В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьёй 45 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":
утвердить прилагаемое Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Ульяновской области.
Исполняющий обязанности руководителя |
А.В. Жданов |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Агентства
ветеринарии Ульяновской области
от 04.12.2020 N 451-р
Руководство
по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Ульяновской области
I. Общие положения
В 2018 году принят Федеральный закон 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об ответственном обращении с животными), положениями которого устанавливаются обязательные требования к содержанию и использованию животных без владельцев, домашних и служебных животных.
Контроль соблюдения обязательных требований в области обращения с животными осуществляется в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Ульяновской области, разработано в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии со статьей 19 Закона об ответственном обращении с животными государственный надзор в области обращения с животными осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, федерального государственного экологического надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы полномочия на осуществление федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области охраны и использования, особо охраняемых природных территорий регионального значения, уполномоченными в области ветеринарии органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Организация и проведение контрольно-надзорных мероприятий в области обращения с животными на территории Ульяновской области регламентируются постановлением Правительства Ульяновской области от 23.03.2020 N 125-П "Об утверждении Порядка организации и осуществления исполнительными органами государственной власти Ульяновской области государственного надзора в области обращения с животными" (далее - Порядок осуществления государственного надзора в области обращения с животными).
Подпунктом 2 пункта 3 Порядка осуществления государственного надзора в области обращения с животными, контроль за соблюдением обязательных требований в области обращения с домашними, служебными животными и животными без владельцев на территории Ульяновской области осуществляется Агентством ветеринарии Ульяновской области (далее - Управление ветеринарии).
При этом под государственным надзором в области обращения с животными понимается деятельность органа государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации, Ульяновской области и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными к содержанию и использованию животных без владельцев, домашних и служебных животных.
Субъектами, в отношении которых осуществляется государственный надзор, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые осуществляют деятельность по обращению с животными без владельцев, домашними и служебными животными.
Объектами при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными являются животные без владельцев, домашние и служебные животные. Требования Закона об ответственном обращении с животными не применяются к отношениям в области охраны и использования животного мира, отношениям в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, отношениям в области аквакультуры (рыбоводства), отношениям в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отношениям в области содержания и использования сельскохозяйственных животных и отношениям в области содержания и использования лабораторных животных.
II. Требования к содержанию и использованию животных
2.1. Общие требования к содержанию животных.
При содержании животных их владельцы должны:
- обеспечить надлежащий уход за животными;
- обеспечить своевременное оказание животным ветеринарной помощи и своевременно осуществлять обязательные профилактические ветеринарные мероприятия;
- принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства у животных;
- предоставлять животных по месту их содержания по требованию органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок;
- осуществлять обращение с биологическими отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного.
2.2. Особые условия, обеспечивающие защиту людей от угрозы причинения вреда их жизни и здоровью животными.
При обращении с животными не допускаются:
- содержание и использование животных, включенных в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 795 "Об утверждении перечня животных, запрещенных к содержанию". Данный запрет не распространяется на случаи содержания и использования таких животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах или в качестве служебных животных, содержания и использования объектов животного мира в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания либо диких животных в неволе, которые подлежат выпуску в среду их обитания, а также на иные случаи, установленные Правительством Российской Федерации;
- натравливание животных на людей, за исключением случаев необходимой обороны, использования служебных животных в соответствии с законодательством Российской Федерации или дрессировки собак кинологами.
Организаторы мероприятий, в которых осуществляется использование животных в культурно-зрелищных целях, обязаны обеспечивать безопасность людей.
2.3. Защита животных от жестокого обращения.
Законом об ответственном обращении с животными установлено, что животные должны быть защищены от жестокого обращения, то есть обращения, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии.
При осуществлении деятельности по обращению с животными, а также при совершении других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье, не допускаются:
- проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
- натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
- отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;
- торговля животными вне мест, специально отведенных для этого;
- организация и проведение боев животных;
- организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;
- кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 N 1937 "Об утверждении требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию".
Законом об ответственном обращении с животными запрещена пропаганда жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с животными.
Запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.
2.4. Требования к содержанию домашних животных.
При содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные.
Не допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2019 N 961 "Об утверждении перечня случаев, при которых допускается использование домашних животных в предпринимательской деятельности".
Выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.
При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:
- исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;
- обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;
- не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоАгентства# для выгула животных.
С 1 января 2020 года запрещен выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей ее владельцу на праве собственности или ином законном основании. О наличии такой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 N 974 утвержден Перечень потенциально опасных собак.
Предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется, исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
2.5. Требования к содержанию и использованию служебных животных.
Законом об ответственном обращении с животными установлены требования к содержанию и использованию служебных животных. Служебные животные, дальнейшее использование которых в служебных целях (в том числе для обеспечения учебного процесса) невозможно, передаются на возмездной или безвозмездной основе новым владельцам. Информация о передаче животных размещается владельцами служебных животных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и опубликовывается в средствах массовой информации.
В случае если служебные животные не переданы новым владельцам в трехмесячный срок, их дальнейшие содержание и использование осуществляются в соответствии с требованиями к содержанию и использованию служебных животных, регламентируемыми Законом об ответственном обращении с животными, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.
2.6. Организация деятельности приютов для животных и требования, предъявляемые к содержанию животных в приютах для животных.
Требования, предъявляемые к организации деятельности приютов для животных, определены Законом об ответственном обращении с животными, регламентированы постановлением Правительства Ульяновской области от 03.04.2020 N 154-П "Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ульяновской области".
Приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности, на которых владельцы отказались. В приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.
Приюты для животных могут быть государственными, муниципальными, а также частными. Владельцами частных приютов для животных могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.
В отношении животных, находящихся в приютах, владельцы приютов для животных и уполномоченные ими лица несут обязанности как владельцы животных.
2.6.1.Требования к размещению приютов для животных.
Приюты должны располагать, вольерами, клетками, будками и иными сооружениями для содержания животных, площадкой для выгула собак, карантинным помещением, ветеринарным пунктом или помещением, предназначенным для лечения животных в условиях стационара, бытовым помещением для обслуживающего персонала, помещением для хранения опилок, сена или другого подстилочного материала, инвентаря.
Помещения приюта должны соответствовать требованиям к температурно-влажностному режиму, освещенности, вентиляции, водоснабжению и водоотведению, установленным РД-АПК 1.10.07.03-14 "Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию ветеринарных объектов для городских поселений и других муниципальных образований".
Размеры площадки для выгула собак должны быть достаточными для выгула в течение суток всех животных, содержащихся в приюте.
Помещения для кошек должны состоять из крытой утепленной части и примыкающей к ней площадки для выгула животных либо представлять собой помещения с окнами, оборудованные клетками или вольерами группового содержания.
Карантинное помещение располагается в отдельном помещении, оборудованном изолированными отсеками либо клетками, исключающими возможность физического контакта между животными.
Площадь изолированных отсеков либо клеток должна составлять:
1) для собак от 25 кг и крупнее - не менее 2 м 2;
2) собак до 25 кг - не менее 1 м 2;
3) кошек - не менее 0,5 м 2.
Ветеринарный пункт должен располагаться в отдельном помещении. Ветеринарный пункт должен соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям.
В ветеринарном пункте должны быть предусмотрены кабинет специалиста в области ветеринарии и операционное помещение.
Ветеринарный пункт должен быть обеспечен необходимым количеством лекарственных препаратов для ветеринарного применения, ветеринарных инструментов, расходных материалов, используемых для осуществления ветеринарных мероприятий.
Помещение, предназначенное для лечения животных в условиях стационара, располагается в отдельном отапливаемом помещении, оборудованном изолированными отсеками или клетками, исключающими возможность физического контакта между животными.
Штатная численность сотрудников приюта определяется в зависимости от количества содержащихся в приюте животных и видов работ, выполняемых в приюте.
Владелец приюта или уполномоченное им лицо для осуществления деятельности по содержанию животных в приюте может привлекать некоммерческие организации, деятельность которых направлена на защиту животных, добровольцев (волонтеров).
Ветеринарное обслуживание животных в приюте осуществляется собственной ветеринарной службой либо сторонней ветеринарной организацией, специалистами в области ветеринарии, с которыми заключаются договоры на ветеринарное обслуживание.
Правила поведения посетителей приюта, добровольцев (волонтеров), а также приема гуманитарной помощи от посетителей приюта размещаются на стендах при входе в приют.
Добровольцы (волонтеры) имеют право посещать приюты независимо от формы собственности приюта для животных в соответствии с правилами, установленными владельцем приюта или уполномоченным им лицом для животных, в часы, установленные режимом работы приютов, за исключением дней, когда проводится санитарная обработка или дезинфекция помещений приюта.
Входы в карантинное помещение, ветеринарный пункт, помещения, предназначенные для лечения животных в условиях стационара, иные предназначенные для содержания животных помещения оборудуются дезинфекционными ковриками, пропитанными дезинфицирующим раствором.
Размер входов в карантинное помещение, ветеринарный пункт, помещения, предназначенные для лечения животных в условиях стационара, иные предназначенные для содержания животных помещения должен составлять не менее 2 м в высоту и 90 см в ширину.
