала, что должностными лицами ФАС России ООО "Шейкер" в реестр недобросовестных поставщиков не включено, что не исключает коррупционных рисков.
В нарушение части 2 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации в реестре закупок центрального аппарата службы за 2015 год отсутствуют сведения о местонахождении поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг, работ и товаров.
3.3. Согласно бюджетной отчетности Росприроднадзора (форма 0503127) исполнение по источникам финансирования дефицита бюджета через финансовые органы составило (-) 3 138,0 млн. рублей.
Источниками финансирования дефицита бюджета являлись увеличение счетов расчетов по дебетовому остатку счета 1 210 02 0000, которое составило (-) 7 004,4 млн. рублей, и уменьшение счетов расчетов по кредитовому остатку счета 1 304 05 000 - 3 866,4 млн. рублей.
3.4. Бюджетные ассигнования на реализацию бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (приобретение объектов недвижимого имущества) Росприроднадзору в 2015 году не утверждались.
4. Результаты проверки и анализа результативности использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий на выполнение государственных заданий и на иные цели
В 2015 году Росприроднадзором были предоставлены субсидии подведомственным федеральным бюджетным учреждениям по Рз 06 "Охрана окружающей среды" в объеме 721,7 млн. рублей, в том числе:
1. На финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ):
по ПР 03 "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания", ЦСР 1210059, ВР 611 в объеме 697,4 млн. рублей;
по ПР 04 "Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды", ЦСР 1210059, ВР 611 в объеме 10,8 млн. рублей.
2. На иные цели по ПР 03 "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания", ЦСР 1210059, ВР 612 в объеме 13,5 млн. рублей.
В нарушение пункта 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Росприроднадзором несвоевременно утверждено государственное задание для подведомственных федеральных бюджетных учреждений (далее - ФБУ). Так, государственное задание для 13 ФБУ утверждено с опозданием в 26 дней, для 3 ФБУ - с опозданием более чем в два с половиной месяца.
В ходе проверки и анализа выполнения ФБУ государственных заданий установлено достижение всех плановых показателей.
Из выделенных в отчетном году двум ФБУ субсидий на иные цели в объеме 13,5 млн. рублей по состоянию на 31 декабря 2015 года остались неиспользованными 0,1 млн. рублей, или 1,0 % от общего объема субсидий, выделенных на иные цели.
В декабре 2014 года Росприроднадзором утвержден Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Росприроднадзора ФБУ в качестве основных видов деятельности, и утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание ФБУ, находящимися в ведении Росприроднадзора, государственных услуг и на содержание их имущества.
В течение 2015 года в ведомственный перечень вносились изменения, последняя редакция утверждена в октябре 2015 года (Минюстом России документ не согласовывался).
В нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. N 151 Перечень государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, не приведен в соответствие с постановлением до 1 января 2016 года.
Объем остатков средств субсидий на выполнение государственных заданий и на иные цели:
1) по субсидиям на выполнение государственного задания:
на 1 января 2014 года составлял 9,1 млн. рублей, на 31 декабря 2014 года - 3,5 млн. рублей.
Основными причинами образования переходящего остатка средств субсидии в конце 2015 года являются начисление и уплата налога на прибыль и налога на добавленную стоимость за IV квартал (декабрь) отчетного года в текущем финансовом году, уплата налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное социальное страхование с заработной платы работников учреждений в текущем финансовом году, а также закрытие расчетов по товарам (работам, услугам), поставленным (выполненным, оказанным) сторонними организациями в конце отчетного года, в текущем финансовом году;
2) по целевым субсидиям:
на 1 января 2015 года составил 1,6 млн. рублей, на 31 декабря 2015 года - 0,1 млн. рублей.
Указанное свидетельствует, что основная часть субсидий на иные цели, выделенных на 2015 год и перешедших с 2014 года, была использована ФБУ по назначению.
На 2015 год утверждены планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений общим объемом 3 276,4 млн. рублей, в том числе поступления от иной приносящей доход деятельности в сумме 2 568,1 млн. рублей. Всего в 2015 году получено доходов от иной приносящей доход деятельности в сумме 2 329,9 млн. рублей (90,7 %).
Утверждены расходы в сумме 2 676,8 млн. рублей, кассовое исполнение которых составило 2 320,1 млн. рублей, или 86,7 %.
Расходы за счет приносящей доход деятельности, утвержденные планами финансово-хозяйственной деятельности учреждений на 2015 год, составили 2 593,5 млн. рублей, а кассовые расходы - 2 281,5 млн. рублей, или 88 %.
