Решение Алтайского краевого суда от 1 декабря 2022 г. N 3а-1452/2022
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Л.-Л." к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края об оспаривании в части нормативного правового акта, установил:
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее Минприроды Алтайского края) от 21 ноября 2018 года N 1816 утвержден лесохозяйственный регламент Лебяжинского лесничества Алтайского края (далее - Лесохозяйственный регламент). Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 22 ноября 2018 года.
Приказом Минприроды Алтайского края от 21 июля 2020 года N 839 в приказ от 21 ноября 2018 года N 1816 внесены изменения, на официальном интернет-портале правовой информации он опубликован 22 июля 2020 года.
22 мая 2022 года Минприроды Алтайского края принят приказ N 549 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 ноября 2018 года N 1816", в соответствии с которым Лесохозяйственный регламент изложен в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу. Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 27 мая 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Л.-Л." (далее - ООО "Л.-Л.", Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением, требуя с учетом уточнения признать недействующим Лесохозяйственный регламент (в редакции приказа от 26 мая 2022 года N 549) в части столбца 9 "рубка единичных деревьев" и столбца 10 "итого" Таблицы 8 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесина) в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при уходе за лесами" Раздела 1 "Нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины" Главы II "Нормативы, параметры и сроки использования лесов, требования по охране, защите и воспроизводству лесов", со дня вступления в законную силу приказа от 26 мая 2022 года N 549. В обоснование заявленных требований указано, что Общество осуществляет использование лесных участков для заготовки древесины на территории Лебяжинского лесничества Алтайского края на основании договора аренды от 22 ноября 2008 года N П-16/1. В соответствии с частью 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации ООО "Л.-Л." обязано исполнять требования, содержащиеся в лесохозяйственных регламентах. Оспариваемый нормативный правовой акт не содержит цифровых значений для рубок единичных деревьев как по площади, так и по объему. Таким образом, расчетная лесосека по рубкам ухода за лесом установлена без учета рубок единичных деревьев. Вместе с тем, в данной части Лесохозяйственный регламент противоречит положениям статей 2, 23.1, 27, 29, 61, 64, 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации; пунктам 7 и 11 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка и разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденных приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года N 72; пунктам 3, 4, 7, 2.1 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослесхоза от 27 мая 2011 года; пунктам 10 и 23 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 534, пунктам 70 и 89 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122. Оспариваемым нормативным правовым актом введены неправомерные ограничения на проведение рубок единичных деревьев, что выходит за рамки полномочий, предоставленных административному ответчику статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Наличие в Лесохозяйственном регламенте вышеуказанных ограничений влечет снижению объема заготовки древесины, предусмотренного договором аренды, и убытки в виде арендной платы, вносимой независимо от фактического использования лесного участка (т. 1 л.д. 3-6, 114).
В судебном заседании представитель административного истца Б.М.В. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, ссылаясь на также на доводы, приведенные в письменных объяснениях (т. 1 220-225); представитель Минприроды Алтайского края С.Е.С. просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях и объяснениях (т. 1 л.д. 73-83, т. 3).
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном порядке. При этом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) представлены письменные пояснения относительно административного иска.
На основании статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело при имеющейся явке.
Выслушав представителей сторон, показания свидетелей и заключение прокурора, полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.1.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года N 152, утверждение лесохозяйственных регламентов на территории Алтайского края отнесено к полномочиям министерства.
Минприроды Алтайского края образовано в соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 17 августа 2016 года N 92 "О структуре органов исполнительной власти Алтайского края" и входит в структуру органов исполнительной власти Алтайского края согласно Указу Губернатора Алтайского края от 16 октября 2018 года N 156.
Приказ Минприроды Алтайского края от 21 ноября 2018 года N 1816 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Лебяжинского лесничества Алтайского края", приказ Минприроды Алтайского края от 21 июля 2020 года N 839 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21.11.2018 N 1816" и приказ Минприроды Алтайского края от 26 мая 2022 года N 549 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21.11.2018 N 1816" опубликованы в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона Алтайского края от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 ноября 2018 года, 22 июля 2020 года и 27 мая 2022 года соответственно.
Нарушений требований к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, установленных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", Уставом Алтайского края (статья 86) и законом Алтайского края "О правотворческой деятельности" от 09 ноября 2006 года N 122-ЗС (статьи 28, 30, 33, 36), судом при рассмотрении дела не установлено, по данным основаниям нормативный правовой акт не оспаривается.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 128, части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениям пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Как следует из материалов дела, между Управлением лесами Алтайского края и ООО "Л.-Л." 22 декабря 2008 года заключен договор аренды лесных участков N П-16/1 для заготовки древесины в Лебяжинском лесничестве Алтайского края. Приложением N 4 к договору аренды (в редакции дополнительного соглашения от 24 декабря 2018 года N 17) установлен ежегодный объем рубок единичных деревьев - 4,4 тыс. кбм. При этом размер арендной платы рассчитан из общего ежегодного объема пользования, включая рубку единичных деревьев.
При таких обстоятельствах ООО "Л.-Л.", являясь лицом, в отношении которого применен оспариваемый нормативный правовой акт, с учетом положений статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе оспорить вышеприведенные положения Лесохозяйственного регламента.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд установил следующее.