Размеры проходов между вольерами, клетками, будками и иными сооружениями должны составлять не менее 1 м.
Владелец приюта или уполномоченное им лицо обязан обеспечить владельцам потерявшихся животных или лицам, уполномоченным владельцами таких животных, возможность поиска животных путем осмотра содержащихся в приютах животных.
Сотрудники приюта обязаны предоставить животных по месту их содержания по требованию должностных лиц органов государственного надзора в области обращения с животными при проведении ими проверок.
2.6.2. Порядок поступления животных в приют для животных.
Животные могут быть приняты в приют для животных от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих отлов животных без владельцев (далее - лица, осуществляющие отлов животных), и граждан.
Сведения о поступлении животного в приют и совершаемых с ним в приюте действиях отражаются в учетном документе - карточке учета животного. Карточка учета составляется на каждое поступившее в приют животное.
Поступившие в приют животные подлежат карантинированию, вакцинации, дегельминтизации, стерилизации и маркированию, сведения о чем отражаются в карточке учета.
Учет поступивших в приют животных осуществляется в журнале движения животных в приюте для животных.
При поступлении животного в приют владелец приюта или уполномоченное им лицо организуют осмотр животного специалистом в области ветеринарии, сведения о результате которого отражаются в карточке учета.
В случае необходимости прекращения не переносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, такие животные после осмотра специалиста в области ветеринарии подлежат умерщвлению.
Процедура умерщвления должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
Умерщвление животного отражается в акте, составленном по форме, установленной постановлением Правительства Ульяновской области от 03.04.2020 N 154-П.
Срок содержания животных в приюте составляет 15 дней. По истечении срока содержания животные подлежат возврату на прежние места их обитания либо передаются новым владельцам.
Животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах, подлежат возврату владельцам. Владелец приюта или уполномоченное им лицо принимают меры по информированию владельца животного об отлове животного любым доступным способом не позднее 3 дней со дня поступления животного в приют.
Возврат животных, имеющих на ошейниках или иных предметах сведения о владельцах, их владельцам осуществляется при условии предъявления документов или иных доказательств, подтверждающих право собственности или иное законное основание, на котором животное принадлежит лицу (родословная, ветеринарный паспорт и т.п.).
Выбытие животного из приюта (в том числе в результате смерти животного) отражается в карточке учета.
Сведения (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) о каждом из поступивших в приют животном размещаются сотрудниками приюта для животных на официальном сайте приюта либо ином предназначенном для размещения указанной информации сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 3 дней со дня поступления соответствующего животного в приют.
Карточки учета и акты оформляются на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов. Срок хранения учетных документов - три года.
2.6.3. Содержание животных в приютах для животных.
Ежедневное содержание животных в приюте включает в себя мероприятия по кормлению, поению, выгулу животных и уходу за ними, а также мероприятия по уборке, дезинфекции, дезинсекции и дератизации помещений приюта, вольеров, клеток, будок и иных сооружений, посуды для животных и инвентаря.
Кормление животных в приюте должно осуществляться регулярно в зависимости от породы, веса, возраста, состояния животного.
Каждое животное должно быть обеспечено индивидуальной поилкой. Смена воды должна осуществляться не реже 1 раза в сутки.
Каждое животное должно быть обеспечено индивидуальной миской для корма. Кормление взрослых собак осуществляется не реже одного раза в сутки, взрослых кошек - не реже двух раз в сутки, кормление щенков и котят должно осуществляться в зависимости от их возраста, но не реже 1 раза в сутки. Рацион и норма кормления каждого животного должны соответствовать физиологическим и половозрелым потребностям животного, его видовым и породным особенностям, физиологическому состоянию и состоянию здоровья животного.
Собак необходимо выгуливать не менее двух раз в день, молодняк и кормящих/щенных сук - не менее трех раз в день.
Уборку помещений, вольеров, клеток, будок и иных сооружений и территории приюта следует проводить ежедневно.
Животные в приюте могут содержаться как в индивидуальных, так и в групповых вольерах и клетках. Запрещается совместное содержание разнополых половозрелых не стерилизованных животных.
Площади вольеров, клеток, будок для содержания одного животного должны составлять:
1) для собак от 25 кг и крупнее - не менее 2,5 м 2;
2) собак до 25 кг - не менее 1,5 м 2;
3) кошек - не менее 0,8 м 2.
Предельное количество животных, содержащихся в приюте (в том числе в тех случаях, когда приюты специализируются на содержании в них животных разных видов), составляет не более 600 голов единовременного содержания.