Порядок составления планов финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Росприроднадзору ФБУ не соответствует порядку их составления, утвержденному приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. N 81н.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 6 приказа Минфина России от 2 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" ФБУ "ГосНИИ промышленной экологии" не размещены на официальном сайте www.bus.gov.ru соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и государственное задание на 2015 год.
5. Анализ реализации в отчетном году полномочий участника государственных программ Российской Федерации, анализ исполнения (хода реализации) в отчетном финансовом году государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и федеральных целевых программ, а также федеральных целевых программ, не вошедших в госпрограммы
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) Минприроды России является ее ответственным исполнителем, а Росприроднадзор - одним из ее участников, принимающим участие в реализации мероприятий трех из пяти подпрограмм: "Регулирование качества окружающей среды" (подпрограмма 1); "Биологическое разнообразие России" (подпрограмма 2) и "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы" (подпрограмма 5). Кроме того, в рамках Государственной программы Росприроднадзор является одним из государственных заказчиков федеральной целевой программы "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" (далее - ФЦП "Охрана озера Байкал"), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 847.
Информация для подготовки годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности в 2015 году Государственной программы направлена в Минприроды России с нарушением сроков, установленных пунктом 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (письмо от 12 февраля 2016 г. N АА-03-04-28/2309).
В отчетном году Росприроднадзором реализованы все предусмотренные мероприятия, за исключением основного мероприятия 2.10 "Создание условий для обеспечения охраны объектов животного мира".
Из 12 предусмотренных к исполнению Росприроднадзором показателей не достигнуты установленные значения по трем.
Показатель 5.1 не достигнут по причине обновления большого количества административных регламентов вследствие изменений законодательства.
Показатель 5.3 - в связи с недостаточным объемом ежегодно выделяемых на обучение и повышение квалификации бюджетных средств.
Показатель 5.4 - вследствие низкого уровня заработной платы и текучести кадров в службе, а также разъездного характера работы.
По одному показателю направлены предложения и обоснования по его изменению (показатель 2.11), значение показателя 5.2 "Качество финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, участвующих в реализации госпрограммы" рассчитывается Минфином России, и рейтинги за отчетный год не подведены.
Значения 7 показателей достигнуты с превышением плановых прогнозов.
В 2015 году на реализацию ФЦП "Охрана озера Байкал" предусмотрено 45,0 млн. рублей. Исполнение расходов на приобретение оборудования для проведения контрольно-надзорной деятельности составило практически 100 %. Экономия по итогам торгов составила 23,6 тыс. рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 г. N 1539-р, пунктом 22 части 2 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ Росприроднадзору в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в 2015 году были выделены лимиты бюджетных обязательств в виде субсидии на приобретение жилья в объеме 29,0 млн. рублей.
Проверкой установлено, что в 2015 году единовременные субсидии на приобретение жилого помещения использованы 12 гражданскими служащими.
6. Анализ объемов и объектов незавершенного строительства
По состоянию на 1 января 2015 года на балансе Росприроднадзора находилось 5 объектов незавершенного строительства на сумму 21 716,9 тыс. рублей, а на 1 января 2016 года - 3 объекта на сумму 21 265,4 тыс. рублей. В течение 2015 года Росприроднадзором предпринимались меры по сокращению объемов незавершенного строительства (получение технических документов, передача на баланс иных учреждений, списание и т.д.).
7. Анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженностей по средствам федерального бюджета по состоянию на 1 января и 31 декабря 2015 года
Анализ дебиторской задолженности Росприроднадзора показал ее сокращение на 821,2 млн. рублей, или на 8,0 %. Кредиторская задолженность снизилась на 1 843,1 млн. рублей, или на 27,7 %.
Сведения об объемах кредиторской и дебиторской задолженностей (по бюджетной деятельности) Росприроднадзора в 2015 году представлены в таблице.