В силу пункта 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.
Согласно части 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Исходя из положений части 7 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в частности приказом Минприроды Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (далее - Состав лесохозяйственных регламентов).
В соответствии с пунктом 11 Состава лесохозяйственных регламентов основой для разработки лесохозяйственного регламента являются сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, материалы лесоустройства лесничества, материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования.
Глава 2 лесохозяйственного регламента должна содержать, в том числе, нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины, включающие: расчетную лесосеку (ежегодный допустимый объем изъятия древесины) для осуществления рубок средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждениях при уходе за лесами (таблица 8 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений).
Содержание расчетной лесосеки, приведенной в таблице 8 "Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия древесина) в средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при уходе за лесами" Раздела 1 "Нормативы, параметры и сроки использования лесов для заготовки древесины" Главы II "Нормативы, параметры и сроки использования лесов, требования по охране, защите и воспроизводству лесов" Лесохозяйственного регламента позволяет констатировать, что в оспариваемой части его состав соответствует вышеуказанным нормам и не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отсутствие в столбце 9 данной таблицы цифровых значений для рубки единичных деревьев обусловлено изменением законодательства, регулирующего лесные отношения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов). Если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок: 1) спелых, перестойных лесных насаждений; 2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при осуществлении мероприятий по сохранению лесов; 3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14, 21 и 21.1 настоящего Кодекса, для выполнения работ, предусмотренных статьей 68.3 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 23.1 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
Уход за лесами является частью воспроизводства лесов и представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 61 и часть 3 статьи 64 лесного кодекса Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 года N 626 утверждены Правил ухода за лесами, действовавшие до 01 января 2021 года, в пункте 10 которых предусматривалось, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями: в том числе, рубки осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород; рубки прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков; рубки единичных деревьев, в том числе семенников, выполнивших свою функцию, должна осуществляться при рубках осветления, рубках прочистки, а также выполняться как отдельное мероприятие, если она не проводилась в процессе рубок осветления, рубок прочистки.
С 01 января 2021 года в Российской Федерации действуют Правила ухода за лесами (далее - Правила ухода за лесами), утвержденные приказом Минприроды России от 30 июля 2020 года N 534, установившие, что в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются следующие виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями: в том числе, а) рубки осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород; б) рубки прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев целевой или целевых древесных пород, а также на продолжение формирования породного и качественного состава молодняков; к) рубки единичных деревьев, в том числе семенников, выполнивших свою функцию, должна осуществляться при рубках осветления, рубках прочистки.
Таким образом, Правила ухода за лесами устанавливают порядок осуществления мероприятий по уходу за лесами во всех лесных районах Российской Федерации и не предусматривают выполнение рубок единичных деревьев как отдельное мероприятие.
В Порядке внесения изменений в лесохозяйственные регламенты, утвержденном приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года N 72, закреплено, что внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случае принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений (пункт 16).
Следовательно, отсутствие в столбце 9 данной таблицы цифровых значений для рубки единичных деревьев не противоречит лесному законодательству и нормативным правовым актам, регулирующим лесные отношения.
Ссылка ООО "Л.-Л." на положения пунктов 70 и 89 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, данные выводы не опровергает.
В силу пункта 23 Правил ухода за лесами, семенники, выполнившие свою функцию, единичные деревья, оставшиеся на лесосеке от вырубленного древостоя (далее - единичные деревья), если сохранение их нежелательно, должны вырубаться при первых приемах рубок ухода. Запас древесины этих деревьев при определении интенсивности рубок ухода в молодняках учитываться не должен.
Следовательно, с учетом положений подпункта "к" пункта 10 Правил ухода за лесами, рубка единичных деревьев может производиться: при проведении рубок ухода в молодняках (осветления и прочистки), при проведении первых приемов иных рубок ухода (например, прореживания и проходные рубки).
При таких обстоятельствах, утверждение административного истца об изменении Минприроды Алтайского края содержания федеральных норм и установлении неправомерных ограничений на проведение рубок безосновательно.
Доводы Общества о том, что Порядком исчисления расчетной лесосеки, утвержденным приказом Рослесхоза от 27 мая 2011 года N 191, установлен закрытый перечень критериев и характеристик лесных насаждений, не подлежащих включению в расчетную лесосеку, а также о том, что исходными данными для исчисления расчетной лесосеки являются материалы лесоустройства, содержащие сведения о площадях и запасах древесины, не содержат оснований для признания регионального нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим, при том, что пунктом 6 указанного Порядка допускается изменение расчетной лесосеки при внесении внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества.
В связи с изложенным, суд признает Лесохозяйственный регламент в оспариваемой части соответствующим иным нормативным правовым актам, имеющему большую юридическую силу, что согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет принятие решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
отказать в удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью "Л.-Л." к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края об оспаривании в части лесохозяйственного регламента Лебяжинского лесничества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 ноября 2018 года N 1816 (в редакции приказа от 26 мая 2022 года N 549).
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено 09 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 1 декабря 2022 г. N 3а-1452/2022
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании