г. Краснодар |
|
30 сентября 2013 г. |
Дело N А61-2446/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 сентября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Назаренко И.П., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426) - Канукова В.А. (доверенность от 25.09.2012), в отсутствие представителей заявителя - Местной религиозной организации Приход Вознесения Иисуса Христа Римско-католической Церкви в городе Владикавказе (ИНН 1501029468, ОГРН 1021500000466), от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Специализированного эксплуатационного государственного унитарного предприятия, акционерного коммерческого банка "Эльбин" (открытое акционерное общество) в лице филиала "Гамид", государственного унитарного предприятия "Аланиятехинвентаризация Республики Северная Осетия-Алания", Комитета по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Местной Религиозной организации Приход Вознесения Иисуса Христа Римско-католической Церкви в городе Владикавказе на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.02.2013 (судья Коптева М.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А61-2446/2012, установил следующее.
Местная религиозная организация Приход Вознесения Иисуса Христа Римско-католической Церкви в городе Владикавказе (далее - религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконными решения Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) об отказе в безвозмездной передаче имущества религиозного назначения в виде нежилых помещений площадью 380,2 кв. м с кадастровым (условным) номером 15-15-09/999/2011-495 (литеры А1, А2, А3, а, а1), обозначенных на поэтажном плане номерами 1, 2, 2б, 2а, 3, 4, 26, 27, 27а, 28, 29, 29а, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36-37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45-46, 47, 48, 49, расположенных по адресу: г. Владикавказ, ул. М. Горького/ул. Бородинская, 41/16-16а (далее - нежилые помещения), распоряжений от 16.04.2012 N 109 и от 23.04.2012 N 118 (далее - распоряжения от 16.04.2012 и от 23.04.2012) о согласовании Специализированному эксплуатационному государственному унитарному предприятию (далее - предприятие) продажи нежилых помещений, находящихся в его хозяйственном ведении.
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.10.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены предприятие, акционерный коммерческий банк "Эльбин" (открытое акционерное общество) в лице филиала "Гамид" (далее - банк), государственное унитарное предприятие "Аланиятехинвентаризация Республики Северная Осетия-Алания" (далее - предприятие техинвентаризации), Комитет по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Северная Осетия-Алания (далее - комитет).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.02.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы недоказанностью религиозного назначения нежилых помещений, отсутствием у министерства полномочий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности, и безотносимостью одного из оспариваемых распоряжений к нежилым помещениям.
Религиозная организация обжаловала судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Доводы кассационной жалобы сводятся к отсутствию оснований для отнесения нежилых помещений к современной постройке, их созданию в качестве объектов культурного наследия религиозного назначения, конфессиональной принадлежности нежилых помещений, сохранению нежилыми помещениями статуса имущества религиозного значения несмотря на их использование в иных целях, реконструкцию и перепланировку, самостоятельному назначению нежилых помещений и отсутствию их вспомогательного характера, наличию у министерства полномочий по распоряжению имуществом религиозного назначения, находящимся в региональной собственности.
В отзыве на кассационную жалобу министерство настаивает на отсутствии законодательного закрепления полномочий министерства по распоряжению имуществом религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, недоказанности религиозного назначения нежилых помещений.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителя министерства, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено следующее.
В архивной справке Комитета по делам архивов Республики Северная Осетия-Алания - Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания от 06.11.1998 N 106 содержатся сведения об открытии 22.10.1901 в г. Владикавказе при Римско-католической Церкви начального одноклассного приходского (римско-католического) училища в ее собственном помещении, обозначенном на изданном в 1911 году плане г. Владикавказа под N 158 на пересечении улиц Евдокимовской и Малой Георгиевской (в настоящее время соответственно улицы М. Горького и Бородинская). На названном плане под N 24 по улице Евдокимовской (ул. М. Горького) указан Польский католический костел.
Имеющимися в деле копиями свидетельства о государственной регистрации права от 27.11.2008 серии 15-АЕ N 819908 и договора аренды от 27.11.2008 подтверждено, что нежилое встроенное помещение площадью 224,7 кв. м (литера А), состоящее из обозначенных на поэтажном плане под номерами 11, 12, 12а, 13, 13а, 14, 15, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 помещений первого этажа здания, находящегося по адресу: г. Владикавказ, ул. М. Горького/ул. Бородинская, 41/16-16а, принадлежит на праве собственности Цгоевой Л.Г. (далее - физическое лицо) и арендуется банком (далее - занимаемое банком помещение).
В письмах комитета 10.02.2009 N 924 и от 06.06.2012 N 410 указано на полное разрушение здания Польского католического костела, а также на нахождение занимаемого банком помещения в здании римско-католического приходского училища, являющемся выявленным объектом культурного наследия, памятником истории и архитектуры 1901 года, включенным в Перечень объектов культурного наследия Республики Северная Осетия - Алания (утвержден приказом комитета от 26.01.2009 N 7).
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.08.2012 N 09/519/2012-280 свидетельствует о нахождении нежилых помещений в собственности Республики Северная Осетия-Алания и их закреплении за предприятием на праве хозяйственного ведения.
