г. Краснодар |
|
06 сентября 2013 г. |
Дело N А32-509/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Алексис", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2013 (Гречко О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 (судьи Захарова Л.А., Сулименко О.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-509/2013, установил следующее.
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд к Территориальному управлению агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее - территориальное управление) с заявлением, в котором просила обязать территориальное управление принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 площадью 276 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Молокова, 24а, в муниципальную собственность г. Сочи.
Требования основаны на нормах Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"" (далее - Закон N 244-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Алексис" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 площадью 276 кв. м, расположенный во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Суд первой инстанции исходил из того, что установленный Законом N 244-ФЗ порядок передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную предусматривает обязанность федерального органа исполнительной власти принять решение о передаче участка в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления. Из представленных администрацией документов не следует, что орган местного самоуправления обращался в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с обращением о передаче спорного земельного участка из собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования. Между тем, из части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), а также пунктов 1.2, 3.1 и 3.2 Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.07.2009 N 270 (далее - Административный регламент) следует, что решение о передаче земельных участков, относящихся к землям особо охраняемых природных территорий (земель курортов), в муниципальную собственность принимается Росимуществом. Кроме того, администрация не оспаривает бездействие Росимущества (территориального управления). Однако без оценки действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, на предмет их соответствия закону невозможно принятие судом решения по заявленным требованиям. Апелляционный суд при разрешении спора признал недоказанным сам факт обращения администрации в уполномоченный орган с заявлением о передаче участка в муниципальную собственность. Поскольку доказательства бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, по рассмотрению обращения администрации не представлены, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для обязания территориального управления устранить нарушения прав заявителя путем принятия решения о передаче земельного участка в муниципальную собственность (л. д. 32, 70).
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В рамках реализации Закона N 244-ФЗ администрацией в территориальное управление направлены документы для принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 площадью 276 кв. м из федеральной собственности в собственность муниципального образования (письмо от 19.11.2012). В силу части 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче земельного участка из федеральной в муниципальную собственность в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа местного самоуправления. До настоящего времени решение о передаче земельного участка территориальным управлением не принято. Участок с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 расположен на территории курорта федерального значения (во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта), относится к категории земель населенных пунктов, особо охраняемых территорий и объектов. По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) участок предоставлен на праве аренды обществу. Право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подтверждено выпиской из ЕГРП, зарегистрировано до вступления в силу Закона N 244-ФЗ. Следовательно, к порядку передачи спорного участка применимы нормы Закона N 244-ФЗ. Такой земельный участок в силу части 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ передается из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов. Досудебный порядок обращения к заинтересованному лицу администрацией соблюден (письмо департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от 19.11.2012 N 0205-1418531). Следовательно, спорный участок подлежит передаче в собственность органа местного самоуправления.
От территориального управления и общества отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Кодекса, в суд кассационной инстанции представителей не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 площадью 276 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Молокова, 24 а, в ЕГРП внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации (запись регистрации 23-23-22/008/2006-533 от 26.06.2006) и права аренды в пользу общества, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 04.09.2012 (л. д. 9, 10).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровый паспорт земельного участка от 10.10.2012) участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, в границах охранной зоны "красной линии" ул. Молокова (л. д. 10 - 12).
В письме от 19.11.2012, адресованном руководителю территориального управления, администрация изложила просьбу принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 из федеральной собственности в муниципальную. В качестве приложения к письму указаны выписка из ЕГРП и кадастровый паспорт земельного участка (л. д. 7).
Ссылаясь на то, что решение о передаче указанного участка территориальным управлением не принято, администрация обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 Кодекса с заявлением об обязании территориального управления принять решение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 в собственность муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют закону (иному нормативному правовому акту) и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для удовлетворения таких требований необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких действий (бездействия), решений закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
По смыслу частей 4 и 5 статьи 200 Кодекса на заявителя возлагается обязанность доказать факт нарушения своих прав и законных интересов оспариваемым действиями (бездействием), на заинтересованное лицо - подтвердить их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 расположен на территории курорта федерального значения (во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта) и находится в федеральной собственности. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в ЕГРП 26.06.2006.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции Закона N 244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Порядок передачи таких земельных участков урегулирован Законом N 244-ФЗ.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1 Закона N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Передача указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ (часть 5 статьи 1). В указанной норме предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 настоящей статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Поскольку право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 зарегистрировано до момента вступления в силу Закона N 244-ФЗ, для возникновения права муниципальной собственности требуется соблюдение процедуры, предусмотренной частями 5 и 6 статьи 1 данного Закона.
Согласно пункту 1 Положения Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 указанного Положения установлено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 1.2 Административного регламента выполнение государственной функции осуществляется Росимуществом и (или) его территориальными органами.
В силу пункта 3.1 Административного регламента при поступлении в Росимущество письменного обращения органа местного самоуправления о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность ответственный исполнитель осуществляет проверку поступивших документов на соответствие перечню документов, указанному в пункте 2.4.2 настоящего Регламента. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.
Пунктом 3.2 Административного регламента предусмотрено, что по результатам рассмотрения поступившего обращения и прилагаемых к нему документов Росимуществом принимается одно из следующих решений:
- письменное поручение соответствующему территориальному органу Росимущества рассмотреть и принять решение по существу;
- распоряжение Росимущества о передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность;
- письмо заявителю об отказе в передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность.
Таким образом, решение о передаче спорного земельного участка из федеральной собственности в собственность муниципального образования должно приниматься Росимуществом на основании обращения органа местного самоуправления.
Однако материалы дела не подтверждают, что администрация направляла в Росимущество обращение о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 из федеральной собственности в собственность муниципального образования. Поэтому суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из того, что заявителем нарушен (не соблюден) нормативно установленный порядок направления (рассмотрения) обращений заинтересованных лиц о передаче находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества (земельных участков) в муниципальную собственность.
Поскольку уполномоченный орган (Росимущество) не допустил неправомерного бездействия по рассмотрению обращения органа местного самоуправления о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 в муниципальную собственность, оснований для удовлетворения требований администрации не имеется.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы администрации о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований отклоняются как основанные на неправильном понимании (толковании) органом местного самоуправления норм права (часть 6 статьи 1 Закона N 244-ФЗ, статьи 198, 200 и 201 Кодекса), а также противоречащие установленным судами фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. При этом заявитель не лишается возможности обратиться в уполномоченный орган (Росимущество) по вопросу о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402026:0028 в муниципальную собственность (но с соблюдением установленного порядка направления соответствующего обращения).
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель (орган местного самоуправления) освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2013 по делу N А32-509/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.