3. Требования к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев
На территории Ульяновской области действует Положение о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ульяновской области, утвержденное постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2019 N 740-П.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Организация мероприятий по обращению с животными без владельцев на территории муниципальных образований Ульяновской области осуществляется органами местного самоАгентства# городских округов, муниципальных округов и сельских поселений Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 07.10.2010 N 158-ЗО "О наделении органов местного самоАгентства# муниципальных районов и городских округов Ульяновской области государственными полномочиями Ульяновской области по организации на территории Ульяновской области мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".
Организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют местные администрации муниципальных районов (городских округов) Ульяновской области, наделенные государственными полномочиями Ульяновской области по организации проведения на территории Ульяновской области мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев в целях защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
3.1. Общие положения деятельности по обращению с животными без владельцев.
Деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях:
- предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев;
- предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц;
- гуманного отношения к животным без владельцев;
- предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания;
- оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии;
- возврата потерявшихся животных их владельцам.
Отлову подлежат животные, находящиеся на улицах, в иных общественных местах и в среде обитания объектов животного мира без сопровождающего лица, за исключением стерилизованных животных без владельцев, имеющих неснимаемые или несмываемые метки, кроме животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность в отношении других животных или человека.
Мероприятия по отлову животных без владельцев осуществляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, определенными уполномоченным органом в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - бригады по отлову).
Мероприятия по отлову животных без владельцев осуществляются в соответствии с графиками их осуществления, формируемыми (корректируемыми) бригадами по отлову на основе поступивших заявок граждан и организаций, а также сообщений медицинских организаций и организаций, подведомственных Агентству ветеринарии Ульяновской области, содержащих сведения о фактах причинения животными без владельцев вреда здоровью людей и животных. При этом в процессе формирования (корректировки) указанных графиков в приоритетном порядке рассматриваются заявки и сообщения, содержащие требования об отлове животных без владельцев в местах, находящихся вблизи детских или спортивных площадок, в границах территорий образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций общественного питания или прилегающих к ним территорий.
Отлов животных без владельцев осуществляется с применением способов и технических приспособлений, не приводящих к увечьям, травмам или гибели животных.
Основным методом отлова животных без владельцев является метод иммобилизации (временной парализации), который заключается в обездвижении животного без владельца в результате его поражения метаемым из пневматического оружия снаряжением, содержащим специальные средства, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством. Порядок учета расходуемых специальных средств определяется бригадами по отлову.
Отлов животных без владельцев также осуществляется с применением иных методов, предполагающих использование лекарственных препаратов для ветеринарного применения, иных веществ, а также технических приспособлений, не приводящих к увечьям, травмам или гибели животных.
О датах и времени начала и окончания осуществления мероприятий по отлову животных без владельцев население должно быть проинформировано бригадами по отлову не позднее чем за три дня до даты начала указанных мероприятий через средства массовой информации, за исключением случаев, когда такие мероприятия должны осуществляться незамедлительно в связи с причинением животными без владельцев вреда здоровью людей и животных или возникновением угрозы причинения такого вреда.
При осуществлении мероприятий по отлову животных без владельцев в неблагополучных по бешенству животных пунктах, а также в случаях, связанных с причинением животными без владельцев вреда здоровью людей, бригады по отлову руководствуются требованиями пункта 5.6 раздела 5 Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96 и пунктом 7.2 раздела 7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей".
К непосредственному осуществлению деятельности, связанной с отловом животных без владельцев, допускаются лица, не состоящие на учете в медицинских организациях в связи с наличием у них наркологических и (или) психоневрологических заболеваний и прошедшие инструктаж по охране труда в связи с осуществлением данной деятельности (далее - ловцы).
Ловцы обязаны соблюдать принципы гуманного отношения к животным и общепринятые нормы нравственности.
Ловцы и водители автотранспортных средств, на которых осуществляется транспортировка животных без владельцев, подлежат иммунизации против бешенства.
Перед отловом животного без владельца ловец обязан убедиться в отсутствии сопровождающего животного лица.
Ловцам категорически запрещается:
1) производить отлов животных без владельцев в присутствии несовершеннолетних, за исключением случаев, если животные без владельцев представляют общественную опасность;
2) присваивать себе отловленных животных без владельцев, продавать или передавать их гражданам и организациям на основании гражданско-правового договора или иным способом;
3) превышать рекомендуемую инструкцией по применению лекарственного препарата для ветеринарного применения дозировку специальных средств, достаточную для временной иммобилизации;
4) при отлове животных методом иммобилизации вести стрельбу по неясно видимой цели (в кустах, при плохом освещении и т.д.), вдоль узких пространств, стрельбу на расстоянии более 10 метров от цели, стрельбу из транспортных средств, стрельбу не перпендикулярно плоскости цели для недопущения рикошета метаемого снаряжения от скользящего соприкосновения с целью, а также стрельбу в направлении, в котором находятся люди;
5) жестоко обращаться с животными без владельцев при их отлове.