Из имеющихся в материалах дела копий инвентарного дела, технического паспорта, карточках на домовладение от 13.07.1948 и от 14.07.1976, обращения от 02.02.1948 бригады Совета Министров РСФСР по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности в Северо-Осетинской АССР следует, что в нежилых помещениях с 1948 года располагались детский приемник НКВД и центр временного содержания для несовершеннолетних при МВД по Республике Северная Осетия-Алания.
В карточке на домовладение от 13.07.1948 в адресе указан номер "41/16", а в карточке на домовладение от 14.07.1976 - "41/16-16а", при этом в последней нежилые помещения с литерами А1, А2, А3 названы пристройками.
В письме комитета N 403 от 05.06.2012 нежилые помещения охарактеризованы как одноэтажные здания современной постройки с внутренним двором, не входящие в состав объекта культурного наследия.
Относимость нежилых помещений к современным постройкам косвенно подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 25.12.2002, актом рабочей комиссии о готовности законченного строительством здания, сооружения для предъявления государственной приемочной комиссии, заключением инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора от 31.12.2002 N 219-02, которыми оформлено принятие в эксплуатацию завершенного строительством центра временной изоляции для несовершеннолетних подростков площадью 51 кв. м по ул. Бородинской в г. Владикавказе.
Распоряжением от 16.04.2012 министерство дало согласие предприятию на продажу нежилых помещений.
Распоряжением от 23.04.2012 внесены изменения в распоряжение министерства от 07.08.2008 N 268, которым не имеющее отношения к спорным нежилым помещениям недвижимое имущество, находящееся по адресу: г. Владикавказ, ул. Московская, 4, внесено в реестр государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания и закреплено на праве оперативного управления за государственным учреждением "Аппарат мировых судей Республики Северная Осетия-Алания".
На заявления религиозной организации от 25.05.2012 и от 27.04.2012 о безвозмездной передаче в собственность нежилых помещений, по мнению заявителя исторически принадлежавших Римско-католической Церкви, министерство письмами от 15.05.2012 N 636 и от 27.06.2012 N 870 ответило отказом, мотивировав его тем, что нежилые помещения являются современными постройками, не имеющими религиозного назначения и представляющими собой часть занимаемого банком здания. Министерство также указало на отсутствие у него полномочий по передаче находящегося в публичной собственности имущества в собственность религиозных организаций, а также на принадлежность нежилых помещений на праве хозяйственного ведения предприятию, которому согласована их реализация.
Посчитав отказ в передаче нежилых помещений заявителю и распоряжение министерства о согласовании продажи нежилых помещений незаконными, нарушающими законные права религиозной организации, последняя обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановления Пленумов N 6/8) для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемых актов, решений, действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочии на их издание, принятие и совершение, а также обстоятельств, послуживших основанием для этого, возлагается частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Кодекса на органы или лица, которые издали, приняли и совершили оспариваемые акты, решения, действия (бездействие) соответственно.
Порядок передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - имущество религиозного назначения) установлен Федеральным законом от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ).
Частью 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ имущество религиозного назначения определено как недвижимое имущество, построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).
Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется с учетом его конфессиональной принадлежности уполномоченным органом, определенным частью 2 статьи 2 Закона N 327-ФЗ как федеральный орган исполнительной власти, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, которые уполномочены соответственно федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на принятие решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения (далее - уполномоченный орган; часть 4 статьи 3 Закона N 327-ФЗ).
Законом N 327-ФЗ допускается безвозмездная передача религиозным организациям также имущества, не имеющего религиозного назначения, но предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс (часть 3 статьи 5 Закона N 327-ФЗ), или перепрофилированного (реконструированного) на день вступления в силу настоящего Закона для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 Закона, и переданного в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование (часть 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 N 325 утвержден Перечень документов, необходимых для обоснования права религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ, в числе которых указаны архивная справка, содержащая в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения), а также копия решения уполномоченного органа о передаче имущества в безвозмездное пользование.
В материалах дела отсутствуют доказательства, с необходимой степенью достоверности свидетельствующие о возведении (строительстве) нежилых помещений для осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозной организации, их предназначения для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образования с ним монастырского, храмового или иного культового комплекса, перепрофилировании (реконструкции) нежилых помещений на день вступления в силу Закона N 327-ФЗ для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозной организации и передачи в безвозмездное пользование последней.
В отсутствие указанных доказательств у министерства не имелось правовых оснований для безвозмездной передачи нежилых помещений религиозной организации.
У религиозной организации отсутствуют притязания в отношении имущества, закрепленного распоряжением министерства от 07.08.2008 N 268 на праве оперативного управления за государственным учреждением "Аппарат мировых судей Республики Северная Осетия-Алания".
В этой связи, оспариваемые решение министерства об отказе в безвозмездной передаче нежилых помещений религиозной организации, распоряжения от 16.04.2012 и от 23.04.2012 не могли быть признаны противоречащими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы заявителя.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 21.02.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2013 по делу N А61-2446/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мешерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2013 г. N Ф08-5811/13 по делу N А61-2446/2012
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5811/13
10.07.2013 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2446/12
21.06.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1109/13
21.02.2013 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-2446/12