(млн. рублей)
Показатель |
на 01.01.2015 |
на 01.01.2016 |
Дебиторская задолженность |
10 253,2 |
9 429,6 |
- просроченная |
189,9 |
1 064,1 |
Кредиторская задолженность |
6 645,0 |
4 801,9 |
Структура дебиторской задолженности по бюджетной деятельности на 1 января 2016 года представлена по следующим бюджетным счетам:
- 1 205 "Расчеты с дебиторами по доходам" - 9 425,0 млн. рублей, или 99,8 % от общей суммы, сложившейся вследствие начисления территориальными органами Росприроднадзора платежей за негативное воздействие на окружающую среду и неоплаты ее плательщиками на 1 января 2016 года;
- 1 206 "Расчеты по выданным авансам" - 31,2 тыс. рублей, или 0,3 %;
- 1 208 "Расчеты с подотчетными лицами" - 1,6 тыс. рублей, что менее 0,1 %. Причина - авансирование командировок в последних числах декабря 2015 года и расходов на оплату стоимости проезда к местам отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера;
- 1 209 "Расчеты по ущербу и иным доходам" - 2,3 тыс. рублей, или менее 0,1 %, что обусловлено недостачами и хищениями в территориальных органах, сложностью взыскания задолженности с виновных лиц;
- 1 303 "Расчеты по платежам в бюджеты" - 4,6 млн. рублей, что также менее 0,1 %.
Структура кредиторской задолженности Росприроднадзора по бюджетной деятельности на 1 января 2016 года представлена по следующим счетам бюджетного учета:
- 1 205 "Расчеты по доходам" 4 603,5 млн. рублей, задолженность образовалась по причине внесения платежей за пользование природными ресурсами до срока их начисления;
- 1 302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" объем кредиторской задолженности составил 141,0 млн. рублей, которая сложилась за счет нехватки бюджетных ассигнований на оплату услуг независимых экспертов по проведению экологической экспертизы. Просроченная кредиторская задолженность составила 11,5 млн. рублей;
- 1 303 "Расчеты по платежам в бюджеты" объем кредиторской задолженности составил 56,9 млн. рублей, которая образовалась вследствие отсутствия бюджетных ассигнований по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды по начислениям на оплату услуг независимых экспертов. Просроченная кредиторская задолженность составила 5,4 млн. рублей;
- 1 304 "Прочие расчеты с кредиторами" задолженность, составившая 0,3 млн. рублей, образовалась вследствие невостребования уволившимися сотрудниками депонированных денежных средств.
8. Анализ подготовки Росприроднадзором нормативных правовых актов, необходимых для реализации федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год, и выполнения статей федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год
Росприроднадзор не имеет полномочий по разработке и утверждению нормативных правовых актов, так как находится в ведении Минприроды России.
Нормы и текстовые статьи Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ исполнены Росприроднадзором в пределах его компетенции в полном объеме.
9. Анализ результатов проверки качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета, в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н "Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета"
В соответствии с Положением об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администратором средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н, Росприроднадзор ежеквартально направлял в Минфин России сведения о принятых нормативных правовых актах в области финансового менеджмента и заполненные таблицы по мониторингу качества финансового менеджмента.
Сведения об оценке качества управления Росприроднадзором государственными финансами в 2015 году представлены в таблице.
Итоговая оценка |
Оценки по группам показателей качества финансового управления государственными финансами |
||||||||
Среднесрочное финансовое планирование |
Исполнение бюджета по доходам |
Исполнение бюджета по расходам |
Уровень дебиторской и кредиторской задолженности |
ФАИП, незавершенное строительство |
Учет и отчетность |
Внутренний финансовый аудит |
Уровень объема финансовых нарушений, выявленных по результатам внешнего государственного финансового контроля |
Выполнение государственных заданий |
|
47 |
6 |
4 |
13 |
6 |
2 |
8 |
2 |
2 |
4 |
В 2015 году в Росприроднадзоре отсутствовал План по повышению эффективности бюджетных расходов на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов.
10. Результаты проверки и анализа эффективности и надежности внутреннего финансового аудита
Внутренний финансовый аудит осуществляется в Росприроднадзоре Управлением экономики и финансов, что не в полной мере обеспечивает функциональную независимость в соответствии с пунктом 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193.
11. Результаты проверки и анализа эффективности и результативности использования федеральной собственности
Проверка состояния учета федерального имущества, закрепленного за Росприроднадзором, его территориальными органами и подведомственными федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и своевременности передачи необходимых сведений об имуществе в территориальные органы Росимущества для учета в реестре федерального имущества показала наличие 591 объекта недвижимого имущества и 136 земельных участков.
В нарушение требований пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", в реестре федерального имущества не учтены 26 объектов федерального имущества (4,4 % от общего количества объектов, подлежащих учету) и 31 земельный участок (22,8 % от их общего числа).
В нарушение требований статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации не осуществлена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования по 29 земельным участкам (21,3 % от общего числа).
12. Анализ выполнения отдельных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в части принятия нормативных правовых актов
В полномочия Росприроднадзора не входит непосредственное решение вопросов социально-экономического развития регионов и в целом Российской Федерации.
