г. Краснодар |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А32-49511/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Назаренко И.П. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Южное взморье" (ОГРН 1022304915566) - Айвазяна С.Р. (доверенность от 30.05.2013), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования Туапсинский район - Солопова В.Н. (доверенность от 26.08.2013), в отсутствие представителей истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Южное взморье" и администрации муниципального образования Туапсинский район на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 (судьи Малыхина М.Н., Авдонина О.Г., Мисник Н.Н.) по делу N А32-49511/2011, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Южное взморье" (далее - общество) о признании права собственности Краснодарского края на земельные участки площадью 137 335 кв. м с кадастровым номером 23:33:0907003:23, и площадью 49 487 кв. м с кадастровым номером 23:33:0110001:193, расположенные по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой (далее - земельные участки), и о признании недействительным зарегистрированного права собственности общества на земельные участки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление Росимущества).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2012 (судья Нигоев Р.А.) в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован избранием департаментом ненадлежащего способа защиты нарушенного, необходимостью оспаривания основания возникновения права собственности общества на земельные участки, отсутствием доказательств фактического владения земельными участками Краснодарским краем, интересы которого представляет департамент.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2012 отменено, исковые требования удовлетворены. Апелляционный суд пришел к выводам о принадлежности земельных участков к региональному уровню собственности Краснодарского края ввиду их расположения в границах курорта регионального значения, об ограниченности земельных участков в обороте и законодательном установлении запрета на их приватизацию, об избрании департаментом надлежащего способа защиты прав, фактически заключающегося в применении последствий недействительности договоров купли-продажи земельных участков путем изменения содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) сведений, и об отсутствии у истца необходимости в доказывании нахождения земельных участков в фактическом владении публично-правового образования.
Общество и администрация обжаловали судебный акт апелляционной инстанции в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы общества сводятся к недоказанности нахождения земельных участков в границах курорта регионального значения и их принадлежности к собственности Краснодарского края.
Администрация полагает, что правовые акты, положенные апелляционным судом в основание вывода о расположении земельных участков в границах курорта регионального значения, соответствующий факт не подтверждают, на момент предоставления земельных участков обществу в собственность отсутствовали утвержденные в установленном порядке границы зон округа санитарной охраны курорта регионального значения, соответствующий акт длительное время находится в разработке и до настоящего времени не издан, письма отдельных органов администрации Краснодарского края такими нормативными актами не являются.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит постановление апелляционного суда подлежащим отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании постановлений главы муниципального образования Туапсинский район от 25.03.2009 N 642, от 25.03.2009 N 643, от 25.03.2009 N 644, от 02.04.2009 N 767 администрацией (продавец) и обществом (покупатель) заключены договоры от 02.04.2009 и от 25.03.2009 купли-продажи земельных участков площадью 38 381 кв. м с кадастровым номером 23:33:0110001:5, площадью 11 106 кв. м с кадастровым номером 23:33:0110001:6 площадью 53 913 кв. м с кадастровым номером 23:33:0907003:2, площадью 83 515 кв. м с кадастровым номером 23:33:0907003:1, относящихся к категории земель населенных пунктов, расположенных по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Агой, в результате объединения которых образованы спорные земельные участки.
Земельные участки предоставлены обществу для эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости.
Переход к обществу права собственности на земельные участки зарегистрирован в реестре (свидетельства о государственной регистрации права от 19.01.2011 и от 12.01.2010).
Полагая, что земельные участки расположены в границах округов санитарной охраны имеющего региональное значение курорта, а у администрации не имелось полномочий по распоряжению ими, департамент обратился в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
К земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты (пункт 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; далее - Закон N 33-ФЗ). Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 33-ФЗ территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального или регионального значения. Отнесение территорий к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах (пункт 4 статьи 31 Закона N 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Согласно пункту 2 указанной статьи территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края" (далее - Закон N 41-КЗ) и постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 "О курортах краевого значения" курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края.
Согласно статье 10 Закона N 41-КЗ природные лечебные ресурсы на территории Краснодарского края, относящиеся к государственной собственности, могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации либо Краснодарскому краю.
Ряд местностей Туапсинского района получили статус курорта на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.08.1972 N 83 "О некоторых вопросах землепользования", которым был утвержден перечень курортных местностей Краснодарского края, включающий курорты Шепси, Гизель-Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 27.09.1988 N 406 "Об установлении границ и режима курортов округа санитарной охраны курортов Туапсинского района (Джубга, Ново-Михайловка, Небуг, Гизель-Дере, Шепси) в Краснодарского крае" (далее - постановление N 406) утверждены границы и режим санитарной охраны курортов Туапсинского района.
Небугское сельское поселение, включающее в себя село Агой, в котором расположены земельные участки, согласно статье 4.1 Закона Краснодарского края от 02.07.2004 N 745-КЗ "Об установлении границ муниципального образования Туапсинский район, наделении его статусом муниципального района, образовании в его составе муниципальных образований - городских и сельских поселений - и установлении их границ" входит в состав муниципального образования Туапсинский район.
Статьей 1 Закона N 26-ФЗ установлено, что внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). Округ санитарной охраны определен как особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения.
Утвержденная постановлением N 406 разработанная Минздравом СССР, ЦНИИК, Управлением "Геоминвод" схематическая карта округа и зон санитарной охраны курортов Черноморского побережья Краснодарского края от Кабардинки до с. Шепси, выполненная без координат и в безмасштабном варианте, позволила судам прийти к выводу о расположении земельных участков в границах округов санитарной охраны курортов регионального значения.
В подтверждение соответствующих сведений апелляционный суд сослался на письмо министерства курортов и туризма Краснодарского края от 22.01.2013, письмо департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, картографический материал, источником которого явилась разработанная ФГУП КубаньНИИгипрозем Южный филиал ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ ГУП КК "Кубанский НИ и ПИ земельный центр" в 2003 году по заказу департамента схема установления границ особо охраняемых природных территорий и особо ценных земель краевого значения в Туапсинском районе Краснодарского края.
Представленному обществом техническому заключению от 05.06.2013 N ЭБП 3-351/2013, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Экспертное бюро "Параллель", согласно которому земельные участки не располагаются в границах округа санитарной охранной зоны курорта, установленной постановлением N 406, дана оценка как основанному на ошибочном применении норм материального права и не учитывающему отнесение земельных участков к землям курорта регионального значения в силу закона.
Вместе с тем, полагая, что департаментом избран надлежащий способ защиты права публичной собственности на земельные участки, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Пунктом 58 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
С учетом названного разъяснения иск о признании права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок мог быть удовлетворен только при условии нахождения земельного участка в фактическом владении истца, в том числе в связи с наличием на земельном участке принадлежащих названному субъекту объектов недвижимости, что исключало бы возможность его истребования в порядке статьи 301 Гражданского кодекса (аналогичный правовой подход отражен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 148/11).
В условиях наличия государственной регистрации права собственности общества на земельные участки и недоказанности их нахождения в фактическом владении публично-правового образования у судов отсутствовали основания для удовлетворения требования департамента о признании права собственности Краснодарского края на земельные участки.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно выражал правовой подход, согласно которому, поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе N 122-ФЗ и иных законах не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2010 N 5740/09).
Как следует из разъяснения, содержащегося в пункте 3 постановления N 10/22, в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд не должен отказывать в иске ввиду неправильного указания норм права, а обязан сам определить, из какого правоотношения спор возник и какие нормы подлежат применению (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 N 2665/12 и от 24.07.2012 N 5761/12).
В пункте 52 постановления N 10/22 указано, что признание в судебном порядке зарегистрированного права отсутствующим допустимо при условии нарушения названного права регистрационной записью в реестре и отсутствия возможности его защиты путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, в том числе, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились.
Если требование о признании зарегистрированного права отсутствующим носит самостоятельный характер и преследует цель устранения нарушения прав истца путем исключения недостоверной записи из реестра в связи с отсутствием обременения, его удовлетворение возможно только при установлении того, что истцом не утрачено владение спорным имуществом и отсутствует возможность признания права на него или его виндицирования. В этом случае требование истца расценивается как негаторное.
По смыслу пункта 52 постановления N 10/22 регистрационная запись в реестре, совершенная на основании ничтожной сделки, подлежит прекращению на основании решения суда о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.12.2010 N 7781/10 указал, что требование о признании недействительным обременения (об аннулировании соответствующей записи в реестре) по существу направлено на признание зарегистрированного обременения отсутствующим в качестве одного из последствий недействительности оспариваемого договора.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса (пункт 34 постановления N 10/22).
Квалифицировав требование о признании зарегистрированного права недействительным как требование о признании права отсутствующим, суд апелляционной инстанции не учел, что в отсутствие доказательств нахождения земельных участков в фактическом владении Краснодарского края, права последнего в лице департамента, не являющегося стороной по договорам купли-продажи, не могли быть защищены посредством требования о признании отсутствующим обременения (в виде аренды) права региональной собственности на земельные участки, заявленного как в реституционном, так и в негаторном порядках.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения заявленного департаментом иска.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Суд кассационной инстанции считает возможным, отменив апелляционное постановление как принятое с нарушением норм материального права, оставить в силе правильное по существу решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 по делу N А32-49511/2011 отменить. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.10.2012 по делу N А32-49511/2011 оставить в силе.
Прекратить взыскание по отмененному судебному акту. Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Южное взморье" (ОГРН 1022304915566) 2 тыс. рублей расходов по уплате госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
И.П. Назаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 52 постановления N 10/22 указано, что признание в судебном порядке зарегистрированного права отсутствующим допустимо при условии нарушения названного права регистрационной записью в реестре и отсутствия возможности его защиты путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, в том числе, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились.
...
По смыслу пункта 52 постановления N 10/22 регистрационная запись в реестре, совершенная на основании ничтожной сделки, подлежит прекращению на основании решения суда о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.12.2010 N 7781/10 указал, что требование о признании недействительным обременения (об аннулировании соответствующей записи в реестре) по существу направлено на признание зарегистрированного обременения отсутствующим в качестве одного из последствий недействительности оспариваемого договора.
В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса (пункт 34 постановления N 10/22)."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 сентября 2013 г. N Ф08-5021/13 по делу N А32-49511/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19746/13
27.12.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-19746/13
23.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5021/13
20.06.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15342/12
04.10.2012 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-49511/11