г. Краснодар |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А53-31315/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мещерина А.И. и Сидоровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании истца - открытого акционерного общества "Ростгортоп" (ИНН 6152000246, ОГРН 1026103162458), ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Ростовской области и третьих лиц: Правительства Ростовской области, администрации города Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2012 (судья Меленчук И.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 (судьи Галов В.В., Мисник Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А53-31315/2012, установил следующее.
ОАО "Ростгортоп" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) с иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 61:44:073303:0002 площадью 11 670 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 257 а, равной его рыночной стоимости в размере 34 048 тыс. рублей;
- с кадастровым номером 61:44:023001:0019 площадью 11 596 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 42, равной его рыночной стоимости в размере 37 557 тыс. рублей;
- с кадастровым номером 61:44:0023001:34 площадью 7658 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 42в, равной его рыночной стоимости в размере 24 803 тыс. рублей;
- с кадастровым номером 61:44:023001:27 площадью 7073 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 42л, равной его рыночной стоимости в размере 22 908 тыс. рублей (требования уточнены; т. 4, л. д. 37).
Иск мотивирован следующим. В связи с утверждением результатов кадастровой оценки земель с 01.01.2009 внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения о кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков существенно превышают рыночную стоимость участков, определенную отчетом об оценке рыночной стоимости, что не соответствует пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области (далее - правительство) и администрация г. Ростова-на-Дону (далее - администрация).
Определением от 21.11.2012 с целью определения рыночной стоимости земельных участков по делу назначена экспертиза (т. 4, л. д. 1).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013, иск удовлетворен. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:073303:0002 площадью 11 670 кв. м равной его рыночной стоимости в размере 34 048 тыс. рублей; земельного участка с кадастровым номером 61:44:023001:0019 площадью 11 596 кв. м - равной его рыночной стоимости в размере 37 557 тыс. рублей; земельного участка с кадастровым номером 61:44:0023001:34 площадью 7658 кв. м - равной его рыночной стоимости в размере 24 803 тыс. рублей; земельного участка с кадастровым номером 61:44:023001:27 площадью 7073 кв. м - равной его рыночной стоимости в размере 22 908 тыс. рублей.
Судебные инстанции исходили из того, что общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:073303:0002 (11 670 кв. м), 61:44:023001:0019 (11 596 кв. м), 61:44:0023001:34 (7658 кв. м), 61:44:023001:27 (7073 кв. м) с разрешенным использованием - для эксплуатации производственных помещений. С 01.01.2009 в связи с утверждением результатов государственной кадастровой оценки земель постановлением от 28.04.2008 N 212 размер кадастровой стоимости указанных участков составил 63 075 183 рубля, 119 744 123 рубля, 79 079 035 рублей и 73 038 132 рубля соответственно. Законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса, пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила), пункты 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), пункт 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N2)), не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости. С учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - постановление от 28.06.2011 N 913/11), суды пришли к выводу о том, что права общества, нарушенные несоответствием внесенной в ГКН кадастровой стоимости участков их рыночной стоимости, подлежат защите посредством внесения в ГКН соответствующих изменений. Полномочия по кадастровому учету земельных участков осуществляет кадастровая палата. По результатам оценки экспертного заключения по определению рыночной стоимости земельных участков судебные инстанции пришли к выводу о его соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Рыночная стоимость участков определена по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2007). Довод правительства о составлении отчета с нарушением законодательства апелляционный суд отклонил. В заключении эксперт произвел анализ и усреднение всех доступных объектов, аналогичных исследуемым, что отвечает принципу справедливого размера налогообложения (т. 4, л. д. 55, 131).
Администрация обжаловала решение от 30.11.2012 и апелляционное постановление от 11.02.2013 в кассационном порядке. В жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные акты отменить, установить кадастровую стоимость земельных участков с момента вступления в силу решения. По мнению администрации, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса, предусматривая определение кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, не допускает изменения кадастровой стоимости земельного участка за предыдущий период. В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 указано, что кадастровая стоимость - это по существу рыночная стоимость участка, определенная методом массовой оценки; сам по себе размер кадастровой стоимости порочным не является и может быть изменен в судебном порядке вне рамок процедуры оспаривания кадастровой стоимости. Таким образом, кадастровая стоимость в размере рыночной может быть внесена в ГКН только с момента вступления в силу соответствующего судебного акта. Поэтому выбор судами даты (01.01.2007) установления кадастровой стоимости в размере рыночной является необоснованным. Несостоятелен и вывод судебных инстанций о доказанности рыночной стоимости спорных участков. Отчет о государственной кадастровой оценке земель судами не исследовался, с данными об оценке рыночной стоимости земельных участков не сопоставлялся. С учетом изложенного, кадастровая стоимость спорных участков должна быть определена по данным экспертного исследования на дату рассмотрения спора в суде: для участка с кадастровым номером 61:44:073303:0002 в размере 45 210 тыс. рублей; для участка с кадастровым номером 61:44:023001:0019 в размере 54 646 тыс. рублей; для участка с кадастровым номером 61:44:0023001:34 в размере 36 088 тыс. рублей; для участка с кадастровым номером 61:44:023001:27 в размере 33 332 тыс. рублей.