В целях реализации положений Основных направлений государственной политики в сфере охраны окружающей среды, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов Росприроднадзор совместно с Минприроды России на постоянной основе принимает участие в выполнении ряда задач, в том числе по обеспечению комплексного государственного надзора за выполнением требований законодательства Российской Федерации, международных норм и правил в области природопользования и охраны окружающей среды; снижению уровня загрязнения поверхностных вод; обеспечению сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира.
13. Анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в ходе исполнения в отчетном году федерального закона о федеральном бюджете и выполнения целей и задач, определенных указами
В отчетном году служба принимала участие в реализации указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущую деятельность.
Целевые показатели для Росприроднадзора указами не определены.
В связи с тем, что Росприроднадзор является федеральной службой, подведомственной Минприроды России, план деятельности, направленный на реализацию указов, в Росприроднадзоре отсутствует.
В рамках реализации подпункта "д" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 в части, касающейся модернизации и инновационного развития экономики, в том числе ускорения социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, Росприроднадзором взята под особый контроль ситуация, связанная с исполнением лицензионных обязательств при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на территории Дальнего Востока и Забайкалья. Ежеквартально проводится анализ данных государственной отчетности, представляемой пользователями недр.
По выявленным фактам несоответствия данных государственной отчетности условиям пользования недрами, предусмотренным в лицензиях, Росприроднадзор ежеквартально докладывал в Правительство Российской Федерации о необходимости проведения контрольно-надзорных мероприятий.
14. Анализ выполнения предложений Счетной палаты, содержащихся в представлениях и информационных письмах, направленных федеральным органам государственной власти по результатам внешней проверки бюджетной отчетности
Проверка показала, что Росприроднадзором своевременно и в полном объеме выполняются предложения Счетной палаты по результатам внешней проверки бюджетной отчетности службы.
15. Оценка эффективности реализации антикоррупционных мер
В нарушение пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10 "О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации" службой не был утвержден порядок сообщения о получении федеральными государственными гражданскими служащими подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа).
Следует отметить признаки коррупционных рисков при организации и проведении государственной экологической экспертизы.
Находящееся на территории Республики Башкортостан ООО "МАСК" за проведением экологической экспертизы в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан не обратилось, а попросило провести экспертизу в центральном аппарате Росприроднадзора.
При этом общественное обсуждение технологии обезвреживания отходов проводилось на территории города Санкт-Петербурга, а материалы для ознакомления были доступны в Республике Башкортостан, что нарушает принцип гласности и учета общественного мнения, предусмотренный статьей 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", и, как следствие, права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации. После прохождения экологической экспертизы ООО "МАСК" обратилось за лицензией на обращение с отходами на территории Республики Башкортостан.
Кроме того, расчет количества источников загрязнения и суммарный выброс загрязняющих веществ приведен на примере модельной площадки, которая находится в промышленной зоне г. Нерчинска Забайкальского края, с использованием компьютерных программ, отсутствует конкретная оценка воздействия на водные ресурсы и растительный мир, что не соответствует требованиям Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539.
В нарушение абзаца второго пункта 4 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, материалы технологии обезвреживания отходов общества приняты на государственную экологическую экспертизу при отсутствии данных по экологическому обоснованию допустимости ее реализации, что не исключает коррупционной составляющей в действиях должностных лиц Росприроднадзора, отвечающих за проведение экологической экспертизы.
При этом необходимо отметить, что в рамках одной технологии заявлены обезвреживание трех различных видов отходов, включая медицинские и биологические виды отходов, нефтесодержащие опасные отходы, а также демеркуризация ртутьсодержащих ламп.
В соответствии с томом 1 Материалов оценки негативного воздействия на окружающую среду предприятие планирует осуществлять деятельность на территории всей Российской Федерации, а заявляемая технология обезвреживания отходов будет использоваться с применением мобильного оборудования, что не соответствует пункту 2 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, по которому государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы.
16. Оценка обоснованности, эффективности и результативности использования средств федерального бюджета при реализации мероприятий по обеспечению информационно-коммуникационными технологиями
План информатизации Росприроднадзора утвержден приказом службы от 1 сентября 2015 г. N 698, то есть на 197 дней позже срока, установленного графиком подготовки планов информатизации (16 февраля 2015 года).
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, финансированию за счет средств бюджетов подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации.
В период с начала отчетного года до утверждения плана информатизации (1 сентября 2015 года) Росприроднадзором допущено расходование средств федерального бюджета без согласованного плана информатизации. По сути, речь идет о необоснованных расходах федерального бюджета, равно как и в случае заключения государственных контрактов до утверждения плана.
В отсутствие утвержденного плана информатизации Росприроднадзором заключено 13 государственных контрактов на сумму 44 128,7 тыс. рублей.
Всего до утверждения плана информатизации службы необоснованно израсходовано 36 301,0 тыс. рублей.
17. Выводы
1. Результаты проверки свидетельствуют о низком качестве планирования и прогнозирования Росприроднадзором администрируемых доходов. Фактический объем доходов федерального бюджета в 2014 году составил 7 004,4 млн. рублей, или 106,6 % от первоначального прогноза (6 571,2 млн. рублей) и 127,3 % от уточненного прогноза (5 501,9 млн. рублей).
2. Порядок отнесения на забалансовый счет задолженности неплатежеспособных дебиторов, признаваемой нереальной (безнадежной) к взысканию, утвержденный приказом Росприроднадзора от 26 декабря 2013 г. N 814, не соответствует статье 47.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части признания задолженности по платежам в бюджет нереальной к взысканию по истечении срока исковой давности.
3. В случае наличия правовой определенности в вопросе отнесения сожженного сланца к опасным отходам, ввоз которых на территорию Российской Федерации подлежит государственному регулированию, в доход федерального бюджета в 2015 году могло поступить 46,5 млн. рублей (расчетно).
4. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" внесены изменения в Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" и в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", согласно которым предусмотрено взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ только стационарными видами источников. При этом изменения в Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" вступают в силу с 1 января 2015 года, а в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" - с 1 января 2016 года. Сложившаяся правовая коллизия привела к сокращению поступлений в доход федерального бюджета. Так, в отчетном году в федеральный бюджет поступило 59 009,2 тыс. рублей от платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, тогда как в 2014 году - 76 978,0 тыс. рублей.
При этом в текущем году возможно обращение плательщиков за возвратом уплаченных в 2015 году денежных средств, вследствие чего из средств федерального бюджета может быть возвращено до 59 009,2 тыс. рублей.
5. Кассовое исполнение расходов по главе 048 за 2015 год составило 3 866,4 млн. рублей, или 99,2 % от доведенных лимитов бюджетных обязательств (3 898,2 млн. рублей).
6. Бюджетная отчетность Росприроднадзора за 2015 год в целом достоверна. Бюджетная отчетность Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан по доходам федерального бюджета (форма 0503169) искажена: не содержит сведений об объемах просроченной дебиторской задолженности по состоянию на 1 января 2016 года.
7. Внутренний финансовый аудит, предусмотренный частью 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 28 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, осуществляется в Росприроднадзоре Управлением экономики и финансов, что не в полной мере обеспечивает функциональную независимость.
8. Предложения Счетной палаты, содержащиеся в представлениях, направленных в Росприроднадзор по результатам проведенных в 2015 году контрольных мероприятий, выполнены в полном объеме.
9. В ходе проведения проверки установлены нарушения требований:
части 2 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации по ведению реестра закупок центрального аппарата Росприроднадзора за 2015 год;
пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации в части отсутствия государственной регистрации права постоянного пользования на земельные участки, находящиеся на балансе подведомственных учреждений;
пункта 14 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447, в части учета в реестре федерального имущества земельных участков и объектов государственной собственности, находящихся на балансе подведомственных учреждений;
пункта 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, в части своевременного утверждения государственных заданий для подведомственных федеральных бюджетных учреждений;
пункта 6 приказа Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н "Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта" в части отсутствия соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение государственного задания на 2015 год ФБУ "ГосНИИ промышленной экологии";
пунктов 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10 в части отсутствия утвержденного порядка сообщения о получении федеральными государственными гражданскими служащими подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа).
10. В нарушение абзаца второго пункта 4 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, материалы технологии обезвреживания отходов общества с ограниченной ответственностью "Медицинский аудит, сервис и консалтинг" приняты Росприроднадзором при отсутствии данных по экологическому обоснованию допустимости ее реализации, конкретных расчетов загрязнения и протоколов испытаний.
В рамках одной технологии заявлено обезвреживание абсолютно разных видов отходов, а деятельность предприятия предполагается осуществлять на территории всей Российской Федерации, что не соответствует пункту 2 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698, по которому экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы.
18. Предложения
1. Направить Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Направить представление Счетной палаты Российской Федерации Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
3. Направить обращение Счетной палаты Российской Федерации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заключение Счетной палаты РФ от 26 мая 2016 г. N ЗКМ-14/09-04 о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 год в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 13 мая 2016 г. N 22К (1097), п. 12))
Опубликование:
-