Бригады по отлову обязаны:
1) вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев;
2) предоставлять в уполномоченный орган копии видеозаписи процесса отлова животных без владельцев в срок, установленный уполномоченным органом;
3) осуществлять транспортировку животных без владельцев в приюты на специально оборудованных для размещения животных автотранспортных средствах с использованием средств и приемов, исключающих травмирование или гибель животных;
4) передавать животных, имеющих на ошейниках или иных предметах (в том числе чипах, метках) сведения об их владельцах, владельцам в срок, установленный уполномоченным органом;
5) осуществлять возврат не проявляющих немотивированной агрессивности животных без владельцев на прежние места обитания после завершения в приюте для животных мероприятий по их стерилизации, мечению, карантинированию, лечению, вакцинации;
6) осуществлять транспортировку животных без владельцев, содержавшихся в приюте, к месту прежнего обитания;
7) вести видеозапись процесса возврата животных без владельцев к месту прежнего обитания;
8) предоставлять копию видеозаписи процесса возврата животных без владельцев к месту прежнего обитания по требованию уполномоченного органа в срок, установленный уполномоченным органом;
9) вести учет количества животных без владельцев, отловленных и транспортированных в приюты, животных без владельцев, возвращенных на прежние места обитания, а также хранение учетных сведений и видеозаписей процесса отлова животных без владельцев и возврата их к месту прежнего обитания;
10) представлять в уполномоченный орган сведения об объеме выполненных работ (в соответствии с данными учета количества животных без владельцев, отловленных и транспортированных в приюты, а также животных без владельцев, возвращенных на прежние места обитания) в срок, установленный уполномоченным органом.
Автотранспортные средства, на которых осуществляется транспортировка отловленных животных, должны быть оборудованы изолированным от кабины отсеком для транспортировки животных без владельцев, питьевой водой и кормом для животных, аптечкой для оказания экстренной помощи человеку, а также животным без владельцев с набором лекарственных препаратов для ветеринарного применения, укомплектовано набором ошейников, поводков, намордников (для их применения в случае необходимости).
На автотранспортном средстве, на котором осуществляется транспортировка животных, должна быть размещена надпись, содержащая сведения о юридическом лице (наименование и контактные данные) или индивидуальном предпринимателе (фамилия, имя, отчество (при наличии), осуществляющих мероприятия по отлову.
Максимальное количество перевозимых на автотранспортном средстве животных без владельцев определяется исходя из того, что на одно животное весом 20 кг должно приходиться не менее 0,6 кв. м площади отсека автотранспортного средства.
Предельное время транспортировки животных не может превышать 5 часов, а максимальное расстояние их транспортировки не может превышать 300 км.
При размещении животных в транспортном средстве допускается размещать в одной клетке (отсеке):
нескольких животных одного вида и одинакового размера, не проявляющих агрессию по отношению друг к другу;
суку с ее щенками;
кошку с ее котятами;
щенков;
котят.
Размер клетки (отсека) для размещения животных при их транспортировке должен обеспечивать возможность принятия животным естественного положения, в том числе возможность ложиться и вставать. При размещении нескольких животных в одной клетке (отсеке) должна быть обеспечена возможность вставать и ложиться всем животным одновременно без причинения вреда друг другу.
4. Государственный надзор в области обращения с животными
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области обращения с животными должностные лица Агентства ветеринарии, уполномоченные на осуществление государственного надзора в области обращения с животными на территории Ульяновской области, имеют право:
- запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
- проверять соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, составлять по результатам проверок соответствующие акты;
- в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения данными организациями требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
- выдавать юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;
- пресекать правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
- изымать у граждан животных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- в случае если в ходе мероприятий по надзору выявляются нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными, в акте проверки делается соответствующая запись, акт и материалы проверки направляются в уполномоченные органы для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел по признакам преступлений.
5. Ответственность за нарушение обязательных требований при осуществлении деятельности в области обращения с животными
При обнаружении в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Агентства ветеринарии Ульяновской области от 4 декабря 2020 г. N 451-р "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается при осуществлении государственного надзора в области обращения с животными на территории Ульяновской области"
Вступает в силу не ранее дня, следующего за днем официального опубликования
Опубликование:
-