Общество в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Истец полагает, что поскольку муниципальное образование не участвует в процессе государственной кадастровой оценки земель, права администрации вынесенными судебными актами не затрагиваются. В силу статьи 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) на момент обращения общества за защитой вступили в силу и должны были применяться судом. В судебной практике выработано несколько подходов в отношении даты, на которую должна быть установлена кадастровая стоимость земельных участков в размере рыночной (на дату кадастровой оценки земель, дату утверждения кадастровой стоимости либо дату ее корректировки). Но в любом случае рыночная стоимость, подлежащая внесению в ГКН, не может быть определена произвольно. Ее определение по состоянию на дату принятия судом решения исключается. В статье 66 Земельного кодекса и статье 24.19 Закона об оценочной деятельности закреплен единый механизм пересмотра кадастровой стоимости в ходе ее оспаривания в суде или комиссии. При этом действия государственного органа, который произвел кадастровую оценку, предметом судебной проверки не являются. Вопрос о перерасчете платежей в рамках настоящего дела судами также не рассматривался. Вместе с тем, бюджеты имеют право лишь на законно установленные налоги.
От кадастровой палаты и правительства отзывы на жалобу не поступили.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2013 производство по кассационной жалобе администрации приостанавливалось до опубликования постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А11-5098/2010 (со схожими фактическими обстоятельствами). Определением от 08.10.2013 производство по кассационной жалобе администрации возобновлено.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в суд кассационной инстанции не направили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений) на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, общество является собственником следующих земельных участков: с кадастровым номером 61:44:073303:0002 площадью 11 670 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 257 а; с кадастровым номером 61:44:023001:0019 площадью 11 596 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 42; с кадастровым номером 61:44:0023001:34 площадью 7658 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 42в; с кадастровым номером 61:44:023001:27 площадью 7073 кв. м, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Страны Советов, 42л. Право собственности общества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 17.04.2006, от 17.07.2007, от 09.12.2008 и от 13.07.2010 (т. 1, л. д. 21, 33, 35, 36).
По сведениям ГКН, отраженным в кадастровых паспортах, земельным участкам общества установлено разрешенное использование - для эксплуатации производственных помещений; кадастровая стоимость участков составляет 63 075 183 рубля, 119 744 123 рубля, 79 079 035 рублей и 73 038 132 рубля соответственно (т. 2, л. д. 1 - 9).
Полагая, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков общества внесены в ГКН на основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212, которым утверждены средние по муниципальному району и кадастровому кварталу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области (по состоянию на 01.01.2007).
Согласно заключению эксперта N 0480601500 по состоянию на 01.01.2007 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:073303:0002 площадью 11 670 кв. м составила 34 048 тыс. рублей; земельного участка с кадастровым номером 61:44:023001:0019 площадью 11 596 кв. м - 37 557 тыс. рублей; земельного участка с кадастровым номером 61:44:0023001:34 площадью 7658 кв. м - 24 803 тыс. рублей; земельного участка с кадастровым номером 61:44:023001:27 площадью 7073 кв. м - 22 908 тыс. рублей (т. 4, л. д. 4 - 25).
В силу статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Закона N 167-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Закона об оценочной деятельности предусматривает, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В статье 12 Закона об оценочной деятельности закреплено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендованной для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, одним из допустимых доказательств по данным спорам является отчет независимого оценщика (статья 75 Кодекса), который подлежит оценке на предмет соответствия его нормам Закона об оценочной деятельности и правилам федеральных стандартов оценки.
Статьей 17.1 Закона об оценочной деятельности предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика, которая может быть истребована судом в случае представления ответчиком доказательств (мотивированных возражений) несоответствия отчета независимого оценщика требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (статья 65 Кодекса). При этом Кодекс не закрепляет приоритет заключения судебного эксперта перед иными полученными в установленном порядке доказательствами (статьи 71 и 86 Кодекса).
Оценив заключение эксперта N 0480601500 об определении рыночной стоимости земельных участков по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу о несоответствии содержащихся в ГКН сведений о кадастровой стоимости принадлежащих истцу земельных участков их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007. В то же время суды признали, что заключение эксперта соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу о доказанности истцом рыночной стоимости спорных участков в заявленном размере (с учетом уточнения требований).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В кассационной жалобе администрация ссылается на неверный выбор судами даты установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной (01.01.2007). Указанный довод отклоняется как не соответствующий арбитражной практике (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11).
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
В постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 сформулирована следующая правовая позиция. Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ростовской области утверждены постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 по состоянию на 01.01.2007. На эту же дату определена рыночная стоимость земельного участка в заключении эксперта N 0480601500.
Иные доводы жалобы (о нарушениях, допущенных при подготовке заключения) сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах и представленных в дело доказательств. Кассационная инстанция не наделена полномочиями по исследованию (переоценке) доказательств и установлению иных (отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций) обстоятельств (часть 2 статьи 287 Кодекса, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 16191/11 и от 22.01.2013 N 10924/10).
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 по делу N А53-31315/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.